База аис рса для осаго. Понятие АИС в деятельности страховой компании. Функциональные задачи, реализуемые в АИС страховой компании

База аис рса для осаго. Понятие АИС в деятельности страховой компании. Функциональные задачи, реализуемые в АИС страховой компании

Страхование – один из самых динамично развивающихся секторов рынка, предназначенных для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба в результате непредвиденных случайностей. Страхование на рынке – это система экономико-правовых отношений, позволяющих, с одной стороны, защитить предпринимательство и благосостояние людей, а с другой – принести доход от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в ценные бумаги; банковские депозиты и т.д. Объектом купли-продажи на страховом рынке выступает страховая защита, формирующая спрос и предложение на нее.

В соответствии со стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные направления развития страхования.

Страхование является одним из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса, что делает внедрение эффективной АИС в страховании очень важным фактором делового успеха, одним из ключевых элементов стратегии развития страховых компаний.

Применение новых информационных технологий становится принципиальным условием для достижения и удержания страховыми компаниями лидирующих позиций на рынке. Все лидеры страхового рынка уже достигли высокого профессионализма непосредственно в области осуществления страховых операций, поэтому теперь успех или неуспех страховщика во многом определяется технологической оснащенностью. Ведь именно от уровня технической подготовленности компании зависит скорость и качество обработки растущих потоков информации, а значит, и обслуживания клиентов. Особенно актуально это становится в том случае, когда компания обслуживает массовый поток клиентов – сотни тысяч или даже миллионы в год.

Российские разработчики и интеграторы вышли на рынок страхования в начале 90-х гг. Продвижение узкоспециализированных продуктов для этой отрасли и сам процесс освоения страховыми компаниями ИТ-решений были ненадолго приостановлены после кризиса 1998 г. Однако уже в 1999 году начинается новый этап интеграции бизнес-процессов с информационными технологиями, страховые компании расширяют сферу своей активности в условиях растущей конкуренции и выходят в Интернет. В этом контексте актуальность приобретают новые потребности в ИТ-решениях, не только в области обновления ранее внедренных КИС и внедрения решений класса CRM, но также в области разработки сайтов и внедрения систем страхования онлайн.

В настоящее время на рынке автоматизации страхового бизнеса представлено множество CRM-решений. В России и в странах СНГ наиболее популярны следующие: Microsoft Dynamics CRM; решения для страховых фирм от группы Adacta, такие как AdInsure и LIFEBox; решения TOPS Consulting для страховых компаний; BPMonline Insurance и другие. На данный момент на мировом рынке CRM-систем для страхования лидирующие позиции занимает компании Oracle, помимо CRM, предлагающее массу решений для рынка страхования (Oracle Insurance Policy Administration for Life and Annuity, Oracle Health Insurance Back Office и т.д.). На Российском рынке страховых программных продуктов лидирует компания «1С»

Все автоматизированные информационные системы в страховании можно разделить на три группы:

1) Корпоративные информационные системы: «1С: Управление страховой компанией» и «Парус-Страхование». Примерами наиболее известных компаний, использующих собственные разработки для автоматизации своей деятельности, являются Ингосстрах и РЕСО Гарантия.

2) Специализированные функциональные страховые АИС (АИС ОСАГО, АИС ДМС, АИС страхования жизни и др.), CRM-системы, call-центры, системы анализа и формирования отчетности страховых компаний, системы принятия решений и др.

3) Интернет-страхование. Онлайн услуги предлагают большинство страховых компаний «Росгострах», «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», «МСК» и др.

Программные продукты 1С

Компания «1С» предлагает для страховых компаний следующие решения:

1) Системы комплексной автоматизации управления бизнесом страховых компаний, и позволяющее автоматизировать основные участки управленческого и регламентированного учета: «1С:Страховая компания 8 КОРП» и «1С:Управление страховой компанией»

2) Система автоматизации бухгалтерских служб страховых (перестраховочных) компаний и страховых брокеров «1С:Страховая бухгалтерия».

3) Система автоматизации мобильного офиса продаж страховых продуктов и выписки полисов страховыми агентами «1С:Мобильный Страховой Офис»

Перспективы развития автоматизированных информационных систем в страховании

На современном рынке информационные технологии страхования являются той движущей силой, которая позволяет страховым компаниям успешно взаимодействовать со все более требовательными клиентами. Потребители, хорошо разбираясь в технологических новинках и активно используя их в повседневной жизни, ожидают соответствующего технологичного уровня обслуживания и от страховщиков. Около 91% аналитиков страховой отрасли считают, что использование технологий является критически важным для деятельности страховых компаний. В то же время более половины из них оценивают текущий уровень технологий, используемых страховщиками, как “низкий” или “нуждающийся в улучшении”.

В мире переход страховых компаний на новые цифровые технологии происходит медленно. В каждом регионе есть свои причины. Главным препятствием для Северной и Южной Америки является ныне действующий набор технологий. Страховые компании удовлетворены его возможностями и не видят веских оснований оперативно обновлять его. В Европе страховые услуги оказываются слишком медленно, в результате нет необходимости в оперативности – главном преимуществе цифровых технологий. Главная проблема в Азиатско-Тихоокеанском регионе – ограничения действующего законодательства.

Развитие идет в таких направлениях, как работа с клиентами, применение аналитических инструментов, использование социальных сетей и мобильных устройств. Но только 43% компаний применяют рассылку новых предложений клиентам через мобильные устройства, тогда как аналогичную рассылку через интернет выполняют 72% компаний. Поэтому страховым компаниям следует обратить пристальное внимание на социальные сети как относительно недорогой инструмент для маркетинга предоставляемых страховых услуг и эффективного контакта в первую очередь с молодежной аудиторией.

Услуги страховых компаний, предоставляемые онлайн через интернет и мобильные приложения

Источник: EY, 2013

Большим недостатком является высокий процент страховых компаний (около 89%), которые не используют предыдущие контакты при предложении клиентам новых товаров или услуг в режиме онлайн. На текущий момент около 1% предлагает поощрения, скидки, приложения или поддержку на своей Интернет-странице в режиме реального времени, однако 27% намереваются запустить такие услуги в будущем.

В условиях стремительного технического прогресса страховщикам необходимо приобретать новые навыки, чтобы использовать в своих интересах потенциал цифровых технологий. Аналитические способности (сегментация, сбор данных клиентов и создание прогнозных моделей) становятся наиболее востребованными среди профессиональных. За ними следуют технические и маркетинговые навыки.

В России значение цифровых и информационных технологий в страховой отрасли выросло за последние годы. Цифровые технологии получили широкое распространение как средства коммуникации с клиентом, для напоминания о пролонгации договора, предоставлении информации о статусе убытка или предложении продукта. Однако в продажах и дистрибуции страховых услуг применение цифровых технологий до сих пор ограничено. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью поддерживать бумажный документооборот с клиентами и страховыми посредниками, с другой – объясняется структурой каналов продаж, где доля прямых продаж, в том числе и посредством интернета или иных ИТ-технологий, остается на низком уровне.

Тем не менее, заметен рост профессионализма и компетентности менеджмента российских страховых компаний, понимания необходимости автоматизации и качества постановки ее целей и задач.

Расширяется число официальных документов, регулирующих те или иные области деятельности страховых компаний – правила страхования, величину и порядок размещения страховых резервов, бухгалтерскую и страховую отчетность и т.д. Это создает предпосылки для постепенной унификации технологий работы российских страховых компаний.

Использование приложений клиент-сервер дает возможность довольно быстро создавать и внедрять интегрированные системы страховой деятельности силами сравнительно небольших коллективов высококвалифицированных разработчиков.

Под влиянием законодательных требований и ситуаций на рынке формируются группы страховых компаний, мощных в финансовом отношении, для которых доступна прогрессивная аппаратная и программная база. Происходит развитие самого страхового рынка, сглаживание различий между российским и европейским рынками страхования.

В итоге, новая технология автоматизации страховой деятельности требует интеграции информационных процессов. К современным тенденциям развития информационных технологий в страховании можно отнести:

  1. привлечение высокопроизводительных программных средств разработки автоматизированных информационных систем страхового дела, таких как, Oracle или «1С:Управление страховой компанией»
  2. ориентации на использование сервис-ориентированной архитектуры архитектуры в компьютерных сетях;
  3. реализации современного ведения страхового дела в режиме реального времени
  4. применение «облачных» технологий, которые не распространены на российском рынке
  5. использование социальных сервисов (facebook, Вконтакте и т.д.)для увеличения продаж страховых продуктов и улучшения качества клиентского обслуживания
  6. разработка и внедрение мобильных приложений
  7. дальнейшее развитие интернет-страхование (или он-лайн страхование)

Интернет-страхование

Интернет-страхование – это взаимодействие между страховой компанией и клиентом при продаже страхового продукта и его обслуживания через интернет.

В отличие от классической формы, страхование онлайн имеет ряд преимуществ (доступ 24 в сутки, оформление документов за несколько минут и т.д.)., поэтому большинство людей в мире отдают преимущество онлайн страхованию. Например, свыше 70 % британцев покупают страховку посредством телефона или сети Интернет, во Франции этот показатель приблизился к 50 % от общего числа местных жителей.

Основным плюсом является отсутствие посредников (брокеров или агентов) при совершении покупки, что существенно снижает стоимость страховки. Но до сих пор далеко не все доверяют онлайн страхованию. Многие предпочитают личное общение со страховым агентом

Предоставляя услуги онлайн страхования, компании также экономят ресурсы (финансовые и временные) на подбор сотрудников, аренду офиса и т.д. Однако, сэкономленные денежные средства страховые компании тратят на раскрутку, порой не обладая квалифицированными кадрами и приемлемым уровнем услуг. В частности, поэтому многие клиенты скептически относятся к онлайн-страхованию.

Тем не менее, важным преимуществом онлайн страхования является удобство пользования (расчет стоимости услуг с помощью онлайн калькуляторов, не выходя з дома) и быстрота оформления услуг. С помощью онлайн-калькуляторов можно рассчитать стоимость страховки онлайн и найти наиболее выгодный вариант страхования ОСАГО, КАСКО, квартиры, загородного дома, рассчитать стоимость полиса ДМС или страхования при выезде за границу. Онлайн страхование позволяет оплачивать взносы по полисам каско, купленным в рассрочку, оплатить франшизу по каско, что особенно актуально при удаленном урегулировании, узнать статус урегулирования убытка.

Использование современных интернет-сервисов также позволяет:

  • с помощью калькулятора ОСАГО рассчитать стоимость полиса ОСАГО с проверкой Кбм водителей по базе АИС РСА (автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков)
  • Оформить договор купли-продажи транспортного средства онлайн.
  • Рассчитать стоимость полиса КАСКО онлайн без смс-регистрации и предоставления телефона. Нужно указать параметры автомобиля и лиц, допущенных к управлению, после чего узнать стоимость полиса в ведущих страховых компаниях

Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике Юнити-Дана, 2008. — 560 с.

Http://www.scienceforum.ru/2015/811/8204

Http://www.oracle.com/ru/industries/financial-services/insurance/solutions/index.html

Http://solutions.1c.ru/catalog/insurance-upr

Http://www.parus.com/solutions/corporate/insurance/

Http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9941.pdf

Https://www.rgs.ru/products/private_person/auto/osago/calc/index.wbp

Http://www.ingos.ru/ru/private/internet_shop/

Http://www.renins.com/buy/auto/

Http://sgmsk.ru/

Http://solutions.1c.ru/insurance

Http://solutions.1c.ru/catalog/insurance-sk/features

http://www.tadviser.ru/index.php/Статьи:Тренды_развития_ИТ в страховании

Http://www.insurance-info.ru/?p=7621

Http://www.cnews.ru/top/2013/11/06/strahovshhiki_ignoriruyut_mobilnye_tehnologii_548549

Http://www.ey.com/RU/ru/Newsroom/News-releases/Press-Release—2013-10-30

Http://www.rgs.ru/about/online/index.wbp

Http://www.strahovka.ru/

Http://www.ingos.ru/upload/info/corporate_magazine/report/Report%202015_1_kv.pdf

Многие граждане хотят экономить на страховании автомобиля. Однако чтобы сократить расходы нужно узнать настоящую стоимость защиты своего имущества. База АИС РСА для ОСАГО содержит всю необходимую информацию о страховых компаниях.

Важные сведения

При оформлении автострахования ОСАГО большое значение имеет опыт управления транспортным средством и количество аварий, виновником которых стал страхователь. Для расчета полиса применяется индивидуальный показатель КБМ (ст.9 ФЗ № 40-ФЗ от 05.04.02). Именно он позволяет сэкономить на страховании.

На коэффициент бонус-малус оказывают влияние потери с предыдущих документов по страхованию. Таким образом, показатель понижает или повышает стоимость нового полиса. Все необходимые сведения вносятся в АИС РСА. До 01.01.13 при заключении соглашения с ОСАГО страхователь предоставлял письменное заявление, подтверждающее отсутствие убытков по прежнему договору. Документ служил основанием для определения персонального параметра – КБМ.

Скидка по страховке ранее закреплялась за конкретной машиной.

При продаже транспортного средства основание на снижение цены страхового полиса исчезало. Сегодня коэффициент фиксируется за водителем и не зависит от используемого автомобиля. По данным легко прослеживается история владельца средства передвижения. Благодаря общей базе АИС РСА происходит сохранение скидки даже при заключении договора с другой страховой компанией (ст.15 ФЗ № 40-ФЗ от 05.04.02).

Страховщики используют определения:

  1. «КБМ водителя». Скидка носит индивидуальный характер в отношении водителя.
  2. «Бонус собственника». Страхуется конкретное транспортное средство.
  3. «Начальный КБМ». Коэффициент, по которому устанавливается цена полиса при первоначальном заключении договора с представителем фирмы.
  4. «Расчетный Бонус-малус». Используется при определении льгот по последующим соглашениям со страховой компанией.

Существуют полисы с ограничением по числу лиц допускаемых к управлению средством передвижения. Если водитель не вписан в документ с первого дня его действия, он не может претендовать на скидку.

Нюансы по «ограниченному ОСАГО»:

  • скидка определяется с учетом данных по конкретному водителю;
  • стоимость полиса зависит от водителя с наихудшим показателем в страховании;
  • каждый участник имеет свой класс;
  • поскольку скидка оформляется на человека, при смене автомобиля она сохраняется;
  • на следующий год происходит повышение показателя только для водителя виновного в ДТП.

Отличие при «неограниченном ОСАГО»:

  • к управлению автомобилем допускается любой гражданин имеющий права;
  • класс скидки предоставляется только владельцу транспортного средства;
  • КБМ рассчитывается с учетом данных предыдущего соглашения ОСАГО.

Законодательство не предусматривает указания используемого КБМ в полисе (ст.15 ФЗ № 40-ФЗ от 05.04.02) . Согласно внутренним распоряжениям страховой компании ее сотрудники иногда прописывают размер скидки около фамилии водителя или в разделе «Особые отметки».

Цель использования бонус-малус

Система КБМ имеет положительные стороны:

  1. Ведение учета персональных рисков водителей заставляет недобросовестных лиц выплачивать большие суммы..
  2. Владельцы автомобилей заинтересованы в безопасном вождении.
  3. Снижение страховых выплат.

Как рассчитать КБМ

Для определения коэффициента используются данные КИС страховщика или АИС РСА. Данные из сведений о страховании используются, если недоступны выше перечисленные способы. Расчет показателя производят на дату, когда был отправлен запрос в базу данных РСА. С этого числа начинает действовать новый договор.

Для получения ответа из общего реестра необходимо ввести сведения по водителю:

  • серия, номер удостоверения водителя;
  • дата рождения.

Если нужна информация по автомобилю, вводится один из трех показателей:

  • номер шасси или кузова;
  • регистрационный номер.

Если владелец является юридическим лицом, то необходимо предоставить следующие данные:

  • полное название страхователя;
  • указание организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.

Если из достоверного источника получен ответ о том, что информация по искомому объекту страхования отсутствует, тогда при заключении нового соглашения применяется коэффициент равный единице.

Это соответствует начальному классу защиты из тринадцати. При заключении первого соглашения со страховой компанией дается КБМ = 1 (ФЗ № 40-ФЗ от 05.04.02). Если в течение года водитель не стал виновником ДТП, показатель уменьшается на 5% . В случае аварии размер коэффициента рассчитывается по соответствующей таблице «Бонус-малус».

Каждый год, прошедший без происшествий на дорогах, снижает стоимость полиса на 0,05 единиц. В результате, экономия на ОСАГО составит 50%, что отвечает тринадцатому классу. Это обеспечит страховку на десять лет, если водитель не окажется виновником ДТП.

Скидка всегда равна единице в следующих случаях:

  1. Транзитная страховка. Является временной. Оформляется для переправки авто к месту прохождения регистрации или технического осмотра.
  2. Страхование иностранного транспортного средства.
  3. Застрахован владелец прицепа.
  1. Договором ограничено число лиц, которым разрешено управлять машиной. Но, происходят изменения в указанном перечне – кто-то выбывает или добавляется.
  2. Соглашение составлено на собственника авто. Меняется владелец.
  3. У договора меняются условия заключения. Снимаются ограничения на количество человек, имеющих право распоряжаться транспортным средством.
  4. При заключении соглашения использованы недействительные данные.

Все тарифы ОСАГО утверждают не страховые компании, а правительство РФ (ст.9 ФЗ № 40-ФЗ от 05.04.02). Чтобы узнать стоимость страхового полиса, необходимо базовую ставку умножить на предоставленную скидку.

Пример расчета бонус-малус:

  1. Начало пользования страховкой – третий класс, который равняется 1. Стандартная стоимость соглашения со страховой компанией.
  2. Первый год прошел без ДТП – четвертый класс, соответствующий 0,95. На продление договора с ОСАГО дается 5% скидки.
  3. Во второй год водитель стал виновником аварии – второй класс, подходит 1,4. Цена полиса увеличивается на 40%.
  4. Следующий период без происшествий – третий класс. Первоначальная стоимость для подписания соглашения.

Нормативная база

Федеральный закон № 40-ФЗ от 05.04.02 регулирует метод страхования транспортных средств:

  • cтатья 9 определяет базовые тарифы и коэффициенты страхования;
  • cтатьей 15 регламентируется оформление отношений между страхователем и страховщиком.

База АИС РСА для ОСАГО и официальный сайт

АИС РСА является единой некоммерческой информационной базой обязательного страхования, которая создана с учетом требований закона об ОСАГО. Система начала свою работу с 2013 года и работает по принципу библиотеки.

Она содержит сведения по пунктам:

  • заключенные договора с 01.01 11;
  • страховые случаи;
  • транспортные средства;
  • собственники автомобилей;
  • статистические данные.

Доступ к общей базе данных предоставлен сотрудникам страховых компаний.

Введя в поле поискового запроса номер бланка можно получить сведения:

  • наименование страховой компании, выдавшей полис;
  • статус нахождения документа;
  • дату подписания соглашения;
  • начало и окончание действия бланка;
  • регистрационный номер застрахованного авто;
  • VIN номер.

Вставив регистрационный знак машины, появятся данные:

  • серия, номер страховки;
  • название компании, оформившей соглашение;
  • тип полиса;
  • имеет ли владелец право управлять транспортным средством.

Официальный сайт предоставляет возможность узнать всю историю автомобиля, его настоящего владельца, проверить полис. Электронная база работает бесплатно и круглосуточно.

Оформляя полис, водители должны предоставлять пакет документов. Читайте, нужен ли талон .

Водителям обязаны выплачивать компенсацию за разъездной характер работы. Подробнее в .

Чтобы получить отгул на собственную свадьбу, следует написать заявление. Образец в .

Оформление страхового полиса без КБМ

Начиная с 01.01.2013 года получить действующий полис ОСАГО без запроса КБМ по базе АИС РСА стало невозможным (Закон об ОСАГО).

Нарушая это постановления можно получить большие штрафы в случае ДТП. Санкции затронут страхователя и страховщика.

Поэтапная проверка полиса

Проверить бонус-малус можно через интернет. Понадобится только послать запрос в единый реестр.

База АИС РСА для ОСАГО (официальный сайт) предоставляет информацию по следующим направлениям:

  • идентификатор КБМ;
  • проверка скидки для юридических и физических лиц;
  • определение коэффициента по списку водителей;
  • данные по предыдущему договору, страховой компании, выплаченным компенсациям.

Проверка КБМ для физических лиц

Договор с ограничением числа водителей.

Понадобится сделать следующие шаги:

  1. Выбрать «Физическое лицо».
  2. Ввести ФИО, серию удостоверения водителя, дату рождения.
  3. Указать любой день, следующий за окончанием действия соглашения.
  4. Написать контактный телефонный номер для получения ответа.
  5. Ввести информацию с картинки.
  6. Получить ответ с классом КБМ на указанный номер.

Когда соглашение не имеет ограничений необходимо заполнить графы с данными:

  1. «Наличие водителей» выключить.
  2. Сведения о водителе.
  3. Данные удостоверения.

Определение для юридических лиц

Чтобы получить информацию о транспортном средстве зарегистрированного юридического лица, нужно заполнить следующие поля:

  1. «Собственник».
  2. Правовая форма.
  3. Наименование фирмы.
  4. ИНН предприятия.
  5. Срок страхования.
  6. Контактный телефон.

Сведения отсутствуют

Данные в базе данных АИС РСА могут отсутствовать, если страховая компания не внесла сведения о совершенной сделке в общую систему или к информационной базе нет доступа. Для уточнения информации необходимо подать запрос в РСА.

Если информация не внесена в реестр, необходимо будет сделать следующие шаги:

  1. Восстановить данные по предыдущим договорам со страховой компанией. Нужно знать их номера, серию, срок действия, дату заключения.
  2. В предыдущей компании взять справку, дающую возможность сменить фирму.
  3. Проверить данные, указанные в выданном документе.
  4. Подать бумаги новому представителю.

Восстановление утерянного коэффициента

Для получения обновленного документа необходимо подать в РСА соответствующее заявление.

Документ должен содержать информацию:

  • кому направлена бумага;
  • сведения о заявителе;
  • контактный телефон и почтовый адрес подающего лица;
  • суть обращения: наименование страховой компании, номер действующего и предыдущего полиса, описание конфликтной ситуации;
  • копию удостоверения на право управления транспортным средством;
  • личную подпись и дату составления обращения.

База АИС РСА для ОСАГО является некоммерческой системой для поиска информации по транспортному средству и страховым документам. Также она представляет собой средство связи с РСА для решения возникающих вопросов. Сервис полностью соответствует требованиям ФЗ № 40-ФЗ от 05.04.02.

Разработка и внедрение автоматизированных информационных систем страховой деятельности выполняется для повышения эффективности управления страховой деятельностью за счет обеспечения руководителей и специалистов страховых компаний информацией в необходимом объеме и качестве, а также для реализации стандартов информационных технологий управления на основе:

· Поддержки принятия управленческих решений;

· Снижения издержек управления страховой деятельностью;

· Создания интегрированной БД;

· Обеспечения защиты информационных ресурсов;

· Поддержки электронного документооборота;

· Интеграции с внешними информационными системами;

· Повышения информационной культуры управленческого труда.

Существуют различные виды ИС СД:

1. Автономные автоматизированные рабочие места. Каждый АРМ выполняет определенный набор функций управления страховой деятельностью и ориентирован на страховых агентов определенного вида.

2. Комплекс взаимосвязанных АРМ, функционирующих на единой информационной базе;

3. Корпоративная информационная система страховой деятельности.

СД и ее функциональные задачи :

1. ведение нормативно-справочной базы договоров страхования;

2. стратегическое планирование деятельности страховой компании;

3. формирование и ведение договоров страхования

4. учет расчетов со страхователем (уплата страховых премий, выплат по страховым событиям, расторжение договора страхования);

5. бухгалтерский учет деятельности страховой компании;

6. анализ финансового состояния страховой компании;

7. налоговый учет страховой деятельности;

8. сервисные функции (импорт и экспорт данных, страховое копирование, восстановление БД).

ИС СД должна обеспечить информационные технологии для подготовки, передачи, хранения и обработки данных, используемые в страховой деятельности.

Этап сбора и регистрации информации: подготовка документа, ввод и контроль данных, БД, экранная форма, отчет.

Этап передачи данных: при создании компьютерной сети учитывают сложившуюся связь структурных подразделений

ИС налоговых органов: задачи, требования и особенности разработки, описание подсистем ИСНО

Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство целей, и идентичный набор задач по определенной методологии и технологии обработки данных.

Основные задачи налоговых органов :

o Анализ динамики поступления налогов;

o Информирование органов государственной власти о поступлении налогов;

o Совершенствование системы налогообложения

o Информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.

Центральным звеном, которое позволяет автоматизировать управление и обработку документов является система электронного документооборота. При внедрении электронного документооборота, достигается автоматизация всей документационной работы, а не отдельных ее частей. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в автоматическом режиме.

Основная цель разработки и совершенствования ИСНО – внедрение информационной технологии, которая объединит все структурные подразделения на базе единой вычислительной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других заинтересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначейство, банки).

Особенностями разработки ИСНО являются :

o Неустойчивость налогового законодательства и методической базы деятельности налоговой инспекции;

o Многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределенность в пространстве и сложные связи между ними;

o Большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;

o Использование в информационной системе уже функционирующих отдельных частей.

Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих различные функции защиты данных:

v На уровне операционной системы;

v На уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;

v На уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;

v На уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);

v На уровне администрирования средств безопасности.

Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две основные группы:

1. Оперативной обработки – ориентирована на ввод, обработку и хранение данных. Данные в таких подсистемах актуальны в течение нескольких лет;

2. Поддержки принятия решений – предназначена для обработки больших объемов данных из различных источников за большой период времени. Подсистемы включают средства многомерного анализа данных, статистической обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций.

Функциональный состав ИСНО обусловлен соответствующими функциональными участками работ по сбору налогов, включающими следующие этапы:

v Учет налогоплатильщиков;

v Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности;

v Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплатильщиков;

v Выездная налоговая проверка;

v Организация хранилища данных налоговой инспекции.

База данных АИС РСА используется всеми страховыми компаниями, действующими в Российской Федерации. Но далеко не все страхователи, которые приобретают полис ОСАГО, понимают, для чего она нужна, а также кто и как ею может пользоваться. Выясним, как расшифровывается аббревиатура, кем база создана и как функционирует.

Раньше не было системы, в которой хранились бы все сведения о страхователях транспортных средств. Не так давно данная ситуация исправлена, и РСА разработало базу АИС.

После начала работы такой системы у страховщиков появились новые обязанности. Но они направлены только на то, чтобы сделать страховой бизнес прозрачным, защитить права водителя и устранить попытки автовладельцев покупать полис хитростью.

Но что же такого особенного в системе АИС РСА?

Что это такое

РСА – Российский Союз Автостраховщиков. Представляется собой некоммерческую организацию, статус которой подтвержден законодательными актами.

Это единое общероссийское профессиональное объединение, которое предлагает ОСАГО. В основе РСА – принципы обязательного членства страховых компаний.

Цели Союза:

  1. Обеспечить взаимодействие собственников транспортных средств.
  2. Составить правила профдеятельности для осуществления обязательных видов страхования.

Основано РСА в 2002 году. Инициаторы – крупные страховые компании России.

При ведении деятельность РСА опирается на .

Союз Автостраховщиков производит выплаты в соответствии с законодательством. Средства для возмещения ущерба здоровью и жизни перечисляются в таких случаях:

  • когда не было установленно виновное в дорожно-транспортном происшествии лицо;
  • когда виновник не имеет .

Компенсация по возмещению имущественных объектов полагается:

  • если страховая компания была признана несостоятельной;
  • если у страховой фирмы отозвано лицензию, позволяющую вести страховую деятельность.

Для получения возмещений страхователь представляют:

  1. Заявление на выплату.
  2. Справки, которые удостоверят произошедшую аварию.
  3. Справку об аварии на бланке , или .
  4. Протокол об административном правонарушении.
  5. Постановление об административном нарушении.
  6. Страховку.
  7. Акт с результатами проведения экспертизы.

Заявление рассматривается РСА в течение месяца, если иное не сказано в нормативных документах. Выплата производится безналичными.

База АИС – база РСА, в которой содержатся данные собственника авто:

  • его ФИО;
  • дата рождения;
  • серия и номер водительского удостоверения.

В базе есть все сведения об убытках по страховкам за последние 2 года.

Кто создал и ведет базу данных

Функционирует база данных АИС уже несколько лет. Разработчиками являются представители РСА. За последние 2 года собрано сведения о 100 млн. контрактов.

Если страховой агент на момент заключения договора не имел доступа к базе, а страхователь представил неправдивые сведения, этот факт все равно будет выявлен в будущем.

И тогда стоимость полиса увеличится в полтора раза. Но и страховщики должны представлять все сведения о своих клиентах, с которым составили договор. На это отводится 15 дней.

Общая база есть у всех страховщиков, которые выдают полисы обязательного страхования. Такие же компании заполняют базу. Такая процедура осуществляется следующим образом. При заключении первой страховки все сведения о автовладельце вносят в базу.

Если страхователь обращается за возмещением, в базу данных вносят информацию о сумме страховой выплаты, а также о характере повреждений. При обращении в иную страховую организацию, работники фирмы могут пересмотреть страховую историю человека.

Посмотреть информацию в базе РСА можно круглосуточно. Услуги предоставляются бесплатно. На сайте также можно выяснить номер телефона, позвонив по которому можно получить все необходимые данные об использовании системы.

Для чего необходима

База АИС используется для расчета , учитывая страховую историю владельца транспортного средства.

Утверждены правила, в соответствии с которыми обязанностью СК становится проведение проверки по базе АИС, в 2013 году. Проверка охватывает 10 лет. Также рассматривается, были ли зафиксированы аварии за последние 2 года.

Рассчитывая стоимость полиса, применяют сведения, полученные в результате такой проверки.

Страховые компании, которые заключают договора ОСАГО с собственниками транспортных средств, обязаны использовать представленную информацию в информационной базе о том, какие ранее полисы лицо приобретало.

Эти сведения будут обоснованием для использования , который влияет на цену страховки.

По нему утверждено 13 классов страхования водителей для использования соразмерных коэффициентов.

Малус может увеличить тарифы примерно в 2,5 раза, но он практически не используется. Если владелец авто виновен в аварии, которая произошла в предыдущем году, можно уйти от малуса, сменив страховую организацию.

Первый договор в СК предусматривает использование КБМ, который равен 1. Именно поэтому целесообразно применять данные из базы АИС.

Если страховщик не будет проверять полис, его ожидают в будущем дополнительные проблемы.

Специалисты РСА приложили немало усилий для того, чтобы система начала функционировать полноценно. Осуществлена тщательная доработка базы.

На данный момент водитель, который ранее попадал в аварии, не сможет препятствовать повышению цены полиса, даже если сменить страховую фирму.

Все водители могут самостоятельно провести проверку любого страхового полиса – как своего, так и другого участника ДТП.

С помощью данной системы можно узнать:

  • принадлежит ли страховка одному из страховщиков, или нет. Для этого нужно будет ввести государственный номер бланка;
  • когда агентом РСА отправлено документы в фирму;
  • номер КБМ по вин-кодам, номерам удостоверения водителя, ФИО.

Нередко можно попасть на недобросовестного страховщика, но ему не под силу взломать базу данных. А с помощью автоматизированной информационной системы можно контролировать полис, если нет уверенности в добросовестности фирмы.

Проверка по базе данных АИС РСА договоров ОСАГО на конкретные автомобили необходима в тех случаях, когда виновное лицо в аварии покидает место происшествия, но вы не помните номер транспортного средства.

Еще один вариант – виновное лицо в аварии не имеет ОСАГО, но в справе о происшествии содержатся сведения на автомобиль.

Как узнать по АИС ОСАГО КБМ

При первом заключении договора нужно будет придерживаться следующей схемы:

При другом варианте будет такая схема:

Придет уведомление.

Остановимся на особенностях проверки КБМ водителя по базе АИС РСА.
Ведь бывают случаи, когда при приобретении полиса страховая фирма заявляет о том, что водитель имеет КБМ, равный 1.

Хотя автовладелец уверен, что это не правда. Такая ситуация может возникнуть, если страховщиком не было внесено сведения о клиенте. Вот поэтому по базе данных – необходимая процедура. Как она осуществляется?

На одном из сайтов в интернете заполните предложенную форму. Выберите необходимый пункт – с ограничением или без такового.

Затем впишите:

  • ФИО (не важно, какие буквы будут использоваться – большие или маленькие);
  • дату рождения;
  • серию прав (к примеру, 66АА);
  • номер документа;
  • капчу;
  • кликните «Показать КБМ» и результат появится на странице.

Как проверить полис

Такая проверка просто необходима в том случае, если вы покупаете ОСАГО у страхового агента и не уверены в его надежности.

На официальном сайте РСА можно по десятизначному номеру страховки выяснить:

  • какой страховой фирмой выдан полис;
  • где бланк находится – у водителя, страховой организации, утерян и т. д.;
  • дату, когда договор заключался;
  • дату, когда договор начинает действовать;
  • число, до которого действителен страховой полис.

Можно получить необходимую информацию, введя:

  • государственные номера транспортного средства;
  • ВИН-номер автомобиля;
  • статус договора ОСАГО;
  • название страховой фирмы, которая предоставила полис.

Определяют подлинность в базе АИС РСА ОСАГО, вписав сведения и сверив их с выданным результатом.

Узнать можно:

  1. Серию и номер документа.
  2. Название страховщика.
  3. Тип полиса – ограниченный или неограниченный.
  4. Наличие допуска водителя к управлению транспортным средством.

Наименование СК должно быть таким же, как и на штампе, поставленном на страховке ОСАГО. Обратите внимание, что бланк не должен считаться утраченным. В противном случае откажитесь от страхования, а также обратитесь к страховщику для урегулирования данного вопроса.

Если портал не доступен, сведения не отразятся.

Как сделать расчет по страховым компаниям

Многие компании предлагают рассчитать стоимость ОСАГО, воспользовавшись онлайн-калькулятором. Хотя данное страхование осуществляется по одной и той же цене во всех страховых фирмах, она, все-таки, может немного отличаться. Некоторые организации делают подарки, используют систему скидок, проводят акции и т. д.

Тариф определяется с учетом:

  • стажа и возраста автомобилиста;
  • района, где ТС зарегистрировано;
  • мощности транспортного средства;
  • безаварийности;
  • количества водителей, которые будут пользоваться данным автомобилем.

То есть, при расчете будет использовано ряд коэффициентов, которые установлены государством.

При расчете используется формула – суммируются показатели коэффициентов. В результате будет выведено стоимость вашего полиса ОСАГО.

Вы можете самостоятельно рассчитать цену полиса, подставив необходимые показатели в формулу. Но преимущество использования онлайн-калькулятора – исключается вероятность неправильного расчета. Да и на сайтах компаний есть возможность сразу же купить страховку.

Как проводится онлайн-расчет? Вам стоит следовать подсказкам, которые будут на сайте. Вписывают сведения о себе, транспортном средстве.

Учтите, что стопроцентное доверие данным базы АИС РСА не будет оправданным. Нет гарантии того, что вы узнаете, подлинным ли является страховка ОСАГО.

Для того, чтобы удостовериться окончательно, позвоните работнику страховой компании, в которой приобретали полис.

Но есть неоспоримое преимущество работы АИС РСА для ОСАГО. Она позволяет сократить количество обращений в страховые организации клиентов, которые попались на удочку недобросовестного агента и приобрели недействительный полис.

Ведь теперь каждый может до момента подписания договора проверить подлинность документа и выяснить свой показатель КБМ.

Видео: Единая база автостраховщиков

Единая база данных ОСАГО начала работать с начала 2013 года в тестовом режиме, но активно стала использоваться только в этом году. С помощью базы ОСАГО АИС страховые компании рассчитывают КБМ (коэффициент бонус-малус) или говоря простым языком, скидку за безаварийную езду.

К базе ОСАГО имеют удаленный доступ по интернету все страховые компании в России. В свободном доступе ее нет. вся информация приведенная ниже, получена от работников страховых компаний. В ней содержатся следующие сведения о страхователе:

  • Данные страхователя (Фамилия,Имя, Отчество);
  • День, Месяц, Год рождения;
  • Номер и серия водительского удостоверения;
  • Данные полиса ОСАГО;
  • Коэффициент КБМ.

База ОСАГО (АИС) была сформирована путем слияние всех баз страховых компаний, поэтому в ней творится полная чехарда, так как единого стандарта сведений о страхователе у страховщиков нет, и каждый вел свою базу по своим стандартам.

Поэтому на практике часто оказывается, что когда страхователь приходит страховать автомобиль имея КБМ 11, после проверки по базе ОСАГО коэффициент у него становится равным 3, как-будто он обратился за заключением договора впервые. Представляете какой вас ждет сюрприз, аж в несколько сотен рублей. А происходит это из-за халатности страховщиков, когда те ленятся вносить год рождения полностью и правильно. Внося в базу данных, например, только год рождения, без числа и месяца.

Поиск по базе данных ОСАГО осуществляется по Ф.И.О., дате рождения и номеру водительского удостоверения и в случае если в АИС ОСАГО хоть в одном из этих сведений есть ошибка, то в результате программа выдаст КБМ равный 3. Сами страховщики предлагают осуществлять поиск по базе ОСАГО только по номеру прав так как номера водительских прав уникальны и не существует двух одинаковых номеров прав. Однако в России сделать что-то быстро нереально, да и страховщики лукавят им выгоден повышенный КБМ.

Если же по каким-то стечениям обстоятельств, сведений в АИС ОСАГО о Вас нет или Вы считаете, что сведения, имеющиеся в базе ОСАГО не достоверны Вы можете предоставить из прежней страховой компании справку, подтверждающую Ваш реальный коэффициент бонус-малус. Предоставив справку, вы должны будете написать заявление, и страховщик имеет право перепроверить вашу справку в течение 15 дней.

Таблица новых повышающих (понижающих) коэффициентов ОСАГО

Класс на начало годового срока страхования

Коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0
страховых выплат

1
страховая выплата

2
страховые выплаты

3
страховые выплаты

4 и более
страховых выплат