Фиаско рынка регулирующая роль правительства. Проблемы фиаско (провалов) рынка

Но последующее теоретизирование и наблюдение за реальной экономикой привели экономистов-теоретиков к мысли, что предпосылки, требуемые для достижения эффективного равновесия, достаточно легко нарушаемы, поэтому современная экономическая наука в основном изучает ситуации с фиаско рынка. Причины, по которым фиаско рынка является основным объектом современной науки, представлены ниже:

    Это наиболее часто встречающаяся ситуация в реальном мире (в противовес совершенно конкурентной ситуации без внешних эффектов)

    Это более сложная для изучения ситуация, поэтому более интересная (все простые ситуации были изучены раньше)

Само по себе «фиаско» рынка - это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

Критика

Экономисты австрийской экономической школы полагают, что фиаско рынка на самом деле не существует и проблема решается с помощью чёткой фиксации прав собственности на те или иные ресурсы.

Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.

Рыночный механизм безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато острыми социальными конфликтами. Следует также учитывать, что свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это ведет к фактическому фиаско рынка. Профессор А.Я. Лифшиц подчеркивает: «Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней - монополизма, инфляции и спадов деловой активности».

Существенные недостатки рыночного механизма требуют государственного регулирования экономики. Ставка только на рыночное саморегулирование может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос само существование общественной системы.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Государственное воздействие на микро- и макроэкономику представляет собой целенаправленную систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, имеет свои способы, формы, методы и инструменты.

Государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Таким образом, тема работы является актуальной.

1 «ФИАСКО» РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1.1 Понятие фиаско (провалов) рынка

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «провалов», недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название «рыночных провалов». Они характерны и для условий совершенной конкуренции – «идеального» рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. 1.2 Разновидности рыночных фиаско

Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства:

1 Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

2 Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.

3 Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4 Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

5 Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.

6 Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста.

7 Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.

8 Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.

Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.

Таким образом, основными сферами деятельности государства в экономике являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживания макрэкономических колебаний, полтика поддержания доходов. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации транзакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма.

1.3 Инструменты государственного регулирования

Инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

Налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

Государственные инвестиции и субсидии;

Учетная ставка процента, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

Государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

Государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

Прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

Целевые социально-экономические и научно-технические программы;

Хозяйственное законодательство и т.п.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Не менее важной является денежная политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).

Любое государство проводит определенную социальную политику. Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.

Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциация налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, налоговых сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В тоже время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Государство осуществляет торговое и валютное регулирование. Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.

Все инструменты тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Изменение в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действуют изолировано от других.

При этом в рыночной экономике к инструментам, формам и методам регулирования обычно предъявляются определенные требования:

1 Недопустимы любые действия государства, серьезно разрушающие рыночный механизм саморегулирования: тотальное директивное планирование, натуральное распределение инвестиционных и потребительских товаров (фонды, купоны, талоны), административный контроль над ценами на конкурентных рынках и т.п.

2 Воздействие на рынок должно осуществляться в основном все же косвенными, экономическими методами.

3 И экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и тем более не заменяя рыночные стимулы в соответствии с принципом «не помешай рынку».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

Помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства велика.

Государственное вмешательство в рыночную экономику растет в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить последствия внешних эффектов. Этих сфер становится все больше и больше, и тем сложнее становятся формы государственного вмешательства в экономические процессы.

В рыночной экономике государственное регулировании играет вспомогательную роль, оно строится на основе принципа «необходимости» и только в тех сферах, где действие рыночных регуляторов в силу различных причин неэффективно.

Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования относится государственный сектор экономики. К косвенным мерам относятся инвестиции, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование импорта и экспорта. Таким образом, средства или методы государственного вмешательства подразделяются на административные и экономические.

В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны - не разрушить эту систему излишним воздействием.

Государство создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.

Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

По предмету: Государственное регулирование экономики

Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики.

"Фиаско рынка" и "фиаско государства"

Преподаватель:

Работа выполнена:

Специальность ГМУ

Группа № 443

Челябинск 2009

Введение

Экономические функции государства

"Фиаско" рынка - государственное регулирование

"Фиаско" Государства

Заключение

Список литературы

Введение

Экономика большинства современных государств - это смешанная экономика, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством. Как говорят, "невидимая рука" рынка дополняется "видимой рукой" государства.

При этом под государством понимается "набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином "общество".

Начиная с 30-х годов ХХ века, когда началось активное вмешательство государства в экономику, вопросы целесообразности такого вмешательства, границы участия государства в экономических процессах, методы и инструменты государственного воздействия на экономику становятся центральными проблемами, занимающими экономистов-теоретиков. В ХХ веке были созданы многочисленные экономические концепции, отвечающие на эти вопросы.

Характеристика роли государства в современной, смешанной экономике рассмотрим в данной работе.

Экономические функции государства

Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.

Современная рыночная экономика - это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.

Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с "провалами" (фиаско) рынка - случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. Напомним, что к "провалам" рынка относят:

монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции);

неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;

нерациональное распределение ресурсов общества;

отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;

отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;

неравномерность в распределении доходов;

нестабильность макроэкономического развития и др.

"Провалы" рынка, а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошлом социалистической системой, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.

Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества - основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.

"Фиаско" рынка - государственное регулирование

Экономические функции государства (формы экономической деятельности государственных органов) весьма многообразны. Среди них можно выделить:

Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы (определение "правил игры" для экономических субъектов). Принятие государством законов, защищающих права собственности, регулирующих отношения между предпринимателями и наемными работниками, предпринимателями и государством, обеспечивающих соблюдение контрактов и т.п., является залогом нормального функционирования рыночной экономики. Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательство дает возможность хозяйствующим субъектам осуществлять свободный выбор, планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство способствует минимизации транзакционных издержек, что ведет к более рациональному распределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями;

Защита конкурентной среды. Ограничение конкуренции, монополизация рынков снижают эффективность распределения ресурсов, ведут к чистым потерям общества. Именно в силу антиобщественного характера деятельности монополий государство проводит антимонопольную политику, направленную на недопущение возникновения монополий или на борьбу с уже имеющимися монополиями. При этом борьба с искусственными монополиями сочетается с регулированием деятельности естественных монополий.

Поскольку рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе, постольку перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства.

Охрана окружающей среды. Рынок не имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охране окружающей среды. Их цель - максимизация прибыли - приходит в противоречие с необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство.

Финансирование фундаментальной науки, образования, медицинского обслуживания и т.п. В условиях современной НТР, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, государственное финансирование фундаментальной науки, субсидирование развития современных наукоемких производств стало необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Это же касается и образования. Под влиянием НТР принципиально изменилась роль человека в производстве, на первый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие способности. В этих условиях объективной необходимостью стало наличие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения, обеспечить развитие которых в состоянии только государство.

Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей (полной занятости, стабильных цен, постоянного экономического роста) с помощью только рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства.

Корректировки рыночного распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов, и финансирование производства или непосредственное производство общественных благ.

К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.

Экстерналии - это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц - лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене.

Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты.

Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.

Важная функция государства в рыночной экономике - производство общественных благ. Напомним, что особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.

Затраты на производство общественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуется все общество. Поскольку доходы государства формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует.

Наряду с приведенной классификацией функций государства существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсон в качестве функций государства называет:

эффективность - содействие эффективному распределению ресурсов общества;

справедливость - деятельность государства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;

стабильность - осуществление мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких масштабах (кейнсианцы). Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы).

Отсюда - ограничение сфер государственного участия, ориентация на преимущественно экономические методы воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий, концентрация внимания на решении социальных и экономических проблем и др.

Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория "невмешательства", нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Который показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.

Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

"Фиаско" Государства

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной "медали" - смешанной экономики.

При этом сочетание рынка и государства в разных странах может быть разным.

Заключение

1. Возникновение монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция, кризисы - все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике. Цель деятельности государства в рыночной экономике - смягчить негативные последствия действия рыночного механизма, компенсировать "провалы" рынка. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления. Государство воздействует на рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и, во-вторых, экономически: прямо - выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно - регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. В зависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различают разные модели рыночной экономики.

Определите величину национального дохода в прогнозном году, если:

величина ВВП должна составить 735 млрд. долл.

амортизация основного капитала - 56 млрд. долл.

трансфертные социальные платежи государства - 28 млрд. долл.

косвенные налоги - 145 млрд. долл.

Национальный доход - это совокупный доход страны, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). Принято исчислять Н. д. страны как часть валового национального продукта за исключением амортизационных отчислений (износ основных фондов) и косвенных налогов. Другим методом определения величины Н. д. является суммирование: заработной платы; промышленной и торговой прибыли; процента на вложенный капитал; земельной ренты и доходов домашнего хозяйства.

Значит, исходя из данных задачи, мы можем вычислить:

величина ВВП - амортизация основного капитала - косвенные налоги =

национальный доход.

Т. е. - 735 - 56 - 145= 534 млрд. долл.

В прогнозном году национальный доход составит 534 млрд. долл.

Список литературы

1. Пикулькин А.В. П32 Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 399 с.

2. Наумов С.Ю. Осипова И.Н. Подсумкова А.А. Система государственного управления: Учебное пособие. 2008. - 304с.

3. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., "Курс экономической теории", Киров, "АСА", 1995 г.

4. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории", Москва, "Владос", 2003 г.

5. Артемова Л.В. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник от А до Я, 2000.

6. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., "Введение в рыночную экономику", Москва, "Высшая школа", 1995 г.

Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства:

1 Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

2 Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.

3 Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4 Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

5 Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.

6 Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста.

7 Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.

Экономики большинства стран мира являются смешанными, в которых регулирующие функции осуществляет как сам рынок, так и государство. Именно фиаско рынка и некоторые внешние факторы обусловили активное участие государства в процессах экономической жизни. Любое правительство во все исторические периоды всегда выполняло экономические функции (сбор налогов и пошлин, защита собственности, организация денежных потоков), но только в ХХ в. функции и роль государства очень сильно изменились. Государственный сектор в условиях рыночной экономики производит значительную часть национального продукта. Правительство регулирует экономические процессы и перераспределение доходов. Несовершенство рынка нередко сказывается на всей экономике страны, и весь рыночный механизм перестает обеспечивать эффективное распределение разных ресурсов в обществе. Для недопущения кризисов в экономической сфере необходимо усиление роли государства в контролировании большей части ее процессов.

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско ("осечки", "провалов", недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название "рыночных провалов". Они характерны и для условий совершенной конкуренции - "идеального" рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.

Фиаско рынка - это его провал, когда нарушаются все механизмы нормального функционирования экономики. К нему могут привести следующие причины: нерациональное распределение имеющихся ресурсов; монополизация экономики (в этом случае преобладают рынки с несовершенной конкуренцией); неспособность субъектов рынка к охране окружающей среды и сохранению трудновоспроизводимых ресурсов; отсутствие интересов рынка в производстве различных общественных благ; неравномерное распределение доходов; отсутствие механизмов, которые учитывают внешние эффекты; нестабильное макроэкономическое развитие.

Стремясь к достижению эффективной рыночной экономики, государство проникает в хозяйство и осуществляет меры экономического и административного характера, которые обеспечивают условия достижения главных макроэкономических целей. Фиаско - это внедрение государственного регулирования в экономические процессы. Оно выполняет следующие экономические функции: обеспечение необходимой правовой базы, согласно которой будет эффективно функционировать рыночная система. Принятие законов, которые защищают права собственности, регулируют отношения между рабочей силой и предпринимателями, правительством и предпринимателями, а также обеспечивают соблюдение контрактов, является залогом эффективного функционирования экономики. Обязательное, обоснованное, устойчивое для всех участников процесса законодательство предоставляет возможность всем хозяйствующим субъектам делать свободный выбор и планировать деятельность. Осуществляя эту функцию, правительство способствует сокращению транзакционных издержек, что ведет к наиболее рациональному распределению ресурсов; охрану окружающей среды с целью экологической защиты всей среды обитания людей; защиту конкурентной среды. При ограничении конкуренции и повышении уровня монополизации рынков снижается эффективность перераспределения ресурсов, что ведет к чистым потерям всего общества. По этой причине государство проводит активную антимонопольную политику, которая направлена на недопущение создания новых и на борьбу с имеющимися монополиями. Борьба с так называемыми "искусственными монополиями" проводится наряду с регулированием хозяйствования естественных монополий; контроля над ценами на определенные группы товаров; определения минимальных уровней оплаты труда, пособий, пенсий и компенсаций; обеспечения определенного уровня образования и здравоохранения; стабилизации и стимулирование экономики; корректировки оптимального распределения ресурсов и общественных благ.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Разновидности рыночного фиаско:

  • 1. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.
  • 2. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.
  • 3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.
  • 4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.
  • 5. Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.
  • 6. Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста. Постепенное становление постиндустриального общества сопровождается сегодня возникновением новых функций государства в данной области: принятие им на себя обязательств в области образования, формирования и поддержки новых направлений фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий и т.д.
  • 7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.
  • 8. Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.

Фиаско рынка зачастую приводит к фиаско государства. Это происходит в том случае, когда оно не может обеспечить оптимальное для общества перераспределение и использование ограниченной ресурсной базы. По этой причине принимая определенные меры по устранению фиаско рынка, государство должно тщательно следить за всеми возможными последствиями предпринятых действий и корректировать их согласно конкретной политической и социально-экономической ситуации в стране.

Определение выявленных мировым хозяйственным опытом разновидностей рыночного фиаско, а затем и уточнение связанных с ними функций правительства позволяет зафиксировать минимальную и максимальную границы государственной интервенции в социально-экономическую жизнь. Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.

рыночный фиаско экономический производство

Список литературы

  • 1. История экономических учений: Учеб. пособие для студентов вузов / В.С. Автономов, О.И. Ананьин, Н.А. Макашева и др.; Под ред. В.С. Автономова и др. М.: ИНФРА-М, 2006. - 783 с.
  • 2. Лившиц А. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. 1992. №11. С. 123-125
  • 3. Попов Р.А. Антикризисное управление: учебник для вузов / Р.А. Попов. - М. : Высш. шк., 2003.-429 с.
  • 4. Чепурин М. Н. и другие. Курс экономической теории: учебник - 5-е дополненное и переработанное издание - Киров: "АСА", 2004 г. -832 с.
  • 5. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В. Д. Камаева. - 7-е изд., перероб. И доп. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.
  • 6. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой - М.: Инфра - М, 2002 - 714 с.
«Провалами» рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения.
Важно подчеркнуть, что эти неоптимальные или нежелательные решения являются не следствием ошибок субъектов рынка или действия каких- либо посторонних причин, а результатом действия именно самого рынка.
Выделяя основные фиаско рынка, экономисты в своих рассуждениях исходят из того, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому основная причина необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно провалами рынка, формирующие соответствую-щие функции государства.
Выделим те социально-экономические проблемы, которые не подвластны рынку.
А.Я. Лившиц вычленяет две группы сфер, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требует государственного вмешательства.
В первую он включает три подгруппы сфер хозяйствования, которые образуют минимально необходимые границы регулирования рынка.
1. Сфера снабжения экономики нужным количеством так называемых центральных денег (рублей, гривен, долларов и т.д.).
Рынок, его система свободного предпринимательства способен по своей сути формировать спрос на деньги. Но предложение денег, его необходимое количество определяет государство через Центральный банк страны. На рынке центральных денег (рублей, долларов и т.п.) государство выступает в роли монополиста (эмитентом чеков и иных денежных заменителей выступают коммерческие банки).
Следовательно, первая и ведущая функция государства - это организа-ция денежного обращения в стране.
2. Неспособность рынка производить общественные блага, т.к. не все блага могут быть оценены рынком. Механизм спроса и предложения не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе. Другими словами, суще-ствуют такие потребности, которые невозможно измерить в прямой стоимостной оценке (в деньгах) и превратить в спрос. Речь идет об услугах общего, коллективного пользования, потреблять которые можно не неся на то затрат: государственном управлении, хлорировании питьевой воды, вакцинации, внешней и внутренней безопасности, функционирование су-дебных органов и т.д. Причем, эти блага не имеют ничего общего с при-родными свободно доступными благами.
Эта группа благ бесплатна и доступна всем членам общества (кроме «условных общественных благ», которые имеют некоторую зависимость от количества пользователей, например, частота вызовов в службе «скорой помощи»), потребление имеет коллективный характер, финансирование производства этих благ осуществляется государством через (прогрессивную) налоговую систему.
Из концепции общественных товаров были сделаны следующие выводы для экономической политики государства.
Во-первых, поскольку гражданин покупает общественный товар по цене, равной налогу, то необходимо поддержание равновесия между доходами и расходами государственного бюджета, который формируется из налогов.
Во-вторых, структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары, иначе этот спрос не будет удовлетворен.
Практическая значимость этих выводов в том, что функционирование рынка общественных благ само по себе в условиях рынка невозможно, по-этому необходимо действие государственной функции эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах.
3. Рыночный механизм порождает внешние эффекты (экстерналии - externalities) . Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства. (По мнению ряда экономистов проблема внешних эффектов решения не имеет).
Рыночный характер производства и потребления формирует своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты зачастую нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение экономических ресурсов. Поэтому политика по отношению к внешним эффектам также является важной функцией государства. При этом государство обеспечивает псевдорыночное равновесие, переводит отрицательные внешние эффекты в положительные и как бы выправляет несовершенство рынка, у которого нет стимулов для сохранения природы, окружающей среды.
Во вторую группу А. Лившиц включает другие сферы хозяйствования. Образующие максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.
Механизм рынка одновариантен с точки зрения доходов. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений, социальных ценностей, перераспределения доходов также крайне необходимо. Ибо любой экономический рост имеет смысл лишь тогда, когда он направлен на процветание нации.
Перераспределение дохода и богатства связано с тем, что рынок признает справедливыми доходы, полученные только в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства и в зависимости от эффективности их использования.
Но в обществе есть лица неимущие, нетрудоспособные и безработные, которые не могут получать доходы на основе распоряжения «отсутствующими» средствами производства. Кроме того, существуют и владельцы факторов производства, но рыночное распределение доходов по своей природе не может гарантировать минимальный уровень доходов. Наконец, те лица, которые заняты производством общественных благ, могут рассчитывать только на заботу государства, а не рынка.
Следовательно, то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Поэтому государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов.
Для рыночно развитых стран понадобилось время, испытание социальных конфликтов, чтобы прийти к общественному согласию в сфере пере- распределения доходов через налоговую систему. Иначе в конечном итоге будет снижаться эффективность экономики.
Определение приоритетов макроэкономического развития, необходимо определять, что важно для нужд сегодня и сколько на то потребуется ресурсов, как быстро последует отдача. Особенно важно то, что рынок не обеспечивает устойчивость макроэкономического равновесия, в особенности между инвестиционным спросом и предложением, а также - в сфере занятости. Рынок внутренне неустойчив, для него характерен циклический характер воспроизводства.
Так, механизм рынка не способен автоматически реализовать право на труд (только для желающих работать). Заметим, что обеспечение этого права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами.
Кроме того, для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, т.е. безработица неизбежна. Все вместе взятое обя-зывает государство регулировать рынок рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Приближая этот показатель к естественной норме безработицы, т.е. к такому уровню, который обеспечивает оптимальное использование труда.
Отсюда - необходимость вмешательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия, имеет вполне очевидный характер.
Право на жизнь. Рынок не может реализовать это право, т.е. на получение дохода, который обеспечивал бы нормальное воспроизводство рабо-чей силы. Эту задачу решает государство через механизм контроля
минимальной заработной платы;
прожиточного минимума;
пособия по безработице;
выплат многодетным матерям и т.д.
Рыночной системе, поскольку она ориентирована на прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации. Это препятствует эффективному распределению ресурсов. Поэтому в целях сохранения механизма ценовых сигналов, рынка в целом, государство проводит антимонопольную, антиинфляционную и антикризисную политику.
Развитие фундаментальных научных исследований связано с затратами значительных инвестиций, длительного срока окупаемости и высоким уровнем риска, неопределенностью в отношении прибыли.
Решение этих проблем рыночный механизм отторгает из-за своей ориентации на прибыль, поэтому реализация этих проблем находится также в руках государства.
Рыночный механизм не решает региональные проблемы во всей их совокупности (экономические, демографические, социальные, экологические и др.). В таких случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику.
Механизм рынка не в состоянии реализовать национальные эконо-мические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование внешнеэкономической деятельности, сохранение достижений национальной конкуренции и преимущества в мировой экономике со стороны государства - объективная необходимость.
Кроме перечисленных провалов рынка несомненно следует выделить и другие несостоятельности рынка, связанные с кумулятивными процессами.
Классическая теория рынка утверждает, что после любого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям. В результате чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает порочный круг, повторяющий воспроизводство кри-зиса. В итоге нарушенное общехозяйственное равновесие может быть усугублено кумулятивными процессами. Следовательно, существует необхо-димость регулировать экономическую деятельность для достижения поставленных задач нации (не подменяя рынок), главным образом, воздействуя на совокупный спрос и совокупное предложение.
Хозяйственный рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре. Когда сокращается производство, то происходит отмирание старых отраслей. Возникают новые отрасли - носители НТП. Рыночный механизм способствует этим изменениями. Однако их осуществление может затянуться и надолго нарушить равновесие, вызвать серьезные про-блемы с занятостью, платежным балансом. И здесь без эффективной государственной политики могут возникнуть кризисные явления с кумулятивным эффектом.
Этот же эффект наблюдается при формировании региональных про-порций размещения капиталовложений, дохода и занятости. Постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на неболь-ших территориях за счет других районов основывается в значительной степени на рыночных механизмах. В относительно слаборазвитых регионах хуже условия заработка и инвестиций. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, в месте с ним уменьшается стимул к капиталовло-жениям, несмотря на относительно низкие заработную плату и цену на землю. Разрешение или смягчение этого противоречия без государственных регулирующих мер едва ли возможно.
Существует еще одна группа функций государства родового значения - это разработка и утверждение правовых основ экономики, т.е. государство в лице своих парламентариев и правовых структур определяет нормы, законы; государство обеспечивает каналы обмена информацией, разрабатывает стандарты мер и весов, создает каналы физического движения товаров и услуг (площадки для торгов и т.д.).
Провалы и несовершенство рынка делают государственные меры, об-щественный контроль составным элементом экономического порядка. Отсюда, кстати, вытекает, что этика должна быть неотъемлемой частью экономической теории.
Но «проваливается» и государство, оно также далеко не совершенно. Поэтому такой видный ученый как Дж. М. Кларк и ряд других авторитетных теоретиков общественно-экономической мысли отводят государству очень ограниченную роль, поскольку государство, по их мнению, пред-ставляет собой весьма «неуклюжий», а порой и опасный механизм, поэто-му возлагали надежды на другие компоненты общественного сектора, такие как рост коллективного сознания и добровольное применение принципов сотрудничества. По сути, в первой половине ХХ в. шло зарождение общественного сектора, смешанной экономики. Рассуждения американца Дж. М. Кларка об обществе и экономике представляются, на наш взгляд, очень полезными, так как они послужили основой для разработки в дальнейшем различных теорий, связанных с реализацией функций общественного сектора по распределению ресурсов общества и распределения дохо-дов.
Следовательно, нельзя утверждать, будто все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате го-сударственного регулирования.
Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу. Что именно в силу экономических причин существуют политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства.
Дж. Ю. Стиглиц выделил четыре основные причины, обусловливаю-щие систематическую несостоятельность государства:
1. Недостаточная информированность. Результаты многих действий трудны для осознания и непредсказуемы. Когда, например, федеральное правительство США приняло программу обновления городов, оно не ожидало, что это решение могло повести к уменьшению предложения жилья, доступного для бедных. Соответственно, правительство не ожидало резко- го увеличения расходов на медицинское обслуживание престарелых, которое последовало за принятием Программы медицинской помощи престарелым. Следовательно, контроль над потоком информации не всегда является достаточно эффективным.
Лучше информированы люди с более высокими доходами, хорошо ор-ганизованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получить малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий будет концентрироваться и формировать группы давления («аграрное лоб-би», «оборонное лобби» и т.п.).
2. Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора. Государство имеет только ограниченный контроль над последствиями своей деятельности, в частности. При демократии, подобной американской, когда власти Нью-Йорка приняли решение о контроле над арендной платой, многие сторонники этой меры проглядели тот факт, что квартиры предлагались отдельными лицами, которые могут обратиться к другим инвестиционным возможностям, если доходы на их инвестиции вдруг упа-дут. Таким образом, приверженцы контроля не смогли предвидеть, что предложение жилья в аренду уменьшится, а качество услуг, предлагаемых владельцами земли, ухудшится. Хотя государство пыталось контролировать такие явления путем производящих сильное впечатление мер в отно-шении владельцев земли, его попытки были успешными только частично и усилили сворачивание предложения жилья в аренду. Чтобы остановить этот процесс, власти Нью-Йорка могли сделать очень немногое, недостаточное для отмены контроля над рентой.
Здесь налицо проявление тенденции непредвиденных последствий: по-пытки правительства дают иные результаты, чем те, на которые рассчитывали политики. Речь идет об явлениях, объясняемых несовершенством анализа, проведенного политиками из-за противоречивой реакции частного сектора.
Ограниченный контроль над бюрократией. Парламент (конгресс) и власти субъектов Федерации (штатов) разрабатывают законодательство, но уполномочивают применять его какое-либо государственное агентство. Оно может потратить значительное время на подготовку детальных правил его применения. От того, как это сделано, зависит действенность законодательства. Агентство может также отвечать за проведение его в жизнь. Например, когда конгресс принял закон о защите окружающей среды, его на-мерение было определенно - сделать так, чтобы фирмы не загрязняли ок-ружающую среду. Но технические детали, в частности определение допустимого уровня загрязнения для различных отраслей промышленности, могут быть оставлены на усмотрение агентств по защите окружающей среды. Чаще всего возникают в течение первых лет многочисленные нарекания в адрес подобного агентства из-за ненастойчивого обнародования и проведения им в жизнь этих мер, что, по сути, сводило на нет стремления конгресса.
Ограничения, налагаемы политическими процессами. Дж. Стиглиц замечает, что даже если бы государство, выбирая между всеми возможными действиями, было превосходно информировано об их последствиях, выбор конкретных мер с учетом политической реальности создал бы до-полнительные трудности. Государственная деятельность затрагивает многих, но решения принимаются только ограниченной группой лиц - выборными представителями. Те, кто принимает решение, должны быть осведомлены о предпочтениях своих избирателей и способными находить какие-то способы их совмещать или выбирать между различными предпочтениями. Часто без достаточных оснований утверждается, что государство ведет себя непоследовательно. При определенных обстоятельствах такая непоследовательность - естественное следствие демократического приня-тия решений. Более того, политический процесс есть реальность, в которой те, кто избирается для заботы об интересах общества, иногда имеют стимулы действовать на благо групп с особыми интересами. Итак, неспособность политиков выполнять то, что, казалось бы, должно быть в интересах общества, оказывается не только результатом алчности или недобросовестности небольшой группы своенравных политиков. Но, возможно, непременным следствием функционирования политических институтов в демократических обществах. Чем больше политических партий, тем большая рассогласованность в выработке и проведении экономической политики.
Также возможно искажение информации о предпочтениях избирателей. Ограничения, налагаемые самим демократическим устройство общества неизбежны. Кроме перечисленных причин провалов государства Н.П. Лукьянчикова дополнительно характеризует ряд других.
Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами.
Экономическая теория дает общую характеристику зависимости из-держек и выгод в государственном секторе экономики. Целесообразность осуществления тех или иных социально-экономических программ сущест-вует до тех пор, пока предельные выгоды превышают предельные издержки. Однако принятие правительством решений в соответствии с указанным соотношением наталкивается на реальные интересы чиновников и по-литиков, часто противоречащие требованиям экономической рациональности: они будут поддерживать только те программы (пусть даже и не эффективные) и проводить такой политический курс, которые дадут больше шансов победить на выборах и закрепиться на существующей должности. Поскольку политикам требуется поддержка избирателей каждые четыре года, они будут голосовать за программы, дающие быстрые выгоды и отложенные издержки, часто трудно определяемые и скрытые.
Недобросовестность государственных служащих. Вмешательство государства в экономику требует существенных расходов, включая прямые затраты на подготовку законодательных актов. Осуществление контроля за их исполнением. Возникают и косвенные издержки - требуются дополнительные специалисты (экономисты, юристы и др.) для составления, изучения и выполнения государственных инструкций, составления отчетной документации. Государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению потенциальных конкурентов в отрасль, т.к. для этого требуются специальные разрешения соответствующих государственных комиссий. По оценкам американских экспертов, государственное воздей-ствие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год.
Не исключено, что члены регулирующих комиссий могут преследовать свои частные интересы, иметь стимул к расширению собственного влияния, поэтому они будут прибегать к не совсем законным методам защиты отрасли от потенциальных конкурентов. Не случайно экономисты либерального направления утверждают, что слишком многие правительственные программы, вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют неэффективности и неравенству на таких рынках, которые могут нормально функционировать без правительственного вмешательства.
Немаловажно и то, что регулирующие агентства иногда из-за отсутствия необходимого уровня квалификации у персонала могут устанавливать невыполнимые нормативы, препятствующие нормальному развитию хозяйственной деятельности, как правило, регулирующие регламентации яв-ляются излишне жесткими, не обеспечивающими автоматической корректировки, что не способствует повышению интенсивности конкуренции.
Поиск политической ренты. Административная неэффективность государственных органов, их мощная защита от конкуренции и поиск политической ренты мешают эффективному принятию решений. Часто возникает эффект особых интересов из-за того, что реализация государственных программ приносит крупные выгоды небольшому числу лиц (политикам, чиновникам, партиям и т.д.) за счет незначительных потерь, которые понесет население в целом или большие группы людей (избирателей). Потенциальные получатели выгоды могут оказать давление на политических деятелей разных рангов для получения поддержки.
Склонность правительства к формированию особых интересов и рен- тоориентированное поведение «вынуждают» правительство поддерживать законопроекты и программы, отвечающие требованиям могущественных группировок (корпораций, торговых объединений, профсоюзов и т.п.). При этом политики понимают, что получат поддержку малой, но влиятельной группы лиц, готовой оказать помощь в финансировании избирательной компании, если поддержать нужную этим лицам программу, независимо от ее экономической и социальной эффективности.
Эффект «односторонней реакции». Согласно теории общественного выбора, существует ограничение свободы граждан при выборе общественных благ, предоставляемых правительством. Часто избирателю приходится «покупать товар с нагрузкой», что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Парадокс в том, что при неэффективном использовании ресурсов государственное учреждение может рассчитывать на получение бюджетных ассигнований. В частном секторе такая ситуация невозможна: при неэффективной деятельности фирмы прекращают свое существование. В отличие от этого, подчеркивает П. Друкер: «Обычная реакция правительства на неудачу - удвоение ассигнований и штатов» . Следовательно, государство способствует воспроизводству неэффективности в возрастающих масштабах, увеличению армии бюрократов и тех, кто извлекает ренту из государственных программ.
Личные интересы чиновников обусловливают тенденцию к расширению подведомственных им государственных учреждений. Важным фактором реализации личных интересов чиновников является эффект «вращающихся дверей», сущность которого заключается в циклической ротации руководителей частных фирм в родственные им государственные организации, и наоборот. Любое регулирующее агентство или комиссия может эффективно осуществлять свои функции, если в его составе будут сотрудники и специалисты из профильных компаний. Скорость «вращения две-рей» растет из-за большого (подчас десятикратного) расхождения в уровнях дохода между государственными структурами. Служба в государственном учреждении выступает как своеобразный трамплин, служащий, во- первых, для накопления человеческого капитала и, во-вторых, для последующей более доходной работы в частной компании. Поэтому чиновники в процессе государственной службы нередко проявляют благосклонность к регулируемым компаниям, надеясь в дальнейшем получить в них выгод-ные посты.
К фиаско государства ведет также несовместимость во времени, когда вырабатывается и принимается какие-либо решения.
Так, популистские обещания «перед» выборами и «после», когда на-ступает время их выполнения, зачастую прямо противоположны. Существуют и другие подобные ситуации. Другими словами, следует видеть непредвиденные последствия, когда в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками.
Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т.п.
Следовательно, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами фиаско рынка в целом и конкретной экономической ситуацией. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те «провалы», которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном мы можем сказать, что разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом.
Для того, чтобы выработать политику комплексного характера государственные деятели определяют цели объявленной экономической политики, а также те инструменты, какими они для этого располагают.
Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны вы- брать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благо-состояния. На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и т.д.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В- третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предпола-гающей процесс целеполагания.
Существуют две основные формы вмешательства государства в эконо-мику: управление государственными предприятиями; административные (прямые) методы (через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, разработка законодательных актов); и экономические методы государственного регулирования (косвенное вмешательство) с помощью различных мер макроэкономической политики.
Более подробно рассмотрим вторую форму из названных, к числу которой принято относить:
политику регулирования доходов;
налогово-бюджетную политику;
кредитно-денежную политику.