Экономика и экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Основные проблемы экономики. Экономика как наука — Гипермаркет знаний

Экономическая теория изучает проблемы, которые касаются всех людей без исключения, поскольку взаимоотношения между отдельными людьми и группами людей в процессе хозяйствования давно стали неотъемлемой частью жизни, так же, как и взаимоотношения человека с природой. А экономические законы давно стали таким же объективными, как и законы физики или химии. Просто действие экономических законов не всегда очевидно.

Каждый знает, что если шагнуть в оконный проем, полетишь не вверх, а вниз, потому что на все тела действует сила земного притяжения. Никому не приходит в голову проверять или опровергать эту истину. С экономическими законами дело обстоит по-иному. Нарушение законов экономики, как правило, ощущается не сразу. Может быть, именно поэтому и возникает желание их нарушать. На первый взгляд кажется, что ничего плохого не произойдет, если, к примеру, напечатать немного побольше денег или чуть-чуть увеличить цену товара. Действительно, в первый момент ничего не произойдет. Но законы экономики нельзя обмануть. Пройдет время, и лишние выпущенные деньги приведут к росту цен, а необоснованное увеличение цены товара приведет к тому, что спрос на него упадет.

Нарушение, которое когда-то произошло, вызовет цепную реакцию и придется приложить немало усилий для того, чтобы исправить положение. Поэтому давайте уважать законы, которые изучает экономическая теория.

В основе экономической теории лежат три основных вопроса:

1. Что нужно производить, то есть какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве?

2. Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии?

3. Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. Все мы живем на одной планете, которая называется Земля. На ней имеются определенные ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов, безусловно, ограничено. Даже если срубить, к примеру, все леса, придется выбирать, чему отдать предпочтение: изготовить из древесины бумагу или строительный материал?

С другой стороны, каждый человек обладает определенными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей рождаются другие. Если бы человечество располагало неограниченным количеством ресурсов, не было бы необходимости экономить — определять, как наиболее рационально использовать эти ресурсы, изготовить продукт, потратив наименьшее количество имеющихся ресурсов. Если бы можно было производить любой товар в неограниченном количестве или если бы человеческие потребности были полностью удовлетворены, было бы не важно, что какого-то товара произведено слишком много. Не имело бы значения и то, что ресурсы потрачены нерационально. И тогда вряд ли была бы нужда в изучении экономической теории.

Ну а пока экономическая теория пытается решить основную задачу: определить, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества.

Экономическая теория: предмет и метод.

· совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

· научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется). В ходе развития экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет. Условно можно выделить три основных этапа (периода):

· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории (политэкономии) в рамках различных научныхнаправлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Позитивная и нормативная экономика.

При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. Соответственно, различают позитивную и нормативную экономику. Если позитивная экономика изучает явления так, как они есть (или то, что есть в действительности, фактическое состояние дел), то нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть . (Пример позитивного (фактического) утверждения: "Если курс доллара возрастет, это будет способствовать росту экспорта". Пример нормативного (оценочного) утверждения: "Стипендии студентов не должны быть ниже уровня прожиточного минимума".)

Оценочные суждения (нормативный подход) реализуются в ходе выработки государственной экономической политики . Экономическая политика олицетворяет оценочные суждения людей о том, какой должна быть экономика, какие цели должны быть достигнуты. Среди экономических целей наиболее часто указывают следующие:

· полная занятость,

· экономический рост,

· экономическая эффективность,

· стабильный уровень цен,

· экономическая свобода,

· справедливость распределения доходов,

· экономическая обеспеченность,

Очевидно, что некоторые из них несовместны.

В экономике, как и в других сферах жизни общества, проявляются определенные объективные связи, принципы, зависимости и закономерности, которые выявляет экономическая теория. Любая теория (в том числе экономическая) – есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира.

Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия , условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки.

Экономические законы – это возникающие между экономическими явлениями или процессами зависимости, выражающие их сущностную природу. Экономическая зависимость, принимающая статус экономического закона, характеризуется необходимостью, объективностью, устойчивостью и повторяемостью.

Экономический закон – это сущностное отношение, т. е. такая связь, которая выражает истинную природу данного экономического процесса. Поэтому экономический закон – это предел экономического познания, далее которого познавать нечего.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которые классифицируются по следующим группам в зависимости от их исторической устойчивости:

1. специфические экономические законы;

2. особенные экономические законы (законы для ряда эпох, напр., для первой стадии коммунизма - закон распределения по труду);

3. общие экономические законы (закон повышения производительности труда).

Взаимодействие экономических категорий и законов реализуется в закономерность, которая рассматривается как тенденция, выражение определенной направленности в развитии экономических процессов, явлений.

Экономические законы и категории первоначально познаются, а уже затем формируется соответствующий механизм их использования посредством системного использования конкретных методов исследования.

Метод абстракции - важнейших метод экономической теории, он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении (вычленении) наиболее глубокой сущности процесса. Научная абстракция является общенаучным методом познания, ее значение возрастает, когда исключается возможность экспериментальной проверки экономической теории.

Метод анализа и синтеза - посредством анализа экономическая теория разделяет экономические отношения на их составные части и исследует каждую из этих частей отдельно, путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину об экономическом процессе (это имеет место на любых уровнях, напр., на предприятиях существуют специальные экономические отделы, которые активно используют метод анализа и синтеза).

Метод индукции и дедукции - посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Единство исторического и логического подхода - логический подход использует те подходы и определения политической экономии, которые находят свое отражение в социально-экономическом процессе.

Единство общего и особенного в методе экономической теории - наиболее общие черты метода применимы к экономической теории всех способов производства. Вместе с тем, метод исследования имеет и особенности, в зависимости от того производственные отношения какого способа производства изучаются.

Метод восхождения от простого к сложному - напр., отношения обмена на простых рынках и отношения обмена через систему материально-технического снабжения.

Единство качественного и количественного анализа как метод познания экономических отношений. В современных условиях применительно к экономической теории широкое распространение имеют методы: анализа экономических процессов, экономическо-математические методы и модели экономического развития, прогнозирование развития социально-экономических процессов.

Потребности людей. Понятия труда. Производственные отношения и производительные силы.

Экономические законы не действуют автоматически, для этого необходимы целенаправленные действия людей, которые приводятся в движение своими потребностями и интересами. Потребности - это объективная нужда в чем либо. Потребности объективно необходимы для поддержания жизнедеятельности, развития организма, развития личности. Потребности человека многообразны. Только при осознании потребности возникает мотивация к труду, в этом случае потребности приобретают конкретную форму - форму интереса. Экономический интерес - это форма проявления экономических потребностей. Труд – целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд является основой процесса производства.

Основными элементами процесса труда являются:

· Труд как целесообразная деятельность;

· Предметы труда;

· Средства труда.

Следует отличать труд как фактор производства от рабочей силы. Труд – это, прежде всего процесс, в то время как рабочая сила – это совокупность физических качеств и умственных способностей человека, его способность к труду. Таким образом, труд – есть процесс потребления рабочей силы.

В процессе труда человек воздействует на определенную часть природы, которую называют "предмет труда". Предмет труда – это то, на что направлен труд человека (непосредственно природный материал или сырой материал, уже прошедший определенную переработку).

Воздействие человека на предмет труда осуществляется с помощью "средств труда". Средствами труда называют вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые выступают проводником его воздействий на этот предмет. Средства труда разделяются на две группы: природные, или естественные (земля, лес, вода и т. д.) и произведенные, или технические, созданные людьми (машины, оборудование, здания, сооружения).

Предметы труда и средства труда в совокупности называют "средствами производства", и они образуют вещественный (объективный) фактор производства. Рабочая сила рассматривается как личный (субъективный) фактор производства. Средства производства и рабочая сила человека составляют производительные силы.

В процессе производства люди не только воздействуют на природу, но и вступают в определенные отношения друг с другом. Взаимоотношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления называются производственными отношениями . Производственные отношения находятся в диалектическом единстве, взаимодействии с производительными силами. Наиболее подвижной стороной общественного производства являются производительные силы.

Совокупность производительных сил и производственных отношений составляет способ производства . Способ производства и надстройка (политические, правовые, философские и другие взгляды общества и соответствующие им институты) образуют общественно-экономическую формацию, систему общества.

Альтернативные издержки и предложение благ.

Все проблемы в экономике основываются на двух положениях:

1.материальные потребности безграничны

2.экономические ресурсы редки и ограниченны.

Материальные потребности – это желание потребителя приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие полезность. Удовлетворение всех потребностей недостижимо из-за того, что все ресурсы ограниченны.

Ресурсы – это элементы экономического богатства общества, которые определяют производственные возможности экономической системы.

Материальные блага наиболее высоко оценены человеком и принесены им в жертву ради своего выбора называются издержками упущенной возможности или альтернативными издержками. В сфере производства альтернативные издержки отражают ценность ресурсов при наилучшем из возможных вариантов их использования. Существует много различных возможностей, однако альтернативными будут признаваться те, которые наиболее высоко оценены человеком и принесены им в жертву на основе сравнения двух показателей: ожидаемых затрат и ожидаемой выгоды по каждому варианту.

Альтернативная стоимость – это количество товаров, от которых необходимо отказаться, которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного товара.

Альтернативная стоимость относится к наиболее желаемой из желаемой из невыбранных альтернатив. Рассуждая об экономическом выборе исходят из гипотезы о рациональном поведении людей.

Рациональное поведение направлено на достижение максимальных результатов при ограниченных ресурсах. Для индивида – это максимизация полезности от экономических благ, для фирмы – это максимизация прибыли, для государства – это максимизация общественного благосостояния.

Производство. Кривая производственных возможностей.

В ходе развития экономической науки было доказано, что основой жизни человеческого общества является производство. В самом общем виде производство определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ , выступающих средством удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

По мере развития разделения труда, совместной деятельности людей производство приобретает общественный характер. Во-первых, весь процесс производства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, на основе разделения труда. Во-вторых, участникам процесса производства нужно постоянно решать, на каких условиях они будут производить тот или иной продукт, на каких принципах он будет распределяться, как будет осуществляться обмен "личными" долями произведенного продукта и в каких формах он будет потребляться.

С учетом этих обстоятельств можно говорить о термине "производство" в двух смыслах:

· в значении особой, самостоятельной, исходной и главной фазы в экономике ("собственно производство"), т. е. как непосредственный процесс создания благ в определенный период;

· в значении "общественного производства", когда собственно производство, распределение, обмен и потребление рассматриваются как неотъемлемые элементы в системе производства.

Организация общественного производства основана на двух фундаментальных проблемах:

· Безграничность потребностей общества;

· Ограниченность ресурсов общества, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Побудительным мотивом организации общественного производства являются потребности людей.

Однако наличия потребностей недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы.

В самом общем понимании ресурсы (от франц. ressource – вспомогательное средств) – это денежные средства , ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства.

Экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.

В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор, решая, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей , которую иначе еще называют кривой трансформации (графическая форма).

Множество точек на кривой производственных возможностей (КПВ) отражает те состояния в экономике, когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.

В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой, которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов.

Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей (точки выше кривой), т. е. выйти за ее рамки на данном уровне развития невозможно. Здесь следует заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокой кривой производственных возможностей, который становится возможным в результате применения новых технологий и техники, научных открытий и изобретений.

По форме графика можно видеть экономические последствия (своего рода "цену") принятия решения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость , или вмененные издержки (издержки упущенных возможностей).

Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, "принести в жертву"), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).

Общая характеристика хозяйственной деятельности и экономической среды жизнедеятельности человека

Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т. е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их разного рода потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в затратах энергии, ресурсов и т. д., а с другой стороны – в соответствующем пополнении жизненного расхода. При этом экономический субъект стремится действовать рационально, т. е. путем сопоставления затрат и выгод.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре стадии:

· производство;

· распределение;

· потребление.

ПРОИЗВОДСТВО – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в производственном продукте.

ОБМЕН – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

ПОТРЕБЛЕНИЕ – процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти связи находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Хозяйственная деятельность человека, групп людей и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Теория среды хозяйствования человека выделяет естественную и социальную среду . Это объясняется тем, что хозяйственная деятельность людей ограниченна и обусловлена, во-первых, - природой, во-вторых, - общественной организацией.

Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, количества населения, качество питания, жилища и др.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил, основными из которых являются отношения собственности . Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности.

Поведение «экономического человека» определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие экономических законов от законов природы в том, что первые проявляются через деятельность людей, обладающих сознанием, и в тенденции носят исторически преходящий характер.

Экономический выбор.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора (economic choice) - выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить , то есть как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства (economizing): все общество как бы участвует в игре со строго определенными и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж . При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает “homo economicus” - разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт (”человек-компьютер”). Его целью является достижение максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно нереальна, так как существующая статистика слишком неточна, методы анализа довольно грубы, а информация о реальной деятельности хозяйствующих субъектов весьма ограничена. Тем не менее теория оптимизации служит своеобразным руководством к рациональной деятельности. В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель - удовлетворения своих потребностей, фирма - прибыли, профсоюз - доходов его членов, государство - уровня народного благосостояния или согласно теории общественного выбора, престижа политиков.

Экономические системы общества. Их классификация.

Одним из важнейших научных методов является системный подход, который в полной мере может быть применен при исследовании экономических процессов, явлений в их сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).

Любая экономическая система предполагает определенный уровень развития общественного производства, поэтому обычно она характеризуется в двух аспектах:

· Технико-технологический – выражает отношения "человек – природа", т. е. предполагает те отношения, которые обозначаются категорией "производительные силы";

· Социально-экономический – выражает отношения между людьми, включает те отношения, которые обозначаются категорией "производственные отношения".

Экономическая система имеет сложную структуру, но при этом все ее составные элементы соподчиняются целому. С практической точки зрения целесообразно выделение отдельных подсистем (например, финансовая система, промышленность, аграрный сектор и т. п.), которые имеют определенное собственное содержание, но в единстве образуют новое качество экономической системы (целое нетождественно простой сумме свойств отдельных элементов). Между подсистемами существует система связей, определяющих характер их субординации (соподчинения).

В ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить). Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются: преобладающие формы и виды собственности, экономическая власть и способы ее осуществления, формы хозяйствования, место и роль рынка и рыночных отношений, характер государственного регулирования экономической жизни.

· Чистый капитализм (рыночная экономика) – это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интереса (стремление максимизировать свой доход), минимальный уровень экономической власти отдельных субъектов (невозможность кардинально повлиять на рыночную ситуацию), минимальная степень государственного вмешательства в экономику.

· Командная экономика (коммунизм) – экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: жесткая централизация экономической власти у государства – главного субъекта хозяйственной жизни, в том числе по использованию ресурсов на всех уровнях; поведение субъектов детерминировано общегосударственными целями, общественный интерес доминирует над частным. Все ресурсы находятся в собственности государства , недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам. В итоге производство нередко приобретает автономный характер, не обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, тормозится технический прогресс и наступает застой в экономике.

· Смешанная система – экономика, в которой имеет место сочетание некоторых свойств первой и второй систем. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется гибким контурным государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности , совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач. В целом, данный тип экономической системы позволяет сочетать достоинства рыночного механизма с государственным регулированием, устраняющим "провалы" рынка, сводящим к минимуму его негативные для общества эффекты.

· Традиционная экономика – имеет место в странах, определяемых как неразвитые. Наиболее характерными ее чертами являются: экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; экономическая власть соединена с политической властью. Практически все вопросы – что производить, как, на основе каких технологий, как распределить произведенные продукты – все это определяется сложившимися обычаями и традициями. То же касается и потребностей, которые не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства. Традиционная экономика невосприимчива к достижениям технического прогресса, плохо поддается реформированию.

Формационный и цивилизационный подходы.

Одним из важных направлений изучения экономических систем является анализ закономерностей, тенденций их развития.

В нашей стране наибольшую известность получил формационный подход к периодизации общественного развития.

К. Маркс выделил три большие формации:

· Первичная (архаичная) формация – первобытнообщинный и азиатский способы производства;

· Вторичная формация – основана на частной собственности (рабовладение, крепостничество, капитализм);

· Третичная (коммунистическая) формация – основана на уничтожении частной собственности, включает две фазы (социализм и коммунизм).

Термин "цивилизация" (от лат. "civilis" – гражданский, общественный) является многозначным.

Если попытаться представить в рамках цивилизационного подхода все развитие экономических систем, то оно может быть представлено как смена семи цивилизаций:

· Неолитическая – продолжительность 30-35 веков;

· Восточно-рабовладельческая (бронзовый век) – продолжительность 20-23 столетия;

· Античная (железный век) – продолжительность 12-13 веков;

· Раннефеодальная – 7 веков.

· Прединдустриальная – 4,5 века.

· Индустриальная – 2,3 века (сюда включается XVIII-ХХ столетия).

· Постиндустриальная – в промышленно развитых странах переход к этой стадии продолжается в настоящее время.

Таким образом, использование цивилизационного подхода позволяет увидеть закономерности в развитии экономических систем, характерные для всего мира в целом.

Теории стадий экономического роста.

(Theory of economic growth stages)

Теория стадий экономического роста - концепция У. Ростоу, согласно которой история делится на пять стадий:
-1- "традиционное общество" - все общества до капитализма, характеризующееся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства;
-2- "переходное общество", совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму;
-3- "период сдвига", характеризующийся промышленными революциями и началом индустриализации;
-4- "период зрелости", характеризующийся завершением индустриализации и возникновением высокоразвитых в промышленном отношении стран;
-5- "эра высокого уровня массового потребления".

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (2 часа)

План:

Предмет экономической теории.

Уровни экономического анализа. Экономический кругооборот.

Методы экономической теории.

Понятие экономической теории. Основная проблема экономической теории и практики, подходы к ее разрешению.

Экономическая теория – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в процессе производства товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их с целью удовлетворения своих безграничных потребностей.

Из определения вытекает основная проблема экономической теории и практики , которая состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворять свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для данной цели.

Исходя из этого, формируется четкое ограничение в функционировании экономической системы: идеального результата достигнуть в принципе невозможно, так как совокупность наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся в нашем распоряжении ресурсов. Существовало два подхода к рассмотрению этой проблемы : теория К. Маркса и буржуазная политэкономия. К. Маркс обосновал экономический закон возвышающихся потребностей. По его мнению, действовала схема: новая потребность дает импульс производству, производство вырастает в своем развитии и удовлетворяет ее. И все повторяется. К. Маркс утверждал, что материальное изобилие при наличии НТП достижимо. Препятствием выступает частная собственность на средства производства. По мнению буржуазных ученых абсолютное материальное благополучие невозможно, и этот факт лежит в основе современного определения экономической теории.

Кроме основного вопроса экономической теории существует проблема регулирования действий участников общественного производства. В экономике до недавнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой фундаментальной проблемы. Первый подход получил название классического. Он исходил из того, что максимальная эффективность производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников максимальной экономической свободы. Здесь рынок решал все: что, как и сколько производить, когда и кому реализовывать продукцию. Эта модель была свойственна домонополистическому капитализму. Схематично это выглядит так:

Второй подход получил название «государственного социализма». Его сторонники считали, что все действия участников общественного производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации со стороны государства. Здесь полностью отвергается рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей, а вместе с ним и заинтересованность производителя, его выгода.


Суть современного подхода к решению проблемы оптимального регулирования экономики сводится к реализации преимуществ, которыми обладают предыдущие подходы. В новой, смешанной экономической системе, абсолютная экономическая самостоятельность заменяется относительной экономической самостоятельностью участников общественного производства, а директивность – индикативным регламентированием их действий. На основе третьего подхода возник новый тип экономики – социально-регулируемая рыночная экономика, в которой сохраняется и рынок, и воздействие со стороны государства. Здесь общество диктует свои условия рынку, а государство вмешивается в отношения между товаропроизводителями, а не в деятельность самих предприятий.

Экономическая теория - дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории - дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономика и право.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Основные экономические проблемы общества

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Экономическая теория имеет свой предмет исследования и свои специфические особенности, позволяющие выделить ее среди системы наук как самостоятельную область знаний.

Под предметом понимается сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний.

Экономическая теория имеет дело с проблемами, которые касаются всех нас. Например, «Какие виды работ надо выполнять?»; «Как они оплачиваются?»; «Сколько товаров можно купить на рубль заработанной платы сейчас и в период инфляции?»; «Как найти себе работу?» и пр.

Помимо проблем личного и семейного порядка, экономическая теория рассматривает и вопросы политического характера, решение которых касается каждого человека. Например, «Будет ли государство помогать нетрудоспособным безработным?»; «Какова будет налоговая политика?»; «Каково будет законодательство, направленное на снижение монопольных цен?» и др.

Ответы на эти и другие вопросы дает экономическая теория. Но экономическая теория имеет дело с жизнью людей, а человеческая жизнь не укладывается в рамки простых ответов.

Люди, начинающие изучать экономическую теорию, требуют, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение ее предмета. Но представления о предмете экономической теории изменялись в процессе наращивания знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Поэтому возник ряд таких определений, как:

1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория – это наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств для своего существования.

4. Экономическая теория – это наука о том, как человечество решает свои задачи в области производства и потребления.



5. Экономическая теория есть наука о богатстве и т.д.

Никакое вышеприведенное определение предмета экономической теории не может быть точным. И, тем не менее, для ознакомления с предметом можно дать следующую его характеристику.

Экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. Хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Имеется целая система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую чаще называют экономической теорией.

Предметом экономической теории является анализ отдельного хозяйства. Однако это слишком общее определение. Уточнить его можно, обратив внимание на понятие ограниченности ресурсов и проблему выбора, который должны осуществлять люди, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов.

Человеческие потребности не ограничены. Но любое общество имеет ограниченное количество ресурсов, которое необходимо для производства материальных благ и услуг. Поэтому предмет экономической теории можно определить так:

Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что , как и для кого производить.

«Что производить» решает сам рынок, ибо производитель производит те блага, от продажи которых он рассчитывает получить максимально возможную прибыль. Изучая рынок, производитель определяет, какими потребительскими свойствами должно обладать произведенное им благо, чтобы потребитель получил от его использования максимальную полезность.

Любое благо должно быть произведено так, чтобы оно пользовалось у населения спросом, чтобы его цена покрывала издержки на его производство и приносила прибыль, т.е. производитель использует те средства производства, которые позволяют ему сэкономить затраты. Это ответ на вопрос «Как производить» .

Ответ на вопрос «Для кого производить » ясен. Производитель будет производить благо для того, кто за него заплатит.

Общепризнанным в силу своей краткости и точности является определение предмета экономики, данное английским экономистом Л. Роббинсоном. Оно с небольшими модификациями присутствует в любом западном учебнике по экономике. Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими их альтернативное использование.

Экономика не является наукой домоводства, наукой об управлении предприятиями. Она не является и технической наукой.

Тем не менее, экономика близко соприкасается со всеми этими проблемами и связана со многими другими науками: философией, психологией, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и пр.

Экономическая теория помогает разобраться в вопросах спроса и предложения, эффективности рынка, ценовой стратегии, инвестиций, развития производства, механизма функционирования современной экономики, социальной политики, экономического роста, инфляции, безработицы и др.

Изучение экономической теории имеет большое теоретическое и практическое значение. В категориях и принципах, законах и закономерностях она выражает самые существенные процессы общественного развития.

Экономическая теория обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, природе, материальным и другим ресурсам.

Экономическая теория считается каркасом всех общественных наук. Она исследует сами основы организации хозяйственной деятельности людей, направленной на более полное удовлетворение их разнообразных потребностей. Экономическая теория вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики, определяет ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, а также поведение производителей и потребителей в различных условиях.

Структурно экономическая теория состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняемых разделов: микроэкономики и макроэкономики. Микро- и макроэкономика одинаково важны для экономического образования. По выражению П. Самуэльсона: «Вы образованы менее чем наполовину, если знаете лишь один раздел».