Как застройщику оформить документы для передачи объекта инвестору? Как определить дату, когда основное средство ввели в эксплуатацию? Читайте об этом в нашей статье.
Вопрос: При окончании строительства завода нам генеральный подрядчик предоставил акт по форме КС-11.А акт по форме КС-14 кто заполняет и для чего он нужен. В чем отличие этих актов?
Ответ: Акт КС 14 является одним из основных документов при оформлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Он составляется, если для осуществления строительных работ ранее было получено разрешение на строительство. После получения разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию передача объекта оформляется актом КС-14.
Форма КС-11 выполняет функцию документа приемки-передачи законченного объекта с описанием всех его характеристик. Он является приемо-сдаточным документом, подписываемым исполнителем и заказчиком подрядных работ при завершении строительства.
Объект капитального строительства может вводиться в эксплуатацию и быть зачислен в состав основных средств только после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию и оформления форм КС-11 и КС-14 (Постановлении ФАС Московского округа от 27.09.2011 по делу № А41-25936/10).
Таким образом, акт КС-11 необходим для передачи самого объекта, а КС 14 засвидетельствует факт ввода объекта в эксплуатацию.
Подготовка объекта к эксплуатации
Для подготовки объекта строительства к эксплуатации нужно выполнить перевод объектов на постоянные источники инженерно-технического обеспечения. Кроме того, в территориальных строительных нормах могут быть установлены дополнительные требования по подготовке объектов к эксплуатации.
Застройщик должен получить заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (если объект подлежит государственному строительному надзору). Для этого застройщик представляет в территориальное управление Госстройнадзора России извещение об окончании строительства. После проверки, не выявившей нарушения, ему выдадут заключение. Такие правила предусмотрены в пунктах 25-29 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 .
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется приемочными комиссиями. Приемочные комиссии для производственных объектов бюджетного финансирования назначаются министерствами и ведомствами - государственными заказчиками и соответствующими администрациями. Для объектов внебюджетного финансирования комиссию назначает организатор строительства (т. е. застройщик), который часто выполняет и функцию инвестора, или уполномоченный им технический заказчик. Такие разъяснения содержатся в письме Госстроя России от 5 ноября 2001 г. № ЛБ-6062/9 .
По результатам приемки результатов работ приемочная комиссия оформит акт. Обычно это акт по форме № КС-11 , утвержденный .
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Если для осуществления строительных работ ранее было получено разрешение на строительство, застройщику необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию . Такой вывод следует из части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет:
К заявлению приложите:
После получения разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию передача объекта, построенного по инвестиционному договору на строительство объекта, оформляется актом приемки-передачи.
Для передачи законченного строительством объекта можно составить акт в произвольной форме. Для этого в качестве образца могут быть использованы акты приемки по формам № КС-11 и № КС-14 , которые утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а .
Форма № КС-11 обязательна?
Документирование приемки объекта
Действительно, в применении форм есть некоторая неясность. Попробуем разобраться, какие документы необходимы в приведенной ситуации.
К законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке ( , утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160).
Приемка объектов оформляется первичными учетными документами, к которым относятся унифицированные формы (утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а):
- акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11);
- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).
Обе формы актов подтверждают приемку законченного строительством объекта и являются основанием для оплаты работ их исполнителю (см. разд. 5 Указаний ... в постановлении № 71а).
При этом форма № КС-11 подписывается при приемке объекта у исполнителя работ только представителями заказчика на основании документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также на основании заключений органов надзора.
Форма № КС-14 применяется в случае, когда приемку объекта осуществляет приемочная комиссия, состав которой назначается либо заказчиком - при приемке объекта от исполнителя (подрядчика),либо инвестором - при приемке объекта от заказчика. Кроме того, данная форма является основанием для зачисления объекта в состав основных средств.
В Градостроительном кодексе РФ (подп. 4, 5 п. 3 ст. 55) предусмотрено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий орган власти (федеральной, региональной или местной), выдавший разрешение на строительство, с заявлением. К нему нужно приложить в том числе и акт приемки объекта капстроительства. Заметим: требований к форме акта кодекс не содержит.
Из документов прилагаемых к ответу:Итак, для передачи объекта на баланс городу надо составить одну из форм: либо № КС-11, либо № КС-14 (если создается приемочная комиссия).Или вначале строительная компания регистрирует право собственности на себя, а затем по акту формы № ОС-1а передает его городу. Тогда форма № КС-11, по мнению автора, не нужна.Таким образом, вопрос о применении той или иной формы акта приемки законченного строительством объекта должен решить заказчик (инвестор) строительства. В зависимости от принятого им решения и будет оформлен соответствующий акт: либо по форме № КС-11 (если комиссия не создается), либо по форме № КС-14 (если объект принимается приемочной комиссией).Зачем в таком случае нужно оформлять еще и КС-11, если можно оформить один акт - КС-14?
Согласно Письму Федеральной службы государственной статистики от 31 мая 2005 г. N 01-02-9/381 для приема объекта в эксплуатацию применяются оба акта – КС-11 И КС-14. Основное отличие по форме данных документов (КС 11 и КС 14) связано с тем, что КС 11 составляет заказчик и исполнитель, а КС 14 - исполнитель и приемочная комиссия.
Вмести с этим с 2013 года использование унифицированных форм первичных документов не обязательно. Поэтому стороны вправе договориться о любом, достаточном для подтверждения, документообороте. Таким образом, Вы вправе установить в договоре, что для подтверждения работ используются КС-2, КС-3 и КС-14.
Обоснование
Из правовой базы
Письмо Росстата от 31.05.2005 № 01-02-9/381
О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации № КС-2, КС-3 и КС-11
Вопрос
Организация занимается строительством. Просим дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Порядок заполнения унифицированных форм № КС-2 и КС-3 , утвержденных в случаях, когда стоимость работ, выполняемых подрядчиком, определена в твердых договорных ценах и расчет производится в пределах договорной цены.
2. Письмо Госстроя России от 09.07.93 № БЕ-19-11/13 "О временном положении по приемке законченных строительством объектов". Документ утратил силу. Каков в связи с этим порядок заполнения формы № КС-11 ?
3. Допускается ли заполнение форм № КС-2 , КС-3 , КС-11 в условных денежных единицах?
Федеральная служба государственной статистики разъясняет.
1. Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации № КС-2 и КС-3 .
В соответствии с указаниями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ форма № КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" , утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100 , применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" , утвержденная вышеуказанным постановлением.
Применение вышеуказанных унифицированных форм юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность в отраслях экономики, является обязательным.
Если по договору подряда стоимость поручаемых подрядчику строительных или ремонтных работ определяется согласованной в договоре фиксированной ценой и расчеты за выполненные работы и затраты производятся в пределах указанной твердой договорной цены, реквизиты, относящиеся к единичным расценкам, в форме № КС-2 не заполняются (гр.4 "Номер единичной расценки" и гр. 7 "Выполнено работ; цена за единицу, руб."), в них проставляется прочерк.
При этом все остальные графы, в том числе графа 3 "Наименование работ", графа 5 "Единица измерения" (наименование измерителя, например, кв.м, куб.м, т, шт. и т.п.), графа 6 "Выполнено работ; количество" (в соответствующих единицах измерения физического объема выполненных работ) и графа 8 "Выполнено работ; стоимость, руб." заполняются в установленном порядке. Одновременно сообщаем, что заполнение показателя количества в графе 6 в процентах не допускается.
2. Порядок применения унифицированной формы первичной учетной документации № КС-11 .
Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100 в составе альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве утверждены две формы актов приемки объектов в эксплуатацию: "Акт приемки законченного строительством объекта" (форма № КС-11) и "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией" (форма № КС-14) . Форма № КС-11 была разработана во исполнение Временного положения по приемке законченных строительством объектов, введенного письмом Госстроя России от 09.07.93 № БЕ-19-11/13, которое предусматривало приемку объектов на основании предоставления перечня специальной документации.
В связи с обновлением законодательства, действующего в данной области правоотношений, Временное положение отменено (письмо Госстроя России от 31.10.2001 № СК-5969/9). Порядок применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов изложен в . При этом унифицированная форма № КС-11 Госкомстатом России не отменялась.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем при заполнении формы после слов "руководствуясь Временным положением по приемке законченных строительством объектов" дописать "(отменено)" и дополнить реквизит ссылкой на действующие нормативные документы (территориальные строительные нормы, СНиП 10-01-94, 3.01.04-87 и пр., приведенные в письме Госстроя России от 05.11.2001 № ЛБ-6062/9), на основании которых, согласно установленному порядку, производится приемка объекта в эксплуатацию.
3. Заполнение унифицированных форм первичной учетной документации в условных денежных единицах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 № 835 "О первичных учетных документах" разработка и утверждение унифицированных форм первичной учетной документации возложены на Госкомстат России в целях реализации требований Федерального закона от 21.11.98 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" . Согласно Закону (п.1 ст.8) , "бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях", соответственно в унифицированных формах денежный измеритель (цена, стоимость и пр.) предусмотрен в рублях. Применение в утвержденных Госкомстатом России унифицированных формах первичной учетной документации условных денежных единиц является неправомерным.
Начальник Управления организации
Несмотря на то, что федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменил необходимость применения в ряде случаев унифицированных форм, сдача-приемка законченного объекта строительства до сих пор осуществляется с помощью актов, утвержденных Госкомстатом РФ.
Эти акты удобны всем сторонам сделки, а потому не выходят из делового и бухгалтерского оборота.
Все строительные работы подчиняются нормам гражданского законодательства РФ, в частности, его главе 37, параграфу о строительном подряде.
На основе ст.743 ГК РФ первоначально на объект оформляется :
Сдача заказчику объекта , по которому закончены все работы, производится в соответствии с нормами ст.753 ГК РФ:
Форма данного акта в Гражданском Кодексе РФ не предусмотрена. Поэтому на практике используются старые формы, которые до 2012 года признавались унифицированными:
Оба акта утверждены Госкомстатом РФ в Постановлении от 30.10.97г. №71-а. Применение указанных форм, которое стало не обязательным из-за вступления в силу закона о бухучете №402-ФЗ, теперь должно быть оговорено непосредственно в заключаемом договоре.
Стоит отметить, что акт о приемке объекта, по которому закончено строительство, должен подписываться заказчиком только после того, как он провел необходимые обследования, контрольные испытания и иные проверки.
К акту о сдаче-приемке работ должны быть приложены документы , которые подтверждают готовность сдаваемого объекта к эксплуатации, в частности:
Состав сопровождающей сдачу-приемку объекта документации регламентируется распорядительными нормативными актами субъектов РФ.
Данный документ является основополагающим в процессе приемки и сдачи завершенного строительства. Его обязательное оформление оговорено в Гражданском Кодексе РФ в статье 753.
С помощью этого документа:
Исходя из последних двух утверждений, акт приемки завершенного строительства имеет большое значение для целей бухгалтерского и налогового учетов:
Таким образом, без акта завершенное строительство не считается признанным и принятым.
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего
это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь
, как это стало просто!
Прежде всего, стоит напомнить, что поскольку указанные формы не являются теперь обязательными, их применение для конкретных объектов должно быть оговорено в договоре строительного подряда. Но какую из форм следует применять?
Госкомстат РФ в своем Постановлении №71-а от 30.10.1997г. утвердил два практически идентичных документа – КС-11 и КС-14, – которые используются для принятия полностью завершенного строительства.
Однако у данных документов есть существенные различия , которые определяют их сферу и порядок применения:
Акт КС-14 составляется тогда, когда действующим законодательством (ст.753, ГК РФ) прием объекта возможен только при наличии соответствующей комиссии, состоящей из представителей следующих надзорных органов:
Во всех остальных случаях используется форма КС 11.
Акты оформляются по той форме, которая утверждена сторонами в договоре.
И для этого, как правило, используются именно формы КС-14 либо КС-11, которые утверждены 30.10.97г.в Постановлении Госкомстата РФ №71а. Эти акты составляются не на отдельные этапы стройки, а на приемку законченного объекта.
Составляются акты на бумажном носителе и в том количестве экземпляров, которое отвечает числу участвующих в сделке сторон или иным условиям (обычно не менее 2-х экз.).
Подписание документов производится:
Оформление
актов осуществляется:
Введение в эксплуатацию построенного объекта, который принят заказчиком, регистрируется заказчиком (т.е. пользователем данного объекта) в органах местной исполнительной власти и в том порядке, какой ими установлен для подобных случаев.
Акты служат основанием для расчетов с исполнителем работ.
Прежде всего, стоит отметить, что официальных разъяснений по поводу заполнения актов формы КС нет.
Но на практике при их заполнении учитывается следующее :
Акты формы КС 11 и 14 предназначены для окончательного приема объекта. Они не заполняются при поэтапной сдаче работ. Объект, завершенный строительством, считается принятым, если подписаны именно эти акты (не конкретно такой формы).
Кроме того, они являются основанием для:
Что касается таких документов, как КС-2 и КС-3 , то они оформляются на поэтапную сдачу работ, если такая сдача предусмотрена в подрядном договоре. Кроме того, указанные формы используются и тогда, когда при возведении объекта на отдельные виды работ привлекаются субподрядчики. И без этих промежуточных форм также нельзя признать расходы в учете и подтвердить фактическую стоимость принимаемого объекта, по которому завершено строительство.
О вводе в эксплуатацию объектов строительства рассказано в следующем видеосюжете:
Бланк КС-14 представляет собой унифицированный акт стандартной формы, посредством которого фиксируется факт завершения строительства конкретного объекта и подтверждается его готовность к переходу в эксплуатационный режим. Отличительной особенностью документа является наличие комиссии, участвующей в приемке объекта, в состав которой включены уполномоченные лица от надзорных структур. В статье расскажем про КС-14 “Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией”, рассмотрим инструкцию по заполнению.
Подготовка КС-14 предполагает обеспечение соответствия намеченного к передаче в эксплуатацию объекта, как требованиям проектных решений, так и определенному набору строительных норм и правил. На основании этого акта принимается решение со стороны контролирующих госструктур в части возможности ввода в эксплуатацию намеченного к данному действию возведенного объекта.
Заполнением бланка занимается непосредственный исполнитель работ. Документ оформляется в таком количестве экземпляров, которого будет достаточно для всех участников сделки: заказчика, инвестора исполнителя, представителей указанной комиссии.
Всеми членами комиссии принятое решение закрепляется с помощью личных подписей в соответствующих графах формы. Здесь же расшифровываются инициалы и должности участников приемки.
В заголовочной части документа содержится информация, касающаяся следующих аспектов.
Описательная часть акта подразделяется на графы, в которых последовательно заполняется информация относительно принимаемого объекта.
Семь первых полей акта заполняются так:
Номер пункта | Пояснения по заполнению |
1 | Информация, касающаяся полного названия объекта, на котором осуществлял строительные мероприятия подрядный субъект, с обозначением подробного адреса расположения. |
2 | Сведения о государственной структуре, которой выдана разрешительная документация на осуществление работ, связанных со строительством. |
3 | Перечень сведений, касающихся компаний-субподрядчиков, непосредственно принимавших участие в процессе строительства конкретного сооружения. В случае отсутствия таковых, соответствующая строка заполнению не подлежит. |
4 | Сведения о названии и регистрационных данных касаемо генерального проектировщика, усилиями которого был разработан комплект проектно-сметной документации на перечень работ по строительству в отношении завершенного сооружения, намеченного к сдаче комиссии. В случае принятия участия в подготовке проекта строительства другими структурами, сведения о них также находят свое отражение в положении данного пункта. При отсутствии последних следует внести отметку о том, что весь пакет проектной документации был изготовлен указанной немногим ранее организацией. |
5 | Документ (реквизитные данные), который послужил основанием для выдачи исходных данных на проектирование. |
6 | Реквизитные данные об организации, которой были утверждены проектно-сметные документы. В роли такового субъекта обычно выступает заказчик строительных работ, реже – инвестиционная компания или прочая заинтересованная фирма. |
7 | Временной период, в течение которого осуществлялся комплекс строительных и монтажных работ (фиксируются конкретные даты начала и завершения процесса стройки с указание месяца и года). |
На данной странице располагается только восьмой пункт, который достаточно объемный для того, чтобы занять целую страницу документа. Отличительным моментом восьмой графы является дифференциация сведений посредством двух таблиц, касающихся предъявляемых объектов в плане их назначения:
Каждый из подразделов имеет табличную часть. В таблице варианта А шесть граф, заполнение которых проводится в следующем порядке:
В таблице варианта Б четыре графы, заполняемые следующим образом:
Сведения раздела затрагивают:
Заполнение граф третьей страницы:
Номер пункта | Пояснения по заполнению |
9 | Проект предусматривает монтаж на объекте определенного набора оборудования в количественном составе, фактически зафиксированном с помощью соответствующего акта на основании проведенного комплекса испытательных мероприятий. В пункте указывается перечень данных актов и ссылка на приложение, где эти документы отражены. |
10 | Комплекс, заключающий в себе системы подачи холодной и горячей воды, а также особенности систем газоснабжения и энергопотребления, что в совокупности позволит обеспечивать на протяжении проектного срока эксплуатации объекта подержание режимов коммуникативного обеспечения в соответствии с требованиями нормативно регулируемых актов и проектной документации. |
11 | Здесь расположена таблица, в которую заносятся следующие основные моменты:
|
12 | Стоимость объекта согласно данным, полученным из проектно-сметных документов (СМР, вспомогательные затраты на конкретный перечень оборудования с инвентарем). |
13 | Суммы окончательной стоимости освоенного комплекса работ (прописывается с помощью цифр), где имеют место дифференцированные данные в части стоимости комплекса строительно-монтажных работ, смонтированного оснащения, затрат на вспомогательные инструменты, а также инвентарь. |
14 | Ссылка в сторону приложения (точнее его номера), где помещен полный перечень документов, входящих непосредственно в подготовленный акт и являющийся его составным элементом. |
15 | Сведения о дополнительных аспектах и условиях, сопутствующих факту осуществления приемки сдаваемого здания. |
На практике исправления вносятся стандартным образом, зачеркиваются неверные данные и подписываются верные.
Внесенные изменения следует заверить печатью той структуры, которой было инициировано назначение приемочной комиссии, с конкретизирующей пометкой «исправленному верить» и обозначением даты, инициалов и должности лица, выполнившего исправление. Для предотвращения возникновения последствий в дальнейшем, корректировки следует вносить сразу во все экземпляры актов, хранящиеся у всех причастных к объекту организаций.
КС-14 оформляется при приемке и введении в действие законченного строительством объекта. На основании этого акта производится зачисление строительных объектов в состав основных средств.
Форма КС-14 составляется для построенных и вводимых в эксплуатацию объектов недвижимости:
Форма акта КС-14 —это основание для финального расчета заказчика за выполненные исполнителем подрядные работы.
Вам также может пригодиться документ для проведения последующей инвентаризации введенных в действие объектов. Его можно найти .
Построенный объект принимается представителем приемочной комиссии и заказчиком после того, как они обследовали и проверили его. Также перед приемкой изучаются все представленные исполнителем документы, которые должны подтвердить, что построенный им объект недвижимости соответствует не только утвержденному проекту, но и принятым нормам и стандартам, а также что в работе были учтены все заключения надзорных органов.
На основании КС-14 исполнитель подрядных работ составляет статотчетность, которая представляется в установленном порядке. При этом соответствующий объект недвижимости показывается в том отчете, который подается в период его фактического ввода в эксплуатацию. Для регистрации факта ввода пользователь недвижимости или заказчик подрядных работ должен обратиться в органы исполнительной власти по месту нахождения объекта.
Бланк КС-14 заполняется исполнителем в таком количестве экземпляров, чтобы их хватило всем сторонам сделки: заказчику, инвестору, исполнителю, представителям приемочной комиссии. При этом состав указанной комиссии согласовывается заказчиком подрядных работ или инвестором.
Если изучить образец КС-14 (его можно увидеть ниже), то станет понятно, что в форму вписываются реальные цены на работы, которые действовали в текущем году.
К КС-14 должны быть приложены соответствующие документы. Их перечень приведен в не действующем сейчас Временном положении, рекомендованном письмом Росгосстроя от 09.07.1993 № БЕ-19/11-13. После отмены данного положения (письмо Росгосстроя от 31.10.2001 № СК-5969/9) перечень необходимых документов, которые прикладываются к КС-14, утверждается сторонами в подрядном договоре на основании норм действующего законодательства и строительных норм.
Несмотря на то, что форма КС-14 упоминается в альбоме унифицированных форм, утвержденном постановлением Госкомстата от 11.11.1999 № 100, сам бланк документа утвержден другим постановлением этого ведомства — от 30.10.1997 № 71а.
Скачать действующий бланк КС-14 вы можете на нашем сайте.
С 2013 года использовать утвержденные Госкомстатом формы необязательно. Теперь можно разработать свой бланк, но многие специалисты рекомендуют сохранять формат унифицированного документа.
С полным перечнем стандартизированных форм документов можно ознакомиться в нашей статье «Унифицированные формы первичных документов (перечень)»
Для того чтобы не запутаться с тем, какую информацию следует внести в соответствующую графу, рекомендуем изучить образец заполнения КС-14. Его можно также скачать на нашем сайте.