Государство в управлении экономикой. Государственное регулирование экономики

Государство в управлении экономикой. Государственное регулирование экономики

Общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (А.

Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика.

Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя этим сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

Еще по теме 44. Государственное вмешательство: теории «за» и «против». Модели государственного регулирования экономики.:

  1. 2.1. Государственный сектор как форма государственного регулирования экономики России.
  2. ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
  3. 20. Необходимость, цели и методы государственного регулирования экономики.

Даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

  • 1) обеспечение экономики нужным количеством денег;
  • 2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
  • 3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются вне его, т.е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые могут и не иметь денежной оценки, но тем не менее реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Следующая функция государства -- удовлетворение потребностей в «общественных товарах». Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. -- эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

Три указанные выше функции -- это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции -- его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.

Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных -- это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания цикличности развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики -- изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П.Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого -- равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (рис.3).

Государственное регулирование осуществляется через:

  • 1) правовые регуляторы, большое значение здесь имеет правовая основа предпринимательства;
  • 2) административные регуляторы, которые следует употреблять очень осторожно;
  • 3) экономические регуляторы -- основные.

Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов

Рисунок 3 - Классификация экономических регуляторов

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта -- это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20%, Швеции - 14%, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.

После второй мировой войны в Западной Европе частный сектор не охватил все сферы деятельности, чем и вызвано появление значительного государственного сектора. Так, в Германии в настоящее время государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях


Рисунок 4 - Сферы деятельности государственного сектора

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (рис.4). В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Например, бюджет нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска «общественных товаров» и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене -- практически равно нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании -- это прежде всего совокупность государственных предприятий. Большой проблемой является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства -- с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась «волна» разгосударствления).

В последние 30-40 лет возникло новое явление: формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником производства, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третьего», т.е. не частного и не государственного.

Итак, в заключение еще раз подчеркнем, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция -- везде, где возможно, регулирование -- везде, где необходимо!». При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро-(предприятие, корпорация), мезо- (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной -- на макроуровень.

Причины государственного вмешательства в экономику.

Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств:

> отправление правосудия;

> организация общественных работ, невыгодных для частного

предпринимательства, но необходимых гражданам;

> образование юношества;

> сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к

проблемы, решить которые не в состоянии ни один даже самый крупный

предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой

безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста?

Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на

государственные органы. Но что особенно показательно, центральные органы

вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка – процесс ценообразования.

Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на

отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем,

процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять

общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие

экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок?

Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а

значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно

«вмешиваться».

Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в

какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают,

что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения

ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого

прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться

исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению

власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории.

Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, пожалуй, рассмотреть

вопрос о роли государственного регулирования экономики.

Роль государственного регулирования экономики.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении

всех экономических пропорций. При построении системы государственного

регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной

возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются

централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций

является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль.

Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где

рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и

целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том,

какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком,

не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут

наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности

предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в

экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так,

например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на

экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой

экономикой является то, что система государственного управления предстает

как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с

рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего принципа формирования системы

государственного регулирования – одно из главных стартовых условий перехода

к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя

определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование

экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень

происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в

сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во

– первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его

регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает

необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические

процессы. Во – вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не

происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать

процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для

его нормального функционирования.

Экономическая роль государства неуклонно возрастает. Под прямой

контроль и регулирование попадают все новые виды деятельности в нашем

сложном взаимосвязанном обществе. Одна из основных задач правительства

заключается в том, чтобы обеспечить правовую и социальную среду, которая

способствовала бы эффективному функционированию рынков.

Причины государственного вмешательства были определены А. Смитом еще в 18

> обеспечение национальной обороны;

> отправление правосудия;

> активная социальная политика;

> сбор налогов на нужды государства.

В настоящее время появляются все новые и новые причины государственного

вмешательства, которые связаны с возникновением новых экономических

проблем, новых «макроэкономических видов зла»: безработица, инфляция,

циклические колебания, экономический рост и др.

Чтобы разобраться в какой мере государство должно вмешиваться, необходимо

обратить внимание на его роль в экономике, особенно рыночной или

переходной.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех

экономических пропорций. В рыночной же таким регулятором является рынок.

Государственное регулирование играет вспомогательную роль, оно строится на

основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где действие рыночных

регуляторов в силу различных причин неэффективно. На переходном этапе

система государственного регулирования определяется двумя главными

тенденциями. С одой стороны, государственное регулирование экономических

процессов теряет здесь свой всеобъемлющий характер, степень

государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны,

происходит изменение форм и методов государственного регулирования. На

этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся

рыночном хозяйстве. Государство призвано регулировать процессы перехода,

стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального

функционирования.

Роль государства в экономике характеризуется его функциями. Можно

выделить две группы регулирующих функций государства:

1. Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также

функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в

рыночной среде;

2. Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов,

обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

Осуществляя эти функции, государство становится полностью интегрировано в

кругооборот материальных и денежных средств, образуя экономический

организм.

Свои регулирующие функции государство выполнят посредством

административных и экономических методов. Административные, или прямые,

методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта;

экономические и косвенные методы – не ограничивают. Административные методы

диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие

соответствующих рыночных регуляторов. Экономические методы непосредственно

взаимодействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производство

и потребление товаров и услуг.

Было бы ошибкой полагать, что активная государственная политика

проводится лишь в переходной и командной экономике. Наоборот, в пределах

рыночной экономики регулирующая роль государства становится все более

значимой.

В условиях рынка пред государством встает трудная задача: с одной

стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить

функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту

систему излишним воздействием. Примеры развитых индустриальных стран США и

Франции свидетельствуют о том, что достижение такой золотой середины

возможно.

Американский опыт создал такую категорию, как экономически эффективное

государство. В годы социальных и экономических кризисов государство брало

на себя активную роль по стабилизации. «Рейганомика» была первой

оформленной программой государственного регулирования в США, она была

направлена на обеспечение национальной экономической безопасности страны,

такой курс продолжает сейчас и «команда» Клинтона. Пытаясь дать определение

экономически эффективного государства, можно сказать, что это государство,

которое отстаивает свои национальные интересы и отстаивает национальную

экономическую безопасность в условиях неограниченной международной

стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого

вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного

законодательства. Государство по характеру своей экономической деятельности

становится одновременно и составляющим элементом рыночного устройства, и

стабилизирующим фактором общества в целом.

В результате в экономически и политически сильном государстве

заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил

игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых

гарантированны государством.

Обращаясь к французской системе индикативного планирования, стоит

подчеркнуть, что в нашей стране официально поднимался вопрос о создании

подобной системы, поэтому французский опыт представляет для нас

определенный интерес. Система индикативного планирования опирается на

высокую долю госсобственности в народном хозяйстве.

Во Франции создана уникальная «демократическая система планирования»,

позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции

таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного

функционирования рыночных субъектов». Французское индикативное планирование

четко ориентируется на инвестиционную деятельность. Индикативный план по

сути своей является активным способом государственного регулирования

экономики: С его помощью государство не только прогнозирует тенденции и

показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное

В условиях России очень трудно дать оценку регулирующей роли государства,

слишком сложным и резким был переход от командной системы к рыночной. По

сути никто не знал, что делать, и реформация превратилась в серию далеко не

всегда успешных экспериментов. Скорость движения экономических реформ

превышала скорость изменения менталитета, т. е. даже тогда, когда реформы

были экономически эффективны и оправданны, их зерна были брошены в не

благодатную почву.

Россия в силу своей ментальности, традиций и даже географического

положения не может полностью принимать опыт других стран, поэтому

правительство вынуждено было «изобретать» что – то новое в короткие сроки,

пренебрегая тем, что процесс трансформации командной системы в рыночную

носит обычно затяжной, долгий характер. Эта спешка и привела к настоящему

положению в стране, которая на сегодняшний момент истощена 8 – летней

реформацией. Экономические реформы сменяющих друг друга правительств чаще

всего носили характер исправления ошибок предшественников, и зачастую не

имели экономического оправдания. Другими словами, экономическая политика

превратилась в способ раздела и дележки имущества. Справедливости ради,

надо отметить, что некоторые меры правительства были эффективными, но

запоздалыми. Такой была проведенная не вовремя денежная эмиссия,

непродуманные действия правительства в использовании денежных суррогатов

(ГКО и др.) и др.

Необходимо акцентировать особое внимание на такой «вечной» проблеме, как

«политика и экономика», которая во многом предопределила сокрушительный

характер реформации. Сейчас можно с уверенностью сказать, что приоритет

политических задач перед экономическими – одна из основных причин

неутешительных для народного хозяйства и населения страны итогов.

Одним из тормозящих факторов проведения реформ в жизнь является

несогласованные действия различных ветвей власти, такое промедление в

решении важных для страны экономических задач стоило нам многого.

Смена глав правительства, несогласованность Правительства с Думой,

нерешительные экономические реформы привели к сокрушающему итогу –

воздействие на нашу экономику мирового финансового кризиса, но если бы

действия правительства были более обдуманными и опережали события, а не

становились их итогами, сам кризис и его последствия не были бы столь

разрушительными. Можно сказать, что кризис явился последствием

нерешительной и безответственной финансовой политики, проводимой с 1994г.

(несвоевременная эмиссия, допуск нерезидентов на рынок ГКО, дефицит

бюджета, «привычка жить в долг» и др.).

Однако необходимо признать, что действия правительства после наступления

кризиса носили решительный и действенный характер, В результате которых

удалось стабилизировать краткосрочные последствия кризиса: скачек цен,

девальвацию рубля, продовольственный кризис.

Сейчас наше правительство лишь находится на пороге рыночных

преобразований. Ситуация в стране плачевна, Россия находится по уровню ВВП

на душу населения на уровне Албании, Доминиканской Республики, Перу и др.;

полностью подорвано доверие граждан к правительству. Чтобы хоть как – то

повлиять на ситуацию, необходима мобилизация всех общественных сил, на деле

выступающих за демократию и рыночную экономику.

  1. Государственное регулирование рыночной экономики (2)

    Контрольная работа >> Экономика

    ... экономике ……………………………………5 1.1. Причины государственного вмешательства в экономику ………….5 1.2. Задачи государственного регулирования……………………………7 2. Функции государственного регулирования…………………………………9 3.Методы государственного регулирования рыночной экономики ...

  2. Государственное вмешательство в экономику на примере США

    Реферат >> Экономика

    ... «СРАВНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ» На тему: Государственное вмешательство в экономику на примере США. Студент: 3-го... . На мой взгляд, это и стало причиной возникновения многих либеральных течений экономической...

  3. Роль государства в экономике ретроспективный анализ

    Реферат >> Экономическая теория

    Либерализма, негативно оценивавшего государственное вмешательство в экономику , сразу нашли... или иной деятельности. Причины государственного вмешательства в экономику Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в эко­номику . Еще в XVIII ...

Государство вмешивается в экономику независимо от степени развития экономики и от ее типа. Существует два основных типа экономической деятельности:

Распределительная экономика: государство берет все права и обязанности по производству товаров и услуг. Регулирования при такой экономике быть не может. Она характеризуется одной единственной формой собственности – государственной.

Рыночная экономика: государству приходится постоянно изменять глубину своего влияния, перед государством не стоят задачи непосредственного распределения товаров и услуг, и оно теряет право свободно распоряжаться ресурсами. Государство вынуждено то увеличивать, то уменьшать степень своего вмешательства в экономику. Если государство этого не делает, то это приводит к развитию бюрократического аппарата и замедлению экономики в целом. Таким образом, история показывает, что государство постоянно вмешивается в экономику.

Необходимость государственного регулирования объясняется несовершенством рыночных механизмов. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным. Для этого: государство берет на себя ответственность за создание равных условий для предпринимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий; государство заботится о производстве общественных благ, т.к рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли.

К общественным благам относится: прокладка и разметка дорог, уличное освещение, содержание маяков, вакцинирование населения, поддержание общественного порядка; экономические выгодные, но с точки зрения общественности блага эти нельзя выдавать в частные руки (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворческая деятельность). Выделяют два основных признака общественных благ: незаменимость и несовместимость.

В современных социально-экономических условиях: рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на себя функцию заботы об инвалидах и стариках; рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых доходов. Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных исследований; рынок не гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы. Таким образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения социально-экономических и политических принципов данного сообщества граждан. Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических процессов.

К основным функциям государства можно отнести следующие:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (налоговое законодательство, антимонопольное законодательство), определяя права и обязанности граждан (трудовой кодекс, закон о правах потребителя).

2. Стабилизация экономики. Правительство использует бюджет на налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты.

3. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

4. Социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, создает условия для сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на науку. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

5. Формирование программы образования и здравоохранения.

6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, по инвалидности, пособия по безработицы, различная помощь для малоимущих.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Выделяют две основные формы воздействия государства на экономику:

1. Прямое (административные методы воздействия – расширение государственной собственности на ресурсы; управление государственными мероприятиями и законотворчество).

2. Косвенное (экономические методы воздействия, которые используются для регулирования рынка налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики: государственные расходы, налогообложение и государственное предпринимательство).

Государственные расходы – перераспределение национального дохода и ресурсов экономики страны.

Выделяют следующие государственные расходы:

а) государственные закупки – это приобретение общественных благ, затраты на оборону и строительство, содержание школ и т.д.

Признаки: связано непосредственно с использованием ресурсов; повышает национальный доход; приводит к перераспределению ресурсов от частного к общественному; дает гражданам возможность пользоваться общественными благами.

б) трансфертные платежи – это выплаты из государственного бюджета определенным слоям населения в виде пособий по безработице, инвалидам.

К основным отличиям трансфертных платежей от государственных закупок относятся платежи, не связанные с: производством; использованием природных ресурсов; изменением структуры производства товаров индивидуального потребления (суммы, взятые у одних слоев населения в виде налогов, выплачиваются другим, кому предназначались эти выплаты, те в свою очередь тратят полученные деньги на иные товары, нежели первоначальные хозяева денег. Этим достигается изменение структуры потребления).

В систему налогообложения входят прямые и косвенные налоги.

1. Прямые налоги (налоги видимого характера). Характеризуются тем, что налогоплательщик всегда знает, за что он платит.

2. Косвенные налоги. Накладываются на налогоплательщика, воздействуя в виде повышения цены (НДС, акциз).

Существуют три основных системы налогообложения: пропорциональная, регрессивная, прогрессивная. При слишком высоких налогах возникает массовое уклонение от их уплаты.

Государственное предпринимательство применяется в тех отраслях, где требуются огромные вложения средств, так как возникает существенный риск. Цель государственного предпринимательства – это решение социально-экономических задач, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклического развития экономики, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и др., а не получение прибыли. Применимо к отраслям экономической инфраструктуры (транспорт, связь) и к наукоемким отраслям (освоение космоса, производство товаров является государственной монополией).

Таким образом, государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

Первое послевоенное десятилетие стало периодом относительной стабильности и благополучия, причем в некоторых странах наблюдался высокий рост таких перспективных отраслей, как автомобильная, радиотехническая и химическая промышленность.

Генри Форд наладил конвейерный, по образцу разделки туш на мясокомбинатах, выпуск автомобилей, и был запущен лозунг «Каждому американцу по автомобилю». В 1929 г. один автомобиль приходился на 4,5 жителя. Потомки знаменитого финансиста времен Французской революции Дюпона де Немура, организовавшего после эмиграции в США производство пороха, в 30-е гг. порадовали изобретением неопрена и нейлона. Однако с 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад производства, который принял глобальные масштабы: число безработных в промышленных странах составило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. В странах, поставляющих для них сырье, страдали от спада цен: в Аргентине зерном топили паровозы и пароходы, в Бразилии мешки с первоклассным кофе выбрасывали в океан. Столь всеохватывающий кризис получил впоследствии наименование Великой депрессии.

К началу 30-х гг. был определен ряд путей выхода из кризиса и объявлено о нескольких вариантах технологии преодоления кризисных тенденций. В Германии, Италии, Испании и Португалии утвердились авторитарные режимы с тоталитарными тенденциями. В США, Великобритании и Канаде развитое пошло по пути корректирующих реформ и государственного вмешательства в экономику. Социальное реформаторство стало характерным для скандинавских стран (Швеция, Дания и др.). В Испании и Франции была предпринята попытка выхода из кризиса путем создания общественных формирований, названных Народным фронтом, отличительной чертой которых стал социальный реформизм, нацеленный на защиту социальных, и в особенности трудовых, прав населения.

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавшаяся начальным этапом ряда социально-политических реформ, получила название «нового курса» (the New Deal). К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха - безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями по имени президента Герберта Гувера. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного супа, в юроде Чикаго эта практика возникла по инициативе гангстера Аль Капоне. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма - частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Государству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конкурирующих групп.

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище «мозговой трест».

провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие - от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.

Первыми мерами новой администрации стали запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы, укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий и некоторые другие. Законом от 16 июля 1933 г. вся экономика была поделена на 17 групп. Их деятельность регулировалась специальными законами - так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск продукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продукцию, устанавливались продолжительность рабочего времени и размеры заработной платы, например на текстильных фабриках - 12 долл. в неделю на юге и 13 долл. на севере за 40 часов работы (Кодекс справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности от 17 июля 1933 г.).

Эта серийная законодательная программа была разработана «мозговым трестом» Рузвельта, куда входили высококвалифицированные юристы Розенман (автор выражения «мозговой трест»), Р. Моли, экономисты А. Берль, Р. Тагвелл и др.

Общее название организации по осуществлению программы - НИРА (английская аббревиатура от National Industry Restoration Administration) - Общегосударственное управление по восстановлению национальной экономики. Сельскохозяйственная группа получила аббревиатуру ААА (Agricultural Adjustment Administration) - Управление по регулированию земледелия. Управлению были предоставлены полномочия по регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию и определена задача довести эти цены до уровня 1909-1914 гг. (Закон о регулировании земледелия от 12 мая 1933 г.). В регулирующую деятельность вошли приемы и средства самого различного рода - оплаченное уменьшение посевных площадей, оплаченное уменьшение поголовья скота. Уменьшение товарной массы должно было, по замыслу планировщиков, поднимать цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких фермерских хозяйств. Закон Джонса от 13 апреля 1934 г. запретил финансовые сделки с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США.

Следующей группой серийных мероприятий стали меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных последствий. Эту деятельность контролировала и направляла Федеральная администрация чрезвычайной помощи (впоследствии ее стали называть Администрацией развития общественных работ). Безработных обычно направляли в специально создаваемые организации («трудовые лагеря»), где они использовались на строительстве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов.

В эти же годы происходит сдвиг в области трудового (рабочего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников. В 1932 г. принимается Закон Норриса-Лагар- дия, который уменьшил полномочия судов по изданию «судебных предписаний» в связи с трудовыми спорами. Раньше таким предписанием можно было сорвать любую забастовку как нарушение договорных обязательств. По этому же закону предпринимателям запрещалось заставлять рабочих подписывать трудовой договор, обязывающий их вступить в профсоюз.

По Закону Вагнера (1935) была впервые осуществлена легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за участие в законных забастовках и принято правило «закрытого цеха», согласно которому предприниматель обязывался заключать с профсоюзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на забастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона.

В 1938 г. принимается Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы. Ревизия мероприятий и законодательства периода «новою курса» произойдет в следующем десятилетии путем принятия новых законов либо при помощи толкований и решений Верховного суда. Самый длительный эффект из программных законов «нового курса» имели Закон о социальном страховании (1935), заложивший основы современного социального законодательства в стране, и Закон Вагнера, поскольку он закреплял официальное признание роли профсоюзов.

Закон Тафта-Хартли, или Закон о регулировании трудовых отношений от 23 июня 1947 г. признавал право работников на самоорганизацию и право на забастовку, но отмечал при этом, что ведение коллективных переговоров представителей работников с нанимателем рассматривается как «исполнение взаимной обязанности нанимателя и представителя работников». Если соглашение не достигнуто, то закон предусматривал обращение к услугам Федеральной службы посредничества и примирения.

Согласно закону забастовка также может стать предметом судебного запрета, если она: создает угрозу для общественного здоровья или безопасности; отражается на промышленности в целом или на важной ее отрасли, затрагивающей торговлю, коммерцию, транспорт, связь или коммуникации между несколькими штатами или с иностранными государствами; или затрагивает производство товаров для коммерции.

Еще по теме Государственное вмешательство в экономику под влиянием мирового экономического кризиса. «Новый курс» Рузвельта в США:

  1. Государственное вмешательствов экономику пол влиянием мирового экономического кризиса. "Новый курс" Рузвельта в США
  2. 11.2. США. Экономические проблемы страны – лидера мировой экономики
  3. Инфляция в России во время мирового финансового кризиса, начавшегося в США в 2007 г.
  4. 42. Развитие модели государства благоденствия в США. Рузвельт и New Deal.
  5. Пивоваров В.В.. Банковская система Российской Федерации в условиях влияния мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., 2011
  6. 13.2. Валютный курс как экономическая категория, факторы влияния
  7. 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. МИРНОЕ ОСВОЕНИЕ КОСМОСА И МИРОВОГО ОКЕАНА
  8. Экономические кризисы: причины, симптомы и их последствия для национальной экономики.
  9. Глава 14. Циклические колебания в экономике и экономические кризисы
  10. 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -