Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика: ее цели и инструменты

Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика: ее цели и инструменты

Денежно-кредитную политику проводит государство через двухуровневую банковскую систему. Первый ярус данной системы представлен центральным банком.:

Центральный банк является: эмиссионным центром страны; банком банков; банкиром правительства, органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами

Цели ЦБ:

1. Стратегические: достижение стабильности цен, полной занятости, рост реального объема производства

2. промежуточные: изменение денежного предложения и темпов его роста.

3. Тактические: изменение ставки процента, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Инструменты денеж.кред.полит.:

1. учетная политика . Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки, по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог. если произошел экономический спад, и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то центральный банк поднимает размер дисконта.

2. регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в центральном банке. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.

3. операции на открытом рынке . Политика открытого рынка выражается, прежде всего, в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Для увеличения денежного обращения ЦБ покупает ценные бумаги, в целях уменьшения денежного предложения он их продает. Особенность инструмента – высокая мобильность, т.е. возможность ежедневного изменения направления ДКП.

Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно влияет на денежную массу.

Политика «дешевых денег»: уменьшение учетной ставки, нормы обязательных резервов, скупка ценных бумаг. Политика «дорогих денег»: увеличение учетной ставки, нормы резервов, продажа госценных бумаг.

Дополнительные способы ДК регулирования:

1. Установление экон нормативов для банка

2. Усложнение процедуры лицензирования банковской деятельности.

3. простое увещевание, т.е. «дружеское убеждение» коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.

Монетарная политика базируется:

1) на возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через мультипликативное увеличение или сокращение предложения денег;

2) на связи ставки процента с инвестициями;

3) на мультипликативном воздействии инвестиций на национальный продукт.

В результате складывается некий трансмиссионный механизм, через который монетарная политика воздействует на национальный продукт, занятость и уровень цен. Центральный банк своими действиями увеличивает (в фазе кризиса) или уменьшает (в фазе подъема) денежную массу. Происходит мультипликативное расширение банковских депозитов, увеличение денежного предложения. Рост предложения денег при неизменном спросе на них ведет к удешевлению денег, т.е. к падению процентной ставки. Результатом снижения процентной ставки будет увеличение частных и государственных инвестиций. Рост капиталовложений повлечет за собой повышение доходов, расширение производства и занятости.

Регулирующий потенциал центрального банка ограничен. Рыночное хозяйство устроено так, что центральный банк не полностью контролирует движение денежной массы. Дело в том, что в обращении находятся не только деньги, выпущенные центральным банком, но и деньги, «выработанные» коммерческими банками (прежде всего банковские чеки), т.е. увеличение кол-ва денег за счет мультипликативного расширения банковских депозитов.

Депозитный мультипликатор (m) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу:

m = 1/R х 100 , где R - обязательная резервная норма;

В общем виде связь предложения денег (Мs) c денежной базой (В) можно представить следующим образом: ΔMs = m ΔB,

В реальной жизни банковский мультипликатор во многом зависит от так называемых «утечек» денег в систему текущего обращения: не все деньги, взятые в банках, возвращаются в кредитную систему в виде депозитов; часть их циркулирует в виде наличных.

Денежный мультипликатор, который является усложненным вариантом депозитного, учитывает поведение как банков, так и населения:

m* = 1 + d / R + d ,

где m* - денежный мультипликатор,

d - отношение наличных денег к депозитам;

R - норма обязательных банковских резервов.

Кейнсианская денежная политика . Ликвидная ловушка.

Государство имеет возможность изменять предложение денег. Но воспользоваться данной возможностью оно может по-разному:

Разумное увеличение предложения денег обеспечивает устойчивое неинфляционное развитие экономики;

Безмерное наращивание денежного предложения порождает ускоряющуюся инфляцию, тормозящую экономический рост.

r MD1 MD2 r1 А В r2 r0 Ms1 Ms2 Ms3 Msn M

Исходное состояние равновесия денежного рынка - в точке А. Пусть государство довело предложение денег от уровня МS1 до Мs2 при неизменном спросе на них. Тогда процентная ставка движется от r1 к r2 вдоль кривой МD1 .

На товарных рынках удешевление кредита отразится на увеличении инвестиций, объема производства и занятости. Результатом станет рост совокупного дохода, что приведет к росту спроса на деньги на денежном рынке (который будет описываться кривой МD2). Вследствие этого вновь повысится процентная ставка до уровня r1, и равновесие будет достигнуто в точке В.

Кейнсианская денежная политика есть систематическое преднамеренное нарушение равновесия денежного рынка с тем, чтобы повлиять на уровень процента, привести инвестиционный спрос в соответствие с предложением сбережений. Главным недостатком кейнскианской политики является увеличение инфляционных процессов.

Расширение денежного предложения сопровождается все менее значительным понижением процентной ставки, а значит, все меньшим приростом инвестиций, производства, занятости и совокупного дохода. Такую ситуацию называют ликвидной ловушкой :

а) на денежном рынке продолжает нарастать предложение денег при стабильно низкой норме процента;

б) на товарных рынках останавливается рост инвестиций, производства и предложения.

Тогда в экономику поступает возрастающая денежная масса при явно недостаточном ее товарном покрытии. Формируется инфляционный «навес».

В открытой здоровой рыночной экономике существует механизм автоматического выхода из ликвидной ловушки, связанный с проявлением эффекта Пигу - прирост дохода складывается из прироста текущего потребления и прироста сбережений, а сбережения увеличиваются быстрее, часть сбережений превратится в дополнительный спрос на деньги, и ставка процента увеличится. Условие – отсутствие инфляционных ожиданий.

При ожидании дальнейшего повышения общего уровня цен у субъектов экономики возрастает, наоборот, предельная склонность к потреблению, что исключает выход из ликвидной ловушки.

Монетаристы же считают, что спрос на деньги в долговременном аспекте стабилен, а его динамика вполне может быть предсказана. С точки зрения монетаристов кейнсианская функция спроса на деньги характеризует только краткосрочные колебания денежного рынка. Если же брать длительную перспективу, то спрос на деньги определяется иначе. В этом пункте монетаристы полагаются на эффект Фишера : . Если государство прибегает к денежной экспансии, то в результате роста денежного предложения произойдет временное сокращение процентных ставок. Однако параллельно с этим усиливается инфляционный процесс. Он воздействует на ожидания субъектов экономической системы, которые, планируя рыночные решения, основываются на последнем инфляционном опыте и рассчитывают на очередное расширение денежной массы и темпа роста цен. Это порождает увеличение спроса на деньги, что через определенное время приводит к повышению процентных ставок. В конечном счете, устанавливается норма процента, уравновешивающая денежный рынок. Теперь для того, чтобы все-таки достичь своей цели (снизить ставки процента), государству надо вызвать денежный шок, резко и неожиданно увеличив денежное предложение. И пока не перестроятся инфляционные ожидания (ориентирующиеся временно на прежний темп роста инфляции), процентные ставки будут снижаться. Но когда в инфляционных ожиданиях будут учтены последняя денежная инъекция и предстоящий скачок инфляции, спрос на деньги снова подскочит, и процентные ставки пойдут вверх опять-таки к уровню равновесия (который определяется, прежде всего, уровнем национального дохода и уровнем ожидаемой инфляции).

Условие долгосрочного равновесия денежного рынка (уравнение Фридмана ):

Δ Ms = Δ Y + Δ Pе, где

ΔMs - предписываемый ежегодный темп прироста денежного предложения;

ΔY - исчисленный за длительный период среднегодовой темп прироста реального ВВП;

Δ Pе - темп ожидаемой инфляции.

Итак, в отличие от кейнсианцев, провозглашающих дискреционную (неавтоматическую) денежно-кредитную политику, монетаристы доказывают преимущества твердого курса в ее осуществлении - поддержания постоянных темпов роста предложения денег.

При осуществлении ДКП монетаристы выдвигают свод правил:

1. отвергаются любые формы использования денежной политики для финансирования бюджетных дефицитов, если они вызывают колебания денежной массы, неадекватные требованиям основного денежного закона;

2. налагается запрет на денежное регулирование процентных ставок (по рекомендациям кейнсианцев);

3. в обязанности государства закладывается устранение любого нерыночного и неденежного влияния на цены, что означает разрешение применять только монетаристские средства антиинфляционного регулирования экономики и т.п.

Сильные стороны:

1) быстрота и гибкость

2) изоляция от политического давления

Слабые стороны:

1) трансмиссионный механизм крайне сложен. Слабость одного звена способен повлечь за собой сбой всего механизма.

2) политика дорогих денег в целом достаточно результативна, А вот политика дешевых денег не всегда способствует экон росту

3) не вполне ясно, увеличивается или сокращается потребление в результате уменьшения процентной ставки.

4) некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предложению денег


22 . Инфляция, ее причины и виды.

Инфляция - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и, соответственно, рост товарных цен.

Цены в рыночной экономике изменяются постоянно - и в этом состоит одно из преимуществ данного типа экономической системы. Однако далеко не всякий рост цен свидетельствует о наступлении инфляции, а потому среди причин роста общего уровня цен необходимо выделить сугубо инфляционные факторы.

В условиях невысокой инфляции цены на отдельные товары могут и снижаться. Именно поэтому необходимо рассматривать инфляцию как рост именно общего уровня цен, причем рост непрерывный, происходящий в течение значительного промежутка времени.

В противоположность инфляциидефляция - это повышение ценности (покупательной способности) денег. Кроме того, выделяют еще и дезинфляцию - замедление темпа инфляции.

Общиепричины инфляции:

1) Дисбаланс совокупного спроса AD и совокупного предложения AS.

а) увеличение AD при постоянстве AS (или превышение темпов роста первого над вторым). Такой

тип инфляции получил название инфляции спроса, представляющей собой нарушение равновесия между AD и AS со стороны спроса

б) сокращение AS при постоянстве AD (или превышение темпов сокращения первого по сравнению со вторым). Этот тип инфляции называется инфляцией предложения и представляет собой нарушение равновесия между AD и AS со стороны предложения

2) Несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета и государственном долге. из-за разрыва во времени правительство вынуждено оплачивать свои расходы по новым ценам, однако из налоговых поступлений, сформированных на базе цен предыдущего периода. В существовании такой обратной связи «инфляция - бюджетный дефицит» состоит суть эффекта Оливьера-Танзи. Данный эффект проявляется в высокой степени зависимости реальной величины бюджетных поступлений от уровня инфляции и от задержек внесения в бюджет налоговых платежей

3)диспропорциональность военно-промышленного и гражданского секторов экономики в связи с милитаризацией последней.

4)Несовершенная конкуренция, т.е. монополизация (олигополизация) экономики:

а) монополизм государства (эмиссия денег, рост непроизводительных расходов, налогов).

б) монополизм профсоюзов, активно влияющих на величину заработной платы - через договоры с союзами предпринимателей

в) монополизм фирм, которые в условиях несовершенной конкуренции имеют возможность назначать цены в весьма широких пределах

5) Инфляционные ожидания, увеличивающие скорость обращения денег V и тем самым самоподдерживающие инфляцию.

6) Стратегические просчеты в реализации государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Причем ошибками можно признать как чрезмерное увеличение денежной массы в обращении, так и ее необоснованное урезание.

7) Внешнеэкономические факторы - «внешние ценовые шоки» (удорожание на мировых рынках топлива, сырья и т.п.), порождающие так называемую импортированную инфляцию. К числу внешних, пришедших из-за границы факторов инфляции можно отнести и проникновение в страну более стабильной иностранной валюты (доллара, евро и др.), которая постепенно начинает замещать отечественную валюту в осуществлении функций денег.

Виды инфляции:

С позиции темпа роста цен открытая инфляция подразделяется на:

1) умеренную, «ползучую» инфляцию (до 10% в год). Кейнсианская (но не классическая) теория рассматривает ее как неизбежный спутник экономического развития, а в определенных условиях и как благо - ведь такая инфляция позволяет быстро корректировать цены применительно к изменяющимся условиям спроса и предложения. В условиях «ползучей» инфляции стоимость денег остается почти стабильной.

2) галопирующая инфляция (до 100% в год). : деньги начинаются ускоренно превращаться домохозяйствами в потребительские, а фирмами - в инвестиционные товары. В условиях галопирующей инфляции уже четко выделяются 2 стадии инфляционного процесса: начальная и основная. На начальной стадии масса денег растет быстрее, чем уровень цен. На основной стадии: незначительное увеличение денежной массы вызывает всплеск цен: резкий рост скорости обращения денег обусловлен стремлением хозяйственных субъектов во что бы то ни стало превратить деньги в любые товары. Стремительно расширяется натуральный обмен, процветают бартерные сделки.

3) гиперинфляция (свыше 100% в год). В рамках нее выделяют еще супер- или супергиперинфляцию. Критерием гиперинфляции является прогрессирующая утрата деньгами своих функций. Деньги теряют цену и перестают выполнять функцию меры стоимости. Вместо денег как средства обращения и средства платежа используются талоны, купоны, нормы распределения. Не реализуется и их функция как средства сбережения: держать средства в национальной валюте домохозяйствам бесперспективно. Характерное явление для состояния гиперинфляции: темпы роста цен многократно опережают темпы роста количества денег в обращении.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инст­рументов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Мето­ды проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.Это воздействие осу­ществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы денежно-кредитной политики носят характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объ­емом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Одна­ко со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы денежно-кредитной политики регулирования денежно-кредитной сферы воздейству­ют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механиз­мов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особен­но на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо прямых икосвенных различают общие и селективные методы осу­ществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влия­ние на денежный рынок в целом.

Селективные методырегулируют конкретные виды кредита и носят в основ­ном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выда­чи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типич­но для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической практике центральные банки используют следу­ющие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резерв­ных требований;

Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депо­нирования средств коммерческих банков в центральном банке;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъ­ятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность ком­мерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обяза­тельных резервов коммерческих банков, или резервных требований, исполь­зуется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данно­го инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызы­вает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипли­кационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалис­тов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резер­вов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное пред­ложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расшире­ние объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

Процентная политика центрального банка проводится по двум направле­ниям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть наз­вана политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому Центральный банк учиты­вает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитова­ния под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При полу­чении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая муль­типликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличе­ние учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются воз­вратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банков­ских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного пред­ложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показате­лем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необяза­тельны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с други­ми банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммер­ческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, сни­жение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к рас­ширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увели­чивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находит­ся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать кратко­срочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдер­живающей.

Депозитные операции Центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а Центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время явля­ются в мировой экономической практике основным инструментом денеж­но-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по зара­нее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наи­более гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвид­ности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влия­ние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что сти­мулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в эко­номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им цен­ных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или умень­шая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необхо­димости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачи­вают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связан­ные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно сов­местно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема осуществления этих операций следующая.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвиди­ровать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населе­нию, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно воз­растает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конеч­ном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропор­ции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит поли­тику, направленную на расширение денежного предложения, а именно централь­ный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населе­ния по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непри­влекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно прода­вать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного пред­ложения. При этом процентная ставка падает.

Можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредит­ной политики в связи с тем, что открытый рынок – это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процент­ных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются Центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кре­дитной политики . Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли цен­трального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики централь­ного банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями цен­трального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения централь­ный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у цен­трального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструмен­тов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой – регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обра­щения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком.

Пример 1. Из российской практики: регулирование наличной денежной массы. В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, не воз­никала проблема кредитных ресурсов для его филиалов, ибо эти ресурсы автомати­чески создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборо­тов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, так как в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам – это лишь обращение банков­ских записей, но не денег. Современная деятельность Банка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением нашей страны в международное экономиче­ское сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборо­тов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам. С помощью таких расчетов определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег орга­низациям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска наличных денег в обращение или их изъятия из обращения.

Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной поли­тики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX века как реакция на «бегство капиталов» в условиях экономического кризиса и Вели­кой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влия­ние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импор­та, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюд­жета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть опреде­лен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валю­ты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валю­ту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интер­венции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечива­ют основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завыше­нии курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособ­на по сравнению с иностранной продукцией.

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственно­го регулирования экономики.

Высшая цель денежно-кредитной политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабиль­ности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются доволь­но медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакци­ей на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим теку­щая денежно-кредитная политика ориентируется на более конк­ретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изме­нение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Рассмотрим теперь сам механизм регулирования денежной массы в обращении, т. е. предложения денег.

Инструменты регулирования денежного обращения.

В мировой практике используются следующие инструменты:

Операции на открытом рынке с государственными ценны­ми бумагами;

Политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. ре­гулирование процента по ссудам коммерческих банков у Цент­рального банка;

Изменение норматива обязательных резервов, устанавли­ваемых Центральным банком для коммерческих банков.

й Операции на открытом рынке

В настоящее время в мировой экономической практике ос­новным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государствен­ных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изы­мать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным бан­ком обычно совместно с группой крупных банков и других фи­нансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается из­лишек денежной массы в обращении и Центральный банк ста­вит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правитель­ственные ценные бумаги через специальных дилеров. Посколь­ку предложение государственных ценных бумаг увеличивает­ся, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что при­водит к сокращению банковских резервов. Сокращение банков­ских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке недоста­ток денежных средств в обращении. В этом случае Централь­ный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать пра­вительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем са­мым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские цен­ные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Насе­ление и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резер­вов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)

Ставка рефинансирования - это процент, под который Цен­тральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная став­ка - это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк пре­доставляет этот кредит не всем желающим коммерческим бан­кам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинан­сирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерчес­кие банки стремятся получить кредит. При этом увеличивают­ся резервы коммерческих банков, вызывая мультипликацион­ное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резер­вы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень до­рогими. Сокращение банковских резервов приводит к мульти­пликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ста­вок занимает второе по значению место после политики Цент­рального банка на открытом рынке, а в некоторых странах яв­ляется главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Цен­трального банка на открытом рынке.

Так, при продаже государственных ценных бумаг на откры­том рынке в целях уменьшения денежного предложения Цент­ральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи ком­мерческими банками правительственных ценных бумаг насе­лению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Цент­ральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерчес­ким банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинте­ресовано в их продаже. Расширительная политика Централь­ного банка становится более эффективной.

Изменение нормы обязательных резервов

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мульти­пликатор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного пред­ложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происхо­дит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее дол­гим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских де­позитов и всей денежной политики.

В современных условиях обязательные резервы выполня­ют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей под­держания необходимого уровня ликвидности. С помощью ре­зервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанков­ских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рас­сматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует дол­говременно, используется довольно редко.

Три классических инструмента денежно-кредитной полити­ки дополняются действием других инструментов. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, норми­рование кредитной экспансии банков сдерживает нежелатель­ный рост денежной массы.

Инструментарий денежно-кредитного регулирования предпо­лагает реализацию не только стратегических целей макроэконо­мики. Конкретно эти цели реализуются через решение промежу­точных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ста­вок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воз­действие на обменный курс национальной денежной единицы.

Достижение промежуточных целей есть конкретный подход к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы ви­дим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Им­ператив монетаризма - денежно-кредитная конституция. Это по­нятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструмен­ты своей реализации. Поэтому монетаристы считают, что государ­ственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетарис­ты признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического ро­ста в течение относительно длительного периода времени. Поэто­му концепция кейнсианцев, направленная на осуществление ак­тивной макроэкономической политики, представляется более жизненной. Следует указать хотя бы на два основных, но постоян­но действующих источника нестабильности - недостаточная гиб­кость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика».

В реальной экономической практике очевидны недостатки и в осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существу­ет. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих сти­хийные и сознательно осуществляемые экономические формы.

Любые меры экономической политики, в том числе в денеж­но-кредитной области наталкиваются на некоторые объектив­ные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (вре­менные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.

Здесь фактор времени следует рассматривать как объектив­ное расхождение между моментом какого-либо экономическо­го действия и моментом принятия соответствующих мер эко­номической политики. Например, если увеличилась инфляция, то для того, чтобы нейтрализовать некоторый рост цен Центро­банк увеличивает ставку рефинансирования. Такое решение Центробанком принимается не сразу. Он реагирует на измене­ние экономической ситуации по прошествии некоторого време­ни. Это есть внутренний лаг. А внешний лаг - это время между моментом принятия меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Действие лага времени осо­бенно ярко проявляется в планировании крупных инвестицион­ных проектов, рассчитанных на долгий срок реализации. Ведь такие проекты сами по себе есть форма изменения совокупного спроса. Изменяя величину процентной ставки или структуру денежной массы, мы изменяем экономические условия реали­зации проекта. В связи с этим мы вынуждены корректировать рентабельность проекта и другие его характеристики.

Огромное воздействие на поведение экономических агентов имеет полнота и точность экономической информации. Если экономическая информация искажена и неполна, то это край­не затрудняет проведение мер стабилизационной политики. Это можно сравнить с действиями врача, который лечит человека. Если приборы (например, тонометр) неверно показывает арте­риальное давление, то в силу этого врач не сможет принять вер­ных решений по лечению больного и вместо пользы принесет вред здоровью пациента.

На оценку макроэкономической ситуации влияют ожидания в экономике. Ожидания складываются как оценка данной ситу­ации потребителем, производителем и инвестором. Оценка адек­ватности ожиданий - дело непростое. Ожидания формируются из той объективной ситуации, которая складывается на рынке.

Но туда примешиваются последствия мер государственной по­литики. Особенно важно учесть уровень ожидания при разработ­ке стратегии антиинфляционной политики.

Банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

Денежная политика: цели и инструменты

Банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки

Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различных видов. Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг.

Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков.

Во всех странах Центральные Банки формируют и осуществляют кредитно-денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков.

Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального Банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора.Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд. Денежная политика - это политика управления уровнем процента, величиной денежной массы и кредитов.

Цели и инструменты кредитно-денежной политики

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Инструменты:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального Банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежных властей к достижению конечной цели, тогда как реально они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования ), по которой Центральный Банк выдаст кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по доставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального Банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) пли для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального Банк. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю- продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги повышенной мощности" и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦентральныйБанк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика полдержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег Ls). В зависимости от угла клона кривой Ls изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе, либо на ставке процента.

Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой Ld и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой Ls).

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой совокупность мероприятий, основная цель проведения которых заключается в изменении объема денежной массы, которая находится в обращении. Они применяются для изменения числа кредитов, уровней процентных ставок и прочих критериев валютного рынка и рынка ссудного капитала.

Финансовая политика как составляющая экономики

Косвенные инструменты политики используются для изменения доминирующих параметров валютного рынка. Изначально они оказывают влияние на резервный баланс центрального банка, на его процентные ставки и на сами денежно-кредитные взаимоотношения в рамах государства. Изменение процентных ставок влечет за собой изменения в рыночных процентных ставках, модернизацию объема и структуры операций у коммерческих финансовых институтов. Косвенные «рычаги» можно отнести к процессу функционирования денежных рынков, следовательно, их применение не становится причиной дисбаланса в денежно-кредитном секторе.

Регулирование центральными банками ситуации на финансовом рынке

Центральные банки во всем мире, активно используя инструменты денежно-кредитной политики, прибегают не только к рыночному регулированию, но и к административному. Для рыночного регулирования принято использовать прямые методики влияния, а для административного - косвенные. Инструменты для регулирования финансового сектора можно назвать экономическими переменными, которые постоянно корректируются денежными властями и применяются для корректировки операционными переменными. Рычаги представляют собой масштабные финансовые операции, которые могут реализоваться не только центральными банками и правительством, но и мелкими коммерческими структурами, но по указанию ЦБ.

Инструменты политики в России

Основные инструменты денежно-кредитной политики России формируются Центральным банком. В 2012 году был представлен документ, который определял полномочия и возможности ЦБ РФ в аспекте регулирования процессов на финансовом рынке на ближайшие три года. Финансовый документ должен был стать прямым руководством к действию, которое должно было помочь избежать сложной экономической ситуации которая сложилась сегодня. По факту, описанные в бумаге полномочия ЦБ РФ не дали ожидаемого результата, и теория осталась только теорией. К сожалению, еще пока далека от идеала российская денежно-кредитная политика. Цели, инструменты, которые она ставит и использует, не всегда соответствуют реальному положению дел. Можно сказать лишь о некоторых ограничениях со стороны ЦБ РФ, которые приносят определенный эффект:

  • Контроль над процентными ставками, формирование некого коридора с максимумами и минимумами.
  • Целевое кредитование.
  • Резервные требования обязательного типа.
  • Установление нормы ликвидности.
  • Проведение операций на открытом рынке.
  • Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования.

Что делает ЦБ РФ сегодня?

Инструменты денежно-кредитной политики государства - это косвенные рычаги, так как они вытеснили прямые воздействия по причине перехода к рыночной экономике. На данный момент Центральный банк России следует политике планомерного и постепенного увеличения учетной ставки. Начиная с 14 сентября 2012 года она составляет 8,25%. Тут же хотелось добавить, что изначально правительство государства планировало максимально сократить размер ставки, в частности до уровня Китая (0,5%). Развитие экономических событий в мире внесло в планы правительства существенные коррективы.

Операции на открытом рынке

В 2014 году правительство России использовало все возможные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ с целью удержать падение рубля. Большое значение отдавалось операциям на открытом рынке. Сюда можно отнести массовые продажи национальной валюты, которые должны были увеличить спрос на рынке и привести к падению котировок. Одна из последних масштабных операций проводилась в декабре 2014 года. После того как правительство потратило порядка 3 миллиардов, а курс валюты так и не изменился, продолжил свое падение, рубль было принято отпустить в «свободное плавание» с целью сохранить ЗВР страны. Это говорит о том, что самым мощным инструментом кредитно-денежной политики является именно эмиссия, но и она сегодня уже не действует. Роль ЦБ в стабилизации ситуации минимальная, а стоимость валюты формируется естественным спросом и предложением.

Какие инструменты планирует использовать ЦБ РФ в 2015-2017 гг.?

В соответствии с планом, ЦБ РФ в период с 2015 по 2017 гг. будет продолжать реализовать меры для увеличения потенциала рефинансирования в пределах операций РЕПО. В перспективе имеется расширение Ломбардного списка путем пополнения его ценными бумагам, которые будут соответствовать установленным требованиям. ЦБ ставит в качестве цели активное развитие финансового рынка, увеличение его емкости. Банк России готовится к активному содействию процветанию механизмов секьюритизации, которые возможны только при условии активного участия в процессе кредитных организаций. Продолжатся процессы рефинансирования в течение 1 месяца. Залогом по ним будут выступать нерыночные активы, поручительства и золото. Это даст возможность управлять задолженностями, сохраняя их на уровне максимально эффективного управления ставками денежного рынка. Актуальными останутся ежемесячные аукционы. На них будет предоставляться право по предоставлению кредитов на срок до 3-х месяцев при плавающей процентной ставке. Система инструментов денежно-кредитной политики уже в ближайшей перспективе будет дополнена операциями своп с золотом на 1 и 7 дней, на аукционной основе и по фиксированной ставке.