Это наиболее часто встречающаяся ситуация в реальном мире (в противовес совершенно конкурентной ситуации без внешних эффектов)
Это более сложная для изучения ситуация, поэтому более интересная (все простые ситуации были изучены раньше)
Само по себе «фиаско» рынка - это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.
Критика
Экономисты австрийской экономической школы полагают, что фиаско рынка на самом деле не существует и проблема решается с помощью чёткой фиксации прав собственности на те или иные ресурсы.
Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.
Рыночный механизм безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато острыми социальными конфликтами. Следует также учитывать, что свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это ведет к фактическому фиаско рынка. Профессор А.Я. Лифшиц подчеркивает: «Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней - монополизма, инфляции и спадов деловой активности».
Существенные недостатки рыночного механизма требуют государственного регулирования экономики. Ставка только на рыночное саморегулирование может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос само существование общественной системы.
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Государственное воздействие на микро- и макроэкономику представляет собой целенаправленную систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, имеет свои способы, формы, методы и инструменты.
Государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Таким образом, тема работы является актуальной.
1 «ФИАСКО» РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1.1 Понятие фиаско (провалов) рынка
При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «провалов», недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название «рыночных провалов». Они характерны и для условий совершенной конкуренции – «идеального» рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. 1.2 Разновидности рыночных фиаско
Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства:
1 Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.
2 Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.
3 Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.
4 Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.
5 Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.
6 Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста.
7 Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.
8 Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.
Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.
Таким образом, основными сферами деятельности государства в экономике являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживания макрэкономических колебаний, полтика поддержания доходов. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации транзакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма.
1.3 Инструменты государственного регулирования
Инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:
Налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;
Государственные инвестиции и субсидии;
Учетная ставка процента, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;
Государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;
Государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;
Прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;
Целевые социально-экономические и научно-технические программы;
Хозяйственное законодательство и т.п.
Фискальная политика - важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.
Не менее важной является денежная политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).
Любое государство проводит определенную социальную политику. Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.
Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциация налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, налоговых сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В тоже время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.
Государство осуществляет торговое и валютное регулирование. Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.
Все инструменты тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Изменение в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действуют изолировано от других.
При этом в рыночной экономике к инструментам, формам и методам регулирования обычно предъявляются определенные требования:
1 Недопустимы любые действия государства, серьезно разрушающие рыночный механизм саморегулирования: тотальное директивное планирование, натуральное распределение инвестиционных и потребительских товаров (фонды, купоны, талоны), административный контроль над ценами на конкурентных рынках и т.п.
2 Воздействие на рынок должно осуществляться в основном все же косвенными, экономическими методами.
3 И экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя и тем более не заменяя рыночные стимулы в соответствии с принципом «не помешай рынку».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
Помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства велика.
Государственное вмешательство в рыночную экономику растет в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить последствия внешних эффектов. Этих сфер становится все больше и больше, и тем сложнее становятся формы государственного вмешательства в экономические процессы.
В рыночной экономике государственное регулировании играет вспомогательную роль, оно строится на основе принципа «необходимости» и только в тех сферах, где действие рыночных регуляторов в силу различных причин неэффективно.
Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования относится государственный сектор экономики. К косвенным мерам относятся инвестиции, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование импорта и экспорта. Таким образом, средства или методы государственного вмешательства подразделяются на административные и экономические.
В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны - не разрушить эту систему излишним воздействием.
Государство создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.
Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
По предмету: Государственное регулирование экономики
Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики.
"Фиаско рынка" и "фиаско государства"
Преподаватель:
Работа выполнена:
Специальность ГМУ
Группа № 443
Челябинск 2009
Введение
Экономические функции государства
"Фиаско" рынка - государственное регулирование
"Фиаско" Государства
Заключение
Список литературы
Экономика большинства современных государств - это смешанная экономика, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством. Как говорят, "невидимая рука" рынка дополняется "видимой рукой" государства.
При этом под государством понимается "набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином "общество".
Начиная с 30-х годов ХХ века, когда началось активное вмешательство государства в экономику, вопросы целесообразности такого вмешательства, границы участия государства в экономических процессах, методы и инструменты государственного воздействия на экономику становятся центральными проблемами, занимающими экономистов-теоретиков. В ХХ веке были созданы многочисленные экономические концепции, отвечающие на эти вопросы.
Характеристика роли государства в современной, смешанной экономике рассмотрим в данной работе.
Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.
Современная рыночная экономика - это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.
Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с "провалами" (фиаско) рынка - случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. Напомним, что к "провалам" рынка относят:
монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции);
неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;
нерациональное распределение ресурсов общества;
отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;
отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;
неравномерность в распределении доходов;
нестабильность макроэкономического развития и др.
"Провалы" рынка, а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошлом социалистической системой, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.
Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества - основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.
Экономические функции государства (формы экономической деятельности государственных органов) весьма многообразны. Среди них можно выделить:
Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы (определение "правил игры" для экономических субъектов). Принятие государством законов, защищающих права собственности, регулирующих отношения между предпринимателями и наемными работниками, предпринимателями и государством, обеспечивающих соблюдение контрактов и т.п., является залогом нормального функционирования рыночной экономики. Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательство дает возможность хозяйствующим субъектам осуществлять свободный выбор, планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство способствует минимизации транзакционных издержек, что ведет к более рациональному распределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями;
Защита конкурентной среды. Ограничение конкуренции, монополизация рынков снижают эффективность распределения ресурсов, ведут к чистым потерям общества. Именно в силу антиобщественного характера деятельности монополий государство проводит антимонопольную политику, направленную на недопущение возникновения монополий или на борьбу с уже имеющимися монополиями. При этом борьба с искусственными монополиями сочетается с регулированием деятельности естественных монополий.
Поскольку рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе, постольку перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства.
Охрана окружающей среды. Рынок не имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охране окружающей среды. Их цель - максимизация прибыли - приходит в противоречие с необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство.
Финансирование фундаментальной науки, образования, медицинского обслуживания и т.п. В условиях современной НТР, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, государственное финансирование фундаментальной науки, субсидирование развития современных наукоемких производств стало необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Это же касается и образования. Под влиянием НТР принципиально изменилась роль человека в производстве, на первый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие способности. В этих условиях объективной необходимостью стало наличие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения, обеспечить развитие которых в состоянии только государство.
Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей (полной занятости, стабильных цен, постоянного экономического роста) с помощью только рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства.
Корректировки рыночного распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов, и финансирование производства или непосредственное производство общественных благ.
К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.
Экстерналии - это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц - лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.
Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене.
Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты.
Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.
Важная функция государства в рыночной экономике - производство общественных благ. Напомним, что особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.
Затраты на производство общественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуется все общество. Поскольку доходы государства формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует.
Наряду с приведенной классификацией функций государства существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсон в качестве функций государства называет:
эффективность - содействие эффективному распределению ресурсов общества;
справедливость - деятельность государства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;
стабильность - осуществление мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.
Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких масштабах (кейнсианцы). Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы).
Отсюда - ограничение сфер государственного участия, ориентация на преимущественно экономические методы воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий, концентрация внимания на решении социальных и экономических проблем и др.
Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.
Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.
Неоклассическая теория (теория "невмешательства", нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.
Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Который показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.
Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.
Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.
Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.
Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.
Причинами фиаско (провалов) государства может быть:
ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;
несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.
Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной "медали" - смешанной экономики.
При этом сочетание рынка и государства в разных странах может быть разным.
1. Возникновение монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция, кризисы - все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике. Цель деятельности государства в рыночной экономике - смягчить негативные последствия действия рыночного механизма, компенсировать "провалы" рынка. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.
2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления. Государство воздействует на рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и, во-вторых, экономически: прямо - выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно - регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. В зависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различают разные модели рыночной экономики.
Определите величину национального дохода в прогнозном году, если:
величина ВВП должна составить 735 млрд. долл.
амортизация основного капитала - 56 млрд. долл.
трансфертные социальные платежи государства - 28 млрд. долл.
косвенные налоги - 145 млрд. долл.
Национальный доход - это совокупный доход страны, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). Принято исчислять Н. д. страны как часть валового национального продукта за исключением амортизационных отчислений (износ основных фондов) и косвенных налогов. Другим методом определения величины Н. д. является суммирование: заработной платы; промышленной и торговой прибыли; процента на вложенный капитал; земельной ренты и доходов домашнего хозяйства.
Значит, исходя из данных задачи, мы можем вычислить:
величина ВВП - амортизация основного капитала - косвенные налоги =
национальный доход.
Т. е. - 735 - 56 - 145= 534 млрд. долл.
В прогнозном году национальный доход составит 534 млрд. долл.
1. Пикулькин А.В. П32 Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 399 с.
2. Наумов С.Ю. Осипова И.Н. Подсумкова А.А. Система государственного управления: Учебное пособие. 2008. - 304с.
3. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., "Курс экономической теории", Киров, "АСА", 1995 г.
4. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории", Москва, "Владос", 2003 г.
5. Артемова Л.В. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник от А до Я, 2000.
6. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., "Введение в рыночную экономику", Москва, "Высшая школа", 1995 г.
Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства:
1 Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.
2 Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.
3 Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.
4 Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.
5 Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.
6 Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста.
7 Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.
Экономики большинства стран мира являются смешанными, в которых регулирующие функции осуществляет как сам рынок, так и государство. Именно фиаско рынка и некоторые внешние факторы обусловили активное участие государства в процессах экономической жизни. Любое правительство во все исторические периоды всегда выполняло экономические функции (сбор налогов и пошлин, защита собственности, организация денежных потоков), но только в ХХ в. функции и роль государства очень сильно изменились. Государственный сектор в условиях рыночной экономики производит значительную часть национального продукта. Правительство регулирует экономические процессы и перераспределение доходов. Несовершенство рынка нередко сказывается на всей экономике страны, и весь рыночный механизм перестает обеспечивать эффективное распределение разных ресурсов в обществе. Для недопущения кризисов в экономической сфере необходимо усиление роли государства в контролировании большей части ее процессов.
При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско ("осечки", "провалов", недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название "рыночных провалов". Они характерны и для условий совершенной конкуренции - "идеального" рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.
Фиаско рынка - это его провал, когда нарушаются все механизмы нормального функционирования экономики. К нему могут привести следующие причины: нерациональное распределение имеющихся ресурсов; монополизация экономики (в этом случае преобладают рынки с несовершенной конкуренцией); неспособность субъектов рынка к охране окружающей среды и сохранению трудновоспроизводимых ресурсов; отсутствие интересов рынка в производстве различных общественных благ; неравномерное распределение доходов; отсутствие механизмов, которые учитывают внешние эффекты; нестабильное макроэкономическое развитие.
Стремясь к достижению эффективной рыночной экономики, государство проникает в хозяйство и осуществляет меры экономического и административного характера, которые обеспечивают условия достижения главных макроэкономических целей. Фиаско - это внедрение государственного регулирования в экономические процессы. Оно выполняет следующие экономические функции: обеспечение необходимой правовой базы, согласно которой будет эффективно функционировать рыночная система. Принятие законов, которые защищают права собственности, регулируют отношения между рабочей силой и предпринимателями, правительством и предпринимателями, а также обеспечивают соблюдение контрактов, является залогом эффективного функционирования экономики. Обязательное, обоснованное, устойчивое для всех участников процесса законодательство предоставляет возможность всем хозяйствующим субъектам делать свободный выбор и планировать деятельность. Осуществляя эту функцию, правительство способствует сокращению транзакционных издержек, что ведет к наиболее рациональному распределению ресурсов; охрану окружающей среды с целью экологической защиты всей среды обитания людей; защиту конкурентной среды. При ограничении конкуренции и повышении уровня монополизации рынков снижается эффективность перераспределения ресурсов, что ведет к чистым потерям всего общества. По этой причине государство проводит активную антимонопольную политику, которая направлена на недопущение создания новых и на борьбу с имеющимися монополиями. Борьба с так называемыми "искусственными монополиями" проводится наряду с регулированием хозяйствования естественных монополий; контроля над ценами на определенные группы товаров; определения минимальных уровней оплаты труда, пособий, пенсий и компенсаций; обеспечения определенного уровня образования и здравоохранения; стабилизации и стимулирование экономики; корректировки оптимального распределения ресурсов и общественных благ.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.
Разновидности рыночного фиаско:
Фиаско рынка зачастую приводит к фиаско государства. Это происходит в том случае, когда оно не может обеспечить оптимальное для общества перераспределение и использование ограниченной ресурсной базы. По этой причине принимая определенные меры по устранению фиаско рынка, государство должно тщательно следить за всеми возможными последствиями предпринятых действий и корректировать их согласно конкретной политической и социально-экономической ситуации в стране.
Определение выявленных мировым хозяйственным опытом разновидностей рыночного фиаско, а затем и уточнение связанных с ними функций правительства позволяет зафиксировать минимальную и максимальную границы государственной интервенции в социально-экономическую жизнь. Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.
рыночный фиаско экономический производство
Список литературы