В настоящее время в Российской Федерации учет объектов недвижимости и прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется раздельно. Учет земельных участков, зданий и сооружений и других объектов недвижимости осуществляется в ходе кадастрового и / или технического учёта. Учет прав субъектов на каждый объект недвижимого имущества и сведений об ограничении указанных прав осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о правах на земельные участки и об ограничениях этих прав. Федеральный Закон «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с марта 2008 года, установил основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости, порядок кадастрового учёта, порядок предоставления сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости. Введение указанных правил кадастрового учёта будет происходить в России поэтапно. До 2010 года установлен переходный период, в течение которого система кадастрового учёта всех объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений) будет переводиться на новые правила. Органом, уполномоченным на организацию кадастрового учёта объектов недвижимости, является созданное в 2004 году Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. B результате кадастрового и технического учета объект недвижимости описывается и индивидуализируется. В результате государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним права на индивидуально определенный объект недвижимости признаются и подтверждаются государством.
С точки зрения инвестиционной деятельности, предполагающей заключение сделок с целью приобретения прав на различные объекты недвижимости, кадастровый и технический учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - две тесно взаимосвязанные процедуры. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, которая необходима для признания и подтверждения возникновения, прекращения или ограничения соответствующего права, осуществляется на основании сведений, полученных от органов по государственному техническому учету или инвентаризации.
Описание и индивидуализация объектов недвижимости (земельного участка, здания, сооружения, жилого и нежилого помещения) осуществляется в результате кадастрового и технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости. В результате кадастрового и технического учета (инвентаризации) соответствующий объект недвижимости приобретает такие характеристики, которые позволяют однозначно отличить его от других объектов недвижимости. В частности, при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) объекту недвижимости присваиваются кадастровый и инвентарный номера, которые сохраняются, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кроме того, в процессе кадастрового и технического учета оформляются планы объектов недвижимости, производится описание земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости, указывается точное местоположение (адрес) объектов недвижимости и т.п. Государственный кадастровый учет земельных участков, а также государственный технический учет объектов градостроительной деятельности проводятся уполномоченными государственными органами и учреждениями по месту нахождения указанных объектов недвижимости на основании заявления органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных заинтересованных правообладателей. К заявлению о проведении кадастрового учета прилагаются документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в частности: правоустанавливающие документы на земельный участок, документы о межевании земельного участка (определении границ и местоположения земельного участка на местности). В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые планы земельных участков. По результатам первичной технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности на каждый объект учета выдается технический паспорт. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства. Система учета объектов недвижимости претерпевает в настоящее время как структурные, так и качественные изменения, направленные на создание единого государственного кадастра недвижимости.
" Объекты недвижимости - индивидуально-определенные вещи.Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе. Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений) требуется для государственной регистрации прав, что необходимо для участия объектов в гражданском обороте.
Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Следует заметить, что в отличие от прежнего правового регулирования, когда кадастровый учет земельных участков и технический учет иных объектов недвижимости имели разное юридическое значение и различное регулирование, в настоящий момент действует единое регулширование и единая процедура кадастрового учета, предусмотренная Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Закон о кадастре) в соответствии с которым и осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Заявление составляется на бумажных носителях формата А4. В случае большого объема информации о реквизитах собственника, заявление оформляется на 2-х и более листах. При этом каждый лист нумеруется порядковым номером с указанием общего числа страниц в заявлении.
При подаче документов в Росреестр он составит: Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня. В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, то есть максимальный срок составляет 20 рабочих дней.
В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях: В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация - одновременно или раздельно.
В целях приведения Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) в соответствие с законодательством о кадастровом учете недвижимости Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ЗК РФ, предусматривающие исключение из перечня видов недвижимого имущества строений.
Данный перечень имеет исчерпывающий характер. При этом классификация объектов недвижимости в гражданском законодательстве и в законодательстве о кадастровом учете недвижимого имущества не совпадает. Во-первых, к числу объектов кадастрового учета не отнесены такие виды недвижимого имущества, как морские и воздушные суда, космические корабли и участки недр (ч. 6 ст. 1 Закона о кадастре). Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 1 указанного Закона государственный кадастровый учет осуществляется в отношении объектов недвижимости, являющихся таковыми по своей природе, таких, как земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Однако некоторые виды объектов, соответствующие данным критериям по своей природе, в перечень видов недвижимого имущества не включены ни Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), ни Законом о кадастре. Так, в связи с введением в действие Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ из числа объектов недвижимости исключены леса и многолетние насаждения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - признаются действия уполномоченного органа управления по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить… … Большой юридический словарь
Государственный кадастр недвижимости - Государственный кадастр недвижимости систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах … Википедия
Обратиться можно в кадастровую палату лично, однако запрос будет платным, и срок ожидания более длительным. Также с официальным запросом можно направиться к кадастровому инженеру, который будет действовать далее от своего имени. Воспользоваться можно и услугами кадастровых частных организаций, для которых срок получения нужной информации уменьшается до нескольких часов.
Существуют также некие нюансы, одним из которых является способ получения документов обратно. Например, если заявитель указал, что желает получить документы почтой, ответственные сотрудники кадастрового органа обязаны отправить готовый результат в срок не более тридцати одного дня с момента регистрации запроса. При этом документы могут быть получены заявителем позднее, а срок задержки будет зависеть от почтовой службы.
При постановке на учет таких объектов в пакет документов обязательно должно присутствовать разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта. Если регистрируется многоквартирный дом, то на учет ставится каждое жилое помещение в отдельности и здание в целом, а так же все общее имущество дома.
Любая недвижимость, которая существует де-факто, но не сформирована как объект недвижимости, государственному учету, не подлежит. Проще говоря, если оформлены документы в установленном порядке, то недвижимость нужно регистрировать. Нет на нее документов, то регистрировать ее не обязательно. Это, конечно, упрощенная трактовка, но в целом она соответствует действительности.
По общим требованиям Закона о кадастровом учёте, где описывается принцип формирования недвижимости, между уполномоченным представителем государственного органа и настоящим владельцем недвижимости заключается договор. Договором предусматривается выполнение следующих пунктов:
Кадастровый учёт - Государственный кадастр недвижимости систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах… … Википедия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить … Энциклопедия российского и международного налогообложения
15 Июл 2018 137Сен 11, 2015 11:15
grudeves_vf97s8ycСфера кадастрового учета и госрегистрации имущественного права в современном формате была создана в 1997-1998 году с появлением Роскадастра. Чуть позже появилась структура, государственный кадастр недвижимости (ГКН), а также ЕГРП (Единый государственный реестр права). Каждая структура выполняла свою роль, при этом зачастую дублировали деятельность друг друга. До 2017 года, чтобы получить государственные услуги из Росреестра, приходилось дважды дублировать подачу одних и тех же документов в Росреестр.
С появлением нового ФЗ-218 было принято решение об объединении двух структур государственный кадастр недвижимости и ЕГРП. Теперь, любой собственник имущественного права обращается в Роскадастр, заполняет одно заявление на получение двух услуг. В конечном итоге заявитель получает выписку из ЕГРН, которая является, согласно новому закону, единственным официальным документом, который подтверждает ваше право собственности и постановку на кадастровый учет в Росреестре. В новом законе также определено, что все сведения по выписке из ЕГРН носят публичный характер и получателем сведений может быть любое физическое лицо.
С одной стороны ГКН упразднён, а с другой стороны подразделению расширили полномочия и функции. Теперь государственный кадастр недвижимости, совместно с ЕГРП, осуществляет:
Как видно, теперь ГКН объединил несколько структур, которые выполняют определённые действия по кадастровой недвижимости, в соответствии с требованиями нового ФЗ – 218, который был принят Государственной Думой в 2015 году, а полностью вступил в силу с 2017 года. Заметим, что некоторые положения закона были внедрены ранее. Так, с июля 2015 года перестали выдавать свидетельства о прохождении госрегистрации.
В законе нет положения об аннулировании ранее выданных документов из Росреестра. Вместе с этим есть ряд замечаний, которые необходимо учитывать при совершении любых операций с недвижимостью:
Обратите внимание, за выдачу любых сведений из кадастра, как в электронном виде, так и на бумажном носителе взимается государственная пошлина в установленном размере. Закажите необходимый тип документа на нашем ресурсе!
Бакалавр, студент
Изучено понятие кадастрового учета объектов недвижимости, регистрации прав. Рассмотрены внесенные поправки в существующую нормативно-правовую базу.
Сфера регулирования оборота имущественных отношений затрагивает в своей деятельности целый ряд проблем, особую сложность представляют вопросы государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости.
С 2017 года вступили в силу ряд изменений в правила ведения государственного реестра в электронном виде, сроки оказания государственных услуг, исключено дублирование функций.
Рассмотрим подробнее систему государственного кадастрового учета, со всеми произошедшими изменениями в законодательной базе.
На сегодняшний день действует Федеральный Закон «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями на 28 февраля 2018 года), а также Федеральный закон «О кадастровой деятельности» (с изменениями на 28 февраля 2018 года) 218-ФЗ. Закон «О кадастровой деятельности» пришел на смену Федеральному закону «О государственном кадастровом учете» - ФЗ № 221 .
Следует отметить, что до 2017 года действовало два реестра. В первом регистрировались права на недвижимость и сделки с ней. Вторым реестром являлся государственный кадастр недвижимости. С 2017 г. они объединены. В настоящее время действует Единый реестр недвижимости.
Существенно упростились многие процедуры по оказанию услуг, некоторые из них стали осуществляться при помощи интернета. Еще одним немаловажным фактом является упрощение ряда процедур и сокращение сроков обработки. Действующие сроки (в рабочих днях) приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сроки проведения государственной регистрации права и кадастрового учёта
Объекты недвижимости, по которым ведется государственный кадастровый учет, - это сооружения, земельные наделы, здания и их части, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места.
Проведение кадастрового учета и регистрацию прав на недвижимость теперь имеет право осуществлять лишь Росреестр и его территориальные органы, полномочия по данному вопросы не могут быть переданы подведомственным учреждениям.
Согласно нового законодательства, появилась возможность одновременной государственной регистрации и наоборот. Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:
Проанализировав статистические данные, составили диаграмму, в которой указали количество заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета и запросов о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости, в части земельных участков в период за 2015-2016 годы (по данным Государственного Национального доклада о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2016, 2017 годах) . Согласно данных, наблюдается снижение количество заявлений об предоставлении сведений из ГКН и обращений за непосредственной постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости.
Рисунок 1. Предоставление сведений из ГКН
Анализ обращений граждан в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в 2017 году позволяет классифицировать их по темам (Таблица 2.).
Таблица 2. Тематика обращений в Росрееестр
Тематика |
Количество обращений |
||
Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним |
|||
Вопросы государственного кадастра недвижимости |
|||
Вопросы организации работы при предоставлении государственных услуг |
|||
Вопросы оценки объектов недвижимости |
|||
Разъяснение законодательства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности |
|||
Другие вопросы, относящиеся к сфере деятельности Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан |
Подведем итог. Кадастровым учетом признаются действия, производимые специальными органами, которые должны вносить сведения об объекте недвижимости в государственный реестр. Данные сведения признаются официальным свидетельством существования объекта недвижимости.
Рассматривая произошедшие поэтапно изменения в кадастровом учете на примере временных рамок, действительных для Уфимского района (следует отметить, что для различных регионов этот переходный период имел разную продолжительность). Для Уфимского района, переходный период можно поделить на этапы: до 1 сентября 2012 года и с сентября 2012 года по 1 января 2013 года .
На данный момент, благодаря изменениям законодательной базы, произошло значительное упрощение процедуры постановки объекта недвижимости на кадастровый учет с дальнейшей регистрацией прав на него. С этого года - это можно делать одновременно.