Новый порядок государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Московской области
Г.С. АФАНАСЬЕВА, заместитель начальника Управления государственной экспертизы ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» С 1 января 2007 году в России начала свою работу единая государственная экспертиза проектной документации. Она заменила собой многосложную и многоступенчатую систему специализированных экспертиз, работавшую в нашей стране несколько десятков лет и вызывавшую многочисленные нарекания со стороны застройщиков. Теперь анализом проекта занимается только один орган. Он дает всестороннюю экспертную оценку проектной документации, включая сметы, и результатов инженерных изысканий. При этом особо опасные, технически сложные, уникальные и некоторые другие, особо оговоренные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ) объекты ниже), проходят проверку на федеральном уровне в Главгосэкспертизе России, все остальные - в органе экспертизы того субъекта федерации, на территории которого планируется строительство. Следует отметить, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в первоначальной редакции ГрК РФ полностью являлась предметом ведения Российской Федерации. В декабре 2006 года в ГрК были внесены изменения, согласно которым полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением особо оговоренных объектов, см. ниже) были переданы субъектам Федерации. На федеральном уровне центральным исполнительным органом по организации и проведению экспертизы выступает Росстрой. Проведение экспертизы на федеральном уровне возложено на подведомственное Росстрою ФГУ «Главгосэкспертиза России». Росстрой ведет контроль и надзор за осуществлением госэкспертизы субъектами Российской Федерации, оценивает соответствие федеральному законодательству нормативного регулирования на региональном уровне. С начала 2007 г. Росстрой занимался согласованием структуры экспертиз на местах, оценивая способность каждой организации реально проводить экспертизу, обеспечивать независимость, достоверность и необходимое качество заключений. Уже в начале прошедшего года Госстроем были согласованы структуры уполномоченных органов в 22 субъектах Федерации, в том числе в Московской области - «Мособлгосэкспертиза». Первый год работы по новым правилам был сложным и для заказчиков-застройщиков, и для нас, как для органа единой государственной экспертизы Московской области. Перестраивать свою работу нам приходилось, не останавливая и не замедляя собственно процедуры экспертизы. За короткое время удалось создать три новых отдела в составе управления государственной экспертизы. Несмотря на все трудности переходного периода, за 2007 год выпущено заключений по проектной документации на 35,63% больше, чем в предыдущем году. Однако, нужно признать, что в такой ситуации не удалось избежать негативных моментов. Появились очереди в отдел приемки проектной документации, не всегда удавалось проводить рассмотрение экспертизы оперативно, как это требуется в Постановлении Правительства РФ от 5.03.07 № 145. Эти проблемы мы знаем и принимаем все возможные меры по их искоренению. Сложности переходного периода всем известны. Для налаживания работы экспертизы по-новому необходимо время и понимание со стороны заказчиков-застройщиков. Первый шаг на пути взаимопонимания между заказчиком-застройщиком и органом государственной экспертизы попытаемся сделать в этой статье. Для начала поясним основные моменты порядка организации и проведения экспертизы.
Один из частых вопросов, который нам задают, это вопрос о сроках проведения экспертизы проектной документации. Почему возникает путаница со сроками у Заказчиков объясняется количеством разной информации, которая встречается на просторах Интернета по этой теме. Можно встретить такие сроки как 3-5 дней, 45 дней, 60 дней, 90 дней.
Давайте разбираться в достоверности этой информации. И для этого, будем ориентироваться именно на правоустанавливающие документы: федеральные законы, постановления, разъяснения и другие действующие нормативные акты.
Итак, первый документ, который нами будет рассмотрен - Постановление Правительства РФ N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". Пункт 29.
Результатов инженерных изысканий до направления на эту экспертизу проектной документации;
Проектной документации в отношении жилых объектов капитального строительства, включая встроено-пристроенные нежилые помещения, не относящиеся к уникальным объектам;
Проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, включая встроено-пристроенные нежилые помещения, не относящиеся к уникальным объектам;
Проектной документации в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах;
Проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.
В 2016 году вышеназванное Постановление, дополнено пунктом 29(1), согласно которому сроки могут быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 30 дней в порядке, установленном договором.
В данном нормативном акте речь идет о сроках проведения государственной экспертизы. Относится ли этот срок к негосударственной экспертизе? Есть ли документ, в котором прописан срок именно для негосударственной экспертизы? Да, такой документ есть. Это Постановление Правительства РФ № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», пункт 6.
Согласно этому нормативному акту все процедуры негосударственной экспертизы, включая подготовку экспертного заключения и порядок его обжалования, регулируются Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Исходя из этой информации, важно понимать, что действующее законодательство РФ регулирует сроки экспертизы одними и теми же нормативными документами. Срок негосударственной экспертизы устанавливается законодательством в соответствии со сроком государственной экспертизы и не должен превышать 60 дней (Постановление Правительства РФ №145 п.29).
Теперь разберемся откуда появляется информация про сроки 3-5 дней. Снова обращаемся к действующему законодательству. В постановлении Правительства РФ № 145 про порядок организации и проведения государственной экспертизы, в пункте 21, установлено, что для проверки проектной документации определен срок - 3 дня.
Обращаем внимание, что не всегда срок проверки и срок выдачи заключения совпадают!
Как этот процесс выглядит на практике?
Во-первых, поступление проектной документации на экспертизу. Это значит, что должен быть полный пакет документов, согласно Постановлению № 87.
Во-вторых, организация процесса проверка проектной документации.
В-третьих, распределение поступившей проектной документации между экспертами.
В-четвертых, работа с замечаниями. Именно на этом этапе важно взаимодействие между экспертной организацией и Заказчиком. Идеальная ситуация, когда выставленные экспертами замечания оперативно отрабатываются Заказчиком. Однако, есть ситуации, когда получение ответов на замечания затягивается самим Заказчиком и таким образом, Заказчик своими действиями может увеличивать сроки выдачи заключения.
Последний, пятый, этап - написание локальных заключений по разделам и написание сводного заключения экспертизы.
Из вышеописанных этапов, надеюсь стало понятно, что сроки проведения экспертизы проектной документации - это двухсторонний процесс, в котором полноценно задействованы обе стороны: экспертная организация и Заказчик. Сроки проверки регулируются действующим законодательством РФ.
Нам, ООО «МИНЭКС», именно негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий, однозначно легче регулировать сроки проведения экспертизы за счет географии нахождения наших штатных экспертов и возможности построения процесса проведения экспертизы в круглосуточном режиме.
В штате нашей компании 145 экспертов по всем разделам проекта, проживающих в разных городах России, от Москвы до Владивостока. За счет такой географии процесс проведения экспертизы идет в круглосуточном режиме. На ускорение сроков проверки влияет разница во времени. Например, когда рабочий день в Москве завершается, то во Владивостоке наступает утро и рабочий день начинается. Это очень удобно для наших Заказчиков, которым важен именно максимально короткий срок выполнения работы со стороны наших экспертов.
И конечно, сам процесс организации экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, который основан на принципах оперативности, порядочности, здравого смысла и стремления находить оптимальные для Заказчика технически грамотные решения, в том числе сложных ситуаций.
Сроки, которые мы гарантируем нашим Заказчикам находятся в диапазоне от 7 до 30 дней.
Государственная экспертиза проектной документации - комплекс мер, которые проводятся перед выполнением работ по возведению, восстановлению (модернизации), ликвидации, увеличению и технического перевооружения недвижимости. Что это такое? Какие виды экспертизы бывают, и в чем их особенности? Кто занимается решением этих вопросов? В каких случаях требуется проверка проектной документации специализированными органами? Рассмотрим эти моменты подробно в статье.
Государственную проектную экспертизу можно назвать ключевым инструментом, обеспечивающим управление строительной и территориальной деятельностью. Проведение проверочных мероприятий гарантирует дополнительную безопасность для всех восстанавливаемых, возводимых или демонтируемых объектов.
Организация государственной экспертизы исключает появление недвижимости, которая строится или эксплуатируется с нарушением действующих норм и имеет низкий уровень безопасности. Экспертная комиссия внимательно обследует объект и дает заключение о качестве проектной документации. Мнение специалистов учитывается инвесторами, планирующими вложить деньги в восстановление или строительство сооружений.
Предметом госэкспертизы являются проектные документы. Экспертная комиссия оценивает их соответствие требованиям и нормам - радиационным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным, экологическим и другим.
Государственная проектная экспертиза проводится в срок до 1,5 месяцев. Если это требуется, заказчик обращается к негосударственным органам и заказывать срочную (ускоренную) проверку объекта. Расчет стоимости услуги производится индивидуально для различных клиентов. Здесь оцениваются следующие показатели:
Точная стоимость озвучивается только после первичного рассмотрения. Сумма должна выплачиваться вне зависимости от решения, которые приняли эксперты.
Экспертиза проектно-сметной документации по законам РФ бывает двух видов - частной и государственной. К независимым проверкам относится второй вариант. Хотя, государственная экспертиза также основана на независимых критериях, ведь в процессе работ эксперты ориентируются только на закон, многообразие трактовок которого исключено. Рассмотрим особенности каждого из видов проверок подробнее.
Изучение строительной документации государственными органами проходит в ряд этапов. Сначала проверяется качество документов, которые относятся к строительству объекта. На выполнение процедуры выделяется до трех суток. После проверки документации компетентным органом заявитель отправляет договор на экспертизу. Если проверяющая структура обнаруживает проблемы в период предварительной экспертизы, заявитель получает отказ с указанием причины (со ссылкой на нормы законодательства).
Рассмотренный процесс подразумевает подготовку и отправку в государственный орган следующего пакета бумаг:
Возможны ситуации, когда переданные для проведения госэкспертизы документы возвращаются обратно заявителю. Такие ситуации могут иметь место в следующих ситуациях:
Государственная экспертиза начинается с оформления договора между структурой, которая будет проводить проверку, и заявителем. Как отмечалось выше, работа госсруктуры оплачивается. Это значит, что до проведения экспертизы организация должна передать квитанцию об оплате. Общий срок проведения государственной экспертизы составляет три месяца. Если проверяются документы в отношении сооружений, не относящихся к категории уникальных, на экспертную экспертизу должно уйти до 1,5 месяцев.
В определенных случаях заявитель вправе обратиться в негосударственную (частную) структуру и поручить ей независимую экспертизу проектных документов. Как правило, в роли заказчиков организаций выступают инвестиционные организации, которые планируют вложить средства в реконструкцию или возведение объекта, а также крупные подрядные компании.
Подходы негосударственной экспертизы в целом не отличаются от принципов, которые лежат в основе проверки государственных органов. И первые, и вторые проверяют базовые параметры инженерных и строительных источников. Разница в том, что частные структуры могут проводить более глубокую проверку. По просьбе заказчика они выполняют те процедуры, которые государственными органами не проводятся. Как пример, частные организации могут проанализировать качество проекта на факт структуры, дополнения документов полезными формулировками и так делее.
К задачам негосударственной экспертизы относится оценка соответствия передаваемых бумаг действующим регламентам в технической сфере, а также анализ качества документов с позиции соответствия формулировок требованиям санитарно-эпидемиологического, экологического и других законодательств.
Кроме того, частная экспертиза бывает нескольких типов - проверка проекта, инженерных разработок и строительных смет.
Процесс проведения госэкспертизы прописан в ГрК РФ и специальных Положениях. Чтобы специалист Управления приступил к выполнению задачи, заказчик оформляет заявление и передает необходимый пакет бумаг. Как отмечалось ранее, с клиентом оформляется соглашение на выполнение исследовательских работ. В договоре указываются главные нюансы будущей проверки. По завершении мероприятий эксперты делают вывод о возможности применения проектной документации. Решение может быть положительным или негативным. При выявлении недостатков они должны быть устранены своими руками.
В 2007 году в российском законодательстве произошли определенные изменения. С этого года работа по проведению экспертиз передана Рострою ФАУ «Главэкспертиза РФ». Кроме того, к выполнению мероприятий допускается привлечение подведомственных учреждений, находящихся в 22 субъектах РФ. При проведении проверок иных сооружений, список которых определен приказом Президента РФ, к выполнению работ привлекаются другие органы.
С юридической позиции государственная и негосударственная проверки имеют идентичную юридическую силу. Главное, чтобы частная экспертиза проектно-сметной документации выполнялась с привлечением уполномоченных компаний, имеющих соответствующее разрешение на выполнение подобного рода работ.
В обоих случаях заказчику на руки выдаются документы, которые подтверждают возможность начала запланированных работ. Оба существующих механизма отличаются идентичными принципами. Отличием является набор выполняемых работ, а также организационные критерии.
Главной задачей государственной экспертизы является определение следующего факта - соответствует ли сооружения утвержденным на законодательном уровне стандартам и правилам. Эксперты должны проверить материалы, которые применяются в процессе возведения, модернизации или восстановления здания, проведенные расчеты, сметы и технические задания. Отдельное внимание уделяется соблюдению строителями экологических, противопожарных и санитарно-эпидемиологических стандартов.
Целью проведения государственной и частой экспертизы является подтверждение следующих аспектов - возможности реализовать конкретный проект, уровня его безопасности и надежности, а также обоснованности расходов застройщика. С помощью экспертизы удается сэкономить деньги. Это связно с тем, что эксперты вычисляют минимальные расходы, которые приходится нести в процессе строительства, определяют недостатки и несоответствия в проекте, делающие дальнейшую эксплуатацию недопустимой.
Проведение обязательной экспертизы проекта обязательно для соблюдения действующего регламента законодательства РФ. Такая проверка необходима владельцам недвижимости. Для них оценка экспертов - возможность избежать финансовых потерь, которые могут иметь место по причине допущенных ошибок в расчетах на этапе проектирования. Привлечение квалифицированных специалистов государственных или частных структур с допуском СРО - возможность получить гарантии отсутствия технических и финансовых рисков.
В законодательстве РФ четко прописано, какая документация должна передаваться для проведения экспертизы. Специалисты принимают к проверке только те проекты, которые разрабатывались с учетом действующего в России регламента. Внимание уделяется:
Кроме рассмотренных выше сооружений, государственной экспертизе подлежат объекты, которые относятся к оборонному сектору, являются уникальными, сложными или особо опасными. В эту же категории входят и дороги федерального значения.
В соответствии с письмом Национального объединения проектировщиков от 9 апреля 2013 г. № ОГВ/167 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сообщает следующее.
На сегодняшний день законодательством Российской Федерации установлен предельный срок проведения государст¬венной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - государственная экспертиза).
Исходя из положений пункта 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такой срок определяет¬ся сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней. При этом минимальный срок проведения государственной экспертизы законодательно не установлен.
Кроме того, пунктом 29 порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 (далее - порядок), установлен сокращенный предельный срок проведения государственной экспертизы в 45 дней в отношении:
а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;
в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.
При этом, в соответствии с пунктом 30 порядка законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более короткие сроки проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями.
Следует отметить, что конкретные сроки проведения государственной экспертизы в рамках предельных сроков указываются в договоре о проведении государственной экспертизы (далее - договор), который заключается между заявителем и органом или организацией, осуществляющей проведение государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 26 порядка правовое регулирование договора осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации применительно к договору возмездного оказания услуг.
В связи с этим, сторонам договора в соответствии с подпунктом «б» вышеуказанного пункта предоставлено право определять срок проведения государственной экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и порядком.
Таким образом, в случае, если заявитель считает установленный в договоре срок проведения государственной экспертизы недостаточным, он имеет право предложить свои сроки и не подписывать проект договора, представленный ему органом или организацией, проводящими государственную экспертизу.
Вместе с тем, учитывая, что проведение государственной экспертизы в определенных законодательством Российской Федерации случаях является обязательным для заявителя, заявитель вынужден согласиться с предлагаемыми ему условиями.
Следует отметить, что складывающаяся практика установления сокращенных сроков проведения государственной экспертизы можег оказать негативное влияние на качество проводимой государственной экспертизы.
Указанное сокращение сроков также значительно усложняет процесс получения необходимых разъяснений от органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, право на получение которых, в соответствии с пунктом 32 порядка, имеет орган или организация, осуществляющая государственную экспертизу.
Таким образом, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству считает необходимым рекомендовать органам и организациям, осуществляющим проведение государственной экспертизы, при определении сроков, учитывать сложность объекта капитального строительства, требуемые трудовые ресурсы, пожелания заявителей, касающиеся срока проведения государственной экспертизы и подготовки ответов на соответствующие замечания, возникающие при её проведении.
— важнейший документ, сопровождающий процедуру официального оформления строительства на первоначальном этапе. Рассмотрим всесторонне вопросы, касающиеся этой темы.
Строительство — это сложный и затратный процесс, требующий тщательных расчетов (как технического плана, так и материального). Именно поэтому любое строительство начинается не с закладки фундамента, а с разработки проекта.
Проектная документация — это комплект текстовых документов, схем и картографических материалов, необходимых для определения архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических характеристик планируемого объекта строительства. Однако просто разработать проектную документацию недостаточно. Необходимо, чтобы сформированная проектная работа получила оценку специалистов. Для этого проектная документация сдается на экспертизу.
Экспертиза проектной документации (может быть проведена как государственной организацией, так и негосударственной) — это установленная законодательством совокупность исследований, проводимых в отношении разработанного проекта для определения его соответствия действующим законодательным и техническим нормам и требованиям. В ходе экспертизы могут быть выявлены:
Таким образом, цель экспертизы состоит не только в выявлении допущенных при проектировании ошибок и несоответствий, но и в получении благоприятного заключения, необходимого для получения разрешения на строительство.
По итогам проведения экспертного анализа проектной документации выдается заключение, в котором содержится один из выводов:
Вопросы, касающиеся проведения экспертизы проектной документации, в том числе порядка оформления заключения по результатам исследований, достаточно подробно отражены в законодательстве. К нормативным актам, регулирующим эту область строительства, можно отнести:
В связи с этим особенное внимание уделяется правилам оформления заключения: по форме и содержанию оно должно соответствовать установленным законодательством правилам.
Заключение представляет собой документ в бумажном или электронном виде. При этом как для положительного, так и для отрицательного итога экспертной работы предусмотрена одна и та же форма. Различаются эти заключения лишь текстом на титульном листе, где название включает оба результата: «Положительное (отрицательное) заключение экспертизы» (невостребованный вариант зачеркивается).
Заключение экспертизы состоит из таких разделов:
Выводы — это то, ради чего и проводится экспертиза. Именно в них указывается, соответствует проектная документация установленным нормам и требованиям или нет. При этом каждое резюме о несоответствии должно быть аргументировано ссылками на нормативные документы.
В заключении не допускается помарок, приписок, любых других исправлений или повреждений текста, не дающих однозначно понять результат экспертной работы. Заключение в бумажном виде должно состоять из прошитых между собой пронумерованных листов и быть заверенным печатью организации, проводившей экспертизу. В электронном виде документ формируется в формате PDF.
Заключение подписывается экспертами с указанием:
Утверждает документ руководитель экспертной организации. Если заключение подготовлено в электронном виде, то оно утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя. Титульный лист заключения оформляется в соответствии с образцом — приложением к приказу № 887/пр.
Для того чтобы в итоге стать обладателем положительного заключения экспертизы проектной документации , нужно прежде всего подойти со всей серьезностью к разработке этой самой документации. Градостроительный кодекс определяет, что готовить проектную документацию может либо сам застройщик, либо привлеченный им на основании договора исполнитель. При этом п. 4 ст. 48 кодекса устанавливает, что виды работ при разработке проектной документации, влияющие на безопасность объектов капстроительства, должны осуществляться только ИП или юрлицами, допущенными к таким работам (подтверждается это специальным свидетельством). Если застройщик не уверен в компетенции своих специалистов, подготовку проектной документации лучше доверить профессионалам, оказывающим подобные услуги.
Следующий шаг к получению положительного экспертного заключения — это выбор учреждения, которое будет проводить экспертизу. Законодательство, за исключением небольшого количества случаев, когда допускается только госэкспертиза, оставляет за заказчиком право выбора экспертного учреждения и вида экспертизы.
Если выбор падет на негосударственное учреждение, оказывающее услуги по проведению экспертных работ, необходимо проверить наличие аккредитации у организации на проведение экспертизы. Аккредитация подтверждается соответствующим свидетельством, выданным Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией), а также наличием данных учреждения-эксперта в Реестре аккредитованных организаций. Сведения из реестра можно получить на сайте Росаккредитации по адресу: http://fsa.gov.ru/.
Если полученный результат экспертизы, несмотря на все старания, приложенные к подготовке проектной документации, оказался отрицательным, для исправления ситуации есть несколько вариантов:
Решение экспертной комиссии является обязательным для экспертной организации, выдавшей спорное заключение.
Как видите, для получения положительного экспертного заключения по проектным документам необходимо не только провести серьезную и ответственную подготовительную работу, но и просчитать порядок дальнейших действий по защите своих прав и интересов (на случай, если итогом работы экспертной организации станет отрицательное заключение).