Краткая информация о экономике литвы. Промышленность литвы

Общая характеристика государства

Литва на протяжении всей своей истории отличалась аграрным характером экономики, полным отсутствием интенсивной торговой и промышленной деятельности.

Во времена Советского Союза начинается массовая индустриализация экономики Литвы, начинает осуществляться строительство гидроэлектростанций, атомных электростанций, фабрик и заводов.

Дополнительный стимул Литовская ССР получила после того, как к ней была присоединена территория Клайпеды, представляющая собой крупный морской Балтийский порт.

На территории Литовской ССР во времена существования Советского Союза было построено большое количество предприятий союзного и республиканского подчинения. Если рассматривать валовый внутренний продукт на душу населения, то в 1990 году Литва занимала 39 место в мире.

По причине своего географического положения и культурных исторических факторов Литовская ССР довольно сильно была зависима от Советской экономики, поэтому она сильно пострадала от распада СССР, чем другие прибалтийские государства, например Латвия и Эстония.

Замечание 1

После распада Советского Союза была реализована обширная программа по приватизации и реформа цен, была создана новая банковская и финансовая система. Для смягчения последствий реформ, правительство препятствует прекращению работы заводов и выдаёт государственные субсидии, что дало возможность удержать на приемлемом уровне качество жизни через индексацию зарплаты, рост пособия пенсионерам и прочим малоимущим слоям общества.

При этом по мере реализации реформ увеличился уровень безработицы. После восстановления независимости нефтеперегонный завод в Мажейкяй, который построен еще в советское время и расположен в 100 км. от морского побережья, имел мощность, которая превышала в два раза потребности населения и зависел от иностранных поставок в сырой нефти, главным образом, из Российской Федерации.

После нескольких перепродаж данного завода иностранным предприятиям в политических целях поставки сырья из России сократились. Для того чтобы снизить зависимость от поставок из России, был построен нефтеналивной терминал в Бутинге на побережье Балтийского моря, с этого времени доля нефти на переработку была получена от других поставщиков.

Также после аварии в 2006 году закрывается Прибалтийская ветка нефтепровода «Дружба».

Замечание 2

В 2004 году Литва вступает в состав Европейского Союза. При этом доля сферы услуг в структуре валового внутреннего продукта составляла более 65%, доля промышленности снизилась до 23%. Большую долю в промышленности занимает сфера перерабатывающей и химической промышленности, главным образом, заводы по выпуску азотных удобрений. Быстрыми темпами растут отрасли текстильной промышленности, нефтепереработки и приборостроения.

Электроэнергетика Литвы

Выпуск энергии в Литве производится на тепловых электростанциях (Каунасская ТЭЦ, Литовская ГРЭС в Электренай).

По оценке общего объема вырабатываемой энергии она производится из собственных энергетических источников. Выпуск электроэнергия ограничивается высокой себестоимостью выпуска из импортируемого топлива, также остановкой Игналинской атомной электростанции.

Игналинская атомная электростанция была остановлена по требованию Европейского Союза, которое было оговорено при вступлении Литвы в ЕС.

С 2010 года велась прокладка кабеля энергомоста NordBalt из Швеции, по этому кабелю на литовский рынок поступает шведская электроэнергия. Разработка нефти и бензина представлена нефтеперерабатывающим заводом Orlen. Поставкой бензина занимается российский Лукойл, норвежский Statoil, финский Neste.

В Литве работают предприятия, которые имеют лицензию по продаже газа на рынкс государства:

  • Летувос дуес является владельцем всей сети газопроводов, который поставляет газ населению,
  • Йосвайняй обладает частью газа, который принадлежит корпорации «Виконда» и поставляет газ профилированным предприятиям.
  • Предприятие Ахема занимается поставкой газа профилированным предприятиям.

В 2004 году осуществляется запуск терминала сжиженного газа «Фридом» в Клайпеде.

До появления данного терминала Газпром являлся единственным поставщиком голубого топлива в Литву. В 2015 году, сотрудничавшая только с Газпромом компания Lietuvos duju tiekimas подписывает договор с норвежской Statoil, которая обязывала приобрести более 50 % необходимого годового объема газа до октября 16 года.

Газ в Норвегии был значительно дорогим, крупнейшим предприятиям нужны были его большие объемы, Однако под давлением консерваторов был принят закон, который обязал ведущих импортеров приобретать не менее 1/4 именно на терминале сжиженного газа в Норвегии, невзирая на дорогую стоимость.

Альтернативная энергетика в Литве представлена ветряными электростанциями.

Другие отрасли промышленности

На территории Литвы находится более 100 предприятий машиностроения и металлообработки.

Машиностроение представляет собой специализированную отрасль, здесь выпускают станки, приборы, оборудование, радио и электронную промышленность.

Замечание 3

Электротехническая промышленная специализирована на выпуске электродвигателей средней и малой мощности. Крупнейшим станкостроительным предприятием являются Жильгерис, а основными центрами станкостроения Вильнюс и Каунас.

Крупнейшими предприятиями по выпуску сверл является Вильнюсский завод. В стране также развито судостроение и машиностроение.

Химическая промышленность занимается выпуском минеральных удобрений для сельского хозяйства, химических волокон для легкой промышленности, пластмасс для машиностроения.

Основные центры химической промышленности сконцентрированы в Кедайаняй и Йонава, где выпускают суперфосфат, аммофос, фосфорную кислоту.

На базе химической промышленности начала развиваться фармацевтическая промышленность, специализирующаяся на выпуске различных инъекционных средств.

Пищевая промышленность сформирована около 120 крупными заводами. В Литве есть 8 крупных мясоперерабатывающих компаний, которые поставляют продукцию на внутренний рынок, а также в республики СНГ на экспорт.

Молочная промышленность сконцентрирована в крупных молочных комбинатах. Так, известны литовские сыры, всё чаще появляющиеся в российских магазинах. В Клайпеде находятся основные рыбные перерабатывающие предприятия, выпускающие консервы, соленую и копченую рыбу, а также кулинарные изделия.

Экономика Литвы в досоветское время

Длительное время основным занятием населения Литвы было сельское хозяйство. Земли нуждались в тщательной обработке и регулярном внесении органических удобрений. Крестьяне выращивали рожь, ячмень, лен, свеклу, занимались молочно-мясным животноводством и свиноводством. На основе сельского хозяйства развивались ремесла. Уже в средние века в Литве имелись ткацкие мастерские, кожевенное производство. На побережье Балтийского моря и на реках строили небольшие суда, занимались рыболовным промыслом, торговлей.

Практически до самого присоединения Литвы к СССР экономика страны имела аграрный характер. В сельском хозяйстве преобладали помещичьи владения и отдельные хутора мелких производителей. Промышленность носила лишь вспомогательный характер и была представлена пищевой и легкой промышленностью. На базе собственных ресурсов было налажено производство строительных материалов.

Развитие экономики Литовской ССР

Замечание 1

После Великой Отечественной войны началось становление развитой промышленности Литовской ССР. Благодаря помощи союзных республик, и в первую очередь – России, было восстановлено разрушенное войной хозяйство.

Первоочередное внимание было уделено энергетике . На территории страны были построены Литовская ГРЭС, Каунасская ТЭЦ и Каунасская ГЭС. Из союзных республик доставлялись энергоносители и сырье для химической промышленности.

В Литве были созданы отрасли промышленности, ориентированные на трудовые ресурсы. В городах были построены судо- и приборостроительные предприятия, электро- и радиотехнические заводы, предприятия химической и легкой промышленности, реконструированы предприятия пищевой промышленности. Валовое производство промышленной продукции с $1940$ по $1984$ годы увеличилось в $40$ раз.

Химическая промышленность была новой для Литвы. В Каунасе, Вильнюсе, Мажейкяйе, Кедайняйе были построены заводы по производству минеральных удобрений, искусственных и синтетических волокон, пластмасс и пластмассовых изделий, нефтеперерабатывающие предприятия.

Клайпеда стала крупным центром бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Предприятия легкой и пищевой промышленности , опираясь на развитое сельскохозяйственное производство, размещались равномерно по территории республики во всех городах Литвы.

В сельском хозяйстве была проведена коллективизация. Это дало возможность наладить крупное производство сельскохозяйственной продукции в сочетании с развитием предприятий пищевой и легкой промышленности.

Главными отраслями сельского хозяйства были молочно-мясное скотоводство, беконное свиноводство и птицеводство . В растениеводстве выращивали картофель, ячмень, рожь, пшеницу, лен-долгунец, сахарную свеклу . Была проведена большая работа по мелиорации переувлажненных земель и созданию высокопродуктивных лугов и пастбищ. В Литве была создана база племенного животноводства для поставок скота в другие республики СССР.

Современное состояние экономики страны

Замечание 2

В результате распада Советского Союза Литва лишилась основных поставок энергоносителей и сырья для ряда предприятий машиностроения и химической промышленности, были нарушены производственные связи.

Благодаря экономическим реформам и иностранным инвестициям было приостановлено массовое закрытие заводов. Часть предприятие было перепродано иностранным фирмам. По требованию ЕС была остановлена Игналинсакя АЭС. Из Швеции в Литву был проложен подводный кабель для поставок импортной электроэнергии.

Строительная промышленность переживает период упадка. Ее продукция уменьшилась на $40$%. Правительству удалось сохранить химические производства, заводы приборостроения и легкой промышленности.

Значительно возросла в экономике страны доля сферы услуг и банковского бизнеса. Приватизация земель привела к ликвидации колхозно-совхозной системы в сельском хозяйстве. Сегодня сельхозпроизводство представлено мелкотоварными фермерскими хозяйствами.

В последнее время возросли инвестиции России в экономику Литвы. Средства вкладываются преимущественно в отрасли энергетики и машиностроения.

В структуре внешней торговли основными потребителями литовской сельскохозяйственной и пищевой продукции являются Россия и Германия. А импортирует Литва больше всего товаров из Швеции, Дании и Германии.

Вердикт экономистов однозначен: главные пострадавшие от «войны санкций» между Россией и ЕС – это Латвия, Литва и Эстония. Но в то же самое время страны Балтии остаются наиболее яростными сторонниками дальнейшего наращивания санкционного противостояния. Что это: трезвый расчет или откровенное сумасшествие?

Ответственный сотрудник МИД Польши Доминик Янковский обнародовал занятную информацию: от действия ограничительных мер, введенных Россией в ответ на европейские санкции, из всех стран – членов ЕС наиболее пострадали Эстония, Латвия и Литва.

Подсчитали – прослезились

«Им нужна «латышская Латвия», а благосостояние – дело десятое»

Янковский приводит данные Женевского института международных отношений и развития. Согласно этой информации, в результате российских контрсанкций доля экспорта Эстонии относительно общего объема торговых поставок в страны за пределами ЕС сократилась по итогам 2015 года на 12,7%, Латвии – на 10,7%, Литвы – на 9,1%. Для сравнения перечислим и других пострадавших: у Словакии данный показатель составил минус 7,7%, у Чехии – 7,3%, Польши – 7,2 %, Финляндии – 7,1%, Словении – 6,0%, Венгрии – 5,0%, Австрии – 4,6%, Германии – 3,3%, Дании – 2,9%, Хорватии – 2,8%. «Мы обнаружили, что экономические затраты союзных стран на санкции не коррелируют с тем, насколько сильно страна политически выступает против санкций. Хотя Греция и Италия меньше других пострадали от санкций, они громче всех призывают к их отмене. Напротив, самые настойчивые сторонники санкций – Эстония, Латвия, Литва и Польша – находятся в числе стран, экспорт которых в Россию упал больше всего», – отмечает сотрудник института Эрика Морет.

Действительно, хотя прибалты несут наибольший урон от «войны санкций», именно они в ЕС наиболее яростно настаивают на ее продолжении. Так, в сентябре министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс и тогдашний президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес дали совместное интервью американскому изданию The Daily Beast, в котором заявили именно о необходимости конфронтации. При этом Ильвес с заметной гордостью сказал: «Четыре страны ЕС, которые пострадали больше всего в плане влияния на ВВП санкций – в процентном отношении это Эстония, Финляндия, Латвия, Литва». Дескать, смотрите, какие жертвы мы приносим на алтарь мировой демократии.

Потери, которые несут страны Балтии, будут расти и впредь – с учетом того, что Россия провозгласила максимально возможный вывод своего транзита из этого региона. Так, президент Транснефти Николай Токарев на встрече с Владимиром Путиным заявил, что РФ будет переключать переброску своих нефтепродуктов на Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. По оценкам специалистов, первой от этого нововведения пострадает Латвия: порты в Вентспилсе и Риге традиционно участвовали в экспорте российской нефти. «В краткосрочной перспективе (период один–два месяца – прим. ВЗГЛЯД) ущерб, по предварительным подсчетам, может составить от 40,6 млн до 57,2 млн евро», – считают представители порта. Из-за того, что перегрузка российского угля и нефтепродуктов через Рижский свободный порт (РСП) уже в этом году сократилась на 10,8%, латвийская экономика недополучила около 40 млн евро. Данное свидетельство высказал сам вице-мэр Риги и председатель правления порта Андрис Америкс, добавив, что каждая перегруженная через РСП тонна грузов дает стране около 10 евро. Из них один евро остается в порту, а оставшиеся девять идут в экономику в виде налогов и зарплат.

Страдает и Эстония. В нынешнем апреле ее жителей неприятно поразило сообщение о том, что Россия вдвое сокращает свой железнодорожный транзит через эстонскую территорию – с 12 до шести поездных пар (то есть поездов, следующих туда и обратно) в день. 10 лет назад, то есть в 2006 году, национальная железнодорожная компания Эстонии Eesti Raudtee принимала из России в среднем не менее 32,4 поезда в сутки. Только в прошлом году оборот государственной фирмы Tallinna Sadam (Таллинский порт) снизился на 15% (до 94 млн евро), чистая прибыль упала на 21% (до 30,9 млн евро). Согласно официальному отчету эстонских гаваней, объем транзита нефти и нефтепродуктов в 2015 году уменьшился на 5,8 млн тонн, в результате страна потеряла более 9,5 млн евро.

В Литве подобных потерь не предвидится по простой причине: сокращение экспорта российской нефти через порты в Клайпеде и Бутинге произошло еще год назад. В соответствии с их отчетом за 2016 год, «годовой оборот с Российской Федерацией в первом полугодии составил менее 5%». В то же время главный аналитик банка SEB Тадас Повилаускас утверждает , что воздействие российского эмбарго на замедление экономики Литвы в 2015 году было самым сильным в ЕС (рост ВВП замедлился с 3,5% в 2014 году до 1,8% в 2015-м).

Независимость важнее экономики

Казалось бы, в подобных условиях Прибалтика должна пытаться как-то договориться с восточным соседом. Но президент Латвии Раймонд Вейонис заявляет следующее: «Для нас, конечно, отношения с Россией очень важны – мы связаны не только границей, у нас есть экономические интересы, транзит и так далее. Но когда на весах стоят вопросы независимости и экономического благополучия, то мы выбираем независимость. Она играет для нас большую роль, чем экономические вопросы». Вейонису вторит премьер-министр Латвии Марис Кучинскис: «Об отмене антироссийских санкций Евросоюза не может быть и речи. Напротив, лидеры ЕС могут даже обсудить их расширение».

«Совершенно очевидно, что приходится платить цену за санкции России против Европы. Но есть что-то бесценное – это свобода»

Не менее непримиримо настроены соседи латышей. Недавно евродепутат от Эстонии Урмас Паэт дал отповедь своей коллеге Яне Тоом, считающей, что санкции против России Евросоюзу можно было бы и снять. Его всецело поддержал премьер Эстонии Таави Рыйвас: «Совершенно очевидно, что приходится платить цену за санкции России против Европы. Но и безопасность Европы – за это тоже надо платить цену. Но есть что-то бесценное – это свобода». При этом премьер признает: «Мы близки к российскому рынку, мы в большой степени зависимы, мы экспортировали туда продукты, произведенные эстонскими фермерами, теряем, естественно, в результате сокращения этого экспорта. Но ВВП не может быть превыше свободы наших стран. Эстония знает, что такое потеря свободы».

Таким образом, конечно, размышляют не все политики Прибалтики. Пример трезвого прагматика демонстрирует, например, градоначальник Вентспилса Айвар Лембергс, пользующийся славой самого хозяйственного мэра в Латвии. Лембергс еще в 2014-м, когда республика только-только присоединились к антироссийским санкциям, предупреждал: «Нам тогда проще пойти и всем вместе утопиться в Балтийском море. Транзит в Вентспилсе на 80% зависит от российских грузов. Если Латвия посмеет ввести экономические санкции против россиян, то РФ придется сделать то же самое».

Но в целом, надо признать, проблемы портовиков и железнодорожников не слишком тревожат латвийских элитариев. Сейчас в правящей коалиции страны представлены три партии – праворадикальный Национальный блок, жестко проамериканское «Единство» и условно прагматический Союз «зеленых» и крестьян, неформальным лидером которого является вышеупомянутый Лембергс. Однако, как представляется, мощностей СЗК все же недостаточно, чтобы скорректировать внешний курс в сторону налаживания отношений с восточным соседом. «Им нужна «латышская Латвия», а благосостояние – дело десятое», – заявил по этому поводу известный оппозиционный публицист Владимир Линдерман.

«В награду за повышенное внимание к себе»

Подобный подход не может не возмущать бизнесменов. Так, президент Латвийского союза рыбопереработчиков Дидзис Шмитс недавно обвинил министра иностранных дел страны Эдгара Ринкевича в том, что его деятельность нанесла отрасли урон в размере 100 млн евро. Ринкевич известен как один из наиболее резких критиков России, которую он неоднократно оскорблял, сравнивая, например, с Третьим рейхом. «С Ринкевичем все ясно! Он будет продолжать вести такую политику. Тут даже вопрос не отношений с Россией и использования этой ситуации для повышения своего рейтинга. Его никогда не интересовала экономика Латвии», – возмущается Шмитс. Рыбопереработчики призвали к отставке скандального министра, но на их призыв власти не нашли нужным отреагировать. В свою очередь Лембергс именно на Ринкевича возложил ответственность за то, что Россия постепенно выводит свой транзит из Латвии, назвав министра «придурком».

Столь же громко возмущаются и литовские молочники, которые с 2014 по 2016 год потеряли 204 млн евро из-за «войны санкций» и связанной с ней потери российского рынка. Из-за этого в Литве закупочные цены на молочную продукцию теперь самые низкие в ЕС, литр молока стоит дешевле литра питьевой воды. В итоге фермеры разоряются, им приходится забивать коров и продавать целые стада в соседнюю Польшу. Отрасль с каждым месяцем сокращается примерно на 3–4%. Представители Литовской сельскохозяйственной палаты обвиняют в столь катастрофическом положении молочников родное правительство. По словам членов организации, хотя власти и отрезали Литву от российского рынка, но не нашли ему замены, обрекая тем самым крестьян на банкротство. Но у кабмина есть проблемы поважнее, чем спасение молочных хозяйств – надо давать отпор РФ в «информационной войне», настраивать против Москвы всех ее соседей, близких и дальних.

Положение молочников в Латвии немногим лучше. В начале августа страну неофициально посетил вице-премьер России Аркадий Дворкович. Мэр Риги Нил Ушаков по итогам встречи с ним поведал: «Потери Рижского молочного комбината в прошлом году из-за конфликта между ЕС и Россией и санкций достигли шести миллионов евро. Закупочная цена на молоко для латвийских крестьян упала до 18,23 евро за центнер. Сейчас появилась очень небольшая, но надежда, что в этом году ЕС может принять решение об отмене части санкций. И тогда появляется такая же небольшая надежда, что свои санкции, например на те же молочные продукты, отменит и Россия. И нам к этому надо готовиться уже сейчас. Потому что, когда санкции отменят, за возвращение на российский рынок будут бороться все – и литовцы, и эстонцы, и поляки. А мы должны быть первыми».

Помимо Ушакова Дворкович встретился с несколькими латвийскими министрами, причем вопросы обсуждались самые практические. Может ли Россия снять санкции с латвийских рыбопереработчиков? Станет ли Москва поставлять газ для Инчукалнского газохранилища? После этого официоз подверг участвовавших во встрече министров изощренной травле, как будто, поговорив с Дворковичем, они совершили акт государственной измены. Возглавил кампанию этой травли тот самый Ринкевич.

Так почему же в странах Балтии политика и экономика, словно российский гербовой орел, смотрят в разные стороны? Вот что заявил по этому поводу газете ВЗГЛЯД калининградский политолог Александр Носович, специализирующийся на государствах Прибалтики: «В данном случае я бы разделял национальные интересы стран Балтии и личные интересы прибалтийских элит. Они далеко не всегда совпадают, а зачастую даже противоречат друг другу. Так происходит в вопросах отношений Литвы, Латвии и Эстонии с Россией, в частности – в истории с санкциями. Прибалтийским экономикам жизненно важны хорошие отношения с Россией и категорически не нужны никакие санкции. Однако политический класс Прибалтики – это не национальная элита своих стран, а клиентела, обслуживающая внешнеполитические интересы США. К числу таких интересов относятся поддержание стабильно плохих отношений между Россией и ее европейскими соседями и сохранение общего негативного фона между Москвой и Европейским союзом».

По мнению Носовича, прибалтийские политики – это деятели «санитарного кордона», работающие на раскол Европы, ее разделение на Россию и Евросоюз. «В награду за эту работу руководители Литвы, Латвии и Эстонии рассчитывают на повышенное внимание к себе, не соответствующее размерам их стран. Что на практике должно вылиться в получение ими высоких должностей в наднациональных бюрократических структурах: Еврокомиссии, секретариата НАТО, ООН. Поэтому они и проводят политику, напрямую противоречащую интересам собственных стран, например требуют продления санкций, хотя экономики Литвы, Латвии и Эстонии страдают от «войны санкций» больше всех в Европе», – резюмировал он.

Л. - государство с индустриально-аграрной экономикой. Доля промышленности в ВВП (2000) 51,2%, сельского хозяйства 24,7%, строительства 9,8%, транспорта 3,6%, других сфер деятельности 10,1%.

Основные отрасли промышленности: машиностроение, металло и деревообработка, производство стройматериалов, текстильная, химическая и пищевая промышленность. В 2002 литовской промышленностью было произведено и продано продукции на 26 334 млн литов, по сравнению с 2001 прирост в постоянных ценах составил 3,1%, в добывающих и обрабатывающих отраслях 2,7%, в электроэнергетике и газовой промышленности 5,4%.

В сельском хозяйстве занято около 35% экономически активного населения. Св. 4 млн га земли используется сельскохозяйственными предприятиями и личными хозяйствами. Развиты мясомолочное животноводство, птицеводство. Основная продукция растениеводства: зерновые и кормовые культуры, картофель, сахарная свёкла, овощи. В 2002 было произведено зерна на 9% больше, чем в 2001, сахарной свёклы - на 20%, рапса - на 63%, картофеля - на 45%. На селе продолжались структурные изменения. Фермерскими и домашними хозяйствами было произведено 81% зерна, 64% - сахарной свёклы, 69% - рапса и 99,3% - картофеля. Объём продаж основной продукции животноводства: скот в живом виде 141,1 тыс. т (в 2001 - 127,1), молоко 1140,6 тыс. т (в 2001 - 1152,8), яйца 517,7 млн шт. (в 2001 - 480,8). Для развития села и сельского хозяйства в 2002 было выделено 190 млн литов, в 1,7 раза больше, чем в 2001.

Объём розничного товарооборота в 2002 составил 15 640 млн литов, по сравнению с 2001 вырос на 12,4% (в постоянных ценах), объём услуг - на 17,1%. Объём оптовой торговли вырос на 13,7% (в текущих ценах) и составил 18 972,1 млн литов.

Л. можно разделить на 4 экономических района: на востоке представлены разнообразные предприятия машиностроения, деревообрабатывающей и лёгкой отраслей промышленности (это основная курортная зона); в южной части сосредоточены ГЭС, предприятия пищевой промышленности и металлообработки, основные сельхозугодия; север специализируется на производстве озимых культур, льна и сахарной свёклы, на западе развиты судостроение и судоремонтная промышленность, рыболовство. Л. обеспечивает себя электроэнергией. Энергетика базируется главным образом на привозном топливе. Крупнейшие электростанции: Каунасская ГЭС, Литовская ГРЭС, Игналинская АЭС.

Транспортная сеть в Л. достаточно развита. Протяжённость железнодорожных путей составляет около 3 тыс. км, автомобильных дорог - 44,5 тыс. км. Главный морской порт - Клайпеда (проектная пропускная способность 30 млн т в год). Действует паромная переправа Клайпеда-Мукран (Германия). Имеется главный газопровод (протяжённость 1400 км) с ответвлениями, нефтепровод Полоцк-Биржай-Мажейкяй и морской нефтетерминал в Бутинге с пропускной способностью соответственно 16 и 8 млн т в год. Аэропорты: в Вильнюсе, Каунасе и Паланге, грузовой - в Шяуляе. Основное предприятие телефонной связи «Летувос Телекомас».

Л. последовательно проводит скоординированные МВФ и Всемирным банком экономические реформы, стержнем которых является приватизация (в частном секторе сейчас производится св. 80% ВВП страны). В нач. лета 2001 Л. вступила в ВТО. По признанию Европейской комиссии Л. является страной с рыночной экономикой, и вступление в ЕС укрепит её экономическую безопасность и макроэкономическую стабильность.

За годы суверенного существования страна пережила достаточно продолжительный (5 лет) и глубокий экономический спад. В 2000 ВВП в Л. составил 67% от уровня 1990, объём промышленного производства сократился на 44%, сельскохозяйственного - на 30%. Разрушительное воздействие на экономику Л. оказал российский валютно-финансовый кризис 1998. Материальное выражение этих потерь, по официальным данным, составило 700 млн литов, или 8% бюджетных поступлений. Многие предприятия были объявлены банкротами, к кон. 1998 были ликвидированы 274 предприятия (пищевой, молочной и мясоперерабатывающей, текстильной и металлообрабатывающей отраслей промышленности), экспортирующих продукцию главным образом в РФ. Объём экспорта в РФ сократился на 76,3%, импорта - на 41,3%. Заблаговременно накопленные финансовые ресурсы и достаточно жёсткая кредитно-финансовая политика помогли преодолеть последствия российского кризиса. Медленный рост промышленного и сельскохозяйственного производства начался с 2000.

Динамика ВВП в Л. в 1990-е гг. имела тенденцию, присущую всем переходным экономикам, - сильный спад сменился неустойчивым ростом. При этом главными источниками роста в условиях ограниченного внутреннего спроса оставались экспорт и иностранные инвестиции. Объём ВВП в 2002 (в постоянных ценах) составил 50 805,2 млн литов, прирост - 6,7% по сравнению с 2001. Во всех отраслях экономики наблюдались ощутимые позитивные сдвиги, за исключением горной, добывающей и рыболовецкой отраслей промышленности, где прирост объёма добавленной стоимости составил лишь 0,7%. Наибольший прирост был в строительстве (12,8%), в оптовой и розничной торговле (8,7%), на транспорте и связи (12,6%), в финансовом обслуживании (10,6%). В обрабатывающей промышленности он составил 5,5%, в сельском и лесном хозяйстве - 6,1%, в гостиничном и ресторанном обслуживании - 7,6%, в электро, газо и водоснабжении - 5,4%. Прирост ВВП в 2002 был достигнут в значительной степени за счёт роста производительности труда и увеличения отработанного времени.

Объём экспорта в 2002 вырос по сравнению с 2001 на 10,6% и составил 5472,3 млн долл. США, импорта - на 11,0% и достиг 7615,4 млн долл. США. В 2002 на долю стран ЕС приходилось 48,4% экспорта и 45% импорта, на страны СНГ- соответственно 19,2 и 26,2%. Главными партнёрами по экспорту были: Великобритания (13,5%), РФ (12,1%), Германия (10,3%), Латвия (9,6%), по импорту - РФ (21,4%), Германия (17,2%), Италия (4,9%), Польша (4,8%).

Неустойчивая динамика мировой экономики и негативные тенденции в развитии стран ЕС (замедление экономического роста) в последние годы оказывают непосредственное влияние на экономику Л. Это прямо связано с небольшими возможностями экспорта и увеличением импорта. В то же время следует отметить растущий спрос на литовские товары в странах СНГ. Стране удалось частично компенсировать потери на рынках ЕС более активным выходом на рынки стран СНГ, экспорт в которые в 2002 вырос на 12%. Доля РФ в экспорте Л. неуклонно растёт - с 7,1 % в 2000 до 12,1% в 2002.

Литовская экономика нуждается в российском рынке. Внешнеэкономические связи РФ с Л. опираются на двусторонние соглашения и практическое сотрудничество. Объём товарооборота между ними в 2002 составил 1980 млн долл. США, экспорт РФ в Л. - 1670 млн долл. США, а импорт из Л. в РФ - 309 млн долл. США. Отрицательное сальдо для Л. в последнее время несколько сокращается, однако не в натуральной форме, а лишь в стоимостной за счёт изменения цен. На ближайшие годы прогнозируется рост товарооборота между двумя странами минимум в 2 раза. РФ остаётся крупным торговым партнёром благодаря высокой активности как литовских, так и российских предпринимателей. В Л. действуют 840 совместных предприятий и 215 - с чисто российским капиталом (16,1 млн долл.), в основном занимающиеся торгово-посреднической деятельностью. Относительно крупные инвестиции вложили российские компании «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». РАО «Газпром» инвестировало в предприятие по сбыту газа ЗАО «Стэлла Витае».

Транзит российских грузов остаётся важным элементом национальной экономики Л. Объём этих услуг значительно превышает товарный экспорт в РФ в стоимостном выражении. РФ предоставляются услуги по транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов, удобрений, металлов и ряда других товаров. Доходы от транзита этих грузов составляют в бюджете Л. около 25% (350-400 млн долл. США в год).

Экономическая роль РФ для Л. в большой степени определяется поставками энергетических ресурсов. Её основные импортные потребности в газе, нефти и ядерном топливе для Игналинской АЭС в основном удовлетворяются за счёт российских поставоколо На долю РФ приходится св. 85% ввоза минеральных продуктов Л. Ряд отраслей литовской промышленности работает на переработке российского сырья (нефть, древесина, металлы и др.) с последующим экспортом произведённой продукции на рынки третьих стран. Л. является экономическим мостом между Европейским союзом и РФ, обеспечивая транспортную инфраструктуру и энергетические магистрали между Калининградской областью и остальной территорией РФ. На Калининградскую область приходится примерно 1/4 литовских поставок в РФ, на 1 ноября 2002 там было зарегистрировано 496 российско-литовских совместных предприятий, в Калининграде работает 16 филиалов литовских предприятий, а также 8 представительств литовских фирм.

Сокращение спроса на внешних рынках оказало понижающее влияние на динамику потребительских цен. Заметно вырос дефицит торгового баланса. Увеличению дефицита платёжного баланса противодействовал весьма ощутимый приток инвестиций из-за рубежа. Прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Л. в 2002 составил 24% (объём накопленных на нач. 2002 ПИИ составлял 2,4 млрд долл. США, или 649 долл. на душу населения). Наиболее крупные зарубежные инвесторы - Швеция, США и Финляндия (43% всех иностранных вложений).

Экономическое развитие Л. в 2003 по-прежнему определялось динамикой спроса на внутреннем рынке. Некоторый рост потребления стал возможен из-за увеличения заработной платы, расширения возможностей для получения кредитов в коммерческих банках. В Л. действует банковская система двух уровней, состоящая из центрального (Банка Л.) и более 20 коммерческих и специализированных банков. Суммарная доля акций государства в секторе коммерческих банков 35%.

Общий государственный долг к кон. 2002 составил 13 162,8 млн литов, внешняя задолженность - 9177,8 млн литов.

В 2002 ВВП на душу населения достиг 4,0 тыс. евро (в 1998 - 2,9 тыс.). Среднемесячная заработная плата составляла 272 долл., минимальная 107 долл., средняя пенсия 80 долл., средний доход семьи на человека 105 долл. США. Пенсии увеличились в среднем на 5%, было узаконено положение о повышении малых пенсий, охватывающее более 300 тыс. пенсионеров по старости и инвалидности. В настоящее время пенсии по старости получают женщины, достигшие возраста 57,5 года, мужчины - 61,5 года (в 2009 пенсионный возраст для женщин увеличится до 60 лет, а для мужчин до 62,5 года). На питание приходилось 50% всех расходов. За последние 3 года разница между наиболее бедными и богатыми слоями населения сократилась с 13 до 9 раз.

Число занятых в 2002 составило 1406 тыс. чел., выросло по сравнению с 2001 на 4%. Безработица, хотя и снизилась с 12,5 до 11,3%, остаётся достаточно высокой, было зарегистрировано 198,4 тыс. чел. безработных (в 2001 - 223,5).

Литва (лит. Lietuva), официальное название - Литовская Республика (лит. Lietuvos Respublika) - государство, географически расположенное в Северной Европе. Столица страны - Вильнюс.
Расположена на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на юго-востоке - с Белоруссией, на юго-западе - c Польшей и Калининградской областью России.
Член ООН с 1991 года, ЕС и НАТО - с 2004 года. Входит в Шенгенскую зону и Еврозону.
Литва - член Евросоюза и крупнейшая экономика среди трёх прибалтийских стран.
ВВП на душу населения в 2014 году достиг $26 700, что более чем на 65 % выше среднемирового показателя ($16 100 в 2014 году).
Литва находится на 24 месте из 189 в рейтинге Всемирного банка по лёгкости ведения бизнеса в стране.

Основные отрасли промышленности Литвы

Энергетика и топливная промышленность

Энергетические ресурсы Литвы невелики; крупных рек нет, поэтому на долю ГЭС приходится лишь малая часть выработки электроэнергии. Большая часть вырабатываемой электроэнергии приходится на ТЭС. Почти все топливо (в основном мазут и природный газ) ввозится из-за рубежа,т.к. своих месторождений нефти и газа в Литве нет. Также в качестве топлива используется торф, добываемый в республике.

Машиностроение и металлообработка

На территории Литвы находится 130 предприятий этой отрасли. Машиностроение является специализированным; здесь производятся станки, оборудование, приборы, изделия электротехнической, электронной, радиоэлектронной промышленности. Электротехническая промышленность специализируется на производстве электродвигателей малой и средней мощности. Крупным станкостроительным предприятием является завод «Жальгерис»;основные центры станкостроения — Вильнюс и Каунас. Вильнюсский завод сверл является одним из крупнейших предприятий этого профиля в Европе. Также развиты машиностроение и судостроение.

Химическая промышленность

Основные направления развития химической промышленности — производство минеральных удобрений для сельского хозяйства, химического волокна для легкой промышленности, пластмасс для машиностроения. Центрами производства минеральных удобрений являются города Кедайаняй и Йонава. Здесь производят суперфосфат, аммофос, серную кислоту, фосфорную кислоту и др. На основе химической промышленности развивается фармацевтическая промышленность, которая специализируется на производстве различных средств для инъекций.

Пищевая промышленность

Эту отрасль формируют около 120 крупных предприятий. В республике существуют 8 крупных мясоперерабатывающих комбинатов, поставляющих продукцию не только на внутренний рынок, но и в республики СНГ. Молочная промышленность представлена 5 крупными молочными комбинатами. Широко известны литовские сыры, которые в последнее время все чаще появляются в магазинах Москвы и С-Петербурга. Основные рыбоперерабатывающие предприятия находятся в Клайпеде. Они производят рыбные консервы, копченую и соленую рыбу, кулинарные изделия.

Транспорт

Из-за небольших размеров республики в последние годы получил развитие автомобильный транспорт. Он позволяет осуществлять доставку по принципу «от двери до двери». Большую роль здесь играют грузовые автомобили среднего класса (грузоподъемность до 5 тонн). Пассажирские перевозки в Литве производятся по 498 междугородным маршрутам. Железнодорожный транспорт с недавнего времени осуществляет только транзитные перевозки из России в Калининградскую область. Активно используется железнодорожная ветка, соединяющая Северо-Запад России и страны Балтии с Польшей. Общая протяженность железных дорог не превышает 2000 км. Отдельную большую роль в жизни Литвы играет морской транспорт.
Литовские порты обслуживают потребности не только республики, но и соседних регионов в России и Белоруссии. Крупнейший порт — Клайпеда, всего в Литве имеется около 40 морских портов. Транзит через литовские порты приносит большой доход в бюджет государства.

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве занято около 20% трудоспособного населения республики. Сельскохозяйственные угодья занимают около 50% территории республики, пахотные площади занимают около 40%. Производится мелиорация земель, осушение болот. Большая часть территории Литвы имеет благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Преобладают подзолистые почвы. Наиболее плодородные почвы расположены в центральных районах. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 3,6 млн. га. Под зерновые культуры занято более половины посевных площадей (около 1.2 млн га). Наибольшие площади отведены под ячмень. Также выращивают озимую пшеницу, овес, бобовые. Часть земли отведена под выращивание льна и сахарной свеклы. Картофель выращивается практически во всех районах Литвы. Большие пространства занимают посевы кормовых культур, многолетних и однолетних трав. Под общественные сады отведено около 50 тыс. га. Основные культуры — районированные сорта яблонь, вишен и слив. Основные направления в животноводстве — молочное скотоводство и беконное свиноводство. Птицеводство специализированно и сконцентрировано — построено 5 крупных птицефабрик. Поскольку значительную часть Литвы занимают озера и искусственные водоемы, то развитие рыбоводства получило широкое распространение. В качестве основных видов разводят зеркального карпа, карася, леща. В реках и озерах в изобилии водятся пресноводные раки, которые в большом количестве вывозятся в Россию. В приморских населенных пунктах активно действуют рыболовецкие кооперативы и частные предприятия, ориентированные на вылов сельди и кильки.