Развитие общества - это ступенчатый процесс, представляющий собой движение вверх от простейшего хозяйства к более эффективному, передовому. В XX веке известными политологами и социологами выдвинута теория, по которой общество преодолевает три этапа своего развития: аграрный, индустриальный и постиндустриальный. Остановимся подробнее на аграрном обществе.
Аграрное, традиционное или доиндустриальное общество основано на традиционных ценностях человечества. Такой тип общества главной целью видит сохранение традиционного жизненного уклада, не приемлет каких-либо изменений и не стремится к развитию.
Аграрное общество характеризуется традиционной экономикой, для которой свойственно перераспределение, а проявление рыночных отношений и обмена жестко пресекается. В традиционном обществе наблюдается приоритет внимания государства и правящей верхушки над собственными интересами человека. Вся политика строится на авторитарном типе власти.
Статус человека в обществе определяется его рождением. Все общество разделено на сословия, движение между которыми невозможно. Сословная иерархия опять же основана на традиционном укладе жизни.
Для аграрного общества характерны высокая смертность и рождаемость населения. И при этом невысокая продолжительность жизни. Очень крепкие семейные узы.
Доиндустриальный тип общества долгое время сохранялся во многих странах Востока.
Основа традиционного общества - сельское хозяйство, основными составляющими которого является земледелие, скотоводство или рыболовство в прибрежных районах. Приоритет определенного вида хозяйства зависит от климатических условий и географического расположения места поселения. Само аграрное общество полностью зависит от природы и ее условий, при этом человек не вносит изменений в эти силы, никак не пытаясь их приручить. Долгое время в доиндустриальном обществе преобладало натуральное хозяйство.
Промышленность либо отсутствует, либо незначительна. Ремесленный труд развит слабо. Весь труд направлен на удовлетворение основных потребностей человека, к большему общество даже не пытается стремиться. Лишние часы труда признаются обществом как наказание.
Профессию и род занятий человек наследует от родителей. Низшие сословия чрезмерно преданы высшим, отсюда и такой строй государственной власти, как монархия.
Все ценности и культура в целом находятся во власти традиций.
Как уже было сказано, аграрное общество основано на простейшем ремесле и сельском хозяйстве. Временные рамки существования данного общества - Древний мир и Средние века.
В то время экономика брала за основу использование природных ресурсов без каких-либо изменений последних. Отсюда и малое развитие орудий труда, которые очень продолжительное время остаются ручными.
В экономической сфере жизни общества преобладает:
Присутствует торговля, но развита она незначительно, а развитие рынка не поощряется властью.
Традиции дают человеку уже устоявшуюся систему ценностей, основную роль в которой занимает религия и неоспоримый авторитет главы государства. Культура основывается на традиционном почитании собственной истории.
Аграрное общество является достаточно устойчивым к каким-либо изменениям, так как его основой являются традиции и устоявшийся уклад жизни. Преобразования настолько медленны, что незаметны для отдельно взятого человека. Намного легче преобразования даются государствам, которые не являются в полной мере традиционными. Как правило, это общество с развитыми рыночными отношениями - греческие полисы, торговые города Англии и Голландии, Древний Рим.
Толчком для необратимого преобразования аграрной цивилизации стала промышленная революция XVIII века.
Любые преобразования в таком обществе для человека очень болезненны, особенно если фундаментом для традиционного общества была религия. Человек теряет ориентиры и ценности. В это время происходит усиление авторитарного режима. Завершает все изменения общества демографический переход, при котором психология молодого поколения меняется.
Индустриальное общество отличается резким скачком в развитии промышленности. Резкое возрастание темпов экономического роста. Этому обществу присущ «оптимизм модернизаторов» - непоколебимая уверенность в науке, с помощью которой можно решить любые возникшие проблемы, в том числе и социальные.
В этом обществе к природе чисто потребительское отношение - максимальная разработка имеющихся ресурсов, загрязнение природы. Индустриальное общество живет одним днем, стремясь к удовлетворению социальных и бытовых потребностей в полной мере здесь и сейчас.
Постиндустриальное общество пока только начинает свой путь развития.
В постиндустриальном обществе на первое место выходят:
Промышленность уступает место сфере обслуживания. Знания и информация стали основным товаром на рынке. Наука больше не признается всесильной. Человечество, наконец, начинает осознавать все негативные последствия, которые обрушились на природу после развития индустрии. Изменяются общественные ценности. Сохранение экологии и защита природы выходят на первый план.
Основной фактор производства для аграрного общества - земля. Именно поэтому аграрное общество практически исключает мобильность, так как полностью зависит от мест своего проживания.
Основная сфера производства - сельское хозяйство. Все производство основано на заготовке сырья, пищи. Все члены общества, в первую очередь, стремятся удовлетворить бытовые потребности. Основу экономики составляет семейное хозяйство. Такая сфера пусть не всегда может удовлетворить все потребности человека, но большую их часть точно.
Аграрный фонд - это государственный аппарат, который занимается обеспечением страны должным продовольствием. Основная его задача - поддерживать развитие сельскохозяйственного бизнеса в стране. Фонд отвечает за импорт и экспорт сельскохозяйственных товаров, распределяет продукцию внутри страны.
Человеческая цивилизация нуждается в качественных продуктах питания, которые может дать лишь развитое сельское хозяйство. При этом важно учесть, что сельское хозяйство никогда не было высокодоходным производством. Предприниматели забрасывают это вид бизнеса, как только сталкиваются с трудностями и теряют прибыль. В данном случае аграрная политика государства помогает сельскохозяйственному производству, выделяя необходимые средства для возмещения возможных убытков.
В развитых странах все большую популярность набирает сельский уклад жизни и семейное хозяйство.
Аграрная модернизация основывается на повышении темпа развития сельскохозяйственного производства и ставит перед собой задачи:
Главным помощником государства при модернизации является частный бизнес. Поэтому государство обязано идти навстречу сельскохозяйственному бизнесу и всевозможно помогать его развитию.
Модернизация позволит вывести аграрное и сельскохозяйственное производство на должный уровень в стране, улучшить качество питания, создать дополнительные рабочие места в селе и увеличить уровень жизни населения всей страны в целом.
Понятие аграрного общества
Определение 1
Аграрное общество – это исторический этап общественно-экономического развития, наибольшее значение при котором имеют ресурсы, производимые в сельском хозяйстве.
Его возникновение стало возможно благодаря неолитической революции. Главным отличием от охотничье-собирательского общества является тот факт, что люди в аграрных обществах владеют способами получения большего количества продукции с минимально занимаемой площади. В связи с данным фактом многократно увеличивается плотность населения в таком обществе, что в свою очередь неизбежно влечет за собой усложнение социально – политической организации существующего общественного строя.
В отличие от современных людей, человек древности и средневековья был значитель-но ближе к земле-кормилице, к традициям и обычаям своих предков. Поэтому и тот тип цивилизации, что существовал до Нового времени, принято называть аграрным обществом (от латинского слова «агер» — «земля»), или традиционным обществом .
Чистоту воздуха и рек не отравлял дым завод-ских труб и выхлопы машин. Над бескрайними деревенскими полями очень редко можно было заметить крепостные башни небольших городов. Почти все семьи сами создавали для себя продук-ты, одежду, обувь и необходимые предметы, а не покупали это в магазинах.
Рожденный простым крестьянином должен был жить в деревне, пахать землю, платить на-логи, носить скромное платье. Рожденный знат-ным человеком был освобожден от налогов, мог занять должность, одеваться в дорогие на-ряды. Жену или мужа для детей выбирали роди-тели. Ослушников пороли розгами.
В большинстве государств люди считали пра-вителя наместником Бога на Земле. При его по-явлении низко кланялись или даже падали на ко-лени. Как правило, любые действия правителя и его чиновников покорно принимались людьми, а часто и не были известны большинству жителей.
Рукописные книги были дороги и недоступны большинству людей, а книгопечатание не было изобретено. Многие доживали до старости, так и не научившись читать и писать, так и не узнав, какие города и страны есть на свете. Однако это совершенно не смущало большинство людей, которых не интересовало, что творится за их де-ревенской оградой.
В Новое время челове-ческая цивилизация начала меняться и приобретать современный вид. Черты старого аграрного общества разрушались, и на их месте вырас-тали черты нового общества. Разрушение аграрного общества стало основным содержанием всей эпохи Нового времени.
Разрушение аграрного общества |
Преуспевающие бюргеры на рынке. Худ. П. Эрстен |
Черты аграрного общества |
Признаки разрушения аграрного общества |
Основой хозяйства является земледелие |
Появление и рост машинной промышленности |
Подавляющее большинство людей живет в селах, ведет натуральное хозяйство |
Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным |
Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения Материал с сайта |
Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан |
На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать |
Снижение влияния землевладельческой знати, появление в резуль-тате революций или реформ демократических выборов и парламентов |
Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей под-чинены религии, традициям и обычаям предков |
Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .
Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .
|
Магдалина же на время удалилась со своей малолетней дочуркой в пещеры, желая быть вдали от любой суеты, всей своей наболевшей душой ища покоя...
Скорбящая Магдалина в пещерах...
– Покажи мне её, Север!.. – не выдержав, попросила я. – Покажи мне, пожалуйста, Магдалину...
К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.
1)
В аграрном обществе подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве
,
его доходы и богатство в значительной мере основывались на сельском хозяйстве
и на владении землей. Промышленные товары были немногочисленны и изготавливались
в значительной мере на сельскохозяйственных предприятиях.
2) Эффективность
сельского хозяйства была невелика
. Излишки
(то, что оставалось от сельскохозяйственной продукции после того, как был накормлен
ее непосредственный производитель), которые можно было бы продать на рынке,
составляли очень небольшую часть всего урожая.
3) В аграрном обществе люди часто жили мелкими общинами
, совместно
владея землей и обрабатывая ее. Поэтому и взаимная зависимость членов таких
общин была довольно высока. Конечно, в аграрном обществе были и города, но городские
жители составляло только малую часть от общей численности населения. Можно сказать,
что городская жизнь была скорее исключением, чем правилом.
Определяющим в жизни сельских общин было натуральное хозяйство, основанное на
самообеспечении как продуктами питания, так и немногочисленными товарами, орудиями
труда или быта. Рынок, а значит и связи между селами или селами и городами играли
незначительную роль.
4) Социально-политическое устройство общества еще можно в общем считать феодальным
.
Это означает, что политическая власть осуществлялась на личной основе, так сказать
была «собственностью» местных феодалов, которые были хозяевами на своей территории.
Владение землей и политическая власть - это два понятия, которые в аграрном
обществе образуют единое целое. Такое политическое устройство имело своим следствием
и характерную социальную иерархию, место в которой как правило передавалось
по наследству (сословный строй). Западноевропейское аграрное общество в общем
можно назвать обществом сословий.
5) В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления
[см. Три типа правления
Макса Вебера
]. Традиционный образ правления
осуществляется на основании повседневной практики или рутины, которая считается
неприкосновенной и священной. Примерами его являются роль и положение «отца
семейства» или выводимые из этого понятия роль и статус государя - верховного
сеньора.
6) В качестве последней характерной черты аграрного общества назовем здесь
тот факт, что только совсем незначительное число людей умело читать и писать:
большая часть населения была неграмотна. Это явление связано с мелкомасштабностью
многих проявлений повседневной жизни, в результате чего достаточно было устной
передачи знания, а также с принятием традиционного образа правления. Традиционные
отношения, которые уже в силу своего длительного существования приобретают некую
обоснованность и законность, находят свое подтверждение в устных контактах
.