Налоговая ставка земельного налога в году. Действия при отсутствии прихода оплаты на земельный налог РФ. Земля сельхозназначения, а также земли, предназначенные для огородничества, садоводства, ЛПХ

Налоговая ставка земельного налога в году. Действия при отсутствии прихода оплаты на земельный налог РФ. Земля сельхозназначения, а также земли, предназначенные для огородничества, садоводства, ЛПХ

Кадастровая оценка дачных участков приведет к разорению многих россиян

Если у вас есть и ездите летом, или домик строили не вы, а родители, которые там живут постоянно, или даже домика нет, а только сараюшка и огород, в любом случае готовьтесь к сюрпризу.

В начале 2016 года вам придет уведомление из налоговой инспекции, которое, возможно, сильно вас удивит, поскольку сумма налога на землю будет превышать всякие мыслимые пределы.

Хотя может быть и другой вариант: сумма окажется вполне посильной, не сильно превышающей ту, что вы платили раньше. Зато ваш сосед будет волосы рвать от отчаяния: с него за такой же участок потребуют в пять раз больше, чем с вас.

От чего это зависит? Почему налоги на одинаковые участки отличаются в разы? Как снизить зашкаливающий налог?

«МК» попытался разобраться в причудливых обновлениях земельного законодательства.

А теперь — сюрприз!

Налог на недвижимость — в том числе и на землю — раньше определялся ее инвентаризационной стоимостью. Она была очень низкой, поэтому за свои участки люди платили символические деньги.

С 2015 года земельный налог в Подмосковье рассчитывается исходя из кадастровой цены участка, которая равна рыночной.

Но прежде чем вводить такой налог, власти, конечно, должны все участки по-рыночному оценить.

В Подмосковье оценка проводилась в 2013 году. Если вы еще не знаете, во сколько оценили ваш участок, это легко узнать.

Проще всего — по Публичной кадастровой карте. Она висит на сайте Росреестра. Ее надо открыть, ввести в поисковую строку кадастровый номер того участка, который вас интересует, и на экране появятся все его данные, включая стоимость.

Можно найти участок и без кадастрового номера, если вы помните его ориентиры. Я, например, так и сделала. Нашла на карте близлежащий поселок, потом — наше садовое товарищество, отсчитала проулки от въезда — и вот он, наш участок, второй от угла. Оценен в 298 с чем-то тысяч рублей. У соседей — точно так же.

Цена, в общем, справедливая. Участки по 6 соток у нас в СНТ сейчас так и продают — тысяч по 300. Есть еще по 10 соток, они дороже. Но и в Публичной кадастровой карте у них тоже проставлена другая цена — больше 400 тысяч. Так что нам не приходится жаловаться на завышенную оценку. По крайней мере — на данный момент.

Но не всем так повезло.

Мои родственники живут в поселке малоэтажной застройки, у них дом и участок 12 соток, который оценен в 3 млн руб. Налог за него может достигать 9 тысяч. Это очень много для них. Они пожилые люди, на пенсии. О том, чтоб переехать в более дешевое жилье, поменяться на квартиру, не хотят даже думать. В этом доме жили еще родители мужа, а участок их кормит и мобилизует, без грядок и курятника они жизни не представляют.

Соседи у них в таком же точно положении. Новый налог на землю для них — беда. При этом никто не может понять, почему земля оценена так высоко. В их поселке за такие деньги ее не покупают.

Оценка от фонаря

Оценку земли в 2013 году проводили независимые оценщики, которых выбирали на аукционах региональные и местные власти.

Участник этого процесса на условиях анонимности рассказал «МК», что за победу на таких аукционах коммерческие предприятия, выигравшие контракт, отдавали властям большой процент от его суммы. Соответственно, на проведение оценочных работ у них оставалось гораздо меньше денег, чем предусмотрено объективными расчетами. За этот минимум они и делали минимум.

«Вы у себя на даче видели оценщиков от районной администрации? — говорит председатель Совета Московского союза садоводов, депутат Госдумы Андрей Туманов. — И никто их не видел. Они не выезжали на места. Оценка велась «от фонаря».

Независимые оценщики искали по компьютеру объявления о продаже земли в том или ином районе, чтоб понять, по какой цене ее там продают. Оценка проводилась в отношении земель разного назначения — не только под садоводство и дачи, но и под бизнес, гаражи, учреждения. Объявления о продаже земель сортировались по видам пользования, для каждого вида выводили среднюю цену за квадратный метр и умножали на площадь оцениваемого участка.

При этом никто не принимал в расчет тот факт, что цена, за которую участок земли предлагается, и цена, за которую он в итоге продается, — совсем не одно и то же. Они могут различаться в разы.

«Государственная кадастровая оценка земельных участков, проведенная в 2013 году в Московской и Рязанской областях, основывалась на информации из открытых источников СМИ о цене предложения сделки. В то же время сведения о реальной цене сделки оценщиками не учитывались. Кроме того, при определении кадастровой стоимости земельного участка данным методом зачастую не учитывались отдаленность земель от крупных городов, развитие транспортной сети, инфраструктуры, а также иные факторы, оказывающие влияние на рыночную стоимость земельного участка».

Счетная палата в ходе проверки обнаружила удивительные случаи, когда стоимость соседних участков даже в одном кадастровом квартале отличается так, будто один в Урюпино, а другой — на Майами.

Одинцовский район, например, деревня Сивково. У одного участка кадастровая стоимость — 5 млн 673 тысяч, у другого участка, такого же по площади — всего 608 тысяч.

Или тот же район, деревня Бутынь, две участка по 1227 кв. метров: один оценен в 2 млн 688 тыс. 639 руб. 21 коп., другой — в 4 млн 967 тыс. 423 руб. 61 коп.


В жизни все не так, как в кадастре

«Расхождения в определении кадастровой стоимости достигают десятков раз, и в отдельных случаях государственная кадастровая оценка земель оказывается значительно выше, чем цена реализации земельных участков», — утверждается в отчете Счетной палаты.

В Чеховском районе в одном и том же кадастровом квартале разброс цен на соседние земельные участки за один кв. м — от 1359 до 2235 руб., в другом кадастровом квартале — от 748 до 2158 руб.

В Орехово-Зуевском разброс цен за кв. м в границах одного кадастрового квартала — от 742 до 1371, в Дмитровском — от 660 до 1334, в Мытищинском — от 3797 до 5122, в Воскресенском — от 360 до 1390, в Клинском — от 724 до 1748 руб. за кв. метр.

Некоторые участки из-за этого хаоса оказываются оценены так дорого, как их не продашь ни за что на свете.

Счетная палата, понятно, не могла проверить, за какие деньги граждане продают участки друг другу — соответствуют ли суммы кадастровой оценке. Но она выборочно проверила договора, по которым отчуждаемые земли продавала администрация Красногорского района. Оказалось, что в 44 из 68 случаев участки продавались в 5 и более раз ниже их кадастровой оценки. К примеру:

— 12 га для размещения дома отдыха с кадастровой стоимостью 261,5 млн проданы всего за 10 млн;

— 0,76 га для размещения образовательного учреждения с кадастровой стоимостью 35 млн проданы за 6,5 млн;

— 0,22 га для автомобильной стоянки со стоимостью 10,4 млн проданы за 1,8 млн.

«Средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов по г. Химки, г. Котельники, г. Балашихе, г. Королеву превышают 5,0 тыс. рублей, — пишет Счетная палата. — Так, участок в 10 соток в данных муниципальных образованиях имеет кадастровую стоимость около 5,0 млн рублей, и при ставке земельного налога 0,3% сумма налога составит 15 тыс. рублей, что превышает среднемесячную пенсию по Московской области на 3,0 тыс. рублей.

В целом превалируют факты превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков, в связи с чем участились случаи обращения в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земель».

Кто бы чесался, если б не выборы

Месяц назад Минимущество Московской области утвердило исправления кадастровой стоимости почти 800 земельных участков сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского района. Там земли оценили так дорого, что люди были готовы взбунтоваться.

В 2013 году, когда проводилась кадастровая оценка, цена за квадратный метр в 13 из 33 населенных пунктов поселения была повышена в 4 раза — с 620 до 2317 рублей. Земельный налог за 30 соток при цене 2317 за кв.м доходил до 21 105 руб.

Раньше они платили 2 тысячи, а тут их как мешком по голове: теперь несите 21, новые песни придумала жизнь.

Но больше всего людей возмутило, что землю-то им оценили по-разному. В Шустикове налог за 30 соток поднялся до 5532 рублей, а в Новоалександровке, в двух километрах, за те же 30 соток налог оказался в четыре раза больше.

21 тысяча! Представляете, что это за деньги в деревне? Месячный доход всей семьи, если не больше.

Веселевчане тыкались в разные инстанции и дошли наконец до Минмособлимущества, где их проблема была решена. Чиновники связались с оценщиком, потребовали перерасчета кадастровой стоимости и утвердили исправления. Так что теперь там все в порядке, в этом Веселовском поселении.

Судя по сигналам, которые иногда подают власти Московской области, им прекрасно известно про косяки с оценкой земель, и они, затаившись, ждут весны 2016 года, когда жители области получат платежки из налоговой. Потому что сейчас никто не знает, сколько и где накосячено и какая пойдет реакция. А год-то будет ответственный, в сентябре — выборы в Госдуму. Электорат лучше не нервировать.

По этой причине оспорить сейчас цену на землю вполне реально, хотя и хлопотно. К тому же нужно заказывать переоценку земли за свой счет, что как-то не очень правильно: не люди же виноваты в том, что государственные оценщики криво оценили их недвижимость. Но власти хотя бы не препятствуют оспариванию, а даже, наоборот, пытаются содействовать.

При каждом управлении Росреестра по Московской области созданы согласительные комиссии. Это первая инстанция, куда обращаются несогласные с оценкой налогоплательщики.

«В этих комиссиях работают обычно люди, которые живут в этом же районе, — говорит депутат ГД Андрей Туманов. — И они прекрасно знают, сколько здесь стоит земля. И если они видят, что ваш участок действительно оценили в нереальную цену, они идут навстречу. В 70% случаев стоимость участка удается оспорить на уровне согласительной комиссии. Но если там все-таки откажут, тогда — в суд. В суде вы стопроцентно выиграете, потому что оценщик не сможет подтвердить документально, что оценка проводилась по определенной методике».

На март 2015 года были поданы заявления на оспаривание результатов кадастра в Подмосковье по 14 849 земельным участкам.

Всего же в Московской области 3,3 млн земельных участков. То, что их владельцы пока молчат, не говорит о том, что они согласны с оценкой.

«Сегодня можно только предположить, как отреагируют граждане, малый и средний бизнес, получив в 2016 году налоговое извещение, рассчитанное от кадастровой стоимости недвижимости, — сказал зампредседателя Мособлдумы Никита Чаплин в апреле на парламентских слушаниях. — Наша задача — предусмотреть возможные последствия обращений налогоплательщиков, выработать механизм рассмотрения обращений и, возможно, предложить дополнительные льготы отдельным категориям граждан, а также субъектам малого и среднего предпринимательства».

Ставка на зеро

Земельный налог можно снизить, не только оспорив результаты оценки своего участка, но и добившись снижения процентной ставки.

Ставка земельного налога устанавливается местными депутатами. Для садоводов, дачников, владельцев индивидуальной застройки она не может быть выше 0,3% от кадастровой стоимости их участка земли. Для бизнеса — не выше 1,5%.

Эти цифры — потолок. Выше нельзя, а ниже можно, поэтому депутаты могут установить процентную ставку и 0,2%, и 0,1%, и даже нулевую.

«Обычно в СНТ половина членов — москвичи и половина — местные жители. . Поэтому они должны брать депутатов за шкирку и требовать, чтоб те снижали процентную ставку, по которой исчисляется земельный налог, — считает Андрей Туманов. — Депутатам нужны голоса, они вынуждены будут идти навстречу».

Как выяснила Счетная палата, в 2013 году 47 из 288 муниципальных образований Московской области установили ставки земельного налога ниже установленных значений. Чаще всего пониженную ставку устанавливали для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Но и бизнес тоже кое-что отщипнул. В 15 муниципальных образованиях установлена пониженная ставка для автостоянок, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, гостиниц, офисных зданий.

«В ряде образований налоговые льготы введены в отношении хозяйствующих субъектов, основная цель деятельности которых направлена на получение прибыли», — заключает Счетная палата.

В реальности это обычно выглядит так, что местные коммерсанты всеми правдами и неправдами избираются депутатами и устанавливают для себя такие процентные ставки, какие им нужно, то есть очень низкие.

Не жили богато, нечего начинать

В заключение нужно напомнить, что земельный налог пополняет бюджеты муниципалитетов.

Это те деньги, на которые местные власти должны ремонтировать дороги, школы, больницы, строить стадионы, открывать кружки и спортивные секции, поддерживать в рабочем состоянии систему водоснабжения и вообще делать все то, что жителям необходимо для достойной, комфортной жизни, но в одиночку никто для себя этого сделать не может, надо всем вместе.

На это «всем вместе» жители как раз и скидываются своими налогами на землю и прочую недвижимость.

Актуализированный налог, соответствующий рыночной цене земли, должен был актуализировать возможности муниципалитетов, добавив им денег — чтобы местные власти смогли уже что-то реальное делать для жителей, а не только платить зарплату местным чиновникам, как сейчас.

Однако в процессе реализации здравый смысл всего начинания был упущен. Средства, выделенные на кадастровую оценку земель, сами же власти между делом распотрошили. Оценку провели халтурно. Когда халтура полезла из дыр, схватились за голову. Стали пытаться ее исправлять, отыгрывать назад: давайте снижать оценочную стоимость, давайте снижать процентные ставки. Черт с ними, со школами и ремонтами, лишь бы не раскачалась лодка. Хотя сами халтурным своим отношением сделали все, чтоб ее раскачать.

Задумка то есть была правильная. Хотели как лучше.

Но получилось точно по незабвенному Виктору Степановичу — как всегда.


Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать .

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

Налоговые ставки по земельному налогу

Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

  • сельскохозяйственных;
  • жилого фонда;
  • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

Налоговые льготы

Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

  • Героев СССР и РФ;
  • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
  • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
  • лиц, получивших воздействие радиации.

Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
  • религиозные организации;
  • общественные организации.

Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

Земельный налог является налогом, возлагаемым на владельца земельного участка. Использование земли в нашей стране - дело платное, и поэтому собственникам приходится отчислять определенные выплаты в казну.

Также размер выплат и права собственника фиксируются в Инструкции МНС России от 21 февраля 2000 г № 56.

Именно эти законодательные пакты нужно внимательно изучить, если владельцу собственности кажется, что выплаты превышают необходимые размеры. В этих актах широко фиксируется положение владельца земельного участка, его права и обязанности, а также процесс расчета примерной величины ежегодной выплаты. Какие виды выплат за землю ныне существуют?

  1. Земельный налог.
  2. Арендная плата.
  3. Нормативная цена земли.

Если физическое или юридическое лицо являются собственниками определенного участка, то актуальным будет выплата налога. Если же территория пребывает в аренде, согласно Ст. 65 ЗК РФ владелец должен уплачивать арендную плату за землю.

К каким налогам какого вида относится земельный налог? Сам земельный налог относится к числу прямых выплат. Они налагаются на имущество человека или юридического лица, а также на его доходы. Подобные выплаты называются поимущественные налоги , и они вносятся непосредственно в казну.

Выплата косвенного налога на землю возможна в том случае, если человек продает свою недвижимость или отдает ее в наследование. В таком случае, косвенный налог выплачивается непосредственно государству, а не в казну.

Чтобы определить размеры выплаты для территории необходимо выяснить кадастровую стоимость участка. Особенно это актуально в том случае, если подразумеваемый участок числится в гос. собственности.

Если же кадастровую стоимость определить не удается, в соответствии с п.13 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ , для выяснения размера арендной платы используется нормативная цена земли.

Само это понятие характеризует стоимость территории, исходя из его качественных показателей и местоположения, что помогает выяснить потенциальный доход за определенный срок окупаемости.

Экономическая сущность земельного налога кроется в принудительном налогообложении, которое фиксируется в существующем законодательстве. Сама налоговая сумма выплачивается ежегодно и зависит от размера и площади единицы земельного налогообложения. То есть, размер выплаты никак не зависит от размера доходов владельца, и от прибыльности участка. Если вас интересует, в какой бюджет поступает земельный налог, жмите .

Основанием для выплаты данной суммы становится документ, подтверждающий актуальность положения объекта в числе собственности физ.лиц. Согласно 5 закону №1738-1 , на размер земельного налога влияет сразу несколько показателей:

  1. Состав угодий.
  2. Качество земли
  3. Площадь земли.
  4. Местоположение территории.

Размер налога для одинаковых по размерности территорий может быть совершенно разным. Если земля считается хорошей, богата природными ископаемыми и полезными веществами, ее кадастровая стоимость резко возрастает. Вместе с этим показателем растет и размер ежегодной налоговой выплаты.

Размер выплат может напрямую зависеть и от местоположения участка. Учитывая все эти показатели, владельцу недвижимости удастся выяснить размер выплаты за единицу земли.
Единицами (объектами) налогообложения являются совершенно разные земли. Итак, на какие же участки налагаются подобные выплаты?

  1. На территории, предоставляемые товариществами и иными организациями для ведения сельскохозяйственной деятельности.
  2. На территории, необходимые для ведения космических операций.
  3. На участки, которые предоставляются для фермерских работ.
  4. На территории, предоставляемые для ведения садоводства.
  5. Земли связи, промышленности и энергии.
  6. Земли, необходимые для организации отдыха, а также абсолютно любой туристской деятельности.
  7. Территории водного фонда и имеющегося в стране лесного хозяйства.

В Ст.131 ГК РФ оговаривается , что земельные выплаты должны происходить лишь после того, как собственник пройдет процедуру государственной регистрации недвижимости. Обычно при покупке недвижимости оговаривается и примерный размер ежегодных налоговых выплат.

Налогоплательщики и характеристики земельного налога

Очень важно знать не только то, на какие земли налагаются налоговые выплаты, но и то, кто же считается налогоплательщиком. Итак, кто же имеет право выплачивать налоги за земельный участок?

  1. Субъекты, имеющие собственнические права на территории.
  2. Физ.лица, обладающие территориями на правах безвозмездного пользования.
  3. Собственники, имеющие возможность бессрочного владения посредством наследования или дарения.
  4. Арендаторы данной территории
  5. Обладатели сервитута, то есть права использования данной территории, полученного от владельца.

Все эти пункты широко обговариваются в П.3 Ст.5 Земельного кодекса РФ.

Налогоплательщиками могут выступать как физические, так и юридические лица. Физ.лицами признаются российские граждане, иностранцы, а также лица без гражданства, имеющие территории во владении в России.

Также налогоплательщиком может быть индивидуальный предприниматель, который не создает юридическую компанию для осуществления своей бизнес-деятельности. Тогда положение индивидуального предпринимателя должно быть зарегистрировано в соответствии с существующим гражданским кодексом РФ.

На самом деле, разобраться в нюансах налоговых выплат на землю не так уж и сложно. Для этого достаточно лишь ознакомиться с несколькими законодательными актами. И все же, в характеристике земельного налога остались некоторые нюансы, о которых следует рассказать.

Так, например, ставки для определения выплат строго отслеживаются и устанавливаются правовыми актами. Размер налоговой выплаты не должен превышать 1,5 % от кадастровой стоимости участка.

Важно и то, что территориями для наложения налогообложения не признаются те участки, где существуют памятники культуры, внесенные во Всемирное наследие, а также земли, ограниченные в обороте.

В Москве и Санкт-Петербурге размер налоговых выплат регулируется законами городов федерального значения. На территории всей остальной страны, размер налоговых ставок определяется нормативными актами органов муниципальных образований.

Подробно изучив все законодательные акты, касающиеся выплат на землю, человеку удастся определить и размер налоговой ставки и сумму своих ежегодных выплат. С суммой выплат поможет определиться и информация о различных и .

Все земельные участки, находящиеся в собственности, должны облагаться земельным налогом. Этот сбор является местным и муниципальные власти территорий самостоятельно определяют ставки, порядок уплаты и льготы по нему.

В 2019 году налог на землю подвергся значительным изменениям, отразившись на его размере. Вследствие чего местные бюджеты будут пополнены в большем объеме. Эта составляющая должна положительно отразиться на развитии регионов.

Какой налог на землю в 2019 году

В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Обычно для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

Что же поменялось с наступлением 2018 года? Существенным изменением стало увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной. Это скажется на росте налога и ударит по кошельку россиян.

Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.

Ставка земельного налога составляет 0,3% для:

  • участков для садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции,
  • земель сельскохозяйственного назначения,
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома,
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

Остальные облагаются по ставке 1,5%.

Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

В чем заключается особенность кадастровой стоимости недвижимости?

Чтобы рассчитать новую кадастровую стоимость, приближенную к рыночной, была проделана большая работа. Оценщикам пришлось проанализировать множество источников по продаже участков, откуда и была выведена средняя цена. Именно она и легла в основу определения кадастровой величины.

Конечно, такой способ определения цены не совсем правильный и точный. Здесь не учтен возможный торг между продавцом и покупателем, то есть взята первоначальная стоимость продажи, а не сделки как таковой. Не учтены также и такие параметры, как расположение участка, нахождение его относительно населенных пунктов, а также инфраструктура и транспортная доступность. Все это значительно влияет на стоимость земельного участка.

Усредненные цифры статистических баз не отражают реальные цены. Это может сказаться на увеличении кадастровой стоимости, не отражающей действительной картины на рынке. По сути, вопрос цены остается спорным и может повлечь за собой обращения в суд недовольных граждан.

Правильным же решением со стороны чиновников было постепенное увеличение кадастровой стоимости. Платить сразу возросшие в разы налоги стало бы накладным для многих россиян, учитывая то, что доходы населения за последние годы стали падать.

Конечно, все налогоплательщики понимают, что эти средства идут в местный бюджет. Развитие и улучшение региона без них невозможно. Но и страдать семейный бюджет от непомерных налогов тоже не должен.

Узнать кадастровую оценку можно на официальном сайте Росреестра, введя кадастровый номер участка, указанный в свидетельстве о праве на собственность, или по точному адресу, а так же из пошаговой инструкции описанной ранее — .

Льготы на оплату земельного налога

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится, или в администрации.

К некоторым относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от платы, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставление документов на свой выбор, которыми можно подтвердить ее. (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Однако, для каждого вида налогов государство определяет и федеральных льготников. Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли, используемые для сохранения и развития традиционных промыслов, хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Изменения с 1 января 2019 года

Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

Для расчета земельного налога применяется единая формула:

ЗН = НБ x НС

Налоговая база помноженная на налоговую ставку. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе статья 396.

  • Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков.
  • Ставку налога мы рассматривали чуть ранее и определили, что в большинстве случаев для физических лиц она составляет 0,3.

Но закон оговаривает и другие нормы. Так, например, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство жилого дома, к исчислению налога может применяться повышенный коэффициент.

Предположим, право на этот участок под ИЖС зарегистрировано гражданином, но со строительством дома он не торопится. По истечении 10 лет с момента регистрации к такой земле будет установлен коэффициент 2,0 . Только после того, как жилье будет построено и обязательно зарегистрировано, ставка станет в обычном размере.

Сумма земельного налога за истекший год рассчитывается, исходя из времени владения участком. При этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа.

Пример 1. Гражданин К. купил и оформил в собственность участок земли под садоводство и огородничество 13 марта 2018 года. Тогда за месяцы владения будет взят период с марта по декабрь, то есть 10 месяцев. Налоговая инспекция должна учесть его при расчете налога и выставлении квитанции. Рассчитав полную сумму налога за год, поделите ее на 12 месяцев и умножьте на 10. Именно такой будет к оплате.

Пример 2. Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2018 года. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь) и ожидать квитанцию от налогового органа с суммой к оплате только за него.

Справка. Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный Калькулятор онлайн земельного налога .

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. На одном инспектор поставит входящий номер и передаст вам. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об изменении суммы налога или отказе. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Система налогообложения Российской Федерации продолжает претерпевать серьезные изменения, вызванные кризисом двухгодичной давности, причем в некоторых сферах деятельности изменения происходят сразу, а в некоторых постепенно. Неудивительно, что многих сегодня волнует вопрос о том, какой налог на землю будет в 2018 году, поэтому игнорировать данный вопрос не стоит.

Законопроект, касающийся увеличения налоговых выплат на земельное имущество, власти одобрили еще в начале 2016 года, после чего россияне получили первые квитанции на оплату налогов, по которым они и должны были разобраться с новыми правилами. Стоимость налога было решено поднимать постепенно, чтоб не сильно шокировать граждан большими суммами, поэтому обсудить новшества 2018 года стоит каждому.

Основные изменения коснуться того, что стоимость налоговых объектов в связи с обновленными правилами будет рассчитываться на основании кадастровой цены земельного участка, которая имеет более высокую стоимость, а значит и налоговая выплата будет крайне большой. Как уже было сказано выше, налоговые изменения будут происходить постепенно, то есть их стоимость будет повышаться примерно на 20% в год, поэтому окончательной она станет только в 2020 года. Более того, изменения в налоге на землю в 2018 году, будут касаться еще и того, что налоговые отчисления теперь будут наполнять не федеральный бюджет, а региональный, соответственно, местные власти смогут использовать их для собственных нужд, тем самым улучшая условии жизни граждан, которые проживают на той или иной территории.

Сразу нужно сделать акцент на том, что налоговые выплаты на земельные участки в разных областях страны, могут отличаться друг от друга. Местные власти получают право на самостоятельное устанавливание налоговой ставки, но находиться она должна будет в пределах 0,1-1,5%. Некоторые категории граждан могут получать в качестве льгот минимальную ставку, а другим придется выплачивать в казну полную ее стоимость – будет практиковаться дифференцированный подход. Новые финансовые поступления в государственный бюджет позволят властям существенно улучшить свое материальное положение, и это очень важно, потому что в современное время большинство регионов использует серьезный финансовый дефицит и с огромным трудом выполняет свои социальные обязательства перед властями. Соответственно, увеличенный налог на землю в 2018 году, изменения для юридических лиц волнуют практически всех россиян, является единственным способом наполнения государственного бюджета, и отказываться от него власти не планируют, поэтому ожидать, что законопроект будет пересмотрен, не стоит.

О каких проблемах стоит знать?

Нельзя не сделать акцент на том, что кадастровая оценка цены станет отдельным испытанием для представителей бизнеса, потому что налоги при том возрастут в 7-8 раз (сравнительно с прошлыми годами). Однако проблемой в данном случае является то, как именно власти рассчитывают кадастровую цену объектов. В соответствии с новыми правилами, новая методика будет учитывать реальную (что немаловажно) стоимость земельного участка. Определить стоимость налоговых выплат можно при помощи системного анализа существующих предложений на рынке по продажи недвижимости, стоимость того или иного объекта можно найти на конкретном сайте (государственном портале услуг), после чего умножить ее соответствующую региональную ставку и получить окончательную сумму.

Нужно еще и сделать акцент на том, что большинство экспертов считают методику оценки объектов крайне губительно для населения, потому что власти решили принимать во внимание цену продавца, которая может в несколько раз превышать стоимость реальной сделки.

Рассказывая о том, как рассчитать налог на землю для физических лиц, нужно сделать акцент на том, что теперь в методике не будут учитываться инфраструктура вокруг объекта, его местоположение и транспортная развязка. Получается, что цена тех или иных участков с разной удаленностью от областных центров будет практически одинаковой, а значит оценка может являться не корректной. Однако власти оставляют за человеком право на обращение в суд, если его не устраивает кадастровая цена участка, причем на практике уже стало понятно, что данная мера достаточно эффективна в отстаивании собственных интересов, но прибегать к ней часто, естественно, не стоит.

Льготы по обновленной системе налогообложения остаются прежними, и отдельно стоит сказать о том, что изменения для пенсионеров в налоге на землю в 2018 году не предусмотрены. Они как и прежде могут рассчитывать на то, что отсутствие налоговых выплат для них будет предусмотрено только для одного земельного участка, а если у них в собственности будут несколько объектов, то за остальные им придется платить. Подобным образом члены правительства решили бороться с коррупцией, потому что ранее собственники переписывали на льготников свое недвижимое имущество, чтоб не платить, а сегодня они больше поступать подобным образом не смогут.

Льготные категории останутся прежними, ведь к ним будут относиться ветераны труда, участники ликвидации ЧАЭС, и дети-войны. В будущем их список, безусловно, может быть расширен, но пока в государственном бюджете не средств на проведение подобных мероприятий, поэтому рассчитывать на то, что в данном вопросе что-то изменится в обозримом будущем, никому не стоит, хотя следить за новостями властей все-таки необходимо.

О чем стоит сказать напоследок?

Обсуждая то, какой будет налог на землю в 2018 году для физических лиц, эксперты подчеркивают тот факт, что в современных условиях без увеличения налоговой нагрузки обойтись попросту не получится. Однако они еще делают акцент на том, что властям необходимо задуматься над созданием нового комплексного подхода, направленного на . Реформирование системы налогообложения является свидетельством того, что власти уже приступили к наполнению государственной казны, причем делать они намерены это в максимально короткие сроки.

Методику критикуют по причине того, что оценка кадастровой стоимости несовершенство, о чем говорит большое количество судов по этому вопросу. Более возвышенный подход и усовершенствование методики позволили бы улучшить ее функционирование. Положительные стороны в вопросе также есть, потому что регионы получают расширенные полномочия, что позволяет им учитывать местную специфику при устранении негативных последствий для кризиса.

Говоря о том, сколько будет налог на землю в 2018 году, нужно сказать, что его ожидает очередное повышение на 20%, соответственно, он увеличится на 60% относительно уровня 2015 года, а в полном размере он будет оплачиваться не ранее 20-го года. Регионы будут использовать дифференцированный подход при системе налогообложения, что позволит улучшить функционирование разных секторов экономики. Любой человек получит право на скорректированные кадастровой стоимости земельного участка посредством суда, и в этом плане в 2018 году ничего не изменится.