Форма сообщения о невозможности удержать ндфл. Невозможность удержания ндфл

Форма сообщения о невозможности удержать ндфл. Невозможность удержания ндфл

Добрый день!
Ситуация:
Предприятие "Арендатор" арендует у ФЛ земельный участок, в соответствии с договором аренды предприятие уплачивает за ФЛ земельный налог, в связи с чем у ФЛ появляется "доход", ФЛ в кассу предприятия не внесло денежные средства на уплату НДФЛ, у предприятия как у налогового агента нет возможности удержать НДФЛ с ФЛ т.к.не являющегося работником организации. Наша организация по окончании налогового периода за 2013г. до 01.04.2014г. подала сведения в ИФНС в виде справок 2-НДФЛ с "признаком 1".
Вопрос: Что грозит организации за подачу сведений в форме 2-НДФЛ с "признаком 1" до 01 апреля, вместо - 2-НДФЛ с "признаком 2" до 01 февраля?

Ответ

Штраф за неподачу справки о невозможности удержать НДФЛ составляет:

За неудержание суммы НДФЛ организация будет оштрафована по ст. 123 НК РФ. Эта статья предусматривает наложение штрафа в размере 20% от суммы неудержанного налога. Также за каждый день просрочки будут начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Удержание НДФЛ налоговым агентом

В большинстве случаев НДФЛ должны удержать и заплатить в бюджет (источники выплаты дохода). Но иногда получатель дохода платит налог самостоятельно (в таких случаях организация не будет налоговым агентом) (п. и ст. 226 НК РФ).

Организация не обязана удерживать НДФЛ в случаях:

  • если выплачивает доход предпринимателю или другому человеку, занимающемуся частной практикой (например, нотариусу, адвокату) ();
  • если выплачивает доход, налог с которого получатели платят самостоятельно ().

В остальных случаях организация (обособленное подразделение иностранной организации) признается налоговым агентом и обязана удержать налог с получателя дохода (п. и ст. 226, НК РФ). При этом обособленные подразделения иностранных организаций должны исполнять обязанности налоговых агентов независимо от того, имеют они статус постоянных представительств или нет, есть баланс и банковские счета или нет (письма Минфина России и ).

Внимание: за неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога налоговые агенты несут ответственность по Налогового кодекса РФ. В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной () и уголовной ответственности ().

Налоговая ответственность предусмотрена в виде:

  • пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. и ст. 75 НК РФ);
  • штрафа в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога ().

Пени рассчитают так:

Не уплаченный в срок налог

Количество календарных дней просрочки

Привлечение налогового агента к ответственности по Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет причитающиеся суммы удержанного НДФЛ и пеней* (). Это означает, что налоговая инспекция может взыскать эти суммы с организаций в бесспорном порядке ( , НК РФ). Исключение установлено в отношении государственных (муниципальных) учреждений, которым открыт лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе). Взыскать с них сумму НДФЛ и пени налоговая инспекция может только в судебном порядке ( , ).

Кроме того, если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. ().

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера ();
  • если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации ();
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен ().

Штрафа по НДФЛ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (). При этом арбитражные суды подтверждают, что налоговый агент не обязан за счет собственных средств перечислять в бюджет налог, удержать который он не имел возможности (см., например, постановления ФАС , Восточно-Сибирского округа , ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца с даты окончания налогового периода уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога ( , НК РФ).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в к Уголовного кодекса РФ.

К уголовной ответственности могут привлечь человека, на которого фактически возложены обязанности по расчету, удержанию или перечислению налога. Им может быть:

  • руководитель (сотрудник, выполняющий его функции);
  • главный бухгалтер (сотрудник, выполняющий его функции);
  • другой сотрудник, на которого возложены обязанности по расчету, удержанию и перечислению налога.

Обязательным условием уголовной ответственности является наличие личных интересов в неисполнении обязанностей налогового агента. Например, если сотрудники организации присвоили суммы удержанного налога. Личный интерес может быть и неимущественным (например, семейственность или желание приукрасить реальное состояние дел).

Дополнительным наказанием может быть лишение руководителя, главного бухгалтера или другого сотрудника организации права занимать определенные должности ().

По доходам, в отношении которых организация признается налоговым агентом, она не вправе возлагать на получателей доходов обязанность самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена (). Даже если подобное положение будет зафиксировано в трудовом (гражданско-правовом) договоре или дополнительном соглашении к нему, оно будет считаться ничтожным. Ответственность за своевременное и полное перечисление налога в бюджет в этом случае все равно возлагается на налогового агента. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России , .

Сергей Разгулин

2. Рекомендация: Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно

несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением ( , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя ().

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени ().*

Сергей Разгулин , действительный государственный советник РФ 3-го класса

Разобраться с тем, когда нужно исполнять обязанности налогового агента, помогут рекомендации:

  • Кто является плательщиком НДФЛ;
  • В каких случаях у гражданина возникает обязанность исчислить НДФЛ.

Ситуация: как поступить с суммой НДФЛ, которую невозможно взыскать в связи со смертью сотрудника? Налоговую инспекцию о невозможности удержания НДФЛ в связи со смертью сотрудника не уведомляйте. Если до смерти сотрудника НДФЛ с его доходов не был удержан, то после смерти его удерживать не нужно. Смерть сотрудника приводит к прекращению его обязанностей по уплате НДФЛ (п. 3 ст. 44 НК РФ). При подаче сведений о доходах сотрудника по итогам года желательно указать, по какой причине не был удержан НДФЛ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 18 января 2006 г.

Как составить уведомление ифнс о невозможности удержать ндфл

НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.02.2015. Сведения в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ представляются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в отношении доходов, выплаченных в 2014 году, – не позднее 01.04.2015. Форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ В пункте 5 ст.
226 НК РФ сказано, что форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пунктом 2 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-3/ установлено что сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ представляется по форме, утвержденной п. 1 данного приказа, то есть по той же форме, по какой представляются сведения согласно п.

Сообщаем о невозможности удержать ндфл

НДФЛ. 2-НДФЛ: скачать бланк Скачать справку 2-НДФЛ можно через систему КонсультантПлюс. Ознакомиться с формой 2-НДФЛ вы можете ниже. Куда сдавать 2-НДФЛ Сообщения о невозможности удержать НДФЛ по форме 2-НДФЛ представляются в ИФНС (п. 2 ст. 230 НК РФ):

  • по месту нахождения организации (крупнейшие налогоплательщики – по месту учета в качестве «крупняка»);
  • по месту нахождения ОП, выплачивающего доходы физлицам;
  • по месту жительства ИП. Правда, если ИП применяет ЕНВД и/или ПСН, то справки по работникам, занятым во вмененной деятельности и/или ПСН-деятельности, нужно подать в ИФНС по месту ведения такой деятельности.

Способ представления 2-НДФЛ Если налоговый агент подает справки на 24 человека или менее, то он может представить 2-НДФЛ на бумаге (п.
2 ст. 230 НК РФ).

Онлайн журнал для бухгалтера

В связи с изменением налогового статуса Кондратьева ранее рассчитанный НДФЛ бухгалтер пересчитал по ставке 30 процентов. В июле Кондратьеву начислили зарплату в сумме 10 000 руб. Рассчитанная сумма НДФЛ к удержанию за июль составила:(60 000 руб.

10 000 руб.) × 30% – 7800 руб. = 13 200 руб.

Инфо

Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ). Поэтому максимальная сумма НДФЛ, которую организация может удержать из доходов Кондратьева за июль 2015 года, составляет 5000 руб. (10 000 руб. × 50%). Неудержанная сумма налога составила 8200 руб. (13 200 руб.


– 5000 руб.). В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ 1 марта 2016 года организация направила в налоговую инспекцию сообщение о невозможности удержания налога с Кондратьева и уведомила об этом самого Кондратьева.

2-ндфл: сообщаем о невозможности удержать налог

В качестве премии сотруднику передан автомобиль. Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются. За декабрь сотруднику начислено 630 000 руб., из них:

  • 30 000 руб. – оплата по окладу;
  • 600 000 руб. – премия, выданная в натуральной форме.

НДФЛ, рассчитанный с дохода сотрудника за декабрь, составил:630 000 руб. × 13% = 81 900 руб. Начисления сотруднику в денежной форме составили 30 000 руб. Бухгалтер организации рассчитал максимальную сумму НДФЛ, которую можно удержать с дохода сотрудника:30 000 руб. × 50% = 15 000 руб. Неудержанная сумма налога составила 66 900 руб. (81 900 руб. – 15 000 руб.). Уведомить о невозможности удержать НДФЛ в 2015 году налоговый агент обязан не позднее 1 марта 2016 года (п.
5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217).

Как налоговым агентам декларировать неудержанный ндфл?

Важно

Совет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде. Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г.


№ 304-

КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял.

ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217. Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Пример уведомление гражданина о невозможности удержать ндфл

По традиции 31 января – это последний день, когда налоговый агент может произвести подачу уведомления о невозможности удержать доходный налог у физического лица, а также о сумме этого самого налога. Эти сведения перечисленные лица обязаны непременно отправить не только налогоплательщику, но и самой налоговой инспекции. Закон, а именно ст. 226 Налогового кодекса гласит, что в случае невозможности исполнения удержания у налогооблагаемого физического лица необходимой суммы в пользу НДФЛ, налоговому агент необходимо оперативно уведомить в письменном виде о данной ситуации как налоговый орган, так и самого налогоплательщика.
Причем в этом уведомления обязательно должна содержаться сумма.
Процедура одинакова и для гражданско-правового, и для трудового. Исходя из этого принципа, если доход был получен не в головном офисе, а в подразделении фирмы, то уведомление нужно отправлять в налоговый орган по месту его регистрации. В случае, когда фирма захочет воспользоваться неясностью Кодекса и отправит все уведомления в инспекцию по головному офису, то все будет вполне законно и организацию нельзя будет наказать штрафом по 126 статье Налогового кодекса. Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля Поскольку фирма предоставила всю информацию вовремя в место учета, то есть формальные требования были соблюдены. Именно это нужно писать, если инспекция федеральной налоговой службы все же потребует пояснений во время проверки документации.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: кто сдает Представить такие сообщения должны организации (их ОП) и ИП, выплатившие в отчетном году облагаемые НДФЛ доходы физлицам, но при этом не удержавшие налог из этих доходов и не перечислившие его в бюджет (п. 5 ст. 226 НК РФ). То есть сообщения о невозможности удержать НДФЛ подают налоговые агенты, которые не смогли исполнить свои агентские обязанности. Понять, является ли ваша организация/ОП/ИП налоговым агентом и нужно ли вам сдавать сведения на физлиц, которым выплачивался доход, поможет Виртуальный помощник по НДФЛ.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: форма Сообщения сдаются по форме 2-НДФЛ. По этой же форме подаются сведения на каждое лицо, в отношении доходов которого организация/ОП/ИП является налоговым агентом.

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов физлица, у которого купили автомобиль? Нет, не нужно. Подавать сведения по форме 2-НДФЛ требуется, только если обязанность удерживать НДФЛ в принципе есть и исполнить ее не удается. В рассматриваемом же случае эти обязанности у покупателя не возникают.

НДФЛ с дохода от продажи автомобиля продавец-физлицо должен заплатить самостоятельно. Организация-покупатель же не обязана рассчитывать, удерживать, перечислять НДФЛ и тем более отчитываться перед налоговой инспекцией об этих суммах. Обязанности налогового агента при покупке имущества у физлиц не возникают.

Это прямо следует из пунктов 1 и 2 статьи 226, подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

НК РФ (Постановление № Ф09-2820/14);

  • состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление № Ф09-2820/14).

Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 № А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 № Ф09-5625/14, от 23.05.2014 № Ф09-2820/14, от 24.09.2013 № Ф09-9209/13.

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 47

По общему правилу налоговый агент обязан удержать исчисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Однако на практике это не всегда реально. О том, что следует предпринять в подобной ситуации, и пойдет речь в данной статье.

Основная обязанность налоговых агентов - правильно и своевременно исчислить, удержать у физических лиц НДФЛ и перечислить его в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК). Причем п. 4 ст. 226 Налогового кодекса предписывает удерживать налог непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. В свою очередь, п. 9 ст. 226 Кодекса запрещает уплачивать НДФЛ за счет собственных средств налогового агента. Таким образом, последнему, чтобы исполнить возложенную на него обязанность, необходимо располагать именно денежными средствами, которые нужно выплатить физическому лицу. В противном случае возможность удержать налог просто отсутствует.

Между тем согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса при определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Иными словами, при выплате далеко не всех доходов, облагаемых НДФЛ, речь идет о перечислении непосредственно денежных средств и непременно самому налогоплательщику. В частности, оплата в пользу работника услуг фитнес-клуба признается его доходом, облагаемым НДФЛ. Соответственно, его необходимо включить в налоговую базу. Однако при этом с самой суммы оплаты удержать налог не удастся, иначе стоимость услуг не будет погашена полностью. Аналогичным образом ситуация складывается, если доходом физлица признана стоимость полученных им ценностей - товаров в счет оплаты труда, подарков (в части превышения 4000 руб.) и пр. Более того, даже в ситуации, когда выплачиваются именно денежные средства и непосредственно самому налогоплательщику, возможность удержать НДФЛ также может отсутствовать.

К примеру, как указал Минфин России в Письме от 28 января 2008 г. N 03-04-06-02/7, суммы компенсации судебных издержек выигравшей дело стороне не упомянуты в перечне доходов, освобожденных от НДФЛ, а значит, облагаются таковым в общем порядке. Между тем если в судебном решении налог, подлежащий уплате в бюджет с этих денег, не выделен, то, удержав таковой при выплате компенсации, налоговый агент, по сути, не исполнит решение суда должным образом.

Конечно, в большинстве подобных случаев, в частности если речь идет об отношениях работодателя и работника, наряду с указанными доходами налогоплательщик до окончания налогового периода получает от источника выплаты и иные доходы, удержание с которых НДФЛ не вызывает никаких трудностей. В этом случае выход из ситуации прост: исчисленный с "проблемных" доходов налог удерживается при выплате иных доходов. Следует лишь помнить, что общая сумма удерживаемого налога не может превышать 50 процентов выплаты. Иначе (и это вполне понятно) обстоит дело, когда помимо "натуральных" доходов в пользу физлица никаких иных выплат не производится.

Пример. Организация, заключившая договор аренды нежилого помещения с физическим лицом, с его согласия, но за свой счет произвела в нем неотделимые улучшения. Собственник соответствующие расходы не возмещает. Согласно позиции Минфина России, высказанной в Письме от 13 марта 2009 г. N 03-11-06/2/39, со стоимости неотделимых улучшений имущества в подобной ситуации арендатор должен удерживать НДФЛ при их передаче собственнику по окончании договора аренды (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК). Между тем по окончании договора аренды у арендатора уже не будет возможности исполнить обязательство по удержанию и уплате НДФЛ, поскольку перечисление арендной платы более производиться не будет.

Впрочем, обязанности налогового агента в этом случае не так уж обременительны.

Главное - сообщить...

По большому счету если налоговый агент не может удержать НДФЛ, то подобной обязанности у него и не возникает. В частности, к такому выводу пришли судьи ФАС Уральского округа в Постановлении от 10 июня 2009 г. N Ф09-3923/09-С2. Однако это вовсе не значит, что ситуацию можно так просто отпустить и не вспоминать о ней.

Согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса в рассматриваемом случае необходимо письменно сообщить в ИФНС по месту своего учета, а также самому налогоплательщику о невозможности удержать налог и о сумме такового (Письма Минфина России от 29 августа 2011 г. N 03-04-05/3-611, от 19 августа 2011 г. N АС-4-3/13626, от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258, ФНС России от 28 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17996).

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@. По сути, с этой целью используется та же справка 2-НДФЛ, в поле "Признак" которой при этом проставляется цифра 2 (Письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. N 03-04-06/8-290). Срок ее представления в рассматриваемом случае - не позднее месяца с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. На этом обязанность источника выплаты как налогового агента прекращается (Письма Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12). Остается открытым лишь вопрос, нужно ли сдавать в отношении физлица, с дохода которого НДФЛ удержать не удалось, общую справку 2-НДФЛ по итогам налогового периода...

...причем дважды

Напомним, что не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговым агентам по НДФЛ необходимо отчитаться перед налоговиками по доходам, выплаченным физическим лицам в прошедшем году, а также по суммам начисленного и удержанного с них налога (п. 2 ст. 230 НК). Для этого на каждое физлицо, получившее от агента доходы в истекшем налоговом периоде, формируется уже упомянутая справка 2-НДФЛ, но в поле "Признак" при этом указывается цифра 1. Однако нужно ли составлять ее в отношении физлица, с выплаченного дохода которому налог удержать не удалось? Ведь об этом факте и о сумме НДФЛ добросовестный налоговый агент уже сообщил в течение месяца по окончании года.

Судя по разъяснениям, которые дал на этот счет Минфин России в Письме от 27 октября 2011 г. N 03-04-06/8-290, исключить налогоплательщика, чьи налоговые обязательства не были исполнены агентом по объективным причинам, из числа тех, сведения о доходах которых нужно представить в ИФНС до 1 апреля, нельзя. Как указали финансисты, в справках о доходах физических лиц, представляемых ежегодно в целом по организации с признаком "1", указываются общие суммы доходов и исчисленного НДФЛ. При этом таковые должны включать в том числе доходы и рассчитанную сумму налога, отраженные в справке с признаком "2". Кроме того, в ежегодно сдаваемой справке 2-НДФЛ указываются как суммы удержанного и перечисленного, так и не удержанного и не перечисленного налога, то есть также ранее отраженного в справке с признаком "2".

Следовательно, даже если агент уже подал уведомление о невозможности удержать налог у какого-либо физлица, это не освобождает его от подачи справки о доходах указанного налогоплательщика.

По традиции 31 января – это последний день, когда налоговый агент может произвести подачу уведомления о невозможности удержать доходный налог у физического лица, а также о сумме этого самого налога. Эти сведения перечисленные лица обязаны непременно отправить не только налогоплательщику, но и самой налоговой инспекции.

Закон, а именно ст. 226 Налогового кодекса гласит, что в случае невозможности исполнения удержания у налогооблагаемого физического лица необходимой суммы в пользу НДФЛ, налоговому агент необходимо оперативно уведомить в письменном виде о данной ситуации как налоговый орган, так и самого налогоплательщика. Причем в этом уведомления обязательно должна содержаться сумма.

По закону все того же Налогового кодекса налоговым периодом считается один календарный год, в который и должны быть произведены все необходимые операции по подсчету и выплате налога.

Основные нормативы

Налоговыми агентами в данном случае признаются следующие лица:

  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • некоторые юридические лица.

Важным моментом здесь является то, что все указанные организации и лица должны быть российскими. Иностранные фирмы признаются лишь в том случае, когда указанный налогоплательщик получил облагаемые налогом доходы от этих организаций.

Указанные лица должны не только высчитать и удержать, но и самостоятельно перевести необходимую денежную сумму в соответствующую инстанцию. Чтобы осуществить все это, необходимо комплексно подойти к вопросу, опираясь на законы Налогового кодекса, а именно статьи 224 и 226.

В первой статье содержится информации о способе расчета налога, вторая же привносит в этот процесс некие важные особенности.

Кто же признается налогоплательщиком в нашей стране?

На территории РФ налогоплательщиками признаются два вида физических лиц:

  • первый вид – получают доход от российских источников, однако не являются резидентами нашей страны;
  • второй вид – непосредственные налоговые резиденты России.

Особенности по закону

В случае использования налоговым агентом электронных носителей для передачи уведомления, говорящего про невозможность удержать указанный налог, оно может передаваться не только лично или посредством представительства, но и при помощи обычной почты, однако с непременной описью сообщения.

Указанная информация может находиться на самых различных накопителях, будь то диски, дискеты, а также USB-флеш-накопители. Помимо всего прочего, уведомления обязаны сопровождаться специальными реестрами, в которых есть вся необходимая информация не только о доходах, но и о самом налоге на доходы физического лица. Эти реестры должны быть выполнены на бумаге, причем в нескольких экземплярах для любого файла.

Считаются сданными только сообщения, прошедшие специальный контроль. Для того, чтобы его пройти, нужно придерживаться некоторых правил, например, в случае превышения порога в три тысячи документов на файл, нужно разбить указанный файл на несколько новых. Результатом файлового контроля является специальный протокол, который содержит всю необходимую информацию о проделанной процедуре.

Если используется бумажный носитель уведомления ИФНС о невозможности удержать НДФЛ, то подобный документ доставляется налоговым агентом также, как и электронный, то бишь лично в инспекцию, посредством представителя, а также по почте с произведением описывания содержимого двумя документами специального вида 2-НДФЛ, которые должно сопровождать письмо с вариантом реестра с дополнительной копией.

После прохождения контролирующих мероприятий, информация переходит в разряд представленной. В случае, когда информация не прошла проверку, она передается назад агенту как ошибочная с удалением из реестра. Контроль всегда сопровождается создание протокола.

Возможно передать уведомление ИФНС о невозможности удержать НДФЛ и в электронном виде с помощью телекоммуникационного канала связи. В таком случае налоговый агент предоставляет сумму налога вместе с уведомлением в инспекцию, но уже не дублирует информация ни на электронном, ни на бумажном носителе.

Данная операция производится при помощи сайта ФНС России или же посредством специального оператора. Здесь действует такое же правило про разбивку файла в случае, когда в нем содержится свыше трех тысяч документов, то есть опять же происходит целенаправленная разбивка одного большого файла на несколько более мелких.

Спустя десять дней налоговый орган в электронном виде отправляет агенту реестр и протокол проверки представленной информации.

Налоговая занимается формированием специального реестра, в котором фиксируются вся информация, прошедшая определенную проверку. Информация только тогда считается представленной, когда она прошла форматный контроль.


Порядок предоставления сообщений

В 2011 году был принят закон о порядке предоставления уведомлений. С тех пор действуют следующие правила.

Датой предоставления уведомления считается:

  • если сообщение было передано непосредственно налоговым агентом, впрочем, как и его представителем – момент непосредственной передачи;
  • если сообщение передали почтой – время отправления посылки;
  • с помощью ТКС или специального оператора – зафиксированное сайтом или оператором время.

Куда стоит сдавать справку

Существует две разные процедуры. Первая – в случаях получения дохода сотрудником частного подразделения. Вторая – когда доход получает физическое лицо, которое не является сотрудником фирмы. В первом варианте уведомления направляется в инспекцию учета этого самого подразделения.

Стоит учитывать, что Налоговый Кодекс не имеет подобного требования. В нем сказано лишь об уведомлении, касающемся невозможности удержать налог, а именно, что его нужно отправить в место учета налогового агента. То есть в ту инспекцию, где была зарегистрирована фирма.

Впрочем, многие чиновники говорят о том, что организации с обособленными подразделениями должны подавать свои сообщения насчет сотрудников в инспекцию, где производился учет подразделения. Аргументацией такой позиции является то, что НДФЛ за сотрудника нужно платить не в головном офисе, а именно в инспекции указанных подразделений. Данное утверждение имеет место быть в статье 226 Налогового Кодекса.

В случае, когда ваша компания не собирается оспаривать подобный подход, следует соблюдать указанное правило как для справок формата 2-НДФЛ, так и для уведомлений об удержании налога. К тому же для обоих документов установлен одинаковый Порядок подачи в налоговое представительство, который был также принят в 2011 году.

В 26 пункте данного Порядка сказано про формирование отдельного файла при электронной передаче документации, содержащей следующие параметры:

  • отчетный год;
  • признак;

Чиновники считают, что на вторую процедуру действует такое же правило. То есть документы отправляются в инспекцию, в которую был перечислен налог. Стало быть, в такой ситуации не столь важно посредством какого договора был получен доход. Процедура одинакова и для , и для .

Исходя из этого принципа, если доход был получен не в головном офисе, а в подразделении фирмы, то уведомление нужно отправлять в налоговый орган по месту его регистрации.

В случае, когда фирма захочет воспользоваться неясностью Кодекса и отправит все уведомления в инспекцию по головному офису, то все будет вполне законно и организацию нельзя будет наказать штрафом по 126 статье Налогового кодекса.

Поскольку фирма предоставила всю информацию вовремя в место учета, то есть формальные требования были соблюдены. Именно это нужно писать, если инспекция федеральной налоговой службы все же потребует пояснений во время проверки документации.

Как использовать уведомление ИФНС о невозможности удержать НДФЛ

Допустим, сотруднику была выплачена заработная плата при увольнении, однако с нее не произвели удержание НДФЛ. Что же делать, если сумму уже внесли в бюджет?

Здесь следует понимать, что хоть и ошибочно, но НДФЛ был не удержан, а сейчас работник уже не получает доходов от фирмы и потому не с чего произвести отчисление. Если так произошло, то нужно обратиться в налоговую после завершения текущего года и предоставить сообщение, содержащее информацию о неудержанном доходе рабочего.

Важно понимать, что платить НДФЛ за рабочего из средств фирмы запрещено. Если же такое случилось, то подобный акт считается произведенным ошибочно, так что вы имеете полное право вернуть эти средства при подаче специального заявления в налоговую службу.

Помимо этого, следует проинформировать данного сотрудника о том, что с его заработной платы не был удержан НДФЛ. То есть ему будет необходимого самостоятельно отчитаться перед налоговой службой и заплатить необходимую сумму налога.

Временами происходят ситуации, когда выделить необходимый налог невозможно. Чаще всего такие ситуации возникают в случае не денежных доходов, например, при натуральной форме выплаты – и т.д., а также в случаях материальной выгоды.

Доходы, которые были получены в натуральном виде:

  • оплата ЖКХ;
  • оплата билетов на самолет;
  • оплата жилищной аренды.

Могут быть и другие случаи, например, при проведении лотерей, когда лицо получает имущественный приз, а не деньги.

Чтобы верность составить уведомление, сперва нужно указать в заголовке документа в поле, отведенном для признака, число 2. Оно является обозначением того, что произошла ситуация с невозможностью удержать налог.

В первом разделе указываются данные о налоговом агенте, тогда как во втором информация о получателях дохода.

Третий раздел необходим для заполнения сведений об облагаемых налогу доходах. Здесь указывается полная сумма для удержания налога. В четвертом разделе ничего писать не нужно.

В разделе под номером 5 пишется сумма как начисленного дохода, так и полученного, в дальнейшем представляемого для налогового удержания. В остальных полях ничего не указывается, кроме поля, посвященного величине неудержанного агентом налога.


Подготовка сведений в 1С

Чтобы начать работу в 1C нужно открыть документ под названием Справка 2-НДФЛ.

Макет уведомления содержит поле по поводу вида справок, здесь выбирается – О невозможности удержания НДФЛ. Затем необходимо в таблице вручную избрать сотрудника, физическое лицо, чтобы уведомить о том, что возможность удержать налог отсутствует. Производится это из одного из двух специальных разделов: Сотрудники или же Физические лица.

В нужной закладке вводится значение доходов, соответствующее указанным физическим лицам, которое нужно представить для удержания налога.

В пункте Вычеты пишутся коды, а также значения вычетов в случае их предоставления резиденту. Также произведите необходимые указания в пунктах о сумме налогов.

Информация о налогооблагаемом лице заполняются в автоматическом режиме, но если что-то было заполнено неправильно, то можно все исправить с помощью выбранного справочника и обновить документ.

Помимо всего вышесказанного, впишите реквизиты для уведомления на уменьшение налога с авансовых выплат.

Для указания информации о доходе физического лица лиц в ИФНС по месту расположения представительства фирмы, нужно создать новый документ под названием Справка 2-НДФЛ для передачи в ИФНС. В структуре документа выбираются нужные коды для ОКТМО, а также КПП.

Отдельные исключения

В форме 2-НДФЛ нужно написать немало информации о человеке, получающем доход. Сюда относятся не только имя и дата рождения, но и паспортные данные, место проживания и т.д. Подчас у агента может не оказаться таких сведений, например, если человек был получен приз или выиграна какая-либо лотерея.

Также возможно изменения персональных данных, например, в случае смены места жительства ввиду переезда, а также ввиду оформления брака и изменения фамилии. Подобные данные могут быть неизвестны, но справку подавать необходимо. В таких ситуация сперва указываются устаревшие данные, а потом, при получении новых, они уточняются.

Есть мнение, что при указании ИНН, паспортные и некоторые другие данные можно не писать, однако нигде подобная позиция не закреплена, поэтому лучше всего писать в справке всю имеющуюся информацию.

Ответственность и штрафы

При выплате налога нужно не только его правильно подсчитать, но и что самое главное, вовремя произвести оплату. В случае, когда НДФЛ был перечислен не полностью, а то и вовсе не был удержан, возможен штраф в размере 20 процентов необходимой для расчёта с государством суммы.

Важно помнить про натуральный доход, когда удержание налога невозможно. В этом случае нужно просто сообщить о данном обстоятельства налоговой службе. При просрочке платежа будет наложена санкция в виде пени за каждый день просроченный день величиной 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка.

При обнаружении нарушений налоговой службой во время проверки, фирма и начальство можно быть привлечено не только к налоговой и административной ответственности, но и к уголовной.

В 2019 году установлены следующие размеры штрафов:

  • за просрочку уплаты агенту назначается штраф в размере 20% от налога + пени;
  • налогоплательщики за неполную плату получат штраф 20%, а за целенаправленную неуплату 40% от оплаты для ИФНС + пени;
  • в случае нарушения просрочки подачи нужных документов – штраф 200 рублей за каждый бланк 2-НДФЛ, а также 1000 рублей за 6-НДФЛ.

Если было произведено санкционирование нарушителя за какое-либо нарушение из представленного списка, то это не дает право налогоплательщику освободиться от уплаты налога.

Вы можете скачать образец заявления на уменьшение суммы НДФЛ.

Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса, при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ).

Напомним, что налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые названным налогом. При этом перечисленные лица обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Сделать это они должны в определенном порядке. Так сумма НДФЛ, подлежащая перечислению в бюджет, рассчитывается в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 кодекса.

Налогоплательщики НДФЛ - это физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, или получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Невозможность удержать НДФЛ

С невозможностью удержать НДФЛ налоговый агент может столкнуться, например, при выплате налогоплательщику доходов в натуральной форме или при возникновении у последнего доходов в виде материальной выгоды. Кроме того, налоговый агент не может удержать исчисленные суммы НДФЛ, когда он:

  • выплачивает физическим лицам на основании решения суда суммы задолженности по заработной плате в размерах, определенных в судебных решениях;
  • обеспечивает своим бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по возрасту, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте один раз в год;
  • выдает гражданам подарки, стоимостью более 4000 рублей, без выплаты им в дальнейшем каких-либо доходов в денежной форме.

Отметим, что в письмах Минфина России от 14 апреля 2009 г. № 03-04-05-01/181, от 14 ноября 2007 г. № 03-04-06-01/392, ФНС России от 16 июля 2009 г. № 3-5-04/1040@ приведены следующие разъяснения. Организация, проводящая лотерею, признается налоговым агентом, в чьи обязанности входит исчисление суммы налога, но который при этом не имеет возможности произвести удержание НДФЛ из-за отсутствия выплат в денежной форме в пользу налогоплательщика.

Внимание

При ежемесячной выплате дохода, из которого невозможно удержать налог, сведения о задолженности подаются по итогам года, а не ежемесячно (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 15 июля 2008 г. № А57-6558/2006-22 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19.11.2008 N 14718/08)).

Допустим, налоговый агент выплатил налогоплательщику доход в натуральной форме. Затем спустя некоторое время, до окончания налогового периода (календарного года), он выплатил налогоплательщику еще доход, но уже в виде денежных средств. Тогда налоговый агент обязан из этих денег удержать НДФЛ, исчисленный с дохода в натуральной форме. При этом удерживаемые суммы налога не могут превышать 50 процентов суммы выплаты.

После окончания налогового периода, когда налогоплательщику были выплачены доходы, с которых не был удержан НДФЛ, и направления ему и налоговому органу письменного сообщения о невозможности удержать налог и его сумме обязанность по уплате данного обязательного платежа возлагается на налогоплательщика. При этом обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17 ноября 2010 года № 03-04-08/8-258.

Согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса, уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.

Налогоплательщик - получатель дохода, из которого не был удержан НДФЛ налоговым агентом, должен самостоятельно исчислить и уплатить налога на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса.

Необходимость извещения налогоплательщика о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме этого обязательного платежа вызвана тем, что для правильного заполнения налоговой декларации он должен располагать данными, как об источнике выплаты дохода, так и о размере дохода. А налоговому органу эти сведения нужны в целях осуществления налогового контроля, и в первую очередь, над получателем доходов.

Порядок представления сообщений

Порядок представления в налоговые органы сообщений о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога утвержден приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576@. Данный нормативный акт вступил в силу 8 ноября 2011 года.

Внимание

Приказ МНС России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» утратил силу в связи с вступлением в действие приказа ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576@

Согласно указанному порядку рассматриваемые сообщения могут быть:

Представлены налоговым агентом в налоговый орган лично или через представителя;

Направлены в виде почтового отправления с описью вложения;

Переданы в электронном виде по установленным форматам на электронных носителях или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) с применением квалифицированной электронной подписи налогового агента или его представителя.

Налоговые агенты представляют сведения в налоговый орган в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде.

Датой представления сообщений считается:

При представлении лично или представителем налогового агента в налоговый орган - дата их фактического представления;

При отправке по почте - дата их отправки почтовым отправлением с описью вложения,;

При передаче в электронном виде на электронных носителях или по ТКС - дата их отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по ТКС специализированного оператора связи или налогового органа.

Особенности

На электронных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты сдают в налоговую инспекцию лично, через представителя, либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения.

Эта информация представляет собой файл (файлы) определенного формата. Она может быть размещена на дискетах 3,5", дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти. Сообщения направляются с сопроводительными реестрами сведений о доходах физических лиц, который составляется на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.

Сообщения, которые прошли форматный контроль, считаются сданными. Результаты форматного контроля файла со сведениями отражаются в соответствующем протоколе.

На бумажных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты представляют в налоговую инспекцию лично, через представителя, либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения, в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде, с сопроводительным реестром в двух экземплярах.

Внимание

Форма 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20_ год», утверждена приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@)

Представленными считаются сведения, прошедшие контроль заполнения. Сведения, не прошедшие данный контроль, изымаются из представленного пакета документов как ошибочные и возвращаются налоговому агенту или представителю налогового агента, из реестра вычеркиваются.

По результатам контроля заполнения оформляется соответствующий протокол.

В электронном виде по ТКС сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговый агент представляет в налоговую инспекцию, не дублируя их на бумажном или электронном носителе.

Налоговый агент направляет эти сведения через специализированного оператора связи или через Интернет-сайт ФНС России.

Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.

В течение 10 дней с даты отправки сообщений налоговый орган направляет агенту в электронном виде реестр и протокол приема сведений.

Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом.

Ответственность

Если налоговый агент вовремя не сообщит в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога, то с него могут взыскать штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

Кроме того, такое не своевременное сообщение может быть квалифицировано как грубое нарушение правил учета доходов. Это предполагает привлечение налогового агента к ответственности на основании статьи 120 кодекса. Согласно ей грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.

Ж. Кузьмина, редактор-эксперт