Единый центр процессинга и биллинга. Развитие Единых центров процессинга и биллинга в Субъектах РФ. Критика реализации проекта УЭК

Единый центр процессинга и биллинга. Развитие Единых центров процессинга и биллинга в Субъектах РФ. Критика реализации проекта УЭК

, электронную подпись (в настоящий момент, несмотря на широкую рекламу, запись ЭЦП на УЭК не осуществляется - выяснить этот момент можно личным звонком в удостоверяющий центр), проездной билет .

Карта выдавалась гражданам России бесплатно по личному заявлению . Использование карты и подключённого к ней банковского счёта бесплатно . Срок действия универсальной электронной карты - 5 лет .

Возможности применения карты

Для заказа, оплаты и получения услуг необходимо устройство, принимающее универсальную электронную карту: инфоматы и терминалы, установленные в государственных учреждениях, банкоматы и кассы, имеющие наклейку платежной системы ПРО100 . Для использования универсальной электронной карты через личный компьютер необходимо купить устройство для чтения карт - считыватель (ридер, картридер), который подключается ко всем современным компьютерам через порт USB и должен поддерживать стандарт PC/SC .

Терминал в поликлинике

Банкомат Сбербанка

Наклейка на кассе магазина, принимающего УЭК к оплате

Список доступных и планируемых услуг

Порталы услуг

Виртуальный нотариус

Пенсионное страхование

Медицина

Общественный транспорт

Автомобиль

Дети и образование

Спорт

  • запись в секции
  • просмотр расписания
  • аренда спортивного зала, площадки, теннисного корта, катка
  • бронирование и оплата доп. услуг - индивидуальные занятия, спортинвентарь
  • хранение электронных билетов на спортивные события
  • доступ к спортивным событиям по карте УЭК

Культура

  • просмотр расписания музеев, выставок, театров, концертов
  • покупка электронных билетов
  • хранение электронных билетов для предъявления в бесконтактном виде
  • доступ к объектам культуры по карте УЭК

Получение денег на карту

  • заработной платы
  • стипендии
  • пенсионных выплат
  • социальных пособий и льгот, предусмотренных региональным и федеральным законодательством

Начисления и оплата

  • просмотр начислений услуг: ЖКУ, телефонная связь, интернет, телевидение и т. п.
  • оплата услуг, включая автоплатежи

Площадка выбора продуктов и услуг

  • выбор лучшего по цене и другим параметрам предложения: страховка на автомобиль, кредиты, услуги сотовой связи и платного ТВ и т. п.
  • дальнейшее оформление услуг в электронном виде с использованием электронной подписи

ЗАГС

Налоги

Индивидуальным предпринимателям

  • прием платежей от покупателей
  • интеграция с 1С
  • заполнение и подача налоговых документов
  • подготовка и оплата таможенных сборов

Электронный кошелек - оплата товаров и услуг в интернете

Единая дисконтная и бонусная карта - запись на карту всех скидок, бонусов и купонов

Электронный ключ - открытие дверей с электронными замками, запрограммированными на работу с УЭК

Рыбалка и охота - возможностью оформить и записать на карту право на добычу водных биоресурсов на всей территории России

Законодательство - возможность внести в Государственную думу законодательную инициативу, набравшую 100 000 идентифицированных голосов

Информирование

  • SMS-информирование
  • email-информирование

Удобный доступ ко всем сервисам карты

  • через интернет (WEB-портал)
  • с помощью мобильного телефона: SMS-операции, мобильный портал, приложения для смартфонов
  • через телевизор - приложения для Smart TV и ТВ-приставок
  • с помощью физической инфраструктуры: инфоматы, терминалы, банкоматы, персональные ридеры
  • мобильный форм-фактор: мобильный ридер, NFC

Возможности для разработчиков

  • готовые комплекты оборудования и ПО для различных учреждений - возможность оперативно развернуть инфраструктуру приема и использования УЭК
  • открытая платформа для разработчиков и предпринимателей - возможность использования технологий, лицензий и инструментов на основе УЭК для создания инновационных продуктов/услуг (аналог AppStore)

Конфиденциальность и безопасность

УЭК содержит чип, на который записаны идентификационные данные, напечатанные на обратной стороне карты. Остальные данные о гражданах по-прежнему хранятся в базах данных государственных учреждений . Внешний вид чипа на карте сильно напоминает чип SIM-карты мобильных телефонов. Примечательно, что в 2013 г. было анонсировно начало внедрения в московском метро системы по отслеживанию перемещений пассажиров по SIM-картам .

На обратной стороне карты напечатаны идентификационные данные гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, образец подписи, фотография, номер банковской карты и срок её действия, номер в системе обязательного пенсионного страхования - СНИЛС , номер в системе обязательного медицинского страхования - полис ОМС .

На чипе карты записаны идентификационные данные, указанные на обратной стороне карты, усиленная квалифицированная электронная подпись , данные транспортного приложения о купленных билетах и оставшихся поездках . Остальные данные о гражданах по-прежнему хранятся в базах данных государственных учреждений, а УЭК лишь помогает отыскивать нужные записи в них при обращении держателя в соответствующее ведомство, при помощи защищенных каналов связи системы межведомственного электронного взаимодействия .

Разработчики УЭК утверждают, что воспользоваться данными гражданина без его согласия невозможно. Для использования карты требуется вводить пин-код , который гражданин должен в целях безопасности держать отдельно от карты и хранить в тайне от всех. В личном кабинете гражданин может установить дополнительную защиту и ограничить пользование частью сервисов. При утере карты её можно заблокировать в личном кабинете или позвонив на горячую линию. Информация об этом автоматически поступает в государственные службы, предоставляющие электронные услуги, и воспользоваться утерянной картой будет невозможно . Для удобства можно заранее сделать дубликат УЭК на случай утери основной карты .

В пунктах приема заявлений документы, не оставаясь на столе, сразу отправляются в сейф. Ведётся видеонаблюдение. После приёма заявления информация отправляется по защищенным каналам связи в Москву. После изготовления карты служба доставки специальной связи присылает отдельно конверт с пин-кодами и отдельно присылает универсальные электронные карты - встречаются они только на пунктах выдачи .

Считать информацию с карты можно только терминалом, сертифицированным ОАО «УЭК» . Заготовки для УЭК изготавливаются на двух заводах, присоединившимся к : в государственной компании «Гознак » и в ЗАО «Первый печатный двор» . В отличие от банковских карт, универсальная электронная карта сделана из лазерочувствительного поликарбоната, который обладает высокой износостойкостью. На карту наносятся полиграфические средства защиты . Нанесение персональной информации осуществляется методом лазерной гравировки в региональных центрах персонализации универсальных электронных карт. Поскольку в процессе лазерной гравировки фотографическое изображение и текст создаются не на поверхности карты, а в объёме пленки, заменить фотографию или текст без разрушения документа оказывается невозможным . На карте УЭК устанавливается микропроцессор , сертифицированный ФСБ России в соответствии с требованиями информационной безопасности . Программное обеспечение, которое устанавливается на стадии подключения электронной подписи, полностью сертифицировано ФСБ и выполняет все самые жёсткие требования по информационной безопасности . Выбранные для УЭК криптографические алгоритмы и планы по исследованию их безопасности были признаны соответствующими самым высоким требованиям защиты информации на пятнадцатой международной конференции «РусКрипто’2013» 30 марта 2013 года .

Особенности подачи заявления и получения карты

Карта УЭК изготавливалась в течение 20 рабочих дней со дня подачи заявления на выдачу УЭК и выдавалась бесплатно.

При получении карты гражданин по своему желанию мог бесплатно записать на УЭК электронную подпись (занимает от 5 до 15 минут ) для использования различных услуг через Интернет, а также открыть расчётный счёт в выбранном банке для использования платёжного приложения .

Вместе с картой УЭК гражданин получает запечатанный конверт с четырьмя пин-кодами , которые в целях безопасности следует держать отдельно от универсальной карты и сохранять их в тайне от всех :

ПИН1 (от 4 до 8 цифр) - даёт право использовать карту (всегда вводится при использовании карты, за исключением оплаты проезда и банковских услуг)
ПИН2 (от 6 до 8 цифр) - используется для подписания документов электронной подписью
ИД КРП (8 цифр) - код разблокировки ПИН - используется в случае необходимости сменить/разблокировать ПИН1 или ПИН2
Банк ПИН (4 цифры) - даёт доступ к банковским услугам

Универсальная электронная карта соответствует международному стандарту EMV , в соответствии с которым обычно требуется (правила устанавливаются банком-эмитентом) вводить пин-код при проведении любого платежа через терминал (например, в магазинах, ресторанах) . Для оплаты проезда в транспорте пин-код вводить не требуется . В случае утери УЭК предлагается позвонить в колл-центр по номеру, указанному на оборотной стороне, чтобы карту заблокировали. Номер колл-центра рекомендуется заранее записать в свой телефон. УЭК можно бесплатно заменить: в случае её физического повреждения, в случае необходимости заменить микропроцессор для размещения дополнительных приложений, в случае изменения визуальных (незащищённых) данных держателя карты. В случае утери выпуск новой карты оплачивает её владелец .

Положительные эффекты, ожидаемые после введения универсальной электронной карты

Введение универсальной электронной карты должно создать инфраструктуру для реализации принципа «одного окна », улучшить качество государственных услуг , упростить бюрократические процедуры , повысить информированность граждан о своих правах, развить безналичные расчёты , сократить количество чиновников, сократить расходы коммерческих организаций на содержание фронт-офисов , уменьшить нагрузку на подразделения организаций, которые занимаются расчетами с персоналом и ведением личных дел сотрудников (бухгалтерия, отдел кадров) , создать рынок электронных подписей для физических лиц .

Недостатки универсальной электронной карты

  • В сравнении с бумажными документами более короткий срок службы - всего 5 лет.
  • Несоизмеримость записанных на карту документов. Так, утеря проездной карты в автобусе ранее не приносила больших неудобств. Теперь утеря или повреждение УЭК, часто используемой в качестве транспортной карты, приведёт к временному лишению всех документов, заменяемых УЭК.
  • Ранее диверсификация документов гражданина могла создать трудности иностранным спецслужбам при сборе полной юридической информации о нём. Теперь при централизации документов сбор информации иностранными агентами может быть упрощен. По этой же причине доступ неблагожелателей к карте (если им известны её ПИН-коды ) автоматически приводит к доступности всех опций и документов, заменяемых ей.
  • На УЭК стоит логотип банка-эмитента банковского приложения карты. Счет карты УЭК привязан только к одному банку из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией . Невозможно по собственному желанию держателя карты поменять обслуживающий банк без замены карты (в этом случае замена осуществляется бесплатно ). Заменить карту придется и при необходимости внести изменения в записи на её поверхности.
  • «Интеллектуализированность» карты: УЭК упрощает работу для госслужащих, но при этом каждый гражданин, владеющий УЭК, вынужден вникать в сложную информационно-техническую систему функционирования УЭК. Это представляет сложности для труднообучаемых лиц и лиц пожилого возраста, с трудом привыкающих к техническим новшествам, а также для лиц, не имеющих навыков или не склонных к работе с компьютером.
  • Неочевидность данных на карте: внешне не видно, что записано на карту, в то время как информация бумажных документов всегда налицо. Для доступа к данным карты в домашних условиях необходима покупка кардридера (считывателя) и установка дополнительного программного обеспечения для компьютера .
  • Усиление компьютерной зависимости и зависимости от электричества: работа с бумажными документами возможна, хотя и с некоторым трудом и ограничениями, без наличия компьютера и электричества. Самые же элементарные операции с картой (кроме чтения визуальной информации на карте) требуют специальных энергозависимых технических средств и компьютерной техники, хотя сама по себе УЭК энергонезависима.
  • Использование ПИН-кодов подразумевает риск блокировки карты при трехкратном неправильном введении ПИН-кода (существует инструкция по разблокировке УЭК в этом случае). Бумажные же документы не подвержены такому риску, пользователь не может «заблокировать» их по собственной ошибке.
  • Пятилетний срок службы УЭК завышен. Отсутствует физическая защита УЭК от износа: областей применения, требующих считывания (физический контакт) карты, больше, чем у банковской карты, имеющей аналогичное исполнение в виде пластикового прямоугольника и перевыпускаемой чаще, чем раз в пять лет.
  • Невозможность использовать УЭК для авторизации на портале http://www.gosuslugi.ru в ОС , отличной от Microsoft Windows .
  • Не может быть использовано как удостоверение личности .

Переход от универсальной электронной карты к электронному паспорту

Создание универсальной электронной карты предусмотрено федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . Срок действия универсальной электронной карты - 5 лет .

Граждане России смогут получить внутренний электронный паспорт в любом отделении Федеральной миграционной службы . В Министерстве связи и массовых коммуникаций планируют обеспечить доступ к электронным госуслугам за считанные минуты, включая электронную идентификацию - за одну минуту, а конечное получение услуги - не более чем за три минуты . После введения электронных паспортов к возможностям УЭК добавятся новые электронные услуги: регистрация по месту жительства онлайн, регистрация юридических лиц онлайн, электронное правосудие, электронный нотариат, электронное голосование , электронные сделки и договоры с ID, открытие новых банковских счетов онлайн . При этом отмечается, что введение электронного паспорта пока только планируется - разрабатывается законодательство .

Мнение общества

Опросы общественного мнения

В 2012 году, по данным социологического опроса фонда «Общественное мнение» , 52 % россиян поддерживают проект УЭК, 30 % нравится многофункциональность УЭК. Также выяснилось, что 27 % опасаются, что УЭК легко потерять, а потом будет сложно восстановить, 14 % опрошенных боятся махинаций в случае утери карты, 7 % - считают, что посторонние лица получат доступ к их личной информации .

В 2013 году сторонников УЭК стало в полтора раза больше, чем противников. В ходе опроса общественного мнения выяснилось, что 53 % россиян одобряют появление новой универсальной электронной карты, 35 % придерживаются противоположной точки зрения, а оставшиеся 12 % - затруднились ответить. Также выяснилось, что 70 % опрошенных граждан знают о том, что начала действовать УЭК, 55 % информированы только в общих чертах, 14 % - уверены, что хорошо понимают особенности нововведения. На вопрос о готовности получить универсальную электронную карту и использовать её в качестве замены бумажным документам 47 % опрошенных ответило утвердительно, а 43 % предпочли бы пользоваться документами по отдельности .

Критика реализации проекта УЭК

УЭК низко востребована по причине плохой информированности граждан о её возможностях , низкой заинтересованности части губернаторов в развитии проекта .

Проект УЭК критикуют, с одной стороны, журналисты и эксперты, которые указывают на различные проблемы при реализации проекта или скептически относятся к возможности успешного завершения проекта, с другой стороны, граждане, опасающиеся тотального контроля и учёта жизни человека, несанкционированного использования или возможной правовой дискриминации не получивших УЭК или не имеющих возможности её использовать .

В начале 2013 года журналисты сообщали о задержках выдачи карты по заявлениям, поданным в январе-феврале 2013 года . Руководство проекта подтвердило , что при реализации проекта возникали трудности с охватом всех 83 субъектов федерации и с доставкой изготовленных карт на места. Проблема состояла в том, что за время реализации программы у некоторых пунктов выдачи поменялись адреса, и почта была вынуждена вернуть посылки, отправленные Гознаком, обратно. Кроме того, в отделениях уполномоченного банка в январе 2013 года менялась процессинговая система, что также привело к задержкам. Также имелись разночтения между данными, предоставляемыми Пенсионным фондом России и Фондом обязательного медицинского страхования. В частности, если в одной государственной организации фамилия человека пишется через «е», а в другом - через «ё», программа не может идентифицировать гражданина. Не воспринимала программа и сдвоенные фамилии, набираемые через дефис.

В феврале 2013 года журналисты газеты Ведомости сообщили, что в связи с отменой обязательной выдачи карт их выпуск сократится в 7 раз, что ставит под сомнение окупаемость проекта. Перечисляли следующие недостатки: неготовность инфраструктуры к приёму УЭК, всего 100 000 из 700 000 точек торгово-сервисных предприятий готовы принимать УЭК для безналичной оплаты товаров и услуг . Журналисты газеты Коммерсантъ также сообщили о неготовности инфраструктуры в частности в Московской области .

В январе 2015 года глава синодального отдела Русской православной церкви Всеволод Чаплин сообщил, что в связи с внешнеполитическими событиями процесс введения универсальной электронной карты несколько замедлился, поскольку возникли «новые озабоченности, связанные и с безопасностью государства и общества, возникают опасения использования нашими, как сейчас принято говорить, партнерами электронных массивов информации в своих целях для ослабления России, для того чтобы лишить её самостоятельности, самостоятельной политики» .

Международный опыт

В 2013 году в более чем 50 странах мира разрабатываются и выпускаются электронные документы, с помощью которых можно получать государственные и коммерческие услуги .

Идентификационные карты вводятся во многих странах мира. Сингапур одним из первых в мире в начале 2000-х годов ввел для своих жителей электронные паспорта, объединив на одной карте удостоверение личности и универсальный ключ для государственных услуг. Карта Малайзии содержит идентификационное приложение, банковское приложение, водительские права, медицинскую информацию и транспортные приложения. Немецкий биометрический паспорт позволяют получить доступ к государственным и коммерческим услугам, подписывать документы электронной подписью . Эстонская ID-карта является удостоверением личности и содержит электронную подпись, позволяющую подписывать документы и комментарии в Интернете, используется для идентификации на Интернет-выборах .

Электронные кошельки также вводятся во многих странах мира, в большинстве случаев это персонифицированные пластиковые карты, предназначенные для совершения розничных платежей на небольшие суммы и оплаты проезда на городском транспорте . В Германии введена Geldkarte , на которую можно загрузить до 200 евро со счета держателя карты из банка или в обмен на наличные деньги клиентов без использования счета. Карта работает повсеместно на территории всех земель и позволяет оплачивать большинство товаров и услуг: парковки, транспорт, штрафы, продукты и так далее. В Италии и Испании электронные кошельки нескольких операторов покрывают всю территорию стран (принимаются в более 700 000 магазинов) и де-факто вытеснили банкноты и монеты из сферы платежей на небольшие суммы - в торговых автоматах, кафе, киосках, такси, кинотеатрах, лотереях, парковках автомобилей. В Гонконге Октопус-карта позволяет оплачивать проезд в общественном транспорте, покупать товары в супермаркетах и небольших магазинах, торговых автоматах, а также рассчитываться в кафе. В Великобритании Citizencard позволяет узнать родителям о покупках своих детей и заблокировать некоторые платежи: в барах, прокатах автомобилей или сайтах азартных игр.

Реализация проекта УЭК

Расходы на УЭК

Вице-президент ОАО «УЭК» Вадим Щепинов сообщил, что проект не получает средств из федерального бюджета. Разработка карты и создание инфраструктуры реализуется на деньги акционеров. Часть средств выделяется из бюджета субъектов РФ - на выпуск карт и создание инфраструктуры в рамках региона . По оценке министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной , стоимость проекта составляет 150-170 миллиардов рублей . В январе 2013 года президент ОАО «УЭК» Алексей Попов сообщил, что 90 % расходов связано с созданием инфраструктуры для приема карты: устанавливаются бесконтактные считыватели на транспорте и терминалы в государственных учреждениях, решаются задачи взаимодействия участников единой платежно-сервисной системы, подготавливается техническая инфраструктура, налаживаются информационные каналы .

Себестоимость универсальной электронной карты составляет 265 рублей за карту и имеет тенденцию к снижению . Организация выпуска одной карты на человека, включая затраты на ИТ-системы, обходится примерно в 500 рублей .

По данным системы проверки компаний СПАРК, созданной «Интерфаксом », за период с 2010 по 2016 год было выпущено около 700 тысяч карт, а убыток компании за эти годы составил более 3 млрд рублей .

ИТ-составляющие проекта УЭК

У проекта три основных составляющих. Первая - это процесс изготовления карты, размещение приложений, набор правил записи и использования этих приложений. Вторая составляющая - это операционные системы по выпуску и обслуживанию карты, эмиссии карты, системы финансового процессинга. Третья составляющая - инфраструктура использования карты, к которой относятся банкоматы и инфоматы, терминалы оплаты проезда на транспорте, устройства самообслуживания банков. Инфраструктуру использования карты создали поставщики услуг, которые разработали информационные системы для использования карты. На реализацию всех трёх составляющих ушло около двух лет. В стадию промышленной эксплуатации проект вступил 1 января 2013 года, когда после длительного тестирования в отдельных регионах начался массовый выпуск карт .

Запуск приложения на УЭК - длительный процесс: приложение нужно разработать, запрограммировать, провести обязательную сертификацию. Производители микропроцессоров должны начать выпускать процессоры с этим приложением . Федеральная уполномоченная организация ОАО «УЭК» отвечает за обязательные федеральные приложения, размещённые на карте: идентификационное, пенсионное, медицинское и платёжное. Субъекты Российской Федерации отвечают за транспортные приложения, а также самостоятельно принимают решение о разработке дополнительных приложений. В случае необходимости доустановки приложений на УЭК гражданину нужно будет обращаться в пункт выдачи для обновления своей карты .

ФУО ОАО «Универсальная электронная карта»

Универсальная электронная карта
Тип открытое акционерное общество
Основание
Расположение Москва
Ключевые фигуры Алексей Попов (президент)
Материнская компания Сбербанк России
Сайт www.uecard.ru
Универсальная электронная карта на Викискладе

ФУО ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО «УЭК») - федеральная уполномоченная организация, осуществляющая функции координатора и оператора проекта по внедрению универсальной электронной карты. Выбрана Правительством Российской Федерации в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты (Распоряжение Правительства РФ от 12.08.2010 № 1344-р) :

  • организует взаимодействие уполномоченных организаций субъектов Российской Федерации
  • управляет порталом коммерческих услуг
  • ведёт единый реестр карт и приложений (федеральных, региональных, муниципальных)
  • координирует эмиссию универсальных электронных карт
  • является оператором российской платежной системы ПРО100 .

А также ответственна за обеспечение совместимости инфраструктур применения УЭК и электронного паспорта .

Весной 2011 года ОАО «УЭК» в равных долях владели банки: Сбербанк , Уралсиб и Ак Барс . В конце 2012 года акционерами также стали компании «Тройка Диалог » и «Ситроникс » . Таким образом основным акционером ОАО «УЭК» стал Сбербанк России , который совместно со своей дочерней компанией «Тройка Диалог » владеет 68 % обыкновенных акций ОАО «УЭК» .

Уставный капитал составляет 900 миллионов рублей. В марте 2013 года было сообщено об увеличении уставного капитала до 1 350 миллионов рублей за счёт выкупа допэмиссии пропорционально долям акционеров .

Уполномоченные организации субъектов Российской Федерации

Уполномоченные организации субъектов (УОС) - организации, которые организуют инфраструктуру УЭК по обслуживанию граждан и по предоставлению государственных и муниципальных услуг в своём регионе. Каждый субъект РФ определил соответствующую уполномоченную организацию субъекта. Во многих регионах уполномоченными организациями стали организации, выпускавшие региональные социальные карты жителя региона . Все 65 уполномоченных организаций субъектов Российской Федерации присоединились к единой платёжно-сервисной системе «Универсальная электронная карта» .

Региональные центры процессинга и биллинга

По данным на ноябрь 2014 года Единые центры процессинга и биллинга созданы в Тульской, Калужской, Орловской, Иркутской областях, Республике Марий Эл . Запланировано создание таких центров в Астраханской, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Рязанской, Ярославской и Томской областях .

Портал УЭК

Портал УЭК-Онлайн
URL www.ueconline.ru
Тип сайта идентификационная карта
Владелец ОАО «УЭК»
Начало работы
Текущий статус отключен
Портал УЭК-Онлайн на Викискладе

В сентябре 2013 года открыт портал, на котором у каждого обладателя УЭК будет личный кабинет. С его помощью человек сможет идентифицироваться, сможет что-то подписать электронной подписью, оплатить нужную услугу, а дальше система перенаправит его на ресурс, где он будет непосредственно взаимодействовать с тем органом, который оказывает услугу

ООО «Информационно-процессинговая компания «Биллинговый центр» является оператором и разработчиком системы начисления и приема платежей S3.МЕГАПОЛИС (СИСТЕМА). На основе СИСТЕМЫ компанией создано единое информационное пространство, участниками которого являются большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства и банковской сферы. Компания является консолидирующим центром процессинга и биллинга для участников рынка ЖКХ г. Улан-Удэ и Республики Бурятия.

НАШИ УСЛУГИ

Компания предоставляет клиентам услуги по доступу к биллинговой платежной системе и информационно-техническому обслуживанию:

1. Присоединение к СИСТЕМЕ

2. Автоматизация бизнес-процессов:

  • ведение лицевых счетов;
  • расчет начислений;
  • формирование счетов на оплату, ЕПД;
  • прием и расщепление платежей;
  • регистрации и учет населения;
  • учет жилищного фонда, подомовой учет;
  • интеграция с ГИС ЖКХ и информационной системой «Реформа ЖКХ»;
  • обслуживание потребителей через интернет.

3. Обеспечение информационного взаимодействия между участниками единого информационного пространства и процессинг транзакций в СИСТЕМЕ.

4. Обработка, хранение данных, обеспечение сохранности и безопасности информации.

5. Консалтинг и обучение пользователей.

НАШИ КЛИЕНТЫ

В настоящее время пользователями СИСТЕМЫ являются более 150 организаций, которые можно объединить в следующие группы:

1. Рынок управления многоквартирными домами:

  • управляющие организации (УО)

2. Рынок ресурсоснабжения:

  • ресурсоснабжающие организации

3. Рынок сбора и расщепления платежей:

  • банки
  • банковские платежные агенты
  • операторы по приему платежей
  • платежные агенты
  • единые расчетные центры

4. Регистрационный учет граждан:

  • единая паспортная служба
  • управляющие организации (УО)
  • товарищества собственников жилья (ТСЖ)
  • общежития учебных заведений

5. Государственные услуги

  • органы социальной поддержки населения
  • управление местных доходов
  • комитет по управлению имуществом
  • многофункциональный центр

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

  1. Компания разработала, внедрила и постоянно развивает собственную биллинговую платежную систему, на основе которой создано единое информационное пространство, объединяющее более 200 организаций.
  2. При участии компании создана широкая сеть пунктов приему платежей, включающая в себя отделения банков, расчетно-кассовые участки ООО «ЕИРЦ», кассы других банковских платежных агентов. Плательщики могут оплатить за жилищные, коммунальные услуги, связь, интернет, детские сады, охрану и т. п.
  3. Сформирована единая городская база данных по населению и жилищному фонду. Предоставляемый сервис, актуализация данных и информационное взаимодействие в режиме реального времени обеспечивает:
  • удобство для населения (прописка/выписка, получение справок, прием заявлений на выдачу паспортов и другие услуги);
  • возможность предоставления оперативной информации в органы муниципальной власти, военный комиссариат, избирательную комиссию и др. гос. органы;
  • точность расчета стоимости ЖКУ поставщиками услуг.

МЫ ГАРАНТИРУЕМ

  • предоставление индивидуальных it-решений каждому пользователю с учетом их потребностей;
  • своевременное предоставление информационной и технической поддержки пользователям СИСТЕМЫ;
  • обеспечение сохранности, конфиденциальности и безопасности информации, размещенной пользователями в СИСТЕМЕ;
  • постоянное совершенствование и развитие СИСТЕМЫ;
  • оперативное внесение изменений и доработка функционала СИСТЕМЫ по запросам потребителей.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ

В компании работают квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт по разработке и внедрению различных информационных систем. В своей деятельности компания использует наработанные технологические подходы, позволяющие быстро и эффективно реализовывать ИТ-проекты любого масштаба и сложности. Компания располагает собственным центром обработки и хранения данных, обеспечивает сохранность и безопасность информации, гарантирует высокую отказо- катастрофоустойчивость работы СИСТЕМЫ.

02.03.2015, ПН, 10:03, Мск

О технологиях, которые предлагает российским регионам ФУО «УЭК» и о том, как они могут изменить граждан, в интервью CNews рассказал Алексей Попов, президент «УЭК».

CNews: Обязательная выдача универсальных электронных карт перенесена с 1 января 2015 г. на 1 января 2017 г. Как будет развиваться проект в этот период?

Алексей Попов: В настоящее время все ждут законодательного акта, окончательно определяющего, когда начнется выпуск электронного паспорта. От этого зависит и то, как будет развиваться универсальная электронная карта, которая изначально позиционировалась как его предтеча.

Конечно, мы и сейчас активно занимаемся вопросами применения универсальных электронных карт в инфраструктуре МФЦ, которую развивают регионы. Впоследствии в этой же инфраструктуре будет приниматься и электронный паспорт.

Кроме того, мы активно работаем над созданием региональных систем в сфере ЖКХ, транспорта и организации приема в них различных карточных продуктов. Сегодня в числе наших партнеров более 10 регионов. Особенно хотелось бы отметить Тульскую область, во всех районах которой уже обеспечена единая система биллинга в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это и есть основа ГИС ЖКХ в регионе, о которой говорится в федеральном законе.

Работает в Тульской области и транспортный биллинг. Там введен дифференцированный тариф - поездка за наличный расчет стоит 20 руб., а с помощью карт - 15 руб. Это делает очень популярными и УЭК, и другие банковские и транспортные карты.

CNews: Ваша компания предлагает регионам создавать ЕЦПиБ. На каких условиях создаются Центры? Какие возможности они предоставляют регионам?

Алексей Попов: Единый центр процессинга и биллинга – это организация, которая берет на себя учет всех транзакций в области ЖКХ и в области транспорта. Центр создается администрацией региона при поддержке «Универсальной электронной карты». Иногда в проекте принимают участие и другие региональные инвесторы, но основными акционерами остаются администрация и «УЭК». ЕЦПиБ берет на себя обязанность по выпуску квитанций ЖКХ и учету поездок в транспорте.

Чем это интересно для администрации региона? Тем, что мы решаем социально важные задачи. И не просто социально важные, но, в ряде случаев, законодательно закрепленные за администрациями. И администрация не тратит на это денег. Она делает это за счет инвесторов, таких как «УЭК». Кроме того, администрация получает в свое распоряжение всю мощнейшую инфраструктуру «Сбербанка», в которой граждане могут оплачивать ЖКХ, пополнять транспортный кошелек.

CNews: Какие обязанности берет на себя «УЭК» в ходе создания ЕЦПиБ?

Алексей Попов: Во-первых, мы выступаем инвестором проекта. Во-вторых, мы поставляем все программно-технические решения, необходимые облачные сервисы. Благодаря этому региону не надо самостоятельно разворачивать сложные программные продукты, вкладываться в инфраструктуру. В-третьих, мы выступаем интеграционным оператором – нами уже разработаны определенные правила организации работы центра, к которым присоединяются все участники проекта. Таким образом, исчезает необходимость заключать с каждым из них отдельный договор.

Фактически мы создаем единую платежно-сервисную систему, которая предоставляет не только платежные, но и сервисные услуги. Кроме того, у нас есть небанковская кредитная организация «Универсальная электронная карта», которая обеспечивает расщепление всех платежей в соответствии с законодательством. То есть, каждый получатель – поставщик электроэнергии, воды, газа и пр. - получает именно свой платеж. То же самое касается и владельцев каждого маршрута на транспорте.

Участники состоявшегося недавно Конгресса ЖКХ говорили о том, что основная проблема отрасли – это непрозрачность движения финансовых потоков. Платежная дисциплина граждан хорошая, однако деньги не доходят до поставщиков услуг. Наше решение позволяет решить эту проблему.

Кроме того, создание ЕЦПиБ позволяет региону выполнить требования федерального закона о создании ГИС ЖКХ, не тратя на это существенных бюджетных ресурсов.

Что касается транспорта, то сегодня региональные власти вынуждены компенсировать перевозчику поездки льготных категорий граждан, не имея точной информации о том, сколько таких поездок было совершено. Мы помогаем учитывать поездки льготников, что позволяет финансировать их строго по их количеству. Кроме того, наши решения «обеляют» и существенно увеличивают выручку транспортных компаний.

CNews: Ваша компания занимается созданием регионального сегмента ГИС ЖКХ в Тульской области? Каковы результаты проекта?

Алексей Попов: Созданный в Туле региональный центр объединил в себе всех участников рынка ЖКХ – это и муниципальные образования, и управляющие компании, и поставщики услуг. Теперь все они общаются друг с другом не напрямую, а через единый шлюз. Сейчас мы активно работаем с Минкомсвязи в направлении его интеграции с федеральным ГИС ЖКХ.

CNews: Вы также активно участвуете в создании системы «Единая транспортная карта» (ЕТК). Недавно такая карта под названием «Стрелка» появилась в Подмосковье. Расскажите об этом проекте подробнее.

Алексей Попов: В рамках проектов по созданию системы «Единая транспортная карта» все транспортные средства оснащаются специальными считывателями, к которым можно прикладывать разные карты - банковские, транспортные, универсальные электронные. На карте содержится электронный кошелек с билетом, а также информация о том, льготник человек или нет.

Человек при входе в автобус прикладывает к считывателю эту карту, с нее списываются деньги, а сама поездка учитывается. Таким образом, водитель и кондуктор избавляются от необходимости принимать наличные, транспортная компания получает положенные ей деньги, а региональные власти – информацию о том, проезд какого числа льготников они должны компенсировать. Очень важно, что мы, как и в ЖКХ, расщепляем денежный поток от процесса оказания услуги.

В конце 2014 г. «УЭК» выиграла конкурс и заключила инвестиционный контракт с правительством Московской области и с крупнейшим перевозчиком Мострансавто на внедрение в регионе единой транспортной карты. Сейчас к системе подключаются и другие перевозчики Подмосковья. В рамках этого контракта мы за свой счет строим процессинг, оснащаем транспортные средства соответствующими считывателями и ведем учет всех транзакций, предоставляя необходимые сервисы как областному правительству, так и транспортным компаниям, и гражданам.

Сегодня правительство Московской области получило мощнейший инструмент как для оптимизации своих социальных расходов, так и для существенного роста выручки Мострансавто.

Пополнить единую транспортную карту Подмосковья «Стрелка» можно в более чем 3 000 банкоматов «Сбербанка» по всей области, а также в «Сбербанк-онлайн», с помощью мобильного приложения, на сайте strelkacard.ru, с помощью «Яндекс. Денег», в салонах «Евросеть». Сегодня мы ежедневно продаем более 1000 карт. Она стоит 200 руб, из которых 120 руб сразу зачисляется на баланс.

С 1 марта «Стрелка» принимается для оплаты проезда на электричке. С 1 апреля будет введен дифференцированный тариф – поездка по карте на автобусе будет стоить 28 руб, а за наличный расчет – 40 руб. Думаю, это приведет к еще более существенному росту спроса на транспортные карты.

Подобные проекты мы также реализуем в Тульской, Калужской, Иркутской и Орловской областях. Ведем переговоры еще с десятком субъектов. Надеюсь, в скором времени жители этих регионов смогут ездить по одной и той же транспортной карте не только внутри своей области, но и за ее пределами. Это очень важно. Фактически сейчас нами реализуется федеральный стандарт.

Кроме того, в рамках этого проекта «Сбербанк» также приступил к выпуску в Московской области банковских транспортных карт. Это обычная банковская карта, на которой содержится транспортное приложение.

Выпускаются также бесконтактные транспортные карты «Тройка» для пополнения в инфраструктуре «Сбербанка» и использования в Москве.

CNews: Как вы видите перспективы развития вашей компании на ближайшие годы?

Алексей Попов: «УЭК» нашла свою нишу в условиях постоянно меняющегося законодательства как в сфере платежных систем, так и в области создания электронного паспорта. Эта ниша – создание единых центров процессинга и биллинга. Сегодня мы рассматриваем это направление развития как одно из главных.

Наши основные контрагенты – это губернаторы и региональные власти, и мы находим с ними общий язык. Нашими контрагентами также являются «Сбербанк» и другие банки, которым интересны любые пути увеличения безналичных расчетов через свои платежные продукты.

Кроме того, мы собираемся развивать интернет-сервисы для пользователей предлагаемых нами решений. Весной этого года на портале УЭК у жителей Тульской, Московской, Орловской, Калужской областей появится личный кабинет, в котором они смогут не только оплачивать услуги ЖКХ, но и вводить показания счетчиков, а также контролировать начисления. Также на нашем сайте появится сервис по пополнению транспортных карт, удобные аналитические сервисы. Мы думаем, эти услуги будут чрезвычайно востребованными.

Расширяет сферу деятельности - новым направлением для БФТ стала информатизация ЖКХ. В рамках контракта с Федеральной уполномоченной организацией ОАО «Универсальная электронная карта» (УЭК) Компания БФТ автоматизирует единые центры процессинга и биллинга ЖКХ в 15 регионах России. Для обеспечения высокого качества оказываемых услуг в сфере информатизации ЖКХ Компания БФТ сотрудничает с Компанией «БАРС Груп», НП ЖКХ «Развитие» и АНО «Институт Развития Регионов».

В настоящее время в регионах России в сфере ЖКХ используется множество различных информационных систем, отсутствуют эталонные региональные базы для расчетов и единые подходы к учету фактически оказанных услуг, что приводит к непрозрачности расчетов за услуги ЖКХ и платежей по ним.

ОАО «УЭК» предлагает субъектам РФ решить описанную выше проблему путем создания единого центра процессинга и биллинга (ЕЦПиБ) ЖКХ в регионе на базе информационной системы «СиАР.ЖКХ». В дальнейшем такой подход позволит регионам интегрироваться в создаваемую государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и избавит от необходимости сбора данных из разрозненных информационных систем. Исполнителем-поставщиком информационного решения и его внедрением по данному проекту стала в партнерстве с ЗАО «БАРС Груп». За основу проекта взята система «БАРС.ЖКХ-Биллинговый Центр», предназначенная для расчета начислений за оплату жилищно-коммунальных услуг.

ОАО «УЭК» планирует создать ЕЦПиБ-ы в 15 субъектах РФ и подключить их к единой системе автоматизации расчетов в сфере ЖКХ (СиАР.ЖКХ) до конца 2015 года. Данные центры предоставят всем участникам рынка ЖКХ и гражданам доступ к централизованной системе ЖКХ региона для расчета и сбора начислений за оплату жилищно-коммунальных услуг. Все начисления будут доступны в личных кабинетах портала «УЭК-Онлайн», к которому получает доступ каждый пользователь универсальной электронной карты.

Создание ЕЦПиБ региона предусматривает стандартизацию процессов расчетов начислений в сфере ЖКХ, формирование единых платежных документов (ЕПД), обеспечение прозрачного сбора платежей в наличной и безналичной форме, оперативное доведение информации о задолженности до граждан, унификацию деловых процессов за счет принципа однократного ввода и многократного использования данных, применения единых реестров и справочников:


Централизация процессов управления ЖКХ в рамках ЕЦПиБ предусматривает работу всех участников системы ЖКХ с единой базой данных. СиАР.ЖКХ, используемая ЕЦПиБ , построена на основе облачных технологий и располагается в едином центре обработки данных ОАО «УЭК». Всем участникам сферы ЖКХ предоставляется удаленный доступ к системе, при этом их права доступа определяются на основании их статуса и полномочий:



В результате создания ЕЦПиБ и полной автоматизации расчетных процессов в сфере ЖКХ в масштабе региона достигается высокая степень их прозрачности и контроля, обеспечивается возможность их постоянного мониторинга и оценки, выполняется оптимизация взаимодействия внутри системы ЖКХ, где каждый участник может найти для себя следующие преимущества:
  • Для поставщиков услуг ЖКХ
    • Прозрачная система персонифицированного учета услуг.
    • Контроль над организациями, принимающими платежи.
    • Возможность оперативно информировать граждан о начислениях/долгах.
    • Существенное ускорение получения платежей за услуги ЖКХ.
    • Снижение общего уровня задолженности за оказанные услуги ЖКХ.
  • Для органов государственной власти и местного самоуправления
    • Достоверная информация об объемах собираемых платежей от населения в разрезе каждого поставщика ЖКУ для принятия управленческих решений.
    • Снижение уровня социальной напряженности благодаря прозрачности информации по ЖКХ для граждан.
    • Снижение общего уровня задолженности граждан за оказанные услуги ЖКХ.
  • Для банков
    • Увеличение остатков на счетах граждан за счет увеличения доли безналичных платежей за ЖКХ.
    • Снижение затрат на проведение платежей граждан за ЖКХ.
    • Увеличение остатков на счетах ресурсо-снабжающих организаций.
  • Для граждан
    • Своевременное и понятное информирование о задолженностях/начислениях/тарифах.
    • Удобство выполнения наличных и безналичных оплат услуг ЖКХ.
    • Прозрачность движения средств до получателей платежей.
Благодаря централизации расчетов начислений в ЕЦПиБ обеспечивается возможность «расщепления» платежей, когда средства населения за оказанные услуги ЖКХ поступают не на счета управляющих компаний, а направляются сразу поставщикам услуг и ресурсо-снабжающим организациям. Такой подход приводит к существенному ускорению прохождения платежей и снижению уровня задолженности между предприятиями сферы ЖКХ.

В настоящее время специалисты совместно с ЗАО «БАРС Груп» уже ведут работы в трех регионах - Тульской, Калужской и Астраханской областях. Во всех 15-ти регионах работы планируется завершить до конца 2015 года.