Когда-то философ Гегель справедливо заметил, что произведение искусства есть диалог с каждым, перед ним стоящим. Наверное, именно потому так часто возникают споры о смысле того или иного литературного произведения, о его героях. Поэт-символист Андрей Белый, написавший в свое время интересную работу о творчестве Гоголя, увидел в образе Чичикова страшный, мистический смысл. Мне кажется, что можно привести аргументы как за, так и против такой точки зрения в зависимости от того, как трактовать этот неоднозначный литературный образ.
С одной стороны, Чичиков - это особый тип русского человека, своеобразный «герой времени», душа которого «зачарована богатством». «Подлец-приобретатель», в погоне за капиталом он утрачивает понятие о чести, совести, порядочности. Жажда наживы убила в нем лучшие человеческие чувства, не оставила места «живой» душе, омертвила ее. С другой стороны, этот герой, как настоящий черт, беспощаден и страшен, когда он с безудержной энергией стремится достичь своей цели, он изворотлив и хитер, умеет обратить себе на пользу слабости и пороки людей.
До 11-й главы, где дается биография Чичикова, его характер не вполне определен. Ведь с каждым новым встреченным на его пути лицом он выглядит иным: с Маниловым - сама вежливость и благодушие, с Ноздревым - искатель приключений, с Собакевичем - рачительный хозяин. Ко всем он умеет найти подход, для каждого подбирает нужные слова. Как «подлинный черт», Чичиков обладает способностью проникать в самые тайные уголки сознания людей, и это ему необходимо для удачного совершения своего жуткого «дела» - покупки «мертвых душ». Вот почему в облике Чичикова порой проглядывает нечто дьявольское: ведь охота за умершими душами - исконное занятие черта. Недаром городские сплетни среди прочего нарекают его Антихристом, а в поведении чиновников проглядывает нечто апокалипсическое, что подкрепляется картиной смерти прокурора.
Но вспомним так и не реализованный замысел Гоголя, согласно которому из первого тома, воплощающего «Ад» российской действительности, Чичиков должен был перейти во второй, где, как в «Чистилище», душа его избавилась бы от греха, подготовив тем самым для этого героя дорогу в новый, идеальный мир - «Рай». Это объясняет, почему уже в первом томе поэмы в образе Чичикова просматриваются такие черты, которые позволили бы автору провести его через путь очищения и возрождения души. А разве может быть душа у «подлинного черта»? Очевидно, нет. Подтверждением такой позиции является и то, что иногда сам автор удивительным образом сближается со своим героем. Внутренний монолог Чичикова и авторский голос как бы переплетаются в таких эпизодах, как размышления о судьбах умерших крестьян, приобретенных у Собакевича, или в рассуждениях о том, что ждет молоденькую пансионерку.
Особенность образа Чичикова в том, что все человеческие чувства в нем спрятаны глубоко внутри. Совесть его иногда пробуждается, но он быстро успокаивает ее, создавая целую систему самооправданий: «Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру...». В конце концов Чичиков оправдывает свое преступление. Это путь деградации, от которого предостерегает своего героя автор.
Первый том поэмы завершается знаменитым лирическим отступлением. Птица-тройка, в которую волшебством писателя преображается чичиковская бричка, мчит героя, а вместе с ним и читателя вдаль по российскому бездорожью. Куда приведет этот путь - в новый, преображенный мир, где будут не «мертвые», а живые души, или же еще дальше в «ад» уклонившейся от верной дороги жизни, - так и осталось неясным. А потому нам остается только гадать, кто же такой Чичиков: «подлинный черт», как назвал его Андрей Белый, или же новый герой русской жизни, которому окажется под силу вывести ее на истинный путь.
К РАЗДЕЛУ 1.1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?
2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.
Философия - это эпоха, схваченная в мыслях /Г.Гегель/.
Философия - это сжатое изложение науки своего времени /О.Конт/.
Предмет философии - логический анализ языка науки /Л.Витгенштейн/.
Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить /А.Камю/.
В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия /К.Ясперс/.
3. Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия" /Рассел Б. История западной философии.- М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?
4. Что, на ваш взгляд, принципиально отличает философию от теологии и религии?
- "Философия - это самосознание исторически определенной эпохи". Как вы понимаете это суждение?
- "В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки: Наука без теории познания: становится примитивной и путаной /Эйнштейна. Соч.: В 4 т., т. 4.- С. 248, 310/. Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?
- "Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании"/Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация.- М., 1966.- С. 11/. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль известного специалиста в области теории информации; постарайтесь раскрыть это на материале из истории известной вам науки.
5. Английский философ А.Д.Айер доказывает, что философия не является наукой. При этом он приводит следующие аргументы. Во-первых, философские теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий или неизвестных явлений. Во-вторых, философские теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента. В-третьих, философские положения сформулированы так, что они в принципе не могут быть опровергнуты, в то время как научные положения допускают принципиальное опровержение. Проанализируйте высказывание философа. Попытайтесь ответить на вопрос. В какой мере приведенные аргументы обосновывают вывод о том, что философия - не наука?
К РАЗДЕЛУ 2
Глава 1 и Глава 2:
1.Какое содержание вкладывается философией в понятие "бытие"? Проанализируйте приведенные ниже высказывания.
3. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:
4. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи:
К РАЗДЕЛУ 2
Глава 3:
1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?
2.Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов?
3.Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона: деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.
4.Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?
5.Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
К РАЗДЕЛУ 2
Глава 4:
Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?
Глава 5:
К РАЗДЕЛУ 3:
Рассказ «Ионыч» написан А.П.Чеховым в 1898 году. Как и другие поздние произведения писателя, он пронизан щемящей грустью о недостижимой гармонии. Мечта показана на фоне контраста с бездуховной атмосферой и убогостью существования, убивающей благородные порывы в молодых людях.
Чехов заставляет читателя задуматься над вопросами: что мешает людям искренне любить, творчески трудиться и жить полнокровной жизнью? Автор считал, что в человеке «все должно быть прекрасно», поэтому обличал своим творчеством мещанство, пошлость и обывательщину.
Главный герой повествования – земский врач Дмитрий Ионович Старцев.
Прибывший в провинциальный городок интеллигентный специалист подавал большие надежды, но со временем из пылкого молодого человека превратился в ожиревшего и скупого обывателя Ионыча. Он растворился в ленивой и бездуховной губернской среде, в которую попал волею судьбы.
Чехов мастерски вкладывал в рассказы целые периоды жизни героев. Он сам признавался: «Умею коротко говорить о длинных вещах». За многолетний труд в юмористических журналах Чехов отточил перо: в небольшие по объему произведения он умудрялся вкладывать максимум содержания. В коротких рассказах недопустимы длинные монологи и пространные описания, здесь важна суть, вложенная в художественную деталь.
Образы героев и важную мысль Чехов передает несколькими штрихами, без подробных разъяснений.
К примеру, нравственная деградация центрального персонажа показана автором в сопутствующих сюжету деталях. Вначале Дмитрий Ионович предпочитает пешие прогулки по городу, затем у него появляются лошади, деньги валятся из кармана, он толстеет, бесцеремонно скупает недвижимость. У Старцева есть прошлое и настоящее, но нет будущего, теперь он просто Ионыч. Все его существование подчинено жажде накопительства, которое он презирал в начале жизненного пути.
Мне кажется неверным называть данное произведение романом, хотя сам автор определял свои рассказы как «нечто романообразное». Благодаря мелким деталям Чехов расширял временные рамки, охватывая значительные периоды жизни героев. К примеру, жизненный путь бывшей возлюбленной Ионыча прослеживается через амбиции стать пианисткой, отказ от предложения выйти замуж, разочарование столичной жизнью, возвращение и понимание наивности собственных мыслей.
Судьбы героев разворачиваются перед читателем и переплетаются, будто в романе, но все же это не роман.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-01-10
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Экономические отношения пронизывают все сферы общества. Без экономики современный мир не возможно представить. Даже в далекие времена, когда не было денег, существовал обмен. Это тоже часть экономики, то есть хозяйственной деятельности человека. Она включает в себя, помимо обмена, производство, распределение и само потребление. Без всего этого невозможно представить человеческую жизнь, следовательно, да, я соглашусь с утверждением. Мы участвуем в экономических отношениях с детства. Дети поменялись машинками на время в песочнице - экономические отношения.
Если задать этот вопрос людям, мы получим несколько разных вариантов ответа, ведь однозначного значения и области определения этого слова просто нет. Одни считают, что экономика - это обычная наука о финансах, которая не играет особой роли в жизни людей и общества в целом, но другие ответят, что экономика - это вся жизнь во всем её многообразии. Лично я, как и многие другие люди придерживаюсь второго мнения. Экономика является не только наукой, но и в некотором смысле опорой для нашей жизни.
Областей, в которых необходима экономика бесчисленное множество. Сфера услуг, различного рода магазины, учебные заведения, домашнее хозяйство и даже медицина - являются звеньями огромной экономической сети. Удовлетворение всех человеческие потребностей являются главной целью экономики. Нельзя не согласиться, что потребности людей на столько обширны, насколько даже нельзя представить. Начиная от простых физических потребностей, заканчивая духовными, такими как необходимость в саморазвитии и т.д. Если бы в нашей жизни не было экономики, мы бы не могли удовлетворить все наши потребности также организованно, как в настоящее время.
Помимо того, что экономика и так охватывает множество областей, она имеет несколько разновидностей:
Каждый вид экономики охватывает определенную сферу жизни, так, например, традиционная экономика включает в себя все процессы сельскохозяйственного производства и потребления и т.д. В то время, как рыночная отвечает за ценообразование на основе решений не только самих поставщиков, но и покупателей. Из этого можно сделать вывод, что экономика не просто важна, она просто необходима в нашей жизни.
Подводя итог, можно сказать, что экономика - это способ организации общественной деятельности, направленный на создание различных товаров и услуг, необходимых для потребления, а также это особая сфера жизни общества, охватывающая производство, обмен, распределение и потребление созданных в обществе благ. Из этого следует, что выражение: "Экономика - это сама жизнь во всём её многообразии" можно считать правдой.