Инвестиционный климат и инвестиционные риски

Инвестиционный климат и инвестиционные риски

Мы живем в трудное и интересное время, именуемое выживанием. Для России с ее тысячелетней историей такое состояние общества, рынка и людей вполне естественно. При этом экономические субъекты учатся не закрываться от большого мира. Все осознают, что планета – это единый экономический «дом», «котел», «глобальная среда». Стране нужно найти внутренние резервы развития, не отвергая возможности внешней инвестиционной поддержки. Поэтому инвестиционный климат – одна из важнейших институциональных категорий в государственной и региональной экономической политике.

Определение инвестиционного климата

Слово «климат» в инвестиционной сфере возникло не случайно. Метафорически «климат» хорошо подходит к комплексной совокупности факторов, благодаря которым субъекты различного уровня выигрывают конкурентную борьбу за ресурсы. Ученые считают, что с незапамятных времен переселение народов было обусловлено климатическими изменениями. В современную эпоху помимо человеческой миграции мы наблюдаем движение гигантских сумм капитала из одного мирового региона в другой.

Географический климат представляет собой комплекс метеорологических явлений, которые свойственны конкретному региону и в той или иной степени комфортны человеку. В этот комплекс входит динамика температуры, влажности, атмосферного давления, ветра и т.д. Точно так же допустимо рассмотреть и инвестиционный климат. Его можно представить, как комплекс характеристик, свойственных странам, регионам, отраслям, которые в той или иной степени привлекают инвесторов. В комплекс входят следующие виды предпосылок:

  • политические;
  • экономические;
  • правовые;
  • социальные;
  • организационные;
  • социокультурные.

Инвестиционный климат обладает чертами многоплановой интегрированной и дифференцированной категории. Это означает, что понятие обладает системностью. То есть климат сам является системой и взаимодействует с экономическими субъектами, как часть некой системы. С настоящим моментом следует разобраться. Поэтому мы обращаемся к понятийному полю, в которое включен наш предмет. В него входят также следующие компоненты.

  1. Институциональная система государства.
  2. Инвестиционная привлекательность.
  3. Инвестиционная активность.
  4. Инвестиционный потенциал.
  5. Инвестиционные риски.

Инвестиционный климат синонимичен одноименной среде. Одним из целостных компонентов системы можно назвать явление, именуемое «инвестиционная среда». Она дифференцирована с разными уровнями экономики. На нее влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Ей свойственны риски, зависящие как от уровня климата, так и от присущих ему неразвитости, рассогласованности и противоречий. В среде всегда имеются определенные потенциальные возможности, составляющие основу климата. Среда институционально поддерживается государством как через законодательную базу, так и в прямой проектной форме.

Схема потенциальных предпосылок и опасностей инвестиционной среды

Ссылаясь на нашу природно-климатическую метафору, рассмотрим аналогию с благоприятными климатическими условиями и рисковыми явлениями, именуемыми непогодой. В этой связи понятие инвестиционного климата следует рассматривать как с точки зрения привлекательности субъекта деятельности, так и сопутствующих инвестиционных рисков. Именно поэтому предпочтение отдается определению, представленному авторским коллективом под руководством Грязновой А.Г. (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ.ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 359).

Соотношение институциональной системы и инвестиционного климата

Под институциональной системой государства понимается совокупность взаимосвязанных элементов государственного устройства, которые определяют целостность, исполнение миссии, стратегических и тактических задач во всех сферах его деятельности как головного института. Среди элементов данной системы мы можем назвать следующие составляющие:

  • три ветви власти;
  • промышленность и сфера услуг;
  • сельское хозяйство;
  • силовые структуры;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • наука;
  • СМИ и т.д.

«Здание» этой системы базируется на сквозных платформах или подсистемах, в числе которых:

  • законодательство;
  • финансовая подсистема;
  • бюджетная подсистема;
  • безопасность;
  • информационная подсистема;
  • культура и национальные традиции.

Инвестиционная среда также является сквозной платформой, охватывающей многие элементы системы и относящейся в основе своей к финансовой подсистеме. Разберем структурные элементы среды, определяющие климат, влияющий на инвестиционный процесс. Инвестиционная привлекательность учитывается и оценивается на всех уровнях от предприятия до страны. Она является предметом балансировки между одноименными потенциалом и рисками.

Инвестиционный потенциал субъекта деятельности воспроизводится благодаря насыщенности территориального пространства факторами производства продукта, потребительским спросом населения и другими макроэкономическими характеристиками. Инвестиционные риски демонстрируют набор вероятностей возникновения потерь и доходов в ходе инвестиций. Инвестиционная активность показывает реальные размеры и динамику инвестиционной деятельности в экономике субъекта.

Важно понимать соотношение климата и привлекательности субъекта экономической деятельности. Инвестиционный климат как понятие характеризуется большим охватом, чем инвестиционная привлекательность. В него входит учет потенциалов, рисков и активности в инвестиционной сфере. отличается результативным характером, а привлекательность – факториальным. Помимо инвестиционного потенциала на климат влияет еще множество факторов, включая самый весомый – институциональную систему страны.

Факторы формирования инвестиционного климата и структура его условий

Выше представлена схема формирования климата на уровне экономики страны с позиции влияющих факторов и последующим снижением до инвестиционных климатов регионов и отраслей. Надо учитывать, что локальные климаты связаны с государственным уровнем, но не являются его прямой функцией. Зато на уровне регионов и отраслей создаваемые условия имеют сходную структуру. Кроме того, инвестиционный климат регионов также может быть структурирован с учетом потенциалов, рисков и активности.

Модель регионального инвестиционного климата

Инвестиционная политика государства

Специфика инвестиционного климата страны и регионов состоит в том, что ключевые индикаторы являются не только предметом регулярного мониторинга, но и подвержены государственному регулированию. Это происходит благодаря разработанной и действующей , которой государство в последние годы уделяет серьезное внимание. Инвестиционная среда, тесно взаимодействуя с финансовой системой, способна выступить локомотивом экономики, если ею заниматься на стратегическом уровне и на уровне локальных проектов.

Современная инвестиционная политика формирует главный идеологический лейтмотив воздействия на климат посредством включения и развития управляющих факторов. Ее целью является обеспечение стабильности экономического и социального развития за счет роста прибыльности и минимизации рисков. Главные направления государственной инвестиционной политики представлены далее.

Главные направления государственной инвестиционной политики

В политике признается, что Россия занимает далеко не первые места среди привлекательных для инвестиций государств. В стране отсутствуют льготы и привилегии для иностранного капитала, у национальной валюты нет стабильности, налоговая система непредсказуема. Есть проблемы с бюрократией и коррупцией. Вместе с тем, инвестиционному климату и региональным рейтингам в политике уделяется большое внимание. Существенное значение придается мониторингу климата и разработке специальных рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов.

В стране принята многоуровневая методика мониторинга инвестиционного климата. Она выявляет сходство условий для межрегиональных образований и позволяет учитывать различия в специфике разных зон. Выявляются синергетические эффекты климата. Для реализации мониторинговых функций применяется пятиуровневая модель, представленная ниже.

Многоуровневая схема мониторинга инвестиционного климата

Разработка рейтингов инвестиционной привлекательности регионов должна помочь снизить бюрократию в регионах и в муниципалитетах. Это один из ключевых KPI для региональных руководителей, свидетельствующий об их эффективности. РА «Эксперт» достаточно давно ведет эту работу, накопив богатый опыт. Для снижения предпринимательских издержек и ускорения начала инвестиционной деятельности предполагается активная практика опубликования перечней перспективных территорий под застройку и осуществление иных форм капитальных вложений.

Современная инвестиционная политика предполагает улучшение законодательства в направлении стабильности, большей защиты прав собственности, издания специальных законодательных актов, регулирующих инвестиционный процесс. Политика предполагает работу с тремя группами показателей по потенциалу, риску и активности в сфере инвестиций, с тем, чтобы на их основе принимать решения и реализовывать соответствующие меры по развитию.

Схема реализации инвестиционной политики государства по управлению инвестиционным климатом

Макроэкономическая оценка инвестиционной привлекательности

Методы оценки инвестиционного климата неразрывно связаны с оценкой инвестиционной привлекательности стран и регионов. Практика такой оценки возникла достаточно давно, более 30 лет тому назад. Для того чтобы принять обоснованное решение, международные и национальные корпорации, уполномоченные государствами органы и частные инвесторы пользуются услугами рейтингов. Разработкой рейтингов занимаются специализированные структуры государственных органов, СМИ, банков, консалтинговых компаний и корпораций. Среди признанных авторитетов в этой области можно назвать:

  • Institute for Management Development;
  • The Ecomomist;
  • Fortune;
  • Arthur Andersen;
  • Standart&Poor’s;
  • Moody’s.

Различают три методологических подхода к оценке инвестиционной привлекательности стран или регионов: суженый, многофакторный (или расширенный), а также рисковый . В первом случае метод включает ряд прогнозных исследований, среди которых:

  • динамика распределения накопления и национальных доходов;
  • развитие процессов приватизации;
  • динамика ВВП, национальных доходов и объемов промышленного производства продукции;
  • уровень законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
  • уровень развития фондового и денежного рынков.

Многофакторный подход позволяет осуществить оценку в большем соответствии с исходными методологическими принципами. Поэтому его считают более объективным. Реализация основывается на оценке восьми факторов.

  1. Фактор рыночной среды.
  2. Экономический потенциал.
  3. Условия хозяйствования.
  4. Финансовый фактор.
  5. Группа политических факторов.
  6. Группа социальных факторов.
  7. Социокультурный фактор.
  8. Организационно-правовой фактор.

Многофакторный метод предполагает сведение всех произведенных оценок к единой. Для этого применяется формула средневзвешенной величины оценки. Все составляющие взвешенную оценку факторы умножаются на свою оценку, а затем суммируются. Рассчитанный показатель дополняется сведениями об уровне развития факторов, непосредственно влияющих на состояние инвестиционного климата.

Формула средневзвешенной оценки инвестиционного климата

Третья методика основана на рисковой оценке привлекательности субъектов хозяйствования. Составляющие метод критерии учитывают как уровень потенциала вложений капитала, так и рисков. Кроме того, соотносятся социально-экономический потенциал территории и уровень инвестиционных рисков. Результатами методики часто пользуются стратегические инвесторы, поскольку есть возможность сравнить рассчитанные соотношения для альтернативных вложений и сделать более обоснованный выбор объекта.

Кредитные рейтинги и отечественная практика оценки

Формы инвестиционной практики разнообразны. Одна из них – заимствования, производимые как на межгосударственном уровне, так и на региональном и корпоративном. В мире активно практикуются кредитные рейтинги для оценки надежности заемщиков. Достаточно авторитетными считаются рейтинги от таких именитых агентств, как Arthur Andersen, Standart&Poor’s, Moody’s. Вашему вниманию предлагается наиболее часто публикуемый в России формат рейтинга от экспертного агентства Standart&Poor’s.

Настоящий рейтинг носит долгосрочный характер, на его основании оценивается способность субъекта вовремя и полностью обслуживать принятые долговые обязательства. Для большинства рейтинговых позиций (кроме ААА, СС, С и D) могут применяться корректирующие знаки – «плюсы» или «минусы», расширяющие ранговую гамму рейтинга.

В России с конца 2015 года активно создается Российское рейтинговое агентство. Пройдут долгие годы, пока она заслужит хоть какой-то авторитет на международной арене. А пока рейтинговое агентство «Эксперт» является самым известным агентством в нашей стране. Немногим менее 20 лет агентство исправно предоставляет серьезно проработанные рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России. субъектов оценивается из набора показателей по выделенным группам параметров. Составляющие общего потенциала включают следующие локальные потенциалы:

  • ресурсно-сырьевой;
  • производственный;
  • потребительский;
  • инфраструктурный;
  • инновационный;
  • трудовой;
  • институциональный;
  • финансовый.

Помимо потенциала оцениваются также и следующие инвестиционные риски, присущие тому или иному региону:

  • политический;
  • экономический;
  • социальный;
  • криминальный;
  • экологический;
  • финансовый;
  • законодательный.

Для выработки интегральных регионов применяется корреляционный анализ показателей потенциала и рисков. Далее применяется глубокий факторный анализ, в результате которого устанавливается вклад каждого индикатора в величину локального показателя. Аналитическая разработка завершается ранжированием регионов по их потенциалу и риску на основе кластерного анализа. Веса вкладов показателей оцениваются экспертным путем. Из экспертных оценок выводятся средневзвешенные значения инвестиционных потенциалов и рисков, которые и ложатся в основу вывода интегрального рейтинга.

Роль агентства стратегических инициатив

В 2011 году Правительством РФ учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ). Его деятельность нельзя обойти вниманием. Заложенный потенциал и уровень современных подходов к решению национальных инвестиционных задач, как мне представляется, должен привести к прорыву рано или поздно. Источники деятельности агентства открыты, корпоративный портал радует интерактивным дисплеем решаемых задач с эмулятором процента их выполнения. Все последующие материалы взяты из открытого доступа ресурса Asi.ru .

Интерес представляют уставные цели и задачи агентства, которые тесно связаны с улучшением инвестиционного климата в стране. Далее приводится выписка из устава АСИ.

Выписка из Устава Агентства стратегических инициатив

Деятельность по улучшению инвестиционной среды в федеральных субъектах основывается, в первую очередь, на повышении качества и скорости государственных процедур. Агентство предлагает не только стратегические инициативы, но и непосредственно участвует в разработке дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Модель кругооборота деятельности АСИ по улучшению климата в сфере инвестиций, состав целевых рынков по предмету внимания агентства в рамках НПИ и пример «on-line» дисплея решаемых задач последовательно приведены ниже.

Модель кругооборота основных процедур АСИ

Целевые рынки в рамках дорожной карты НПИ

«On-line» дисплей решаемых АСИ задач

Инвестиционный климат в субъектах РФ со стороны АСИ с 2014 года ежегодно начал получать глубоко проработанную оценку в форме издаваемого национального рейтинга. Импонирует, что среди целей рейтинга не только оценка факторов инвестиционного климата, но и эффективности властей в регионах по его улучшению. Оценка производится по четырем комплексным направлениям.

  1. Регуляторная среда.
  2. Институты для бизнеса.
  3. Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры.
  4. Эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства.

Все материалы, связанные с методологией расчета показателей, их динамикой, лучшей практикой и собственно рейтинги открыты. Ниже приводится несколько таблиц из национального рейтинга 2015 года.

Есть опасения, что я буду обвинен в PR-акции в адрес АСИ. Допускаю такую возможность. Вместе с тем считаю, что деятельность данного агентства реально несет пользу для формирования благоприятного инвестиционного климата. И это свежий опыт, обладающий рядом красивых решений, имеющих перспективы. Чего только стоит возможность мотивации региональных команд с ясным и прозрачно рассчитываемым KPI. Кроме того, расширяются возможности настоящего капиталистического соревнования между регионами на ниве улучшения инвестиционной среды.

К сожалению, формат статьи не позволяет развернуть всю аналитику по проблемам и потенциалу улучшения инвестиционных процессов в РФ. Из всего многообразия следует единственный вывод: не все так плачевно . Несмотря на санкционный пресс, многие стратегические и институциональные инвесторы не утрачивают интереса к нашей стране и внимательно следят за развитием событий. У меня растет уверенность, что перелом с инвестициями Запада и Востока произойдет. Необходимо подавить коррупционную практику, развить законодательство, развернуть региональные и муниципальные инициативы, поддерживаемые АСИ и другими государственными институтами. И улучшение наступит, общий инвестиционный климат станет более благоприятным.

Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала, прежде всего иностранного.

Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими условиями для капитала, но важное значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор (забастовки, социальные волнения, угроза войны и т.д.).

Факторы инвестиционного климата

Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).

К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения. Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Определено далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, имеют.

И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным : объем иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Прежде всего — это очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.

Другой негативный фактор — поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора.

Оценка инвестиционного климата

Можно говорить об инвестиционном климате в отрасли, регионе, стране, во всем мире .

Основа для оценки инвестиционного климата — соотношение риска и прибыли .

Инвестиционный климат может оцениваться с точки зрения разных категорий инвесторов — прямых, портфельных или кредиторов. При этом для всех этих основных категорий инвесторов существуют разные методики оценки инвестиционного климата. Количественная оценка (в баллах или по степеням) инвестиционного климата по той или иной методике называется инвестиционным рейтингом.

Корпоративный инвестиционный рейтинг

Определяет привлекательность компаний с точки зрения покупателей их ценных бумаг. Гак. американское рейтинговое агентство Standard & Poor"s присвоило к середине 2004 г. такие рейтинги 74 российским компаниям и организациям.

Отраслевой инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью отрасли. Так, российская экспертно-аналитическая группа ЭКСПАНС оценивает рейтинг различных отраслей российской экономики для российских кредиторов. На основе примерно 20 показателей (каждый из них, во-первых, оценивается по балльной шкале и, во-вторых, имеет разный удельный вес в общем наборе показателей) выводится итоговый показатель инвестиционной привлекательности каждой крупной российской отрасли (ее инвестиционный рейтинг) на ближайшие 3-5 лет.

Региональный инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью региона. В России рейтинговое агентство «Эксперт РА» при журнале «Эксперт» ежегодно определяет рейтинг каждого российского региона с точки зрения прямого инвестора (как зарубежного, так и российского). Этот рейтинг складывается из соотношения интегрального инвестиционного риска и интегрального инвестиционного потенциала этого региона.

Интегральный инвестиционный риск, который характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, складывается из семи видов (показателей) риска: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический. По каждому виду риска среднероссийский уровень принимается за единицу и региону выставляется показатель больше, равный или меньше этой единицы. Суммируя показатели риска (а они весят по-разному), можно получить в итоге средневзвешенную величину — интегральный инвестиционный риск данного региона. Так, по итогам 2001-2002 гг. наилучший показатель был у Новгородской области, Москвы, Московской области, Ярославской области. Белгородской области, Орловской области. Ненецкого автономно го округа и Санкт-Петербурга (соответственно 0,739, 0,741, 0,785, 0,7S5, 0,807, 0,826, 0,848 и 0,852), а наихудший — у Таймырского автономного округа, Ингушетии, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 1,929, 2,081, 2,375 и 13,364).

Интегральный инвестиционный потенциал, который учитывает основные макроэкономические характеристики региона, насыщенность его территории факторами производства, потребительский спрос и другие характеристики, составляется из восьми отдельных потенциалов: трудовой, потребительский, инфраструктурный, производственный, инновационный, финансовый, институциональный, природно-ресурсный. Каждый из восьми частных потенциалов, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. В итоге можно рассчитать удельный вес региона в каждом отдельном потенциале всей России. Если суммировать эти значения, то можно получить интегральный инвестиционный потенциал региона, который равен доле этого региона в суммарном инвестиционном потенциале всех 89 российских регионов. Так, в 2001-2002 гг. наибольший инвестиционный потенциал был у Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области (соответственно 18,289%, 5,662%, 4,648%, 2,675% и 2,586% от всего инвестиционного потенциала России), а наименьший — у Агинского Бурятского автономного округа, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 0,060%, 0,055%, 0,031%).

Сопоставляя интегральные показатели инвестиционного риска и инвестиционного потенциала, журнал разбивает все регионы России на 12 групп:

  • группу регионов с максимальным потенциалом и минимальным риском (рейтинг 1А), группу с высоким потенциалом и умеренным риском (рейтинг 1В), группу с высоким потенциалом и высоким риском (рейтинг 1С);
  • три группы со средним потенциалом и минимальным, умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги 2Л, 2В, 2С); одну группу с низким потенциалом и минимальным риском (рейтинг ЗА);
  • две группы с пониженным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги (3В1 и ЗС1);
  • две группы с незначительным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги ЗВ2 и ЗС2);
  • группу с низким потенциалом и экстремальным риском (ЗД).

По результатам 2001-2002 гг. в группу с рейтингом 1А вошли только Москва и Московская область, в группе 2А не оказалось ни одною региона, в группу ЗА вошли Новгородская и Ярославская области, в группу 1В — Сан кг-Петербург, Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ, а в группу ЗД — Ингушетия, Чечня, Таймырский и Корякский автономные округа.

Страновой инвестиционный климат (инвестиционный климат в стране)

Из кредитных рейтингов, рассчитываемых для отдельных стран (так называемых суверенных рейтингов), наиболее известны в мире рейтинги агентств Moody"s, Standart and Poor"s (S&P), Fitch- IBCA, Dun & Bradstreet и рейтинговых агентств британской газеты «Financial Times» и британского журнала «Еиготопеу». Так, Moody"s присваивает странам (а также их компаниям, если они заказали у этого агентства исследование на определение своею рейтинга как заемщика) один из 19 рейтингов, начиная с высшего Ааа и далее по нисходящей Aal, Аа2, АаЗ, Al, А2, A3, Baa1, Ваа2, ВааЗ, которые считаются приемлемыми для осуществления инвестиций, и кончая Ba1, Ва2, ВаЗ, B1, В2, ВЗ, Саа, Са, С, которые считаются неприемлемыми для осуществления инвестиций. Схожую методику использует S&P в рамках своего суверенного рейтинга, т.е. по странам и территориям, присваивая им 23 кредитных рейтинга от AAA, АА+, АА, AAU-, А+, А, А — до многочисленных рейтингов с буквой В и кончая рейтингами ССС+, ССС, ССС-, СС, С, С1, Д. По данным этого агентства, на середину 2004 г. суверенные рейтинги России и Казахстана были на уровне ВВВ-, Украины, В+, т.е. несколько ниже.

В сфере прямых инвестиций весьма известен рейтинг агентства Business Environment Risk Intelligence (BERI), используемый в первую очередь прямыми инвесторами. Этот рейтинг рассчитывается сотней экспертов трижды в год для 50 стран на текущий момент, на год и на пять лет вперед. Рассчитываемые для каждой страны 57 показателей группируются в три составных индекса (рейтинга) — операционного риска (риска операций), политического риска и риска репатриации прибылей и капитала. Итоговый индекс (рейтинг) страны является среднеарифметическим из всех трех вышеописанных индексов. В 2001 г. итоговый индекс для России на предстоящие 12 месяцев составил 42 балла, на предстоящие пять ле г — 44 балла. Из девяти уровней инвестиционной привлекательности в этом итоговом индексе это третий снизу уровень — ЗВ, на котором находились также Украина, Пакистан, Индонезия.

Схожую методику использует группа PRS. Она оценивает инвестиционный климат большинства стран мира и даже групп стран по 22 показателям, сводя их вЗ индекса (политический, финансовый, экономический) и затем — в итоговый составной индекс, максимальная оценка которого может составлять 100 баллов. На декабрь 2001 г. итоговый составной индекс но всему миру составил в среднем 69,1 балла, в том числе у развитых странах — 83,7, из них США — 79,1, Япония — 84,3, страны зоны евро — 83,8 балла. У России итоговый индекс составил 69,5 балла, Украины — 66,8, Казахстана — 72,0, Польши — 75,3, Китая — 74,3 и Индии — 65,3 балла.

Не менее известен рейтинг для прямых инвестиций компании А.Т. Kearney (называемый FDI Confidence Index) no 60 странам мира. Он составляется на основе опросов руководителей 1000 самых крупных компаний мира об их намерениях инвестировать в ту или иную страну в ближайшие один — три года. Вероятность инвестирования они оценивают от 0 до 3 (наивысший балл). По данным на сентябрь 2002 г., у России этот индекс составил 0,99, Польши -1,15, Китая — 1,99 (наивысший среди всех стран), Индии — 1,05 балла.

Среди страновых рейтингов есть и весьма узкие, нацеленные на оценку только некоторых элементов инвестиционного климата в стране или же преследующие другие цели, но их данные можно использовать потенциальным инвесторам. Так, международная общественная организация, борющаяся с коррупцией в мире, — Transparency International оценивает уровень коррупции в различных странах по 10-балльной системе, присвоив в 2003 г. России 2,7 балла, Азербайджану, Грузии, Таджикистану — 1,8, Украине — 2,3, Казахстану и Узбекистану — 2,4, Индии — 2,8, Армении — 3,0, Китаю — 3,4, Польше — 3,6, Бразилии — 3,9, Белоруссии — 4,2, Южной Корее — 4,3, Эстонии — 5,5, Японии — 7,0, США — 7,5, Германии — 7,7, Финляндии — 9,7. Институт международного управления оценивает 50 стран мира по индексу конкурентоспособности (его максимальная величина составляет 100 балов), который в 2001 г. составлял у России 34,57 балла, Польши — 32,01, Китая — 49,53, Индии — 40,41, Бразилии — 49,66, Японии — 57,52, Германии — 74,04, США — 100,00.

Мировой инвестиционный климат

Для прямых инвесторов определяется прежде всего перспективами роста мировой экономики, а для портфельных инвесторов и кредиторов — прежде всего перспективами мирового рынка капитала. Низкие темпы роста мировой экономики обычно тормозят рост всех стран — ее участниц и тем самым уменьшают их привлекательность для прямых иностранных инвесторов, а состояние мирового рынка капитала ощутимо регулирует размеры притока в страну портфельного и ссудного капитала и оттока из страны такого капитала.

Без регулярных вливаний капитала в экономику любой страны, ее функционирование невозможно, иными словами - без инвестирования. Приумножение национального богатства представляет собой сложный процесс, который зависит от совокупности неотъемлемых друг от друга факторов.

Для того чтобы вложение денежных активов в отрасли народного хозяйства осуществилось, необходимо, чтобы этот процесс был кем-то инициирован. В качестве инвесторов могут выступать частные лица, предприятия, финансовые посредники и государство.

Что касается демографической ситуации, то исходя из статистических данных, для населения России характерен ежегодный прирост.

Чтобы произошло улучшение инвестиционного климата необходимо выяснить, какие факторы препятствуют реализации данной стратегической задачи. Неоспоримой негативной характеристикой бизнес среды России можно считать недостаточное качество деловой культуры. Причиной такой ситуации является недостаточный отход страны от методов управления экономикой, характерного для советского периода.

Высокий уровень коррупции по праву считается фактором, который ухудшает инвестиционную привлекательность государства с точки зрения иностранных инвесторов. Кроме того, для России характерно наличие существенных административных барьеров для вхождения зарубежных инвесторов.

Способы оптимизации

Для всех уровней власти России, приоритетной задачей должно стать улучшение инвестиционного климата внутри страны. Одной из ключевых проблем российского бизнеса является непродуктивное использование ресурсного потенциала, характерного для государства.

Крайне важно разработать эффективные и жёсткие меры противодействия коррупционным явлениям. Для этого необходимо сосредоточиться на улучшении функционирования судебной системы. Прежде всего, суды должны быть политически независимыми, что станет гарантией формирования их объективного отношения к спорным ситуациям, возникшим в экономических отношениях.

Для улучшения состояния деловой среды необходимо снизить уровень бюрократии, характерной для особенностей пересечения российской границы нерезидентами.

Проблемой инвестиционной деятельности в России считается недостаточно прозрачное законодательство. Особое внимание необходимо уделить страхованию рисков инвесторов, относящихся к потере имущества и капитала. Также требует усовершенствования антимонопольное и антикоррупционное законодательство России.

В случае полноценного проведения перечисленных выше реформ инвестиционный климат России будет усовершенствован на протяжении последующих нескольких лет.

Понятие “инвестиционный климат” характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).

При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.

В их числе: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязанность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики.

Инвестиции (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "капитальные валовые вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций

Вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. К основным задачам инвестиционной политики относятся: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов инвестирования, или капиталообразования.

Инвестиции подразделяются на финансовые, реальные (прямые) и интеллектуальные. Финансовые инвестиции - вложения в финансовые институты, то есть вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством. Реальные инвестиции - вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции. Интеллектуальными инвестициями являются вложения в подготовку кадров, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки.

Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них - это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент - инвестиции в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

В инвестициях важно также то, что они всегда ориентированы на будущее. Как правило, капитальные блага, приобретённые за счёт инвестиций, окупят себя не сразу. Кроме того, они часто высокоспециализированы. Именно эти свойства делает инвестиции рискованными. Значит необходимо предвидеть характер спроса в достаточно отдалённой перспективе. Особенность большинства капитальных благ состоит в том, что они - блага длительного пользования, с ожидаемым сроком жизни в 10 и более лет. Даже когда стимулы для строительства, связаны с настоящим, расчёты, определяющие целесообразность капитальных вложений, обязательно учитывают будущие доходы фирмы.

Инвестиции можно условно разделить на три категории: прямые, портфельные и прочие.

Под прямыми инвестициями понимается ситуация, при которой иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им.

К портфельным относятся инвестиции, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

И, наконец, к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего, разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Структуру инвестиций можно представить при помощи следующей схемы (см. схему 1).

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Инвестирование за рубеж является одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности хозяйственных субъектов любой страны. При этом очень важно правильно оценить куда и в какие проекты стоит вкладывать деньги. Прежде чем рассматривать конкретные инвестиционные проекты, необходимо определить степень благоприятности региона (территории), в который было решено инвестировать. Роль и значение менеджера при принятии решения о вложении средств трудно переоценить. На его плечах лежит задача оценки инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона. Для этого нужно разбираться в основных понятиях регионального инвестиционного анализа и иметь представление о методах оценки инвестиционного климата.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны. Баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска и определяют инвестиционный климат в той или иной стране, регионе, территории. Основой же инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции направляются в первую очередь в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного климата следует проводить по оценке инвестиционных рисков. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. - М.: ИНФРА - М., 2010

К факторам, благоприятствующим притоку инвестиций в ту или иную страну, относят:

  • · высокий потенциал внутреннего рынка;
  • · высокую норму прибыли;
  • · низкий уровень конкуренции;
  • · стабильную налоговую систему;
  • · низкую стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
  • · эффективную поддержку государства.

К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и, тем самым, ухудшающим инвестиционный климат в стране относятся:

  • · политическая нестабильность в стране;
  • · социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т.д.);
  • · высокий уровень инфляции;
  • · высокие ставки рефинансирования;
  • · высокий уровень внешнего и внутреннего долга;
  • · дефицит бюджета;
  • · пассивное сальдо платежного баланса;
  • · неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;
  • · высокие трансакционные издержки.

Инвестиционный климат по сравнению с другими экономическими категориями характеризуется определенной статичностью и инерционностью, он не подвержен быстрым изменениям и колебаниям. Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью.

Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).

При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. Староверова Г.С., Медведев А.Ю., Сорокина И.В. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006. - С.101.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов инвестирования, или капиталообразования.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

  • - последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
  • - государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
  • - размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
  • - усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;
  • - совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
  • - значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.