Актуальные проблемы экономики труда. Предметная область экономики труда

Введение

Стремительные темпы развития рыночной экономики в России приводят к постоянному изменению законодательства, регулирующего трудовые отношения. Приняты такие основные нормативные документы, как Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Все это дает основания к изданию учебного пособия по экономике труда, которая содержит изложение учебного материала с учетом современных нормативных стандартов.

Знание экономики труда в современном порядке экономики необходимо не только работникам служб отдела труда и заработной платы, но и всем, кто связан с бизнесом: руководителям, менеджерам, экономистам.

Цель учебного пособия – общедоступно изложить теоретические и методические подходы, изучаемые в экономике труда в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Учебное пособие состоит из разделов, которые делятся на темы курса. Темы дисциплины содержат теоретическое и методическое изложение вопросов темы, контрольные вопросы, ситуации, тесты, задачи и литературу.

В первом разделе рассматриваются постановочные вопросы предмета и задач экономики труда. Именно понимание экономики труда как динамичной общественно организованной системы, в которой происходят процессы воспроизводства рабочей силы и обеспечиваются соответствующие условия по взаимодействию персонала и других факторов производства. Актуальность экономики труда проявляется в формировании иной концепции на основе рассмотрения трех уровней: микроэкономики, мезоэкономики и макроэкономики.

Во втором разделе излагаются основные характеристики труда, рассматриваются качественные показатели рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания навыки как совокупность человеческого капитала. Эффективность человеческого капитала проявляется в должной интенсивности труда, которая позволяет равномерно сохранять нормальную работоспособность работника на протяжении всей его трудовой деятельности или отдельного рабочего периода. Эффективность труда определятся применяемой технологией управления производительностью.



Третий раздел посвящен функционированию рынка труда. Несомненно, рынок труда – это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу найма и использования рабочей силы. Центральным отношениям, выражающим сущность данной совокупности, выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, то есть на реальную заработную плату. Реализация этого отношения происходит на основе действия механизмов спроса-предложения товаров рабочей силы и жизненных средств.

В четвертый раздел вошли вопросы управления трудом на предприятии, формирование трудового потенциала предприятия как совокупности различных качеств, определяющих трудоспособность работника. Большое внимание в этом разделе уделено инновационному управлению трудом в условиях управления социально-трудовой сферой, т.е. той сферой социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу труда. В этом случае управление трудом определяется его производительностью как проявление эффективности трудового процесса.

Пятый раздел содержит материал по доходам, уровню и качеству жизни населения. Функциональное распределение и соответствующая структура доходов определяется способом, которым денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Заработная плата выплачивается за работу; рента и процент – за ресурсы, находящиеся в чьей-либо собственности; прибыль поступает к владельцам предприятий. Государственное регулирование доходов населения состоит в повышении уровня минимальных денежных доходов населения до прожиточного минимума уровня государственных минимальных гарантий по оплате труда.

Учебное пособие написано в соответствии с логическим содержанием экономики труда как общественно организованной системы, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы – ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств труда и предметов труда.

Раздел 1. Предмет и задачи экономики труда

Тема 1. Предмет экономики труда. Основные понятия курса

Экономика труда (Labour economics) – межотраслевая, функциональная научная дисциплина, изучающая закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов.

Экономика труда – наука, в которой труд выступает основным предметом анализа, а все другие факторы производства рассматриваются только как предпосылки и условия его осуществления и развития. Экономика туда занимает центральное место во всей системе экономико-трудовых наук, выступая в качестве теоретической основы всех других наук о труде, раскрывающей особенности экономического поведения. Основными задачами экономики труда являются анализ и прогнозирование различных процессов в сфере труда; анализ факторов формирования основных характеристик труда; изучение мобильности работников и т.д.

Труд – сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека по производству материальных или духовных благ, способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми.

Труд как целесообразная деятельность людей по преобразованию предметов труда;

Труд как фактор производства;

Труд как процесс, в котором реализуются физические и умственные способности человека.

Экономика труда как научная дисциплина находится в тесном взаимодействии со всеми названными составляющими комплексной науки о труде.

Исследуя проблемы рынков труда и занятости населения, формирования и использования трудовых ресурсов, она соприкасается с демографией, управлением персонала, трудовым правом и социологией труда.

Экономика труда как научное направление широко использует теоретические и методологические положения политической экономии, особенно при исследовании закономерностей функционирования общественного труда на микроуровне, а также при разработке рекомендаций по управлению трудом в обществе.

Контрольные вопросы

1. Что изучает “Экономика труда”?

2. Приведите определение труда. В чем состоит особенность его содержания?

3. Сформулируйте основные задачи изучения экономики труда.

4. С какими дисциплинами тесно связана “Экономика труда”?

5. Какова роль населения в экономических и социальных процессах?

6. Назовите основные виды труда.

7. Дайте определение трудовым ресурсам.

8. Что представляет собой рынок труда?

Тесты

1. Курс ‘’Экономика труда’’ рассматривает несколько разновидностей труда: наемный и предпринимательский.

Какой вид труда соответствует своему утверждению?

А) Трудявляется особым видом целесообразной деятель­ности человека, направленной на получение доходов путем комбинации различ­ных факторов производства и основанной на созидательной силе хозяйствующе­го субъекта, его постоянном риске и ответственности.

Б) Трудпредставляет собой вид трудовой деятельности работника с целью получения вознаграждения за оказанные услуги работодателю.

2. Что представляет собой трудовой потенциал человека?

А) Понятие, включающее в себя реа­лизованные возможности человеческих ресурсов с точки зрения общественного производства;

Б) Понятие, включающее в себя нереализованные возможности человеческих ресурсов с точки зрения общественного производства;

В) Понятие, включающее в себя как реа­лизованные, так и нереализованные возможности человеческих ресурсов с точки зрения общественного производства.

3. С какими дисциплинами тесно связана “Экономика труда”?

А) Организация производства.

Б) Организация, нормирование и оплата труда.

В) Производственный менеджмент.

Г) Управление персоналом.

4. Какие из перечисленных признаков не относятся к содержанию труда?

А) Наемный труд?

Б) Мотивация труда?

В) Квалификационная сложность трудовых функций?

Г) Физический труд, умственный труд?

5. Как соотносится понятие “труд” с понятиями “деятельность”, “работа”?

А) Это взаимосвязанные, но самостоятельные экономические категории.

Б) Никак не соотносятся.

В) Труд это любая деятельность.

Тема 2. Актуальные проблемы экономики труда и трудовых отношений

В настоящее время происходят глобальные изменения в сфере труда, затрагивающие как характер трудового процесса, так и функционирование рынка труда. Эти преобразования идут параллельно и оказывают влияние друг на друга.

Рассмотрим актуальные проблемы экономики труда , каждая из которых может стать предметом исследования.

1. Необходимость роста эффективности труда и соответствующей ей организации, несмотря на противоречие конъюнктуры рынка.

2. Усложнение взаимосвязи между производительностью и социальными партнерами трудового процесса.

3. Усиление внимания не только к персоналу предприятия, но и ко всем доступным для привлечения человеческим ресурсам.

4. Требование большего внимания не к удержанию завоеванных позиций, а к стратегически перспективному развитию трудового потенциала предприятия.

5. Усиление внимания не только к персоналу предприятия, но и ко всем доступным для привлечения человеческим ресурсам.

6. Проблема распределения ответственности в организации.

7. Увеличение значения внешней мобильности рабочей силы в противовес внутренней.

8. Усложнение структуры вознаграждения постоянной части работников, сосуществование с гораздо простой формой вознаграждения временных работников.

9. Возрастание значимости социальных гарантий со стороны работодателя для одной части работников в противовес ослаблению их роли для другой.

10. Необходимость расширения информационной базы о труде и занятости для большинства категорий работников.

Перейдем теперь к рассмотрению актуальных проблем развития трудовых отношений , существующих на предприятиях различных отраслей.

1. Возрастание степени коммерциализации объединений работников.

2. Падение значения специфических знаний как фактор монопольного положения групп работников и даже их отдельных представителей.

3. Постепенное преобразование трудовых отношений между некоторыми работниками и работодателями в договорные отношения.

4. Появление организаций, автономно регулирующих свои трудовые отношения (кооперативы, малые предприятия).

5. Демонополизация и индивидуализация трудовых отношений, обусловленная возникновением различных профессиональных организаций.

6. Превращение системы трудовых отношений в составную часть более общей системы, включающей в себя также отношение по поводу собственности, рыночной деятельности и защиты окружающей среды.

Контрольные вопросы

1. Каковы актуальные проблемы “Экономики труда”?

2. Каковы актуальные проблемы трудовых отношений?

3. Охарактеризуйте сложившуюся к настоящему времени на большинстве предприятий России ситуацию в отношении трудовых отношений.

4. В чем состоит рост эффективности труда и соответствующей ей организации?

5. В чем заключается усложнение взаимосвязи между производительностью и социальными параметрами трудового процесса?

6. Какими текущими особенностями деятельности персонала определяются его статусные характеристики?

7. Каковы перспективы развития трудового потенциала предприятия?

8. В чем состоит проблема распределения ответственности персонала на предприятии?

9. Какова значимость возрастания социальных гарантий со стороны работодателя?

10. В чем заключается формирование дифференцированных систем построения трудовых отношений для работников с различных статусом?

11. Какова экономическая природа появления предприятий, автономно регулирующих свои трудовые отношения?

12. Каковы причины нестабильности системы управления трудом и трудовых отношений?

13. Каковы причины отсутствия детерминантов системы

занятости и трудовых отношений?

14. Каковы причины возрастания степени профессиональной, географической и иной мобильности населения России при малой изменчивости системы управления трудом и трудовых отношений?

Тесты

1. Назовите актуальные проблемы экономики труда, каждые из которых могли бы стать предметом исследования:

а) проблема распределения ответственности в организации;

б) проблема усиления внимания к персоналу предприятия;

в) проблема возрастания коммерциализации объединений работников;

г) проблема нормативно закрепленных форм интрапретнерства, т.е. предпринимательства внутри уже существующей организации.

2. Назовите актуальные проблемы развития трудовых отношений, существующих на предприятиях различных отраслей:

а) проблема появления организаций, автономно регулирующих свои трудовые отношения (кооперативы, малые предприятия);

б) проблема демонополизации индивидуализации трудовых отношений;

в) проблема необходимости роста производительности труда в соответствующей организации;

г) проблема усложнения системы вознаграждения постоянной части работников.

Тема 3. Задачи курса ""Экономики труда""

Основные задачи, которые решает экономика труда, определены ее целью. Целью экономики труда является исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами – формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при создании новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Рассмотримосновные задачи курса ""Экономика труда"":

Дать целостное представление об экономико-трудовых проблемах мировой и российской экономики и основных направлениях их решения;

Выявить основные характеристики труда, воздействующие на уровень его эффективности;

Раскрыть основные закономерности функционирования рынка труда, в том числе рынка труда в пределах предприятия;

Описать систему управления трудом на предприятии, соответствующую реа­лиям современной российской экономики;

Определить основы формирования систем трудового вознаграждения при­менительно к различным категориям работников с учетом факторов его дифференциации;

Установить основные факторы динамики подсистемы управления трудом в системе стратегического управления предприятия;

Задачей обучающихся является выработка стратегического мышления в сфере управления трудом на уровне предприятия. Такое мышление предполагает, с одной стороны, творческое усвоение накопленного в нашей стране опыта, а с другой – выработку навыков всестороннего анализа, имеющих место в экономико-трудовой сфере процессов.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте основные задачи курса “Экономики труда”.

2. Что является сверх задачей данной дисциплины?

3. Выделите основные направления “Экономики труда”.

4. Охарактеризуйте взгляды ведущих экономистов на теорию трудовой стоимости.

5. Раскройте особенности каждого этапа становления дисциплины “Экономика труда”.

6. В чем состоит целостное представление об экономико-трудовых проблемах мировой и российской экономики?

7. Каковы основные характеристики труда, воздействующие на уровень его эффективности?

8. Каковы основные закономерности функционирования рынка труда?

9. Какова система управления трудом на предприятии?

10. Каковы основные факторы динамики подсистемы управления трудом в системе стратегического управления предприятием?

Тесты

1. Что является основными задачами курса ""Экономика труда""?

А) определение проблем распределения ответственности в организации.

Б) выявление основных характеристик труда, воздействующих на уровень его эффективности.

В) изучение механизмов проведения в жизнь государственной (федеральной и региональной) трудовой политики и оценка ее воздействия на сферы труда.

Г) рассмотрение процессов управления трудом и их регулирования на уровне предприятия.

Д) определение основ формирования систем трудового вознаграждения при­менительно к различным категориям работников с учетом факторов его дифференциации.

Каждый человек по своей сущности существо социальное, то есть он должен жить в социуме,среди других людей. Живя он создает благоприятные условия для обитания себе и близким.За счет этого создался мир экономики.Историей процветания человечества можно назвать историю самого развития отношений экономики,значительным вкладом стало разделение труда.

Экономика труда является разделом экономики,которая создана для изучения закономерностей в области отношений,а именно трудовых.Примером будет сущность труда,заработная плата,организация,эффективность,занятость и прочее.Эта наука объясняет процессы координации и согласования в социуме.Знания в данной области позволят подходить к вопросам событий, растолковывать и оценивать силы и значения аргументировано. Социально-экономические отношения являются предметом этой экономики, которые создаются под влиянием ряда факторов: кадрового, организационного, технического и др.Трудоспособная часть населения называется трудовыми ресурсами ,которые обладают всеми умственными и физическими способностями и качествами,для проделывания конкретной работы. Совокупностью физических,умственных и духовных качеств,которые есть у индивида,которые он использует для создания или производства материальных благ,называют рабочей силой .

Специалист этой области обязан уметь:

определить средства по заработной плате; корректно подбирать персонал; распределить рабочий день всего коллектива; создать все условия для повышения эффективности и производительности труда; построить систему вознаграждений; организовывать личный труд,а также труд своих работников; правильно сформулировать задачи и цели,а также объяснить пути достижения; спрогнозировать и построить планы; искать и находить оптимальные подходы для решения проблем; предсказывать последствия собственных решений; общаться с коллегами, партнерами и знать все о их результатах. Экономика труда подробно анализирует ,занимается вопросами занятости и трудовых ресурсов, изучает доходы работников и размер оплаты труда,исследует понятие человеческого капитала. Любой труд предполагает наличие средств труда, предмета труда и собственно самого труда.Все на что направлен труд поддается изменениям,это и есть предмет труда,а средствами будет то,с помощью чего, непосредственно, воздействуют на предмет труда. Классифицировать виды труда по его содержанию и характеру можно двумя аспектами- структурным и социальным. К социальному труду относят наемный и частный труд(арендатора или собственника).В некой мере данный труд отражается в коллективной и индивидуальной форме.Этот вид труда способствует проявлению мотивации.

Классификация видов труда:

Профессиональный признак(исследовательский или научный труд,управленческий, инженерный, педагогический, производственный,врачебный и другие).
Функциональный признак(подразделяют зависимо от сферы приложения,целевого назначения и функциональной роли в цикле деятельности).Первой стадией производства является изучение,прогнозирование спроса и анализ,затем проводят исследования и разрабатывают новые виды технологий и продукции,экономически подготавливают производство.Свободной реализацией занимается директивное распределение. Можно выделить инновационный,коммерческий, предпринимательский и воспроизводственный труд.Подразделяются многие профессии на специальности (конкретный вид выполняемой работы).Например,в врачи делятся по специальности на хирургов,терапевтов,лор-врачей,стоматологов и прочее.Вместе с их разделением на специальности идет также их объединение,за счет этого формируются широкие профили.Это вседелает работу более содержательной и творческой,квалифицированной,высокооплачиваемой и привлекательной.

Отраслевой признак делит труд по отраслям,можно выделить: сельскохозяйственный,промышленный,транспортный, строительный и другие.

Классификация труда по способам и средствам которые применяются:
Ручной,механизированный труд,труд на механизмах и машинах,компьютерный или автоматизированный труд.

Классификация труда в зависимости от условий:
Передвижной и стационарный,подземный и наземный, свободный, тяжелый, средней тяжести и легкий,регламентированный с определенным ритмом, в условиях вредных для здоровья и нормальных. Разделяют труд на отдельные трудовые условия,необходимые для произведения продукта, на отдельные операции и виды. Бывает разделение общее(между отраслями хозяйства),частное(отдельные сферы промышленности),единичное(в самом предприятии).Именно разделение труда дает возможность показать уровень развития социума,послужило главной причиной перехода к товарному производству от натурального хозяйства. Благодаря ему растет производство в целом.

Трудовой

Структурой рынка труда является совокупность звеньев,которые взаимосвязаны и связей,которые упорядочены между ними,они характеризуют рынок труда как целую систему. Основные части рынка труда: открытый(делится на организационный и неорганизационный), потенциальный и внутрифирменный рынок труда. Открытый охватывает отрасль обращения рабочей силы в его наемной форме и трудоспособное население.Во внутрифирменном рынке происходят отношения внутрипроизводственные между работниками и работодателями.Вместе внутрифирменный и открытый рынки труда образуют труда. включает в себя трудоспособное население,которое не будет претендетовать на работу на данный момент,но в случае необходимости может начать работу.Эту часть можно назвать «резервом».Вместе потенциальный и реальный рынок можно назвать совокупностью рынка трудаЭлементом рыночной экономики является рынок труда,этот элемент характеризует систему соц.-трудовых отношений,он удовлетворяет потребность в рабочей силе и реализовывает права на труд.Важнейшей составляющей рыночной системы является рынок труда.Рынок труда удовлетворяет общественные потребности в факторе труда,он обеспечивает объединение личных и вещественных факторов производства и поддерживает баланс.На рынке труда происходит обмен и взаимосвязь между работодателем(владелец средств, удовлетворяет потребности на труд) и работником(выполняет намеченную работу за з/п).В качестве товара,на этом рынке,выступают эмоциональные, интеллектуальные и физические способности.

Классификация труда от содержания:

  • Репродуктивный и творческий
  • Умственный и физический
  • Сложный и простой
  • Организаторский и исполнительный
  • Регламентированный и самоорганизованный

В творческом труде постоянно ищутся новые задачи, новые решения, неповторимый результат.Репродуктивный труд подразумевает повторение функций(шаблонность).Физический труд оказывает непосредственное взаимодействие средств труда и человека.К умственному труду относят логические, творческие, информационные и обобщающие элементы, здесь нет прямого взаимодействия со средствами труда, а обеспечивает производство в необходимых знаниях.Простым трудом занимаются работники без квалификации, а сложным-с ней. будет опираться на теорию выбора прогнозируя и анализируя поведение участников.

Наемный работник выбирает:

  • между частичной и полной занятостью;
  • между ведением домашнего хозяйства и занятостью;
  • между самозанятостью и работой по найму

А работодатели должны решить вопросы по:

  • Уровню оплаты
  • Кадровой политики фирмы
  • Объему производства и номенклатурой
  • Соотнести рабочую силу и

Трудовая классификация населения

Занятые – это люди обоих полов,которые:

  • Нанимались на работу,выполняя её за вознаграждение или з/п
  • Временно не присутствовали на работе по уважительным причинам
  • Работали на семейном предприятии

Безработные -это люди обоих полов,которые на протяжении определенного времени:,

  • Не работали(не имели доходов)
  • Искали пути предпринимательства или работу
  • Были готовы к работе

Люди являются безработными также если они: студенты,пенсионеры,инвалиды,безработные,которые обучаются в специальной службе.Экономически активным населением называется то население,которое предлогает на рассмотрение свой труд для того чтобы произвести услуги и товар.Относят и безработных и занятых.

Экономически неактивное население – называется население,которое не входит в состав рабочей силы.

Относят:

  • Студенты и учащиеся и студенты, аспиранты,курсанты и слушатели и курсанты,учащиеся на дневной форме обучения
  • Люди,которые получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности
  • Люди,которые облагораживают домашний быт,ухаживают за детьми
  • Люди,которые не видят смысла и у них нет необходимости работать
Российского рынка труда

По мнению многих экспертов Российский рынок труда,значительно отличается от общепринятых мировых стандартов рынков труда. Это случилось за счет того,что он формировался на протяжении десятков лет и в итоге сформировался не полностью. В процессе функционирования и становления российского рынка труда проявляется ряд специфических особенностей, которые существенно отличаются от рынка труда западных стран. Формирование российского рынка труда основывается наопределённом институциональном фундаменте, на определенных правилах. Первой особенностью является обесценивание квалифицированной рабочей силы, которая становится более дешевой. Это во многом происходит из-за сокращения высокотехнологичных производств и отсутствия стимулов по внедрению новых технологий,которые действуют. В некоторых случаях на региональных рынках труда цена рабочей силы не соотносится со стоимостью рабочей силы. Для примера стоит рассмотреть среднюю заработную плату по системе высшего образования в целом по паритету покупательной способности среди преподавателей высшей школы.

Примеры з/п преподавателей в других странах

К странам с более высокой средней заработной платой профессора относятся Канада(7196 долл.США), Великобритания(5943 долл.США), Италия(6955 долл. США), Саудовская Аравия(6002 долл.США). В России средняя заработная плата профессора составляет 617 долл.США. Исследования проводились ВШЭ среди 28 стран.Россия оказалась на предпоследнем месте. На последнем месте находится Армения (538 долл.США)Наряду с этим,низкая зарплата,будет являться толчком для дальнейшего и настоящего развития напряжения в социуме.Это может стать причиной покидания страны «великих умов» и перемещению квалифицированных, педагогических, научных, исследовательских кадров за рубеж.

Второй особенностью является то, что сложившиеся в определенной мере
противоречия между наличием большого числа вакансий с одной стороны и
достаточно большим числом безработных, которые могли бы заполнить
существующие вакансии, однако они предпочитают иметь статус безработного.
Свидетельством этого является выявление в процессе социологического исследования верхней и нижней границы уровня безработицы. Нижняя граница –это официально зарегистрированные безработные. Верхняя граница безработицы –это число безработных среди экономически активного населения. В большинстве стран нижняя и верхняя границы уровня безработицы не различаются в такой мере как в России. Как показывает статистика 2013-2014 гг. разница между официально зарегистрированными безработными и безработными среди экономически активного населения составила 4,0 –4,5%. По сравнению со странами Западной Европы общий уровень безработицы в России достиг 8,3% только в кризисные 2008-2009 гг., но он оказался значительно ниже уровня безработицы в Греции и Испании, уровень безработицы которых составляет 26,9% и 26,3% соответственно в 2013 году. Что касается России, то уровень безработицы в 2013-2014 гг. остается на уровне 5,5%.

Третьей особенностью рынка труда России является высокий уровень скрытой безработицы, которая «выплескивается» на труда даже в условиях относительной стабилизации в экономике.Скрытая безработица включает излишнюю численность работников предприятий, работающих в режиме сокращенного рабочего времени и в условиях «вынужденных» отпусков по инициативе руководителя организации при сохранении минимальной оплаты труда, что в конечном итоге существенно снижает эффективность труда.

Четвертой особенностью является переход скрытой безработицы в скрытую занятость, т.е. занятость в теневой экономике, которой свойственно широкое распространение устного найма работников, не закрепленного официальными документами. Скрытая безработица и теневая занятость –это два фактора, которые искажают реальный уровень безработицы в России и одновременно создают проблемы в области занятости и безработицы, поскольку способствуют установлению диспропорции между спросом и предложением на рынке труда в виду избытка предложения. Однако избыток предложения рабочей силы характерен не для всех региональных рынков труда.

Пятой особенностью российского рынка труда является его региональная асимметрия, которая свидетельствует о том, что в центральных регионах на рынке труда превалирует предложение, а в отдалённых регионах особенно северных спрос превышает предложение.

Факторы,которые влияют на спрос и предложение рынка труда

Можно выделить экономические и социальные факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда. К экономическим относятся динамика ВВП, инвестиции, доходы населения, уровень обеспеченности экономики денежной массой. К социальным факторам относятся динамика численности населения трудоспособного возраста и миграция населения. Вследствие миграции осуществляется плавное перемещение рабочей силы в различные регионы нашей страны, т.е. они устраиваются на работу на новом месте жительства и включаются в систему общественного воспроизводства. Миграция способствует территориальным перемещениям работников и в определенной мере решает проблемы сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Экономика труда – это общественная прикладная наука, микроэкономическая хозяйственная практика и учебная дисциплина.

    Экономика труда как наука изучает пути роста эффективности производства через рациональное управление трудом на предприятиях, в организациях.

    Экономика труда как учебная дисциплина. Существование, хозяйственная деятельность, выживание или успех в конкуренции любого предприятия невозможны без грамотного управления трудом. Актуальность дисциплины диктуется тем, что, переходя к эффективной рыночной экономике, необходимо не вообще управлять трудом, а добиться в ближайшие годы: высокой квалификации работников и дисциплины труда, высоких стимулов к труду и такой производительности труда, которая существует в развитых странах с рыночной экономикой.

Экономика труда развивалась и развивается как неразрывная часть всей системы экономических наук, в то же время в своих исследования экономика труда опиралась на исследования и выводы таких наук, как физиология и психология труда, эргономика, отрасли медицины, занимающиеся профессиональными заболеваниями, социология, трудовое право, эстетика труда и т.д.

Формирование наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, технологии и организации производства.

Физиология труда изучает воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека, выводы используют при разработке режимов труда и отдыха, проектировании рабочих мест, совершенствовании условий труда и его нормировании.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе трудовой деятельности, результаты используются при профотборе, организации коллективной работы, управлении в конфликтных ситуациях, разработке систем мотивации.

Эргономика является научной основой проектирования человеко-машинных систем, в том числе станков, пультов управления, транспортных средств. Наука о безопасности труда исследует весь комплекс проблем, связанных с обеспечение безопасной трудовой деятельности

Социология труда исследует взаимоотношения людей в производственных коллективах.

Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления, что особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрения и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Нормирование труда как наука исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, соотношений между численностью персонала различных групп и количеством единиц оборудования. Взаимосвязь экономики и труда с техническими, экономическими, биологическими, социальными, правовыми и др. науками объективно обусловлена многоаспектностью проблем труда.

Экономика труда изучает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности персонала предприятия.

    ВОПРОС. Труд как объект изучения дисциплины «Экономика труда»: понятие, функции и роль в развитии общества и человека.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление сферы обитания, создание материальных и культурных ценностей для удовлетворения своих потребностей. Труд – один из главных факторов производства, наряду с землей, природными ресурсами, капиталом и предпринимательством.

Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предмет труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления, и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Роль труда в реальном развитие человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают свои знания.

Функции труда:

1) производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;

2) обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

3) формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;

4) развитие самого человека, формирование творческой личности.

    Необходимость роста эффективности труда и соответствующей ей организации, несмотря на противоречивые колебания конъюнктуры рынков.

    Усложнение взаимосвязи между производительностью и социальными параметрами трудового процесса.

    Появлении более сложных характеристик, отражающих положение индивида в организации (занимаемая должность и формальное образование не определяют роли того или иного работника на предприятии).

    Требование большего внимания не к удержанию завоеванных позиций, а к стратегически перспективному развитию трудового потенциала предприятия.

    Усиление внимания не только к персоналу предприятия, но и ко всем доступным для привлечения человеческим ресурсам.

    Проблема распределения ответственности на предприятии

    Увеличение значения внешней мобильности внешней рабочей силы в противовес внутренней.

    Усложнение структуры вознаграждения постоянной части работников, сосуществующее с гораздо более простой формой вознаграждения временных работников.

    Возрастание значимости социальных гарантий со стороны работодателя для одной части работников в противовес ослаблению их роли для другой.

    Необходимость расширения информационной базы о труде и занятости для большинства категорий работников.

    История экономики труда.

Проблемы, являющиеся предметом экономики труда, впервые были достаточно глубоко проанализированы в книге Адама Смита (1723-1790) «Богатство наций», изданной в 1776 году. Будучи нацеленным на исследование общих закономерностей рыночной экономики, Смит пришел к выводу о неразрывной связи экономического развития и процесса разделения труда.

Вместе с тем Адам Смит показал необходимость существования товарного рынка для обмена излишками товара, неизбежно накапливающимися у их производителей. Развитие товарных рынков выступает, такие образам, необходимым условием повышения производительности труда, поскольку в противном случае ее рост будет бессмысленным и приведет лишь к возрастанию объемов не находящих сбыта товаров. Это же условие относится так же к найму новых работников. Другим ограничителем величины занятости, по мнению Смита, выступают размеры капитала.

Подход Смита является общеэкономическим. Он не акцентировал внимание на вопросах труда и занятости.

Куда более очевидной является трудовая направленность его исследования при анализе заработной платы. С точки зрения Смита ее величина определяется на рыночной основе в результате взаимодействия сторон трудовых отношений.

Подходы Адама Смита к проблемам тогда еще не сложившейся в качестве самостоятельной науки экономики труда нацелены на обоснование исследование основополагающей роли рыночных механизмов, развитие которых позволяет обеспечить решение всех хозяйственных – и в том числе экономико-трудовых проблем.

Как отдельная научная дисциплина экономика труда существует лишь около столетия. Стало быть, это еще очень молодая наука, самые пожилые представители которой еще помнят ее основателей.

Основные этапы становления экономики труда:

1) Первый этап ее становления и развития, охватывающий период приблизительно с последнего десятилетия 19 века до 20 годов 20 века. К началу этого периода окончательно произошло устранение тотального регулирования хозяйственной жизни со стороны государства, была разрушена система ремесленных гильдий со свойственной для них регламентацией. С другой стороны, труд стал гораздо строже подвергаться технологическому регулированию. Параллельно с этим появились ориентированные прежде всего на охрану труда профсоюзы, коллективные договоры, социальное законодательство и т.п. Соответствующие учреждения, организации, правовые нормы в сфере труда – все то, что теперь мы называем институтами – и были предметом исследования новой науки. Таким образом, на заре своего возникновения экономика труда еще не сформировалась как собственно экономическая наука, а теснейшим образом соприкасалась с исследованиями в области социальной политики, трудового права и общественных отношений. Тем не менее этот этап был необходим для становления экономики труда именно как экономической науки. В частности, был сформирован понятийно-терминолоический аппарат, обособивший новую науку от общей экономической теории и позволивший дать адекватное описание предмета ее исследования.

2) Второй этап развития экономики труда заключался в становлении экономики труда как науки, использующей экономические методы исследования для выявления экономических закономерностей. Отметим сразу, что в отличии от первого этапа развития, объединявшего ученых всех вступивших на путь индустриального развития стран, этот этап протекал в высокоразвитых странах Запада и в России совершенно по –разному. Более того, многим казалось, что между исследованиями в области экономики труда, происходившими в этих группах стран, не было ни чего общего и только теперь, по завершении целой исторической эпохи, можно увидеть, что они являлись составными частями единого процесса – становления экономики труда как экономической науки.

В России этот этап протекал в совершенно иных исторических условиях. На первый план здесь выдвинулась теория трудового процесса, не связанного непосредственно с функционированием рынка труда. Методы его исследования во многом заимствовались из неэкономических наук.

Результатом этого этапа явилось становление ряда научных дисциплин, связанных с организацией труда на уровне предприятия, в то время как совершенно очевидно, что западные исследования были нацелены на изучение функционирования рынка труда в региональном и национальном масштабе.

3) Третий этап развития экономики труда наступил в конце 60х, середине 70х годов 20 века, и связан, прежде всего, с изменением фундаментальных основ управления трудовой деятельностью. Если ранее ее основные параметры определялись руководством предприятия исходя из системы применяемых технологий и характеристик самих носителей рабочей силы, то теперь труд стал подвергаться регулированию не изнутри, а извне. Причинами этого изменения было возрастание степени мобильности рабочей силы, усложнение проблем защиты окружающей среды, глобализация экономики, усиление конкуренции на внешних рынках, революционные инновации, структурная перестройка экономики.

4) Четвертый этап в развитии экономики труда особенно интересен для нас потому, что мы являемся его свидетелями. Еще рано подводить итоги и тем более давать разъяснение.

Объект и предмет изучения экономики труда. Понятие экономики труда. Понятие о труде и человеческих ресурсах. Актуальные проблемы и задачи экономики труда.

Объект и предмет изучения экономики труда. Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.

Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Следовательно, правомерно говорить о социально-трудовых отношениях как о предмете экономики труда.

Теоретическое и методологическое развитие экономики труда как науки шло практически параллельно в странах Запада и в России. Однако предмет исследования существенно различался: в странах Запада он сводился к исследованию рынка труда, кривых спроса и предложения, состояния занятости и безработицы, оказавших влияние на заработную плату; в России многолетние исследования, проводившиеся институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (НИИ труда), охватили широкий круг проблем трудовых отношений непосредственно на самом производстве: организация труда, нормирование труда, улучшение условий и охраны труда, заработная плата как стимулятор роста производительности труда. При этом в отсутствие классического понимания рынка труда заработная плата не рассматривалась как рыночная категория.

С развитием рыночных отношений в экономике России возник вопрос об объединении зарубежных и отечественных направлений исследований и достижений практики, учитывающий специфические особенности развития российской экономики.

Потребность в расширении знаний о труде как источнике развития человека и общества объективно служит движущим мотивом раскрытия новых граней и возможностей в определении предмета «Экономики труда». Это обусловлено как развитием в целом экономической теории, так и развитием арсенала средств научно – технического прогресса, способствующих росту эффективности труда, созданию достойных условий жизни людей в обществе.

При становлении и развитии рыночных отношений в экономике можно полагать, что развитие «Экономика труда» будет исходить из основополагающей категории эффективность труда, т.е. соотношения между его затратами и результатом, затрагивая следующие направления:


Исследование содержания социально-трудовых отношений, рынка труда, занятости, механизма, регулирующего и обеспечивающего эффективное функционирование трудовых ресурсов и трудового потенциала общества;

Формирование экономических условий для роста производительности и эффективности труда в ходе осуществления экономических реформ;

Изучение трудовой мотивации и стимулов, обеспечивающих плодотворную и эффективную трудовую деятельность в процессе развития рыночных отношений;

Определение принципов управления воспроизводством и использованием ресурсов для трудовой деятельности применительно к различным уровня хозяйствования с выделением микро-, мезо- и макроэкономики труда: на микроуровне предмет экономики труда - изучение развития и использования трудового и творческого потенциала работников, повышения эффективности и доходности труда, уровня его оплаты на основе применения рациональных форм организации нормирования и стимулирования персонала; на мезоуровне предметом экономики труда является исследование и решение проблем занятости, рынков труда, социальной реабилитации и социальной защиты работников на территориальном уровне, формирование эффективной системы управления социально – трудовыми отношениями в конкретном регионе; на макроуровне предмет экономики труда - выработка стратегии развития социально-трудовой сферы, прогнозирование социально-трудовых показателей развития национальной экономики, формирование и развитие эффективного экономико-правового механизма регулирования трудовых отношений в обществе в интересах повышения эффективности национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.

Таким образом, можно определить, что в современных условиях предметом экономики труда является изучение социально – трудовых отношений в вопросах трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в целях повышения эффективности национальной экономики, непосредственно обусловливающей жизнеобеспечение человека и общества в целом.

Понятие экономики труда. Человек по природе своей существо социальное. Он живет среди других людей, создавая себе и своим близким более удобные условия существования. Так образуется мир экономики. История развития человечества - это история развития экономических отношений, в том числе в области общественного разделения труд. "Все вещи в труде" - сказано Екклесиастом. Не случайно именно о труде у народов мира сложилось наибольшее количество пословиц и поговорок, отражающих культуру, традиции и опыт. Не случайно отношения труда нашли воплощение во многих классических произведениях искусства.

Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как занятость, организация, оплата, эффективность и др. Экономика труда, являясь экономической наукой, поясняет процессы согласования и координации в обществе. Знание основ экономики труда позволит специалисту абстрагировано и аргументированно подходить к изучению происходящих событий, объяснять их движущие силы и оценивать значение.

Предмет экономики труда - это социально-экономические отношения , складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов - технического, организационного, кадрового и иного характера. Дисциплина изучает процесс труда, т. е. деятельность в развитии, динамике. Такой подход позволяет, отбросив случайное и обратив основное внимание на объективное и типичное, сформировать правильное мировоззрение в области трудовых отношений для дальнейшего более, углубленного изучения дисциплины.

В содержание "Экономики труда" включены как теоретические, так и практические вопросы труда и трудовых отношений, которые рассматриваются с точки зрения стоимостной оценки их результативности. Также "Экономика труда" включает изучение таких основных категорий и понятий, как воспроизводство рабочей силы в масштабах общества, функционирование рынка труда, политика занятости, организация труда, его условия и оплата, а также экономический анализ показателей экономики труда в целях выявления тенденций их изменения, планирования и прогнозирования.

Понятийный аппарат любой дисциплины излагается историческим или логическим путем. Исторический путь основан на использовании опыта и фактов, логический - на познании общественных понятий и категорий предмета, но оба они имеют много общего, в том числе используют объективные категории диалектики как метода изучения большинства современных научных дисциплин.

Развитие науки "Экономика труда" связано с исследованиями многих ученых, специалистов и просто пытливых и любознательных людей. Исторические документы донесли до нас информацию о применении сдельной оплаты труда в Древнем Риме, об "уроке" как мере работы упоминается еще в Библии. Значительный вклад в науку о труде внесли американские инженеры XIX в. Ф.У. Тейлор и Ф.Б. Джильберт. Вопросам экономики труда уделяли внимание русские ученые С.Г. Струмилин, А.К. Гастев и др.

Понятие о труде и человеческих ресурсах. Английский экономист Альфред Маршалл писал: «Всякий труд имеет своей целью произвести какой-либо результат. Хотя некоторые усилия человек предпринимает ради них самих, как, например, в играх для собственного удовольствия, они не рассматриваются как труд. Поэтому труд можно определить как всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы». Только труд, а не всякая работа участвует в достижении экономического роста.

Основой развития любой экономики является непрерывное совершенствование разделения труда. Именно разделение труда в единстве процессов кооперации и специализации, по сути, и означает развитие экономики от низших форм к высшим. Отсюда - труд как целесообразная деятельность человека во всех формах его проявления является предметом науки о труде. Одним из важных ее направлений является экономика труда, рассматривающая проблемы организации и оплаты труда, производительности и эффективности, нормирования труда, формирования спроса и предложения на труд, взаимодействия субъектов труда, управления трудом на предприятии, качества трудовой жизни, анализа трудовых показателей и др.

Современное развитие информационного общества неизбежно приводит к трансформации структуры и качества рабочей силы, возрастанию требований к профессионально-квалификационному уровню работников, дисциплине труда и др. Изменяются структурные характеристики рабочей силы, свидетельствующие об утрате прежней монолитности и однородности этой составляющей рынка труда. Так, помимо постоянно занятых, обычно пользующихся системой социальных выплат и привилегий, растет численность других категорий работников, а именно, частично и временно занятых; работающих по договорам «аренды рабочей силы»; занятых по специальным трудовым контрактам. Эти группы работающих в относительно меньшей степени зависят от работодателя, они обладают большими возможностями маневрирования на рынке труда.

Коренные изменения происходят и в статусе постоянно занятых работников. Современные наукоемкие и информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально-квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления, услуг и др. Эта ломка выражается, в частности, в совмещении профессиональных знаний, в возникновении смежных профессий, что наиболее ярко проявляется в сложном автоматизированном производстве, где подчас требуются знания из многих отраслей техники, электроники, механики, программирования и др. Одновременно имеет место совмещение и относительно несложных профессий во многих отраслях промышленности, торговле, сфере финансов и др.

В настоящее время происходят значительные изменения в структуре затрачиваемого общественного труда. Все эти процессы связаны, так или иначе, с экономией живого труда, его вытеснением непосредственно из самого производственного процесса. Живой труд, непосредственно включенный в производство как главная производительная сила, все больше отходит на задний план и становится вторичным по отношению к всеобщему универсальному труду, который опирается на всю сумму научных знаний, достижений культуры, традиций и других ценностей, накопленных человечеством. В информационном обществе такой труд становится главной составляющей деятельности человека. Всеобщий универсальный труд может проявляться двояким образом: во-первых, в труде крупных коллективов людей с разнообразными специальностями и опытом, а во-вторых, в деятельности отдельных людей, использующих в своем труде в той или иной степени сумму научных, технических и культурных достижений человечества. В последнем случае классическое единство места и времени перестает быть необходимой характеристикой производственной деятельности. Ярким примером тому является распространение виртуальной занятости. Повсеместно наблюдается также снижение доли непосредственно производственных рабочих мест при увеличении доли так называемых непроизводственных.

Таким образом, возникает парадокс «исчезновения труда» в непосредственном производстве. Кажется, что капитал, использующий живой труд, утрачивает свой смысл. Это дало возможность сформулировать теорию, утверждающую, что в результате технологических инноваций на самом деле происходит не присвоение возросшего количества неоплаченного труда, а его сбережение.

Занятость в современном производстве по своей структуре все больше приобретает форму пирамиды. Ее вершина показывает, что занятость стремится к нулю и представляет собой производственную сферу; по мере движения вниз от вершины пирамиды растет занятость в различных вспомогательных отраслях (инфраструктура, наука, образование и др.). Все эти изменения дали основание ведущим экономистам (В. Леонтьев, Дж. Нейсбит, Д. Белл) пересмотреть теорию трудовой стоимости и, взамен труда как главного фактора, образующего стоимость, выдвинуть на первый план знания и информацию.

Изменение качественных характеристик применяемого живого труда прямо влияет на распределение всего трудоспособного населения. Но в сознании людей все еще существует ряд представлений, которые, возможно, вскоре устареют. Во-первых, антитеза «умственный труд - физический труд» будет заменена, скорее всего, на «творческий труд–стандартный труд», при этом стандартный труд может быть не только физическим по содержанию. Во-вторых, труд перестанут рассматривать как чисто производственную деятельность. Подобная точка зрения привела к тому, что многие специалисты и обычные люди негативно относятся ко всем категориям непроизводственных должностей, которые якобы ничего не вносят в прирост национального богатства. Однако во всем мире сегодня на 1 рабочее место в производственной сфере приходится 3–4 места в непроизводственной.

Постепенно формируются новые общие квалификационные требования, которые предъявляются, прежде всего, к современным профессиям, имеющим дело с наукоемкими и информационными технологиями. К таким требованиям относятся: способность к абстрактному мышлению; умение оперировать информацией и знаниями; умение программировать, аналитически и логически мыслить, так называемая «новая грамотность»; способность быстро реагировать на всякое изменение ситуации и, в связи с этим - понимание того, как функционируют экономические, технологические и социотехнологические системы и, какова взаимосвязь между ними.

Все перечисленные обстоятельства обусловливают тот факт, что управлять творческими интеллектуальными работниками с помощью традиционных методов невозможно. Поэтому сегодня речь идет о формировании системы инновационного управления трудом, наиболее адекватной современному этапу развития экономики.

Объектом инновационного управления трудом являются человеческие ресурсы организации, а предметом - развитие творческого потенциала и инновационного поведения работников. Следует отметить, что инновационное управление трудом, с одной стороны, наиболее характерно для инновационных организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях экономики, но, с другой стороны, любая современная организация, которая хочет успешно конкурировать в рыночной среде, должна реализовывать инновационные принципы и методы управления.

К их числу можно отнести переход от функциональных подразделений к процессным командам, от работы, ориентированной на простые задачи, - к решению многомерных задач, от контроля над работниками - к наделению их полномочиями и др. При этом теория решения изобретательских задач, а также идеи реинжиниринга становятся центральными в научно-методическом обеспечении процессов инновационного управления трудом.

При этом труд рассматривается как важный фактор производства, для анализа которого требуется разработка особых методологических подходов. Это объясняется тем, что человеческие ресурсы, понимаемые не только как фактор экономического развития (трудовые ресурсы), но и как его цель, занимают центральное место в структуре производительных сил общества во всех высокоразвитых странах мира. Для их исследования требуются особые подходы. В частности, лауреат Нобелевской премии по экономике Р. Солоу в своей работе «Рынок труда как социальный институт» отметил, что «занятость и доход, который она приносит, не есть простой эквивалент, соответствующий набору потребительских товаров» и, следовательно, должны анализироваться иным образом.

В связи с этим управление трудом имеет особое, отличное от управления всеми другими факторами производства, значение. Следует учитывать как основную роль труда в процессе экономического развития, так и уникальные характеристики носителей способности к труду, превращающие процесс управления трудом в многокритериальную творческую деятельность.

Появление экономики труда как методологического направления в науке о труде было обусловлено социальной потребностью практики, развитием и усложнением производства, что и предопределило место и роль данного курса в системе социально-экономических наук. В будущем это направление получит приоритетное развитие.

Во-первых, экономика труда является теоретической основой всех других наук о труде, в которой рассматриваются самые различные аспекты трудовой деятельности (а также ее условия и процесс подготовки к ней), но только на теоретико-методологическом уровне.

Во-вторых, экономика труда является наиболее «чистой» экономико-трудовой наукой. Поведение предприятий и индивидов рассматривается в ней как экономическое поведение, определяемое, прежде всего соотношением выгод и потерь, а не существующими нормами и традициями. Все другие науки о труде содержат существенную неэкономическую составляющую. Так, один из разделов выдержавшего несколько изданий английского учебника «Управление человеческими ресурсами» содержит в себе сведения исключительно из области социологии и психологии.

В-третьих, экономика труда нацелена в первую очередь на изучение проблем труда в пределах предприятия и его непосредственного окружения, поскольку в любых социально-экономических условиях реальная трудовая деятельность осуществляется именно на предприятиях, а, стало быть, процессы, происходящие на более высоком уровне, так или иначе, определяются ими.

В конечном счете, большинство разделов экономики труда выступают в качестве основы других социальных и экономико-трудовых дисциплин. Вместе с тем наиболее сложные, имеющие принципиальное значение проблемы этих наук становятся предметом рассмотрения в экономике труда.

Приоритетными направлениями экономики труда являются:

Оценка наиболее важных качественных и количественных параметров трудовой деятельности и факторов их формирования;

Выявление наиболее существенных тенденций в сфере труда;

Анализ и прогнозирование различных процессов в сфере труда;

Изучение рынка труда и основных особенностей мобильности работников;

Рассмотрение процессов управления трудом и их регулирования, вознаграждения работникам систем мотивационных и компенсационных выплат;

Изучение механизмов проведения в жизнь государственной (федеральной и региональной) политики и оценка ее воздействия на сферу труда;

Анализ социально-трудовых показателей и др.

Актуальные проблемы и задачи экономики труда. В настоящее время происходят глобальные изменения в сфере труда, затрагивающие как характер трудового процесса, так и функционирование рынка труда. Эти преобразования идут параллельно и оказывают влияние друг на друга. Их рассмотрение немыслимо без анализа глубоких изменений в системе трудовых отношений.

Назовем некоторые актуальные проблемы экономики труда, каждая из которых может быть предметом исследований различного уровня. При этом систематизация этих сложных и взаимосвязанных между собой проблем сама по себе может быть предметом исследования.

1. Необходимость роста эффективности труда и создания соответствующей ей организации, несмотря на противоречивые колебания конъюнктуры рынков.

2. Усложнение взаимосвязи между производительностью и социальными параметрами трудового процесса. В высокоразвитых странах мира вплоть до начала 80-х гг. задачи роста удовлетворенности трудом и повышения его производительности нередко рассматривались как находящиеся на одном уровне. Между тем, совершенно очевидно, что их взаимосвязь носит сложный динамический характер и требует специального механизма разрешения возникающих противоречий и поиска взаимоприемлемых компромиссов.

3. Появление более сложных характеристик, отражающих положение индивида в организации. Во многих случаях занимаемая должность и уровень формального образования уже не определяют роли того или иного работника на предприятии. Поэтому основные статусные характеристики перестают быть постоянными и все более определяются текущими особенностями деятельности работника.

4. Требование уделять больше внимания стратегически перспективному развитию трудового потенциала предприятия, а не удержанию завоеванных позиций. Поскольку всем предыдущим этапам развития рынка труда была свойственна ориентация на сохранение существующих рабочих мест, а не на содействие их обновлению, то и политика предприятия была изначально нацелена на то, чтобы защитить уже занятых людей, а не обеспечить прогрессивную структуру занятости.

5. Проблема распределения ответственности в организации. Исторически эта задача рассматривалась как прерогатива руководства. Однако в современных условиях все чаще работник (либо группа работников) сам берет на себя ответственность, что в принципе свидетельствует о необходимости предоставления ему больших прав. Не вызывает сомнений то, что это противоречит традиционным представлениям об управлении трудом и требует разработки специальных механизмов.

6. Рост значения внешней мобильности рабочей силы в противовес внутренней. Двумя важнейшими следствиями этого процесса является снижение значения такой традиционной цели работников, как устойчивость отношений занятости (по крайней мере, для части персонала) и возрастание значимости контактов с группами работодателей, выходящее за рамки традиционного нормативного регулирования. Все это требует новых подходов к анализу.

7. Усложнение структуры вознаграждения постоянной части работников, сосуществующее с гораздо более простой формой вознаграждения временных работников. Данное обстоятельство значительно осложняет сравнительную оценку экономического положения названных групп. 8.Возрастание значимости социальных гарантий со стороны работодателя для одной части работников в противовес ослаблению их роли для другой. Последнее объясняется тем, что место этих гарантий занимает поддержка со стороны различных социальных учреждений, профессиональных организаций, а также - за счет собственных средств. Экономическая оценка подобных гарантий представляет собой сложную задачу.

8. Необходимость расширения информационной базы о труде и занятости для большинства категорий работников. Все большее разнообразие форм найма и других вариантов взаимодействия работника и предпринимателя не укладывается в традиционную схему описания характеристик занятых и безработных. Она должна быть расширена путем введения новых параметров, более полно отражающих их отношения с точки зрения неизбежных потерь и получаемых выгод.

Все перечисленные проблемы требуют проведения большой аналитической работы с целью формирования моделей трудовых отношений, адекватных новым экономическим условиям, для которых характерно:

1. Снижение значения специфических (применимых лишь на единичных предприятиях региона) знаний как фактора монопольного положения групп работников и даже их отдельных представителей. В результате изменились следующие параметры системы трудовых отношений: степень их устойчивости; влияние профсоюзов, «стоящих» за областями специфических знаний; зависимость работников и работодателей, соответственно, от конкретных предприятий и рынков труда.

2. Усиление роли востребованных на рынке областей знания, которые не могут быть, в силу своей широты, даже номинально закреплены за отдельным работником. Типичным примером в современных условиях являются знания по реструктуризации и реинжинирингу предприятий. Эти области знания охватываются организациями работников, объединенных по профессиональному признаку, причем функция распределения работ нередко переходит от работодателя к объединению работников.

3. Возрастание степени коммерциализации объединений работников. Они все чаще превращаются в самостоятельно функционирующие экономические субъекты, в то время как объединения работодателей все чаще вынуждены участвовать в деятельности, не нацеленной на извлечение прибыли.

4. Постепенное преобразование трудовых отношений между некоторыми работниками и работодателями в договорные отношения. Их можно уподобить взаимодействию двух отдельных, не подчиняющихся друг другу предприятий. При этом одной из сторон этих отношений все чаще выступают преобразованные организации работников одной профессии.

5. Постепенное снижение влияния профсоюзов, организованных по заводскому принципу при возрастании роли профессиональных союзов, объединяющих работников одной профессии, либо ряда смежных профессий (т. е. профессиональных союзов в узком и - одновременно - первоначальном смысле этого слова). Одновременно профсоюзы традиционного заводского типа подвергаются все большей радикализации: они начинают заниматься политическими вопросами в ущерб экономическим.

6. Снижение значения открытых форм противодействия занятых и работодателей с параллельным усилением их скрытой конфронтации. Она часто вызвана стремлением овладеть собственностью, а также рыночными интересами работников, противоречащими интересам работодателя.

7. Формирование дифференцированных систем построения трудовых отношений для работников с различным статусом. Часто этот процесс не имеет законодательного закрепления. Типичным примером является «двухъярусная» система заработной платы на многих предприятиях США, предполагающая дифференциацию вознаграждения между работниками с различным трудовым стажем.

8. Появление организаций, автономно регулирующих свои трудовые отношения. К этой категории относятся многочисленные организации и предприятия неформального сектора экономики.

9. Рост значения систем трудовых отношений без профсоюзов (так называемых неюнионизированных моделей). В этом случае большое значение приобретают такие находившиеся ранее на периферии системы трудовых отношений элементы, как системы подачи жалоб и предложений. Другим важным следствием внедрения подобной системы является возрастание роли индивидуальных трудовых контрактов.

10. Демонополизация и индивидуализация трудовых отношений, обусловленная как возникновением различных профессиональных организаций, так и возрастанием числа вариантов карьеры работников. Характер трудовых отношений в этом случае все чаще определяется в ходе непосредственных переговоров работника и работодателя.

11. Возрастание значимости трудовых отношений, в которые вступают представители тех или иных меньшинств на рынке труда (женщины, молодежь, инвалиды, беженцы и т. д.). В свою очередь мужчины среднего возраста, которые всегда были ядром рабочей силы, все чаще не находят устраивающей их работы и оказываются за пределами традиционных отношений занятости (под которыми понимают занятость у одного работодателя на сложившихся условиях). В силу этого, с одной стороны, происходит индивидуализация трудовых отношений, а с другой - усечение их системы, что связано с существенными неэкономическими интересами.

12. Постепенное превращение системы трудовых отношений в составную часть более общей системы, включающей в себя также отношения по поводу собственности, рыночной деятельности и защиты окружающей среды. При этом трудовые отношения нередко превращаются в фактор противопоставления производственных коллективов и территориальных сообществ.

Новая российская экономика требует проведения глубокой реструктуризации системы управления производством на научной основе. Центральное место в этой системе занимает система управления трудом на уровне предприятия.

Известно, что предприятие работает так, как им управляют. В настоящее время резко увеличилось воздействие деструктивных факторов на деятельность предприятия, и ему приходится постоянно приспосабливаться к трудностям, опасностям и вызовам как внешнего, так и внутреннего свойства. Подобный динамизм и жесткие требования рынка вызывают потребность в выработке целого комплекса антикризисных мер, глубокой реструктуризации всего производственного аппарата. Эти меры не являются чисто интуитивными и тем более импульсивными действиями руководителей предприятия.

Изучение экономики труда позволяет с системных позиций использовать методологические и методические основы системы управления трудом на предприятиях различных форм собственности.

В соответствии с этим можно сформулировать следующие задачи «Экономики труда»:

Дать целостное представление об экономико-трудовых проблемах мировой и российской экономики и основных направлениях их решения;

Выявить основные характеристики труда, воздействующие на уровень его эффективности;

Раскрыть основные закономерности функционирования рынка труда, в том числе рынка труда в пределах предприятия;

Описать систему управления трудом на предприятии, соответствующую условиям современной российской экономики;

Определить основы формирования систем трудового вознаграждения применительно к различным категориям работников с учетом факторов его дифференциации;

Установить основные факторы управления трудом предприятия;

Изучить методический аппарат по организации мониторинга трудовых показателей и осуществлению их всестороннего анализа;

Овладеть навыками исследования экономико-трудовых процессов в ходе решения всего комплекса задач, стоящих перед предприятием, а также проведения анализа социально-трудовых показателей.

Таким образом, экономика труда - это часть экономической науки, которая изучает закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов. По своей природе в отличие от общей экономической теории и отраслевых экономик экономика труда исследует определенный круг проблем (функцию), имеющий место в любом виде деятельности и в каждой отрасли экономики, а в силу этого она относится к типу функциональных экономических наук. Объектом экономики труда является труд - центральный элемент общественного производства, который имеется во всех отраслях и сферах экономики. Труд изучается и другими науками, такими как физиология и психология труда, эргономика, социология труда, трудовое право, статистика труда, гигиена труда и др. Для всех этих дисциплин труд служит объектом исследования. Различаются же эти дисциплины предметом исследования, т.е. тем, какую сторону и какие свойства объекта они изучают. Предмет экономики труда - экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и условия их эффективности, экономические отношения людей, возникающие по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке - на предприятиях, в организациях, учреждениях.

Труд как один из факторов производства оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Среди таких показателей в сфере материального производства решающее значение имеют показатели прибыли и производительности, в том числе производительности труда, а на предприятиях и в организациях бюджетной сферы - показатели общей производительности, производительности труда и др. От того какими методами рассчитываются показатели, зависят их точность, адекватность измеряемым параметрам деятельности.

Человеческие ресурсы для труда представляют собой часть населения, занятого трудовой деятельностью, а также незанятого, но желающего работать и ищущего работу. Эта категория людей называется экономически активным населением. Закономерности его воспроизводства и развития находятся в непосредственной зависимости от количественных и качественных характеристик населения страны, форм и динамики его движения (естественного, механического и социального), региональных особенностей и определяются экономическими, социальными, политическими и другими процессами в обществе.

Ресурсы для труда вовлекаются в производство и непроизводственную сферу через рынок труда, который также имеет разные характеристики, модели, сегменты. С рынком труда прямым образом связаны такие социально-экономические категории, как занятость населения и безработица. Их изучение необходимо для выработки эффективной политики государства и профсоюзов на рынке труда, целенаправленного позитивного воздействия на процессы занятости и безработицы.