Основные элементы налогообложения и их характеристика. Характеристика обязательных элементов налога


Государство, устанавливая различные организационно-правовые формы налоговых отношений, использует их для достижения тех или иных целей. Хотя число и структура налогов различны, слагаемые налоговых формул? элементы закона о налоге? имеют универсальное значение. Налог должен быть четко определен. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. Основные элементы налога предусматриваются законодательным актом. В нашей стране таковым является Налоговый кодекс Российской Федерации, которым устанавливаются следующие элементы налога:
1) налогоплательщики;
2) объект налогообложения;
3) налоговая база;
4) налоговый период;
5) налоговая ставка;
6) порядок исчисления налога;
7) порядок уплаты налога;
8) сроки уплаты налога.
Однако элементы налога не ограничиваются составляющими, перечисленными в Кодексе, например, источник налога, единица налогообложения и др.
Поскольку элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте, другие нет), их можно условно объединить в три группы:
1) основные (обязательные);
2) факультативные;
3) дополнительные.
К основным (обязательным) элементам относятся те, которые перечислены в НК РФ.
Вторую группу составляют факультативные элементы налогов, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам. Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога? налоговой льготой.
Третью группу составляют дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К данной группе, в частности, относятся: предмет, масштаб, единица и источник налога, налоговый оклад, налоговый расчет, срок подачи налогового расчета, методика его расчета, получатель налога. Выделение в составе налогового обязательства его элементов является внутренним строением налога.
Основным элементом налога выступает сам участник налоговых правоотношений? налогоплательщик, или субъект налогообложения, которым признаются согласно НК РФ юридические и физические лица и на которого юридически возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Например, все косвенные налоги должны уплачивать юридические лица, но так как эти налоги включаются в цену товаров или услуг, их фактически уплачивает потребитель? население. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога? одно лицо (например, налог на доходы физических лиц).
Предмет налога представляет собой события, вещи, явления материального мира, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения: квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, однако является основанием для возникновения соответствующих налоговых обязательств.
Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное имеющее стоимостную, количественную характеристику экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объект налога следует отличать от источника налога? соответствующего экономического показателя (например, стоимость, финансовый результат, выручка), за счет которого уплачивается налог. Источник и объект могут совпадать, а могут и не совпадать. Например, в случае подоходного налога с физических лиц объект и источник совпадают. Объект налога с владельцев транспортных средств? автомобиль, а источник уплаты? доход владельца.
К элементам налога тесно примыкает налоговая база? это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Следует отметить, что налогооблагаемая база как стоимостное проявление объекта налогообложения может как совпадать, так и не совпадать с последним. Например, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный физическим лицом, а налоговую базу составит не весь доход, а сумма за вычетом установленных скидок (вычетов).
Для определения налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога? определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, например мощность автомобиля. Данный элемент тесно связан с единицей налога.
Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы, например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей обложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет один литр. Для расчета фактического размера налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нужны данные бухгалтерского учета. В ряде случаев для целей налогообложения необходимо ведение налогового учета, механизм которого отличен от бухгалтерских методик.
Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, следует установить налоговый период, т. е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. В соответствии с НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Сумма налога, причитающаяся ко взносу в бюджет, именуется налоговым окладом. Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, может взиматься источником выплаты, по декларации, по кадастру.
Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога? размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. В НК РФ данный элемент налога определяется как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Различают следующие виды налоговых ставок:
1) твердые;
2) пропорциональные;
3) прогрессивные;
4) регрессивные.
Твердые налоговые ставкиустанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, по многим видам акцизов на нефть, табак.
Пропорциональные налоговые ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с налогооблагаемой базы. Они устанавливаются по местным налогам, налогу на имущество юридических лиц и др.
Прогрессивные налоговые ставки построены по принципу роста процента по мере увеличения налогооблагаемой базы и образуют шкалу ставок с простой и сложной прогрессией.
Простая прогрессивная ставка предполагает рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, например ставка транспортного налога зависит от объема двигателя: чем больше мощность автомобиля, тем больше ставка.
Сложнопрогрессивная ставка предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается по повышенной ставке, т. е.повышенный процент устанавливается к превышающей части.
Регрессивная ставка? средняя ставка снижается по мере роста доходов (единый социальный налог).
При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, важную роль играют налоговые льготы, способствующие уменьшению налогооблагаемой базы. Льготами в соответствии с НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере: снижение налоговой ставки, исключение части объекта обложения, выведение части или всего объекта из-под налогообложения для отдельных категорий лиц, предоставление отсрочек от уплаты налога.
Порядок исчисления налога? это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщики, как правило, обязаны самостоятельно исчислять налог. Однако некоторые налоги (так называемые окладные) исчисляются налоговыми органами.
Размер налогового обязательства фиксируется в специальном документе, который называется налоговым расчетом (декларацией) и должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок? срок подачиналогового расчета. Сумма налога рассчитывается по определенной методике (формуле), установленной законодательством и применяемой при заполнении налогового расчета.
Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Согласно НК РФ уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в наличной или безналичной форме, причем конкретный порядок уплаты налога определяется налоговым законодательством применительно к каждому налогу.
Законодательством закрепляется и срок уплаты налога? это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог. Согласно НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Получателем налога является бюджет либо внебюджетный фонд, например по единому социальному налогу. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджет.
Итак, каждый из рассмотренных элементов играет немаловажную роль в исчислении и уплате налоговых платежей. С помощью этих элементов реализуются экономические и организационные принципы налогообложения.

Элементы налога, это структура налога – набор сведений, который позволяет конкретно выявить обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения, а также границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами это, основные характеристики налога, его элементы, составляющие.

Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В нем сказано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст.3 НК РФ). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, то есть к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать удобным для себя способом.

Принято различать: обязательные элементы налога , которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства; факультативные элементы , которые не обязательны, но могут определены законодательным актом по налогам.

Обязательные элементы налогообложения :

объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

К факультативным элементам относятся :

Налоговый оклад- сумма налога, исчисленная на весь объект за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд;

Единица обложения- единица измерения объекта (например, по подоходному налогу- рубль, налогу на землю- гектар);

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог;

Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком;

Порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;

Ответственность за налоговые правонарушения;

Согласно статьи 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты) и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;


4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога;

Субъект налога (налогоплательщиком и плательщиком сбора) признаются юридические или физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

1. Объектом налогообложения , признается имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог.

2. Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам устанавливается НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом.

3. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания и до конца данного года. При этом днем ее создания признается день государственной регистрации организации. В том случае, если организации зарегистрирована в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня государственной регистрации до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если же организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные настоящими пунктами правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации либо реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4. ст.55 НК РФ).

Если организация была создана в течение календарного года и ликвидирована или реорганизована до конца этого года, то налоговым периодом для нее признается период с момента ее создания до дня ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные правила ст. 55 НК РФ не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

4. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по федеральным налогам и размеров сборов по федеральным сборам устанавливается НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки . Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных , которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные . Пропорциональные- ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные- ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок.

Государство, устанавливая различные организационно-правовые формы налоговых отношений, использует их для достижения тех или иных целей. Хотя число и структура налогов различны, слагаемые налоговых формул ¾ элементы закона о налоге ¾ имеют универсальное значение. Налог должен быть четко определен. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. Основные элементы налога предусматриваются законодательным актом. В нашей стране таковым является Налоговый кодекс Российской Федерации, которым устанавливаются следующие элементы налога:

1) налогоплательщики;

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговый период;

5) налоговая ставка;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок уплаты налога;

8) сроки уплаты налога.

Однако элементы налога не ограничиваются составляющими, перечисленными в Кодексе, например, источник налога, единица налогообложения и др.

Поскольку элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте, другие нет), их можно условно объединить в три группы:

1) основные (обязательные);

2) факультативные;

3) дополнительные.

К основным (обязательным ) элементам относятся те, которые перечислены в НК РФ.

Вторую группу составляют факультативные элементы налогов, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам. Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога ¾ налоговой льготой.

Третью группу составляют дополнительные элементы , которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К данной группе, в частности, относятся: предмет, масштаб, единица и источник налога, налоговый оклад, налоговый расчет, срок подачи налогового расчета, методика его расчета, получатель налога. Выделение в составе налогового обязательства его элементов является внутренним строением налога.

Основным элементом налога выступает сам участник налоговых правоотношений ¾ налогоплательщик , или субъект налогообложения , которым признаются согласно НК РФ юридические и физические лица и на которого юридически возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога . Например, все косвенные налоги должны уплачивать юридические лица, но так как эти налоги включаются в цену товаров или услуг, их фактически уплачивает потребитель ¾ население. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога ¾ одно лицо (например, налог на доходы физических лиц).

Предмет налога представляет собой события, вещи, явления материального мира, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения: квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, однако является основанием для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное имеющее стоимостную, количественную характеристику экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объект налога следует отличать от источника налога ¾ соответствующего экономического показателя (например, стоимость, финансовый результат, выручка), за счет которого уплачивается налог. Источник и объект могут совпадать, а могут и не совпадать. Например, в случае подоходного налога с физических лиц объект и источник совпадают. Объект налога с владельцев транспортных средств ¾ автомобиль, а источник уплаты ¾ доход владельца.

К элементам налога тесно примыкает налоговая база ¾ это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Следует отметить, что налогооблагаемая база как стоимостное проявление объекта налогообложения может как совпадать, так и не совпадать с последним. Например, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный физическим лицом, а налоговую базу составит не весь доход, а сумма за вычетом установленных скидок (вычетов).

Для определения налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога ¾ определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, например мощность автомобиля. Данный элемент тесно связан с единицей налога.

Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы, например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей обложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет один литр. Для расчета фактического размера налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нужны данные бухгалтерского учета. В ряде случаев для целей налогообложения необходимо ведение налогового учета, механизм которого отличен от бухгалтерских методик.

Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, следует установить налоговый период , т. е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. В соответствии с НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Сумма налога, причитающаяся ко взносу в бюджет, именуется налоговым окладом . Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, может взиматься источником выплаты, по декларации, по кадастру.

Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога ¾ размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. В НК РФ данный элемент налога определяется как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Различают следующие виды налоговых ставок :

1) твердые;

2) пропорциональные;

3) прогрессивные;

4) регрессивные.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, по многим видам акцизов на нефть, табак.

Пропорциональные налоговые ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с налогооблагаемой базы. Они устанавливаются по местным налогам, налогу на имущество юридических лиц и др.

Прогрессивные налоговые ставки построены по принципу роста процента по мере увеличения налогооблагаемой базы и образуют шкалу ставок с простой и сложной прогрессией.

Простая прогрессивная ставка предполагает рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, например ставка транспортного налога зависит от объема двигателя: чем больше мощность автомобиля, тем больше ставка.

Сложнопрогрессивная ставка предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается по повышенной ставке, т. е.повышенный процент устанавливается к превышающей части.

Регрессивная ставка ¾ средняя ставка снижается по мере роста доходов (единый социальный налог).

При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, важную роль играют налоговые льготы , способствующие уменьшению налогооблагаемой базы. Льготами в соответствии с НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере: снижение налоговой ставки, исключение части объекта обложения, выведение части или всего объекта из-под налогообложения для отдельных категорий лиц, предоставление отсрочек от уплаты налога.

Порядок исчисления налога ¾ это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщики, как правило, обязаны самостоятельно исчислять налог. Однако некоторые налоги (так называемые окладные) исчисляются налоговыми органами.

Размер налогового обязательства фиксируется в специальном документе, который называется налоговым расчетом (декларацией) и должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок ¾ срок подачи налогового расчета . Сумма налога рассчитывается по определенной методике (формуле) , установленной законодательством и применяемой при заполнении налогового расчета.

Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога , представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Согласно НК РФ уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в наличной или безналичной форме, причем конкретный порядок уплаты налога определяется налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Законодательством закрепляется и срок уплаты налога ¾ это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог. Согласно НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Получателем налога является бюджет либо внебюджетный фонд, например по единому социальному налогу. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджет.

Итак, каждый из рассмотренных элементов играет немаловажную роль в исчислении и уплате налоговых платежей. С помощью этих элементов реализуются экономические и организационные принципы налогообложения.

Глава 1. Общая характеристика элементов налогообложения

Глава 2. Элементы налогообложения

2.1. Объект налогообложения и налоговая база

2.2. Налоговая ставка

2.3. Налоговый период. Порядок исчисления и уплаты налога.

Глава 3. Меры, направленные на совершенствование налогового законодательства и налоговых отношений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Данная тема актуальна тем, что для того, чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в Налоговом Кодексе РФ, в статье 17. Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. А также тем, что к элементам налогообложения, помимо объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, сроков и порядка уплаты налога, порядка исчисления налога, относится налоговая ставка. А в настоящее время является дискуссионным вопрос о снижении ставок по налогу на добавленную стоимость. В данной курсовой работе мною охарактеризованы все элементы налогообложения и рассмотрены меры по совершенствованию налогового законодательства и налоговых отношений.


Глава 1. Общая характеристика элементов налогообложения

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом, законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

Пункт 6 ст. 3 НК содержит требование к актам законодательства о налогах и сборах, подобного которому ранее не было в российском законодательстве - требование определенности этих актов. Оно обращено непосредственно к законодателю и обязывает его формулировать налоговые акты таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. Эта норма будет иметь большое значение при рассмотрении споров, связанных с возложением ответственности за совершение налоговых правонарушений и обжалованием действий налоговых органов и их должностных лиц. Возложение ответственности за налоговое правонарушение недопустимо, если налоговый акт не отвечает требованию определенности. Суд вправе и обязан оценивать определенность налогового акта при рассмотрении споров, связанных с налоговыми правонарушениями. Сочтя акт налогового законодательства неопределенным или недостаточно определенным, суд обязан истолковывать в пользу налогоплательщика все неустранимые сомнения, связанные с неопределенностью акта или противоречиями в нем.

Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога, исходя из содержания акта, точно установить следующие обстоятельства:

а) вид подлежащего уплате налога;

б) размер налога;

в) срок и порядок уплаты налога.

Требования к налоговому акту в аспекте его определенности должны дифференцироваться в зависимости от вида субъекта, выступающего в качестве налогоплательщика. Наибольшую способность самостоятельно разобраться в содержании налогового акта, следует предполагать, у налогоплательщика - организации, меньший уровень такой способности у налогоплательщика - гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью, и, наконец, наименьшая способность в этом отношении у обычного гражданина - налогоплательщика.

Хотя в ст. 3 НК РФ требование определенности предъявляется только к актам законодательства о налогах и сборах, оно, несомненно, в равной мере относится и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге.

С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение элементов приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.


Глава 2. Элементы налогообложения

2.1 Объект налогообложения и налоговая база

Объе́кт нало́гообложе́ния – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться:

1. операции по реализации товаров (работ, услуг),

2. имущество,

3. прибыль,

5. стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

6. объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Имущество, товар, работа, услуга, реализация товаров (работ, услуг).

1. Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

2. Товаром для целей НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

3. Работой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

4. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

5. Реализацией

· товаров

организацией или индивидуальным предпринимателем в НК РФ признаётся соответственно

· передача права собственности на товары одним лицом для другого лица

· передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица

· оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных НК РФ, – и на безвозмездной основе.

В частности, передачей (оказанием) на возмездной основе и, соответственно, реализацией признаётся обмен товарами, работами или услугами.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Не признаётся реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации её правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

Элементы налога представляют собой совокупность принципов, терминов и правил, регламентируемую нормами законодательных актов. Сам налог является платежом, взимаемым уполномоченными государством органами в бюджет и для улучшения благосостояния населения и содержания аппарата управления.

Полноценное установление налога осуществляется только после определения основных его элементов и категорий лиц, обязующихся к уплате. Не стоит забывать и об установлении отдельной группы юридических и физических лиц, которые могут рассчитывать на скидки или льготы.

Такие элементы налога, как ставка, позволяют плательщику самостоятельно учитывать величину, требуемую к уплате, опираясь на получаемый доход или имеющееся имущество. Проще говоря, это установленная государством доля или процент от прибыли. Ставки могут быть нескольких видов:

  • пропорциональные;
  • твердые;
  • регрессивные;
  • прогрессивные.

Первые предполагают одинаковое налогообложение без предварительного разделения по объему дохода. Твердые процентные ставки налога подразумевают определенный размер процента на единицу измерения товара, к примеру, на одну тонну газа. Прогрессивная ставка оберегает незащищенные слои населения, так как повышается с ростом прибыли. То есть чем больший доход получает налогоплательщик, тем большую его часть приходится отдать в пользу государства. Противоположный эффект дает регрессивная процентная так как повышение дохода приводит к понижению ставки. Таким образом, государство стимулирует рост производительности и эффективности некоторых отраслей промышленности.

Но это еще не все элементы налога, прописанные в законодательных нормах. Налоговый кодекс содержит основные схемы и принципы формирования базы и является инструментом регулирования соответственно уполномоченных служб на федеральном и местном уровнях. Фундаментом для установления базы в данном отчетном периоде являются сведения бухгалтерской отчетности каждого налогоплательщика. Если же в ходе проверки юридического лица нашлись некоторые искажения или даже ошибки, то необходимо произвести пересчет налоговых отчислений и обратиться с исправленными документами в налоговую службу, если платеж уже был произведен. Если согласно пересчету данных выявлен излишек платежа, то он может по желанию налогоплательщика либо пойти в счет следующего периода, либо (что встречается реже) перейти на счет в банке.

Элементы налога включают и период, то есть срок, в течение которого действует установленная база и ставка налога. Как правило, в качестве периода избирается календарный год. Когда предприятие регистрируется как юридическое лицо, а значит, и в качестве налогоплательщика, налоговый период рассчитывается с момента регистрации и до конца года.

Вышеприведенные компоненты представляют собой элементы юридического состава налога. В общем виде все они направлены на регулирование процесса и системы уплаты налоговых платежей. А если говорить о стратегических целях, то важнейшей считается поддержание и улучшение благосостояния граждан и страны в целом.