Аис 3 налог принцип работы. Обучение аис налог

Автоматизированная информационная система в налогообложении представляет собой форму организационного управления органами налоговой службы на базе новых средств и методов обработки данных, ис­пользования современных информационных технологий. АИС позво­ляет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, сни­зить трудоемкость и рационализировать управленческую деятель­ность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Цели функционирования автоматизированной информационной системы в налогообложении можно сформулировать следующим образом:

    Повышение эффективности функционирования системы на­логообложения за счет оперативности и повышения качества при­нимаемых решений.

    Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

    Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

    Повышение достоверности данных по учету налогоплатель­щиков и эффективности контроля за соблюдением налогового за­конодательства.

    Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

    Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

    Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

    Информирование администрации различных уровней о по­ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

    Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех дея­тельности налоговой системы России во многом зависит от эффек­тивности функционирования АИС. Автоматизированные инфор­мационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в техно­логическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, рас­пространение и отображение информации с целью снижения трудоем­кости процессов использования информационного ресурса, а также по­вышения их надежности и оперативности. Информационными ре­сурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена ме­жду источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является ин­форматизация налоговых органов, предполагается использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры на­логовых органов.

Тема 3. Основные принципы построения и структура налоговых информационных систем

1. Основные принципы построения налоговых ин­формационных систем

2. Структура налоговых инфор­мационных систем

1. Основные принципы построения налоговых ин­формационных систем

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих на­логовых органов, является многоуровневой. Существующая в стра­не система налоговой службы состоит из большого числа элемен­тов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внут­ренними и внешними связями. Для нормального функционирова­ния системы осуществляется управление как отдельными элемен­тами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В на­логовой системе процесс управления является процессом инфор­мационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содер­жательную направленность АИС. В зависимости от функций, вы­полняемых налоговыми органами, в функциональной части выде­ляются подсистемы. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономиче­ским содержанием, достижением конкретной цели, которую долж­на обеспечить функция управления. В комплексе задач использу­ются различные первичные документы и составляется ряд выход­ных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нор­мативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаи­мосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техниче­ское, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организа­ционного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показате­лей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автома­тизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых со­ставляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих переда­вать информацию между различными автоматизированными рабо­чими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимо­действии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разно­образных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налого­выми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элемен­тов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достовер­ность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе дан­ных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обес­печить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен инфор­мацией как внутри системы, так и между другими системами оди­накового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реали­зацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов об­работки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся опе­рационных систем различных типов, пакетов прикладных про­грамм, ориентированных на обработку данных и решение функ­циональных задач, систем управления базами данных, обеспечи­вающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворе­ния его информационного запроса, пакетов программ, обеспечи­вающих обмен информацией между системами и т.д. В информа­ционном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие класси­фикаторы информации, иметь хорошо организованные информа­ционные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользо­вателями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это прежде всего информационное объединение налого­вых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вы­числительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осущест­вляются анализ предметной области и разработка постановки зада­чи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры на­логового органа и разработки технического задания, для чего ис­пользуются методы информационного анализа, исследования опе­раций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логи­ческих моделей системы налогообложения. Важнейшей частью со­здания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных техно­логиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное ме­сто в проекте занимают информационно-справочные системы, та­кие, как законодательные и нормативные акты по налогообложе­нию, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их исполь­зования не обходится ни одно структурное подразделение налого­вых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант Плюс», «Гарант» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проек­тирования является определение состава и структуры профессио­нальных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законо­дательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства. Следующим этапом является рабочее про­ектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию не­обходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс техниче­ской документации на систему. Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие про­граммных продуктов начиная от операционных систем до языков программирования. По окончании рабочего проектирования про­водится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществ­ляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результа­ты, критические точки отказов, критические временные периоды.

В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исход­ные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реаль­ные информационные совокупности и содержит всевозможные ва­рианты и сочетания информационных условий каждой функцио­нальной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения со­ставляется акт, в котором содержатся оценка полученного резуль­тата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устра­нения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функ­ционирования системы налоговой службы.

АИС "Налог-3" - новая разработка от ФНС

ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Преимущества новой системы:
Исключить дублирование, а значит, противоречивость данных.
Вести всю работу с актуальной целостной информацией.
Исключение передачи сведений между уровнями (местным, региональным, федеральным) и межинспекционный обмен данными.
Любые изменения в данных доступны всем налоговым органам незамедлительно.
Используется централизованная нормативно-справочная информация.
Систему нового поколения назвали АИС «Налог-3». Среди налоговиков ее прозвали - "налоговый автомат". Предполагается, что большинство процессов будут автоматизированы. Так ли это?

В тестировании АИС «Налог -3» участвуют все инспекции в 9 базовых и 18 стартовых регионах – всего 430 инспекций.

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:
- транзакционный сегмент;
- аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент.
Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую.
При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Аналитический сегмент
В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.
Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства.
В АИС Налог-3 планируется создание Единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и который должен объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления - ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления - Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования - Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).
Цель - создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.

Опытная эксплуатация АИС «Налог-3» показывает, что с 1 января 2014 года даже при условии готовности функционала полномасштабный одномоментный запуск АИС «Налог-3» в промышленную эксплуатацию не представляется возможным. Это обусловлено 2 основными причинами:
Во-первых, текущая инфраструктура федерального ЦОД не может обеспечить все потребности АИС «Налог-3» и необходимо планировать пошаговое внедрение АИС Налог-3 с учетом этапов работ по созданию больших ЦОДов.
2-я причина – неготовность баз данных инспекций к переносу как в транзакционный сегмент, так и аналитический. Время, необходимое на исправление ошибок, несопоставимо с их объемом и временем, оставшимся до конца текущего года.
В этой связи группой управления проектом ФНС подготовлены предложения о поэтапном внедрении части подсистем АИС «Налог-3» и продолжении опытной эксплуатации всех остальных.

В части транзакционного сегмента:
Сентябрь 2013 года - Запускается в промышленную эксплуатацию программное обеспечение идентификации физических лиц и объектов собственности. В отношении идентификации физических лиц соответствующий приказ и план-график подключения регионов уже утверждены.
Январь 2014 года - Первыми вводятся в промышленную эксплуатацию обеспечивающие подсистемы: Централизованная система управления доступом, Подсистема Управления кадрами, Системы юридически значимого документооборота
2-й квартал 2014 года (май) - Ввод в эксплуатацию первых транзакционных подсистем. Ими станут Централизованная система регистрации и Централизованная система учета налогоплательщиков. Обращаю внимание, что к этому времени налоговыми органами должны быть завершены все работы по подготовке данных по блокам, связанным с перечисленными системами
3-4 квартал 2014 года - Планируется запустить полнофункциональную версию АИС «Налог-3» в 9 Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.

В части аналитического сегмента:
Ноябрь 2013 года - Налоговые органы должны обеспечить первоначальное наполнение аналитического сегмента хранилища в объеме всей страны. Приказ и план-график подъема данных находится в высокой степени готовности и будет утвержден в ближайшее время.
Январь 2014 года - Ввод в эксплуатацию аналитической подсистемы Досье налогоплательщика, личного кабинета юридического лица При этом параллельно начнутся работы по наполнению аналитического сегмента новыми группами данных, в первую очередь в части контрольной работы, и выводу из эксплуатации ПК ВАИ.
3-4 квартал 2014 - Будут: разработаны приложения для автоматической классификации налогоплательщиков и мониторинга налоговой базы регионов и налогоплательщиков модернизированы федеральные информационные ресурсов с учетом внедряемых транзакционных подсистем и расширения состава данных аналитического слоя.

Обеспеченность регионов средствами вычислительной техники, необходимыми для внедрения.
По данным на 1 сентября текущего года налоговые органы на 54,6% обеспечены средствами вычислительной техники, отвечающими требованиям АИС «Налог-3». С учетом предстоящих закупок текущего года прогноз обеспеченности на 1 февраля 2014 года составляет 89,6% (в стартовых регионах – 100%).

Этапы обучения АИС «Налог-3»
В 2013 году начат процесс обучения АИС «Налог-3». Первыми обучение прошли сотрудники рабочих групп базовых налоговых органов, принимающие непосредственное участие в функциональном тестировании. Анкеты слушателей 1-го этапа послужили источниками для доработки учебного материала для 2-го этапа – обучения репликаторов.
2 этап обучения специалистов:
Начало 11.11.2013 года – окончание 13.12.2013 года
Обучение проходят главные технологи, а также специалисты Управления и инспекций по следующим направлениям:
Учет налогоплательщиков – юридических и физических лиц
Камеральные налоговые проверки физических лиц
Камеральные налоговые проверки юридических лиц
Выездные налоговые проверки
Урегулирование задолженности. Обеспечение процедур банкротства
Юридическая работа, в том числе досудебное урегулирование
Ввод данных
Информационные технологии
Продолжительность обучения – 40 часов
3 914 репликаторов в целом по стране, в том числе:
951 чел. очное обучение в целом по стране
2 963 чел. заочное обучение в целом по стране

Программа подготовки

в АИС «Налог-3»

Учебный план


п/п

Наименование темы

Количество часов


Всего

по видам занятий

лекции

практ.
занятия


Основы архитектуры АИС «Налог – 3».

3

2

1



Основы работы в АИС «Налог-3»

5

1,5

3,5

Практические задания на компьютере

Бизнес-процессы функции регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их выполнение в АИС «Налог-3».

8

2

6

Практические задания на компьютере

Бизнес-процессы функции учета налогоплательщиков и их выполнение в АИС «Налог-3»".

12

2,5

9,5

Практические задания на компьютере

Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности в АИС «Налог-3».

3

1,5

1,5

Практические задания на компьютере

Итоговое тестирование.

1

-

1



ИТОГО

32

9,5

22,5*)

*) Объем практических занятий по выполнению конкретных функций налогового администрирования составляет более 70%.

Учебно-тематический план

Курс 1. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков

в АИС «Налог-3»


п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации и контроля знаний


всего

по видам занятий

лекции

практ.
занятия




3

2

1



1.1.



1

1

-

1.2.

Особенности архитектуры АИС «Налог-3».

1

0,5

-

1.3.



1

0,5

1



5

1,5

3,5

Практические задания на компьютере.

2.1.



2,5

1

1,5

2.2.



2

0,5

1,5

2.3.

Мониторинг бизнес-процессов.

0,5

-

0,5



8

2

6

Практические задания на компьютере.



3

1

2



2,5

0,5

2



2,5

0,5

2



12

2,5

9,5

Практические задания на компьютере.

Учет российских организаций.

3

0,5

2,5

Учет иностранных организаций.

2

0,5

1,5

Учет физических лиц.

3

0,5

2,5

Практические задания на компьютере.

.

2

0,5

1,5



2

0,5

1,5



3

1,5

1,5

Практические задания на компьютере.



2

1

1



1

0,5

0,5

Итоговое тестирование.

1

-

1

Зачет в форме электронного тестирования

ИТОГО

32

9,5

22,5


Учебная программа

Курс 1. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков

в АИС «Налог-3»

  1. Введение.

Учебная программа ориентирована на подготовку сотрудников отделов государственной регистрации и учета налогоплательщиков налоговых органов к работе с прикладными подсистемами автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.

Целью курса является приобретение сотрудниками налоговых органов знаний, умений, навыков, позволяющих вести свою профессиональную деятельность в АИС «Налог – 3».

Программа курса предусматривает изучение слушателями особенностей построения и архитектуры, основ работы в системе и выполнения функций по государственной регистрации и учету налогоплательщиков в АИС «Налог–3».

Продолжительность учебной программы: 32 учебных часа.

Форма обучения: дистанционная - с отрывом от государственной гражданской службы.

  1. Перечень тем курса и виды занятий


п/п


Наименование тем

Виды занятий

Основы архитектуры АИС «Налог – 3».

1.1.

Функции ФНС России в концепции АИС «Налог–3», Бизнес-процессы ФНС России.

Лекция.

1.2.

Особенности архитектуры АИС «Налог-3»

Лекция,
практическое занятие.

1.3.

Централизованная система управления доступом. Типовые роли.

Лекция,
практическое занятие.

Основы работы в АИС «Налог-3»

2.1.

Интерфейс единого клиентского приложения.

Лекция,
практическое занятие.

2.2.

Обработка пользовательских заданий.

Лекция,
практическое занятие.

2.3.

Мониторинг бизнес-процессов.

Практическое занятие

Бизнес-процессы функции регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их выполнение в АИС «Налог-3».

Государственная регистрация ЮЛ.

Лекция,
практическое занятие.

Государственная регистрация ИП, КФХ.

Лекция,
практическое занятие.

Внесение записей и сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Лекция,
практическое занятие.

Бизнес-процессы функции учета налогоплательщиков и их выполнение в АИС "Налог – 3".

Учет российских организаций

Лекция,
практическое занятие.

Учет иностранных организаций

Лекция,
практическое занятие.

Учет физических лиц

Лекция,
практическое занятие.

Учет индивидуальных предпринимателей

Лекция,
практическое занятие.

Контроль представления сведений о счетах налогоплательщиков в банках.

Лекция,
практическое занятие.

Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности в АИС «Налог-3».

Работа с Аналитическим сегментом данных в АИС "Налог – 3".

Лекция,
практическое занятие

Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности.

Лекция,
практическое занятие

Итоговое тестирование.

Зачет в форме электронного тестирования
  1. Реферативное описание разделов

РАЗДЕЛ 1. Основы архитектуры АИС «Налог–3».


  • бизнес – процессы ФНС России, группы функций ФНС России и их характеристика;

  • принципы построения архитектуры: сегменты данных, подсистемы общего назначения; прикладные подсистемы; подготовка и перенос данных в АИС «Налог – 3» из ПК «Система ЭОД»;

  • Централизованная система управления доступом, понятие типовой роли.

РАЗДЕЛ 2. Основы работы в АИС «Налог-3».

В разделе изучаются следующие вопросы:


  • интерфейс Единого клиентского приложения: термины, понятия, определения; обработка пользовательских заданий;

  • мониторинг бизнес-процессов;
При изучении данного раздела слушатели выполняют на компьютере практические задания в форме лабораторных работ, представленные в форме программных интерактивных обучающих симуляций.

РАЗДЕЛ 3. Бизнес-процессы функции регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их выполнение в АИС «Налог-3»:

В разделе изучаются следующие вопросы:


  • государственной регистрации юридических лиц;

  • государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств;

  • внесение записей и сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП по сообщениям различных источников;
При изучении данного раздела слушатели выполняют на компьютере практические задания в форме лабораторных работ, представленные в форме программных интерактивных обучающих симуляций.

РАЗДЕЛ 4. Бизнес-процессы функции у чета налогоплательщиков и их выполнение в АИС «Налог-3»:

В разделе изучаются следующие вопросы:


  • учет российских организаций;

  • учет иностранных организаций;

  • учет физических лиц;

  • учет индивидуальных предпринимателей;

  • контроль представления сведений о счетах налогоплательщиков в банках.
При изучении данного раздела слушатели выполняют на компьютере практические задания в форме лабораторных работ, представленные в форме программных интерактивных обучающих симуляций.

РАЗДЕЛ 5. Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности в АИС «Налог-3». :

В разделе изучаются следующие вопросы:


  • работа с Аналитическим сегментом данных в АИС «Налог-3»;

  • формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности.
При изучении данного раздела слушатели выполняют на компьютере практические задания в форме лабораторных работ, представленные в форме программных интерактивных обучающих симуляций.
РАЗДЕЛ 6. Итоговое тестирование.

Итоговое тестирование – зачет в форме электронного тестирования.

  1. Планы практических занятий


п/п

Наименование практических занятий

Часов

Централизованная система управления доступом. Типовые роли.

1

Интерфейс единого клиентского приложения.

1,5

Обработка пользовательских заданий.

1,5

Мониторинг бизнес-процессов.

0,5

Государственная регистрация ЮЛ.

2

Государственная регистрация ИП, КФХ.

2

Внесение сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

2

Учет российских организаций

2,5

Учет иностранных организаций

1,5

Учет физических лиц

2,5

Учет индивидуальных предпринимателей

1,5

Контроль представления сведений о счетах налогоплательщиков в банках.

1,5

Работа с Аналитическим сегментом данных в АИС "Налог – 3".

1

Формирование государственных реестров и статистической отчетности по направлениям деятельности.

0,5

Итоговое тестирование.

1

Итого:

22,5
Описание процесса подготовки.

Подготовка сотрудников налоговых органов к работе с АИС «Налог-3» по данной программе будет проводится Учебном центром по месту нахождения слушателей с отрывом от работы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Обучение по программе проводится в течение 4-х учебных дней.

Ежедневный план учебных занятий включает:

Вебинары, которые проводятся преподавателем со слушателями в виртуальных классах (3-4 учебных часа в первой половине дня);

Практикум, которые слушатели выполняют самостоятельно под контролем кураторов групп (по 4-5 учебных часа во второй половине дня).

Вебинары проводятся учебными потоками, объединяющими 2-3 учебных группы.

По завершению обучения слушатели сдают в ПАК СДО итоговый тест.

По результатам работы слушателей в процессе занятий и тестирования выдается свидетельство Учебного центра о прохождении подготовки.

По данному курсу запланировано проведение 28 учебных потоков.

Методика и ресурсы для проведения дистанционной подготовки

В процессе дистанционной подготовки по данной программе предусматривается использование следующих учебных ресурсов и технологий:


  1. Учебный комплект по каждой программе подготовки, включающий учебно-методические материалы в структурированном электронном виде, в дополнение к которому прилагается учебное пособие в печатном или электронном виде.

  2. Система дистанционного обучения (ПАК СДО).

  3. Система проведения вебинаров.

  4. Специализированный информационный сайт по программам подготовки.

  5. Учебный стенд – учебная модель, реализующая набор функций АИС «Налог-3», изучаемых Слушателями в процессе подготовки. Разворачивается на ресурсах ФНС России, доступен Слушателям через ПАК СДО.
Состав учебного комплекта по программе подготовки:

  • учебное пособие по особенностям архитектуры и основам работы в АИС «Налог-3 (в печатном виде или электронном виде в формате PDF);

  • презентации в электронном виде (в формате PPT) по темам учебно-тематического плана программы подготовки;

  • практикум (видеоролики, программные тренажеры, лабораторные работы);

  • методические рекомендации по использованию учебных ресурсов дистанционного обучения.
Для организации дистанционного обучения по месту нахождения слушателей организуется учебное помещение с 2-мя компьютерами, подключенными:

  • к открытым Интернет-ресурсам (системе вебинаров и информационному сайту) Учебного центра.

  • к внутриведомственной сети для доступа к ПАК СДО и учебному стенду АИС «Налог-3».
Подробное описание ресурсов дистанционного обучения представлено в разделе 1.3. основной части настоящего Предложения.

Методика проведения практических занятий

Получение практических навыков выполнения работ в АИС «Налог-3» является основной задачей проводимых в данном проекте программ подготовки работников налоговых органов.

В соответствии с Техническим заданием объем практических занятий по выполнению конкретных функций налогового администрирования в данной программе подготовки составляет не менее 70% от общего объема занятий.

Последовательность практических занятий по освоению слушателями приемов работы с АИС «Налог-3» следующая:


  1. Демонстрация Преподавателем приемов работы в АИС «Налог-3» во время вебинаров;

  2. Изучение слушателями видеороликов, которые воспроизводят пошаговую последовательность операций в АИС «Налог-3»;

  3. Выполнение слушателями программных тренажеров, в которых необходимо самостоятельно в пошаговом режиме точно выполнить определенную последовательность операций в заранее записанной последовательности экранов АИС «Налог-3»;

  4. Выполнение слушателями лабораторных практических работ, которые слушатель, руководствуясь пошаговым или менее детальным описанием, должен выполнить на учебном стенде АИС «Налог-3» с использованием технологии удаленного рабочего стола.
Последовательное изучение практических примеров во время вебинаров, изучение видеороликов, работа на тренажере, и, наконец, практическая работа на учебном стенде позволяет слушателям получить и закрепить практические навыки работы в АИС «Налог-3».

С примерами видеороликов и тренажеров интерактивного типа можно ознакомиться на демонстрационном диске, который представлен в материалах настоящей заявки.
Методика проведения контроля и тестирования

Опорными точками контроля участия слушателя в процессе обучения и выполнения программы подготовки являются:

А) посещение вебинаров (пробного и ежедневных учебных);

Б) выполнение практических работ (тренажеров, которые выполняются автономно и лабораторных работ на учебном стенде);

В) анкетирование и сдача итогового теста.

Для каждой учебной группы куратором группы совместно с администратором веби-наров ведется Таблица контроля за процессом подготовки и проведения обучения

По результатам успешной подготовки (активное участие в вебинарах, выполнение практических заданий, сдача итогового теста) слушателям оформляется свидетельство Учебного центра. Не выполнившим программу подготовки оформляется справка Учебного центра.

  1. Список литературы

Основная литература:

  1. Гражданский кодекс РФ. Глава 4. Юридические лица.

  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. №636 «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» (изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

  4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (редакции от 23.07.2013)(изм. и доп., вступающими в силу с 24.08.2013).

  5. Приказ Минфина России от 22.06.2012 N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"(Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 N 25270)

  6. Приказ ФНС РФ от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2011 N 21987).

  7. Приказ ФНС России от 05.10.2010 г. № ММВ-7-10/478@ «Об утверждении единого стандарта обслуживания налогоплательщиков».

  8. Приказ Минфина России от 23.11.2011 г. N 158н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2012 N 23734).

  9. Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139).

  10. 21.Письмо Федеральной налоговой службы от 14 января 2008 г. N СК-6-09/15 "О внесении изменений и дополнений в Методические указания "К вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества" (письмо ФНС России от 26.06.2006 N ШТ-6-09/634@)".

  11. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (ред. от 22.12.2011) "О Едином государственном реестре юридических лиц".

  12. Приказ ФНС России от 13.01.2012 г. № ММВ-7-4/6@ «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы».

  13. Приказ ФНС России от 11.02.2013 г. № ММВ-7-6/70@ «О проведении опытной эксплуатации автоматизированной информационной системы ФНС России нового поколения «Налог-3».

  14. Приказ ФНС России от 29.03.2013 г. № ММ-7-6/134@ «Об утверждении Положения об организации работ по развитию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог»)».

  15. Приказ ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (ред. от 21.01.2013) "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами".

  16. Учебное пособие «Подготовка к переходу на АИС «Налог-3». Москва,
    2014 г.

  17. Учебный комплект по курсу «Государственная регистрация и учет в АИС «Налог-3» для дистанционной подготовки (в электронной форме).

Дополнительная литература:


  1. Руководство пользователя для описания работы с функцией налогового администрирования «Государственная регистрация ЮЛ, ИП, КФХ» в рамках проекта «Выполнения работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России нового поколения (АИС «Налог-3»)».

  2. Руководство пользователя для описания работы с функцией налогового администрирования «Учет российских организаций. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)» в рамках проекта «Выполнения работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России нового поколения (АИС «Налог-3»)».

  3. Руководство пользователя для описания работы с функцией налогового администрирования «Учет индивидуальных предпринимателей. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)» в рамках проекта «Выполнения работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России нового поколения (АИС «Налог-3»)».

  4. Паспорт группы функций 04 «Государственная регистрация ЮЛ, ИП, КФХ».

  5. Паспорт группы функции 05.01 «Учет российских организаций. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)».