Стоимость отопления жилья — одна из самых весомых составляющих счетов, которые мы оплачиваем за жилищно-коммунальные услуги. Неудивительно поэтому, что среди частых вопросов, возникающих у потребителей коммунальных услуг, важное место занимает порядок начисления платы за подачу тепла в наши дома. Поднять эту тему вновь мы решили в связи с утратой силы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, и принятием нового документа от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг». Начиная с 1 июля 2016 года, был изменен порядок расчета платы за отопление, поэтому на страницах МГ мы разберем, откуда возьмутся конкретные цифры в графе «отопление» в 2017 году.
На сегодня расчеты за тепловую энергию могут осуществляться одним из двух способов :
Конкретный способ выбирается Правительством Москвы не чаще одного раза в год в срок до 1 октября текущего года и реализуется принятое решение только в следующем году: с 1 июля при переходе на равномерную оплату в течение года, либо с первого дня отопительного сезона при переходе на оплату, соответственно, в отопительный период.
На 2017 год Правительством города сохранен равномерный способ внесения оплаты за отопление на территории Москвы, исключая Троицкий и Новомосковский округа . Однако для ТиНАО действует тот же порядок расчетов .
Жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше жильцов тех домов, где такой счетчик установлен.
Рассмотрим четыре типовых случая, в соответствии с которыми начисляется плата за подачу тепла в наши дома.
Случай 1.
Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность его установки отсутствует. В основном это касается старого жилого фонда. Здесь расчет осуществляется по следующей формуле:
Случай 2 . Дом не оборудован ОПУ, но при этом техническая возможность его установки имеется (жилой фонд, где по разным причинам до сих пор не установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии). В данном случае расчет ведется следующим образом:
Как видно из приведенной формулы, жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше домов, где такой счетчик установлен. В соответствии с Федеральным Законом № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», общие счетчики должны быть установлены во всех многоквартирных домах до 1 июля 2012 года, затем этот срок был продлен, тем не менее, на сегодняшний день даже в Москве не все дома оборудованы ими. Специальный повышающий коэффициент должен стимулировать собственников жилья принимать меры, чтобы в их домах такие счетчики появились. Однако, например, в поселении Сосенское ОПУ ставятся в старом жилом фонде в рамках долгосрочной целевой программы за счет средств местного бюджета.
Случай 3. В доме имеется ОПУ, но не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла (ИПУ). Под этот случай попадает подавляющее число домов, построенных после введения в действие закона «Об энергосбережении», когда установка общедомовых счетчиков стала обязанностью застройщиков. В этом примере расчет осуществляется по следующей формуле:
Один раз в год производится корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления, по формуле:
В данном случае управляющая компания в течение года равномерно начисляет оплату согласно нормативу или среднему фактическому потреблению за прошлый год, а по прошествии года производит перерасчет на основании показаний общедомового счетчика. При этом перерасчет может быть как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от того, насколько был холодным и продолжительным отопительный сезон, а также от экономности расходования тепла собственниками, в т. ч. в местах общего пользования.
Случай 4. Дом оборудован ОПУ и все помещения дома также оборудованы ИПУ. Данный случай в основном относится к новостройкам с горизонтальной разводкой системы отопления, которая позволяет установить счетчик тепла отдельно на каждую квартиру. Расчет будет осуществляться по следующей формуле:
Корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления (один раз в год):
Отдельно надо отметить, что для применения схемы расчета № 4 все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы счетчиками. При этом все счетчики должны находиться в исправном состоянии, пройти поверку в установленные сроки (1 раз в 4 года), а также должны быть введены в эксплуатацию с привлечением управляющей компании. Такое положение делает фактически невозможным оплату по индивидуальным счетчикам тепла, поскольку достаточно одного неработающего или не прошедшего поверку прибора, чтобы расчет производился уже по схеме № 3.
Правительством принято решение сохранить на 2017 год равномерную оплату за потребление тепла в многоквартирных домах.
Итак, мы рассмотрели 4 типовых случая оплаты тепловой энергии, с которым сталкиваются собственники многоквартирных жилых домов (особняком стоят многоквартирные дома, где в состав общего имущества входит собственная котельная и где собственники платят не за тепловую энергию, а, как правило, за газ, который используется для подогрева воды). Как можно заметить, согласно поправкам в федеральное законодательство, теперь столичное Правительство определяет, как москвичи будут платить за отопление: равномерно в течение года или только в отопительный период. Пока принято решение сохранить оплату равномерно в течение 12 месяцев. Можно предположить, что это связано с желанием равномерно распределить нагрузку на семейные бюджеты (в первую очередь малообеспеченных граждан). Если, скажем, годовая оплата за отопление составляет 12000 рублей и эта сумма распределяется равномерно в течение года, то ежемесячная нагрузка на бюджет составит 1000 руб. Если же оплата происходит только в отопительный период, который в нашем регионе составляет 5-6 месяцев, то расходы на отопление в этот период возрастают в 2 раза, хотя и исчезают совсем в остальное время года.
Нормативные документы:
1. В соответствии с пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
2. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».
3. Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41».
4. Пункт 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».
5. Пункт 2(1), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
6. Пункт 2(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
7. Пункт 3(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
8. Пункт 3(3), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Из года в год в нашей стране растут тарифы на коммунальные услуги, и многим семьям приходится тщательно планировать свой бюджет, чтобы в срок и в полном объёме производить необходимые выплаты.
Особенно высокой такая нагрузка становится в сезон отопления, когда к прочим квитанциям за услуги добавляются платёжки за тепло, в которых стоят немалые цифры.
Расчет необходимой платы за отопление напрямую зависит от того, оборудован ли дом и квартира счётчиками, контролирующими потребление тепла.
Если общий для всего дома счётчик, который фиксирует расход тепла отсутствует, то учёт его потребления рассчитывается с использованием следующих показателей.
Сумма, подлежащее оплате за отопление, получается в результате перемножения трёх приведенных выше показателей. Однако этот способ имеет существенный недостаток: при таком начислении сумма выплат никак не зависит от реально потреблённого количества тепла, поэтому от его использования постепенно уходят, проводя оборудование многоквартирных домов общедомовыми счётчиками.
Наличие общего счётчика - наиболее распространенный вариант учёта потребления тепла квартирами дома. Это связано с тем, что индивидуальные приборы учёта отопления установить в ранее построенные квартиры будет сложно - давно проложенные коммуникации не позволяют этого сделать, - а вот смонтировать общий счётчик на входе теплоносителя в отопительную систему дома вполне возможно.
Для определения суммы средств, которую обладатель квартиры должен будет внести за отопление, используются следующие параметры.
Если квартира оборудована индивидуальными приборами учёта, то владелец заплатит за отопление ровно столько, сколько потребит. Данный вариант учёта потребления тепла в домах с большим количеством квартир полноценно работает в том случае, если они полностью оборудованы приборами индивидуального учёта отопления. Отсутствие счётчиков допускается не более чем в 5% квартир.
В этом случае расчёт сумм, которые следует уплатить за отопление производится следующим образом. За основу берется потреблённое тепло, которое показал установленный в квартире счётчик. Получившаяся цифра умножается на тариф за отопление, устанавливаемый местными органами власти и периодически изменяемый. Кроме того, сюда добавляется сумма средств, которые платятся за обогрев помещений общего пользования (подъездов, лестничных площадок и т.д.). Для этого из общего количества тепла - его покажет общий счётчик - вычитаются показания индивидуальных приборов, установленных в квартирах, а остаток равномерно распределяется между жильцами для последующей оплаты.
Однако на сегодняшний день счётчики учёта поступающего в жильё тепла, устанавливаемые непосредственно в квартирах, ещё не слишком распространены, хотя в большинстве новостроек уже монтируются именно они.
На практике применяются два варианта оплаты услуги по отоплению жилья, и любой гражданин может воспользоваться тем из них, который его больше устраивает. Большинство жильцов платят за отопление круглый год, и в этом есть одно преимущество: сумма средств за потреблённое за год тепло делится на двенадцать равных частей, и владелец квартиры их ежемесячно выплачивает.
Однако можно пойти и по другому пути, и положенную плату вносить только тогда, когда оно реально включено и батареи в квартире горячие. Для того чтобы осуществлять оплату таким образом, следует в индивидуальном порядке заключить договор с поставщиком тепла, в котором должны быть прописаны все нюансы этого процесса. Кроме того, следует приготовиться к солидным дополнительным нагрузкам на семейный бюджет, так как в отопительный сезон при такой форме оплаты они возрастут примерно на две третьи от тех сумм, которые приходится выплачивать летом.
Реально же снизить затраты на оплату тепла можно следующим образом.
Благодаря таким нехитрым мерам можно существенно сэкономить тепло, и, соответственно, сократить затраты на отопление.
В некоторых случаях жильцы, пользующиеся услугами централизованного отопления, могут подавать на его перерасчёт. Такое право за ними закрепляет Постановление Правительства № 354 от 06.05.2011, регламентирующее поставку коммунальных услуг в дома с большим количеством квартир.
Согласно указанному нормативному акту, жильцы таких домов имеют право ходатайствовать о перерасчёте оплаты отопления в следующих случаях.
В каждом из перечисленных случаев у лица, ходатайствующего о пересмотре платы за отопление, должны быть подтверждающие документы, в противном случае этот вопрос управляющей компанией или другой инстанцией даже не будет рассматриваться.
О таких документах следует позаботиться заранее, и в случае возникновения перебоев с отоплением в течение осенне-зимнего сезона сразу же вызывать мастера из жилищной конторы, который в случае невозможности устранения повреждений и налаживания подачи тепла в квартиру составлял бы по этому вопросу соответствующий акт.
Если же вызванный специалист по каким-то причинам не явился, то можно обойтись и своими силами. Достаточно пригласить двух соседей и старшего по подъезду, и вместе с ними в произвольной форме составить акт, фиксирующий проблемы с отоплением квартиры. Этот документ в совокупности с другими будет служить основанием для проведения перерасчёта оплаты.
Следует учитывать, что отвечающие за отопление многоквартирного жилья компании крайне неохотно идут на перерасчёт, и стремятся сделать всё, чтобы этого избежать. В частности, они могут ссылаться на то, что в квартире плохая теплоизоляция и поэтому в ней холодно, что для устранения проблем с отоплением в квартиру не был своевременно обеспечен допуск занимающихся этим специалистов, а также искать другие лазейки. Поэтому тем, кто хочет добиться перерасчёта оплаты за отопление, следует настраиваться на длительную борьбу за него.
Оплата коммунальных платежек становится все более дорогим процессом. Повышение стоимости услуг, осознание важности контроля расходов и прочие факторы заставляют нас искать ответы на вопросы, которые всегда удивляли жителей. Необходимость оплаты отопления в зимний период вызывает недоумение у многих владельцев квартир, и в этом вопросе стоит разобраться подробнее.
Для средней полосы России тепло в жилые дома подается порядка шести месяцев в году. Мы получаем счета за отопление каждый месяц по весьма простой причине – государство разбивает оплату отопления на равные части, чтобы не перегружать наш семейный бюджет в зимнее время. Это продиктовано определенными факторами:
В большинстве случаев оплата тепла в квартирах происходит по установленному тарифу. Этот тариф высчитывается по самому холодному году, потому каждый год жители городов переплачивают за отопление немалую сумму. Такой принцип не требует затрат на счетчики со стороны государства и позволяет брать больше денег за предоставленные услуги.
Сегодня существуют вполне легальные и цивилизованные методы экономии на счетах за отопление. Для этого необходимо установить счетчик отопления на дом, собравшись коллективно всем владельцам квартир. Если это невозможно, есть вариант установки счетчика в квартиру. Условия для использования квартирного счетчика тепла следующие:
В современных условиях бюджет любой российской семьи постоянно подвергается различным нагрузка и испытаниям. Существенная часть заработной платы всегда отводится на оплату коммунальных услуг, стоимость которых неуклонно растет с каждым годом. Именно поэтому люди стараются найти способы экономии. В связи с этим россиян часто волнует вопрос, почему летом приходится платить за отопление, если тепло поставляется в квартиры только в холодное время года? Многих такая ситуация заставляет думать, что коммунальщики хитрят и наживаются на населении, но так ли это?
Чтобы понять, не обманывает ли вас коммунальная служба или управляющая компания, ведающая распределением платежек, нужно знать, как рассчитать сумму к оплате, какие тарифы действуют и когда гражданам положены скидки. Сегодня существует несколько формул для расчета. Какую применить конкретно в вашем случае, зависит от ряда внешних факторов и обстоятельств, например, проживаете вы в многоквартирном или частном доме, установлен общий или индивидуальный прибор учета ресурса и т. д. Иногда случается так, что в доме вообще нет счетчика, в подобной ситуации размеры платежей будут рассчитываться по нормативам.
В 2013 году в силу вступили поправки к законодательству, согласно которым за отсутствие счетчика тепла в помещении в формулах будут использоваться повышенные коэффициенты. В 2019 году при расчете оплаты за отопление умножать придется на коэффициент 1,6.
Стоит отметить, что мы платим за тепло за прошедший отопительный период. Общую сумму за потребление ресурсов разбивают на 12 месяцев. Эта схема напоминает рассрочку. Данная мера была введена, чтобы снизить финансовую нагрузку для граждан. По какой бы формуле не проводился расчет (по нормативу, индивидуальному или общедомовому счетчику), всегда приходится учитывать установленный тариф. Он не меняется в течение года, но изменения могут произойти при смене расчетного периода. На тарификацию влияет множество факторов, а именно:
Если рассматривать многоквартирный дом с общим счетчиком, то за тепло здесь платят по-особенному. Общий счет за потребление тепла всеми жильцами получает управляющая компания. Именно в УК идет дальнейшее распределение платежек, в которых сумма оплаты пропорциональна размеру жилой площади. При этом сумма получается несколько усредненная, что не всегда выгодно, ведь соседи могут пользоваться всевозможным мощным оборудованием, а сумма в конечном итоге будет разделена между всеми жильцами. В связи с этим все больше россиян стремятся сделать индивидуальный счетчик учета тепла. Но установка такого прибора требует ряда условий, а именно счетчики должны стоять во всех квартирах МКД, а само здание оснащено общим прибором учета потребления ресурса.
Когда мы сталкиваемся с платежкой за отопление летом, напрашивается вопрос, надо ли платить или это какая-то ошибка? Компетентные специалисты в данной отрасли отмечают, что это не обман и не ошибка. Существует два варианта оплаты. По умолчанию для россиян используется следующий. Всю сумму расходов за прошедший отопительный сезон разбивают в равных частях на следующий год. Общий счет будет оплачиваться по частям, и таким образом, гражданам удастся снизить финансовую нагрузку при оплате коммунальных счетов.
Мы также можем воспользоваться и другим решением. Закон разрешает платить за тепло только в тот промежуток времени, когда им пользуются, но для этого надо знать некоторые нюансы. Чтобы использовать подобный алгоритм, следует обратиться в коммунальную службу с целью заключения индивидуального договора. Прежде чем идти к коммунальщикам и требовать заключения договора с персональными условиями оплаты, нужно все внимательно продумать и оценить перспективы. Этот вариант позволит сократить время оплаты, но сумма ежемесячного платежа во время отопительного сезона будет гораздо выше. Иногда повышение составляет 70%.
Это самые распространенные, доступные и эффективные решения. Вообще, сократить потребление тепла можно, если предпринять комплекс мер и заранее защитить помещение от выветривания и проникновения холодного воздуха.
https://www.youtube.com/watch?v=mLtFkGwcz90