В 2018 году в России ожидается корректировка прожиточного минимума в связи с изменением общей экономической ситуации и прогнозом Банка России по уровню инфляции до 4% к концу года. Расскажем, каким будет прожиточный минимум 2018, как его значение отразится на размере минимальной зарплаты и социальных пособий.
Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности. Уровень прожиточного минимума тесно связан с размером минимальной оплаты труда. Именно на эти два показателя опирается экономика, планируются федеральный и региональные бюджеты.
Методику расчета прожиточного минимума регулирует Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ. Прожиточный минимум утверждают как в целом по России, так и отдельно по субъектам РФ. Размер минимума устанавливают отдельно для каждой из трех категорий населения (работающих, пенсионеров, детей) и пересматривают каждый квартал.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным группам населения в целом по России и в субъектах публикуют ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и исполнительной власти субъектов РФ.
На 1 января 2018 года прожиточный минимум в России, согласно постановлению Правительства РФ от 08.12.17 № 1490 , - это известное по данным на 3 квартал 2017 года значение:
Минимум за 4 квартал 2017 года составляет:
По сравнению с 3 кварталом 2017 года прожиточный минимум снизился на 4,9-5,7%. Снижение в Минтруде объясняют уменьшением стоимости отдельных компонентов потребительской корзины.
Первые данные о прожиточном минимуме в 2018 году (за 1 квартал) опубликуют в мае-июне. Как правило, Правительство РФ утверждает минимум за 1 квартал года к концу первого полугодия. Показатель может отклониться, как в большую, так и меньшую сторону. В любом случае расхождения будут незначительными.
Сроки утверждения прожиточного минимума в России в 2018 году
На 1 июня 2018 года сумма прожиточного минимума на душу населения в целом по России - 9 786 руб., для трудоспособного населения - 10 573 руб., для детей - 9 603 руб., для пенсионеров - 8 078 руб. А в регионах значения другие.
Власти регионов считают прожиточный минимум не только из стандартных значений, но и обязаны учитывать местные особенности и нужды граждан субъекта (постановление Правительства РФ от 29.01.13 № 56). При этом стандартный пакет продуктов включает в себя такие товары, как молоко, хлеб, мука, картофель и т.д. Всего в корзину входят 11 продуктов. Это и есть тот минимум, который, по мнению чиновников, является достаточным для поддержания жизни и здоровья граждан.
В сравнении суммы для той или иной социально-демографической группы (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) разные. Меньше всего потребление продуктов рассчитано для пенсионеров, затем для детей и работающих. Как правило, самый высокий прожиточный минимум установлен для трудоспособного населения, чуть ниже - для детей, еще меньше - для пенсионеров. Но конкретные значения в каждом регионе свои. Показатели рассчитывают в процентах от стоимости корзины продуктов - от 45 до 60% и учитывают климатические особенности регионов (см. таблицу ниже).
Статьи по теме:
Какой прожиточный минимум на 2018 год установили в регионах? Порядок пересмотра минимума в субъектах РФ такой же, как и в целом по России. Величину прожиточного минимума за 1 квартал каждый регион утвердит уже в новом году. Сейчас уже известны данные на 4 квартал прошлого года. Например, с 2018 года в Москве действует величина прожиточного минимума за 4 квартал 2017 года, утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 13.03.18 № 176-ПП. В 2018 году минимум за 1 квартал 2018 года будет утвержден в мае-июне.
Каждый регион устанавливает свой собственный минимум, ориентируясь на уровень инфляции (см. таблицу). В таблице указаны последние данные за 4 квартал 2017 года. Как только установят минимумы на 1 квартал 2018 года, мы опубликуем свежие цифры. Следите за изменениями.
Какой в России прожиточный минимум в 2018 году
Регион | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства |
4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | ||
Адыгея | 8579 | 9168 | 7058 | 8618 | № 26 от 26.02.18 |
Республика Алтай | 9405 | 9797 | 7874 | 10107 | № 20 от 26.01.18 |
Алтайский край | 8657 | 9196 | 7009 | 8950 | №208 от 14.06.18 |
Амурская область | 11203 | 11861 | 9056 | 11749 | №87 от 16.04.18 |
Архангельская область | 11380 | 12361 | 9480 | 11142 | № 30-пп от 30.01.18 |
Астраханская область | 9040 | 9525 | 7320 | 9710 | № 25-П от 30.01.18 |
Республика Башкортостан | 8318 | 8850 | 6810 | 8288 | №133 от 04.04.18 |
Белгородская область |
8281 | 8914 | 6911 | 8068 | № 71-пп от 13.03.18 |
Брянская область |
9279 | 9943 | 7714 | 9132 | № 36-п от 12.02.18 |
Республика Бурятия | 9563 | 9942 | 7574 | 9977 | № 75 от 14.02.18 |
Владимирская область |
9104 | 9898 | 7681 | 9047 | № 110 от 22.02.18 |
Волгоградская область | 8720 | 9357 | 7100 | 8820 | № 70-п от 12.02.18 |
Вологодская область | 10234 | 11059 | 8466 | 10002 | № 154 от 19.02.18 |
Воронежская область |
8034 | 8700 | 6751 | 7846 | № 74 от 31.01.18 |
Еврейская автономная область | 12160,70 | 12858,20 | 9734,11 | 12881,27 | № 29-ОД от 18.01.18 |
Республика Дагестан | 9239 | 9516 | 7295 | 9359 | № 31 от 12.04.18 |
Забайкальский край | 10590,23 | 11039,72 | 8400,36 | 11045,38 | № 75 от 21.02.18 |
Ивановская область |
9488 | 10289 | 7952 | 9394 | № 7-уг от 19.01.18 |
Республика Ингушетия | 9111 | 9370 | 7180 | 9377 | № 42 от 14.02.18 |
Иркутская область | 9825 | 10413 | 7921 | 10030 | № 46-пп от 30.01.18 |
Кабардино-Балкарская Республика | 10140 | 10553 | 8019 | 10707 | № 30-ПП от 02.03.18 |
Калининградская область | 10343 | 11094 | 8496 | 9948 | № 137 от 14.03.18 |
Республика Калмыкия | 8551 | 8954 | 6886 | 8611 | № 40 от 20.02.18 |
Калужская область | 9601 | 10327 | 8010 | 9399 | № 70 от 02.02.18 |
Камчатский край | 19220 | 20093 | 15199 | 20729 | № 25-П от 23.01.18 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8719 | 9208 | 7063 | 8877 | № 52 от 05.03.18 |
Республика Карелия | 12203 | 13298 | 10230 | 11415 | № 103-П от 07.03.18 |
Кемеровская область | 8879 | 9391 | 7162 | 9306 | № 31 от 06.02.18 |
Кировская область | 9627 | 10286 | 7849 | 9859 | № 82-П от 21.02.18 |
Республика Коми | 12539 | 13420 | 10235 | 12614 | № 70 от 06.02.18 |
Краснодарский край | 9925 | 10737 | 8229 | 9486 | № 105 от 01.02.18 |
Республика Крым | 9126 | 9765 | 7522 | 9614 | № 85 от 22.02.18 |
Курганская область | 9220 | 9831 | 7646 | 9705 | № 11 от 30.01.18 |
Курская область |
8476 | 9116 | 7048 | 8415 | № 35-па от 22.01.18 |
Ленинградская область | 9628 | 10248 | 8402 | 9450 | № 44 от 15.02.18 |
Липецкая область |
8313 | 8962 | 6964 | 8422 | № 3 от 12.01.18 |
Магаданская область | 17635 | 18494 | 13852 | 18621 | № 5-п от 29.01.18 |
Республика Марий Эл | 8742 | 9319 | 7167 | 9011 | № 10 от 10.01.18 |
Республика Мордовия | 7824 | 8410 | 6452 | 8045 | № 45 от 29.01.18 |
Москва | 15397 | 17560 | 10929 | 13300 | № 176-ПП от 13.03.18 |
Московская область | 11365 | 12581 | 8535 | 11097 | № 199/12 от 30.03.18 |
Мурманская область | 13787 | 14374 | 11487 | 14144 | № 58-ПП от 12.02.18 |
Ненецкий АО | 20622 | 21664 | 16800 | 21703 | № 6-п от 26.01.18 |
Нижегородская область | 8739 | 9388 | 7229 | 9009 | № 88 от 07.02.18 |
Новгородская область | 9886 | 10751 | 8212 | 9729 | № 9-рг от 26.01.18 |
Новосибирская область | 10316 | 10938 | 8306 | 10705 | № 12 от 23.01.18 |
Омская область | 8464 | 8968 | 6824 | 8652 | №61-п от 14.03.18 |
Оренбургская область | 8234 | 8716 | 6759 | 8405 | № 103-п от 28.02.18 |
Орловская область |
8932 | 9577 | 7443 | 8892 | № 34 от 26.01.18 |
Пензенская область | 8326 | 8961 | 6876 | 8615 | № 72-пП от 14.02.18 |
Пермский край | 10098 | 10804 | 8279 | 10289 | № 51-п от 07.02.18 |
Приморский край | 12158 | 12796 | 9725 | 13213 | № 39-па от 02.02.18 |
Псковская область | 10184 | 11050 | 8429 | 9962 | № 25 от 25.02.18 |
Ростовская область | 9262 | 9857 | 7512 | 9662 | № 51 от 08.02.18 |
Рязанская область |
8898 | 9620 | 7418 | 8800 | № 12 от 31.01.18 |
Самарская область | 9400 | 10333 | 7440 | 9253 | № 76 от 14.02.18 |
Санкт-Петербург | 10791,60 | 11868,20 | 8612,20 | 10403,20 | № 177 от 13.03.18 |
Саратовская область | 8222 | 8834 | 6793 | 8424 | № 81-П от 19.02.18 |
Республика Саха (Якутия) | 16610 | 17628 | 13338 | 17029 | № 74 от 29.03.18 |
Сахалинская область | 13329 | 13991 | 10524 | 14235 | № 60 от 20.02.18 |
Свердловская область | 10031 | 10708 | 8291 | 10332 | № 59-ПП от 09.02.18 |
г. Севастополь | 9713 | 10391 | 7964 | 10259 | № 119-ПП от 22.02.18 |
Республика Северная Осетия (Алания) | 8742 | 9173 | 7281 | 8965 | № 48 от 20.02.18 |
Смоленская область |
9664 | 10376 | 8035 | 9470 | № 37 от 25.01.18 |
Ставропольский край | 8248 | 8766 | 6707 | 8484 | № 39-п от 29.01.18 |
Тамбовская область |
8214 | 8967 | 6887 | 8119 | № 62 от 26.01.18 |
РеспубликаТатарстан | 8334 | 8877 | 6822 | 8326 | № 45 от 27.01.18 |
Тверская область | 9665,34 | 10404,72 | 8035,84 | 10037,39 | № 33-пп от 05.02.18 |
Томская область | 10379 | 10932 | 8313 | 10698 | № 30-р от 05.02.18 |
Тульская область |
9065 | 9732 | 7760 | 8888 | № 37 от 29.01.18 |
Республика Тыва | 9342 | 9614 | 7360 | 9875 | № 80 от 05.03.18 |
Тюменская область | 10197 | 10774 | 8193 | 10390 | № 20-п от 30.01.18 |
Удмуртская Республика | 8453 | 8943 | 6881 | 8553 | № 39 от 10.02.18 |
Ульяновская область | 9062 | 9732 | 7457 | 9202 | № 115-П от 14.03.18 |
Хабаровский край | 12954 | 13807 | 10492 | 13452 | № 18 от 22.03.18 |
Республика Хакасия | 9133 | 9625 | 7358 | 9612 | № 64 от 19.02.18 |
Ханты-Мансийский АО (Югра) | 14135 | 15261 | 11588 | 13929 | № 12-п от 26.01.18 |
Челябинская область | 8962 | 9581 | 7415 | 9258 | № 29 от 07.02.18 |
Чеченская Республика | 9995 | 10299 | 8424 | 9957 | № 42 от 19.03.18 |
Чувашская Республика | 8236 | 8719 | 6716 | 8365 | № 41 от 14.02.18 |
Чукотский АО | 20149 | 20600 | 15456 | 21201 | № 16 от 23.01.18 |
Ямало-Ненецкий АО | 15946 | 16569 | 12525 | 15735 | № 110-П от 12.02.18 |
Ярославская область | 8994 | 9841 | 7322 | 9042 | № 9 от 19.01.18 |
Величина прожиточного минимума 2018 года, безусловно, влияет на расчет многих выплат. К примеру, на размер стипендий, пенсий и др. Но это влияет и на количество зарплатных ревизий (письмо ФНС России от 25.07.17 № ЕД-4-15/14490@).
Контролеры, как и прежде, интересуются зарплатами в конвертах. Они сравнивают доходы сотрудников с МРОТ и прожиточным минимумом и, если есть отклонения, подозревают схемы. Первоочередно инспекторы будут проверять те организации, где сотрудники сами жалуются на работодателей.
Безопаснее платить подчиненным не меньше МРОТ. А поскольку чиновники уравняли МРОТ с прожиточным минимумом, то лучше уже сейчас пересмотреть окладную часть низкооплачиваемым сотрудникам.
В 2018 году МРОТ равен 11163 рубля. Пересмотрите зарплаты так, чтобы у контролеров не возникло претензий. Иначе они могут доначислить НДФЛ и оштрафовать компанию. Также компанией заинтересуются в трудовой инспекции: за зарплаты ниже МРОТ штрафуют до 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).
Прожиточный минимум является стоимостным выражением потребительской корзины. Определяется по единому алгоритму для каждого региона России и по РФ в целом ежеквартально. Отдельно в каждом регионе устанавливается прожиточный минимум пенсионера с целью доплаты (ежегодно).
Примечание : Архив ПМ за 2000 - 2010 г.г.
Согласно ст 2. 134-ФЗ прожиточный минимум в целом по РФ
на федеральном уровне
предназначается для:
на региональном уровне
, в субъектах РФ предназначается для:
Например, семья (или одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума. Установленного в соответствующем субъекте РФ. Считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. В этом случае нужно подавать документы. Чтобы помогли материально. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ. Т.е. в каждом регионе свои порядки.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2003 г.
к меню
Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. № 56
1. Настоящие Правила предназначены для исчисления величины прожиточного минимума на душу населения. И по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ.
2. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления:
а) стоимости потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения;
б) расходов по обязательным платежам и сборам;
в) величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и на душу населения.
3. Стоимость потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения исчисляется как сумма стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
4. Стоимость продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения рассчитывается на основании:
а) минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ. Предусмотренного приложением № 1;
б) данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания. Используемых при исчислении величины прожиточного минимума. Согласно перечню продуктов питания - представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума. Утверждаемому Министерством труда и социальной защиты РФ совместно с Федеральной службой государственной статистики.
5. Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на 1 месяц исчисляется следующим образом:
а) годовые объемы потребления продуктов питания для основных социально-демографических групп населения делятся на 12;
б) полученные данные умножаются на соответствующие средние цены на продукты питания, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил;
в) рассчитанные величины суммируются.
6. Объемы потребления хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока. И молокопродуктов для основных социально-демографических групп населения определяются с учетом коэффициентов пересчета объемов потребления продуктов питания. Включенных в минимальный набор, в сырье. Коэффициенты пересчета хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий. Молока и молокопродуктов в сырье (на муку, сахар и молоко соответственно) предусмотрены приложением № 2.
7. Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются на основании стоимости продуктов питания. И размеров соотношений непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах). Установленных Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по РФ". Непродовольственные товары определены в размере 50 процентов стоимости продуктов питания. Услуги - также в размере 50 процентов стоимости продуктов питания. Соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания предусмотрены в соотношении 1 к 2.
Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг корректируются с учетом поправочных коэффициентов. Отражающих соотношения индексов потребительских цен на непродовольственные товары. И услуги с индексом потребительских цен на продукты питания, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил. За соответствующий месяц по отношению к предыдущему месяцу.
к меню
где:
Сн - стоимость непродовольственных товаров;
Сп - стоимость продуктов питания;
50% - размер соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания;
Кн - поправочный коэффициент, равный соотношению индекса потребительских цен на непродовольственные товары с индексом потребительских цен на продукты питания.
10. Стоимость услуг определяется по формуле:
где:
Су - стоимость услуг;
50% - размер соотношения услуг со стоимостью продуктов питания;
Ку - поправочный коэффициент, равный соотношению индекса потребительских цен на услуги с индексом потребительских цен на продукты питания.
11. Расходы по обязательным платежам и сборам определяются только для трудоспособного населения.
12. Основой для исчисления расходов по обязательным платежам и сборам является стоимость потребительской корзины для трудоспособного населения, исчисленная в расчете на 1 месяц.
13. В составе расходов по обязательным платежам и сборам учитывается величина налога на доходы физических лиц. Иные обязательные платежи и сборы в указанных расходах не учитываются.
к меню
14. Величина налога на доходы физических лиц определяется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах по формуле:
где:
Вн - величина налога на доходы физических лиц;
Рв - размер стандартного налогового вычета на 1 ребенка;
Чд - численность детей в возрасте до 15 лет;
Чт - численность населения трудоспособного возраста;
Нс - налоговая ставка.
15. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается как сумма стоимости потребительской корзины для трудоспособного населения и расходов по обязательным платежам и сборам.
16. Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей равна стоимости соответствующей потребительской корзины, исчисленной в расчете на 1 месяц.
17. Величина прожиточного минимума на душу населения в расчете на 1 месяц исчисляется путем умножения величин прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения на соответствующую долю численности населения трудоспособного возраста. Старше трудоспособного возраста и детей в возрасте до 15 лет в общей численности населения согласно данным Всероссийской переписи населения и суммирования полученных данных.
18. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения за отчетный квартал рассчитывается как сумма величин прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения за 3 месяца отчетного квартала, деленная на 3.
к меню
ПРИКАЗ от 27 ноября 2017 г. N 780
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОФИЦИАЛЬНУЮ СТАТИСТИЧЕСКУЮ МЕТОДОЛОГИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И РАСЧЕТА ИНДЕКСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН,УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ РОССТАТА ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2014 Г. N 734,И В ОФИЦИАЛЬНУЮ СТАТИСТИЧЕСКУЮ МЕТОДОЛОГИЮ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН,УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ РОССТАТА ОТ 2 НОЯБРЯ 2015 Г. N 519В целях выполнения Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р. В части формирования официальной статистической информации по потребительским ценам и тарифам на товары и услуги приказываю:
1. Дополнить Официальную статистическую методологию организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен. Утвержденную приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734, приложениями N 1 - 4 в редакции согласно соответственно приложениям N 1 - 4 к настоящему приказу.
2. Приложение N 1 "Перечень товаров и услуг для еженедельного наблюдения за потребительскими ценами" к Официальной статистической методологии по определению еженедельной оценки индекса потребительских цен. Утвержденной приказом Росстата от 2 ноября 2015 г. N 519, изложить в редакции согласно приложению N 5 к настоящему приказу.
3. Признать утратившим силу приказы Росстата:
от 30 декабря 2014 г. N 733 "Об утверждении наборов потребительских товаров и услуг для ежемесячного наблюдения за ценами и тарифами";
от 29 ноября 2016 г. N 753 "Об утверждении набора потребительских товаров и услуг для наблюдения за ценами и тарифами и набора товаров и услуг, входящих в расчет базового индекса потребительских цен".
Руководитель
А.Е.СуриновСкачать приказ 780
В приведенном выше документе приведены формулы для расчета прожиточного минимума. А также таблица с минимальным набором продуктов, который участвует в расчетах.
к меню
Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране. И в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сбором. Среднероссийские показатели устанавливаются Правительством РФ, региональные - органами исполнительной власти субъектов РФ. На всех уровнях прожиточный минимум определяется ежеквартально до 30-го числа следующего за окончанием квартала месяца. То есть 30 января, 30 апреля, 30 июля и 30 октября.
к меню
Такое не редкость. Часто не установлен прожиточный минимум в регионе, по которому исчисляются размеры социальной помощи. В таких случаях согласно статье 7 закона 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" нужно руководствоваться общероссийским показателем.
Конечно, там, где местный прожиточный минимум ниже среднероссийского, населению даже выгодна нерасторопность властей. И наоборот, там, где жизнь дороже, как в том же Норильске, малоимущие, естественно, теряют.
к меню
Сведения о прожиточном минимуме в целом по России публикуются ежеквартально в изданиях Правительства РФ, а по субъектам РФ - в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов. Ниже приведена таблица вцелом по России, а в каталоге смотрите , действующую на данный момент.
Кроме того, эти сведения можно получить в органах социального обеспечения (собесах), в региональных отделениях Госкомстата, в аппарате заместителя главы администрации региона по социальным вопросам. Имея в руках эти цифры, каждый может определить, на какую социальную помощь он может рассчитывать.
Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме" предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по РФ определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Период | Величина прожиточного минимума в целом по РФ , руб. | Постановление /Приказ |
|||
---|---|---|---|---|---|
на душу населения | для трудо- способного населения | для пенсио- неров | для детей |
||
4-й кв. 2018 г. | 10213 | 11069 | 8464 | 9950 | Проект
|
3-й кв. 2018 г. | 10451 | 11310 | 8615 | 10302 | от 12.11.2018 N 695н |
2-й кв. 2018 г. | 10444 | 11280 | 8583 | 10390 | от 24.08.2018 N 550н |
1-й кв. 2018 г. | 10038 | 10842 | 8269 | 9959 | от 25.06.2018 N 410н |
4-й кв. 2017 г. | 9786 | 10573 | 8078 | 9603 | от 13.04.2018 N 232н |
3-й кв. 2017 г. | 10328 | 11160 | 8496 | 10181 | от 08.12.2017 N 1490 |
2-й кв. 2017 г. | 10329 | 11163 | 8506 | 10160 | от 19.09.2017 N 1119 |
1-й кв. 2017 г. | 9909 | 10701 | 8178 | 9756 | от 20.06.2017 № 730 |
4-й кв. 2016 г. | 9691 | 10466 | 8000 | 9434 | от 30.03.2017 № 352 |
3-й кв. 2016 г. | 9889 | 10678 | 8136 | 9668 | от 01.12.2016 № 1275 |
2-й кв. 2016 г. | 9956 | 10722 | 8163 | 9861 | от 06.09.2016 № 882 |
1-й кв. 2016 г. | 9776 | 10524 | 8025 | 9677 | от 09.06.2016 № 511 |
4-й кв. 2015 г. | 9452 | 10187 | 7781 | 9197 | от 10.03.2016 г. № 178 |
3-й кв. 2015 г. | 9673 | 10436 | 7951 | 9396 | от 30.11.2015 N 1291 |
2-й кв. 2015 г. | 10017 | 10792 | 8210 | 9806 | от 28.08.2015 N 902 |
1-й кв. 2015 г. | 9662 | 10404 | 7916 | 9489 | от 04.06.2015 N 545 |
4-й кв. 2014 г. | 8234 | 8885 | 6785 | 7899 | от 21.03.2015 N 260 |
3-й кв. 2014 г. | 8086 | 8731 | 6656 | 7738 | от 05.12. 2014 г №1321 |
2-й кв. 2014 г. | 8192 | 8834 | 6717 | 7920 | от 06.09.2014 № 905 |
1-й кв. 2014 г. | 7688 | 8283 | 6308 | 7452 | от 28.06.2014 № 586 |
4-й кв. 2013 г. | 7326 | 7896 | 6023 | 7021 | от 27.03.2014 № 233 |
3-й кв. 2013 г. | 7429 | 8014 | 6097 | 7105 | от 17.12.2013 № 1173
|
2-й кв. 2013 г. | 7372 | 7941 | 6043 | 7104 | от 25.10.2013 № 958
|
1-й кв. 2013 г. | 7095 | 7633 | 5828 | 6859 | от 18.03.2013 № 545
|
4-й кв. 2012 г. | 6705 | 7263 | 5281 | 6432 | от 18.03.2013 № 227
|
3-й кв. 2012 г. | 6643 | 7191 | 5229 | 6387 | от 20.12.2012 № 1337
|
2-й кв. 2012 г. | 6385 | 6913 | 5020 | 6146 | от 13.09.2012 № 921
|
1-й кв. 2012 г. | 6307 | 6827 | 4963 | 6070 | от 19.06.2012 № 613
|
4-й кв. 2011 г. | 6209 | 6710 | 4902 | 5993 | от 28.03.2012 № 247
|
3-й кв. 2011 г. | 6287 | 6792 | 4961 | 6076 | от 21.12.2011 № 1068
|
2-й кв. 2011 г. | 6505 | 7023 | 5141 | 6294 | от 14.09.2011 № 772
|
1-й кв. 2011 г. | 6473 | 6986 | 5122 | 6265 | от 14.06.2011 № 465
|
к меню
С 1 января 2010 года с целью доведения материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ, предусматривается установление социальных доплат к пенсии.
Социальные доплаты к пенсии устанавливаются всем неработающим пенсионерам в случае, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины ПМ прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное (социальное) обеспечение и иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
к меню
В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, который, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ будет устанавливаться федеральная социальная доплата (ФСД) к пенсии.
В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ будет устанавливаться региональная социальная доплата (РСД) к пенсии.
Прожиточный минимум означает величину финансового характера. Составляющие компоненты данного показателя — физиологические и социальные потребности каждого человека.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Государственные органы Российской Федерации делают все возможное для комфортных условий жизни своих граждан.
Правительство снабжает общество продуктами питания и предоставляет всяческие льготы и пособия. В ответ гражданин оплачивает налоги и государственные сборы.
По-другому вышеуказанный термин называют потребительской корзиной, куда входят продукты, необходимые для выживания населения.
Основные компоненты корзины:
В законодательстве регионов России количество вышеперечисленных компонентов варьируется. Прожиточный минимум рассчитывается строго по возрастам и субъектам РФ.
Фото: что входит в потребительную корзину на одного человека в год
С помощью расчета прожиточного минимума ведется статистика населения в стране. Дополнительное применение условной единицы:
Таблицы ниже показывают, кто входит в перечисленные группы и каков размер суммы на примере Московской области.
Группа трудоспособные:
Лица, которые работоспособны и принимают активное участие в трудовой деятельности:
При чем в последующих годах возраст окончания трудовой деятельности, то есть выход на пенсию, может измениться. Люди-инвалиды 1 и 2 категории не относятся к этой группе.
Группа несовершеннолетних:
Группа людей пенсионного возраста:
На территории других субъектов России власти устанавливают ПМ в индивидуальном порядке.
Размер социальных пособий, которые предоставляются населению в России по разным причинам, напрямую зависит от показателя прожиточного минимума.
Это объясняется тем, что при подсчете пособия используется следующая информация:
Данные документы выдают в налоговом органе по месту жительства человека. В семьях доходы всех трудоспособных индивидов суммируются, за исключением детей, инвалидов и пенсионеров.
Расчеты ПМ определяются с участием расходов на нормальную жизнедеятельность человека. Сюда входит также расход денег на образовательные услуги и еду для детей. Поэтому часто ПМ ребенка значительно выше, нежели у пенсионера.
Существует несколько приемов для расчета прожиточного минимума на душу населения, учитывая все обстоятельства.
Ниже подробно рассмотрены способы определения ПМ для матери и ребенка, а также, какое влияние данный показатель оказывает на размеры выплачиваемых государством пособий.
В мире насчитывается 4 способа расчета ПМ:
Метод статистики | По собранным данным прожиточный минимум считается исходя из уровня доходов 20 % состоятельного населения. Такой метод применяется в богатых странах |
Метод ресурсов | Рассчитывается согласно экономической возможности обеспечения ПМ. Способ распространен в развитых странах |
Социологический подход | Метод предусматривает сбор информации у населения государства об обязательном минимуме доходов. Здесь выражены настоящие потребности людей, однако государство не всегда может обеспечить всех граждан необходимыми ресурсами |
Метод комбинации | Здесь сочетаются несколько способов расчета. Цена продуктов измеряется по нормам, услуги ЖКХ – фактами, остальные предметы домашнего обихода считают по доле процента в общих затратах |
Если одинокая женщина с ребенком обратилась за расчетом среднедушевого дохода в семье, следует учитывать такую информацию:
В данном случае:
Показатель ПМ в первую очередь помогает государственным органам выяснить, сколько семей в стране относятся к категории — малоимущие.
На одного человека расчет прожиточного минимума производится следующим образом:
Рассчитаем ПМ на примере семьи из Московской области, состоящей из 4 человек. Состав семьи:
В расчетах участвуют 3 демографические группы, описанные ранее. Причем отец военный в 45-летнем возрасте вышел на пенсию. С учетом ПМ, установленного для каждой группы, считаем общий ПМ:
((10,700 рублей х 2) + 13,000 рублей + 17,200) : 4 = 51,600 рублей: 4 = 12,900 рублей
Государственные пособия на детей любого возраста рассчитываются с использованием ПМ. Сегодня по результатам данного показателя сумма равняется 9,900 рублей.
Если женщина уходит в отпуск по уходу за ребенком, которому не исполнилось 3 года, она может рассчитывать на пособие от государства, выплачиваемое на новорожденного государством. Однако срок выплаты составляет 1,5 года с момента рождения малыша.
Данные, требуемые для суммирования:
Следовательно, формула для расчета пособия будет следующей:
d в 2019 году = прибыль за 2016 и 2019 год: 730 дней х количество дней в месяце * 40 %
Нередко у граждан РФ появляются дополнительные вопросы, связанные с влиянием прожиточного минимума на другие выплаты.
ПМ на одного пенсионера в России на 2019 год составляет 8,700 рублей. На этих основаниях исчисляется доплата к пенсии, как социальная поддержка от государства.
Это используется в целях повышения пенсии, если прожиточный минимум человека пенсионного возраста меньше, чем положено. Такие случаи распространены в некоторых регионах РФ.
Социальная доплата осуществляется с учетом следующих критериев:
При социально доплате учитывается федеральный или местный уровень расчетности.
Выплаты для инвалидов
19 декабря в госдуму поступило предложение, в котором указано, что прожиточный минимум будет отдельно рассчитываться для инвалидов.
Депутат В. Селезнев объясняет предложенный законопроект тем, что инвалидность — это медицинское и также социальное явление.
На данный момент на территории РФ проживает 13 млн людей с ограниченными возможностями, что составляет 10 % населения. В госдуму поступил такой законопроект, так как число инвалидов в стране высокое.В будущем законе прописано, что прожиточный минимум людей с ограниченными возможностями будет не таким, как у других демографических групп.
Все минимальные зарплаты (МРОТ ), различные пособия, пенсии и прочие социальные выплаты рассчитываются на основании прожиточного минимума. В каждом регионе свои поквартальные нормативы начислений. Они производятся отдельно для каждой категории социально защищенных граждан. Такой подход позволяет минимализировать риски экономического криза для определенных категорий граждан.
По законодательству расчет производится на основании:
Это позволяет предоставить материальную поддержку (помощь) малоимущим категориям граждан РФ, оценить уровень жизни населения, правильно сформировать городской бюджет. ПМ ежеквартально утверждается Постановлениями Правительства России. Исходя их чего, не сложно предположить, что для Москвы наиболее актуальны соцвыплаты для граждан в большем размере, чем, скажем, в области.
В связи с регулярным падением курса национальной валюты, прожиточный минимум в Москве на начало 2018 года на трудоспособного человека составляет 18 тыс. 742 рублей. Что составляет 5% повышение тарифа.
Сумма в данном случае не имеет единой величины, поскольку на нее влияет множество факторов:
К тому же имеет смысл ежегодное подтверждение статуса (малоимущих), то есть ежегодно семья должна предоставить установленный пакет документов для удостоверения на соответствие статусу. Все это сделано для защиты действительно нуждающихся семей. Но в целом размер пособия на ребенка увеличен на два процента. В течение года Правительство обещает пересмотреть возможность последующих повышений.
Пенсионеры москвичи будут получают почти 11603 рублей в месяце, что превышает прошлогодние выплаты на 638 рублей. И, разумеется, это не предел. Госдума России планирует продолжать поддерживать все перечисленные категории, проявляя свою заинтересованность в стабилизации не простой для всех россиян экономической ситуации. Следующие повышения пенсий ожидаются в апреле и августе.
Многие считают, что прожиточный минимум одинаков по всей РФ, однако, как мы уже упоминали это совсем не так. Более того, пособия и пенсии, описанные выше, касаются исключительно москвичей. Для Подмосковья выплаты несколько иные, поскольку это считается другим регионом (областной).
Для жителей Московской области минимум следующий:
Что входит?
Главный критерий для вычисления прожиточного минимума – корзина потребителя, в которую входит необходимый для жизни набор продуктов. Именно ценообразование на продукты питания является основополагающим фактором вычисления. Также учитываются основные расходы граждан (сборы, платежи пр.) и некоторый зазор (небольшие начисления) с учетом лечения.
Пенсионное законодательство в прошлом году претерпело небольших изменений, но это коснется лишь тех пенсионеров, которые станут таковыми в текущем году. Это коснулось в основном стажа. С 2016 учитывается не трудовой или непрерывный, как было до этого, а страховой. Размер социальных выплат будет учитываться исходя из установленных данных.
Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ). Он устанавливается в целом по стране, а также в субъектах РФ. Общероссийский прожиточный минимум предназначен для (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ):
А какой прожиточный минимум будет в 2018 году?
Величина прожиточного минимума на душу населения, а также в разрезе основных социально-демографических групп населения как в целом по РФ, так и в регионах определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ). Сказанное означает, что размер прожиточного минимума за квартал становится известен уже после того, как квартал завершился. К примеру, величина прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года была установлена в сентябре 2017 года Постановлением Правительства от 19.09.2017 № 1119 . А за 3-ий квартал 2017 года – в декабре 2017 года Постановлением Правительства от 08.12.2017 № 1490 . При этом величина прожиточного минимума в целом по РФ за 3 квартал 2017 года составила:
На момент подготовки консультации величины прожиточного минимума за 4-ый квартал 2017 года, а тем более за 1-ый квартал 2018 года еще не установлены. Вероятнее всего первые данные 2018 года (а именно, 1 квартала) появятся не ранее июня 2018 года. Приблизительно в это же время ожидается информация о прожиточном минимуме в регионах в 2018 году.
Обращаем внимание, что порядок, при котором величина прожиточного минимума населения за определенный квартал устанавливается после окончания квартала, применяется не всегда.
Так, величина прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в целом по РФ и в регионах устанавливается в ином порядке.
Для определения размера социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» , величина прожиточного минимума пенсионера на следующий год устанавливается до окончания текущего года (п.п.3,4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ).
Сколько составляет прожиточный минимум в 2018 году у пенсионера для указанных целей? Для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии минимальный прожиточный минимум 2018 установлен на уровне 8 726 рублей (