Экономические функции государства. Экономическая роль государства: функции и методы

Роль государства в экономике

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль - то «ночного сторожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии» (Т. Карлейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы.

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы.

Причины государственного вмешательства в экономику.

Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств:

  • 1)обеспечение национальной обороны;
  • 2)отправление правосудия;
  • 3)организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • 4)образование юношества;
  • 5)сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Произошло это и потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка - процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно «вмешиваться». государственный экономика административный

Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории.

Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, пожалуй, рассмотреть вопрос о роли государственного регулирования экономики.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во - первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во - вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

Отметим только, что в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно - командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из - за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно - денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно - денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно - денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно - денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно - командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно - денежную политику.

Однако было бы ошибкой полагать, что государственное регулирование заключено в рамки лишь командной или переходной экономики, наоборот, в пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют о том, что достижение такой золотой середины возможно.

Государство – это очень сложный социальный феномен.

Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:

1) некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;

2) другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:



а) нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций.

Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:

в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);

г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Для этого государство использует следующие три программы:

а) программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);

б) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);

в) программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

1) инструменты микрорегулирования – налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;

2) инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т. д.;

3) инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.

Государственное регулирование может быть двух видов:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

1. Что из перечисленного ниже не является общественным благом:

а) автомобили;

б) полиция;

г) защита от наводнения.

2. Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада - это:

а) рост процентных ставок по ссудам банка;

б) сокращение государственных расходов для снижения безработицы;

в) сдерживание дополнительного кредитования;

г) снижение налоговых ставок.

3. Широкое применение экономических методов государственного регулирования:

а) может ослабить эффект рыночных механизмов;

б) оставляет нейтральным рыночный механизм;

в) не влияет на рыночный механизм;

г) может укрепить действие рыночных механизмов.

4. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) потребителей общественными товарами и услугами;

б) условий конкуренции;

в) полной занятости;

г) экономической свободы.

5. Кейнсианство как экономическая теория утверждает, что:

а) рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полного использования своих ресурсов;

б) полное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах есть стихийный процесс;

в) экономика станет более эффективной при отсутствии ее регулирования государством;

г) только самовоспроизводящее развитие частного сектора экономики дает наибольший эффект.

6. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

7. Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»?

а) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления;

б) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления;

в) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны;

г) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны.

8. Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными:

а) фискальная политика;

б) разработка национальной системы стандартизации и сертификации;

в) антимонопольное регулирование;

г) создание государственных заказников.

9. Из перечисленного:

1. Обеспечение правовой основы функционирование экономики;

2. Регулирование общего уровня цен;

3. Защита конкуренции;

4. Перераспределение доходов;

5. Организация и стимулирование НТП;

6. Политика снижения издержек производства;

7. Воздействие на размещение ресурсов;

8. Создание рыночной инфраструктуры;

9. Распределение общественного продукта;

10. Политика макроэкономической стабилизации. -

основными экономическими функциями государства являются:

10. К «провалам рынка» относят такие процессы как:

а) производство общественных благ;

б) побочные эффекты от перелива ресурсов;

в) эффективность использования ресурсов.

11. Одним из проявлений «провалов рынка» является наличие:

а) внешних эффектов;

б) внутренних эффектов;

в) смешанных эффектов;

12. Производство общественных благ убыточно, так как:

а) цена предложения больше цены спроса;

б) цена спроса больше цены предложения;

в) цена спроса = 0;

г) цена предложения = 0.

13. Первым принципы смешанной экономики сформулировал:

а) А. Вагнер;

б) Дж. М. Кейнс;

в) Р. Солоу;

г) Л. Вальраас.

14. Общественный сектор - это часть экономического пространства, где:

а) рынок не срабатывает;

б) осуществляется производство общественных благ;

в) действуют некоммерческие организации;

г) все перечисленное.

15. Неконкурентность общественного блага означает, что:

а) благо неделимо;

б) благо не может быть продано поштучно;

в) благо потребляется совместно;

г) все перечисленное.

16. Внешние эффекты - это:

а) побочное воздействие производства или потребления какого-либо блага на производство или потребление другого блага

б) увеличение полезности потребителя в результате воздействия производства какого-либо блага

в) воздействие производства одного блага на рыночное равновесие в целом

17. Доминирующее место в общественном секторе занимают:

а) добровольные организации

б) коммерческие предприятия

в) государственные предприятия и организации

г) политические партии

18. «Провалами рынка» называются:

а) ситуации в экономике, где рынок не срабатывает или срабатывает частично;

б) когда рынок не справляется со своими функциями и не может обеспечить эффективное производство благ;

в) верно все перечисленное;

г) наличие «внешних эффектов».

19. Государственное регулирование рыночной экономики:

а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного аппарата;

б) служит экономическим целям национального финансового хозяйства;

в) вызвано, прежде всего, интересами военно-промышленного комплекса;

г) призвано служить укреплению существующего строя, адаптации его к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решать рыночный механизм.

20. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

а) чрезмерной развитостью рыночного механизма;

б) отсутствием необходимой базы для их реализации;

в) недоразвитостью личного потребления населения;

г) диспропорциональностью в народном хозяйстве.

21. Несостоятельность рынка может заключаться...

а) только в перепроизводстве некоторых товаров;

б) только в недопроизводстве некоторых товаров;

в) как в перепроизводстве, так и в недопроизводстве некоторых товаров;

г) только в возникновении нехватки товаров.

22. Проявление несостоятельности рынка -- это:

а) повышение темпа инфляции;

б) уменьшение маржинальной отдачи;

в) внешние (побочные) эффекты;

23. К функциям государства в рыночной экономике относятся:

а) законотворческая деятельность;

б) обеспечение распределения ресурсов;

в) формирование рыночных цен;

24. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

в) на стабилизацию экономического развития;

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берёт на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется ещё и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Её содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

  • а) функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
  • б) функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.Вольчик В.В. Рынки и институты в экономической теории: проблема отбора // Науч. труды Дон НТУ Сер. Экономическая. Вып. 103-1. 2006. С. 52-58

А теперь рассмотрим эти функции подробнее.

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определённых мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её подъёма стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определённого уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочее место или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается её уровень до 6%). Безработица не только серьёзная социальная проблема, но и недопроизведённый валовой национальный продукт, снижением потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создаёт соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цена активно влияет на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены используя различные методы воздействия, проводить определённую политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цена на которые определяется государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает на так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленную на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределение ресурсов. В этих случаях государство берёт на себя функции установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счёт частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счёт кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счёт собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет ёмкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия её найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нём отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пересекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признаёт справедливым доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землёй, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, носящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платёжными балансами и многое другое.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это, так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путём организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищённость населения без учёта реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышения пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление её от чрезмерной государственной активности.

Государственное регулирование представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, включая экономику в целом. Государственное воздействие происходит через изменения системы налогообложения, валютного курса и таможенных пошлин. Также государство способно применять другие инструменты ограничения или мотивации определенной деятельности.

Основные задачи государственного регулирования заключаются в регулировании занятости, безработицы, стимулировании экономического роста, поощрении прогрессивных сдвигов отраслевой и региональной структуры, поддержке внешнеэкономического равновесия через сдерживание экспорта или импорта определённого товара или капитала.

Функции и роль государства в экономике

Если рассматривать функции государства в рыночной экономике, то можно сказать о том, что вся деятельность должна быть направлена на достижение основной цели достижения благополучия человека, включая нравственное и физическое благополучие, максимальную правовую защищенность личности.

Среди экономических функций современного государства можно выделить функцию перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения стабильности экономики. Также основной экономической функцией государства является функция обеспечения правовой базы рыночного функционирования, стимулирования и защиты конкуренции в качестве основной движущей силы рынка.

В сфере контроля и распределения ресурсов государство берет на себя функцию установки административных стандартов и ограничений, налогов и дотаций. Государство также может регулировать инвестиции, чем оказывает влияние на темпы и пропорции общественного производства, с использованием финансового кредитно-денежного механизма. Инвестиции могут осуществляться государственным бюджетом, местным бюджетом, а также за счет частных инвестиций, стимулирующих при помощи налоговых льгот.

Сферы государственного регулирования

Государство может регулировать уровень цен, динамика и структура которых объективно отражает экономическое состояние. Цены могут активно воздействовать на структуру хозяйства, процессы инвестиций, устойчивость национальных валют и социального состояния общества.

Государство регулирует и правовую основу экономики, разрабатывает и принимает законы, которые определяют права собственности и регулируют предпринимательскую деятельность. Законы государства должны быть направлены на производство доброкачественных продуктов и медикаментов.

Основная функция государства заключается в охране окружающей среды, гарантии ее сохранения и улучшения. Государство обязано защищать национальные интересы, проводить соответствующую внешнеторговую политику, контролировать международную миграцию капитала и рабочей силы, управлять платежным балансом, воздействовать на валютный курс.

Государство способно гарантировать минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий по инвалидности и безработице, разных видов помощи малоимущим гражданам. Также государство может осуществлять индексацию фиксированного дохода по причине роста цен.

Методы воздействия государства на рынок

Государство может влиять на рынок с помощью административных и экономических методов. Для ранее существующей командной экономики преимущественно применялись административные методы регулирования. Регулирование рыночной экономики в основном основано на использовании экономических методов, тем не менее, следует рассмотреть опыт административных методов, поскольку они до настоящего времени применяются в различных государствах.

Административные методы регулирования могут ограничивать свободу выбора предприятий и организаций. Примерами может быть директивное плановое задание по ассортименту и объему, централизованное установление цены на продукт. Всё это может лишить компании альтернативного использования ресурсов.

Экономические методы, в отличие от административных методов, не ограничивают свободу выбора предпринимателя. Типичными методами экономического регулирования является снижение налогов на бизнес или снижение учетной ставки процента. Административные методы могут заблокировать действие соответствующих рыночных регуляторов. Экономические методы соответствуют природе рынка, непосредственно воздействуя на конъюнктуру рынка (производителей и потребителей товаров и услуг).

Тема 11 Роль государства в экономике

1. Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсианской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие.

2. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсманской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие

Государство с момента своего появления играло ииграет опре­деленную роль в обеспечении нормального функционирования эко­номики. Однако степень его вмешательства в экономику (влияние на экономические процессы) на разных этапах развития была довольно различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической исто­рии общества, в которых государство играло различную роль в ры­ночной экономике.

Первый этап (XVIII-XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характери­зовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономи­ки успешно решались на основе функционирования рыночного ме­ханизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к следующему:

Обеспечению обороноспособности страны и содержанию военного арсенала;

Поддержанию правопорядка;

Защите прав собственности;

Обеспечению нормального денежного обращения;

Взиманию налогов для наполнения государственной казны, контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал Адам Смит, ставший родоначальником идей экономи­ческого либерализма классической школы в экономической теории. в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он отмечал, что рыночная система способна к саморе­гулированию, в основе которого лежит «невидимая рука», частный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития, А. Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для го­сударства - это проводить политику «laissez faire - laissez passer» (дословно «пусть идет, как идет»), т.е. невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Второй этап обозначился в начале XX в, и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.

Объективными предпосылками необходимости государственного воздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

Возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929-1933 гг.);

Усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

Необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

Излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

Необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благ за счет государственного бюджета (здравоохранение, образование, производственная и социальная инфраструктура);

Проявление внешних эффектов (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

Обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Государственное воздействие на экономику представляет со­бой совокупность различных форм, методов и инструментов, которые направлены:

1) на стабильное устойчивое развитие экономики;

2) на обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и всей рыночной конъюнктуры с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма;

3) на решение социальных проблем для достижения социальной справедливости.

Коротко можно сформулировать, что государство должно было обеспечить эффективность, стабильность и социальную спра­ведливость.

Впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мей-нардом Кейнсом в его широко известной работе «Общая теория за­нятости, процента и денег» (1936). Он произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «кейнсианской революции».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему Кейнс доказал, основываясь на опыте Великой депрессии (1929-1933), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, считал Кейнс, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу Нового курса Ф. Рузвельта в США, с помощью которого он выпел страну из глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Однако проведение этого кур­са экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

Государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение Инвестиционного спроса и увеличение занятости населения путем строительства государственных предприятий и объектов производ­ственной инфраструктуры, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;



Широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

На государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть д 0 середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств формировалась, исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974-1975 гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианскон концепции заключался в том, что государство чрезмерно вмешивалось в экономику, взяв на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возмож­ностей. Это привело к дефицит) госбюджета, резкому увеличению на­логов, снижению деловой активности в экономике. Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кре­дитам и печатанию денег (сеньоражу). Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974-1975 гг. проявилась «английская болезнь» - стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручи­ванию инфляционной спирали. В это время перед государством вста­ла проблема: как стимулировать производство и занятость, не стиму­лируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсиан­ской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения струк­турной перестройка экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х гг. появилось неоконсервативное направление в экономи­ческой теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они счита­ли, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание государством условий для эффективного функционирования рынка

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: эффективного предложения (А. Лаффер), рациональных ожиданий (Р. Лукас), монетаризма (М. Фридмэн).

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную кон­куренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, прово­димой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последо­вательными ее вариантами явились «тэтчеризм» в Англии и «рейганомика» в США. В ходе реализации этой политики были существен­но снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую оче­редь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания ин­фляции.

Все это вместе взятое способствовало успешному развитию НТР, переходу развитых стран к ресурсосберегающему типу эконо­мического роста путем глубокой структурной перестройки всей эко­номики. Также были значительно снижены и темпы инфляции, кото­рая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следу­ет отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

В настоящее время переосмыслена роль и значение различных теоретических концепций. Большинство экономистов вполне разум­но считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику прежде всего определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях на протяжении всего пе­риода начиная с 1920-х гг. шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормаль­ного функционирования рынка как основы рационального хозяйст­вования.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX в. выяви­ло четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике должна заключаться не в корректировке рыночного механизма, а в создании условий для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно; регулирующее воздействие государства, везде, где необходимо.

Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики и границы государственного регулирования экономики

В современной экономике перед государством стоят многообразные задачи, поэтому помимо классических (роль «ночного сторо­жа:») государство в настоящее время выполняет и экономические функции,представление о которых дает табл.

Экономические функции государства Формы реализации
1. Обеспечение устойчивого поступательного экономического развития, смягчение действия экономических кризисов Проведение антициклической, структурной, антиинфляционной, финансовой и денежно-кредитной политики
2. Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормального функционирования Осуществление антимонопольной, монетарной, антиинфляционной политики
3. Определение правил поведения хозяйствующих субъектов на рынке Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства
4. Заполнение свободных от рынка хозяйственных зон Финансирование из госбюджета развития фундаментальной науки, из местных бюджетов развития коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.п.
5. Обеспечение неотъемлемых прав человека и более справедливого распределения доходов в обществе Осуществление фискальной, социальной политики
6.Сохранение окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов Установление государством определенных норм, ограничений и запретов
7 Регулирование внешнеэкономических отношений с другими странами Заключение различных международных соглашений, введение квот и таможенных пошлин и т.п.

Свои экономические функции государство выполняет посредством целой системы государственного регулировании экономики,

которая представляет собой совокупность различных форм и методов воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем современной экономики, неподвластных рынку.

Основными формами государственного регулирования экономики в настоящее время являются:

Государственная собственность и государственное предпринимательство;

Государственные заказы;

Образование государственных финансов и осуществление финансовой политики государства;

Регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвестиционной политики;

Организация государственного прогнозирования, программирования и планирования социально-экономического развития;

Осуществление государственной социальной политики;

Регулирование внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными методами, которые подразделяются на две большие группы: экономические и административные. В современной экономике государство пользуется преимущественно экономическими методами, которые имеют стимулирующий (или сдерживающий) характер, применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития экономики. Экономические методы регулирования экономики осуществляются путем косвенного воздействия на экономические процессы посредством инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Однако в определенных ситуациях экономических методов явно недостаточно для обеспечения нормального развития экономики и общества, поэтому государство должно использовать строго ограничительные или даже запретительные, т.е. административные, методы прямого воздействия.

Основными направлениями эффективного использования экономических методов государственного регулирования экономики являются:

Стимулирование устойчивого экономического роста;

Осуществление антициклического регулирования и структурой перестройки экономики и д.р.