Экономическая политика. Основные направления государственной социально-экономической политики

Экономическая политика. Основные направления государственной социально-экономической политики

Субъекты и объекты государственной социально-экономической политики

Объекты политики: самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Субъектами политики, наряду с государством, выступают также:

  • - государственные ведомства и учреждения;
  • - органы местного самоуправления;
  • - внебюджетные фонды;
  • - общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес;
  • - профессиональные работники, занимающиеся разработкой и социальной политики;
  • - добровольцы;
  • - граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т. д.).

Сущность и содержание социальной политики государства, ее объекты и субъекты, современная структура

Социальная политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

К субъектам социальной политики относятся представители и институты гражданского общества, активно взаимодействующие в социальной сфере. Это могут быть как отдельные граждане и социальные группы, так и органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, общественные организации и другие структуры, оказывающие влияние на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Центральное место среди всех субъектов принадлежит государству в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, формируют социальное информационные поле, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Хотя государство - центральный субъект социальной политики, однако не единственный. Его роль в значительной степени подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.

Социальная деятельность остальных субъектов социальной политики (политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций, предприятий и т.д.), осуществляется в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции, и имеет большое значение в решении проблем отдельных категорий населения. Это объясняется тем, что такие субъекты в наибольшей степени приближены к потребностям конкретного человека и поэтому способны более чутко реагировать на них, с большим разнообразием, чем государство, решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной справедливости между группами и слоями общества.

В гражданском обществе социальная политика многосубъектна. Взаимодействие различного рода субъектов повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость.

Объектом социальной политики в целом выступает общество, которое по своей структуре и составу весьма неоднородно. Это обусловливает необходимость дифференциации объектов социальной политики, которая может быть осуществлена по различным основаниям. Так, например, основанием могут быть способность людей к труду, уровень жизни, состояние здоровья, возраст и другие социальные и демографические характеристики. В отношении каждого члена общества должны существовать единые принципы и минимальные социальные гарантии. Наряду с этим, должна проводиться адресная социальная политика (т.е. предназначенная для конкретных групп населения), в первую очередь, слабо защищенных слоев населения

Субъекты государственной социально-экономической политики – органы, ответственные за разработку и организацию реализации государственной социально-экономической политики. Таковыми выступают, как правило, государственные органы.

В широком смысле к субъектам государственной социально-экономической политики относят всех лиц, принимающих участие в ее разработке и организации реализации. В этом случае к ним относятся также общественность, научно-исследовательские организации, политические партии, НКО и т.д. В качестве СГСЭП иногда выделяют высших руководителей и совещательные органы, например, президент РФ, высшее должностное лицо субъекта федерации (мэр, губернатор и др.), государственный совет при президенте.

Субъекты государственной социально-экономической политики могут быть классифицированы по разным признакам. По признаку уровня государственного управления выделяются СГСЭП: 1) федерального уровня, 2) уровня субъектов федерации; 3) местного уровня.

По признаку ветви власти выделяются СГСЭП, относящиеся к 1) исполнительной ветви, 2) законодательной ветви, 3) судебной ветви.

По признаку отрасли выделяются типы СГСЭП, соответствующие видам деятельности (по Классификатору).

Среди СГСЭП федерального уровня выделяются: Президент РФ, Администрация Президента, Правительство РФ, Совет безопасности при Президенте РФ, федеральные органы исполнительной власти, Счетная палата, Государственная дума, Совет Федерации, Конституционный суд и др.

Объекты государственной социально-экономической политики – подвергающиеся в ней воздействию элементы экономической и социальной сферы жизни общества, выделяемые по разным признакам, и их параметры. Они могут быть сгруппированы по элементам и далее направлениям государственной социально-экономической политики. Так, социальной политике соответствуют такие объекты, как безработица, миграция, здравоохранение, внешнеэкономической – экспорт и импорт, платежный баланс.

Иногда объекты ГСЭП делят на следующие группы: 1) макроэкономические (экономический рост, секторная и отраслевая структура экономики, инвестиционный климат, цены, наука и техника, предпринимательство, теневая экономика и т.д.), 2) денежно-финансовые (государственный долг, экспортно-импортные операции и т.д.), 3) социально-экологические (занятость, безработица, образование, здравоохранение, состояние окружающей среды и т.д.).

Принципы государственной социально-экономической политики . Под ними понимают или основные задачи и приоритеты СЭП, или требования к самой деятельности по разработке и осуществлению ГСЭП. Во 2-й трактовке выделяются следующие основные принципы:

1. Целенаправленность – направленность на достижение конкретных целей, решение определенных задач и т.д.

2. Научный характер – научная обоснованность целей, задач, приоритетов, способов достижения, мероприятий и т.д.

3. Демократизм – широкое участие разных заинтересованных лиц в разработке ГСЭП и контроле за ее реализацией, в частности, общественное обсуждение проектов документов ГСЭП.

4. Ответственность (субъектов ГСЭП за эффективность своих действий).

Инструменты государственной социально-экономической политики – используемые в государственной социально-экономической политике методы воздействия на ее объекты. Иногда инструментами ГСЭП называют основные элементы и направления ГПСЭР, например, в качестве инструмента рассматривается налогово-бюджетная или денежно-кредитная политика, а также элементы системы организации разработки и осуществления ГСЭП, прежде всего, документы ГСЭП.

Инструменты ГСЭП можно классифицировать по разным признакам.

По признаку элемента ГСЭП, в котором они используются, инструменты делятся на типы, соответствующие основным элементам и далее направлениям ГСЭП, например, 1) инструменты социальной политики, а внутри них – инструменты политики занятости, инструменты политики в области доходов и зарплаты и т.д., 2) инструменты финансово-экономический политики, а внутри них – инструменты налогово-бюджетной и инструменты денежно-кредитной политики.

По признаку характера воздействия выделяются инструменты: 1) прямого воздействия и 2) косвенного воздействия. Инструменты прямого воздействия – обязательные для исполнения предписания, касающиеся направлений, объемов и приемов деятельности, используемых в ней ресурсов, цен на товары и ресурсы, соответствующие непосредственные воздействия на деятельность (например, запрет торговли спиртными напитками после 23 часов, отзыв лицензии у банка, снос коммерческих палаток). Инструменты косвенного воздействия – изменения условий деятельности, влияющие на нее через решения самих субъектов экономики (например, увеличение налогов на товары, уменьшение нормы резервирования). Среди инструментов, например, внешнеэкономической политики можно выделить такие инструменты прямого воздействия, как квотирование, лицензирование, запрет экспорта или импорта, такие инструменты косвенного воздействия, как введение или изменение таможенных пошлин, валютные интервенции.

Организация процесса разработки и реализации социально-экономической политики РФ включает: 1) определение состава документов ГСЭП, 2) формирование системы органов, ответственных за разработку и организацию реализации ГСЭП на федеральном и региональном уровнях, 3) установление их функций и порядка взаимодействия.

В настоящее время организация данного процесса претерпевает радикальное совершенствование. Ее будущие контуры определены в Проекте Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», который должен вступить в силу с 1 января 2014 г. Речь идет о планировании социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

Проект ФЗ предусматривает определенный состав документов государственного стратегического планирования.

На федеральном уровне разрабатываются :

1. Прогноз научно-технического развития РФ на долгосрочный период. (прогноз – система научно-обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах развития). Разрабатывается на основе решений Президента РФ, Правительства РФ и Совета Безопасности РФ, содержащих цели и приоритетные направления научно-технического развития, каждые 6 лет на 12 и более лет.

2. Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. Разрабатывается с учетом прогноза НТР РФ на долгосрочный период, каждые 6 лет на 12 и более лет.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. (Концепция – система научно обоснованных представлений о целях, задачах и приоритетах развития). Разрабатывается с учетом прогноза НТР РФ на долгосрочный период на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, иных актов Президента и Правительства РФ, содержащих основные направления и цели государственной политики в сфере СЭР РФ и комплексного территориального развития, каждые 6 лет на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период.

4. Долгосрочная бюджетная стратегия РФ. (Стратегия – приоритеты политики и способы их эффективного достижения) Разрабатывается на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, концепции долгосрочного СЭР РФ, бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и иных актов Президента и Правительства РФ, содержащих основные направления бюджетной политики РФ, в целях финансового обеспечения достижения установленных в концепции долгосрочного СЭР РФ приоритетов и целей СЭР на долгосрочную перспективу, каждые 6 лет на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, в течение 6 месяцев после утверждения концепции долгосрочного СЭР РФ.

5. Отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период (доктрины, концепции, стратегии). Разрабатываются на основе прогноза НТР РФ и прогноза СЭР РФ, в целях обеспечения реализации концепции долгосрочного СЭР РФ, на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период.

6. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов и территорий. Разрабатываются на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период в целях реализации концепции долгосрочного СЭР РФ и обеспечения согласованности реализации в территориальном и временном разрезах мероприятий, предусмотренных в отраслевыми документами стратегического планирования, стратегиями СЭР субъектов РФ на долгосрочный период, плановыми документами крупных компаний, контролируемых государством, в том числе, естественных монополий, на долгосрочный период.

7. Схемы территориального планирования РФ. Разрабатываются в целях пространственного отображения стратегий СЭР федеральных округов и территорий, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, на долгосрочный период.

8. Государственные программы РФ. (Госпрограмма – система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов). Разрабатываются в целях определения путей и методов решения приоритетных социально-экономических задач, определенных в концепции долгосрочного СЭР РФ, отраслевых документах стратегического планирования на долгосрочный период, основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочный период, на долгосрочный период. Перечень ГП утверждается Правительством РФ. Примеры: Развитие здравоохранения, Доступная среда (Отв. исп.: Минздравсоцразвития), Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России (Отв. исп.: Минрегион).

9. Федеральные целевые программы (ФЦП – увязанный по задачам, ресурсам и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и пр. мероприятий, обеспечивающих решение проблем развития). Разрабатываются на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, стратегий СЭР федеральных округов и территорий, схемы территориального планирования РФ, в целях реализации концепции долгосрочного СЭР РФ. Входят в состав государственных программ как направления их реализации, например, в Программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» входят ФЦП «Чистая вода» на 2011–2017 гг., «Жилище» на 2011–2015 гг., «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

10. Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период. Разрабатывается на основе анализа и прогноза внешних и внутренних условий СЭР РФ, ежегодно на период от 3 до 6 лет.

11. Основные направления деятельности правительства РФ на среднесрочный период. Разрабатывается на основе концепции долгосрочного СЭР РФ, прогноза СЭР РФ на среднесрочный период, раз в 3 года на 6 лет.

12. Иные документы.

В субъектах РФ разрабатываются :

1. Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу. Разрабатывается в соответствии с приоритетами СЭП, определенными концепцией долгосрочного СЭР РФ, на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, стратегий СЭР федеральных округов и территорий, на период, определяемый высшим органом государственной власти субъекта РФ.

2. Государственные программы субъекта РФ.

3. Схема территориального планирования субъекта РФ.

4. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ.

5. Программа социально-экономического развития субъекта РФ.

6. Иные документы.

В соответствии с действующей системой организации разработки и реализации ГСЭП сроки делятся короткие (до 3 лет), средние (от 3 до 12 лет) и долгие (свыше 12 лет). Ранее была градация 3–5, 5–10, 10–20 лет соответственно.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования СЭР закреплены за Минэкономиразвития . Оно, в частности, разрабатывает концепцию долгосрочного СЭР РФ и было автором концепции до 2020 г.

Тема 2 . Потенциал социально-экономического развития современной России

Потенциал социально-экономического развития России как объективная основа проведения взвешенной государственной экономической и социальной политики. Сущность и содержание понятия «экономический потенциал» страны, его структура.

Термин «потенциал» происходит от латинского potentialis – могущий, могущий быть.

В «Большой Советской Энциклопедии» потенциал определяется как 1) средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи; 2) возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Понятие «экономический потенциал страны», или «потенциал социально-экономического развития», является чрезвычайно емким, в связи с этим у него нет единого краткого определения. Авторы определений экономического потенциала страны подчеркивают в них те его стороны, которые считают наиболее важными. В целом могут быть выделены 4 аспекта данного понятия, отражаемые в определениях:

1. Совокупная способность отраслей народного хозяйства производить продукты.

2. Совокупность имеющихся в наличии ресурсов.

3. Достигнутый уровень производства, или экономическая мощь.

4. Следствие определенных производственных отношений в обществе.

Приведем три примера определения экономического потенциала, из которых 3-е претендует на интегральное, т.е. учитывающее все 4 аспекта.

Экономический потенциал – экономическая сила (мощь) общества, характеризующая совокупность имеющихся в обществе материальных и иных средств, скрытых возможностей в области экономики (Фин. Ун-т).

Экономический потенциал – способность общества производить товары и услуги и обеспечивать расширенное воспроизводство в целях удовлетворения потребностей населения, улучшения качества жизни ее граждан.

Экономический потенциал – совокупные возможности общества формировать и максимально удовлетворять потребности в товарах и услугах в процессе социально-экономических отношений по поводу оптимального использования имеющихся в наличии ресурсов.

Выделяется также понятие «совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны» (СЭПНХСС), или просто «совокупный экономический потенциал», используемое в практике статистической оценки экономического потенциала стран, в связи с чем в нем отсутствует аспект потенциальных возможностей выпуска.

СЭПНХСС – обобщающая количественно-качественная характеристика наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает страна (государство) в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период ее развития.

В структуре экономического потенциала выделяются следующие элементы:

1. Природно-ресурсный потенциал.

2. Производственный потенциал.

3. Человеческий потенциал.

4. Трудовой потенциал.

5. Научно-технический потенциал.

6. Потенциал сферы услуг.

7. Внешнеэкономический потенциал.

Иногда выделяют также такие элементы, как финансовый, инновационный, демографический потенциал.

Следует отметить, что понятия отдельных потенциалов зачастую пересекаются, т.е. включают общие элементы. При этом также отсутствуют единые определения отдельных потенциалов по той же причине, что у экономического потенциала в целом.

Природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов, имеющихся в настоящее время на ее территории, причем как вовлеченных, так и не вовлеченных в хозяйственный оборот, но доказанных и потенциально доступных при существующих технологиях и средствах производства.

Производственный потенциал – 1) реальный объем продукции, который можно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов, 2) имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов, 3) способность народного хозяйства, его отраслей и производств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, удовлетворять потребности населения и общества в целом в необходимых товарах и услугах, обеспечить развитие производства и рост потребления.

Человеческий потенциал – сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход.

Трудовой потенциал – совокупность естественных и сформированных в процессе обучения и образования способностей к труду трудоспособной части населения страны.

Научно-технический потенциал – это обобщенная характеристика уровня развития науки, техники в стране, совокупность возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Внешнеэкономический (экспортный) потенциал – способность всего национального производства, промышленности, отдельных отраслей и предприятий производить необходимое количество конкурентоспособной продукции на экспорт.

2.2. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала .

Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов: природно-ресурсный потенциал, производственный потенциал, человеческий и трудовой потенциал, научно-технический потенциал, потенциал сферы услуг, внешнеэкономический потенциал.

Оценка экономического потенциала страны и, следовательно, его структурных элементов, осуществляется с помощью системы соответствующих показателей.

Тема 3. Экономический рост и проблемы перестройки структуры национальной экономики современной России

АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ

Кафедра «Экономика и менеджмент»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине «Экономическая политика»

Специальности Менеджмент,

В050600 - Экономика

Алматы, 2014 г.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ

План лекции

1. Закономерности развития рыночной экономики

2. Экономические процессы в XVIII – XIX веках

3. Причины формирования общеэкономической политики

В развитии рыночной экономики проявляются многие закономерности. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог – рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный переворот конца XVIII – начала XIX века и бурная экспансия рынка в этот же период. Экономические процессы в XVIII – XIX веках создали качественно новую основу для взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами.

Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная, аграрная, промышленная и социальная политики.

Серьезной причиной формирования общеэкономической политики были две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Однако наибольшее воздействие оказал мировой экономический кризис 30 –х годов.

В экономической литературе существуют различные определения экономической политики. Приведем вариант ученого ФРГ Х.Гирша: экономическая политика государства представляет собою совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

Рассуждая об экономической политике, надо иметь в виду несколько принципиальных положений:

1) Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации – с одной стороны, и перемены экономического мышления – с другой.

2) Сложившаяся в развитых странах практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда сильнее осуществляется ориентация на имеющиеся в данной стране реалии.

3) Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Контрольные вопросы:

1. Какую связь вы видите между развитием рынка и научно-техническим прогрессом?

2. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано?

3. Какие институциональные образования вы можете назвать среди объектов экономической политики?

Тема 2 СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

План лекции:

1. Государство как субъект экономической политики

2. Негосударственные субъекты экономической политики

3. Социально-экономические цели регулирования

Субъектов экономической политики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения.

Государству дана власть для того, чтобы оно могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей. В рамках реализации роли государственного звена существует разделение функций. На уровне парламента происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть – правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам.

Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример – деятельность Европейского сообщества.

К негосударственным субъектам экономической политики относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это, прежде всего профсоюзы, союзы предпринимателей, картели, кооперативы. Между союзами и государством нередко возникает открытая война. Вариант согласования интересов государства и экономических союзов, групп заключается в том, что этим объединениям может делегироваться из рук государства определенный круг функциональных задач.

Экономическая политика представляет собой процесс реализации определенных целей. Для их полного понимания, обозначения и правильного выполнения требуется четко представлять всю структуру задач общества. На глобальном, высшем уровне следует обозначать основную цель экономики . Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.

Кроме основной цели существует совокупность задач как бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой главных целей. В экономической литературе их порой обозначают как функции государства.

К главным целям можно отнести:

– свободное развитие общества;

– правовой порядок;

– внешняя и внутренняя безопасность.

Контрольные вопросы

1. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

2. Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах обычно выдвигают обычно не достижение главной цели (достижение благосостояния общества), а выполнение подчиненных задач. В программах же правительств социалистических стран отмечалась преимущественно ведущая цель. Попытайтесь объяснить данное различие.

3. Насколько важна, по вашему мнению, цель достижения экономической свободы?

4. От чего зависит очередность выполнения целей?

5. Какие примеры противоречивых целей вы могли бы назвать?

6. Какие примеры нейтральных целей вы могли бы назвать?

7. Какие примеры взаимно поддерживающих целей вы могли бы назвать?

8. Человеческое общество в своем развитии испробовало различные варианты институционального устройства. Однако экономическая политика реализуется, как правило, в любом случае. В чем, по вашему мнению, заключается специфика проведения экономической политики в капиталистической, социалистической, фашистской экономике? В чем сходство и в чем различия?

9. Считаете ли вы, что возможна идеальная экономическая политика?

1.Назарбаев Н.А. «Послание Президента страны народу Казахстана. Казахстан 2030 процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Алматы, 1998г.

2.Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. С-Пб: Питер, 2002.

3.Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Юристъ. – 2003.

4.Борисов А.Г. Экономическая теория: Учебник. М. Юристъ. 2002.

5.Войтов А.Г. Экономика Общий курс / Учебник ИВЦ. Маркетинг. 2001.

6.Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник. – Киров: АСА, 2002.

7.Райзберг Б.А. Основы экономики / Учебное пособие. М., ИНФРА. 2003.

В современных условиях национальная экономика выступает как агрегированный объект экономической политики в результате целого ряда причин. Во-первых, как многоуровневая хозяйственная система с широкой структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и элементов. Во-вторых, как интегрированная взаимосвязанная система объектов с характерной многомерностью. В-третьих, как многовекторная сложная система, включающая экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития. В-четвертых, как достаточно динамичная развивающаяся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, а также целей и интересов основной части населения.

Системно-структурный аспект дает возможность провести группировки элементов национальной экономики по различным признакам, в соответствии с которыми национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности, -с одной стороны, а с другой, - в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, в соответствии к уровням управления экономикой и свободы действий, различающихся степенью и сложностью задач.

Объектами регулирования экономики является также основные сферы, отрасли, регионы, а также условия социально-экономического развития страны. В рыночных условиях хозяйствования государство не должно контролировать весь процесс воспроизводства и поэтому задачами государства является создание принципиальных условий, при которых субъекты хозяйствования должны принимать рациональные и взвешенные решения. Одновременно экономическая политика в современных условиях охватывает лишь некоторые общие процессы, в управлении которыми заинтересованы и государство, и общество в целом. На основании опыта развитых стран учеными сформулированы основные направления и инструменты экономической политики (рис. 1.3).

Рис. 1.3.

Главные элементы механизма экономической политики характеризуются такими терминами, как субъект, объект, цели, методы и средства. Под субъектами экономической политики понимают, как правило, только государство. Однако такое понимание довольно упрощенным. На самом деле субъектами экономической политики как носители, так и выразители экономических интересов. К ним относятся различного рода объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп населения. Это прежде всего профсоюзы и объединения предпринимателей. Следует отметить, что в развитых странах такие союза играют значительную роль. На практике интересы частного сектора экономики могут не совпадать с целевой ориентацией государства. В результате между государством и различными союзами предпринимателей часто ведется борьба за реализацию своих экономических интересов. Мощные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они реализуют собственные концепции социально-экономической политики, пытаясь максимально повлиять на государственную экономическую политику.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов, прежде всего социальные группы, отличающиеся друг от друга имуществом, доходами, видами деятельности, профессиям, отраслевыми и региональными интересами. Это наемные работники и владельцы предприятий, руководители и акционеры, инвесторы и др. В каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону и вида деятельности.

Государственные органы управления, включая региональные и местные институциональные структуры, используют свою власть для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны, направления их трудовой активности на достижение определенной общей цели.

Объекты экономической политики - это сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия экономической жизни страны, где возникли или могут возникать определенные проблемы, которые не решаются автоматически, как того требуют условия нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Объектами экономической политики, в частности:

> Экономический цикл;

* Структура экономики;

> Условия инвестиционной деятельности;

> Научно-технический прогресс и инновационные процессы;

> Денежное обращение и инфляция;

> Платежный баланс;

> Социальные проблемы (занятость, доходы населения, подготовка и переподготовка кадров, социальная защита и т.д.);

> Условия конкуренции;

> Окружающей среды (экологические проблемы);

* Регионы.

Перечисленные объекты охватывают макроэкономические процессы, отдельные отрасли, территориальные комплексы и отношения между субъектами. В целом регулирование указанных объектов должно осуществляться в контексте определенных целей (рис. 1.4).

Рис. 1.4.

Сущность государственной антициклической политики или регулирования хозяйственной конъюнктуры состоит в том, чтобы во время спадов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляют дополнительные финансовые льготы, увеличивают государственные инвестиции, что позволяет уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, увеличить объемы инвестиций и рост занятости.

Экономическая политика на уровне отраслевой и территориальной структуры обеспечивается с помощью финансовых стимулов и государственных инвестиций, которые гарантируют приоритетные условия для развития отдельных отраслей и регионов. В определенных случаях поддержку оказывают отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии кризиса, в других - стимулируют развитие новых отраслей и видов производств, которые являются носителями научно-технического прогресса, обусловливающие структурные изменения внутри отраслей, между отраслями и во всей национальной экономике, повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом экономической политики является инвестиционная деятельность. Поэтому государственная экономическая политика стимулирования инвестирования соответствует экономическим интересам субъектов хозяйствования. Создавая дополнительные стимулы и возможности всем инвесторам или отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл, структуру производства, занятости населения и тому подобное.

Политика регулирования занятости предусматривает поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением на рынке труда. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, заработная плата которых должна быть мотивацией труда.

Постоянным объектом внимания государственных органов регулирования является обеспечение стабильности национальной валюты и денежного обращения, преодоление инфляции, представляет серьезную опасность для экономики. Регулирования денежного обращения опосредованно влияет также на условия инвестирования, динамику цен, социальные отношения и тому подобное.

Состояние платежного баланса является важным показателем национально? экономики. Во всех странах государство постойте выполняет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем регулирования экспорта и импорта, движения капитала, повышение и валютного курса и тому подобное.

Одним из главных объектов регулирования являются также и цены. Динамика и структура цен в значительной степени отражает состояние экономики. В то же время сами цены значительно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную стабильность.

В целом же главной целью экономической политики является обеспечение экономической и социальной стабильности и укрепления экономической безопасности государства. Из этого вытекают конкретные задачи, без выполнения которых невозможно достижение главной цели. Эти конкретные цели тесно связаны с объектами регулирования экономики. Сюда относится также совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства, улучшение состояния окружающей среды. Основные цели экономической политики показано на рисунке 1.5.

Рис. 1.5.

Названные цели, хотя и не являются одинаковыми по значению и масштабам, однако находятся в тесной взаимосвязи, а поэтому довольно часто одну из них нельзя поставить и достичь независимо от других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж

Реферат

По дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

Выполнил студент 183 гр.

Мазурина Ю.С.

Проверил Шаронова Г.В.

Введение

Заключение

Введение

Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет свои субъекты, объекты, содержание и форму.

Политическое отношение предполагает как минимум два субъекта. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

Так же субъектами экономической политики являются:

1. Государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей

2. Законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная - отвечает за ее реализацию,

3. Негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь,

Целью данной работы является сформировать структуру субъектов экономической политики государства, а так же выявить субъекты экономической политики.

Объектом и предметом исследования являться субъекты экономической политики.

Главной задача моей работы - выяснить, что же является субъектами экономической политики.

1. Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Первой линией связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой являются носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой -- это исполнители хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики.

Классификация субъектов политики:

1. По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

2. По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации). По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

Субъекты политики по признаку первичности или вторичности их политического участия:

1. К первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы.

2. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам. Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п.

"Вертикальные" политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п.

"Горизонтальные" же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

2. Система субъектов экономической политики государства

Рис. 1 Субъекты экономической политики государства

Субъектами экономической политики выступают:

1. Государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей:

2. Законодательная власть, она определяет и утверждает основные направления экономической политики,

3. Исполнительная власть - отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь,

4. Институты, имеющие надгосударственный характер.

С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве с субъектов, выделены: исполнители - органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк; носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков - имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.

С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений.

Таким образом, в работе субъекты экономической политики государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической политике государства интересам выделены носители, и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую политику страны - субъекты прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства (рис. 1).

Заключение

субъект экономический политика хозяйственный

В результате написания реферата я усвоила, что политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет свои субъекты. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как "человек политический", наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. А так же в роли субъекта может выступать государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей.

В ходе работы я выяснила, что субъекты экономической политики государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической политике государства интересам выделены носители, выразители и исполнители; по организационному признаку - надгосударственные, государственные и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую политику страны - субъекты прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства.

Список используемой литературы

1. Государственная экономическая политика / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 2006.-328 c.

2. Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2008.

4. Интернет ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные субъекты экономической политики: государственные, негосударственные и надгосударственные. Главные цели экономической политики: внутренняя и внешняя безопасность; правовой порядок; свободное развитие общества; антимонопольное регулирование.

    реферат , добавлен 12.12.2013

    Теоретические аспекты возникновения и развития экономической политики. Государственное регулирование экономикой, как сфера применения экономической политики. Цели и принципы фискальной, бюджетной, кредитной и финансовой экономической политики государства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Обратная связь органов государственной экономической политики. Расчет кривой предложения и равновесной цены. Особенности сочетания целей украинской экономической политики. Сущность бюджетного дефицита. Шаги по выработке оптимальной экономической политики.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Значение и функции экономической политики. Специфические черты и характерные особенности институтов в области экономической политики, опыт и тенденции их совершенствования в России. Роль и значение взаимодействия институтов экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2013

    Понятие, виды и инструменты экономической политики. Основные задачи и цели при разработке концепции социально-экономического развития, функции прогнозирования. Участие предпринимательского сообщества в разработке государственной экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

    Государственные финансы, их роль в осуществлении экономической политики. Источники финансирования инновационного ускорения. Налоги как основной источник государственного финансирования экономики. Мировая практика налогообложения. Виды расходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015

    Анализ теорий макроэкономического равновесия как ключевой проблемы экономической теории и экономической политики любого государства. Сущность денежной политики государства и механизма ее воздействия. Основные инструменты и цели денежной политики.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Инструменты, методы и формы государственной экономической политики, ее основные направления в Российской Федерации, оценка результатов и проблемы реализации. Факторы, влияющие на формирование экономической политики. Показатели мониторинга эффективности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Рассмотрение основных особенностей эффективного развития торговой и промышленной политики в России. Сбалансированное ресурсное обеспечение хозяйствующих субъектов как необходимое условие для успешной реализации всей ассортиментной и торговой политики.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Макроэкономика как составная часть экономической науки. Рыночный механизм макроэкономического равновесия. Основная проблема макроэкономики. Рекомендации "Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики".