Общая характеристика основных субъектов рыночной экономики. Схема экономического кругооборота. Рынок: его сущность, функции, структура. Экономические субъекты рыночной экономики

Общая характеристика основных субъектов рыночной экономики. Схема экономического кругооборота. Рынок: его сущность, функции, структура. Экономические субъекты рыночной экономики

Субъектами рынка по современной классификации являются домашние хозяйства, частное предпринимательство (бизнес) и государство, в западной экономической литературе чаще именуемое правительством.

Домашнее хозяйство - основная экономическая единица, которая осуществляет функцию переработки приобретаемых на рынке товаров и услуг для собственного потребления и обеспечивает воспроизводство основного фактора общественного производства - рабочей силы.

Частные предприниматели (бизнес) - организаторы и руководители негосударственных предприятий, функционирующих с целью получения прибыли.

Государство (правительство) - совокупность главным образом бюджетных учреждений и организаций, выполняющих функции государственного управления и некоммерческих социальных услуг.

Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как отдельные предприниматели (физические лица), так и предприятия (юридические лица).

Хозяйствующие субъекты рыночной экономики обеспечивают:

  • -реализацию потребностей, формирующихся в обществе, в высококачественных товарах массового спроса;
  • -проведение научно-исследовательских работ, требующих значительных объемов инвестирования, для организации серийного выпуска товаров:
  • -налаживание и организацию крупносерийного выпуска товаров как следствие полномасштабного применения технологических, организационных и технических инноваций;
  • -осуществление роли основного источника финансовых поступлений в бюджет страны за счет уплаты налогов;
  • -осуществление роли основного источника финансовых ресурсов для разработки новых отраслей производства в масштабах национальной и международной экономики.

Непременным же условием функционирования современной системы хозяйствования является предпринимательская, хозяйственная деятельность, участники которой - предприниматели, организуют производство за счет собственных или заемных средств и готовы, в случае неудачи, рисковать своим капиталом.

Предпринимательская деятельность предполагает инициативную деятельность, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемых на свой риск и собственную имущественную ответственность. Предпринимательство предполагает организацию производственной деятельности, направленной на производство товаров и оказание услуг.

Основу предпринимательской деятельности составляют разные формы собственности, а субъектами этой деятельности являются физические лица. частные фирмы, государственные структуры. В современной экономике их функционирование невозможно без благоприятного социально-экономического климата. Предприниматель в таких условиях будет думать не только о максимизации прибыли, но и перспективном развитии своего бизнеса.

В современной экономике различают два вида предпринимательской деятельности: индивидуальный и коллективный. Индивидуальный связан с получением личного дохода, и его особенность, по мнению П. Самуэльсона, заключается в большой свободе индивида, который ни у кого не должен брать никаких разрешений на свою деятельность. Коллективное предпринимательское хозяйствование осуществляется коллективным субъектом.

С точки зрения экономической определенности предпринимательства современная наука различает три аспекта. Первый из них рассматривает предпринимательство как экономическую категорию. В этом случае центральной проблемой является установление субъектов и объектов предпринимательства.

Вторым аспектом экономической определенности предпринимательства является его рассмотрение как метода хозяйствования.

В таком случае главным условием предпринимательства выступает самостоятельность субъектов, наличие у них определенной совокупности прав и свобод.

Третий аспект. Предпринимательство выступает как тип экономического мышления. В этом качестве оно характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Как отмечает Й. Шумпетер, предпринимательство не род занятий, а склад ума.

Проблемой предпринимательства впервые занялся Р. Кантильон. Он обнаружил, что расхождение между спросом и предложением на рынке создает возможность покупать дешево и продавать дорого. Людей, использующих возможность получать из этого прибыль, он назвал «предпринимателями».

А. Смит и Д. Рикардо трактовали предпринимателя как всесторонне развитого капиталиста. Такого же подхода придерживался и Д. Милль.

Свою точку зрения на функции предпринимателя имел и Ж. Сей. Он считал предпринимателя деятелем, который берется за свой счет и свой риск произвести определенную продукцию или оказать какую-либо услугу.

Й. Шумпетер предложил иной взгляд на проблему предпринимательства. По его мнению, только инновации, под которыми он понимал технические знания, новые технологии и продукты, новые формы организации производства приводят к экономическому росту. Й. Шумпетер отождествил иноватора с предпринимателем.

В современном мире предпринимательская деятельность - это доход, заработок, средство к жизни. Но только этим эта деятельность не исчерпывается. Она еще и самовыражение индивида, попытка утвердиться в жизни, показать себе и другим свои способности, ум, умение, удачливость.

фирма рынок экономика домохозяйство кооператив

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система управления обществом и экономикой: глава государства, правительство, парламент, центральный банк, государственные органы управления всех уровней. Их важнейшая особенность в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности и контролируют их исполнение.

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций и т. д.

Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство выполняет важные распределительные функции, осуществляя перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования. В условиях командной плановой экономики государство сосредотачивает в своих руках экономическую власть, принимает основные экономические решения (что, сколько, как и для кого производить), распоряжается государственной собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике.

Государство стремится достичь сбалансированности, пропорциональности в экономике посредством директивного планирования. Органы государственной власти строго контролируют выполнение планов. Объективной основой директивного планирования является наличие в экономике только одного собственника -- государства. Директивное планирование активно использует такие методы регулирования, как принуждение и поощрение.

Чрезмерное сосредоточение экономических функций в руках государства приводит к возникновению крайней формы командной экономики -- огосударствлении экономики. Слишком большое расширение сферы деятельности государства в экономике, выполнение несвойственных ему функций способствуют снижению эффективности его функционирования, замедлению темпов экономического роста, возникновению диспропорций. В странах с командной экономикой, в частности в бывшем СССР, предпринимались неоднократные попытки, направленные на разгосударствление экономики, передачу части функций от государства хозяйствующим субъектам (предприятиям, учреждениям и т. д.). Снимались различные регламентации с деятельности государственных организаций, стимулировалось применение экономических методов хозяйствования. В результате все эти меры не давали соответствующего экономического эффекта.

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение полностью совокупного спроса, директивное планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Установленные государством условия носят обязательный характер, хотя различные из них по-разному влияют на экономические процессы - жестко регламентируют или же просто ограничивают сферу применения. Второе важное свойство - государство защищает установленные им условия. Причем это не только право, но и обязанность государства. Особенность государства как экономического субъекта - это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов. Существование государства, как субъекта рыночной экономики, привело к крайней необходимости государственного регулирования - государство как самый крупный инвестор, владелец материальных и нематериальных средств, основной потребитель промышленной продукции специфического назначения (вооружение, оборудование для ядерной энергетики и космоса, а также другие капиталоемкие технологии) играет самую значительную роль на рынке. В тоже время государство обладает субъективизмом по причине субъективной природы составляющих его элементов - людей. Именно в этом, на мой взгляд, существует основное противоречие - существование государства определяет необходимость государственного регулирования, из чего вытекает - существование классической рыночной экономики в масштабах государства не возможно.

Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий, которые обостряют ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста. Возникновение крупных предприятий, новых отраслей, потребность в строительстве дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют больших затрат. В то же время возврат этих средств, получение по ним прибыли характеризуются большим риском. Поэтому бизнес остерегается вкладывать свои средства в эти сферы экономики. Однако без них дальнейшее социально-экономическое развитие общества, включая частный бизнес, крайне затруднительно.

В этих условиях рынок вынужден несколько сократить свои масштабы и предоставить возможность государству участвовать в экономической деятельности наряду с частным бизнесом.

Характерная для рыночной экономики тенденция к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию природных ресурсов и т. д. также расширяет сферу деятельности государства.

Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Сложности сбыта продукции на внутреннем рынке возрастают, а доступ к внешним рынкам все более затрудняется. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели вынуждены прибегать к защите государства.

Существенное влияние на укрепление позиций государства оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в будущем. Так как частные предприниматели не намерены взять на себя риск, то такие отрасли создаются государством.

Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.

Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.

Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики.

В 70-е годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же предлагается лишь косвенно влиять на развитие экономики через разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М.Тэтчер, а также в США при Р. Рейгане. Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия).

По мере развития рыночной экономики, ее трансформации в социально ориентированную рыночную экономику значение государства в развитии общества усиливается. Активное участие государства в экономике -- характерный признак социальной рыночной экономики.

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики и др.), дополняются социальными целями. Таким образом, экономическая деятельность государства в социально ориентированной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Субъекты рыночной экономики

Субъекты рыночной экономики или хозяйствующие субъекты (экономические агенты) – действующие лица в экономике, которые самостоятельно принимают решения и осуществляют экономические действия.

Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются:

· домашние хозяйства;

· предприятия или организации бизнеса;

· государство.

Такое разделение субъектов, в сущности, отражает две главные сферы экономической активности людей. Домашнее хозяйство – обобщенный элемент потребительской сферы экономики. Его основная функция в экономике: потребление конечных продуктов и услуг.

Домашние хозяйства – это экономический образ средней семьи, ведущей отдельное хозяйство, владеющей совместной собственностью, получающей общий доход и имеющей в среднем устойчивую структуру расходов, является удобной структурной единицей при описании экономической жизни общества. Они стремятся максимизировать полезность приобретаемых благ: ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах располагаемой суммы дохода.

Предприятия и государство являются структурными элементами второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики – сферы деловой активности.

Именно благодаря этой сфере домашние хозяйства получают доходы.

Государство (правительственные институты) – это, как правило, бесприбыльные бюджетные организации, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях от общенационального до местного.

Целью государства как экономического субъекта является обеспечение стабильного экономического порядка и экономического развития страны.

Предприятия или организации бизнеса – это, в основном, частные фирмы различного хозяйственного статуса – от индивидуальных до крупных акционерных компаний.

Бизнес – это любой вид непосредственной деятельности с целью получения дохода, предусматривающий привлечение собственных средств, или опосредованное участие в такой деятельности путём вложения в дело собственного капитала. В этом смысле работать служащим в государственном учреждении или работать по найму в компании – не бизнес, а владение акциями или работа на собственной бензоколонке – бизнес.

Бизнес предлагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и соответствующую ответственность за результаты этих решений.

Основная функция организаций бизнеса – это производство всей массы товаров и услуг и доведение их до потребителя. Целью их деятельности является максимизация прибыли.

Приведённая структура хозяйствующих субъектов отражает не обособленные сферы участия людей в общественном производстве, а распределение каждого члена общества по различным сферам экономической жизни.

Виды рынков

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента:

· рынок товаров и услуг;

· рынок факторов производства;

· финансовый рынок.

На рынке товаров и услуг действуют все три типа хозяйствующих субъектов: бизнес выступает в качестве производителя и продавца товаров, а государство и домохозяйства являются их покупателями.

Несмотря на то, что все три субъекта взаимодействуют на одном рынке, характер взаимоотношений бизнес – домохозяйства и бизнес – государство несколько различен.

На потребительском рынке (бизнес – домохозяйства) взаимодействие классического типа: товары вначале производятся, затем поступают на рынок и покупаются домохозяйствами, переходя в их собственность.

Характерным признаком потребительского рынка является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Именно такой рынок был преобладающим на ранней стадии развития капитализма, и именно такой рынок подвержен кризисам, т.к. рассчитанное на предполагаемый спрос производство может не совпадать с фактическим, в результате чего доходы бизнеса будут ниже ожидаемых.

Бизнес не может заставить домохозяйства покупать все, что он производит. Он может заинтересовать покупателя низкими ценами, льготами или рекламой. В развитой рыночной экономике в этом и проявляется «суверенитет» потребителей: чтобы иметь доход, бизнес вынужден работать на потребителя.

В отличие от потребительского рынка основная масса покупок правительства на рынке товаров и услуг осуществляется в контрактной форме. Подавляющая часть правительственных расходов выступает в форме правительственных заказов бизнесу на производство различной продукции и услуг общенационального значения. В этом случае работа осуществляется в соответствии с контрактами, в которых заблаговременно до производства оговариваются цены на продукцию, количество и условия поставки.

Таким образом, рынок товаров и услуг правительству это, по сути, рынок контрактов, т.е. существенно более устойчивый рынок с разделением риска между бизнесом и правительством. Таким же, в сущности, рынком контрактов в современной смешанной экономике является огромный по масштабам рынок промежуточных товаров и услуг между организациями бизнеса.

Определяющий характеристикой рынка товаров и услуг является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя в результате акта купли-продажи. Навстречу потоку товаров и услуг идет поток расходов (потребительских).

Рынок факторов производства . Мы уже говорили, что к факторам производства относятся труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

В условиях частой собственности данные факторы, являются собственностью домохозяйств, которые покупаются бизнесом для производства товаров и услуг.

Организационно рынок факторов представляет собой рассредоточенный рынок. В сущности, это три основных взаимосвязанных рынка:

· рынок труда;

· рынок землепользования;

· рынок капитала.

Основной отличительной чертой рынка факторов является то, что товар-фактор в результате акта купли-продажи не переходит в собственность покупателя, а остается собственностью продавцов.

Другими словами, характер вовлечения в производство принадлежащих домохозяйствам факторов носит скорее черты аренды, чем продажа факторов в собственность бизнеса. В результате использования факторов бизнесом образуется совокупный поток доходов домохозяйства.

Финансовый рынок – это рынок, отражающий спрос и предложения финансовых средств: денег, облигаций, акций. На финансовом рынке индивидуумы и учреждения предлагают деньги. Он предполагает функционирование фондовых, валютных бирж.



На основании вышеизложенного можно изобразить схему кругооборота продуктов и доходов, которая дает общее представления о взаимодействие отдельных рыночных субъектов посредством различных рынков (рис. 1.4).


1 6

Домохозяйства
Предприятия
Государство
7 8

11 12

Субъектов рыночного хозяйства достаточно много. Это производители и потребители, предприниматели и наемные работники, промышленники, банкиры, торговцы, собственники ссудного капитала и ценных бумаг и т. д. В наиболее общем виде субъектов рыночной экономики объединяют в три большие группы.

Рассмотрим их по отдельности.

Домашние хозяйства

Как собственники факторов предлагают на рынке ресурсов труд, землю, капитал; получают доходы от реализации ресурсов; используют доходы на приобретение потребительских вещественных товаров и услуг для удовлетворения личных потребностей

Предприниматели

Предъявляют спрос на ресурсы; предлагают вещественные товары и услуги как для предпринимательского и государственного секторов (инвестиционные вещественные товары и производительные услуги), так и для домашних хозяйств (потребительские вещественные и невещественные товары); инвестируют полученные доходы

Государство

Предъявляет спрос на экономические ресурсы для осуществления деятельности в государственном секторе экономики; предлагает деньги;

предлагает общественные блага без непосредственной их оплаты или с частичной оплатой, что положительно влияет на производительность предпринимательского сектора и уменьшает затраты на потребление домашних хозяйств; осуществляет правительственное регулирование рыночной экономики

Основные факторы взаимодействия:

1. Издержки

2. Денежный доход

3. Товары и услуги

4. Труд и капитал

5. Ресурсы

6. Труд и капитал

7. Потребительские расходы

8. Товары и услуги

9. Расходы

10. Ресурсы

11. Товары и услуги

12. Потребительские расходы

13. Товары и услуги

14. Налоги

15. Товары и услуги

Вывод: домохозяйства как владельцы ресурсов продают ресурсы фирмам, и уже в качестве потребителей на вырученные деньги с ресурсов тратят денежный доход, покупают на рынке продуктов товары и услуги. Фирмы покупают ресурсы для производства товаров и услуг, затем продают готовый продукт своего производства домохозяйствам в обмен на прибыль. Прибыль используется для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В результате возникает реальный поток экономических ресурсов, конечной продукции и услуг и денежный поток в виде доходов и потребительских расходов. Эти потоки являются одновременными и повторяющимися.

Домохозяйство как субъект рыночных отношений

Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке, является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую единицу, состоящую из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

Основные признаки домохозяйства:

Совместное проживание и обустройство быта.

Совместное ведение хозяйства.

Обладание определёнными ресурсами.

Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Виды домохозяйств

Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями, а также этими семьями совместно с одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

Групповые домохозяйства.

Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).

Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).

Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

Чтобы дать характеристику экономическому субъекту требуется указать на источник и величину его доходов, направления и величину его расходов.

Домохозяйство - это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.

Доходы домохозяйства - это частные доходы. Они формируются за счет:

заработной платы, труда, прибыли собственника, капитала, процента и дивиденда, участия в акционерном обществе, ренты, природных ресурсов.

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

Выплата налогов государству

Удовлетворение личных потребностей

Формирование личных сбережений

Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства. Различают следующие виды сбережений:

Домашние (в налично-денежной форме)

Институционные (банковские депозиты, страховые полисы, облигации, акции, и др.):

а) «защитные» - действия по сохранению исходной покупательной силы данной суммы денег. Они выполняют роль самостоятельного страхования от непредсказуемых обстоятельств.

б) «спекулятивные» - действия по умножению покупательной силы данной денежной суммы. Они выполняют роль своеобразного «семейного бизнеса» по правилам рыночной экономики.

В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий над рыночной экономикой, т. е:

Относительное увеличение сбережений (по мере роста личных доходов) означает относительное уменьшение спроса на потребительские товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы).

Перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны.

Потребительские расходы - это та часть личных доходов, которая безвозвратно и беспроцентно уходит к производителям.

И среди объектов потребительских расходов можно выделить:

Товары кратковременного пользования (срок - менее года)

Товары длительного пользования (срок - более года)

Домохозяйство - один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.

В-третьих, домохозяйства - это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).

В-четвёртых, именно домохозяйство - основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.

В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.

В рыночной экономике вся масса ресурсов составляет совокупный ресурсный рынок, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретных ресурсов. Собственниками этих ресурсов считаются в основном домохозяйства.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Предприятие (фирма) - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

  • 1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.
  • 2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.
  • 3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.
  • 4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.
  • 5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
  • 6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.
  • 7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Система рынков - совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

  • - легальный (официальный);
  • - нелегальный (теневой),

Нелегальный рынок - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Несмотря на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

  • - микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;
  • - макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики).

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов. На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев.

Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

  • 1. По объектам рыночных отношений:
    • - товаров и услуг;
    • - средств производства;
    • - рабочей силы;
    • - ссудного капитала;
    • - финансов;
    • - ценных бумаг.
  • 2. По географическому положению:
    • - местный;
    • - региональный;
    • - национальный;
    • - мировой.
  • 3. По проявлению конкуренции:
    • - свободный;
    • - монополистической конкуренции;
    • - олигополический;
    • - монопольный (монопсонный).
  • 4. По объему продаж:
    • - розничный;
    • - оптовый.
  • 5. По механизму регулирования:
    • - совершенной конкуренции;
    • - несовершенной конкуренции;
    • - регулируемый (под контролем государства).

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д. Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:

  • 1. Что производить - это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
  • 2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи, каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.
  • 3. Для кого производить - это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов. В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора.

Потребители должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия - производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец - добиться возможно большей прибыли, потребитель - получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой побразовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения не являются абсолютно совершенными. Существуют и недостатки рынка. В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей. Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

  • 1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.
  • 2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
  • 3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы - это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства»

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

  • 1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.
  • 2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
  • 3. Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий. Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества.

У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» - специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.