Что формируют страховые взносы. Понятие и особенности структуры страховых взносов. Как посчитать сумму страховых взносов

В статье рассмотрим администрирование страховых взносов. Администрирование взносов могут осуществлять два органа ФСС и ПФР (ранее эта функция была еще у ФОММС). Ниже опишем основные изменения, произошедшие в 2016 году.

Январь 2016 года стал отправной точкой в перемещении администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в налоговую службу. Пятнадцатого числа этого месяца президент РФ подписал указ №13, задача которого – поручить Министерству финансов разработку необходимой нормативной базы для возложения обязанностей по администрированию страховых отчислений на ФНС.

Путь к этому решению был долгим. Социальный и экономический блок вели продолжительную борьбу в отношении того, какой орган должен быть ответственным за страховые взносы, отчисляемые в ФСС, ПФР и ФОМС.

В результате было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговому органу. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых сборов и упростит отчетность.

Изменения 2016 года

Указ №13 президента РФ Владимира Путина определил необходимость укрепления платежной дисциплины в отношении страховых отчислений и поручил Минфину до 1 мая 2016 года подготовить проекты законов. Данные законопроекты должны определить особенности передачи функций по администрированию страховых взносов уполномоченному органу исполнительной власти и позволить сформировать единый информационный ресурс со сведениями о населении РФ и заключаемыми ими гражданскими актами.

Ожидается, что ответственным за сбор взносов станет налоговая служба. При этом на ФНС будет возложена функция администрирования не только налогов и страховых платежей, но и таможенных сборов. При этом необходимо провести реформу таким образом, чтобы внутри единого механизма сохранилась ФНС с налоговыми функциями.

Для воплощения данных проектов в реальность требуется внести поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы, а также в законы, взаимосвязанные с этими правовыми актами.

Согласно последним подсчетам, ввод в действие таких изменений потребует увольнения порядка 18 000 работников Пенсионного фонда и около 8 000 работников Фонда социального страхования. Именно такое количество персонала занято вопросами по сбору страховых взносов. Вместе с тем налоговому органу потребуется порядка 12 000 новых специалистов для реализации функций по администрированию страховых отчислений.

Планируемые траты на осуществление таких изменений также значительны. Покрытие этих расходов произойдет за счет сокращения финансирования фондов и направление сэкономленных средств на проведение реформы.

Непосредственно передача администрирования запланирована на 1 января 2017 года, однако не исключено, что эта дата будет перемещена на середину 2018 года. Планируется передать систему сбора страховых платежей в ФНС в том виде, в каком она существует сейчас во внебюджетных фондах. Замена страховых взносов налоговыми платежами не планируется.

Что такое администрирование страховых взносов?

До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:

  1. Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
  2. Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
  3. Проведение камеральных проверок страхователей.
  4. Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
  5. Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
  6. Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).

Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки

По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.

Достоинства Недостатки
Вместо четырех контролирующих органов остается один, как следствие – снижение нагрузки на бизнесменов Необходимость создания единой системы, которая объединит учет плательщиков взносов и налогов
Прозрачность налоговой истории физических лиц, так как сведения по налоговым и страховым платежам объединятся в одном месте Необходимость сокращения работников фондов, занятых администрированием страховых взносов, и перемещение их в ФНС, проведение их переподготовки
Упрощение отчетности для плательщиков взносов Значительные денежные траты на персонал, прикладные программы, разработку программного обеспечения
Уменьшение задолженности по страховым платежам за счет повышения качества администрирования Нарушение отлаженной системы сбора страховых платежей, ставшей привычной для плательщиков взносов
Сокращение числа проверок в связи со значительным уменьшением контролирующих органов Сохранение персонифицированной отчетности по физическим лицам

Администрирование страховых взносов: для чего нужна передача функций?

С 2010 года фискальными функциями были наделены внебюджетные фонды, которые и исполняли их до сегодняшнего дня. Ранее существовал единый социальный налог, сбор которого подчинялся налоговому ведомству. Потом ЕСН был упразднен (подробнее про ЕСН читайте в статье: ), и на его смену пришли обязательные взносы страхового характера, уплачиваемые в различные фонды в зависимости от своего содержания.

Уже с 2013 года начались разговоры о том, что необходимо передавать полномочия Пенсионного фонда, Фондов обязательного медицинского и социального страхования единому фискальному органу. Предполагалось, что данные изменения позволят улучшить процедуру расчета и перечисления взносов и сократит задолженность перед фондами по страховым отчислениям.

Предпосылками для нововведений стало недовольство представителей бизнеса передачей администрирования страховых взносов фондам с 2010 года. Они посчитали это нецелесообразной и излишней нагрузкой на субъектов экономической деятельности – отчитываться и уплачивать сборы, налоги по одному физическому лицу компаниям пришлось в четыре различных места вместо одного, как это было при ЕСН.

Результатом стало обращение бизнесменов к российскому правительству с предложением создать единый орган, который объединит в себе функции администрирования страховых взносов и налогов. Владимир Путин в 2013 году поручил правительству обдумать возможность возврата к единому администрированию платежей налоговой службой. Однако однозначного мнения тогда не удалось сформировать, и до 2016 года функции по сбору страховых платежей с доходов физических лиц возлагались на фонды внебюджетного характера.

Было мнение, что даже при передаче администрирования страховых взносов налоговой службе у плательщиков все равное останется обязанность по подаче персонифицированной отчетности в фонды, а потому смысл в объединении всех платежей в налоговом органе теряется.

Кроме того, возврат налоговых функций по администрированию взносов повлечет за собой существенные траты денежного характера, а также потребует значимые передвижения в кадровом составе как внебюджетных фондов, так и налоговой.

Все эти моменты на время приостановили реформу в отношении администрирования, малый и средний бизнес выступал за передачу взносов под юрисдикцию ФНС, крупный бизнес был категорически против.

К 2015 году этот вопрос был поднят Госдумой. Рост задолженность по страховым платежам, огромное количество проверок по небольшим доначислениям взносов, недовольство экономического сектора заставили пересмотреть еще раз вопрос о передаче администрирования Федеральной налоговой службе. Результатом стало решение Владимира Путина о необходимости внесения изменений с систему администрирования, оформлено это решение было в виде указа №13 от 15 января 2016 года.

По проведенным проверкам качество работы Федеральной налоговой службы значительно превышается аналогичный показатель внебюджетных фондов за счет применения высокотехнологичных и современных методик. Считается, что создание единого механизма учета налогов и взносов позволит не только оптимизировать существующую систему в РФ, но и повысит место России в международных рейтингах.

  • 6. История развития налогообложения в России.
  • 1) История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России.
  • Вопрос 6 (короткий вариант)
  • 7. Плательщики налога на прибыль и объект налогообложения.
  • Прибылью признается:
  • 8. Налоговая база по налогу на прибыль. Порядок определения доходов и расходов при исчислении налога.
  • 9. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Ставки налога на прибыль.
  • 10. Экономическая роль ндс. Плательщики ндс и объект налогообложения.
  • 11. Налоговая база по ндс. Налоговый период и налоговые ставки.
  • 12. Порядок исчисления и уплаты ндс.
  • 13. Плательщики акцизов, виды подакцизных товаров и объект налогообложения.
  • 14. Порядок исчисления и уплаты акцизов.
  • 15. Роль таможенных платежей. Классификация таможенных пошлин.
  • 16. Объект обложения таможенными пошлинами. Способы определения таможенной стоимости товаров.
  • 17. Порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин.
  • 18. Плательщики налога на имущество организаций. Налоговая база по налогу на имущество организаций. Определение среднегодовой стоимости имущества.
  • 19. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 20. Значение и роль государственных социальных внебюджетных фондов. Плательщики страховых взносов. Объект обложения страховыми взносами.
  • 22. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
  • Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
  • 23. Упрощенная система налогообложения.
  • 24. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
  • 26. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  • 27. Элементы налога на добычу полезных ископаемых и их характеристика.
  • 28. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  • 29. Элементы водного налога и их характеристика.
  • 30. Элементы земельного налога и их характеристика.
  • 31. Элементы транспортного налога и их характеристика.
  • 32. Плательщики налога на игорный бизнес. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки на игорный бизнес. Порядок исчисления и уплаты налога.
  • 33. Плательщики ндфл. Объект налогообложения, налоговая база.
  • 34. Налоговые вычеты по ндфл. Налоговые ставки.
  • 35. Порядок исчисления и уплаты в бюджет ндфл. Налоговая декларация.
  • 36. Элементы налога на имущество физических лиц и их характеристика.
  • 37. Государственная пошлина.
  • 38. Понятие налогового планирования.
  • 39. Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере. Их права и обязанности.
  • 40. Камеральная налоговая проверка: ее назначение, процедура, сроки проведения.
  • 41. Выездная налоговая проверка: ее назначение, процедура, сроки проведения.
  • 42. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
  • 43. Налогообложение операций с ценными бумагами.
  • 44. Особенности налогообложения малых предприятий.
  • 45. Особенности налогообложения иностранных юридических и физических лиц.
  • 46. Налогообложение кредитных организаций, инвестиционных фондов, бирж, негосударственных пенсионных фондов.
  • 20. Значение и роль государственных социальных внебюджетных фондов. Плательщики страховых взносов. Объект обложения страховыми взносами.

    Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

    Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

    Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

    ▪ Пенсионный фонд Российской Федерации;

    ▪ Фонд социального страхования Российской Федерации;

    ▪ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

    ▪ Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

    С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

    ▪ социальную защиту населения;

    ▪ повышение жизненного уровня населения;

    ▪ сохранение и улучшение здоровья населения;

    ▪ социальную ориентацию безработного населения;

    ▪ оказание социальных услуг населению.

    Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

    ▪ обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

    ▪ добровольные взносы юридических и физических лиц;

    ▪ прочие доходы.

    Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

    Плательщики страховых взносов

    Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

    Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой (работающие "на себя", не осуществляющие выплат иным лицам).

    Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким указанным категориям, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

    Объект обложения страховыми взносами

    Для лиц, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения являются:

    выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам (заработная плата, отпускные, премии и т. п.);

    выплаты и вознаграждения по договорам гражданско-правового характера (кроме указанных ниже, не облагаемых взносами), к которым относятся договоры подряда, договоры оказания услуг, агентские договоры и т. п.;

    выплаты по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

    Не являются объектами обложения взносами:

    выплаты по гражданско-правовым договорам (договорам подряда, оказаний услуг, агентским) если получателем является физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель - ИП сами за себя уплачивают налоги и взносы;

    выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам относятся договоры купли-продажи, договоры аренды и т. п. Договоры об отчуждении исключительных прав взносами облагаются. 21. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.

    1. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

    2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

    4. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

    5. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж,

    6. Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

    7. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

    8. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

    (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ)

    9. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

    1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ)

    9.1. В случае осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, плательщики страховых взносов также обязаны представлять ежеквартально в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, документы, подтверждающие членство в студенческом отряде обучающихся и форму их обучения в период такого членства. (часть 9.1 введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 428-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

    10. Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

    11. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

    12. Сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

    13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации и в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

    14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения.

    15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

    16. В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов

    До 2017 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования принадлежит ПФР и его местным отделениям. При этом уплата взносов по ОМС осуществляется работодателями в ПФР , а тот в свою очередь передает данные в ФФОМС . Страховые взносы по обязательному социальному страхованию принадлежат ФСС . Поэтому до конца 2016 года полномочия по сбору, учету, распределению и выплатам средств системы социального, пенсионного и медицинского страхования находятся в ведомстве внебюджетных фондов - ФСС, ПФР и ФФОМС. Данные фонды формируются за счет страховых взносов работодателей.

    Администрирование страховых взносов: последние новости

    В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.

    Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ , которая включает статьи с 419 по 432.

    Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.

    Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2017 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.

    В связи с нововведениями с 1 января 2017 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

    Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.

    Передача администрирования страховых взносов

    Давайте рассмотрим какие изменения ожидаются в системе в результате передачи полномочий по администрированию взносов в ведомство налоговой службы.

    База начисления страховых взносов в 2017 году

    1.Объект обложения останется без изменения - это выплаты по трудовым договорам (ст. 420 НК РФ) и ряду ГПХ (за исключением соцвзносов). Не облагаемые взносами выплаты перечислены в ст. 422 НК РФ.

    2.Стоит отметить, что фактически регламент структуры страховых взносов из ФЗ №212 направлен в гл. 34 НК РФ без изменений. База, которая применяется для расчета страховых взносов, в соответствии со ст. 421 НК РФ останется прежней, также, как льготы и тарифы (нововведение: пониженные тарифы по льготникам на УСН могут применяться ими только, если их доход за год не превышает 79 млн руб.).

    – если просрочка уплаты составляет менее 30 календарных дней, то пени будут считаться по-прежнему 1 к 300 ставки рефинансирования;

    – если более 30 дней, то расчет будет производиться, как 1 к 150 ставки рефинансирования.

    Штрафы по страховым взносам в 2017 году

    Штрафы за нарушения в отношении страховых взносов будут аналогичны штрафам по налогам.

    Штрафы от ФСС перечислены в новой ред. ФЗ №125 от 24.07.1998 г., а штрафы ПФР регламентированы новой ред. ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.

    По СЗВ-М и ежегодному отчету в случае непредставления, несоблюдения сроков предоставления отчетности, а также, если была предоставлена неполная или недостоверная информация, штраф составит 500 руб. по каждому застрахованному лицу. Если будут нарушения в порядке сдачи электронной отчетности штраф составит 1000 рублей.

    В 2017 году увеличится перечень административной ответственности, которая также будет распространяться на ответственных лиц.

    С 2017 года все проверки по страховым взносам будут осуществляться налоговыми органами по тому порядку, по которому сейчас проходят проверки по налоговым платежам.

    Обособленные подразделения организаций, производящие выплаты физлицам, должны будут самостоятельно представлять отчетность и производить уплату страховых взносов в территориальное отделение ФНС.

    Переходные положения:

    Уточненные расчеты за период до 01.01.2017 года необходимо предоставлять в ПФР и ФСС;

    Излишне уплаченные взносы, пени, штрафы до указанного периода будет возвращать ПФР;

    Взыскивать задолженность будет ФНС (особо важно учесть, что ФНС для взыскания задолженности с плательщика может заморозить счет).

    Все мы платим налоги и знаем, что это такое и для чего. Но помимо налоговых платежей, существуют и другие обязательные сборы. Один из ярких примеров – страховые взносы. Что такое страховые взносы? Это обязательные платежи страхователя во внебюджетные фонды. Именно на эти структуры возложено исполнение гарантий государства в медицинской, социальной и пенсионной сфере. Бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования формируются отдельно от федерального, поэтому эти организации и называют внебюджетными фондами. Их доход – те самые страховые взносы, с понятием и видами которых мы попытаемся разобраться.

    Это регулярные обязательные платежи страхователя во внебюджетные фонды. Их суть в предоставлении поддержки со стороны государства гражданам, у которых наступил страховой случай. Например, при достижении пенсионного возраста ПФР назначает и выплачивает пенсию, при беременности и последующем рождении ребенка ФСС оказывает финансовую поддержку в виде выплаты различных пособий.

    Взносы, направляемые в Пенсионный фонд РФ

    Плательщиков страховых взносов называют страхователями. Это организации, ИП или физлица, выплачивающие зарплату, вознаграждения и другие виды доходов физическим лицам.

    В ПФР России уплачиваются два вида взносов – пенсионные и медицинские. В то же время пенсионные взносы делятся на два подвида – зачисляемые на накопительную часть пенсии и на страховую.

    Взносы, уплачиваемые в ФСС на случай наступления нетрудоспособности и в связи с материнством

    Начисление взносов на случай потери трудоспособности происходит по установленным федеральным законодательством тарифным ставкам, в зависимости от категории страхователя. Именно с них платятся пособия во время «больничного» или на рождение ребенка.

    Взносы, уплачиваемые в ФСС по «травматизму»

    Этот вид взносов выделяют отдельно, потому что его начисление и уплата регулируется отдельным федеральным законом. Тарифная ставка определяется в соответствии с классом профессиональной опасности деятельности страхователя.

    Будущее страховых взносов

    В настоящее время администрирование страховых взносов – то есть, контроль над их взиманием, учет перечислений и аккумулирование всей информации, возложено на сами внебюджетные фонды.

    Однако сейчас активно готовятся изменения, в рамках которых администрирование страховых взносов должно перейти к ФНС России. В Налоговый кодекс будет включена отдельная глава, посвященная внебюджетным сборам, а контроль над их собираемостью перейдет к налоговым органам. При этом сами фонды продолжат аккумулировать у себя всю информацию по страхователям и застрахованным лицам.

    Так что, скорее всего, если не в этом году, то в следующем, перечислять страховые взносы и отчитываться за них мы будем в адрес ФНС России. Также есть вероятность, что страховые взносы будут переименованы обратно в социальный налог, как это было несколько лет назад.

    Кроме того, что это является прямой обязанностью страхователя, уплачивать страховые взносы в полном объеме означает помогать государству исполнять свои социальные функции. Выплата пособий на период «больничного», на время ухода за ребенком, выплаты инвалидам, оплата санаторно-курортного отдыха, содержание поликлиник, больниц, выплата пенсий – вот список того, на что тратится бюджет внебюджетных фондов. А пополняется он, в основном, благодаря страховым взносам.

    Мезенцева Василиса

    дипломная работа

    2.1 Функции и роль страховых взносов в формировании доходной части бюджетов

    Страховые взносы - это обязательные платежи, которые поступают от работодателей в интересах их работников, фиксируются в системе персонифицированного учета и образуют пенсионный капитал.

    Страховые взносы не являются налогами. Они используются на обеспечение пенсий, пособий, бесплатной медицинской помощи.

    Существуют следующие страховые взносы:

    · в Пенсионный Фонд (ПФ), на обеспечение пенсий,

    · в Фонд социального страхования (ФСС), на обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам, выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

    · в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обеспечение бесплатной медицинской помощи.

    Уплата страховых взносов носит обязательный характер для всех предприятий не зависимо от режима налогообложения, количества работников, вида деятельности.

    Платежи должны производиться ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

    Доходы, с которых не уплачиваются пенсионные взносы, перечислены в статье 9 закона № 212 - ФЗ. Рассмотрим эту статью Закона подробнее по видам выплат:

    Государственные пособия (пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ):

    · пособия по безработице;

    · пособия по временной нетрудоспособности;

    · по уходу за ребенком и по беременности и родам;

    Компенсации (пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

    От обложения взносами освобождены компенсации, связанные, например:

    · с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

    · с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

    · с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

    · с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

    Материальная помощь (пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

    Не зависимо от размера материальной помощи:

    · материальная помощь оказана физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

    · выплата произведена работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Как следует из статьи 2 Семейного кодекса РФ, членами семьи являются супруги, родители и дети (в том числе усыновленные).

    В зависимости от размера материальной помощи:

    · материальная помощь не более 50 000 руб. на каждого ребенка, если она оказана работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка в течение первого года после рождения (усыновления/удочерения) ребенка.

    · материальная помощь, оказанная работодателем своим работникам, не превышающих 4000 руб. в год на одного работника. (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ) Страховые платежи (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

    · страховые платежи (взносы) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    · платежи (взносы) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

    · платежи (взносы) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

    · пенсионные взносы плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

    · платежи (взносы) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Оплата обучения (пп. 12 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

    · суммы платы за обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку.

    Выплаты в пользу иностранцев (пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

    · выплаты начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России.

    Все выплаты, которые не перечислены в статье 9 Закона № 212-ФЗ облагаются страховыми взносами по ставкам, установленным Законодательством РФ.

    Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации на примере поступления налогов из бюджета Нижегородской области

    Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения соответственных дирекций - социальной...

    Внебюджетные фонды в России

    1. Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право: - требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам...

    Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие...

    Доходная часть местных бюджетов в Кыргызской Республике

    Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации

    Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога. Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи...

    Местные бюджеты – главная финансовая база местных органов власти

    Наибольшим источником средств государственных и местных бюджетов в Российской Федерации являются налоговые доходы, составляющие около 90% государственных централизованных финансов. В то же время неналоговые доходы...

    Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

    Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации...

    Механизм исчисления и уплаты акцизов

    Косвенные налоги играют большую роль в формировании государственного бюджета. При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки...

    Неналоговые доходы

    Особенности формирования и роль неналоговых доходов бюджетов

    Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы...

    Проблемы формирования местных бюджетов

    Возможный состав собственных источников доходов местного бюджета определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов...

    Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии территории

    Системы налогообложения юридических лиц

    Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение...

    Современное состояние и проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

    1. Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право: 1) требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам...

    Состояние доходной части регионального бюджета на примере Мурманской области

    Во всем мире возникают проблемы при составлении или исполнении бюджета, не представляют исключения и бюджеты субъектов РФ. Кроме того, заметим, что отрицательные моменты присутствуют как в бюджете в целом, так и в его доходах...