Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .
Фонды социального страхования носят государственный характер.
Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.
Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.
Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.
Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.
Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.
Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.
Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.
Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.
Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.
Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.
Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.
Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.
Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.
Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.
Наименование |
|||
Доходы |
|||
Переходящий остаток на 1.01.2002 г. |
|||
Единый социальный налог |
|||
Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
|||
Мобилизация просроченной задолженности |
|||
Прочие поступления |
|||
Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством |
|||
Итого доходов |
|||
Расходы |
|||
Выплата пособий В том числе пособия по временной нетрудоспособности |
|||
Оплата путевок на санаторнокурортное лечение |
|||
Оздоровление детей |
|||
Ежемесячные страховые выплаты |
|||
Прочие расходы |
|||
Административные расходы |
|||
Итого расходов |
При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.
В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.
Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.
В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.
В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.
В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.
В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.
Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).
Расчет пособия по беременности и родам100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,
где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Расчет пособия при рождении ребенка
(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.
Расчет социального пособия на погребение
(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеваниемгде 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.
Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.
Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.
В рамках проводимой в стране реформы в части выплат детских пособий по обязательному социальному страхованию совершенствуется механизм начисления денежных средств родителям (матери, отцу), родственниками ребенка или другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и имеющим право на получение ежемесячного страхового обеспечения до достижения 1.5 лет. В частности, во многих регионах страны в 2016 году продолжает действовать пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» , в рамках которого перечисление пособий застрахованным лицам осуществляются напрямую за счет средств ФСС , минуя страхователя (то есть работодателя, перечисляющего за работника страховые взносы).
Планируется, что в будущем система прямых выплат с учетом опыта «пилотного проекта» будет применяться на всей территории РФ . После его введения меняется не только принцип получения пособий для застрахованных лиц, но также и условия перечисления страховых взносов работодателями.
Бланк заявления предусматривает заполнение данных о заявителе, информации об удобном способе перечисления пособия, содержит перечень прилагаемых документов, основания для получения пособия и т.п.
При обращении в ФСС заявителю также необходимо предоставить следующие документы:
Заявление вместе с документами рассматривается, и решение по нему принимается в течение 10 дней после подачи. Потом либо начисляется выплата, либо выносится мотивированное решение об отказе.
Все ежемесячные пособия через ФСС начисляются на банковский счет (пластиковую карточку) получателя либо на адрес почтового отделения (по выбору) до 15 числа каждый месяц .
После введения системы прямых выплат детское пособие будет рассчитываться не работодателем, а самими сотрудниками ФСС, что в большинстве случаев исключает возможность возникновения каких-либо счетных ошибок.
Среднемесячный заработок для расчета пособия определяется таким образом: доходы за два предыдущих календарных года делятся на 730 (количество дней) и умножается на 30,4 (усредненное число дней в месяцах за год).
Можно также заранее самостоятельно просчитать размер выплаты при наличии необходимых исходных данных. Для этого на портале ФСС «Электронная отчетность» предусматривается онлайн-калькулятор . Расчет среднедневного, среднемесячного заработка и пособия до 1.5 лет получить не сложно, указав предусмотренный программой перечень данных о получателе и условиях его работы.
При этом первоначально выплата пособий должна осуществляться работодателем из собственных средств , после чего Фонд социального страхования компенсирует предприятию (организации) разницу между уплаченными страховыми взносами и выплаченными в качестве пособий сумму.
Таким образом, для большей части территории страны по состоянию на 2016 год предусматривается следующая последовательность оформления и получения пособия до 1.5 лет застрахованными лицами:
Для получения возмещения страхователь подает в ФСС необходимые документы и отчетность по предусматриваемым формам.
Иногда работодатель создает искусственную ситуацию с завышением сумм страховых выплат работникам для того, чтобы получить возмещение выплаченного пособия в повышенном размере. Поэтому каждая ситуация рассматривается Соцстрахом отдельно.
В связи с этим сотрудников ФСС, которые проводят проверку, может насторожить:
Поэтому в некоторых случаях в возмещении работодателю может быть отказано.
По действующему законодательству, для получения заинтересованное (застрахованное) лицо обращается к работодателю. Тот рассчитывает сумму, выплачивает ее и получает возмещение из Фонда соцстраха.
Если или не может платить пособие по другой причине, получатель может обратиться за денежным возмещением в ФСС по месту регистрации страхователя-работодателя. Это можно сделать в любом регионе РФ после того, как суд вынесет решение о невозможности получить пособие стандартным образом.
В некоторых субъектах РФ действует пилотная программа . Эта мера призвана уменьшить количество конфликтов между получателем пособия и страхователем, а также повысить стабильность перевода денег получателю во внештатных ситуациях. Программу планируется расширить на другие регионы страны.
Навигация по статье
Женщины в период ожидания ребенка и после родов могут рассчитывать пособия, которые выплачиваются работодателем с последующим возмещением в ФСС. Регламентирует это ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Размер выплат зависит от категории, к которой они относятся, например: , и т.д.
С недавних пор в некоторых регионах страны появилась возможность получать пособия напрумую из ФСС , минуя работодателя. Об этом и будет рассказано дальше в статье.
Общие основания для выплаты пособий:
Отдельные случаи:
Как правило пособие выплачивеются
Поддержка беременности и материнства осуществляется и из региональных бюджетов, все зависит от возможностей местных властей.
К таковым относятся выплаты:
Выплаты пособий по беременности и родам предусмотрены государственным регламентом. Периодически данные вопросы поднимаются на заседаниях госдумы, а в нормативные акты вносятся изменения и дополнения. Одним из уточнений является увеличение полномочий Фонда Соцстрахования.
В общем случае оформление и получение пособий предусмотрено в следующих местах:
Теперь за выплатами можно обращаться напряму в ФСС , но только в следующих случаях:
Проект разработан для оказания помощи женщинам по выплате пособий и их расчету. Это нововведение значительно упрощает механизм оформления и начисления положенных выплат.
Прямые выплаты, предусмотренные «пилотным» проектом уже действуют на сегодняшний день во многих регионах. Это удобно для оформления пособий и льгот. На сроке 30 недель беременности после получения больничного листа или 28 недель при многоплодной беременности женщина предоставляет заявление о необходимости ухода в декретный отпуск, после чего выполняются следующие действия:
В случае если женщина работает у нескольких работодателей одновременно, то с заявлением о положенном декретном отпуске она может обратиться к одному из них. Далее обращение будет предано в ФСС.
Больничный лист по беременности и родам оплачивается за период 140 календарных дней, а по отдельности это время разбивается на:
Но есть некоторые уточнения, например, если беременность многоплодная , то количество дней составляет 84 и 110 . Если роды были осложненными , то оплачиваемый послеродовой период составляет 86 дней .
Работодателем оплачивается полностью весь период нетрудоспособности женщины. Разделений по выплатам за пребывание на больничном за дородовой и послеродовой периоды по отдельности не существует.
Чтобы отпуск по беременности и родам был полностью оплачен, требуется подготовить следующие документы:
После получения больничного листа на руки, женщина направляется к работодателю. Выплаты производятся в течение 10 календарных дней , но не позднее указанного срока. Начиная с первого дня, расходы несет Фонд социального страхования РФ , при этом непосредственный работодатель не расходует денежные средства по данному виду выплат, но при этом крайним сроком обращения будет 6 месяцев , начиная от даты завершения декретного отпуска.
В случае неоформления отпуска выплаты производиться не будут. Выплачиваемое пособие начисляется в 100 % объеме, при этом стаж работы не учитывается.
Правила и порядок расчета денежных средств выплаты финансовых средств ФСС производится таким же образом, как и на предприятии. В России данная выплата регламентирована нормативными документами. Сумма размера пособия составляет 100% от среднемесячного заработка за последние 2 года . Специалист ФСС проверяет расчеты, выполненные на предприятии, так риски возникновения ошибок существенно снизится.
Расчет пособия производиться следующим образом:
Данные, необходимые для определения размера выплат, передаются бухгалтерией организации непосредственно в ФСС, либо отдельно делается запрос в ПФР.
Обязательной информацией будут:
Пример расчета денежных средств следующий:
К примеру, 30 дней ушло на лечение , то есть женщина находилась на больничном, при этом общая продолжительность декрета составляет 140 дней.
На официальном сайте Фонда социального страхования размещен запрограммированный калькулятор расчета. Несложно вычислить сумму денежных начислений по больничному листу.
Алгоритм действий следующий:
Результаты будут максимально близкими к истине, так как сотрудники ФСС при расчете суммы пособия пользуются точно такими же данными, что вы будете вводить в этот калькулятор.
Для обращения в фонд за начислением пособия нужно написать заявление. Имеется установленная Приказом ФСС № 335 от 17.09.2002 единая форма документа.
В документе следует отразить следующие сведения:
Образец (пустой бланк) заявления на получение пособия в ФСС:
Отправить документ можно по почте или через интернет, лично или с помощью вашего представителя.
К заявлению прилагается:
Встречаются на практике случаи, когда работодатель по каким-либо причинам не может выплатить положенные пособия женщине. Причинами этому могут стать банкротство, отсутствие денежных средств или ликвидация организации. Но, тем не менее, будущая мама не лишается этого права. Для этого и существует Фонд соцстрахования.
При непринятом в регионе «пилотном» проекте, необходимо выполнить следующее:
Начисление пособия производится на основании размера заработной платы за последние 2 года. Выплаты заработной платы подтверждаются справками от бывшего работодателя. Если эти документы не предоставлены с места работы, то сотрудники ФСС самостоятельно обращаются в ПФР.
При отсутствии документов о банкротстве предприятия, все равно можно обратиться в суд. Запросы о недостающих документах производят судебные приставы.
В отличие от НДФЛ, оплата в ФСС осуществляется не из дохода, получаемого наемным работником, а организацией, в которой он занимается трудовой деятельностью. После того как бухгалтерия организации проведет расчеты по заработной плате, нужно рассчитать процент, который следует перечислить в ФСС. Сложность этой процедуры в том, что размер страховых взносов зависит не только от величины дохода работника, но и от процентов, применяемых для исчисления взносов.
Как и в оплате разного вида налогов, уплачивать взносы необходимо в обозначенные сроки. В случае невыполнения этого требования работодатель со стороны ФСС подвергается штрафным санкциям. Помимо своевременного платежа, организациями должны регулярно заполняться формы отчетности, в которых предоставляется информация об уплаченных в фонд средствах.
Сейчас ставка ФСС составляет 2,9%. Но, помимо регулярного перечисления этой суммы, с каждого дохода работника высчитывается и взнос ПФР, составляющий 22%. К этим взносам прибавляется и регулярный платеж в ФОМС. Величина суммы, перечисляемой в него, должна составлять 5,1% от всего дохода работника. При подсчете всех сборов получается, что организация обязана перечислять 30% от размера выплачиваемого работнику дохода.
Высчитываемый ФСС процент должен перечисляться в фонд не самим работником, а организацией, где он ведет трудовую деятельность.
В зависимости от ситуации начисляемая фондом сумма будет иметь особую величину.
К примеру, в ситуации с заболеванием работника сумма выплаты из фонда будет составляться на основе двух факторов: осуществляемых ранее перечислений в фонд из зарплаты работника, а также срока его деятельности на текущей работе. При этом величина суммы, перечисляемой с зарплаты работника в фонд, не имеет зависимости от частоты страховых ситуаций. Не зависит также и величина выплачиваемой впоследствии фондом суммы в случае заболевания и выхода в декрет работника.
Смотрите также видео об изменениях в тарифах по страховым взносам до 2018 года включительно:
Для проведения процедуры оплаты высчитанных по зарплате работников взносов выделяется срок до 15 числа месяца, следующего за оплачиваемым. Перечисление взносов организации обязаны осуществлять каждый месяц. Таким образом, в зависимости от размера начисляемой работнику зарплаты и возможных его заболеваний перечисляемая в фонд сумма может немного различаться.
Сумма ежемесячного платежа взносов организациями высчитывается следующим образом. Для получения точной суммы взносов, которую необходимо внести за прошедший месяц, используется сумма пособий, которые были начислены с фонда ФСС в текущем месяце. Из этой суммы происходит вычитание взносов, идущих на страховые случаи, связанные с материнством и заболеваниями. В эти взносы входят начисления, произведенные по основной ставке, а также по пониженной. Полученная в итоге сумма и будет являться обязательным взносом, который следует уплатить компании за прошедший месяц.
Расчет суммы, выплачиваемой ФСС, происходит в несколько этапов:
Передаваемая организацией в фонд сумма, начисляемая с зарплаты работника на несчастный случай, составляет всего 0,2%. В зависимости от численности дней деятельности работника, величина зарплаты, а также и перечисляемой суммы подвергается изменению. Перечисляемые ежемесячно в фонд суммы впоследствии подвергаются суммированию.
Все перечисляемые в фонд организацией суммы предназначены для поддержки финансового положения работников организации в ряде непредвиденных ситуаций. К таким ситуациям, при которых положена работнику материальная помощь, относится: