Для малоимущих введут продуктовые карточки. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Для малоимущих введут продуктовые карточки. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Отмена карточной системы в СССР - дата очень важная. Но прежде чем говорить об этом событии, необходимо разобраться, что собою представляла данная система. Карточная система широко использовалась многими государствами в кризисные периоды войн, спадов в экономике, революций. Отмена карточной системы свидетельствовала об улучшении экономического и социального состояния в стране.

Что такое карточная система

Карточная система подразумевает под собой определенный механизм распределения продовольствия среди населения. В развитых в ХХ веке данная система служила, чтобы обеспечить пропитанием социально незащищенные слои населения. Карточки (или талоны) выдавались из расчета норм месячного потребления человеком тех или иных продуктов. При отмене карточной системы продовольствие вновь оказывалось в свободной продаже.

История карточной системы в мире

Первые упоминания о нормах выдачи продуктов появились еще в Древнем Риме. В дошедших до нас римских документах говорится о «тессерах» - бронзовых или железных жетонах, в обмен на которые простые горожане могли получить определенную меру оливкового масла, вина и зерна. Очень популярной была карточная мера в годы Французской революции (1793-1797 гг.). Французы получали карточки, которые давали им право на приобретение жизненно необходимых продуктов. Сперва талоны выдавались только на хлеб, а потом эта система распространилась на мыло, сахар, мясо.

Карточная система в современном понимании использовалась в Европе во время Первой мировой войны. Далеко не все государства прибегли к такому методу распределения продовольствия, но несколько воюющих держав эффективно его применяли. Отмена карточной системы происходила спустя некоторое время после завершения военных действий. Вновь стала популярной эта система в годы Второй мировой войны и в голодные месяцы после нее. В прошлом веке эта система применялась для борьбы с продовольственным дефицитом в странах социалистического лагеря.

Карточная система в дореволюционной России

В нашей стране выдача продовольствия по талонам впервые осуществлялась при императоре Николае II. Это была вынужденная мера, вызванная жесточайшим пищевым дефицитом в результате войны. Весной 1916 года карточки были введены во многих губерниях.

Особенно нелегко пришлось любителям сладостей: из-за масштабных военных действий Польша оказалась в оккупации и не смогла снабжать Россию продуктами производства своих сахароперерабатывающих заводов.

Выдача продуктов по талонам в СССР

29.04.1917 года эту систему решило использовать и Временное правительство. В ряде крупных городов была введена «хлебная монополия». В соответствии с требованием правительства, все зерно считалось собственностью государства. Таким образом, крестьяне, собирающие урожаи зерна, лишились своего основного источника дохода.

Позже неконтролируемый выпуск печатных денег привел к краху финансовой системы. Пытаясь найти выход из кризисной ситуации, правительство решило продолжать использование карточной системы и даже расширить ее. Уже летом 1917 года по талонам выдавалось мясо, крупы и сливочное масло. Осенью того же года карточная система распространилась на куриные яйца и растительное масло. Зимой из обихода исчезли кондитерские изделия и чай.

Первая отмена карточной системы в СССР (дата - 11 ноября 19121 года) была обусловлена переходом к новой экономической политике (НЭП). Эта мера была предложена ведущими советскими экономистами. Ее целью являлась стабилизация положения на внешнем и внутреннем рынках. Данная денежная реформа и отмена карточной системы были весьма успешным политическим ходом и смогли бы восстановить экономическую систему страны, если бы не необдуманные действия коммунистического правительства.

В 1929 году надвинулась вторая волна талонной системы. Нарастая, как снежный ком, вскоре она приобрела характер централизованного масштабного мероприятия.

В 1931 году были охвачены практически все а чуть позже поглощены и промышленные товары.

Система распределения талонов среди населения

Интересен тот факт, что продукты и другие товары первой необходимости выдавались в строгом соответствии с классовой принадлежностью. Карточки первой категории предназначались для рабочего класса (800 г хлеба в день). Членам семей рабочих выдавалось по 400 г хлебобулочных изделий в сутки.

Вторая категория распространялась на служащих, которые получали по 300 грамм хлеба на себя и на иждивенцев. Тяжелее всего приходилось «нетрудовому элементу». Представители торговли и священнослужители вообще не имели прав на получение талонов. Также были вычеркнуты из системы крестьяне и лица, которые были лишены политических прав.

Таким образом, жители страны, не получающие карточки, составляли 80 % населения СССР. Эта несправедливая система функционировала 5 лет. Отмена карточной системы произошла 1 января 1935 года. Однако легче людям не стало, так как буквально через несколько дней после упразднения талонов цены на муку и сахар подскочили почти в два раза.

Вторая мировая война и карточная система

Когда началась Великая Отечественная война, государству пришлось идти на жесткие меры, чтобы спасти от голодной смерти многотысячное население страны. Во время Второй мировой войны на карточную систему пришлось перейти многим государствам - участникам сражений. Продукты выдавались в обмен на талоны в Японии, Великобритании, США, Канаде и ряде других стран. Так, в Соединенных Штатах Америки в 1942 году по карточкам люди могли получить мясные продукты, сахар, бензин, автомобильные шины, велосипеды и многое другое. На неделю американскому гражданину полагалось 227 грамм сахара, а с ухудшением продовольственной ситуации - по 129 грамм. Очень жестко регулировались нормы выдачи бензина лицам, не занимающимся оборонной деятельностью (11-13 литров бензина в неделю).

Произошла отмена карточной системы в год окончания Второй мировой войны, но не на все продукты. По мере восстановления продовольственного и промышленного рынка талоны постепенно отменялись.

В фашистской Германии карточная система была введена еще в 1939 году и включала в себя более 60 наименований товаров, которые были недоступны для обычной продажи.

В 1939 году введена карточная система и в Чехии. Там по талонам выдавались топливо, хлеб, сахар, ткани и даже одежда и обувь. Отмена карточной системы после войны в этой стране не произошла, талоны существовали вплоть до 1953 года.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в Великобритании. Карточки на топливо, сладости и мясо были отменены только в 1950-1954 годах. Япония отказалась от карточной системы в 1949 году, а в 1952-м государство перестало тотально контролировать цены на внутреннем рынке. В Израиле карточная система просуществовала всего три года (с 1949 по 1952), но быстро была отменена в связи с ее неэффективностью.

Самый жесткий этап карточной системы в СССР

В 1941 году начинается третья волна использования централизованной карточной системы. Летом этого года талоны на многие продовольственные и некоторые промышленные товары были введены в Москве и Ленинграде. К концу 1942 года получение продуктов в обмен на карточки осуществлялось уже в 57 крупных городах СССР. После войны произошла очередная отмена карточной системы, дата которой пришлась на 1947 год.

Это означало, что страна потихоньку выбирается из голодного кризиса. Заводы и фабрики возобновили работу. Начавшаяся еще в конце 1945 года отмена карточной системы в СССР в 1947 году стала окончательной. Сначала перестали выдаваться по талонам хлеб и крупы, а последними были отменены карточки на сахар.

Борьба с продуктовым дефицитом в СССР

Четвертая волна талонной системы настигла нашу страну относительно недавно, поэтому многие помнят все неудобства, связанные с жизнью «по карточкам».

Малоизвестным фактом является введение в 1983 году талонов на колбасные изделия в Свердловске. С одной стороны, приобретение продуктов по карточкам доставляло массу неудобств, но, с другой стороны, жители многих областей вообще не могли купить колбасу в розничных магазинах.

В 1989 году карточная система распространилась на все регионы СССР. Отличительной особенностью данного периода является отсутствие единообразия при распределении талонов. В каждой области система строилась с учетом экономических и промышленных особенностей. Некоторые заводы выдавали свою продукцию только тем, кто трудился на их производстве.

Внешний вид талонов

Карточки на продукты и промышленные товары печатались огромными тиражами, поэтому до дизайнерских изысков при их оформлении дело не доходило. Однако российский коллекционер талонов Я. Яковлев утверждает, что в некоторых областях выпускались оригинальные карточки.

Так, в Чите были популярны так называемые «ежики» (универсальные талоны). В Зеленоградской области рядом с наименованием продукта наносилось его изображение. В Алтае на водочных талонах была надпись «Трезвость - образ жизни», а в Братске на талонах на водку красовались зеленые чертики с рюмками в лапах.

К карточной системе быстро привыкли. Отмена карточной системы в СССР, дата которой постепенно приближалась, уже не выглядела столь заманчивой. Появилась возможность получить по талонам качественные импортные товары. Повсеместно распространился «бартер», когда на рынках продавались втридорога приобретенные по карточкам товары. Отмена карточной системы в СССР, на этот раз последняя, произошла в 1992 году в связи с распространением свободной торговли.

Форсированная индустриализация, начатая в конце 20-х, привела к резкому падению сельхозпроизводства и вызвала кризис продовольственного снабжения. Сказалась ликвидация частной торговли. Вывозили зерно, завозили - машины. Дефицит и инфляция были вызваны эмиссией для поддержания высоких заплат в промышленности.

Из-за продовольственного кризиса с зимы 1928-29 годов в городах СССР по карточкам стали распределять хлеб, а затем и иные продовольственные и промышленные товары.

Нормы снабжения Москвы и Ленинграда в 1929-30 годах.

Рабочие Прочие трудящиеся Дети
Хлеб 800 г. в день 400 г. Не обеспечивались
Крупа 3 кг в месяц 750 г. в месяц Не обеспечивались
Мясо 200 г. в день 100 г. в день Не обеспечивались
Сельдь 800 г. в месяц 250 г. в месяц Не обеспечивались
Масло животное 600 г. в месяц 300 г. в месяц 400 г. в месяц
Растительное масло 750 г. в месяц 250 г. в месяц Не обеспечивались
Сахар 1,5 кг в месяц 1 кг в месяц 500 г. в месяц

Снабжение рабочих и служащих было дифференцированно в зависимости от индустриальной важности предприятий, на которых они работали и политической значимости городов, в которых они проживали. Так, например, в Москве продовольственных товаров 12 позиций первоочередной важности за год распределялось больше, чем на всей Украине. Существовало 4 списка городов отличавшихся разным продовольственным и промтоварным снабжением. Также на группы снабжения были разделены трудящиеся и члены их семей. Лучше всего обеспечивались индустриальные рабочие, хуже всех - дети. В 1933 году самые привилегированные слои рабочих (шахтеры Донбасса и бурильщики Азербайджана) получали: 3 кг мяса, 2 кг рыбы, 1,2 кг сахара, 2,4 кг крупы и 400 граммов масла в месяц.

Нормы же обеспечения ответственных работников (в Доме правительства на Болотной площади) в 1932 году составляли в месяц: 8 кг рыбы, 4 кг мяса, 4 кг колбасы, 3 кг сахара, 1 кг кетовой икры. Без ограничения продавались птица, фрукты, кондитерские изделия и так далее.

Карточная система не распространялась на так называемых «лишенцев» (граждан, лишенных избирательных прав): бывших буржуа, дворян, предпринимателей, священников. Они должны были приобретать продукты в государственных коммерческих магазинах, на рынке или в Торгсине за золото. Также карточная система не охватывала крестьян. Промтовары в деревню поставлялись в зависимости от выполнения плана заготовок, но, большей частью, не отпускались вовсе. В обмен на сданную государству продукцию крестьяне вместо товаров получали различные расписки, квитанции, словом, бумажки, призванные подтвердить право отоваривания в неопределенном будущем.

В результате политики заготовок, когда у крестьян выгребали хлеб подчистую, наступил голод, унесший миллионы жизней. В итоге в 1928-35 годах резко снизился уровень жизни подавляющего большинства советских людей (за исключением советской, партийной, военной и научной элиты). Реальные выдачи продуктов по карточкам определялись не нормами Наркомата снабжения СССР (достаточно скудными), а товарными ресурсами, имевшимися на деле в распоряжении местных органов власти. Так, Ивановский обком ВКП (б) в 1932 году установил для рабочих следующие нормы по карточкам: 1 кг крупы, полкило мяса, 1,5 кг рыбы, 800 граммов сахара в месяц. Остальное население получало только рыбу (0,5-1 кг в месяц) и 200-400 граммов сахара. Фактически, в 1932 году в основных индустриальных центрах СССР полностью рабочие получали только хлеб.

Индустриальные рабочие Москвы в 28-32 годах питались хуже, чем средний рабочий начала ХХ века. К моменту отмены карточек в 1935 году власти не смогли восстановить уровень питания рабочих, существовавший до введения карточек. Наблюдалось физическое истощение подавляющей массы рабочих и служащих.

В 1935 году карточная система была отменена, население стало покупать товары в открытой торговле. Чем объяснить ее отмену? В 1935-36 годах Сталин и его окружение неоднократно заявляли, что «социализм в СССР, в основном, построен» и советские люди наслаждаются благополучием и избытком материальных благ. Совместить «процветание» и карточки, в пропагандистском плане было невозможным.

Однако, поскольку количество товаров не увеличилось, то, при фиксированных ценах, эта система продолжала существовать в скрытой форме.

Прежде всего, это проявлялось в установке норм продажи «в одни руки» (на одного человека). Так, в 1940 году, спустя 5 лет после отмены карточек, всесоюзные нормы в открытой торговле были таковы: по 1 кг хлеба, крупы, рыбы, молока, овощей. По 500 граммов продавали колбасы и мяса. По 200 граммов масла. Но не всегда и не везде эти продукты наличествовали в продаже. Потому и карточная система возрождалась в иных обличьях.

Так, например, в Костроме населению раздавались талоны на «предварительный заказ», по которому населению выдавалось по 600 грамм хлеба (при тогдашней всесоюзной норме в 2 кг) один раз в день и в строго определенном магазине. В 1940 году из проверенных 50 республик и областей закрытое пайковое распределение (те же карточки) существовало в 40 регионах.

Местные власти, не имея ресурсов для открытой продажи продуктов питания, изощрялись в поиске форм нормированного распределения. Так, в Одессе в 1939 году хлеб не продавался, а развозился по домам и «продавался» по спискам жильцов, из расчета 400 граммов на человека в день. В магазинах, например, заводились карточки на каждого местного жителя. Люди, приходя в магазин, называли свой номер, брали продукты - карточка перекладывалась в другой ящик, чтобы не допустить повторной покупки. Устанавливалось точное время приобретения товаров - опоздавшие уходили ни с чем. В других случаях хлеб разносили по домам. Семья сдавала в прикрепленный магазин сумку с обозначением фамилии и адреса. А вечером ей доставляли сумку с хлебом. Учетчиков и тех, кто доставлял продукты, выбирали сами жители. То же было и в Новосибирске, Вологде, Череповце, в Чкаловской, Сталинградской, Омской, Тамбовской, Костромской областях. Фактически - повсеместно.

В условиях краха торговли люди самовольно стали брать под контроль магазины. Составляли списки покупателей, чужаки - жители соседних улиц, кварталов и районов в них не допускались.

Другим некарточным способом распределения продуктов было создание закрытых столовых и буфетов в советских, партийных органах власти. Где продукты отпускались с превышением норм.

Чем же был вызвана нехватка продовольствия? В начале 30-х - разгромом сельского хозяйства, осуществленного под видом «сталинской коллективизации». В конце десятилетия коммунисты продолжили ту же безумную с экономической точки зрения практику.

Значительная часть колхозных земель после коллективизации пустовала. И крестьяне прирезали эти земли к приусадебным участкам, используя их для выращивания картофеля и сенокосов. Приусадебные участки были главным источником выживания крестьян, поскольку зарплату в колхозах не платили, начисленные «трудодни» не отоваривались, а зерно выгребалось подчистую. В мае 1939 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания».

В соответствии с постановлением приусадебные участки колхозников были сокращены с 8 миллионов гектаров до 2 миллионов га. В итоге крестьяне вынуждены были резать поголовье скота на личных подворьях и уменьшить производство овощей. И без того небольшие рыночные фонды продовольствия в расчете на душу населения в 1940 году уменьшились по сравнению с 1937-м на 12 процентов. Уменьшалось производство и промышленных товаров, между тем, как общее количество денег в обращении в 1940 году по сравнению с 1938-м выросло вдвое. Дефицит бюджета покрывался эмиссией и инфляция усилилась.

Зимой 1939-40 годов положение стало катастрофическим. С декабря 1939 из продажи исчезли хлеб и мука. Правительство нашло «выход», запретив продажу в сельских местностях муки и печеного хлеба. Был повышен денежный налог на колхозы и ставки за право торговли на колхозных рынках. Как следствие, массы крестьян стали уходить в города, тем самым ухудшая и без того слабое снабжение промышленных центров. Повсюду можно было видеть тысячные очереди, с повседневными в них драками и убийствами.

Пытаясь выправить ситуацию, Совнарком в 1940 году уменьшил нормы отпуска продовольствия в одни руки в 2-4 раза. Но положение в стране оставалось на грани краха. Производство лихорадило: росла текучесть кадров на предприятиях, люди отказывались работать. Повсюду массовые прогулы, повальное отходничество из колхозов. Людям было не до работы. Их основной заботой стал поиск хлеба.

Большевистская верхушка искала выход в усилении репрессий в отношении населения. В 1940 году рабочим было запрещено увольняться с работы по своей воле. Устанавливалась уголовная ответственность за опоздания и уход с работы в течение дня.

НКВД было предписано не пускать в города крестьян, приезжающих в промышленные центры в поисках еды и промтоваров. Началось патрулирование вокзалов и поездов.

Теми же постановлениями 1940 года запрещались очереди на улицах. За неподчинение карали вплоть до уголовной ответственности.

Многотысячные очереди разгоняла пешая и конная милиция. Людей штрафовали, загоняли в грузовики и вывозили за город. Однако очереди не исчезали. Запрещалось стоять у магазинов - очередь с вечера, по свидетельству очевидцев, «уползала в глухие переулки или парки, где тряслась до рассвета, а под утро каждый последующий брал предыдущего сзади за локти и серая змея ползла через город к магазину».

Власти не нашли иного ответа, как запретить организовывать очереди во дворах и переулках. Иезуиты из НКВД изобрели метод «переворачивания очередей»: утром милиция перестраивала очередь так, чтобы те, кто был в ее начале, оказывались в конце. Население ответило созданием «блуждающей очереди»: люди прогуливались по улице взад-вперед и каждый знал, за кем он «прогуливается».

Очереди и не могли исчезнуть, поскольку объем товаров, предоставляемый для реализации государственной открытой торговле, был мизерным. Так, в открытую торговую сеть Молотовской области выделялось лишь 2-3 процента товаров, поставляемых в регион. Остальное шло в закрытые магазины, обслуживающие партийных и советских чиновников, сотрудников НКВД, военторги и так далее. Аналогичная закрытая торговая сеть Сызрани распродавала 90 процентов товаров, поставляемых в город. С Сталинабаде (Душанбе) в закрытых распределителях Совнаркома Таджикской ССР на одного человека в год полагалось шерстяных тканей на 342 рубля в год, в то время как на одного обычного горожанина - на 1 рубль. Такое положение было и с остальными товарами.

Рабочие, отстояв день за станком, вынуждены были целыми семьями стоять в очередях ночами. В большинстве они были физически истощены, появились болезни от недоедания и даже смертельные случаи на почве голода.

В качестве выхода местные власти официально ввели прикрепление населения к конкретным магазинам, возникшее по инициативе населения и скрыто существовавшее ранее, и узаконили пайковую норму выдачи продуктов.

К Великой Отечественной войне СССР подошел с фактически возрожденной карточной системой. Наличие которой сталинское руководство, тем не менее, отказывалось признавать, поскольку это противоречило пропагандистским лозунгам о том, что СССР - страна процветающей экономики и высокого благосостояния людей. В той или иной форме карточная система просуществовала на протяжении всей истории СССР, вплоть до реформ Гайдара.

(с) текст Е.Осокина.

В Россию возвращаются продуктовые карточки. Минпромторг планирует ввести их в оборот в 2016 году под видом системы поддержки бедных слоев населения. Но проблемами питания это не ограничится. Ведомство рассчитывает помочь отечественному производителю, страдающему от падения потребительского спроса. Забуксовавшую экономику попробуют перезапустить малоимущие россияне.

Одним выстрелом

Талоны на еду, которые в России прочно ассоциируются с советской эрой и дефицитом, возвращаются. Уже к сентябрю Минпромторг разработает проект введения продовольственных карточек. Они станут новым инструментом поддержки малоимущих. Механизм помощи должен заработать в 2016 году.

Пока основные параметры карточной системы неизвестны. Предполагается, что она распространится только на скоропортящиеся товары российского производства. Так, исключается накопление продуктов: пришел в магазин, отоварился и поужинал с благодарностью к государству.

Бумажные талоны остались в прошлом вместе с СССР. Люди получат обычную банковскую карту. Раз в месяц на нее будут поступать бюджетные деньги. Потратить их можно будет только в течение определенного времени и в тех магазинах, которые пожелали присоединиться к программе. Обналичить средства или отложить их про запас не выйдет: по истечении отведенного срока они сгорают. Сумма поддержки пока не объявлена. Но в Кировской области, где запущен пилотный проект, это тысяча рублей в месяц на человека.

Есть и вторая задача, которую пытается решить министерство промышленности и торговли. Карточки позволят подстегнуть потребление. А значит - удержать на плаву отечественного производителя. Все это прекрасно вписывается в программу импортозамещения, за которую как раз отвечает Минпромторг. Таким образом ведомство пытается усидеть на двух стульях: и бедным помочь, и производителей в обиде не оставить.

Разговоры в пользу бедных

Население действительно беднеет. Согласно последним Росстата, реальные зарплаты (с учетом инфляции) россиян в апреле уменьшились на 13,2 процента по сравнению с апрелем 2014 года. В номинальном выражении их средний размер подрос всего на один процент, до 32 тысяч 805 рублей. Для сравнения: в апреле прошлого года реальные выплаты поднялись на 3,2 процента, номинальные - на 10,8.

На протяжении последних полутора месяцев инфляция увеличивается на 0,1 процента в неделю. Рост цен удалось остановить, но ценой снижения уровня жизни населения. На доходы, которые быстро тают, граждане могут приобрести все меньше товаров. Потребительская активность падает, а заодно - и вся экономика. Ведь потребление было одним из главных драйверов для ее роста.

Андрей Сергеевич Дёгтев - эксперт Центра научной политической мысли и идеологи

На прошлой неделе на уровне правительства начался очередной этап обсуждения возможности введения продуктовых карточек в России. На этот раз перспектива этого мероприятия уже не столь туманна как ранее.

Если в прошлом году информацию о возможном введении продуктовых талонов центральные СМИ старательно замалчивали, то теперь - после официального заявления замглавы Минпромторга Виктора Евтухова и комментария премьера Медведева - вероятность того, что механизм будет реализован, резко возросла. На данный момент концепция продовольственных карточек для малоимущих находится на рассмотрении в правительстве. Как в народе говорят - «дожились». Нищета в стране уже требует продовольственных карточек. Может, бог даст, когда-нибудь о самой нищете, как порождении либеральной модели задумаются? Но пока не о болезни, пока о симптомах и каплях в нос, пока о карточках.

ЧТО ПЛАНИРУЮТ ВВЕСТИ

Идея заключается в том, что малоимущие граждане получат возможность расплачиваться в магазинах за продукты с помощью пластиковой карточки, на которую государством будут начисляться специальные баллы, эквивалентные сумме в несколько тысяч рублей. На эти баллы нельзя будет приобрести алкоголь или табак и их нельзя будет передать или продать другому человеку. Накопить баллы также не получится, так как спустя месяц они будут сгорать. Система рассматривается одновременно и как средство стимулирования отечественных сельхозпроизводителей, так как программа не будет распространяться на импортное продовольствие.

Предполагается, что карточки получат 15–16 миллионов человек, а общий размер государственных расходов на их содержание составит около 240 млрд руб. (Напомним, зимняя Олимпиада в Сочи стоила стране 1, 5 триллиона рублей). В программе смогут участвовать не все магазины, а только те, которые подключены к процессинговой системе. Продуктовые карты могут быть введены уже в следующем году, а в 2018 году могут появиться и бесплатные обеды для малоимущих.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КАРТОЧЕК

История продовольственных карточек начинается ещё в древнем мире. В разное время они вводились в Голландии, Испании, Франции, в континентальной части Африки и в других странах. Однако у современного россиянина продовольственные талоны ассоциируются в первую очередь с историей товарного дефицита в нашей стране - Российской империи во время Первой мировой, СССР после Гражданской и Великой Отечественной войн, а также в перестроечной и постперестроечной России. Кстати, карточки не были особенностью только лишь советского социально-экономического уклада. Во время второй мировой войны они существовали в широком ряде стран: все европейские страны, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Япония, Индия, Турция, Алжир, Тунис и др. После войны в СССР карточки были достаточно быстро отменены - в 1948 году. Для сравнения, во Франции продуктовые карточки были отменены в 1949 году, а в Великобритании в 1954 году.

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ

Отличие предлагаемых Минпромторгом карт от продуктовых талонов 30-40-х годов заключается в том, что они нацелены не на распределение товаров в условиях дефицита, а на обеспечение адресной социальной помощи. Кроме того, такие карточки могут способствовать улучшению структуры питания социально незащищённых групп. Ввиду дороговизны качественных и свежих продуктов гражданам с низкими доходами, как правило, приходится заменять их более дешёвыми аналогами. Включение полезных продуктов в систему госдотаций помогло бы решить эту проблему. В ряде современных стран существуют аналогичные системы продуктовых карт. Наиболее известный пример - США, где в такую систему вовлечены более 40 миллионов человек, то есть почти 15% населения. Малоимущие американцы получают на карты 114 долларов на человека и 255 долларов на домохозяйство.

Конечно, у системы продуктовых пластиковых карт есть и свои недостатки. Несмотря на адресный характер, она не застрахована от мошенничества. Об этом свидетельствует также опыт США, где карточки стали предметом купли-продажи на чёрном рынке. Покупая карточные баллы у их держателей за пол стоимости, недобросовестные магазины обменивают их затем на государственные денежные дотации, а держатели таким образом обналичивают свои карты.

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ

Причины, побудившие правительство вводить подобные инструменты, ясны. В условиях резкого падения бюджетных доходов правительство старается экономить на всём, а значит, ему необходимо переходить к более точечным механизмам социальной политики. Речь больше не идёт о ежегодном повышении уровня жизни большинства - это уже попросту невозможно. Приоритетной становится задача не допустить падения доходов значительной части населения ниже уровня бедности. Если в условиях роста цен на нефть можно было увеличивать социальные расходы скопом, повышая доходы широких категорий граждан в целом (бюджетников, пенсионеров и т. д.), то теперь борьба с бедностью требует денежных переливаний в пользу именно малоимущей части населения. Ведь, например, среди тех же пенсионеров не все относятся к категории бедных, а значит, по-разному нуждаются в материальной поддержке. Продуктовые пластиковые карты как раз позволяют сфокусировать бюджетные субсидии именно на бедных группах населения. Тем более, питание является важной статьёй расходов наименее обеспеченных слоёв российского населения. Практически у трети населения расходы на питание составляют около 40% семейного бюджета (рис. 1).


Рис. 1. Размер расходов на продукты питания по 10-ти процентным группам по доходности населения, %

То, с чем столкнулось правительство в результате падения цен на энергоносители, во многом является прямым следствием отказа от инвестирования бюджетного профицита, получаемого на протяжении «тучных лет». С 2000-го года в общей сложности в виде ЗВР и бюджетных резервов за рубеж было выведено 34 трлн руб. в пересчёте в ценах 2014 года. Если бы данные средства были инвестированы, то современный ВВП был бы на 10% больше, а доходы федерального бюджета на 1,5 трлн руб. выше, что наполовину бы решило проблему текущего бюджетного дефицита. Однако средства не были вложены в фабрики, заводы и инфраструктуру. Предполагалось, что в случае кризиса резервы смогут выполнить функцию подушки безопасности. Однако, подушка безопасности актуальна в случае непродолжительного кризиса.

Если же шторм затягивается, любая резервная кубышка рано или поздно заканчивается (что мы сейчас и наблюдаем) и возникает дыра в бюджете. Средства на её затыкание можно получить только из суверенной налогооблагаемой базы, представленной производственными предприятиями. Такая база не может иссякнуть - она приносит доходы до тех пор, пока работают предприятия. Однако должные попытки к расширению производственного потенциала за счёт внутреннего инвестирования бюджетных излишков предприняты не были.

ВЫВОД

Как инструмент социальной помощи продуктовые карты могут быть достаточно эффективны. Они позволяют адресно направлять средства на поддержку малообеспеченной категории граждан. Однако механизмы определения нуждающихся не являются стопроцентно прозрачными и здесь возможны махинации. Но самое главное, введение продуктовых карт наносит удар по имиджу государства и может быть использовано оппозиционной пропагандой для стимулирования социального протеста, так как продуктовые карты прочно ассоциируются в глазах населения с дефицитом и неспособностью государства обеспечить насущные потребности населения. Впрочем, такая интерпретация вполне соответствует реальности.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Продуктовые карточки нужны вовсе не потому, что в стране нехватка продуктов. Эти карты - один из инструментов поддерж-ки потребительского спроса в рамках программы, которую разработал Минпромторг. Она поможет российскому производству развиваться, а малоимущим - наладить здоровое питание.

Кому дадут карточки?

В Минпромторге «АиФ» пояснили, что в программе примут участие домохозяйства с низким среднедушевым доходом и имущест-венным положением. Точные критерии определят региональные власти на основании федеральных рекомендаций.

Сколько денег на карте?

О конкретных суммах пока говорить рано. Эти и другие детали дорабатываются. По словам Д. Мантурова, главы Минпром-торга , перечисленные на карту деньги нельзя будет обналичить или копить - если их не используют на покупку продуктов в течение месяца, они «сгорят».

Как это будет работать?

Для начисления помощи планируется использовать карты «Мир». (Это карта одноимённой российской многонациональной платёжной системы. А та в свою очередь создана, чтобы обеспечить финансовую безопасность нашей страны в случае угрозы отключения от международных платёжных систем, таких как «Visa» и «Mastercard».) Получивший право на госпомощь сможет использовать уже имеющуюся карту или написать заявку в банк о выпуске новой. На ту же карту можно направлять зарплату, пособия, стипендию.

Что можно купить?

Только разрешённые товары. Иначе система автоматического контроля не пропустит покупку. В Минпромторге рассказали, что перечень допущенных продуктов питания разработан с учётом рекомендаций Минздрава. На госпомощь можно будет купить хлебные продукты, в том числе муку, крупы, макаронные изделия и т. д., картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие и сухофрукты, сахар, соль, питьевую воду, яйца, масло растительное, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты. Плюс, что особенно актуально для сельского населения, саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных. Всё вышеперечисленное должно быть отечественного производства. В чёрном списке - алкоголь, сигареты и вредные продукты (например, чипсы и газировка).

Где купить?

Карты можно будет использовать во всех магазинах, готовых работать в данной системе. Создания отдельной торговой сети не требуется. Возможность расчёта в столовых и кафе в дальнейшем будет рассмотрена.

Сколько стоит программа?

По словам Владимира Волика, директора департамента регулирования рынков агропрома Минсельхоза , программа может обойтись в 100 млрд руб.

Что она принесёт?

Экономический эффект программы огромен, объяснили в Минпромторге. На каждый вложенный рубль можно получить два рубля прироста ВВП. Так, если бы в 2015 г. программа работала на полную проектную мощность и на неё было бы направлено около 300 млрд рублей, то это увеличило бы ВВП на 0,8%.

Есть ли такие карты за рубежом?

Подобная программа есть в США. Она действует там на постоянной основе с 1961 г. Первоначально бедные американцы получали продовольственные талоны. Теперь финансовая помощь от государства на покупку продуктов поступает на специальные пластиковые карты. В 2016 г. её получали 44 млн человек, средний размер - 126 долларов. Величина помощи зависит от доходов и размеров домохозяйства. Например, на участие в программе может претендовать одинокий американец с чистым доходом ниже 990 долл. Если в семье 4 человека, то их суммарный доход должен быть ниже 2025 долл. Делать покупки по «продуктовой карте» можно не только в магазинах, но и на фермерских рынках.