Оказывает ли религия влияние на экономическую деятельность. Следствия из сделанного вывода. Влияние основных религий на экономику стран мира

Существует немалое количество исследований, в которых рассматривается связь религии и экономики. В частности, сравнения между странами показывают, что религиозность граждан оказывает положительное влияние на развитие экономики в государстве. Причинами отсталости или процветания стран являются культурные различия общества, а также религия, которую исповедует большинство граждан. Многие экономисты и политологи трактуют религию как один из факторов, обусловливающих успех или крах всевозможных обществ.

Зачастую статьи об экономике для простого человека кажутся сухими, черствыми и неинтересными. Важно правильно, доступным языком, а не высокопарными и философскими, даже научными фразами донести экономические понятия до простого народа. И тогда он (народ) поймет, что экономика может быть нечто теплым, светлым и благополучным.

Понятие «экономика» всегда ассоциируется с чем-то материальным. Для бизнесменов – приобрести финансовые средства, не затрачивая больших физических усилий. Для простого народа – прокормить семью, да дожить бы до зарплаты или пенсии. Для религиозного человека, в частности для христианина, смириться с любым кризисом и помолиться Богу, чтобы Он даровал мир, благополучие, а главное терпение своему народу.

Многих людей слово «экономика» также наталкивает на мысли о богатстве и бизнесе, при помощи которого его можно получить. В обществе бытует мнение, что богатство свидетельствует об успехе человека и является показателем его социального статуса. В то же время существует точка зрения, согласно которой богатство развращает человека и делает его бездуховным. Ещё Иисус Христос говорил о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Эти слова, по мнению церковных деятелей, осуждают не богатство как таковое, но накопление богатства ради роскоши. Само по себе оно не благо и не зло, а, главным образом, испытание и ответственность.

Стремление предпринимателей к накоплению богатства, которое живет в их душах, делает их черствыми и представляет собой порок, который затемняет образ Божий в человеке. В свою очередь, бизнес, лишенный нравственного начала, не только неустойчив, но и опасен: по степени загрязненности водоемов, лесов и атмосферы, которые являются общественным достоянием, но «приватизированы» предпринимателями, можно судить о состоянии их душ. Возможно, если осуществление бизнеса будет совершаться на основе нравственных ценностей, созданных и оберегаемых религией, его результаты будут более удачными, а последствия менее разрушительными.

В нашем российском государстве граждане в основном представляют христианство, которое в свою очередь основывается на Библию и отдает «Кесарю – кесарево, а Богу – Богово» . Но как бы церковь не старалась не вмешиваться в государственные и экономические вопросы страны, она напрямую зависит от экономических реформ, хотя и существует отдельно от государства – налоги заплати, за коммунальные услуги заплати непомерную плату. И как трудно выживать сельским приходским храмам, где прихожане бедные люди. Вот и молятся они за процветание экономики, за тех бизнесменов и правителей, которые бескорыстно жертвуют на храмы, не думая о славе и выгоде.

Многие экономические деятели советуются с церковным духовенством по поводу своих дел, прося святых молитв на их благое совершение. Вот тут-то и связь религии с экономикой. Попросили, например, арендаторы священника освятить семена на посев, да помолиться о дожде, а Бог и дождь дал, и тепло, и щедрым урожаем наградил. Вот и экономическое процветание. Освятил священнослужитель землю под строительство завода – и дал Бог этому заводу большое экономическое будущее.

В православной церкви есть икона Божией Матери, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница», перед которой верующие молятся об успехе в торговле и о спасении от банкротства . Так же молятся святому Иоанну Сочавскому о помощи в бизнесе, о защите от бедности и денежных проблем. Христианство всегда поддерживало экономические отношения, лишь бы они были благими и угодными Богу.

Религия – это великая сила, потому как, то, что невозможно человеку, возможно Богу. В Библии описывается случай, как апостолы закидывали многократно сети в море, но не могли поймать ни одной рыбы, когда же Иисус Христос благословил их закинуть сети в море, то было поймано великое множество рыб, так, что сети разрывались. Итак, религия всегда будет являться компасом на корабле экономики, её путеводной звездой.

По Божьему слову совершаются великие дела, в Евангелии от Матфея говорится: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» Вот так и в экономике, если имеет кто веру в Бога, религиозен, трудолюбив, честен и просит у Господа, тот и получает от Всевышнего все блага, в том числе и материальные. Вот так, религия становится двигателем экономики.

Чтобы не нарушить религиозной этики, не обидеть духовных ценностей других религий и не делать акцент только на христианстве, хотелось бы отметить тот фактор, что зачастую многие религиозные общества завязывают между собой экономические отношения не только ради материальной выгоды и приобретения доходов, но и ради мира между народами различных вероисповеданий. В результате, братски объединяясь, все религии не произвольно оказывают воздействие на экономическое развитие и более того на всеобщее процветание мирового хозяйства. Ведь экономика в переводе с греческого языка – это дом, хозяйство, и если в доме мир и согласие, то и хозяйство будет процветать.

Не касаясь государственных и мировых масштабов, взять к примеру сельскую местность, где я проживаю: наше село Марьины Колодцы православное, но и многонациональное, и в нём проживают люди хотя и в небольшом количестве и других религий. В селе идет завершение строительства нового храма, благодаря теплым межрелигиозным отношениям в его воздвижении принимают люди разных религий. Следуя нашей христианской этики, мы стараемся сохранять добрые отношения с нашими братьями по вере: и мусульманами, и протестантами. Многому научились мы, а они у нас в бытовых вопросах.

Всегда есть чему поучиться у другого народа. К примеру, мы научились готовить очень вкусные блюда из трав, что значительно экономит наш семейный бюджет, чтобы никого не обидеть, мы покупаем продукцию у человека, независимо от его религии. В результате в нашем небольшом селе процветает наша маленькая экономика, а наши религии в совокупности являются двигателями экономических отношений.

Религия как мировоззрение задает понимание смысла жизни, ценности, нормы, идеалы. Этим она задает моральное поведение человека во всех сферах и объединяет людей. Внутренняя сторона религии всегда предполагает духовную жизнь человека, то есть внутренний труд по преобразованию личности по образу и подобию Творца. Духовная жизнь способствует духовному росту, преображению личности. Человек приобретает главную добродетель – любовь, а также одухотворенные знания, ум – мудрость. Это позволяет человеку мыслить и действовать в соответствии с моральными нормами во всех обстоятельствах и во всех сферах жизнедеятельности, позволяет максимально реализовать весь свой человеческий потенциал на благо ближних, общества, Родины.

Восстановление духовных ценностей и моральных норм, приобретенных христианством за многовековую историю, но утрачиваемых сегодня, возможно, по нашему глубокому убеждению, лишь в условиях так называемой нравственной экономики. Нравственные вопросы всегда были первостепенными для России, особенно в переломные для нее моменты, которые мы переживаем и сегодня. Русь назвали святой, а ее народ - богоносцем из-за тех религиозных ценностей, которые практически утратились сегодня. История нашего государства показывает, что без внутреннего нравственного стержня, основанного на религиозных ценностях, масштабные начинания вроде модернизации экономики нежизнеспособны.

Таким образом, если каждый экономический деятель, правитель, бизнесмен, арендатор, акционер живет по заповедям Божиим: не крадет, не берет взятки, не занимается вымогательством, не обманывает своих начальников и подчиненных, не завидует своим конкурентам, живет честно, думает о нуждах других и делится с ними (благодетельствует), то всех тех материальных благ, которые дает Бог (у Бога всего много) хватит и ему, и народу. И чем ближе будет экономика к религии и ее духовным ценностям, которые способствуют умножению богатств, тем крепче будет наше Российское государство.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

И Достоевский, и Ницше были убеждены в том, что человек на определенном этапе истории выбрал неправильные ориентиры для собственного развития, что он скорее деградирует. К этой проблеме оба мыслителя подходили с глубоким психологизмом. И Достоевский, и Ницше принадлежат к экзистенциалистскому направлению. Этот вывод можно сделать из постановки вопроса свободы в трудах русского классика (приверженца религиозной мысли) и немецкого нигилиста (приверженца атеистического направления). Они желали улучшения человечества, вот только каждый предлагал свой путь Влияние христианства на экономику. Достоевский считал, что общество нужно строить на основе христианской общины, а Ницше – на воспитании в человеке только тех качеств, которые нужны для его личного «выживания» в социуме и природе. Взгляд Фридриха Ницше на христианство диаметрально противоположен убеждениям Федора Достоевского. В своём труде «Антихрист» Ницше утвердил «первую заповедь»: «Пусть гибнут слабые и уродливые!», добавляя при этом, что наихудшее из зол – это сострадание, которое лежит в основе христианской морально-этической системы. Это мнение оппозиционно по отношению к идее деятельной любви Достоевского, которая была развита в романе «Братья Карамазовы». Писатель утверждает, что сострадание помогает исцелять души людей и объединять их в одно целое.

Достоевский полагал, что человек ищет свободу не там, что она состоит не в достижении богатства, социального статуса и прочих атрибутов светской жизни. Она внутри человека, и с помощью веры он способен её найти. Ницше же отвергает путь Достоевского. Для него верный для человечества способ эмансипации – удовлетворения желаний, избавление общества от всего, что может противоречить инстинктам человека. И, вне всякого сомнения, стратегия Ницше ведет как раз к деградации личности, а не её развитию. Ведь человек, совершенно свободный от догм и навязанных обществом основ, становится скорее животным. Ницше писал, что христианство отображает «ненависть к реальности», но как могут представители веры, построенной на любви, ненавидеть то, что, по их мнению, создано Богом. Следующий выпад состоит в том, что христианство – религия слабых людей, которые боятся боли и безропотно принимают мир, обиды и зло, им причинённые. Но если христиане боятся боли, то что же такое посты, аскетизм, если не физические лишения. Ещё один упрёк – боязнь изменить мир. Однако разве деятельная любовь - это не орудие для изменения мира? Да, пусть христиане принимают обиды от окружающих и не отвечают им той же монетой, но вся причина в желании собственным примером показать низость обидчика и ошибочность его позиции.

Ницше упрекал христиан в том, что они боятся разграничения, но вот только мысль христианства не в уравнении всех и вся, а в объединении на основе равенства людей перед Богом. Ницше отмечал, что согласно христианству, можно достигнуть рая только через бедность в этом мире, и следовательно, эта религия является отражением желаний слабых и угнетённых. Достоевский же писал, что человек способен стать свободным, ограничивая свои желания до минимума, - в этом состоит принципиальная позиция, а бедность здесь ни при чём. Влияние христианства на экономику Если кто-то беднее тебя, то ему следует помочь из справедливости. Далее Ницше говорит, что вера заключается только в следовании за «жрецом» и церковь этим пользуется. Но здесь, возможно, уместно отметить, что как раз православная церковь никогда не была сверхгосударственной надстройкой и не довела над светской властью. Немецкий философ справедливо обвиняет религию в консервировании мыслей человека, их ограничении. Но у Достоевского есть верный ответ на такое обвинение – христианство даёт свободу выбора человеку, но вот только с последующей ответственностью за это.

Можно дальше продолжать игру: вопрос Ницше – ответ Достоевского. Взгляды первого являются, с точки зрения автора, однобокой негативной реакцией на западное христианство. А второй посредством собственного осмысления христианского учения отстаивал общечеловеческие ценности. Влияние христианства на экономику

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

Влияние религии на экономику

1.2 Виды религий

Христианство.

Христианство имеет три основные ветви: католицизм, распространенный в основном в Западной Европе и Америке; протестантизм, основные очаги на севере Западной Европы, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР; православие, исповедуемое народами России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции (см. Приложение 1).

Возникло в Палестине вокруг личности Иисуса Христа, в результате его деятельности, а также деятельности его ближайших последователей. Время возникновения обычно относят к 33 г н.э. - году распятия Иисуса. Иисус Христос родился в небольшом палестинском городе Вифлееме. Христиане верят, что рождение Иисуса совершилось в результате непорочного зачатия по наитию Святого Духа. О большей части жизни Иисуса ничего не известно. О последних годах его жизни сообщается в священной книге - Библии (во второй ее части - Новом Завете). Христианство быстро получило широкое распространение. Прежде всего, людей привлекали в христианстве очень высокие гуманистические принципы, его обращенность ко всем расовым, этническим и социальным группам. Позже служило то обстоятельство, что именно христианские страны добивались в большинстве случаев наиболее ярких успехов в своем экономическом, социальном и культурном развитии. (3)

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд., из них в Европе -- по различным оценкам от 400 до 550 млн., в Латинской Америке -- около 380 млн., в Северной Америке -- 180--250 млн. (США -- 160--225 млн., Канада -- 25 млн.), в Азии -- около 300 млн., в Африке -- 300--400 млн., в Австралии -- 14 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков -- более 1 млрд., протестантов -- около 400 млн. (в том числе 100 млн. пятидесятников, 70 млн. методистов, 70 млн. баптистов, 64 млн. лютеран, около 75 млн. пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей ("нехалкидонские" церкви и несториане) -- около 240 млн., англикан -- около 70 млн., а последователей Армянской Апостольской церкви -- 10 млн. .

Ислам делится на две ветви: шиизм, последователи которого - шииты проживают в Иране, частично в Ираке и Йемене; суннизм - имеет значительно более широкое распространение - север Африки, Юго-Западная и Средняя Азия, Албания, Босния и Герцеговина, Бангладеш, Индонезия, Россия (см. Приложение 2).

Первоначально распространяли Ислам, как религию Единобожия, и учили, как поклоняться Аллаху. Но основы веры со временем были изменены людьми и потеряли свою подлинность. Поэтому Аллах ниспослал последнего Пророка Мухаммада. Через Пророка Мухаммада вновь была передана всем людям истинная и совершенная религия - Ислам, религия всех Пророков. Мухаммад - это последний Пророк, распространявший религию Ислам. Ислам состоит из 5 столпов, 3 предписаний и 9 запретов. Священная книга - Коран .

В сегодняшнем мире почти каждый пятый человек исповедует Ислам. За последние 50 лет мусульманское население земного шара возросло на 235% и составляет в настоящее время 1.6 миллиарда. В России проживает 16 миллионов мусульман. Число мусульман по странам распределяется следующим образом: США - 7 миллионов, Индонезия - 182,2 миллиона, Пакистан - 146,9 миллионов, Бангладеш - 116,0 миллионов, Индия - 109,6 миллионов, Иран - 63,9 миллионов .

Распространен в Центральной и Юго-Восточной Азии. Согласно палийской и санскритской традициям, основатель этой религии - Будда (Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни), который прожил на земле около 80 лет и ушел в "паринирвану" (окончательное освобождение от дальнейших перерождений) в 554 г до н.э.

Буддизм - религия преодоления страдания. В истории буддизм существует в двух главных разновидностях - хинаяна и махаяна. Буддизм возник в Индии в VI - Vвв. до н.э. Но в самой стране большого распространения не получил и в мировую религию превратился за ее пределами - в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме и других странах. Отторжение произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, авторитет Вед и брахманов, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, основывавшегося как раз на отвергаемой буддизмом традиции.

Буддисты считают, что носителями высоких знаний являются Будды - существа, чей разум находится в свободном, а не связанном состоянии, и высшим проявлением этих существ является исторический Будда. Учение Будды предлагается воспринимать через религиозную модель мироздания: единый Бог путем отделения неба от земли создает трехмерное пространство и самореализуется в нем с помощью актов творения, а далее это одухотворенное Богом пространство, в котором Бог проявляется через Свои имена и реальные формы: Будда, Иисус Христос, Коран, становится полигоном развития человеческого разума .

Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена в Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии - в Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе и Камбодже. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, в Японии, Корее и Монголии. Значительное число буддистов проживает в гималайских королевствах Непал и Бутан, а также в Сиккиме на севере Индии. Гораздо меньше буддистов (менее 1%) живет в самой Индии, в Пакистане, на Филиппинах и в Индонезии. За пределами Азии несколько тысяч буддистов живут в США (600 тыс.), в Южной Америке (160 тыс.) и в Европе (20 тыс.) .

Всеобщая логическая связь вероучений.

На основании обзора вероисповеданий мира, закономерно встает вопрос о том, что их всех объединяет. И на теоретическом и на эмпирическом уровне установили, что в них содержится ответ на вопрос о смысле жизни. Во всех религиях выясняется, что жизнь человека могут определить не только проявления мировых сил, но и его собственные усилия. Усилия могут влиять как-то на его жизнь. Это значит, что человек не может полностью покоряться року, но должен пользоваться своей свободой и нести ответственность, поскольку его жизнь зависит от характера этих усилий. Все религии утверждают, что человек должен стремиться достичь всего приятного и избегать всего плохого в жизни, чтобы получить достойное воздаяние в будущем. Таким образом человеческая жизнь определяется произволом единолично властвующего в мире Бога, поэтому человек должен стремиться быть угодным Богу, чтобы достичь всего, что есть в жизни приятного или избежать всего, что в ней есть неприятного. Это и объединяет все религии, которые существуют в нашем мире, но по сущности своей они имеют очень много различий и по-разному влияют на деятельность и жизнь человека .

1.3 Влияние религии на различные сферы жизни человека

Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, а в качестве одного из проявлений жизни социального организма. Религия - часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так как прочно вплетена в ткань социальных отношений. Тем не менее характер и степень этой связи в различных сферах жизнедеятельности человека неодинаковы . И чтобы посмотреть степень влияния религии на жизнь человека, необходимо рассмотреть этот вопрос с нескольких позиций:

1) религия и наука

2) религия и общество

3) религия и экономика

Религия и наука

Взаимоотношение "религия и наука" состоит из двух вопросов: 1) каково соотношение предмета религии и предмета науки; 2) как наука может изучать религию.

Первый вопрос возник тогда, когда наука внезапна стала претендовать на опровержение или по крайне мере проверку догматов различных вероучений. Однако уже в конце 19в. Стали выражать мысль о том, что данные науки не имеют ничего общего с религиозным знанием. Ответы, содержащиеся в вероучениях, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты данными науки. Таким образом, наука и религия абсолютно различны по своей направленности. Знание науки и знание религии не пересекаются, они относятся к разным сферам, выполняют разное предназначение, возникают разными способами. Но все же в наши дни ученые постоянно пытаются доказать с научной точки зрения доктрины религии. И тот факт, что религия и наука имеют разные предметы, еще не означает, что наука не может изучать саму религию .

Но с другой стороны роль религии проявляется еще и в том, что она глубоко враждебна науке, научному мировоззрению. Многие и многие века церковь беспощадно душила науку, преследовала ученых. Он запрещала распространение передовых идей, уничтожала книги прогрессивных мыслителей, а их самих сажала в тюрьму и сжигала на кострах. Но несмотря на все старания, церковь не оказалась в состоянии задержать развитие науки, которое настоятельно диктовалось потребностями материального производства. В наше время, будучи бессильными опровергнуть величайшие научные достижения, церковь пытается примирить науку с религией, доказать, что научные достижения не противоречат вере, а согласуются с ней. Наука дает человеку достоверные знания о мире, о законах его развития. А религия в свою очередь дает представление о смысле жизни этого человека. Сегодня религия исследуется почти всеми гуманитарными науками.

Религия и общество

Вопрос о соотношении религии и общества - это прежде всего вопрос о роли религии в мотивации социального поведения. Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение: она выступает как фактор, во-первых, возникновения и формирования социальных отношений, а во-вторых - легитимизации тех или иных форм социальных действий, отношений. Религия способствует поддержанию стабильности общества и одновременно стимулирует его изменение. Религия делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее "значением", помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат среди других людей, населяющих наш мир. Религия также способствует стабильности общества, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Помимо межрелигиозных, религия вызывает конфликты, связанные с ее существованием в светском обществе. Религиозная приверженность может приводить к конфликту между следованием требованиям веры и законом. В свою очередь религиозные конфликты могут способствовать переменам, а социальные перемены могут вызывать изменения в религиозной сфере. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что религиозная принадлежность может служить средством сплочения тех или иных групп.

В современном обществе взаимоотношение религиозных и политических институтов рассматривается в двух аспектах. Первый связан с выполняемой религией функций обоснования и поддержания ценностей данного общества. Эти ценности вовлечены также и в политическую деятельность: их влияние и отношение к закону и власти сказывается в поддержке или противодействии им. Второй аспект затрагивает соотнесение религии с политикой в качестве институции, представляющей интересы тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния .

Религия и экономика

В разные исторические периоды религиозные группы, желая оказать влияние на экономические взгляды и поведение своих последователей, сталкивались с дилеммой: с одной стороны, они были склонны считать бедность добродетелью. Например, Библия утверждает: "Блаженны нищие, ибо они унаследуют землю", а буддисты возвышают нищенствующего монаха, который путешествует легко, не связывая себя экономическими заботами, поэтому может легко окунуться в жизнь наблюдений и размышлений. Однако как только организация религиозной группы становится более сложной, возникает проблема - для ее деятельности нужны средства. Тогда группа начинает втягиваться в экономические дела, хочет она того или нет. Она начинает требовать взносов от своих последователей и благодарна за пожертвования, получаемые от обеспеченных членов. Если члену такой группы удается избавиться от бедности, его не осуждают, наоборот - даже хвалят за его трудолюбие и бережливость.

Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов (см. Таблица 1). В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности .

Таблица 1 Отношение доходов верующих людей

Отношение доходов на человека в странах, где преобладают приверженцы религии и в других странах

Комментарий

Христиане в целом

Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз. Христианство оказывает наиболее положительное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими религиями и идеологиями.

Протестанты

Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.

Католики

Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза.

Православные

Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза.

Мусульмане

Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза.

Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз.

Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает самое негативное влияние на экономику стран мира

Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в странах больше атеистов, тем эти страны беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира.

Так же американские исследователи пришли к выводу, что религия влияет на темп экономического роста. И, как правило, вера в ад подстегивает рост сильнее, чем вера в рай.

Гарвардский профессор экономики Роберт Барро совместно с рядом ученых провел цикл исследований связи религиозности населения и экономического роста разных стран. Главный вывод - вера в Бога способна увеличить темпы экономического роста.

Роберт Барро разделил наличие веры в Бога, веру в загробную жизнь, веру в рай и веру в ад. Его исследование, проведенное на данных по 59 странам мира, показало, что вклад этих факторов в экономический рост всегда положительный, хотя и неравноценный. Например, вера в рай оказывает гораздо меньшее воздействие на рост экономики, чем вера в ад. Сам ученый выразил это так: "Кнут в виде потенциального ада оказывается намного более действенным, чем пряник потенциального рая". Впрочем, то, что страх - сильнейший стимул, известно давно. О роли религии, в частности протестантизма, в создании этико-моральных стимулов для эффективной работы говорил еще в начале ХХ в. Макс Вебер. По мнению ученых из Канады Ульриха Блума и Леонарда Дадли, религия влияет на экономику не столько через стимулы трудиться эффективнее, сколько через положительный эффект запрета на ложь и обман, что в экономике особенно важно .

Банки и религия

Банки являются неотъемлемой частью экономической сферы. И тут тоже наблюдается вмешательство религии. Были проведены некоторые исследования, которые показали, что протестанты действительно более ответственны в своих отношениях с банками. И это лишний раз доказывает, что религия является неотъемлемой частью личности и во многом определяет поведение человека в обществе. Долгое время наука и государственные институты во многих странах относили религию исключительно к сфере частной жизни людей. Теперь ясно, что такая позиция не соответствует жизненным реалиям. Из истории Италии, Германии, других европейских стран наблюдается ситуация, когда определенная часть финансовой системы формировалась под воздействием религиозных верований и при непосредственном участии церкви. В ряде случаев работал принцип религиозной солидарности, это касалось, в частности, вопросов кредитования. На Западе считали одно время, что религия исчезает, все больше уходит в сферу частной жизни, но сейчас понимают, что религия касается многих сфер общественной жизни.

Влияние религии на многие банки, например, в Италии, очень велико. Оно сложилось исторически и остается значимым в настоящее время. К этому примыкает и такое явление, как "этичный банковский бизнес", то есть бизнес, который соответствует этическим нормам, сложившимся в обществе. На формирование этических норм влияют клиенты банков и общественные институты, включая церковь. Сейчас мы видим, как постепенно растут требования учитывать в банковском бизнесе моральные, этические и религиозные ценности. Это очень интересное явление, и банки должны реагировать на него в своей практике.

Лицо банка, как известно, в значительной степени формируют клиенты. Чтобы быть успешным, он должен учитывать особенности культуры (а религия -- составная ее часть) того региона, где работает. Без этого он отрывается от жизни, а в результате будет страдать качество обслуживания -- один из важных инструментов поддержания лояльности клиентов .

Отношение к достатку, богатству и финансовой стабильности в разных странах отличается. Экономисты отмечают, что уровень жизни в «протестантских» странах выше, чем в государствах с православной традицией. Попробуем понять причины.

Статистика о религиях

Вопрос о вредности влияния православной религии на экономику и, наоборот, полезных для денежных потоков установок протестантства, особенно остро стал в нашей стране после знаменитого высказывания ведущего Владимира Познера, который процитировал Чаадаева, сказав, что «одна из величайших трагедий для России — принятие православия». Альтернативой, по его мнению, может служить пример протестантов, так как именно в тех странах, где распространена эта религия, наиболее эффективные экономики. Православные приняли этот тезис в штыки. Но что об этом говорит официальная статистика?

На первой позиции в рейтинге стран по номинальному ВВП в 2013 году находится преимущественно протестантская страна - США с показателем в 16800 млрд. долларов. Среди стран, находящихся в первой двадцатке по доле ВВП на душу населения по состоянию на 2013 год, Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада, итого восемь стран - являются главным образом протестантскими. При этом в двадцатке нет ни одной православной страны. Так в чем же дело? Стоит ли довериться статистике, или необходимо выяснить более глубинные причины такого положительного влияния протестантизма на экономику? Возможно ли, что совпадения такого рода случайны? Для ответа на эти вопросы мы охарактеризуем протестантизм и внутренние предпосылки к влиянию на экономику.

Религия и экономика

Слово протестантизм происходит, по одной из версий, от латинского protestans - публично заявляющий, так как сторонники Реформации протестовали против преследования лютеран. По другой версии, «протестант» происходит от словосочетания pro testament - за Завет, то есть, за чистоту восприятия Священного Писания. Став результатом борьбы с устаревшими воззрениями католичества, протестантизм достаточно быстро распространился по Европе в ходе Реформации, и уже с XVI века становится ведущей мировой религией.

Протестантизм включает в себя множество направлений, таких как англиканство, лютеранство, кальвинизм, последователи-евангелисты, адвентисты, баптисты, методисты и другие. Некоторые исследователи включают в их число также сектантов-мормонов и свидетелей Иегова. Всем этим различным ветвям протестантизма характерно отрицание толкования Библии, икон, монашества, культа святых.

Связь протестантской религии с высокими экономическими показателями стали традиционно проводить после выхода фундаментальной работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», вышедшей в 1905 году. Ученый обратил внимание на то, что успехи развития европейской цивилизации чаще всего были связаны именно с тем типом менталитета, который привнесли в культурное поле именно протестанты. Трудовая этика протестантизма - это религиозная доктрина, говорящая о благости труда и необходимости работать честно и усердно. Даже в Библии протестанты находят основы трудового кодекса: такие фразы, как «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра», по их мнению, являются четкой установкой договора между работодателем и работником.

Вебер оперировал конкретными фактами, и помимо того, что привел в пример хорошо развивающиеся протестантские страны, США, Англию и Голландию, показал на примере Германии, в которой равно распространены как католики, так и протестанты, что именно последние составляют основную массу предпринимателей или хорошо обученных профессионалов. Именно рвение и рационализация работы, свойственные протестантам любого социального класса, стали, по мнению Вебера, причинами развития капитализма. Так как для протестантов труд и коммерция - не только выгодная экономически деятельность, но и добродетельность, их экономика росла быстрее. Таким образом, стремление хорошо заработать и создать прибыльное дело воспринималась протестантами как выполнение божественного долга. Если доходы увеличиваются и богатство растет - это признак благословения.

При этом роскошь с точки зрения протестантизма бессмысленна - ведь доходность и есть уже само по себе божья благодать. Вебер писал по этому поводу: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком - либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает.Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».

Так установка не на мгновенное получение дохода, а на медленное, но верное приближение к богатству как божьей благодати, становится одной из основных установок протестантизма.

Благодаря внедрению протестантизма или его ценностных категорий, согласно теории Вебера, страна может улучшить свои экономические показатели. К примеру, в Латинской Америке в последние годы все больше людей переходят из католичества в протестантизм, и исследования демонстрируют, что уровень жизни этих людей неуклонно растет. Это связывается, опять же, с нравственной установкой протестантов на благость предпринимательской деятельности, полезной не только в миру, но и для спасения души.

Однако почему установка на качественный труд и умножение капитала не возникла задолго до появления протестантизма? Вебер в своей работе показал, что капитализм мог возникнуть еще в античности, однако именно ранняя протестантская традиция содержала те основы новой идеологии, а именно - идею долга, в том числе, профессионального, которые сформировали поколения людей с новой ментальностью. Вебер, основываясь на статистике, показывает, что капитализм наилучшим образом развивался именно в протестантских страна, Англии, Германии и Америке, жители которых до сих пор славятся своими пунктуальностью, бережливостью и трудолюбием. Менталитет остался, а вера постепенно становилась все менее определяющим фактором в экономических вопросах.

Православие vs протестантизм

Если взглянуть на ту же статистику ВВП на душу населения за 2013 год, мы не увидим ни одной православной страны не только в первой двадцатке, но и среди первых сорока стран. На 43-м месте находится Греция, на 45-м - Россия, на 64-м и 69 соответственно - Румыния и Болгария. Имеем ли мы в данном случае проводить параллели с господствующей в государстве религией и порожденной ей ментальностью? Конечно, необходимо учитывать исторические особенности всех этих стран, но и рассматривая только ментальные категории можно обнаружить много интересного.

Православие как наиболее консервативная и ортодоксальная ветвь христианства, не пошла по пути модернизации и рационализации, который выбрал протестантизм. Если протестантизм осуждал желание быть бедным, считая его сродни желанию быть больным, в православной традиции материальная бедность традиционно противопоставлялась духовному богатству. Профессиональные обязанности для протестанта - это долг и перед богом, и перед обществом, для католика - искупление первородного греха. Для православного труд в первую очередь должен быть духовным, а материальный труд, если он связан с жаждой выгоды или гордыней, признается суетным.

Русское православие также во многом было связано со своей ролью официальной религии в жестких условиях монархического строя. Так накопление духовного символического капитала стало для простых мирян превалирующим, а думы о материальном благе в условиях крепостного права и примата государства над частной предпринимательской деятельностью зачастую были безрадостными.

Слишком много религии может повлиять на экономику общества путем подрыва усилий для финансового успеха, утверждает новое исследование,

Исследование, проведенное среди почти 190 000 человек из 11 религиозных культур, делает вывод, предполагая, что иудаизм и христианство распространяет принципы анти-богатства, говорит «RNS» (Религиозный новостной сервис). Специалистами из Университета Саутгемптона в Англии и Университета Гумбольдта в Берлине проанализированы результаты данного исследования. Отмечено, что религиозные люди сообщили о лучшей психологической адаптации при их сокращении доходов. Проведены в таких странах как Австрия, Франция, Германия, Италия, Польша, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Нидерланды и Турция, исследователи приводят цитаты из Библии, чтобы показать, как убеждения иудаизма и христианства противоречат убеждению, что высокий доход приведет к наиболее интенсивному счастью. Библейским примером в подтверждение этого вывода является учение Иисуса, которое говорит "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное".

"Великие религии осуждают безответственное использование богатства как такового, а не богатства в себе", сказал Майкл Назир-Али, бывший епископ Рочестерский в Англиканской церкви. - "Поклонение деньгам есть корень зла, а не сами деньги,"- продолжал англиканский епископ, пытаясь объяснить результаты исследователей.

Деньги и религиозные сообщения

Это не первый раз, когда христианские лидеры выражают свое мнение по финансовым вопросам. Оставаясь верным своему стремлению быть защитником бедных, как Франциск Ассизский, и выбрав его имя, Папа Франциск не стесняется задавать вопросы мировым лидерам, как положить конец "культу денег" и принять дополнительные меры для поддержки бедных, сообщает «BBC». "Либерализация рынков создала тирании, где люди ценятся только по их потребительским способностям", - сказал Папа. Будучи убежденным, что "деньги должны служить, а не руководить", Франциск сделал ссылку на отрывок из Библии о "поклонении золотому тельцу». Используя метафору о «золотом тельце», которому поклонялись в древние времена евреи, Папа призвал мировых лидеров отказаться от культа денег и срочно начать применение этических реформ, чтобы остановить быстро растущую нищету в нашем обществе.

Такая же связь между элементами религиозного порядка и финансовые проблемы были использованы демонстрантами анти-капиталистического движения "Захвати округ Колумбия", которые протестовали в Вашингтоне против "культа денег", присущего в политическом мире, пишет «Incont». Переодетые в ангелов или волхвов, протестующие, некоторые из которых являются христианскими боевиками, выставили перед Конгрессом "Золотого теленка" из золотой бумаги, чтобы призвать "политиков прекратить поклоняться ложным идолам, деля между собой накопленную за счет людей прибыль".

Религия влияет на экономическое развитие?

Тот факт, что религиозные ценности сформировали экономическое и социальное развитие, подтверждается не только финансовыми реалиями, с которыми сталкиваются некоторые страны, но и анализом специалистов, обеспокоенных этим явлением. Делая сравнение с менталитетом протестантов, бывший Министр Культуры, академик Рэзван Теодореску, в статье, опубликованной на сайте «Historia.rо» считает, что «православие связано с конкретной экономической отсталостью» Румынии. Это связано с определенными представлениями о Боге, который формирует отношение ко всей жизни румына: „Бог создал все, а он сидит, смотрит, молится, он играет с четками, это относится к мусульманам. Еще одно образование".

С другой стороны, немецкий социолог Макс Вебер считает, что западное христианство не только не сдерживало развитие общества, но даже было определяющим в прогрессе капитализма. В своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает, что этика и понимание протестантского мира положительно повлияли на развитие капитализма. Вебер приводит доводы, считая, что в результате религиозных протестантских Реформ долг человека в обществе состоял в том, чтобы работать с усердием, так понимая Божий план. Такое видение своего места и задачи человека в мире сопровождалось особенно строгими запретами, касающимися трат заработанных денег на предметы роскоши или на что-нибудь еще, что превышало строгую ежедневную необходимость заработать себе на жизнь. Макс Вебер утверждает, что эти факторы привели к непрерывному реинвестированию и зарабатыванию денег, чтобы поддержать очень динамичную экономику и добиться значительного накопления капитала.

Хотя выводы немецкого социолога и оспариваются сегодня в некоторых средах, они поддерживаются и литературно подтверждаются. Доктор Саша Беккер из Университета Уорика в Мюнхене пришел к такому же выводу, что религия может быть фактором, объясняющим экономическое неравенство между северной и южной Европой, пишет «The Guardian». Используя сравнение Италии, Испании и Португалии, стран с крупной задолженностью (все являются католическими) и северных соседей, таких как Германия и Скандинавия (преимущественно протестантов), которые в сравнительно хорошем финансовом положении, Беккер пришел к выводу, что это влияние религии происходит из-за разницы в воспитании между католиками и протестантами, которая сохранилась до наших дней. В заключение, больше протестантов, чем католиков имеют высшее образование, что фактически подтвердило тезисы Макса Вебера задолго до того.