Бюджетный учет план счетов. Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Бюджетный учет план счетов. Правила ведения бухучета в бюджетных организациях


Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.
В бюджетных учреждениях для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, а также операций по централизованному снабжению материальными ценностями применяется План счетов, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
1-17-й разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
18-й разряд - код вида деятельности:
бюджетная деятельность - 1;
приносящая доход деятельность - 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;
19-21-й разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22-23-й разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24-26-й разряд - код классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5).
Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.
Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.
При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.
В новый План счетов включено около 2000 счетов. Столь значительное количество счетов обусловлено структурой нового бюджетного учета.
Следует отметить, что, в сущности, большинство счетов нового Плана счетов являются субсчетами первого, второго и третьего порядка. Например, если не принимать во внимание первые 17 символов, которые отводятся для КБК, то номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.
Первый знак "1" указывает вид деятельности (бюджетная). Следующие три знака (101), по существу, указывают номер счета "Основные средства". Последующие два знака показывают наименование объекта основных средств (жилые помещения - 10101, нежилые помещения - 10102, сооружения - 10103, машины и оборудование - 10104 и т.д.). Седьмой и восьмой знаки указывают характер движения объекта основных средств - увеличение машин и оборудования отражают на счете 10104310, а уменьшение - на счете 10104410. Многие счета нового Плана счетов предназначены для распорядителей бюджета и казначейств. Ниже приведены наиболее применяемые счета в бюджетных организациях, сгруппированные в пять разделов.
Раздел 1 "Нефинансовые активы" включает в себя сведения об основных средствах, о непроизведенных и нематериальных активах, начислении амортизации, материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. В данный раздел включены счета:
010100000 "Основные средства";
010200000 "Нематериальные активы";
010300000 "Непроизведенные активы";
010400000 "Амортизация";
010500000 "Материальные запасы";
010600000 "Вложения в нефинансовые активы";
010700000 "Нефинансовые активы в пути".
Раздел 2 "Финансовые активы" объединяет информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную. Для учета данной информации предназначены счета:
020100000 "Денежные средства учреждения";
020400000 "Финансовые вложения";
020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам";
020600000 "Расчеты по выданным авансам";
020700000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам";
020800000 "Расчеты с подотчетными лицами";
020900000 "Расчеты по недостачам";
021000000 "Расчеты с прочими дебиторами".
В разделе 3 "Обязательства" учитываются все виды кредиторской задолженности учреждения. Для учета данной задолженности используют счета:
030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам";
030200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
030400000 "Прочие расчеты с кредиторами".
Раздел 4 "Финансовый результат" предназначен для отражения разницы между доходами и расходами учреждения за текущий год. В этом разделе показываются также финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета.
Основными счетами этого раздела являются:
040100000 "Финансовый результат учреждения";
040101000 "Финансовый результат текущей деятельности";
040102000 "Финансовый результат по резервному фонду";
040103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
040104100 "Доходы будущих периодов".
В разделе 5 "Санкционирование расходов бюджетов" отражается информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. Вести учет на счетах этого раздела будут главным образом распорядители бюджетных средств и казначейства. В бюджетных учреждениях по данному разделу используется счет 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств".
Учет ценностей, временно находящихся в учреждении и не принадлежащих ему, осуществляется на забалансовых счетах. В этом разделе появилось несколько новых позиций (предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения, и т.д.).
Следует отметить, что новой Инструкцией существенно изменен порядок отражения операций на синтетических счетах. Если раньше хозяйственные операции по увеличению и уменьшению соответствующих активов и обязательств отражались на разных сторонах одного и того же счета, то в новой Инструкции для учета операций по движению каждого вида активов и обязательств предусмотрено использование разных счетов. Например, операции по увеличению запасов продуктов питания отражаются по дебету счета 010502340 "Увеличение стоимости продуктов питания", а операции по уменьшению запасов продуктов питания - по кредиту другого счета - 010502440 "Уменьшение стоимости продуктов питания".
Вместе с тем по некоторым счетам бюджетного учета применяется обычный порядок отражения операций на счетах. Например, на счете 040100000 "Финансовый результат учреждения" доходы учреждения отражаются по кредиту счета, а расходы - по дебету. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по данному счету определяют конечный финансовый результат деятельности учреждения.
Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений приведен в приложении.

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

подгруппа

Прил. 9 к указаниям № 65н

Прил. 2 к указаниям № 65н

Прил. 10.1 к указаниям № 65н

Прил. 3 к указаниям № 65н

Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

Соответствующий номер разряда КБК

На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Настоящий порядок ведения учёта в разных организациях регламентирует не один государственный акт. Чтобы понять, как применять эти требования, стоит выучить особенности плана для счётов в бухгалтерской работе разных предприятий.

План счетов бухгалтерского учета 2016, что такое и что включает в себя?

Поскольку в 2000 году Минфин РФ установил основной алгоритм, по которому нужно приводить суммы, тема « » актуальна сегодня.

Каждому нужно обратить внимание на полный текст этого приказа, все разделы и их содержание. Перечень таблиц и положений включает в себя единый порядок для написания отчетности. Это также структура, формирование которой делает каждое учреждение. Каждая таблица здесь будет содержать код или показатель, который требует бухучет. Использование типовой формы с пояснениями предусматривает применение в Ворде или в другой программе.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Бюджетный учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органам гос. власти, органам управления гос. внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, судом или бюджетными учреждениями; об операциях проводящих к изменению указанных активов или обязательств.

Задачи бюджетного учета:

Формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а т. ж. о финансовых результатах их деятельности;

Формировать полную и достоверную информацию об исполнении всех бюджетов бюджетной системы;

Обеспечение контроля за соответствием законодательства РФ осуществляемых в ходе исполнения бюджета, а т. ж. контроля за состоянием активов и выполнения обязательств учреждений;

Обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств, а т. ж. отчета по испол -

нению бюджета.

Нормативное регулирование:

    Бюджетный кодекс (закон о бух.учете ФЗ№115 ФЗ от15.08.96г. «О бюджетной классификации).

    Инструкция по бюджетному учету, утверждена по приказу МИНФИНа 10.02.2006г. №25Н.

    Нормативно-правовые акты издаваемые органами организующими исполнение ФБ, буджета гос. внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных по вопросам бюджетного учета.

    Формируется нормативно-правовые акты издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета.

    Локально-правовые документы бюдж. учреждений.

Субъекты бюджетного учета:

    Органы организующие исполнение бюджета (финн.органы).

    Органы осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (УФК).

    Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств (бюдж. средства- являются органы гос.власти, органы управления гос. внебюдж. фондом, орган местной администрации находящийся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюдж. средств в бюдж. учреждения имеющие право на принятие и исполнение бюдж. обязательств за счет средств соответствующего бюдж. в соответствии с бюдж. росписью.

Объекты бюджетного учета:

    Нефинансовые активы.

    Финансовые активы.

    Обязательства.

    Финансовый результат.

    Санкционирование расходов бюджета.

    Порядок исполнения бюджета учреждениями, казначейская система исполнения бюджета.

Основные этапы исполнения бюджета:

    Составление и утверждение бюдж. росписи (- это свод бюдж. обязательств признанных органом исполняющим бюджет, обязанность совершения расходов бюдж. средств в течение определенного срока, возникающего в соответствии с законом о бюдж.).

    Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных асигнованиях до распорядителей и получателей бюдж. средств, а т. ж. утверждение смет доходов и расходов.

    Утверждение и доведение о лимитах бюдж. обязательств до распорядителей и получателей бюдж. средств.

    Принятие денежных обязательств получателями бюдж. средств.

    Подтверждение и выверка исполнении бюдж. денежных обязательств.

    Представление бюдж. отчетности.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюдж., привлечения и погашения источников финн. дефицита бюджета и осуществле-ние всех расходов с единого счета. Кассовое обслуживание исполнения бюдж. осуществляет федер. казначейство, которое открывает счет в ЦБ РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осущ. федер. казн. через указание счета и отража-ются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.

    Учетная политика бюджетной организации.

Статья 5 ФЗ «О бух. учете» обязывает организации самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры отрасли и др. особенностей деятельности.

Порядок (разделы) учетной политики:

    Организация бух. службы.

    Порядок и сроки проведения в дни финансовых активов.

    Рабочий план счетов, корреспонденции счетов.

    Документооборота граф.

    Технология обработки учетной информации.

    Форма первичных учетных документов.

    Формы учетных регистров.

    Структура инвентарного номера.

    Учет расчета с подотчетными лицами.

    Перечень лиц имеющих право подписи первичных учетных документов.

Учетная политика для целей налогообложения. Бюджетные учреждения формируют на общих основаниях в соответствии с НК, а именно по НДС 167 п.12 НК и по налогу на прибыль ст. 312 НК, т. к. отсутствуют документы регламентирующие организацию и состав калькуляции учреждения составляет смету доходов и расходов по предпринимательской деятельности не содержащей информации о себестоимости, поэтому в учетной политике необходимо отразить порядок определения себестоимости. Если бюдж. учреждение выпускает несколько видов продукции или оказывает различные услуги, выполняют работу, т. ж. необходимо определять порядок распределения накладных расходов. определяются учетные моменты связанные с отраслевой спецификой деятельности.

4. Структура бюджетных счетов.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией № 25Н.

1-17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (приложение N 4);

18 разряд - код вида деятельности:

бюджетная деятельность - 1;

приносящая доход деятельность - 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;

19-21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22-23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24-26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5).

Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.

5.План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.

Плана счетов бухгалтерского учета состоит из пяти разделов:

Раздел 1. Нефинансовые активы

Раздел 2. Финансовые активы

Раздел 3. Обязательства

Раздел 4. Финансовый результат

Раздел 5. Санкционирование расходов бюджетов

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0, бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Список счетов, при помощи которых осуществляется хозяйственный учет в компании, называется планом счетов (ПС) . ПС организаций бюджетного типа располагается обособленно от плана коммерческих фирм.

Краткое описание

Финансирование бюджетных предприятий может проводиться при помощи бюджетных средств и внебюджетных.

Внебюджетные Фонды (ВНФ), учреждения государственного типа, муниципалитеты – все они относятся к категории бюджетных организаций . Данные предприятия входят в структуру государственной учетной политики (ГУП). Она представляет собой строго упорядоченную систему учета в органах власти любого характера – муниципальной, территориальной и государственной, а также в сфере ВНФ.

Для разработки собственной политики каждый орган руководствуется определенным документом , который был утвержден законодательством – инструкцией по бюджетному учету . Она исключает слишком большую свободу при составлении учетной политики и одновременно является сводом правил по ее формированию.

В соответствии с законодательством РФ существует регулирование, состоящее из четырех уровней :

Изменения на 2018 год

Основным назначением ПС является осуществление бухгалтерского учета и отслеживание предпринимательской деятельности организаций любого типа.

ПС на 2018 год был утвержден при помощи Приказа Минфина РФ №94н . Этот документ служит образцом для составления фирмой своего рабочего плана счетов (РПС). Правила регламентируются в тексте ПБУ 1/2008 , в котором идет речь об организации учетной политики (УП) предприятий. Изменения внесены в Инструкцию №157н и Инструкцию №162н .

При создании РПС уполномоченный работник бухгалтерского отдела должен принимать во внимание особенности, специфику и классификацию деятельности компании. После того как документ будет сформирован, его следует включить в состав учетной политики.

В 2018 году структура ПС будет представляет упорядоченную систему обобщенной информации о происходящих на предприятии операциях, записанную в закодированные строчки и выраженную в денежном эквиваленте.

Единый план счетов (ЕПС) – это нормативный документ, который является обязательным для всех фирм, кроме организаций бюджетного или кредитного типа. При составлении РПС нужно учитывать некоторые обязательные требования :

  1. Акты нормативного характера по-бухгалтерскому учету.
  2. Правовые нормы Налогового кодекса.
  3. Законы, регламентированные в Гражданском кодексе.
  4. Особенности сферы предпринимательской деятельности организации.

Разработанный ПС должен быть утвержден приказом руководящего аппарата . В течение года в составленный и принятый ПС нельзя вносить изменения.

Изменения на 2018 год:

  • кодировка счетов и строк стала единой;
  • сам ПС дополнится.

В 2018 году нужно будет вносить в ПС аналитические параметры . В случае если их не было, в учетной политике необходимо прописать принципы ведения такого учета.

Аналитический учет помогает понять информацию, заключенную в бухгалтерской документации. Факторы, от которых он зависит:

  • наличие автоматизированных систем для этого;
  • уровень оснащенности такой техникой;
  • возможности обеспечения необходимыми программами для осуществления процесса.

Для такого учета данные фиксируются в справочной документации и структурах субсчетов и счетах.

План счетов в бюджетных организациях необходим для сопоставления показателей бюджетов этих предприятий между собой. ПС нового образца содержит в своем составе более 2000 счетов синтетического характера .

Однако, при составлении своего индивидуального плана организация включает только те, которые необходимы.

ПС представлен следующей структурой :

Раздел 1 – содержит в себе информацию по активам внеоборотного типа (имущество, ОС, НМА, инвестиции в ТМЦ и затраты на покупки, списание и строительство объектов). УС – 01, 05, 07, .

Раздел 2 – запасы производства (имущество, участвующее в процессе один раз, причем его стоимость в полном объеме включается в состав цены на готовое изделие) – 10, 11, 14, 16, .

Раздел 3 – расходы на производственный процесс (учитываются траты не только по выпуску, но и внереализационные, а также по прочим услугам) – 20, 21, 23, 25, 26, 28 и 29.

Раздел 4 – готовые товары (часть материально-производственных запасов, которые предназначены для реализации) – 40, 46.

Раздел 5 – деньги (отображаются все, которые имеются на счетах), также описывается процесс их движения. Учитываются во всех местах – кассах, р/с, документах по платежам и ценным бумагам. Могут фиксироваться как в рублях, так и в зарубежной валюте — счета 50, 52, 55, 57, 59.

Раздел 6 – основные расчеты (внутри фирмы, с лицами юридического толка или физического) – 60, 62, 63, 75, 77, 79.

Раздел 7 – содержит в себе сведения о состоянии и операциях с капиталом (любые разновидности капитала, акции, неоприходованная прибыль) – 80, 84, 86.

Раздел 8 – итог деятельности предприятия в финансовом выражении (итоговая прибыль, полученные доходы и понесенные расходы) – 90, 91, 96, 99.

Группирование проводится с учетом параметров:

  • приход – дебетовая операция;
  • расход – кредит;
  • итоговое сальдо.

Характеристика счета с учетом типа:

  1. Активный – отображает, в каком состоянии находится имущество фирмы. Сальдо в таком случае будет считаться дебетовым, но оно может быть как входящим, так и исходящим.
  2. Пассивный – содержит информацию об операциях в ходе, которых имущество предприятия появилось и сформировалось, также учитывая возникшие обязательства по нему. В таком случае дебет будет указывать на уменьшение количества денежных средств, а кредит – на увеличение объема средств. Сальдо будет исчисляться по кредиту и показывать размер имеющегося капитала и возникших обязательств.
  3. Активно-пассивный – нужен для фиксирования проведенных операций по расчету с поставщиками и дебиторами. Сальдо в этом случае может быть как дебетовым, так и кредитовым. По дебету означает возрастание задолженности дебетового типа и снижение уровня долгов по кредиту, а по кредиту – наоборот.

Состав:

  1. Активы нефинансового типа.
  2. Финансовые (ФА).
  3. Имеющиеся обязательства.
  4. Финансовый итог.
  5. Санкционирование понесенных расходов.

К активам нефинансового вида относятся ОС, НМА, имущество непроизводственного назначения, материалы, затраты, износ. Главным отличием от финансового является присутствие специального счета, для того чтобы вложить его в пункт материальных запасов.

Финансовые — все денежные средства (кассы, р/с и т.д.), ЦБ, задолженность других контрагентов, дебиторского типа и инвестиции в ФА компании.

Обязательства – отображается не только размер задолженности, но и все совершенные платежи по ней.

Раздел 5 – это перечень счетов . На нем не только можно получить данные о положении фирмы, но и увидеть движение операций по ним. Основные счета:

  • по бюджетным ассигнованиям;
  • пределы бюджетных обязательств;
  • планирование вероятных расходов или расходов.

В отдельности может иметь либо пассивную основу, либо активную.

Данные счета предназначены для учета обобщенной информации о наличии в распоряжении или временном пользовании ценного имущества, такого как основные средства, находящиеся аренде, ценности материального характера, которые отданы на хранение или переработку.

Помимо этого здесь отображаются сведения о наличии у организации определенных прав и обязательств условного типа. ПС помогает не только фиксировать данные, но контролировать некоторые хозяйственные операции.

Перечень забалансовых счетов :

  • 001 Средства, находящиеся в пользовании на основе договора аренды.
  • 002 ТМЦ, которые компания приняла на хранение под свою ответственность.
  • 003 Материалы, находящиеся на переработке.
  • 004 Комиссионные товары.
  • 005 Техническое оборудование, которое было получено от заказчика и подлежит установке.
  • 006 БСО – бланки строгой отчетности.
  • 007 Списание средств в раздел убытков ввиду непогашенной задолженности у дебиторов неплатежеспособного типа.
  • 008 Полученное обеспечение для совершения платежей и погашения обязательств.
  • 009 Выданное обеспечение для совершения платежей и погашения имеющихся обязательств.
  • 010 Амортизационный износ ОС.
  • 011 Сданные в аренду ОС.

Инструкция по применению

В тексте инструкции по ведению ПС, которая содержит единые требования для предприятий любого типа, доступно объясняются правила открытия субсчетов .

  • проводится определение назначения документа;
  • содержание и структурные особенности;
  • порядок, в котором необходимо проводить заполнение.

Заполнение происходит в том же порядке, что и совершались записи. Когда фирме нужно выпустить свою документацию, которой нет в инструкции, то она готовится с учетом всех правил и требований.

На ее основании ПС и текстов инструкции необходимо разработать собственный РП компании :

  1. Нужно использовать только необходимые счета.
  2. Разрабатывать план на длительный срок.
  3. В ПС должно выдаваться право на внесение изменений в составленный РПС.

Система составления плана :

  1. Процесс утверждения единого плана счетов.
  2. Работы по разработке плана отрасли.
  3. Внесение изменений в единый ПС.