Добывающая промышленность японии. Общая характеристика хозяйства японии

Добывающая промышленность японии. Общая характеристика хозяйства японии

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью. Несмотря на её небольшую территорию, в Японии производится до 12% мировых промышленных товаров. Ведущими отраслями японской экономики являются производство материалов и приборов на основе современных высоких технологий.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР. Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС. Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии. Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии. В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Металлургия Японии

Одной из важнейших отраслей специализации Японии является черная металлургия, переживавшая свой бум в 60-70х годах 20 века, на фоне увеличивавшихся размеров строительства. Однако, после кризиса 80х годов черная металлургия в Японии идёт на спад и сейчас переживает не лучшие свои времена. Несмотря на это, Япония остается одним из крупнейших мировых экспортеров стали, ежегодно экспортируя больше 25 млн тонн.

Своих минеральных запасов в Японии нет, поэтому черная металлургия ориентирована на импортное сырье: руда завозится из Индии, Австралии и ЮАР, а коксующийся уголь из Австралии, США и Канады, из-за чего большинство металлургических предприятий расположены в прибрежных районах в непосредственной близости от крупных грузовых портов. Даже несмотря на отсутствие собственного сырья, металлургия в Японии достигла небывалых высот, во многом благодаря автоматизации, а также большому количеству инвестиций в научно-техническое развитие. Сейчас основной перспективой развития отрасли является снижение энергозатрат и более эффективное использование железных руд, что позволит уменьшить зависимость страны от импортного сырья.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”. Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие. Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет. Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли. Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику. До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью. Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.

Судостроение

Как в островном и высокотехнологичном государстве, в Японии развито и судостроение. Самыми известными японскими судостроительными компаниями являются Митсубиси и Сасебо, имеющие множество верфей, расположенных в основном на побережьях Японского моря и Тихого океана. Это развитые и технологичные предприятия, однако в последнее время им приходится уменьшать свои производственные мощности, так как с 80х годов прошлого века спрос на суда в мире падает. В настоящее время успешное существование судостроительных предприятий обеспечивают многочисленные заказы ВМФ Японии.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения. Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица. Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики.

Химическая промышленность

Благодаря высокому уровню развития технологий, важной отраслью в японской экономике является химическая промышленность. Большой сдвиг она получила в 60х годах вместе с энергетикой тогда начала активно развиваться нефтехимия, основанная на отходах нефтегазовой отрасли. Сейчас японская химическая промышленность по объемам производства располагается на втором месте в мире и первом в Азии. Лидерами индустрии являются концерны «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл» а также множество других.
Самыми развитыми отраслями химической промышленности остаются нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. Так же как и в других областях, японское руководство обращает внимание на наукоемкость и технологичность перспективной отраслью считается биохимия. К ней относится разработка и производство лекарственных препаратов и удобрений. Из-за проблем с экологией в стране принимаются меры к ограничению вредного воздействия химической промышленности на природу, для чего также используются передовые технологии.Большую роль играет японская химическая промышленность и в экспорте: японские медикаменты, бытовые и промышленные химикаты, волокна и косметические изделия экспортируются по всему миру.

Лёгкая промышленность

Традиционно лёгкая промышленность в Японии всегда находилась на высоком уровне развития и отличалась своей аутентичностью. В стране до сих пор сохранились такие традиционные производства как шелкопрядение и керамика. Однако, с развитием технологий специализации японской лёгкой промышленности сильно изменились. Теперь большая часть производства осуществляется на крупных предприятиях, а самыми развитыми отраслями лёгкой промышленности являются хлопчатобумажная и шерстяная, обе работают на импортном сырье, на закупку которого ежегодно тратятся очень большие суммы. Специализацией Японии остаётся и керамика благодаря богатым запасам глин и многовековым традициям их обработки, до 75% производимой продукции эффективно экспортируется. В Японии существует несколько известных центров керамической промышленности, расположенных, как правило, вблизи месторождений, таких как Сэто и Нагоя.

Пищевая промышленность Японии

Пищевая промышленность Японии функционирует в основном на импортном сырье, так как чтобы производить собственное у страны нет возможностей и ресурсов. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. Средний объём потребительской корзины в Японии в последнее время растёт, а также наблюдается спрос на органические продукты и здоровое питание.

Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям (см. атлас, с. 37).

Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком. Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % , 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров. На приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д.

Зона мегаполиса, особенно агломерации — Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, ), Тюнё (Нагоя) — сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы — комбинаты. Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после и России. 3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное — на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС.

Япония — лидер мировой (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие — в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю.

Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире.

В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции . Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции — радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).

У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя.

В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% — в сельском и и рыболовстве, 19,2% — в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%.

Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса — рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса). Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга. Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн. тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса.

Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире. Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские — воздушным. Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю — Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.

Промышленность, явившаяся «локомотивом» развития японской экономики, сохраняет свое экономическое значение, хотя ее доля снижается ввиду перехода на стадию постиндустриального развития, сопровождающегося расширением нематериального сектора. По стоимости промышленной продукции Япония уступает только США.

В структуре японской промышленности превалируют наукоемкие, высокотехнологичные производства. Она лидирует по производству роботов, станков с ЧПУ, продукции «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем, отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая и гибкие производственные системы. Кроме того, она сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производству химической продукции.

В структуре собственности японской промышленности, либерализованной после войны, снова возросла роль крупнейших многоотраслевых концернов, таких как «Мицубиси», «Тоёта», «Мацусита», представляющих интересы ведущих финансово-промышленных групп.

Отличительной чертой японской промышленности является в то же время большая роль мелких и средних предприятий: на них приходится 99% общего числа промышленных предприятий в стране, 74% занятых и около 52% стоимости произведенной продукции.

  • автомобилестроение
Автомобили - это один из самых известных видов продукции Японии.

Почти половина производимых в Японии легковых автомобилей идет на экспорт. Автомобили, изготовленные японскими компаниями, собираются и эксплуатируются по всему миру. Многие теперь производятся на заводах, размещаемых за границей. К тому же легковые автомобили не единственный вид транспорта, экспортируемый Японией. Япония делает также автобусы, грузовые автомобили, корабли и другие транспортные средства.

Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.

В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.

Объем производства автомобилей в Японии в авг. 2009г. снизился на 199 тыс. 702 единицы, т.е. на 25,9% в годовом исчислении. По итогам месяца показатель составил 571 тыс. 787 ед. против 771 тыс. 489 ед. за аналогичный месяц годом ранее. Такие данные опубликовала Японская ассоциация автопроизводителей (JAMA).

При этом производство легковых автомобилей в авг. 2009г. в годовом исчислении уменьшилось на 24,6% - до 493 тыс. 661 единицы, объем производства грузовых автомобилей снизился на 32,9% - до 71 тыс. 698 ед., а объем производства автобусов на 31,9% - до 6 тыс. 428 ед.

Объем экспорта легковых автомобилей из Японии в авг. с. г. снизился на 43,3% - до 244 тыс. 27 автомобилей, экспорт грузовиков уменьшился на 55,5% - до 24 тыс. 181 единицы, а объем экспорта автобусов упал на 40,3% - до 6 тыс. 978 ед.

Тройка крупнейших автопроизводителей страны - Toyota Motor, Honda Motor и Nissan Motor - в июне продолжила снижение объемов выпуска продукции. Производство Toyota упало на 24% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), до 565 541 автомобиля, Nissan - на 22%, до 240 827 единиц, Honda - на 20%, до 257 852 единиц. Основной причиной стало снижение продаж на главном экспортном рынке - США. «В мировом масштабе продажи автомобилей достигли дна, - полагает управляющий директор Intelligence Automotive Asia Эшвин Чотай. - В среднесрочной перспективе продажи в США не смогут достичь уровня 2005 и 2006 годов, поэтому трудно ожидать значительного восстановления объема продаж японских компаний».

  • электротехническая промышленность
Япония широко славится отличным качеством электрического оборудования и высокими мощностями электронной промышленности. В число популярных видов продукции входят стереосистемы, радиоприёмники, телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и компьютеры. Другой важной статьёй японского экспорта является точное электронное оборудование, используемое при производстве во многих странах мира. Япония является также мировым лидером в системах связи. В Токио есть район Акихабара, который известен как "Город электроники", где повсюду, куда ни глянешь, обязательно наткнёшься на магазины по продаже электронного оборудования.

Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой.

Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры.

Подведение ведущими японскими продуцентами бытовой электронной техники итогов их деятельности в 2008/9г., завершившемся 31 марта текущего года, выявило у некоторых из них наличие крупных убытков. Наиболее уязвимыми в условиях мирового экономического кризиса оказались Panasonic, Sony и Pioneer, вынужденные принимать неотложные меры по реструктуризации.

Руководство Panasonic (ссылаясь прежде всего на резкое сокращение спроса в нише автомобилестроения и невыгодный курс иены) объявило о возникновении у группы в истекшем отчетном году чистого убытка в сумме, эквивалентной 2,9 млрд. евро при обороте 60 млрд. евро (-14% по сравнению с 2007/8г.).

В начале 2008/9г. Panasonic рассчитывала на чистую прибыль в 2,4 млрд. евро, однако в последующем ситуация настолько ухудшилась, что в феврале 2009г. появилось заявление о закрытии ею 27 заводов и ликвидации 15 тыс. рабочих мест.

Sony, объявляя о собственном убытке в 2008/09г. (760 млн.долл.), отметила, что у нее он первый за последние 14 лет, и готовить «адекватный ответ» с целью адаптации к новым экономическим реалиям стала заранее. В конце предыдущего года было принято решение о сокращении 16 тыс. рабочих мест и закрытии 14 из всех 57 ее производственных центров.

Что касается группы Pioneer, специализирующейся сейчас в основном на аудиотехнике для автомобилей, телевизионных декодерах, DVD-проигрывателях и некоторых видах профессиональной техники, то ее убыток в 2008/9г. был эквивалентен 1 млрд. евро при обороте 4,2 млрд. (-27,8% по сравнению с предыдущим отчетным годом).

Чистый убыток всемирно известного японского производителя бытовой техники и электроники Panasonic Corporation по итогам I кв. 2009/10 фин.г. (апр.-июнь 2009г.) составил 52,98 млрд. иен (555,75 млн.долл.) против 73,03 млрд. иен (766,13 млн.долл.) чистой прибыли за соответствующий период 2008/09 фингода, говорится в опубликованном в понедельник финансовом отчете компании.

Согласно заявлению представителей компании, убытки связаны «в основном с эффектом от резкого падения объема продаж и снижения уровня цен». Компания, основанная в 1918г., 1 окт. 2008г. сменила название с Matsushita Electric Industrial Co. на более известное мировому потребителю Panasonic Corporation.

  • химическая промышленность
Японская химическая промышленность занимает по объему производства второе место в мире после США и первое в Азии. В данном секторе экономики насчитывается 5224 предприятий с числом работающих 388 тыс.чел. Крупнейшими производителями химических изделий в Японии являются: "Асахи Кэмикл", "Мицубиси Кэмикл", "Асахи Глас", "Фудзи Фото Филм", "Сэкисуй Кэмикл", "Кэй-Эй-Оу", "Сумитомо Кэмикл", "Торэй Индастриз", "Мицуи Кэмиклз".

Среди продуктов японского химэкспорта: органические соединения (34,1%), пластики (27,9%), краски и красители (7,5%), фармацевтические изделия (6,5%), неорганические соединения (5,7%), очищенная нефть и ароматические углеводороды (3,2%).

Химпром занимает 10-е место в структуре национальной индустрии, уступая металлургии, машиностроению, пищевой промышленности и ряду других отраслей.

Ряд экспертов высказывают мнение, что большинство развитых стран уже вступило в т. н. "эру экономической глобализации", характеризующуюся сращиванием международных капиталов и созданием ТНК. Япония же на сегодняшний день все более и более остается в стороне от этого процесса. Японские производители химической продукции несут большие убытки, будучи не в силах конкурировать с объединенными евро-американскими монополиями. Характерным примером может служить активное вытеснение японских компаний с их традиционных рынков торгово-промышленными объединениями "Хёхст" и "Рон-Пуленк". Создание таких ТНК в химическом секторе рынка становится стандартом. Оно позволяет реализовать дальнейшую модернизацию производства, обеспечить снижение себестоимости, реорганизовать финансовые портфели, и в конечном итоге - повысить конкурентоспособность и увеличить прибыль. Отставание Японии в процессе экономической глобализации, в том числе в химической отрасли, рассматривается сегодня как одна из основных причин углубляющегося экономического кризиса. Проблема сырьевой зависимости и проблема колебания цен на химическое сырье могут в нынешних условиях эффективно решаться только в рамках транснациональных торгово-промышленных объединений.

Ожидается, что "благодаря" тяжелому экономическому кризису азиатский рынок химтоваров резко изменится к началу 21 столетия. Японским компаниям придется доказывать свою конкурентоспособность не только в США и Европе, но теперь уже и в Азии. Глобализация и скорость станут важнейшими критериями развития.

Современное химическое производство в Японии специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.

  • металлургия
Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля - США, Австралия; в меньшей степени - Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

Черная металлургия - единственная в комплексе энерго- и материалоемких отраслей, в основном сохраняющая свой высокий производственный и экспортный потенциал. Японские металлургические заводы, созданные в послевоенные годы на основе самой передовой технологии, после кризиса середины 70-х годов пережили значительную реконструкцию. Старые мощности частично скрапировались (причем не только домны и мартены, но и мощности по выплавке электростали), частично модернизировались. «Нижние», ресурсоемкие и экологически вредные «этажи» металлургического производства были в значительной степени вынесены за границу, в Японии сосредоточились передельные производства, более чистые и экономически рентабельные. По объему выплавки стали (110,5 млн т в 2003 г.) она занимает 2-е место в мире после КНР. Экспортная квота отрасли исчисляется в 24%, доля Японии на мировом рынке черных металлов - примерно 25%. Общее количество предприятий отрасли в Японии исчисляется сотнями, но важнейшее значение имеют металлургические заводы, расположенные вблизи Осака и Токио, ориентированные на крупные центры потребления металла. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на базе использования местных углей. Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо, также построенный еще в довоенный период с ориентацией на местные железорудные месторождения. Крупнейший не только в Японии, но и в мире комбинат «Фукуяма» компании «Ниппон кокан» мощностью 16 млн т стали в год расположен в одноименном городе на юго-восточном побережье Хонсю. Еще четыре комбината полного цикла (в Мидзусима, Кавасаки, Касима, Кими-цу) имеют мощности по стали свыше 10 млн т каждый. Черная металлургия Японии практически полностью работает на привозном сырье и топливе, поэтому подавляющее большинство крупных заводов размещается в зонах крупных портов.

Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки, а также экологически опасны, оказалась в наибольшей степени подвержена в Японии реорганизации. Очень сильно сократилась первичная выплавка цветных металлов. Происходит скрапирование производственных агрегатов, вынос производства в другие страны. Передельные заводы располагаются практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые крупные предприятия размещаются в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд - Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю).

Как информирует Japanmetalbulletin, пять крупнейших японских стальных компаний планируют увеличить производство стали во II кв. (июль-сент.) 2009г. Производство стали будет в среднем увеличено на 30% или до 18.3 млн.т. Такое решение компании приняли после того, как внутренний рынок и спрос на сталь показали восстановление. Производство стали в Японии было сокращено на 40% в I кв. 2009г. из-за финансового кризиса.

  • горнодобывающая промышленность
Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых. Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье.

Япония представляет собой страну-архипелаг, расположенную в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, раскинувшуюся на четырех больших островах Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Помимо них территория государства включает также около 4-х тысяч небольших островов, которые тянутся на три с половиной тысячи километров с северо-востока к юго-западу. Берега формируют бухты и большое количество заливов. Все моря и океаны, которые омывают архипелаг, играют огромную роль для Японии, поскольку являются основными источниками ее ресурсов.

Население

По количеству населения Страна Восходящего солнца находится в первой десятке мира. Японцы могут похвастаться самой большой в мире продолжительностью жизни (76 лет - мужчины и 82 - женщины).

Для национального состава характерна относительная однородность. Японцы формируют почти девяносто девять процентов всех жителей страны. Среди других проживающих в Японии народов достаточно много корейцев, а также китайцев. Подавляющее большинство исповедует синтоизм или буддизм. Самыми густозаселенными являются берега Тихого океана. Почти восемьдесят процентов японцев проживают в крупных городах, одиннадцать из которых города-милионники.

Промышленность Японии

(На конвеерной сборке роботы практически заменили человека )

Японская промышленность практически полностью зависит от импортируемых ресурсов. В последнее время страна вынуждена сокращать рост энергоемкого и металлоемкого производства, которое зависит от импортного сырья, ориентируясь на наукоемкую отрасль. Тем не менее, в Японии хорошо развита как черная, так и цветная металлургия, машиностроение, автомобиле и судостроение, строительная промышленность, энергетика, химическая и нефтехимическая, пищевая и целлюлозно-бумажная промышленность.

И, конечно, Япония это одна из немногих стран, где на конвеерной сборке практически везде людей пытаются заменить промышленными роботами.

(Промышленный завод в Японии )

Крупнейшими металлургическими центрами, практически полностью работающими на ввозимом сырье, являются заводы, расположенные в Осаке, Токио и Фудзияме. Масштабы первичной выплавки цветных металлов в Японии постепенно сокращаются, однако большинство заводов, расположенных в крупнейших промышленных центрах, функционируют и сегодня.

Немаловажное значение играют легкая и пищевая промышленность. Электроэнергетика преимущественно использует импортируемое сырье. Преобладающими составными в японской сырьевой базе является нефть и природный газ, при сокращающейся доле угля, возрастает роль гидро и атомной энергетики. В области энергетики шестьдесят процентов ее мощностей дают ТЭС, а двадцать восемь процентов приходится на атомную энергию. Гидроэлектростанции каскадно расположены на горных реках.

(На автомобильном заводе сборкой заняты роботы )

В Японии хорошо развито машиностроение. Ведущие подотрасли - электротехника и электроника, очень хорошо развиты радиопромышленность, интенсивно растет транспортное машиностроение. Страна лидирует по объемам строительства танкеров и сухогрузов. Основные судостроительные верфи расположены в портах - Иокогаме, Нагасаки, Кобе. Япония стабильно лидирует также и в области автомобильного строительства. Ежегодно с конвейеров японских заводов сходит тринадцать миллионов автомашин.

(Город Токио частично питают солнечные батареи )

В последние годы страна приступила к активному внедрению так называемой программы «Солнечной Свет», которая заключается в освоении нетрадиционных источников энергии. Среди экономически развитых государств по доле расходов на развитие науки и биотехнологий Япония также занимает первое место.

Сельское хозяйство Японии

(Необычные рисунки на рисовых полях в Японии )

Сельское хозяйство дает примерно два процента от валового национального продукта страны и по-прежнему остается одной из важнейших отраслей ее хозяйства. В этой области трудится шесть с половиной процентов населения. В основном японское сельскохозяйственное производство сконцентрировано на продовольственных товарах. Япония на семьдесят процентов самостоятельно обеспечивает собственные продовольственные нужды. Под сельское хозяйство отведено тринадцать процентов территории. Ведущая роль принадлежит растениеводству, в частности выращиванию риса и овощных культур, широко распространено садоводство. Животноводство также развивается интенсивными темпами. Так, в Японии разводят крупный рогатый скот, птицу, развито свиноводство.п

(Рыболовное судно у порта Японского моря )

Исключительно удачное расположение определяет изобилие в рационе каждого японца блюд из рыбы и морепродуктов. Рыбный промысел ведется практически во всех районах Мирового океана. Япония располагает обширным рыболовецким флотом, который насчитывает более четырехсот тысяч судов. Кроме того, страна имеет во владении свыше трех тысяч рыболовных портов.

1. В последнее время металлургия претерпела значительные изменения. Вместо многих устаревших заводов они создали мощные заводы, оснащенные новейшими технологиями.

Япония, которая не имеет достаточного количества сырья, фокусируется на импорте железной руды и коксующегося угля. Основными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основными поставщиками угля являются США, Австралия; в меньшей степени — в Индии и Канаде.

В производстве рафинированной меди Япония занимает второе место в мире со стороны Соединенных Штатов. Депозиты полиметаллических руд являются основой для развития производства цинка и свинца.

2. Японский энергетический сектор в основном ориентирован на импортное сырье (в основном на нефть и нефтепродукты). Импорт нефти превышает 200 миллионов.

тонн (собственное производство — 0,5 млн. тонн.

Промышленность и сельское хозяйство в Японии

тонн за 2007 год). Доля угля в потреблении снижается, потребление природного газа увеличивается в потреблении (оно импортируется в сокращенной форме). Роль гидроэнергетики и ядерной энергетики возрастает. В Японии наблюдается сильное электричество. Более 60% мощности приходится на тепловые электростанции (максимум 4 миллиона кВт). С середины 1960-х годов были построены атомные электростанции. В настоящее время более 20 атомных электростанций работают на импортном сырье (более 40 единиц энергии). Они дают около 30% электроэнергии.

В стране построены самые мощные атомные электростанции в мире (в том числе Фукусима — 10 единиц).

3. Судостроительная промышленность Японии очень разнообразна: из Йокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров, расположен крупнейший в мире супертанкер и другие корабли.

Судостроение специализируется на строительстве танкеров большой емкости и сухих грузовых судов. Общий тоннаж судов, построенных в Японии, составляет 40% от тоннажа в мире. В судостроении страна прочно заняла первое место в мире (2-е место — Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные компании расположены по всей стране. Основные центры находятся в крупнейших портах (Йокогама, Нагасаки).

4. Производство цветных металлов является материальным и энергоемким. Что касается «экологически грязной» отрасли, такая важная реорганизация отрасли.

В последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Нефтеперерабатывающие заводы расположены практически во всех крупных промышленных центрах.

5. Инжиниринговая промышленность Японии включает в себя различные отрасли (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиастроение).

Существует ряд крупных тяжелых машиностроительных заводов, станкостроение, производство оборудования для освещения и пищевой промышленности. Важнейшими отраслями промышленности были электроника, радиопромышленность и транспортная техника.

* В последние годы Япония также заняла первое место в автомобильной промышленности (13 миллионов единиц в год) (20% экспорта Японии — промышленность).

Важнейшими отраслевыми центрами являются Toyota (район Нагасаки), Йокогама, Хиросима.

* Основные компании общего машиностроения расположены в промышленной зоне Тихого океана: в районе Токио — сложные аппаратные средства, промышленные роботы; в Осаке — металлоемкое оборудование (рядом с центрами металлургической промышленности); в Нагойском регионе — машиностроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

* Компании радио и электронной промышленности ориентированы на центры с квалифицированной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой и хорошо развитой научно-технической базой.

На долю Японии приходилось более 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и изделий из чистой керамики — от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире в начале 1990-х годов.

Япония занимает лидирующие позиции в области производства бытовой электроники и электронного оборудования. Доля страны в мире производства цветных телевизоров (с учетом производства японских компаний в иностранных компаниях составляет более 60%, видеомагнитофоны — 90% и т. Д.). Продукция наукоемких отраслей составляет около 15% от общего объема промышленного производства в Японии. И вообще для машиностроительной продукции — около 40%.

* Нефтеперерабатывающие заводы, а также химическая промышленность тяготеют к основным центрам индустриальной зоны Тихого океана — в агломерации промышленной зоны промышленного пояса Токио.

В мегаполисе Токио (Кавасаки, Тиба, Йокогама) в районах Осака и Нагоя компании используют импортное сырье. В зависимости от уровня развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

страницы: 1 2

Подробнее о теме:

Территориальное разделение труда в Вологде
риториальный работает экономическое сотрудничество Вологда С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в Вологодской области в составе 372 муниципалитетов: 26 муниципальных районов …

Предоставление России различных видов угля
В Российской Федерации имеется огромный резерв угольного баланса (более 200 млрд. Тонн — 12% мировых запасов) для фактического исследования — 105 млрд. Тонн угля геологических ресурсов оценивается в 4450 млрд. Тонн (30 процентов мировых запасов) …. По типам угля в структуре разведанных запасов России …

Экономические связи Южной Кореи
Западные страны Торговые отношения с западными странами включают экономическое партнерство, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Соединенные Штаты являются основным экономическим партнером Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнеров США, перед многими развитыми …

Крупнейшие корпорации Японии

Все крупные промышленные компании в Японии являются транснациональными корпорациями, одним из крупнейших в мире. В списке 500 крупнейших ТНК в мире у них очень высокие позиции: двигатель Toyota, двигатель Honda — в автомобильной промышленности; Hitachi, Sony, NEC — в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon — в производстве компьютерной техники и т. Д.

К концу двадцатого века количество предприятий, предприятий и предприятий в Японии составило более 1,8 миллиона, а промышленные — 720 тысяч. Из них только 632 компании, которые составляют всего 0,1%, с более чем тысячей сотрудников.

Современная строительная индустрия в Японии представляет собой классическую двухуровневую систему: на самом высоком уровне — относительно небольшое количество крупных корпораций, более низкий уровень состоит из более чем 500 тысяч мелких субподрядчиков. Для крупных строительных компаний, Shimizu Corporation, Taisei Corporation, Kajima Corporation, Takenaka Corporation, Obayashi Corporation и Kumagai Gumi, Fujita Corporation, TODA Corporation, Hazama Corporation, Tokyo Construction и Mitsui Construction.

Крупнейшими японскими корпорациями сегодня являются передовые технологические концепции и строительство ультрасовременных небоскребов, их заводы оснащены специальными устройствами для автоматической сборки высокотехнологичных компонентов, Корпорация — ведущая мировая компания в области строительства тоннелей и подземных сооружений различного назначения.

Наконец, и, самое главное, у них самые современные технологии в области робототехники и компьютерной автоматизации строительных процессов и строительства «умных» зданий (зданий с автоматизированными системами жизнеобеспечения), а также массового использования модульных моделей установки.

Сильный интерес крупнейших японских корпораций в строительстве зданий во многом является отражением тенденции, которая была четко продемонстрирована в последние десятилетия — растущей концентрации населения Японии в центральных меганах.

Поэтому одним из возможных путей решения проблемы нового доступного жилья в японских меганах, активно поддерживаемого руководством Kajima Corporation, является активное строительство высоких и чрезвычайно высоких зданий.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЯПОНИИ

Mitsubishi (Mitsubishi) — одна из крупнейших японских корпораций, специализирующихся на производстве автомобилей. Сегодня Mitsubishi — один из крупнейших в мире автомобилей с самым широким диапазоном моделей — от микроавтобусов до тяжелых грузовиков и специальных автомобилей. Победы автомобилей Mitsubishi на Мировом ралли бесспорны и многочисленны; Ее модели вознаградили огромное количество наград.

Структура японской экономики

Отраслевая структура японской экономики : услуги — около 70%; промышленность — около 25; сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство — около 5%.

В 1980-х и 1990-х годах доля сельского хозяйства, продовольствия, текстиля, обрабатывающей промышленности, металлургической промышленности и других отраслей промышленности упала в ВВП Японии. Электроника и услуги начали развиваться на высоком уровне. Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, систем обработки текстов, бытовой электроники, промышленных роботов является основным направлением капитальных вложений японских предпринимателей.

Целью японской инвестиционной политики является не расширение производства, а модернизация оборудования, основанного на научных исследованиях. Примерно 19% ВВП поступает в основной капитал.

промышленность . Добыча горных продуктов снижается. Производство в Японии имеет следующую структуру (% в общей экономике): машиностроение — 50,2%, химическая и нефтехимическая промышленность — 12, пищевая — 10,8, древесина, бумага — 9, металлургия — 6,5, легкая промышленность — 4,2, строительные материалы, фарфор в фаянсе — 3,3%.

Машиностроение имеет тенденцию к увеличению и делится на: общую технику, электротехнику (включая электроприборы), транспортные средства, средства связи, прецизионные инструменты и т. д.

Электротехника Япония получила всемирное признание.

Включает электротехнику в быту, робототехнику, компьютерное производство. Это крупнейший подсектор аппаратной конструкции. Япония уделяет серьезное внимание использованию робототехники в повседневной жизни.

Автомобильная промышленность . По количеству произведенных автомобилей (по количеству легковых автомобилей и хуже по грузовым и автобусным-1) США занимают второе место в мире. Он ориентирован на экспорт продукции для национальной!

(особенно в азиатских странах).

судостроение (около 30% мировой судостроительной промышленности) занимает второе место в Республике Корея. Преобладает производство кораблей для международных сообщений.

металлургия Он разделен на три группы: черные, цветные и металлические изделия.

Один из ведущих производителей стали в мире. В дополнение к железной руде Япония активно использует вторичное сырье для его производства.

Легкая промышленность текстильной, пищевой, бумажной и химической промышленности.

Производится производство лекарств.

Пищевая промышленность В Японии есть некоторые особенности. 1. Существует ряд специальных (традиционных) видов продуктов питания, производство которых практически невозможно заменить на импорт. 2. Японская пищевая промышленность производит продукцию самого высокого уровня готовности.

3. Широко используемые заменители соли, сахара, жира и т. Д. (они популярны низкокалорийные продукты). Объем производства продуктов питания относительно стабилен, поскольку он в основном предназначен для внутреннего потребления и не экспортируется.

Химическая промышленность это индустрия, основанная на знаниях.

Важную роль играют нефтехимия и производство лекарств.

Бумажная промышленность является традиционным, но он имеет проблемы (из-за отсутствия древесины и необходимости использования переработанных материалов в этом отношении).

строительство — специальная промышленность в Японии (из-за высокой урбанизации и необходимости проведения инженерных и строительных работ, которые в основном инвестируются государством). Норма, точность и высокое качество являются нормой.

сельское хозяйство .

Обработанные территории занимают 15% территории страны. Промышленность обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в питании путем повышения сельскохозяйственного производства и, следовательно, увеличения инвестиций в промышленность. Инструкциями по интенсификации являются рациональное использование земли, расширение сезонного производства, механизация и химикаты.

Однако в последние годы уровень самообеспеченности источников продовольствия и рост их импорта значительно снизился. Япония — крупнейший импортер сельскохозяйственной продукции, особенно зерновых и кормов (60% продовольствия).

Основой сельского хозяйства являются мелкие хозяйства (1,2 га).

Производство растений .

Основным зерновым продуктом является рис (10-12 миллионов тонн), это более 50% культур, за которыми следуют пшеница, соя и овощи.

Животноводство игра в Японии не так важна, как выращивание риса. Японцы тратят гораздо меньше мяса и молочных продуктов по сравнению с людьми западных стран.

Однако за последнее десятилетие роль домашнего скота значительно возросла. Это особенно быстро развивается; , свиная и куриная птица.

Традиционно разработано рыбалка , роль промышленности является постоянной; Она увеличивается.

Рыба, как и рис, остается основной пищей. Чтобы поймать рыбу, Япония занимает второе место в Китае, а потребление рыбы — второе место в Исландии.

Одной из серьезных проблем дальнейшего развития японского сельского хозяйства является изменение структуры населения. Во-первых, число работников в промышленности снижается полностью; Во-вторых, увеличивается доля граждан в возрасте старше 60 лет. Количество фермерских хозяйств, работающих в коммерческих целях, заметно уменьшается.

Другая проблема заключается в необходимости совершенствования технологий переработки сельскохозяйственной продукции.

Сфера услуг включает: электроэнергетику, газовые и тепловые объекты, водоснабжение, транспорт, связь, торговлю, финансы, страхование, управление, бытовые и рекреационные услуги («сабжи» — «индустрия услуг»)

В нем работают 63,7% сотрудников.

Сфера Саби — «Сфера услуг» — одна из крупнейших и наиболее динамичных отраслей в Японии (не только в сфере услуг, но и во всей национальной экономике) и в плане производства — такая же, как и вся обрабатывающая промышленность в целом.

Характеристика отраслевой и территориальной структуры экономики Японии

Япония взяла верх в 2004 году.

более 6,5% мирового ВВП, 12% мирового промышленного производства. Объем внешней торговли составляет около 11,2% мирового товарооборота.

В начале двадцатого века.

Экономика Японии характеризуется следующей структурой: сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство составляют 2,2% ВВП и 5,4% работы; В отрасли генерируется около 41,1% ВВП, занято 34,6% работников; сектор услуг составляет 56,7% ВВП и 60% рабочей силы в этом секторе.

В отличие от других стран «большой семерки», где доля сферы нематериального производства выше, в Японии отличная роль отрасли.

Япония является одним из крупнейших инвесторов в мире: она составляет около 40% мирового кредитного капитала. В основном в облигациях, ценных бумагах США и ЕС.

Промышленность Японии и ее развитие

Особенностью последних времен является резкое увеличение прямых инвестиций. Они стоят в среднем 15,5 млрд. Долл. США в год.

С 80-х годов. Япония стала одним из крупнейших финансовых центров в мире.

Японский рынок наличных денег и капитала оценивается более чем в 6 триллионов долларов. Это второе американское число (9,9 млрд. Долларов США). Стоимость акций, зарегистрированных на Токийской фондовой бирже, превышает 3 триллиона долларов.

Это больше, чем Нью-Йоркская фондовая биржа.

Что касается расходов на исследования и разработки, Япония занимает второе место в мире, отставая только от США. Расходы на НИОКР составляют более 3% ВВП и достигают 80% уровня США.

Новые и современные промышленные сектора, основанные на передовых технологиях, развивают: 1) производство коммуникационных и информационных технологий, 2) производство новых композиционных материалов и 3) биотехнологию.

Японскую промышленность можно разделить на две группы отраслей:

1. Материально-интенсивное производство: сталеплавильное, нефтехимическое, автомобильное, судостроение.

Важность этих отраслей со временем уменьшается. К началу восьмидесятых годов. в судостроительной промышленности 40% мощности было представлено в алюминиевой промышленности — 45%, в производстве синтетических волокон — 20%;

2. высокотехнологичные отрасли: производство роботов (50% мирового масштаба), компьютеры, полупроводники (40% мирового производства), бытовая радиоэлектроника.

Страна занимает первое место в мире по производству металлорежущих станков, промышленных роботов, фотографического оборудования и других продуктов, вторая по производству кораблей.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, который в основном ориентирован на экспорт.

Увеличивается производство медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, устройств численного контроля. Япония поставила перед собой задачу развития вблизи Вселенной.

Основные инженерные объекты сосредоточены в промышленной зоне Тихого океана.

Эксклюзивное место занимает токийская область (Keihin), которая поставляет более 30% изделий машиностроения. На побережье внутреннего японского моря создается целая цепь промышленных единиц. Государство содействует промышленному развитию приграничных регионов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Долгое время он был основой энергетического сектора в состоянии угля, древесины.

Рост тяжелой промышленности привел к значительным изменениям в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие отрасли. Значительно сократился объем потребления импортной нефти и коксующегося угля, а доля национальных источников энергии заметно снизилась.

Энергетическая база японской промышленности очень уязвима. На 80% это зависит от импорта нефти.

В настоящее время Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. В 2002 году она произвела 1038 миллиардов киловатт. электрический ток, прошел этот показатель до третьего места в мире по США и Китаю. В своем развитии японская электроэнергетика прошла несколько этапов. Первую из них можно назвать гидроэнергетикой, она упала до 50 лет. Второй этап охватывал 60-е и первую половину 70-х годов.

Третий этап начался с середины семидесятых до середины восьмидесятых. Четвертое — с середины 80-х до середины 90-х годов. Последний — с середины девяностых до наших дней.

В 2003 г. производство химической продукции в Японии в стоимостном выражении возросло по сравнению с 2002 г. на 1% и составило 22,75 трлн. иен (свыше $181 млрд.). По этому показателю страна по-прежнему занимает второе после США место в мире и первое в Азии.

В данном секторе экономики насчитываются более 5 тыс. предприятий с общим числом занятых около 364 тыс. В пятерку ведущих продуцентов химических товаров в Японии входят компании (продажи в 2003 г., млрд. $): Mitsubishi Chemical — 16,2, Asahi Kasei — 11,1, Sumitomo Chemical — 9,5, Mitsui Chemicals — 9,1, Ube Industries — 4,9.

В 2003 г. несколько возрос уровень продаж и прибылей крупнейших химических компаний страны.

Экспорт химической продукции из Японии в 2003 г. вырос против 2002 г. на 16,5% и достиг $38,5 млрд. Около 60% экспорта направляется в страны Азии, в первую очередь в Китай, Республику Корея и на Тайвань.

Его основу составляют органические и неорганические соединения, пластмассы, лаки и краски, фармацевтические товары и др. Импорт химикатов в Японию (в основном из стран ЕС и США) в 2003 г. увеличился на 15% — до $29,75 млрд. В нефтехимической отрасли впервые с 1999 г. прекратилось падение производства этилена, объем которого вырос по сравнению с 2002 г. более чем на 2% — до 7,3 млн. т, практически достигнув уровня 2001 г. Также прекратился спад в производстве пластмасс, синтетических волокон , красителей, резинотехнических изделий.

Выработка полиэтилена только в IV квартале 2003 г. возросла на 4%. Выпуск полипропилена и синтетических волокон стабилизировался на уровне 2002 г., и наметилась тенденция к его росту.

Это главным образом связано с увеличением спроса со стороны КНР и возросшими ценами на азиатском рынке. Япония осуществляет постепенное снижение импортных пошлин на нефтехимическую продукцию, что ведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке со стороны зарубежных поставщиков. В этой связи японские нефтехимические компании увеличили в 2002-2003 гг.

Экономика Японии

инвестиции в модернизацию предприятий с целью повышения эффективности производства и снижения издержек.

В отрасли продолжается процесс концентрации капитала. В начале текущего десятилетия Idemitsu Petrochemical и Tokuyama создали компанию по производству полипропилена Tokuyama Polipro, а Nippon Polichem и Nippon Poliolefines — СП по выпуску полиэтилена. Mitsui Chemical и Sumitomo Chemical планируют слияние в 2004 г., что может привести к образованию крупнейшего продуцента химикатов в стране.

Японские химические концерны продолжают создавать новые фирмы в азиатских странах, прежде всего в КНР.

Ключевая роль в разработке и производстве высокотехнологичной химической продукции в Японии принадлежит таким компаниям, как Mitsubishi Chemical, Mitsui Chemicals, Denky Kagaku Kogyo, Kao, Midory Kagaku, Nippon Chemical Industrial, Nissan Chemical Industrial, Toa Gosay и Toso.

Указанные компании планируют в ближайшей перспективе сосредоточить внимание на выпуске химикатов для электронно-информационной индустрии, биотехнологической и химико-фармацевтической отраслей, делая основной акцент на обеспечении высокого уровня экологической чистоты продукции.

Параллельно японские компании продолжают укреплять позиций на мировом рынке традиционных видов крупнотоннажных химикатов: полимеров, поверхностно-активных и агрохимических веществ, в первую очередь за счет расширения их производства на зарубежных дочерних предприятиях.

По оценкам японских экспертов, совершенствование национальной научно-технической и производственной базы на основных направлениях развития химической промышленности обеспечит условия для дальнейшего укрепления позиций Японии на мировом рынке химической продукции до 2010 г. В соответствии с принятой правительством Японии в 2002 г. обновленной программой развития высокотехнологичных отраслей до 2010 г. одним из ключевых направлений признано развитие практического приложения биотехнологии.

Компании, специализирующиеся в данной области, осуществляют массированное продвижение продукции на внутренний и внешний рынки. Этому способствуют такие факторы, как наличие необходимого технического оснащения для проведения НИОКР и поддержка со стороны государственных органов, в частности, Министерства экономики, торговли и промышленности. Около 80% всех ассигнований на проведение НИОКР в сфере биотехнологии обеспечивают крупные пищевые, винодельческие, химические и фармацевтические компании (Adsinomoto, Mitsubishi Chemical Industries и др.).

Решающее значение для развития биотехнологии в Японии имеет тесное сотрудничество государственного и частного секторов. В реализации биотехнологических проектов наряду с крупными и средними фирмами принимает участие ряд министерств, а в последнее время большой вклад в новейшую биотехнологию вносят университеты.

Фундаментальные исследования в области генной инженерии позволили создать мощный научный задел и дать импульс прикладным разработкам.

Основное применение современная биотехнология находит в химико-фармацевтической промышленности, на долю которой приходится около 60% продаж продуктов, получаемых с использованием генноинженерных методов. Asahi Chemical Industries проводит исследования по созданию противораковых лекарственных средств совместно с Токийским университетом и фирмами Dainippon Seyaku и Sumitomo Chemical Industries.

Компания Sumitomo Seyaku выпустила в продажу на рынок препарат “Sumiferon” (типа альфа-интерферона), который признан первым в мире лекарством для лечения рака почек. Компания также предложила применять его для лечения гепатита-В6.

Одним из наиболее значительных достижений Sekysui Chemical Industries является разработка метода диагностики различных видов рака с помощью моноклеточных антител. Sankyo, которая наряду с фирмой Takeda в настоящее время лидирует в производстве препаратов по снижению уровня содержания холестерина в крови, создала препарат “Pravastatin”, объем продаж которого в Японии достиг 100 млрд.

Японские частные фирмы активизировали многоаспектные исследования в области генной инженерии. Некоторые фирмы, имея разрешения Министерства здравоохранения и социального обеспечения и зачастую невзирая на протесты потребителей, ведут исследования в области выращивания животных и растений с заданными свойствами, а также разработки пищевых продуктов методами генной инженерии.

Научно-исследовательский институт “Plantech” занимается исследованиями в выращивании сортов риса, устойчивых к различным вирусам. Mitsui Toatsu работает над таким сортом риса, который смогут употреблять в пищу даже страдающие аллергией на него. Фирма Kagome разрабатывает путем скрещивания новые стелющиеся сорта помидоров, приспособленные к определенным климатическим условиям и удовлетворяющие запросам потребителей.

Емкость японского рынка растений, полученных с использованием методов генной инженерии, в 2005 г. оценивается специалистами в 600-700 млрд. иен.

Биотехнология на современном этапе, отмечает японская печать, является одной из наиболее привлекательных сфер сложной наукоемкой технологии с точки зрения приложения частного капитала. Японские частные фирмы, которых теснят компании из новых индустриальных стран в области традиционных базовых отраслей промышленности, ищут новые сферы вложения капиталов.

В последние 10-15 лет частные фирмы, функционирующие в таких отраслях, как металлургическая, пищевая, текстильная, химико-фармацевтическая, стали активно включаться в сферу биотехнологии. Токийская Kirin Biru, уже более ста лет ведущая в стране пищевая и пивоваренная фирма, имеет лабораторию прикладной биологии в Маэбаси, где ведутся разработки медикаментов, ферментов и исследования культуры клеток.

В ее техническом центре в Иокогаме разрабатываются новые виды оборудования и технологии производства. Keva Hakko Kogyo, крупный продуцент алкогольных напитков, аминокислот, приправ, продуктов нефтехимии, активизировала биотехнологические исследования на нескольких направлениях, включая терапию рака с использованием иммунологических методов.

Крупнейшая в Японии текстильная компания Toray стала ведущим изготовителем альфа-интерферонов, применяемых в противораковой терапии. Nippon Kokan, один из ведущих продуцентов стали в стране, начала осуществлять научно-исследовательскую программу в области биотехнологических методов производства аминокислот. Nippon Electric форсирует фундаментальные исследования в области создания новых видов товаров, включая продукцию биоэлектроники.

Компания имеет широкие связи с университетами мира, изучает функции мозга человека, а также процессы обработки информации, поступающей от живых клеток. Она входит в число наиболее активных участников ряда проектов проведения фундаментальных исследований в рамках программы “Границы возможностей человека”. (БИКИ).