Бюджетно-налоговая политика государства, ее цели и инструменты. Дисциплины

Бюджетно-налоговая политика государства, ее цели и инструменты. Дисциплины

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - система мер правительства, направленная на изменение государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета в целях обеспечения полной занятости, стабильного состояния экономики или экономического роста при отсутствии инфляции.

Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.

Различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций). Схема действия:

и наоборот;

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице. Схема действия:

и наоборот;

4) пособия по бедности.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Методы налогового регулирования:

2. Считается, что увеличения поступлений в госбюджет можно добиться не увеличивая, а снижая ставки налогов.

Кривая Лаффера показывает взаимосвязь между уровнем налоговой ставки и объемом налоговых поступлений.


Рисунок 13.2 - Кривая Лаффера

После точки М объем налоговых поступлений сокращается:

1. Снижается уровень экономической активности.

2. Экономическая деятельность перемещается в теневую экономику.

Превышение доходов над расходами госбюджета образует бюджетный про­фицит (излишек), превышение расходов над доходами обра­зует бюджетный дефицит (недостаток).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих не­стабильность экономики, снижение эффективности произ­водства.

В настоящее время практически все развитые страны имеют дефицит госбюджета и существенный государственный долг.

Механизм покрытия дефицита госбюджета и формы существования государственного долга:

1. Эмиссионное покрытие: выпуск государством необеспеченных денежных средств для покрытия государственных расходов.

Последствия:

Раскручивается инфляция;

Обесценивается старый государственный долг, не возникает новый;

Государство получает так называемый инфляционный налог, который возниает в результате того, что увеличиваются номинальные доходы людей, они попадают в другую доходную группу, с более высоким подоходным налогом, их реальный доход может не меняться или даже сокращаться, а реальный налог - увеличиваться;

Реальные расходы государства, напротив, сокращаются, так как в бюджете не предусматривается их индексирование;

В долговременном периоде инфляция подрывает доходную базу бюджета (сокращение производства, сокращение доходов) и весь бюджетный процесс.

2. Внутренние госзаймы - внутренний государственный долг.

а) долгое время в России (советское время - первая половина 1990х годов) применялись займы нерыночного размещения, по которым государство уплачивало процент по льготной ставке. Это - займы у Центрального банка России, Сбербанка, Госстраха; облигации 1990-91гг.; целевые чеки и вклады; казначейские обязательства. Этот способ финансирования дефицита государственного бюджета подобен эмиссионному и также ведет к инфляции, обесценивает старые долги.

б) займы рыночного размещения: золотые сертификаты, ГКО, облигации внутреннего валютного займа (долги Внешторгбанка), сберегательный заем.
Результат - увеличение внутреннего долга, затрат по его обслуживанию.

3. Внешние займы - внешний государственный долг. При этом следует учесть, что расходы на погашение долга кредиторам-резидентам остаются частью национальных финансовых ресурсов. Расходы на погашение долга кредиторам-нерезидентам являются чистым вычетом из на-циональных финансовых ресурсов.

Разрушительные последствия дефицита государственного бюджета и государственного долга:

1. Инфляция.

2. "Эффект вытеснения", суть которого заключается в вытеснении частных инвестиций государственными расходами: государство делает займы на финансовом рынке, взвинчивает процентную ставку. В результате снижается уровень частных инвестиций и совокупного предложения, растет инфляция.

3. За сегодняшние долги приходится рассчитываться будущим поколени-ям.

4. Автоматический рост государственного долга:

Доводы в пользу того, что дефицит и государственный долг не являются острой экономической проблемой:

1. При применении неинфляционных методов финансирования дефицита можно избежать высокой инфляции.

2. Если государственные расходы представляют собой капиталовложения, то это увеличивает производственный потенциал и доходы будущего бюджета. Будущие поколения получают более сильную экономику, бремя государственного долга не является для них тяжелым.

3. Расходы государства оказывают стимулирующее воздействие на частный сектор, "эффект вытеснения" незначителен.

4. Автоматический рост государственного долга можно предотвратить, включив в законодательство предельные нормы роста дефицита и государственного долга, устанавливая и соблюдая соответствующие процедуры.

Таким образом, дефицитное финансирование экономики и рост государственного долга опасны тогда, когда государственные расходы идут на текущее потребление, есть утечки капитала из страны. Речь должна идти не о количественных показателях, а об изменении самого характера бюджетных расходов.

4. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения. Дифференциация доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производ­стве, произведенных домашним хозяйством или какой-либо дру­гой деятельностью за определенный промежуток времени.

Доходы населения подразделяются на денежные, натураль­ные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельно­сти, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собствен­ности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходов от оказания на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают продукцию, произведен­ную домашними хозяйствами для собственного потребления, а также полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы - общее количество денег, которое получено за определенный период времени; характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен (рисунок 13.3).

Рисунок 13.3 - Структура номинального дохода

Располагаемый доход представляет только ту часть номи­нального дохода, которая может быть использована непосред­ственно на личное потребление товаров и услуг, а также на сбе­режения, т.е. располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы, налоги, обязательные платежи (отчисле­ния с оплаты труда).

Реальный доход отражает покупательную способность на­шего денежного дохода, представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода време­ни (т.е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Причины, вызывающие неравенство доходов:

1) различие в индивидуальных способностях. Люди - разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют раз­личную предрасположенность людей к эффективному вы­полнению тех или иных видов работ;

2) различия в квалификации и опыте;

3) различия в готовности и способности работать в особых условиях;

4) различия в собственности. В последние годы заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами.

Дифференциация доходов населения - реально существу­ющие различия в уровне дохода населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счет много­численного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. Общество с резкой диф­ференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием силь­ных стимулов к профессиональному росту, значительной криминогенностью социальных отношений.

Для количественной оценки дифференциации доходов при­меняют различные показатели:

Модальный доход, т. е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;

Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше;

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (Кd), характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 10 % самого богатого населения превышают максимальные доходы 10 % наименее обеспеченного населения;

Коэффициент фондов (Кл), определяемый как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах;

Коэффициент концентрации доходов Джини (K L), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения.

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Для графической иллюстрации степени неравномерности в распределении доходов строится кривая Лоренца (рисунок 13.4), которая показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией, обозначающей идеальное равенство, и кривой Лоренца. Неравномерное распределение характеризуется кривой Ло­ренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов.

Рисунок 13.4 – Кривая Лоренца

По методологии ООН критический предел дифференциации доходов составляет 0,41–0,42 по индексу Джини. Соответственно пороговым показателем будет 0,35–0,37, а наиболее оптимальным – 0,25–0,26. Оптимальные значения для основных социально-экономических индикаторов: разрыв в денежных доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных слоев населения не должен превышать 12 раз.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов насе­ления, важны для анализа различных социально-экономиче­ских процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, они используются при составлении госу­дарственных программ социально-экономического развития.

Бюджетный дефицит - сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг - сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам (внутренний и внешний гос. долг соответственно).

Эти два понятия являются тесно взаимосвязанными - дефицит может покрываться за счет увеличения долга, долг может гаситься за счет увеличения дефицита. Следовательно, нужна какая-то балансировка между ними.

Концепции балансировки:

Ежегодное балансирование

Балансирование в ходе экономических циклов

Функциональных финансов

Ежегодное балансирование - малоэффективно , т.к. экономические процессы идут в своем темпе и явно не попадают по времени в ежегодный цикл. Балансирование в ходе эк. циклов - уже лучше, гос-во следит за циклами и проводит антициклические меры, балансируя бюджет; проблема - в неравномерности чередования периодов спада и подъема экономики. Концепция функциональных финансов предлагает государству заботиться не о балансировке бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в целом, что, в конечнорм итоге, приводит к автоматической балансировке; работает такой подход, в основном, в эконормически развитых странах. На практике применяются все три концепции вместе.

В целом, невозможно полностью избавиться ни от дефицита, ни от долга, но это и не надо, т.к. в умеренных количествах они оказываются стимулирующее воздействие на экономику. Однако при превышении определенных границ начинаются проблемы: снижение экономической активности, инфляция, безработица и др.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста ;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую

2) сдерживающую.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно.


Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией).

В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую .

Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.


  1. 104. Совместно решаемые вопросы в концепции функциональных финансов в долгосрочном периоде:

    1. дефицит государственного бюджета и профецит государственного бюджета

    2. дефицит государственного бюджета и безработица

    3. дефицит государственного бюджета и экономическая стабильность

    4. дефицит государственного бюджета и циклические спады

  2. 105. Государственный долг – это сумма предшествовавших…

    1. государственных расходов

    2. бюджетных дефицитов

    3. расходов на оборону

    4. будущих выплат иностранным заемщикам

  3. 106. Источник инвестиций наиболее существенный для промышленных предприятий

  4. 1) собственные средства предприятий

  5. 2) коммерческие кредиты

  6. 3) государственные инвестиции

  7. 4) зарубежные инвестиции

  8. 107. Экономическая мера стимулирования увеличения производства потребительских товаров имеющая наибольшее значение…

  9. 1) снижение ставки налога на прибыль

  10. 2) повышение уровня жизни населения

  11. 3) освобождение от налога на прибыль производственных инвестиций

  12. 4) налоговое стимулирование приростов объемов реализации

  13. 108. Источником финансирования технологического развития производства являются…

  14. 1) собственные инвестиции

  15. 2) коммерческие кредиты

  16. 3) амортизационный фонд

  17. 4) такого источника в настоящее время нет
109. К финансовым целям относятся:

1) увеличение доли рынка

2) снижение издержек

3) повышение качества

4) повышение цены акций и бизнеса


  1. 110. Капитальные вложения по их экономическому определению включают…

  2. 1) все виды средств, вкладываемых отраслью в производство в целях получения дохода

  3. 2) расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения материальных оборотных средств

  4. 3) расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение

  5. 4) целевые кредитные средства
Тема 5. Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономики.

111. К мерам антиинфляционной экономической политики относится:

^ 112. Предположим, что предложение денег и уровень цен постоянны. Тогда в случае увеличения уровня дохода на денежном рынке произойдет следующее…

1) повысится спрос на деньги и ставка процента

2) увеличится спрос на деньги и снизится ставка процента

3) спрос на деньги снизится, а ставка процента возрастет

4) спрос на деньги и ставка процента снизятся

^ 113. Перспективное развитие международных валютных отношений -…

1) централизация

2) либерализация

3) дифференциация

4) монополизация

114. Основную часть внешнего долга РФ составляет:

1) задолженность США

2) долги СССР

3) задолженность странам Парижского клуба

4) коммерческая задолженность

115. Выделение импортерам товарных кредитов является способом:


  1. внешнего кредитования

  2. внутреннего кредитования

  3. внешнего страхования

  4. прямого субсидирования
116. Лицензионное соглашение это…

1) сделки, по которым предоставляется право на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой

2) соглашение о предоставлении прав на продажу

3) соглашение, при котором комиссионер продает товары принципала от своего имени, но за счет принципала

4) договор, на основании которого, агент от имени и за счет принципала совершает действия различного характера

117. Целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой:


  1. экономическую политику государства

  2. налоговую политику государства

  3. таможенную политику государства

  4. внутреннюю политику государства
118. Страна Европы, имеющая в настоящее время собственную валюту - …

1) Франция

3) Германия

119. Мировой валютный рынок осуществляет…


  1. международную миграцию трудового капитала

  2. внутреннею торговлю товарами и услугами

  3. движение денежных ресурсов внутри государства

  4. движение денежных ресурсов между государствами
120. Перспективное развитие международных валютных отношений -…

  1. централизация

  2. либерализация

  3. дифференциация

  4. монополизация
121. Основной функцией мирового валютного рынка является…

  1. осуществление расчетов по внутренним договорам

  2. регулирование валютных курсов

  3. страхование производственных рисков

  4. диверсификация валютных активов участников рынка внутри страны
122. Если курс национальной валюты снизится, как это скажется на экспортной деятельности предприятий:

  1. положительно

  2. отрицательно

  3. трудно оценить

  4. не повлияет
123. Если курс национальной валюты снизится, то как это скажется на экспортной деятельности:

1) положительно

2) отрицательно

3) неоднозначно

4) в зависимости от платежного баланса

^ 124. Методы денежно-кредитной политики, рекомендованные в рамках концепции монетаризма, предполагают:

1) воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния экономики

2) увеличение количества денег в обращении с целью стимулирования инвестиционного спроса и роста занятости

3) понижение нормы обязательных банковских резервов с целью стимулирования совокупного спроса

4) регулирование учетной ставки с целью активизации инвестиционной деятельности

^ 125. Основной смысл бюджетного регулирования экономики согласно взглядам Д. М. Кейнса…

1) усиление государственного влияния на экономические процессы

2) поддержка малообеспеченных слоев населения

3) изменение отраслевых пропорций воспроизводства

4) стимулирование эффективного спроса

^ 126. Денежное правило М. Фридмана – это…

1) поддержание Центральным банком устойчивого роста денежной массы

2) поддержание рыночных пропорций между национальной валютой и корзиной валют

3) обеспечение соответствия изменений объемов денежной массы изменениям реального ВВП

4) поддержание стабильного соотношения денежной массы и запасов драгоценных металлов в стране

^ 127. Соотношение темпов роста денежной массы и реального ВВП должно быть…

1) темп роста денежной массы должен соответсоввать темпам роста ВВП

2) темп роста денежной массы должен опережать темп роста реального ВВП

3) темп роста денежной массы должен отставать от темпов роста реального ВВП.

4) темпы роста могут быть разными в различные периоды

^ 128. Дефляционная денежно-кредитная политика используется…

1) для ускорения оборачиваемости денег в национальной экономике

2) для повышения курса национальной валюты

3) для предотвращения «перегрева» экономики

4) для поддержания устойчивого темпа экономического роста

^ 129. Фактор стимулирования инфляции издержек…

1) кредитная экспансия коммерческих банков

2) рост государственного долга

3) исчерпывание освоенных запасов природных ресурсов

4) дефицит государственного бюджета

130. Валютные ценности это -…


  1. внутренние ценные бумаги

  2. иностранная валюта и внешние ценные бумаги

  3. эмиссионные ценные бумаги

  4. драгоценные металлы
131. Методы бюджетно-налоговой политики, рекомендуемые в рамках теоретической концепции монетаризма, предполагают:

1) изменение учетных ставок

2) предоставление налоговых льгот предпринимателям и сокращение госрасходов

3) увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджет

4) финансирование за счет госбюджета нерентабельных предприятий (для снижения безработицы и социальной напряженности)


  1. 132. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяются для воздействия на…

    1. хозяйствующие субъекты

    2. экономическую активность

    3. конкуренцию

    4. борьбу с безработицей

^

Тема 6. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговая политика РФ.


  1. 133. Налоговые льготы выражаются прежде всего в:

    1. ставках

    2. желаний властей

    3. видах деятельности

  2. 134. Таможенный тариф……

  3. 1) система таможенных пошлин, существующая в стране

  4. 2) меры, ограничивающие ввоз импортных товаров на территорию страны

  5. 3) систематизированный перечень ставок таможенных пошлин

  6. 4) финансовые средства ограничения ввоза товаров
135. К числу таможенных платежей не относят:

  1. налог на добавленную стоимость

  2. налог на прибыль иностранных организаций

  3. акцизы
136. Органом регулирования ВЭД, проводящим все виды валютных операций, разрабатывающим условия и правила обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, выступает:

  1. Федеральная таможенная служба

  2. Министерство финансов

  3. Центральный банк РФ

  4. Министерство иностранных дел
137. Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД:

  1. лицензирование

  2. квотирование

  3. таможенные пошлины

  4. внутренние налоги
138. Таможенный тариф является инструментом внешнеэкономического регулирования и выполняет несколько функций. Пополнение доходной части бюджета он осуществляет при помощи:

  1. регулирующей функции

  2. фискальной функции

  3. защитной функции

  4. распределительной функции
139. Ставки таможенных пошлин, начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров, называются:

  1. адвалорными

  2. специфическими

  3. комбинированными

  4. дифференцированными
140. Самые низкие импортные пошлины устанавливаются на:

    1. сырье;

    2. материалы;

    3. полуфабрикаты;

    4. готовую продукцию.

  1. 141. Функция несвойственная налогам в рыночной экономике…

    1. фискальную

    2. политическую

    3. регулирующую

    4. стимулирующую

  2. 142. Принцип рационального налогообложения в наибольшей степени противоречит принципу….

  3. 1) принципу нейтральности

  4. 2) принципу объективности

  5. 3) принципу финансовой справедливости

  6. 4) принципу административно-управленческой обеспеченности
143. К мерам антиинфляционной экономической политики относится:

1) введение таможенных ограничений

2) регулирование денежного рынка

3) повышение уровня заработной платы

4) увеличение расходной части бюджета государства

Тема 7. Антимонопольное регулирование и его роль в развитии предпринимательства.

144. При антимонопольном регулировании к запрещенным действиям органов власти можно отнести:

1) обоснованное препятствие деятельности субъектов

2) навязывание невыгодных условий договора

^ 145. При антимонопольном регулировании к запрещенным действиям хозяйствующих субъектов можно отнести:

1) необоснованное препятствие деятельности субъектов

2) навязывание выгодных условий договора

3) нарушение порядка ценообразования

4) запрет на осуществление деятельности субъектов
146. Степень монополизации производства в РФ является основанием для включения фирмы в реестр хозяйственных субъектов, подлежащих государственному антимонопольному регулированию….

^ 147. Эффективная монополия может быть налажена в …

1) розничной торговле

2) водопроводных сетях

3) уборке мусора

4) космических исследованиях

148. Первые меры по государственному регулированию монополий были приняты…

1) во Франции

2) в России

4) в Германии

^ 149. По российскому законодательству к злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относится…

1) изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен

2) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора

3) создание препятствий для доступа на рынок других хозяйствующих субъектов

4) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования

150. Анализ конкурентов направлен…

1) на выявление сильных и слабых сторон конкурентов

2) на выявление сильных и слабых сторон своей фирмы

3) на выявление возможностей и способностей своей фирмы

4) на выявление возможностей и угроз во внешней среде

Тесты 7

а) изменение учетных ставок;

б) предоставление налоговых льгот предпринимателям и со­кращение госрасходов;

в) увеличение доли национального дохода, перераспределяе­мой через бюджет;

г) финансирование за счет госбюджета нерентабельных пред­приятий (для снижения безработицы и социальной напря­женности).

2. Налогово-бюджетная (фискальная) политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей:

а) антикризисное регулирование;

б) уменьшение безработицы;

г) все вышеперечисленные.

3. Материальной основой проведения налогово-бюджетной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые:

а) перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах;

б) собираются с юридических и физических лиц в государственных интересах;

в) все вышеперечисленные.

4. Налогово-бюджетная (фискальная) политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через:

а) налоговую систему;

б) бюджетную систему;

в) налоговую и бюджетную системы.

5. Методы налогово-бюджетной политики подразделяются на:

а) прямые;

б) косвенные;

в) все вышеперечисленные.

6. Налогово-бюджетная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей:

а) сглаживание колебаний экономического цикла;

б) уменьшение безработицы;

в) уменьшение размеров инфляции;

г) повышение темпов экономического роста;

д) все вышеперечисленное.

7.К методам (типам) налогово-бюджетной политики относят:

а) прямые;

б) косвенные;

в) все вышеперечисленное.

8. К прямым методам бюджетного регулирования относятся:

б) дотации (дар, пожертвование);

г) все вышеперечисленное.

9. К прямым методам регулирования относятся:

а) субсидии (помощь, поддержка);

б) дотации (дар, пожертвования);

в) трансферты (перенесение, перевод);

г) все вышеперечисленные.

10. К косвенным методам регулирования относятся:

а) механизм ускоренной амортизации;

б) льгота в виде скидок на истощение недр;

в) инвестиционный налоговый кредит;

г) все вышеперечисленные.

11. Суть налогового механизма ускоренной амортизации заключается в

законодательном разрешении предприятиям списывать на амортизацию:

а) часть прибыли значительно превышающей действительный износ основного капитала;

б) часть дохода;

в) все вышеперечисленные.

12. Льгота в виде скидок на истощение недр вводится для повышения конкурентоспособности предприятий добывающей промышленности путем создания благоприятных условий:

а) для накопления капитала;

б) для привлечения инвестиций;

в) все вышеперечисленные.

13. При использовании льготы в виде скидок на истощение недр предприятия

имеют возможность:

а) сокращать размер налоговых выплат;

б) не осуществлять налоговые выплаты под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых;

в) все вышеперечисленные.

14. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой финансирование государством частных капитальных вложений и рассчитан:

а) на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой;

б) на развитие предприятия;

в) все вышеперечисленные.

15. Инвестиционный налоговый кредит рассчитывается в процентах к

стоимости оборудования и вычитается:

а) непосредственно из суммы налога;

б) из облагаемого налогом дохода;

16. Выделяют подходы, которые определяют место и роль налоговой

системы в арсенале методов государственного регулирования экономики:

а) кейнсианский;

б) неоклассический (монетаристский);

в) все вышеперечисленные.

17. Сущность кейнсианский концепции заключается в том, что:

а) на стадии экономического подъема необходимо увеличивать налоги;

б) в период кризиса - сокращать;

в) все вышеперечисленные.

18. Методы решения экономических проблем при монетаристском подходе направлены на:

а) снижение степени государственного вмешательства в экономику;

б) уменьшение налогового бремени;

в) сокращение избыточных социальных программ;

г) поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы;

д) предоставление большей свободы предпринимательской инициативе;

е) все вышеперечисленные.

19. Налогово-бюджетную политику в зависимости от механизма ее воздействия на изменение экономической ситуации подразделяют на:

а) дискреционную;

б) автоматическую;

в) все вышеперечисленные.

20. Дискреционной политикой называют специальное применение правительством мер направленных на:

а) сознательное манипулирование расходами;

б) изменение трансфертных платежей;

в) манипулирование налогами посредством стимулирующих мер;

г) все вышеперечисленные.

21. Автоматическая политика осуществляется при помощи встроенных стабилизаторов, а именно:

а) изменения налоговых поступлений;

б) выплат пособий по безработице;

в) выдачи субсидий;

г) все вышеперечисленные.

22. Встроенные стабилизаторы, направленные на увеличение материальных пособий по безработице и различных социальных выплат на нужды малоимущих слоев населения нацелены на воспрепятствование:

а) сокращение совокупного спроса во время спада в экономике;

б) сдерживание совокупного спроса;

23. При дискреционной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономики целенаправленно создается:

а) дефицит государственного бюджета за счет увеличения госрасходов или снижения налогов;

б) профицит бюджета за счет снижения госрасходов или увеличения налогов.

24. При дискреционной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период подъема экономики целенаправленно создается:

а) профицит бюджета за счет снижения госрасходов или увеличения налогов;

б) дефицит государственного бюджета за счет увеличения госрасходов или снижения налогов.

25. К числу инструментов налогово-бюджетной политики относятся:

а) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций;

б) распределение утвержденного объема государственных расходов по различным статьям госбюджета;

в) покупка ЦБ государственных облигаций на открытом рынке;

г) увеличение нормы обязательных резервов.

26. Если при росте доходов налоговая ставка возрастает, то применяется ……. система налогообложения

А) Предельная

Б) Прогрессивная

В) Пропорциональная

Г) Регрессивная

27. Подоходный налог является________налогом.

А) косвенным

Б) прогрессивным

В) пропорциональным

Г) прямым

28. Косвенные налога ориентированы на...

А) коллективную работоспособность

Г) личную работоспособность

29. Прогрессивный налог...

А) это такой налог, ставка которого увеличивается по мере роста объекта налога

Б) это такой налог, ставка которого остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения

В) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству

Г) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения

30. Акцизный налог оплачивают...

А) потребители товара

Б) иностранные граждане, чьи фирмы функционируют на

территории данной страны

В) лица с высоким уровнем доходов

Г) все налогоплательщики

31. При прогрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов...

А) уменьшается

Б) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика

В) увеличивается

Г)не изменяется

32. При регрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов...

А) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика

Б) не изменяется

В) увеличивается

Г) уменьшается

33. Функции налогов заключаются в:

а) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

б) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;

в) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов.

34. Налог на добавленную стоимость относиться к:

а) прогрессивным подоходным налогам;

б) потоварным налогам;

в) налогам на имущество;

г) налогам на доход корпораций.

35. К косвенным налогам относится:

а) налог с оборота;

б) подоходный с населения;

в) с наследства и дарений;

г) на прирост капитала.

36. К прямым налогам относится налог:

а) на прибыль предприятия;

б) на добавленную стоимость;

в) на золотые изделия;

г) государственная пошлина.

37.К целевым налогам относится:

а) налог на создание дорожных фондов;

б) налог на операции с ценными бумагами;

в) таможенная пошлина;

г) налог с наследства и дарений.

38.Выделяют функции налогов:

а) фискальную;

б) перераспределительную;

в) стимулирующую;

г) все вышеперечисленные.

39.Фискальная функция заключается:

а) в наполнении государственной казны денежными средствами;

б) для финансирования общественных программ государства;

в) для выполнения фискальных задач.

40.Перераспределительная функция выполняет задачу:

а) распределения денежных средств между бюджетными организациями;

б) нормализации распределения денежных средств между конкретными субъектами хозяйствования и физическими лицами;

в) перераспределения денежных средств между субъектами государства.

41. Стимулирующая функция направлена на:

а) стимулирование развития бизнеса;

б) стимулирование потребительского спроса населения;

в) сочетание интересов налогоплательщиков с интересами государства.

42.По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на:

а) прямые;

б) косвенные;

в) обратные;

43.Прямые налоги:

а) непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком;

б) уплачиваются всеми гражданами страны;

в) взимаются только с предпринимателей.

44. Косвенные налоги – это:

а) разновидность прямого налога;

б) обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги;

в) платежи в виде штрафов;

45. К каким налогам относятся акцизы и таможенные пошлины:

а) прямым;

б) косвенным.

46. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные;

г) все вышеперечисленные.

47. В соответствии с графиком кривой Лаффера, снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует:

а) подъему производства и росту доходов;

б) замедлению экономического роста;

в) снижает объем производства и рост доходов.

а) сократится совокупное предложение и совокупный спрос;

б) сократится совокупный спрос;

в) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос останется неизменным;

г) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос возрастет.

49. В кейнсианской теории изменение налогов воздействует на ………

А) Совокупное предложение

Б) Денежную массу

В) Совокупный спрос

Г) Состояние государственного бюджета

50. Принцип платежеспособности в системе налогообложения означает, что...

А) физические и юридические лица должны уплачивать налог

пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства

Б) владелец более высокого дохода должен платить более высокие налоги

В) тяжесть налогового бремени должна зависеть от социального

положения

Г) тяжесть налогового бремени должна зависеть от того, в каком секторе работает экономический агент - государственном или частном

51. Финансовая система складывается из:

а) денежных фондов предприятий, учреждений и фирм;

б) фондов социального, имущественного и личного страхования;

в) пенсионных фондов;

г) валютных резервов государства;

д) бюджетов различных уровней;

е) все верно.

52. Государственный бюджет представляет собой:

а) счет доходов и расходов государства;

б) все источники доходов государства;

в) все статьи государственных расходов;

г) все верно.

53. Разграничьте нормальное, профицитное и дефицитное состояние
бюджета:

а) расходы превышают доходы;

б) расходная часть госбюджета равна доходной;

в) доходы превышают расходы.

54. Дефицит государственного бюджета существует, если:

а) государственные расходы превышают доходы;

б) увеличиваются государственные расходы;

в) сокращается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

55. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за

а) дополнительных налоговых поступлений;

б) прибылей государственных предприятий;

в) эмиссии денег и обязательств;

г) изъятия средств из золотого запаса.

56. К числу внебюджетных фондов в России относятся:

А) занятости населения;

Б) социального страхования;

В) пенсионный;

Г) обязательного медицинского страхования;

Д) обязательного автомобильного страхования

57. Финансы внебюджетных фондов:

а) включаются в государственную бюджетную систему;

б) не включаются в государственную бюджетную систему;

в) частично включаются.

58. Государственные закупки равны 40 ден.ед, трансферты -20 ден. ед., процентные выплаты 10% годовых по госдолгу, равному 30 ден.ед., налоговые поступления составляют 40 ден.ед.

Государственный бюджет будет равен …..ден.ед:

А) дефициту 59;

Б) дефициту 23;

В) профициту 23;

Г) профициту 59.

59. Внешний государственный долг – это долг:

А) иностранным государствам;

Б) гражданам своей страны;

В) иностранным гражданам;

Г) иностранным организациям

60. Основной источник доходов государства:

А) золотой запас;

Б) нефть и газ;

В) налоги;

Г) население.


Похожая информация.