Кос вен ный налог. Прямые и косвенные налоги

Кос вен ный налог. Прямые и косвенные налоги

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .

Прямые

Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

Косвенные

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера , применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные , которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов: — Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия. — Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов 1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков — физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Ставка мин 12% мак 45%. Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг. 2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах — до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. 3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. 4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. 5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Преимущества и недостатки косвенных налогов.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр. по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их. Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. Для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

23. Специальные режимы налогообложения. Налоговым кодексом РФ (ст. 18) предусмотрена возможность введения специальных налоговых режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы: могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов; вводятся в действие одновременно с введением соответствующих глав части второй НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) УСН; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Следует отметить, что специальные режимы применялись в Российской Федерации до принятия первой части НК РФ и введения в действие одноименных глав второй части НК РФ. При этом виды специальных налоговых режимов менялись, уточнялись. Так, в соответствии с первоначальной редакцией ст. 18 НК РФ, кроме перечисленных выше режимов, были предусмотрены специальные режимы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). При этом уплата налогов в особых экономических зонах (Калининградской области, Магаданской области) также рассматривалась как специальный налоговый режим. В соответствии с Федеральным законом № 95ФЗ НК РФ не предусматривает специальных налоговых режимов для СЭЗ и ЗАТО. Однако Федеральным законом № 116ФЗ устанавливается порядок создания и ликвидации особых экономических зон (ОЭЗ), а также осуществления в них деятельности. Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в связи, с чем специально для ОЭЗ в часть вторую НК РФ внесены изменения. Суть этих изменений заключается в установлении налоговых льгот для резидентов ОЭЗ по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог.

Примеры прямого и косвенного налога

На этой странице:

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Читайте также: Иск об исключении имущества из описи

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС :

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Косвенные и прямые налоги

    Со времен образования первых государств появились и первые налоги. Они могли взиматься в натуральном или денежном виде, однако суть их всегда оставалась одинаковой: подданный отдает правительству часть своего дохода для покрытия государственных нужд. Например, для обеспечения армии, защищающей народ, создания ирригационных сооружений, орошающих поля и кормящих население и так далее. Сегодня налогообложение существенно усложнилось, получило новые формы и методы, а также принципы, направленные на то, чтобы сделать его максимально справедливым (принципы прозрачности, удобства, пропорциональные методы налогообложения и так далее). Наиболее ранней формой этой дани являются так называемые прямые налоги. Они платились непосредственно с доходов и имущества подданного/гражданина. В современных же государствах налоги разделяют на целый ряд разновидностей. Основная классификация делит их на косвенные и прямые налоги. Их, в свою очередь, разделяют на дальнейшие разновидности. Так, прямые налоги выделяют следующие: подоходные, имущественные налоги на прибыль, на добычу полезных ископаемых, с наследства и дарения и прочие. Косвенный налог вытекает из установленных наценок на товары и услуги производящего предприятия. На эти наценки и устанавливается государственный налог. Таким образом, налогоплательщик платит его в казну не сам, а через покупку чего-либо.

    • Подоходный налог. Это основной вид такого налога. Он исчисляется в
      зависимости от доходов физического лица. При этом учитывается сумма его расходов, соответствующих законодательству, подтвержденных документально. Подоходные прямые налоги в РФ составляют на сегодняшний день 13 % (это основная, самая распространенная ставка, хотя существуют и другие варианты).
    • Налог на прибыль. Он взимается с прибыли коммерческой организации. Прибыль в данном случае определяется как разница дохода от коммерческой деятельности предприятия и суммы установленных законом скидок и вычетов (коммерческие издержки, транспортные расходы, расходы на рекламу и прочее).
    • Имущественные налоги. Это прямые налоги, соответственно, устанавливаемые на имущество физических лиц и юридических предприятий.
    • Налог на наследство. В этом случае им облагается передаваемое имущество от покойного к наследнику. Последний является плательщиком.
    • Налог на дарение. Схожий с предыдущим видом. Налогом облагается передаваемое имущество.
    • Налог на добычу полезных ископаемых. Он предусматривает налоговые ставки на извлекаемые из земли народные богатства: нефть, газ, уголь, твердый конденсат и другие полезные ресурсы РФ.

    Косвенные налоги и их виды

    Их разделяют на три типа:

    • Акцизы. Они устанавливаются на высокодоходные товары и исчисляются в проценте от их продажной цены.
    • Таможенные пошлины. Эти налоги, которые платятся в тот момент, когда товары пересекают границу в ходе импортных и экспортных операций. Помимо наполнения бюджета, с помощью этого инструмента обеспечивается защита и поддержка внутреннего производителя.
    • Фискальные монополии. Это плата физических или юридических лиц за определенные государственные услуги (предоставление лицензий, разрешений, печать и оформление бланков и другие).

    Столь уж важна для налогов их классификация на косвенные и прямые? Да, поскольку это помогает четко понять порядок их начисления и способствует правильному определению той базы, на которую они начисляются.

    Читайте также: Иск об изменении размера алиментов

    Так, прямые налоги связаны с имуществом или с результатом деятельности предприятия, а косвенные – с процессами потребления. Но какие именно налоги из действующей системы считаются прямыми, а какие косвенными? Об этом данная статья.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    Это быстро и бесплатно !

    Виды и характеристика налогов

    Прежде всего, не стоит путать налоги со сборами и страховыми взносами. как это очень часто делают:

    1. Сборы – это суммы, взимаемые только при выполнении действий, имеющих юридическую значимость. Например, госпошлины – они взимаются только, когда речь идет о регистрации предприятий. об участии в суде, и т.д.
    2. Страховые взносы – это суммы, базой для начисления которых служит оплата труда;
    3. Налоги – это платежи обязательного характера. Они связаны непосредственно с деятельностью предприятия: с реализацией товаров, с оказанием услуг, с продажей имущества и т.д.

    О сущности налогов и сборов смотрите в следующем видеосюжете:

    Именно налоги имеют деление на прямые и косвенные:

    1. Косвенными признаются те платежи, которые начисляются при наступлении факта потребления товара или услуги. Они включаются в стоимость реализации и подлежат компенсации конечным потребителем. Хотя фактическим плательщиком косвенного налога является продавец и (или) производитель. Очень часто косвенные налоги могут превышать по своей нагрузке цену производителя: пока товар не поступит к конечному потребителю, каждый из продавцов накрутит на него косвенный налог и свой процент рентабельности. В итоге, чем меньше цепочка посредников между производителем и конечным потребителем, тем ниже цена товара;
    2. Прямыми налогами считаются те налоги, которые начисляются либо на извлеченный доход (или прибыль), либо на имущество. В первом случае, когда базой служит доход, налоги называются личными. А взимаемые с имущества – реальными.

    Специфика личных налогов заключена в том, что они могут взиматься :

    • даже если налогоплательщик получил фактический убыток . Это касается, например, налога на прибыль. определяемого методом начисления: в этом случае прибыль составляют не реальные денежные потоки, а бухгалтерские записи, подтвержденные документами;
    • с меньшей величины налоговой базы . даже если налогоплательщик получил прибыли значительно больше. Например, патентная система, по которой за право заниматься предпринимательской деятельностью платится взнос, привязанный к нормативному, а не к фактическому показателю.

    Более детально про классификацию налогов вы можете узнать из следующего видеоматериала:

    Прямые налоги российской системы

    Фактически налоговую систему РФ делят по многим критериям :

    1. на местные, региональные и федеральные налоги;
    2. на общий и специальные режимы налогового обложения;
    3. на налоги, взимаемые с предприятий, предпринимателей и граждан;
    4. на налоги, которые начисляются на имущество и доходы.

    Внутри этой системы и находятся косвенные и прямые налоги, которые могут быть или федеральными, или относиться к специальным режимам, и т.д.

    Прямыми налогами отечественной системы являются:

    1. Налог на прибыль. Прибыль определяется, положительным превышением доходов над расходами. Обратно явление влечет за собой убыток и полное отсутствие необходимости начислять налог. Сам налог взимается только с юридических лиц;
    2. НДФЛ или налог на доход физических лиц. В зависимости от вида совершенной операции различается своя налоговая база, принцип ее определения и расчета налога. В отдельных случаях налог может начисляться на полностью полученный доход, а в других – за вычетом расходов или законом установленных сумм и льгот. Налог этот платят и предприниматели со своих доходов, и обычные граждане – или сами, или за них это делает работодатель или источник дохода;
    3. Упрощенная система – она заменяет собой сразу несколько налогов: на добавленную стоимость, на доход физического лица (исключая ту сумму, какая платится за работников), на имущество, на прибыль организаций. Данный налог исчисляется или с доходов, либо с положительной разницы доходов и расходов;
    4. Транспортный налог платят и организации, и предприниматели, и граждане, если являются собственниками транспортных средств, включая моторные лодки, суда, вертолеты, мотоциклы и т.д. Основа для начисления налога – мощность двигателя. Ставка дифференцирована исходя из мощности двигателя;
    5. Налог на землю платится всеми собственниками земельных участков. Ставка налога зависит от многих факторов, в частности, от качества земли, места ее нахождения, и иных критериев. Основа для начисления налога – кадастровая стоимость земли;
    6. Имущественный налог существует отдельно для организаций и для физических лиц. Серьезно разнятся ставки и порядок начисления и отчета по налогу. Общим является то, что основой для начисления налога является имущество, которое принадлежит налогоплательщику на праве собственности. Но облагается у организаций налогом только среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества. А у физических лиц – кадастровая оценка только недвижимости;
    7. НДПИ или налог на добычу полезных ископаемых платят те организации и предприниматели, которые являются пользователями недр. Налог начисляется либо на стоимость добычи, либо на ее объемы;
    8. ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог платят сельхозпроизводители – как организации, так и предприниматели. Налог начисляется на разницу, полученную в случае превышения доходов над расходами; заменяет собой такие налоги, как на имущество и на доход физических лиц (кроме тех сумм этого налога, какие должны уплачиваться работодателем), на прибыль организаций и добавленную стоимость;
    9. ЕНВД или единый налог на вмененный доход можно назвать условно прямым налогом, поскольку он уплачивается исходя из вмененного показателя дохода, а не реально полученного. Тоже самое можно сказать и про налог, взимаемый при патентной системе и с игорного бизнеса.

    А вот система косвенных налогов не столь велика, но не менее значима.

    Косвенные налоги отечественной налоговой системы

    К косвенным налогам причисляют те налоги, которые начисляются на потребление, реализацию товаров или услуг, и фактически платятся потребителем.

    К ним относятся:

    1. НДС или налог на добавленную стоимость. Его платят как разницу между начисленной суммой налога покупателю и входной суммой налога от продавца. Начисляется налог по трем ставкам: 18%, 10%, 0%. Несмотря на то, что 0% многие не воспринимают, как ставку, это все-таки ставка и право ее применения необходимо подтвердить в налоговой структуре. Облагается НДС товар или услуга при реализации. Основанием для применения вычета по налогу, т.е. его уменьшения, служит счет-фактура. Этот документ выставляется поставщиком товаров, услуг;
    2. Акциз. Самыми распространенными объектами обложения этим налогом являются сигареты и алкоголь, хотя ими перечень облагаемых товаров не ограничивается. Ставки по акцизу разнятся по многим критериям, например, по виду алкогольной продукции, и т.д.

    Платится и акциз, и НДС теми, кого закон к этому обязывает, т.е. организаций и предпринимателей, которые находятся на общем режиме налогообложения или же занимаются производством и реализацией подакцизной продукции.

    Налоги эти служат существенной надбавкой к цене продукции или услуг.

    Какую функцию выполняют налоги

    Откровенно говоря, функция у налогов одна – пополнение бюджета . Строгой целевой направленности у налогов тоже нет. Например, ошибочно считать, что транспортный налог взимается с целью реконструкции дорог. Все налоги поступают в бюджет для покрытия его расходов, в которых на следующий год может быть предусмотрен ремонт дорог, а может и не быть предусмотрен.

    Что касается регулирующей функции, которую часто приписывают налогам, то ее как таковой нет. Но если государство начинает усиливать налоговую нагрузку на бизнес, пытаясь его таким образом регулировать, то получает в итоге теневую экономику.

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Это быстро и бесплатно !

    Прямые и косвенные налоги: примеры

    Налоговая система РФ классифицирует взимаемые налоги, как прямые и косвенные. Условная таблица налогов прямых и косвенных подразделяет и по другим признакам: какой бюджет пополняют (местный, региональный, федеральный), как применяются (общие, специальные), с кого взимаются (с физлиц, с юрлиц).

    Чем прямые налоги отличаются от косвенных, каковы особенности каждого вида и как они применяются на практике?

    Налог, это обязательное финансовое обязательство, подлежащее уплате государству. Налоговая система в основном делится на две большие категории прямого налога и косвенного налога , состоящие из различного характера налогообложения.

    Основа для сравнения Прямой налог Косвенный налог
    Значение Прямой налог упоминается как налог, взимаемый с дохода и благосостояния человека, и оплачивается непосредственно правительству. Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека, который потребляет товары и услуги и оплачивается косвенно правительству.
    Накладные расходы Человек, на которого наложено налоговое бремя. Бремя налога может быть зачислено другому человеку.
    Типы Налог на богатство, подоходный, на имущество. Импортных и экспортных пошлин. Налог с продаж, НДС акцизы, таможенная пошлина.
    Уклонение от уплаты Возможно Вряд ли возможно, поскольку включен в цену товаров и услуг.
    Инфляция Прямой налог помогает в снижении инфляции. Косвенные налоги способствуют инфляции.
    Взимается с Лица, ИП, компания, фирма Потребители товаров и услуг.
    Действие Прогрессирующий Регрессивный

    Определение прямого налога

    Прямым налогом облагаются доход и богатство человека, и оплачивается непосредственно правительству, бремя такого налога не может быть сдвинуто. Налог носит прогрессивный характер, т.е. возрастает с увеличением дохода или богатства и наоборот. Он облагает по платежеспособности человека – налог взимается с более богатых людей. Налог взимается и собирается либо центральным правительством или местными органами.

    Есть несколько видов прямых налогов, таких как:

    • Подоходный налог.
    • Налог на богатство.
    • Налог на имущество.
    • Импортных и экспортных пошлин.

    Определение косвенного налога

    Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека потребляющего товары и услуги, оплачивается косвенно правительству. Бремя налога может быть легко перенесено на другое лицо. Налог носит регрессивный характер, увеличивая спрос на товары и услуги, и наоборот. Налагается на каждого человека, одинаково богат он или беден. Администрация налога осуществляется либо с помощью центрального правительства или управления области.

    Есть несколько видов косвенных налогов:

    • Налог с продаж.
    • НДС (налог на добавленную стоимость).
    • Акциз.
    • Таможенная пошлина.
    • Сельскохозяйственный налог на прибыль.

    Чем отличаются прямые налоги от косвенных

    1. Налог, который уплачивает человек, на которого он наложен, известен как прямой налог. Налог, который оплачивается налогоплательщиком косвенно – косвенный налог. Прямой налог взимается с дохода и благосостояния человека, в то время как косвенный налог взимается с человека потребляющего товары и услуги.
    2. Основным различием между прямым и косвенным налогом является бремя прямых налогов, оно не может быть передано другому лицу, в то время как обязательство косвенных налогов может быть сдвинуто.
    3. Уклонение от уплаты налогов возможно в случае прямого налога, если надлежащее введение сбора не производится, но в случае косвенного налога, уклонение от уплаты налога не представляется возможным, так как сумма налога начисляется на товары и услуги.
    4. Прямой налог взимается с физических лиц, фирм, организаций. С другой стороны, косвенный налог взимается с потребителя товаров и услуг.
    5. Характер прямого налога является прогрессивным, косвенный налог – регрессивный.
    6. Прямой налог помогает в снижении инфляции, но косвенный налог иногда помогает в продвижении инфляции.

    С экономической точки зрения

    Прямой налог относится к любому уровню одновременно наложенного и собранного с определенной группы людей или организаций. Примером прямого налогообложения служит налог на прибыль.

    Косвенные налоги собираются с кого-то или какой-либо организации, кроме физического или юридического лица, которое обычно отвечает за налоги.

    Налог с продаж, например, не будет считаться прямым налогом, потому что деньги собирают у торговцев, а не с потребителей. В этом экономическом контексте, закон фактически может определить лицо или лица, из которых будут собираться налог, но не имеет ничего общего с тем, как налоговая нагрузка распределяется на рынке. Кто несет экономическое бремя самого налога, будет определяться рыночными силами и может быть рассчитана путем сравнения цены товара.

    С юридической точки зрения

    В юридическом смысле, значение прямых и косвенных налогов меняется:

    • Прямой налог относится только к собственности.
    • Косвенные налоги накладываются на широкий спектр прав, привилегий и деятельности.

    В этом смысле, налог на продажу имущества будет считаться косвенным налогом, а налог на фактически причитающееся имущество будет прямой.

    Сходства

    • Уплачивается государству.
    • Штраф за неуплату.
    • Проценты (пеня) по просроченному платежу.
    • Неправильное применение может привести к уклонению от уплаты налогов и штрафам.

    Прямой и косвенный налоги обладают своими достоинствами и недостатками. Если мы говорим о прямых налогах они являются справедливыми, потому что зависят от платежеспособности человека. Прямой налог является экономичным, поскольку его стоимость сбора меньше, но, тем не менее, он не распространяется на все слои общества.

    Действие косвенного налога легко понять, так как он включен в стоимость продукции и услуг, а также наряду с этим располагает превосходным освещением в каждой части общества. Одним из главных преимуществ косвенного налога является высокая ставка для вредных продуктов по сравнению с другими товарами необходимыми для жизни.

    Прямые и косвенные налоговые обязательства являются обязательной частью экономической системы Российской Федерации.

    Основное отличие между ними состоит в порядке взимания: при прямых сборах обязательства выполняет сам плательщик, тогда как косвенные возлагаются на потребителей товаров и услуг через посредника.

    Что это такое? Определение и сущность

    Прямые налоги касаются только имущества и доходов налогоплательщика . К данной категории могут относиться:

    • недвижимое и движимое имущество;
    • ценные бумаги;
    • зарплата;
    • прибыль от собственного дела и других финансовых операций.

    Процент рассчитывается в зависимости от вида деятельности физического или юридического лица, величины самого дохода, других обстоятельств. Именно благодаря этим сборам поддерживается финансовая стабильность государства.

    Косвенные налоги еще называют добавочными. Они добавляются к проценту от прибыли с предоставления услуг или реализации товаров . Данный сбор взимается с покупателя, при этом посредником выступает сам продавец. Добавочный процент входит в стоимость товара, и его оплачивает потребитель при совершении покупки.

    Еще одним отличием между ними является степень закрытости информации:

    • Прямые взносы требуют оформления именной налоговой декларации с постоянным контролем движения собственного бюджета. Многим не нравится такой подход, поэтому они стараются укрыть часть прибыли или имущества.
    • Косвенные же практически незаметны. Они влияют только на цену товара и не персонифицируются. Но у них есть другой недостаток: внушительная нагрузка на разные слои населения и привязка к инфляции (чем больше инфляция, тем больший процент добавочной стоимости).

    Общая классификация налогов в Российской Федерации представлена на следующем видео:

    Что относится к прямым налогам? Их классификация

    Прямые сборы рассчитываются отдельно для физических и юридических лиц. Физлица должны регулярно выплачивать определенный процент на:

    • Недвижимое имущество . К нему относятся земля, участки под застройку и со строениями, квартиры, дома, другие постройки. На наделы налоги определяются в зависимости от их кадастровой стоимости, при этом деньги направляются в бюджет по месту расположения. Отдельно определяются выплаты на полезные ископаемые.
    • Движимое имущество . Легковой и грузовой транспорт облагается сбором в обязательном порядке. Относится он к региональному и отправляется в бюджет по месту жительства физ. лица.
    • Водные ресурсы . К ним относятся пруды и озера, которые считаются частной собственностью.
    • Прибыль . К ней относится заработная плата, дополнительные источники доходов, торговля на рынке ценных бумаг и т. д.

    Прямые налоги для юридических лиц включают имущество, транспорт, недвижимость, полезные ископаемые и следующие группы:

    • Доходы предприятия . Взимаются со всех юр. лиц, которые занимаются прибыльной деятельностью на территории РФ. При этом применяется классическая налоговая схема со ставкой 20%. Учитываются доходы от любого вида деятельности, включая торговлю ценными бумагами. Расчет проводится на определенный временной период.
    • Игорный бизнес . Казино, тотализаторы, букмекерские конторы и другие игорные заведения подлежат налогообложению в обязательном порядке. Платеж рассчитывается в зависимости от прибыли.

    Для уточнения общего прямого налога для юридических и физических лиц необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и рассчитать окончательную сумму ежемесячных выплат. Незнание изменений в налоговой системе не означает, что за нарушение порядка выплат не будет нестись ответственность.

    Основные виды косвенных налогов и их особенности

    Косвенные сборы выплачиваются непосредственно конечным потребителем при приобретении товаров или услуг. К ним относятся следующие категории:

    • НДС . Основная категория косвенных налогов. Дополнительная стоимость добавляется к цене каждого товара или услуги независимо от вида или изначальной себестоимости. Сбор относится к федеральным и платится потребителями сначала продавцу, а потом – государству. Именно эти средства являются основой государственного бюджета и составляют примерно 25% от общих отчислений. При этом НДС считается одним из самых спорных, так как любые нюансы, связанные с инфляцией, влияют на налог, что приводит к повышению цен.
    • Акцизы . Та же добавочная стоимость, только начисляется на определенные категории товаров. К ним относятся автомобильный транспорт, топливо разных видов, алкогольные напитки, табачные изделия и т. п. Величина сбора указана на акцизной марке, которая клеится на месте вскрытия продукта.
    • Государственные пошлины . Автоматически снимаются при выполнении финансовых операций. К данной категории относятся налоги при покупке или продаже движимого или недвижимого имущества, обмен валюты, переводы средств через платежные системы и банки.
    • Таможенные пошлины . Имеют место при экспорте и импорте продукции с других стран через границу РФ. Размер пошлины устанавливается в зависимости от категории товара, его количества, цели экспорта или импорта и т. д.

    Косвенные налоги часто оспариваются в судах из-за отсутствия четкой системы для каждой из категорий товаров и услуг. Многие потребители даже не задумываются о том, какой процент от стоимости они платят государству. Поэтому многие торговые сети и реализаторы товаров и услуг указывают размер НДС непосредственно возле цены. Повышение цен происходит также не по вине производителя, а из-за движений в сторону инфляции.

    В отличие от прямых сборов, они снимаются автоматически и не входят в налоговую декларацию физических и юридических лиц.

    Подробнее о данных выплатах в пользу государства вы можете узнать из следующего видео:

    В чем отличия косвенных налогов от прямых?

    Оба этих вида относятся к налоговым обязательствам. При этом между ними имеются различия по нескольким основным критериям:

    Критерий определения Прямые налоги Косвенные налоги
    Исполнитель налогового обязательства Физическое или юридическое лицо Конечный потребитель, который приобретает товары или пользуется услугами физических и юридических лиц
    Экономические отношения с государством Прямые выплаты государству Налоги начисляются в казну через посредника в виде владельца организации или производителя
    Объект налогообложения Имущество личного характера (движимое и недвижимое), полезные ископаемые, водные ресурсы, доходы Товары и услуги, которые реализуются, выполненные работы
    Факторы определения величины налога Размер прибыли, которая получается от разных видов деятельности, положение в семье, состояние здоровья и т. д. Ценовая категория товара и услуг, категория, тарифы и т. д.
    Зависимость налогов от финансовой деятельности Прямая зависимость Зависимости нет
    Расчет Сложный, разделенный на несколько независимых категорий Простой, базируется на нескольких формулах
    Участие в образовании цены Зависит от конкретного производства Влияет на повышение или понижение цены на товар и услуги
    Степень открытости Открытые выплаты Закрытые выплаты, за счет чего многие потребители не осознают размер налогов, которые они выплачивают государству

    Налоговая система страны напрямую зависит от показателя соотношения этих видов сборов. В идеальном варианте необходимо придерживаться оптимального отношения долей разных категорий налогов. Это нужно для того, чтобы все участники налоговой системы чувствовали себя комфортно при любых изменениях. Кроме уровня благосостояния разных слоев населения, также учитывается уровень развития страны и экономические потребности, которые приоритетны в данный момент времени.

    На сегодняшний день в России развивается смешанная система налогообложения, которая позволяет достичь равновесия в разных долевых сегментах рынка.

    Благодаря этому учитываются интересы не только налогоплательщиков, но и самого государства: ни одна из категорий налога напрямую не будет влиять на формирование бюджета страны, что гарантирует стабильность.

    В 2016-2017 годах размер прямых сборов, которые уплачиваются физическими лицами, ниже, чем выплаты организаций. При этом косвенные превышают их в два раза, что считается отличительным признаком развитой страны.

    Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. Особое место в налоговой системе занимают взносы в фонд социального страхования, используемые для строго целевого назначения.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и НДС.

    Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога. В Российской Федерации эти налоги преобладают.

    Основные виды косвенных налогов :

    (1) Акциз - вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены. Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как : спиртосодержащая продукция; табачные изделия; автомобили; горюче-смазочные материалы. Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется. Статья 182 НК РФ определяет объектом налогообложения следующие операции : реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров; передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд; передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества; передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ; получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции; получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

    Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

    Порядок исчисления акциза (согласно Ст.194 - 198 НК РФ): Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

    Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    (2) Налог на добавленную стоимость - вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой. Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %. В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год - 2 млн руб.). Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога. В последнее время (2005-2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС). Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

    Объект налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов. НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

    (3) Таможенная пошлина - вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Это косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вошел в силу новый закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют : Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин; Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин; Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются. Особые виды таможенных пошлин : Специальные - могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции; Антидемпинговые - предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера; Компенсационные - вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров; Сезонные - могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

    (4) Экологический налог - вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах Европейского союза к категории так называемых экологических налогов. Экологические налоги или Экологические платежи имеют различную форму и часто по-разному называются. В настоящее время экологические налоги практикуются большинством стран ЕС. Согласно определению Европейского экологического агентства (European Environmental Agency), экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду».

    Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах ЕС происходила со второй половины 80-х гг. XX столетия в связи с повсеместно осуществляемым переходом в области охраны окружающей среды от командно-административных к экономическим методам управления. Ориентация на платежи и налоги как важнейшие экономические инструменты усилилась в начале 90-х гг. 20века в период охватившей развитые страны рецессии, которая сопровождалась обострением проблем занятости и ужесточением конкурентной борьбы. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша (дивиденда) (win-win situation). Согласно этой идее, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов (платежей) должно одновременно сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными выплатами (то есть бремени на доходы), что потенциально позволяет стимулировать рост занятости и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей. В связи с большими различиями в структуре и методах применения национальных экологических налогов, которые оказывают существенное воздействие на условия конкуренции, Комиссия неоднократно ставила вопрос об их гармонизации в рамках Сообщества. В 1991 г. она внесла в Совет ЕС проект директивы о введении единого налога на энергоносители, призванного уменьшить загрязнение атмосферы выбросами углекислого газа (CO2). Имеется в виду, что налог будет стимулировать рациональное использование энергии и ориентировать потребителей на экологически более чистое топливо.

    Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что под экологическими налогами, составляющими значительную часть доходной базы бюджетов этих стран, понимают именно налоги на опасные для окружающей среды виды хозяйственной деятельности. Иными словами, все, что может вызвать неблагоприятные изменения в окружающей среде, может быть предметом экологического налогообложения. Взяв это определение за основу, Директорат по налогам и таможенным сборам Европейской комиссии разделил экологические налоги на семь групп по областям применения : (1) энергетические налоги (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию); (2) ттранспортные налоги (налоги на пройденные километры; ежегодный налог с владельца; акцизы при покупке нового или подержанного автомобиля); (3) платежи за загрязнения (эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу и выбросы в водные бассейны). углекислого газа и других вредных веществ (хлорфторуглеродов, оксидов серы и азота, свинца); (4) платежи за размещение отходов . Они включают платежи за размещение отходов на свалках и их переработку и налоги на ряд специальных продуктов (упаковка, батарейки, шины, смазочные масла и т. п.); (5) налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям (вещества, разрушающие озоновый слой, и парниковые газы); (6) налог на шумовое воздействие ; (7) платежи за пользование природными ресурсами .

    В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах - членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, то есть предназначены для получения доходов. Ими также оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду, но специалисты рассматривают его в качестве не основного, а сопутствующего.

    Все же основная цель экологических платежей - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги всегда поступают в бюджеты. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» 10 % общей суммы эмиссионных платежей направляется федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

    Получаемые при этом средства могут направляться на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т. п. Интересен опыт других стран. Так, в Дании за счёт этих средств действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей. В рамках этой схемы владельцам транспортных средств, потребление которых связано с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их «сбор» специальная премия.

    В России также взимается плата за загрязнение окружающей природной среды. По данным Министерства природных ресурсов РФ в 1994-2004 гг. уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5 %. В 2005 г. экологические платежи составили: в электроэнергетике - 0,05 % от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности - 0,04 %. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы - 0,1 и 0,12 %. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.