Забыли пробить чек при оплате картой - что делать? Возможные штрафы за нарушение применения ККТ при эквайринге. Формирование кассового чека: расчеты в безналичном порядке, исключающие возможность непосредственного или дистанционного взаимодействия продавц

Чек - ЦБ, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, например: форма, порядок заполнения и пр., другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. (например, Положение Центрального Банка РФ от 19.06.2012 «О правилах осуществления переводов денежных средств»).

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков . Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.

Чек должен содержать:

    наименование "чек ", включенное в текст документа;

    поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

    наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

    указание валюты платежа;

    указание даты и места составления чека ;

    подпись лица, выписавшего чек , - чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека . Чек , не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Указание о процентах считается ненаписанным.

Чек оплачивается за счет средств чекодателя. Чек подлежит оплате плательщиком при условии предъявления его к оплате в срок , установленный законом. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека , а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи индоссантов. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека , возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены. Лицо, оплатившее чек , вправе потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.

Именной чек не подлежит передаче. В переводном чеке индоссамент на плательщика имеет силу расписки за получение платежа. Индоссамент, совершенный плательщиком, является недействительным. Лицо, владеющее переводным чеком , полученным по индоссаменту, считается его законным владельцем, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов.

Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля. Гарантия платежа по чеку (аваль) может даваться любым лицом, за исключением плательщика. Аваль проставляется на лицевой стороне чека или на дополнительном листе путем надписи "считать за аваль" и указания, кем и за кого он дан. Если не указано, за кого он дан, то считается, что аваль дан за чекодателя. Аваль подписывается авалистом с указанием места его жительства и даты совершения надписи, а если авалистом является юридическое лицо, места его нахождения и даты совершения надписи. Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль. Его обязательство действительно даже в том случае, если обязательство, которое он гарантировал, окажется недействительным по какому бы то ни было основанию, иному, чем несоблюдение формы. Авалист, оплативший чек , приобретает права, вытекающие из чека , против того, за кого он дал гарантию, и против тех, кто обязан перед последним. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо для получения платежа считается предъявлением чека к платежу. Зачисление средств по инкассированному чеку на счет чекодержателя производится после получения платежа от плательщика, если иное не предусмотрено договором между чекодержателем и банком.

Отказ от оплаты чека должен быть удостоверен одним из следующих способов:

    совершением нотариусом протеста, либо составлением равнозначного акта в порядке, установленном законом;

    отметкой плательщика на чеке об отказе в его оплате с указанием даты представления чека к оплате;

    отметкой инкассирующего банка с указанием даты о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен.

Протест или равнозначный акт должен быть совершен до истечения срока для предъявления чека .

Если предъявление чека имело место в последний день срока, протест или равнозначный акт может быть совершен в следующий рабочий день.

Чекодержатель обязан известить своего индоссанта и чекодателя о неплатеже в течение двух рабочих дней, следующих за днем совершения протеста или равнозначного акта. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения им извещения, довести до сведения своего индоссанта полученное им извещение. В тот же срок направляется извещение тому, кто дал аваль за это лицо. Не пославший извещение в указанный срок не теряет своих прав. Он возмещает убытки, которые могут произойти вследствие неизвещения о неоплате чека . Размер возмещаемых убытков не может превышать сумму чека .

Права чекодержателя:

    распорядиться полученным чеком различным образом: предъявить банку; передать другому лицу, если чек ордерный или на предъявителя; оставить без употребления;

    требовать уплаты денежных средств по чеку, даже, если был пропущен срок оплаты чека.

    В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность. Чекодержатель вправе потребовать от указанных лиц оплаты суммы чека , своих издержек на получение оплаты, а также процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ. Такое же право принадлежит обязанному по чеку лицу после того, как оно оплатило чек . Иск чекодержателя может быть предъявлен в течение 6 месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу. Регрессные требования по искам обязанных лиц друг к другу погашаются с истечением шести месяцев со дня, когда соответствующее обязанное лицо удовлетворило требование, или со дня предъявления ему иска.

1. Чек оплачивается за счет средств чекодателя.

В случае депонирования средств порядок и условия депонирования средств для покрытия чека устанавливаются банковскими правилами.

2. Чек подлежит оплате плательщиком при условии предъявления его к оплате в срок, установленный законом.

3. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.

При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи индоссантов.

4. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.

5. Лицо, оплатившее чек, вправе потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.

Комментарий к статье 879 Гражданского Кодекса РФ

1. Должником по чеку является чекодатель. Но оплату производит банк, обслуживающий чекодателя, - плательщик. Поэтому банк оплачивает предъявленный ему чек при наличии на счете чекодателя средств, если с ним не заключен договор о кредитовании счета.

Денежные средства для покрытия чека могут депонироваться на отдельном счете. Такой счет является специальным счетом, открываемым на основании договора о чековом обслуживании, а не договора банковского счета, поэтому не считается счетом, определенным в . Порядок и условия депонирования средств для покрытия чека устанавливаются банковскими правилами.

2. Для того чтобы чек был оплачен, необходимо, чтобы чекодержатель предъявил плательщику чек для оплаты.

Предъявлением чека к платежу считается представление чека в банк-плательщик, а также представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя (п. 1 ст. 882 ГК, п. 7.5 Положения ЦБ РФ N 2-П). Кроме того, предъявлением чека для платежа считается индоссирование чека в пользу плательщика (ч. 1 п. 3 ст. 880 ГК).

Чекодержатель должен предъявить чек к платежу в срок, установленный законом. Законом такой срок не установлен, но согласно п. 2.12 Положения ЦБ РФ N 2-П он составляет десять календарных дней, не считая дня выписки чека. В течение этого срока чекодержатель может предъявить чек к оплате в любой день по своему выбору, так как чек выдается на срок по предъявлении. В соответствии с п. 7.16 Положения ЦБ РФ N 2-П внутрибанковские правила должны предусматривать срок предъявления чека к платежу, но он не может противоречить сроку, установленному в законодательстве, поскольку ГК говорит о "сроке, установленном законом" (в этом случае термин "закон" можно понимать в широком смысле - как совокупность законов и подзаконных актов).

Непредъявление чекодержателем чека в установленные сроки не лишает его права требования по основному договору, но пропуск им срока для предъявления чека к платежу может рассматриваться как просрочка кредитора (ст. 406 ГК).

Если предусмотренный законом срок истек, чек теряет свои свойства расчетного документа и не принимается банком для исполнения. Чекодержатель, пропустивший срок для предъявления чека к платежу в банк, может осуществить свои права из чека, обратившись к нотариусу, который согласно ст. 96 Основ законодательства РФ о нотариате принимает по месту нахождения плательщика чеки для предъявления к платежу, представленные по истечении срока для их предъявления в банк.

3. По предъявлении чека к оплате банк обязан проверить чек на соответствие его формальным признакам. Плательщик обязан удостовериться, во-первых, в подлинности чека и, во-вторых, в том, что предъявитель является уполномоченным по нему лицом. Подлинность чека проверяется на основании банковских правил и утвержденной банком формы составления чека. Легитимность держателя проверяется в зависимости от вида чека по субъектному составу (ст. 145 ГК).

По предъявительскому чеку уполномоченным лицом является предъявитель чека, по именному чеку - лицо, названное в нем в качестве чекодержателя. Если чек является ордерным, уполномоченным лицом при отсутствии на чеке индоссаментов является лицо, названное в нем чекодержателем, а если чек передавался по индоссаментам - лицо, названное в последнем индоссаменте в их непрерывном ряду в качестве индоссата (последнего держателя чека). В последнем случае также проверяются непрерывность ряда индоссаментов и правильность их составления. Подлинность подписей индоссантов банк проверять не обязан.

Осуществляя проверку, плательщик обязан действовать добросовестно и принимать для проверки все необходимые меры.

4. Если плательщик оплатил чек, не отвечающий установленным требованиям либо содержащий сведения, не совпадающие с данными о клиенте банка, его счете и т.д., на него возлагается ответственность перед чекодателем за оплату банком подложного, похищенного или утраченного чека в форме возмещения убытков. Вина банка может иметь место в форме умысла или неосторожности.

Если вина банка при оплате чека нелегитимному держателю отсутствует, убытки за оплату такого чека несет чекодатель. Убытки возлагаются на чекодателя как в случае наличия его вины, так и при отсутствии его вины, поскольку по общему правилу случайно возникшие убытки несет собственник.

Ответственность перед чекодержателем за оплату чека несет чекодатель (п. 1 ст. 885 ГК).

5. По общему правилу чек может быть оплачен как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке любому лицу - легитимному держателю чека. Но соглашением между банком и чекодателем могут быть предусмотрены определенные ограничения по способу расчетов и кругу лиц.

В соответствии с п. 10 Положения о чеках на лицевой стороне чека чекодатель и любой из чекодержателей может сделать пометку "расчетный". По такому расчетному чеку чекодатель не имеет права выдать наличные деньги, а обязан осуществить перечисление денежных средств со счета на счет. Плательщик, выдавший по расчетному чеку наличные средства, отвечает за происшедшие от этого убытки в размере, не превышающем сумму чека.

Кроме того, чеки могут иметь ограничение по кругу лиц. Такие чеки получили название кроссированных чеков. Кроссирование могут делать чекодатели и чекодержатели. Общее кроссирование заключается в перечеркивании лицевой стороны чека двумя параллельными линиями и означает возможность его оплаты только кредитному учреждению. Специальное кроссирование имеет место в том случае, если между параллельными линиями на лицевой стороне чека вписано наименование конкретного кредитного учреждения. В таком случае чек может быть оплачен лишь поименованному кредитному учреждению. Плательщик, оплативший кроссированный чек вопреки данным правилам, несет возникшие от этого убытки в размере, не превышающем сумму чека (п. 9 Положения о чеках).

6. Чек как ценная бумага, находясь в руках держателя, предоставляет ему право требовать уплаты денежной суммы. Поэтому плательщик, оплативший чек, имеет право требовать передачи ему чека с распиской в получении платежа. Бланки чеков подлежат хранению в порядке, установленном актами ЦБ РФ.

При оплате товаров платежной картой операция обязательно должна быть зафиксирована кассовой техникой продавца, а значит, должен быть выдан и кассовый чек

Безналичный расчет, то есть оплата банковской картой, равнозначна расчетам наличными деньгами, а значит, этот способ отвечает требованиям и условиям, определенным Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ (далее - Закон №54-ФЗ) о кассовых операциях. Более того, последней редакцией этого документа понятие «безналичные средства платежа» отменено, теперь ко всем платежам не наличными деньгами следует применять определение «электронные платежные средства».

Что такое электронные средства платежа и нужно ли выдавать кассовый чек при оплате товаров (работ, услуг) таким способом, разберемся в сегодняшней статье. Но прежде отметим, что

Что такое электронное платежное средство?

Определение данного понятия изложено в пункте 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ, где сказано, что электронные средства платежа - это (цитата):

«Средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств».

Нужен ли кассовый чек при оплате картой?

Регламенты действующего законодательства гласят - если покупатель производит оплату товаров (работ, услуг) при помощи пластиковой платежной карты, то операция обязательно должна быть зафиксирована кассовой техникой продавца, а значит, должен быть выдан и кассовый чек. Более того, при таком способе оплаты распечатывается два чека:

  • один (слип) выступает в качестве подтверждения факта списания денег с банковской карты, его распечатывает терминал оплаты;
  • другой (кассовый чек) пробивается самой кассой и фиксирует оплату по карте.

Выдача чека ККМ при оплате картами, так же как при расчетах бумажными деньгами - обязанность продавца, установленная пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Чек не распечатывается только в том случае, если при оплате по безналу 2017 денежные средства списываются через банкомат, а не в точке продаж (оказания услуг). В данном случае покупка оплачивается через платежного агента, а не прямо продавцу, а значит, и чек должен выдать этот агент, то есть его банкомат.

Функциональная и удобная программа «Бухсофт: Торговля» с системой учета товара теперь позволяет работать и с онлайн-кассами!

Можно ли не выдавать чек при оплате по безналу?

Довольно часто покупатели жалуются на невыдачу кассового чека при оплате пластиковыми картами. Все потому, что некоторые продавцы убеждены - раз не было факта передачи наличных средств, значит, и кассовый чек пробивать не нужно, достаточно слипа.

Это грубейшее нарушение законодательства о ведении кассовой техники, где четко говорится - при безналичном расчете кассовый чек обязателен.

Когда жалобы покупателей доходят до налоговых инспекторов, неизбежно наступает проверка контролерами операций по кассовой технике продавца. При этом налоговикам не составит сложности проверить факт нарушения требований закона о ККТ: суммы, которые были получены продавцом с банковских карт покупателей, можно легко отследить по выписке из банка. Если факт нарушения был установлен, на компанию или коммерсанта контролеры наложат административный штраф, согласно части 6 статьи 14.5 КоАП в размере:

  • для ИП - 2 тысячи рублей;
  • для должностных лиц - 2 тысячи рублей;
  • для юрлиц - 10 тысяч рублей.

О некоторых нюансах законодательства

Согласно положениям пункта 9 статьи 2 Закона №54-ФЗ юрлица и предприниматели при произведении расчетных операций между собой не обязаны применять кассовую технику, если оплата производится электронными платежными средствами без их предъявления, например, платежными поручениями.

В случае если такие платежные процедуры производятся с физлицами при оплате ими товаров, как с помощью банковской карты, так и через интернет-банкинг, возникает обязанность применения продавцом кассовой техники, а значит, он должен выдать чек ККТ.

Если физлицо производит перевод денежных средств через банковскую организацию без открытия счета (с предъявлением квитанции или платежки) - это также безналичный расчет (письмо ЦБ РФ от 04.01.2003 № 17-44/1). Однако под требования Закона №54-ФЗ эти операции не подпадают, так как расчеты данного типа не являются электронными платежными средствам.

Так считалось до недавнего времени. Однако Министерство финансов РФ выпустило письмо от 28.04.2017 №03-01-15/26324, в котором позицию свою на этот счет высказано совершенно иначе. Чиновники отметили в своем письме, что при данного типа расчетах кассовые чеки обязательны, поскольку Закон №54-ФЗ для них не устанавливает исключений. Стоит ли говорить, что юристы, бухгалтеры, даже налоговики на местах категорически против данного вывода, о чем ведутся споры на тематических форумах в сети. Не исключено, что Минфин пересмотрит свое отношение к этому вопросу.

Как известно, с 1 июля 2017 года применение онлайн-касс для большинства компаний и предпринимателей в стране стало обязательным условием работы. С внедрением кассовой техники нового образца ничего в порядке выдачи чеков не изменилось - кассовый чек обязан быть выдан в любом случае: и при расчетах наличкой, и по безналу. Однако теперь помимо бумажного чека по требованию покупателя ему может быть выдан электронный вариант кассового чека, отправляемый на электронную почту или на телефон по смс.

Вы можете воспользоваться удобным сервисом для отправки электронных чеков Бухсофт .

Важно отметить, что электронный чек не освобождает продавца от распечатки бумажного формата кассового документа. Исключение сделано только для интернет-магазинов, при оплате товаров покупателями на сайте продавца, когда выдача бумажного чека физически невозможна.

Порой бывает сложно самостоятельно разобраться в тонкостях «кассового» законодательства. К примеру, нужно ли выбивать чек, если за юрлицо платит физлицо и наоборот? Когда формировать «расходный» кассовый чек?

За ответами на каверзные вопросы по применению онлайн-ККТ мы обратились к специалисту ФНС.

- Юлия Александровна, у наших читателей накопилась очередная порция вопросов по использованию онлайн-касс. Сначала хотелось бы поговорить о недавних поправках, предоставивших некоторым продавцам ККТ-отстрочку. К примеру, организации (ИП), которые оказывают услуги населению (кроме ИП с работниками и организаций, оказывающих услуги общественного питания), освобождены от применения ККТ до 1 июля 2019 г. при условии выдачи покупателю БСО, оформленного по старым правилам. А если за свои услуги компании (ИП) будут получать от покупателей-физлиц оплату через интернет-эквайринг, то они не смогут передать покупателю бумажный БСО. Действует ли в таком случае отсрочка до 2019 г.?

Старый порядок применения ККТ предусматривает формирование БСО не только типографским способом, но и с использованием автоматизированной системы. При этом автоматизированная система должна обеспечивать защиту, идентификацию, фиксацию, хранение сведений об операциях с бланком документа.

Поскольку расчеты происходят через интернет-эквайринг, продавец не может выдать покупателю БСО на бумажном носителе в момент расчета (что является нарушением порядка применения ККТ). Он может сформировать БСО только с использованием автоматизированной системы. Поэтому в такой ситуации я все же рекомендую использовать автоматизированную систему для БСО, включенную в реестр ККТ, в соответствии с новым порядком применения ККТ.

- Организация выставила покупателю-юрлицу счет на предоплату. Однако этот счет был оплачен физлицом со своей карты через Сбербанк Онлайн. В назначении платежа указано, что оплата осуществляется за юрлицо, но плательщик - И.И. Иванов. Должна ли в этом случае компания-продавец пробить кассовый чек ?

Для целей применения ККТ важно, не за кого совершен платеж, а кем именно и каким способом. В рассматриваемом случае компания-продавец должна применить ККТ и выдать кассовый чек, поскольку электронные средства платежа поступают от физического лица. Правда, эта обязанность возникает с 01.07.2018, поскольку в прежней редакции Закона № 54-ФЗ не было требования о применении кассы в ситуации, когда оплату производит физическое лицо со своего счета (карты) по банковским реквизитам продавца через онлайн-банкинг.

- А обязан ли продавец применить онлайн-кассу, если за физлицо платит юрлицо со своего расчетного счета (в основании платежа указано «оплата за П.П. Петрова по договору № 1 от 01.02.2018»)?

Если с организацией (ИП) рассчитывается другая компания (ИП) в безналичном порядке без предъявления средств платежа (то есть происходит банковское перечисление с одного расчетного счета на другой), то в этом случае применять ККТ продавцу не нужно. Причем не имеет значения, что оплата произведена за физическое лицо.

- Компания получила от учредителя-физлица заем. Затем по соглашению о новации обязательство по возврату займа было заменено на обязательство по поставке товара. То есть получается обычная реализация физлицу (и сумма новированного займа признается предоплатой в счет поставки товаров). Нужно ли в такой ситуации пробивать кассовый чек? Если да, то в какой момент (на дату вступления в силу соглашения о новации или при передаче товара)?

Да, в описанной ситуации следует применить ККТ и сформировать кассовый чек. При этом кассовые чеки надо пробить:

Обязательно - на дату признания суммы новированного займа предоплатой (на дату вступления в силу соглашения о новации займа);

Желательно - на дату передачи товара с отражением зачета ранее внесенной предоплаты.

- Магазин работает 6 дней в неделю. Кассир перед выходным забыл закрыть смену на онлайн-кассе. Получается, что она длилась более 24 часов. Какова ответственность за это нарушение и можно ли как-то избежать наказания?

Закрытие смены позднее чем через 24 часа после ее открытия является нарушением порядка применения ККТ. Ответственность за такое нарушение - предупреждение или штраф:

Для организации - от 5000 до 10 000 руб.;

Для ее руководителя/ИП - от 1500 до 3000 руб.

При этом ответственности можно избежать, если соблюдены в совокупности необходимые условия, одно из которых - на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал сведениями и документами об этом правонарушении. Однако в случае применения ККТ, работающей в режиме передачи фискальных данных через оператора фискальных данных, налоговый орган по истечении 24 часов с момента формирования отчета об открытии смены уже узнает о совершенном правонарушении, а значит, одно из условий освобождения от ответственности не соблюдается.

- У компании есть несколько магазинов и, соответственно, онлайн-ККТ. На случай поломки основной ККТ фирма хочет приобрести подменный кассовый аппарат. Как ей зарегистрировать резервную кассу, которую требуется перемещать между магазинами? Если резервная касса будет зарегистрирована, но не будет использоваться, ИФНС ее заблокирует?

В Законе № 54-ФЗ нет понятия «резервная касса». Формально это будет обычная касса, которая регистрируется с указанием конкретного адреса (места) установки (применения) ККТ. Если резервная ККТ будет перемещаться между магазинами, то необходимо каждый раз перерегистрировать такую ККТ в налоговом органе до момента применения этой кассы в конкретном магазине.

Что касается блокировки зарегистрированной кассы в ситуации, когда она не будет использоваться, то у налогового органа нет таких полномочий. Однако с даты регистрации в налоговом органе резервной ККТ (вне зависимости от того, используется она или нет) начинает исчисляться срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. А по истечении срока его действия ККТ заблокируется и организации потребуется сменить фискальный накопитель и перерегистрировать ККТ в налоговых органах.

Таким образом, после покупки резервной кассы необязательно сразу же регистрировать ее в налоговом органе. В случае необходимости ее применения пользователь может зарегистрировать технику через личный кабинет ККТ на тот адрес, по которому ее необходимо установить.

- Среди обязательных реквизитов кассового чека есть признак расчета «расход», который вызвал много вопросов. К примеру, следует ли пробивать чек с признаком «расход» при выплате физлицу арендной платы по договору аренды? Нужно ли применять ККТ при выплате физлицам вознаграждения (наличными и безналичными) по договорам ГПХ за оказанные ими услуги/выполненные работы?

Признак расчета «расход» в кассовом чеке означает выдачу средств покупателю (клиенту). Поэтому во всех ситуациях, когда компании (ИП) выплачивают деньги (наличными или с помощью электронных средств платежа) физлицу, включая выплаты по договорам ГПХ или аренды, они должны применить ККТ и сформировать кассовый чек с признаком расчета «расход», за исключением случаев, когда организации (ИП) освобождены от применения ККТ или когда срок перехода на новый порядок применения ККТ отсрочен до 01.07.2019. «Расходный» чек понадобится и при выплате другому юрлицу (ИП) наличных денег.

- А если компания покупает товары за наличные через подотчетное лицо, ей также придется применить ККТ и выдать чек с признаком «расход»? Если да, то в какой момент пробивать чек: в момент выдачи под отчет, в момент возмещения перерасхода? ККТ должна быть в месте расчета, то есть нужно регистрировать портативную кассу специально для этих целей?

Компания покупает товары за наличные. Поэтому ей также придется применить ККТ и выдать чек с признаком «расход». ККТ в этом случае должна быть применена по адресу (на месте) расчета в момент расчета, то есть при покупке подотчетным лицом товаров.

- Правильно ли мы понимаем, что чеки с признаком расчета «расход» обязательны с 1 июля 2018 г., ведь в Законе о ККТ в прежней редакции не было требования пробивать чеки при выплате денег?

Никакой отсрочки до 01.07.2018 по «расходным» чекам нет. Поскольку Закон № 54-ФЗ (в ред., действ. до вступления в силу Закона № 290-ФЗ) не исключал обязанности пробивать чеки при выдаче денег покупателям (клиентам), за исключением выдачи денег при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома. Таким образом, ранее также необходимо было пробивать кассовый чек при расчетах с выдачей денег в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (исходя из смысла ст. 2 Закона № 54-ФЗ). При этом Закон № 54-ФЗ не конкретизировал, кто именно должен оказывать услуги (продавать товары, выполнять работы).

- Компания применяет УСН. В настоящий момент в кассовом чеке печатается «налог 0», хотя должно быть указано «НДС не облагается». Можно ли ей продолжать продажи и выбивать такие чеки до тех пор, пока не решится программный вопрос? Будет ли за это штраф?

Если пользователь ККТ не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС, а также если предмет расчета не подлежит налогообложению (освобожден от налогообложения) НДС, то в кассовом чеке должно быть указано «НДС не облагается». Тогда как указание «НДС 0%» будет являться ошибочным. Ведь такая ставка налога применяется в других ситуациях.

В случае неверного указания ставки НДС в кассовом чеке пользователь может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Таким образом, рекомендуется не проводить расчеты, пока не решится программный вопрос. По уже пробитым неправильным чекам компания может избежать ответственности, если выполнит два условия:

Исправит в них ошибки (с помощью чеков с признаком расчета «возврат прихода»);

Сообщит в ИФНС о нарушении порядка применения ККТ прежде, чем налоговый орган сам это обнаружит.

- ИП отгрузил товар на сумму 5500 руб., покупатель - другой ИП - оплатил его так: 5300 руб. перечислил на расчетный счет в день отгрузки товара и 200 руб. - наличными на следующий день. Как правильно оформить кассовый чек? Можно ли выбить чек на сумму 200 руб. и указать в нем «доплата по накладной», ведь на безналичные расчеты между ИП чек не требуется?

Действительно, при первом расчете на сумму 5300 руб. кассовый чек не требуется, поскольку ККТ не используется при безналичных расчетах (с одного расчетного счета на другой) между двумя предпринимателями. Что касается второго платежа, то продавцу нужно сформировать кассовый чек с признаком способа расчета «оплата кредита» и с указанием наименования товара. Такая формулировка, как «доплата по накладной», в кассовом чеке применяться не может. При этом в реквизите «цена за единицу предмета расчета с учетом скидок и наценок» указывается не цена товара (5500 руб.), а платеж за товар - 200 руб.

Для Франции проблема повышения надежности чеков как платежного инструмента является весьма актуальной - в 1990 г. на них приходилось 54% операций по безналичному расчету. В то же время из 5 млрд. чеков, выписанных в 1990 г., около 3% не были обеспечены и в конечном итоге 1% их не был оплачен, что принесло мелким торговцам убытки в размере 1,8 млрд. фр. В итоге...

1 июня 1992 г. во Франции вступил в силу Закон о безопасности чеков и платежных карточек. Причинами его принятия послужили увеличение количества необеспеченных чеков и необходимость создания механизма, позволяющего потерпевшей стороне получить возмещение убытков.

Для Франции проблема повышения надежности чеков как платежного инструмента является весьма актуальной - в 1990 г. на них приходилось 54% операций по безналичному расчету. В то же время из 5 млрд. чеков, выписанных в 1990 г., около 3% не были обеспечены и в конечном итоге 1% их не был оплачен, что принесло мелким торговцам убытки в размере 1,8 млрд. фр. В итоге суды оказались настолько перегруженными делами о необеспеченных чеках, что не успевали их рассматривать. По словам сенатора М.Шармана, представлявшего проект закона от имени законодательной комиссии Национальной ассамблеи, именно в наилучших условиях послужили причинами пересмотра действующего законодательства.

Инициаторами разработки нового закона выступили торговли и кустарной промышленности, на которое оказывали нажим мелкие торговцы, в частности владельцы бензоколонок, часто являющиеся жертвами чеков без обеспечения, а также экономики и финансов. Всей работой по подготовке закона руководило юстиции. Впервые при подготовке данного закона проводились публичные слушания с участием всех заинтересованных в пересмотре закона сторон (банков, потребителей, представителей торговли), что позволило парламентариям лучше понять существующие между партнерами проблемы и противоречия.

Новый закон стимулирует быстрое урегулирование отношений между чекодателем и чекодержателем. Раньше для урегулирования платежа потерпевшая сторона должна была обращаться в суд, что часто влекло за собой , первышающие размер чека. , уже будучи потерпевшей стороной, не был заинтересован в дополнительных расходах. Что касается чекодателя, то в его распоряжении было 30 дней для урегулирования платежа, после чего следовал годовой запрет на выписку чеков, который становился автоматическим после второго неплатежа в течение 12 месяцев. Поэтому чекодатель также не был заинтересован в быстром урегулировании платежа. По новому закону чекодатель не только получил право на выписку чеков сразу после возмещения убытков потерпевшему, но и не подвергается судебному преследованию.

Следовательно, чекодатель заинтересован в скорейшем разрешении проблемы неплатежа. Кроме того, новый закон предоставляет возможность получателю средств по чеку уклониться от приема необеспеченных чеков, проконсультировавшись в национальной Картотеке незаконных чеков, КНЗ (FNCI), созданной вместо действовавшей на контрактной основе национальной картотеки украденных чеков. В КНЗ кроме чеков, опротестованных в силу потери или кражи, регистрируются о запрещенных чековых книжках и закрытых счетах (чеки, выписанные на закрытые счета, составляют 4-5% неоплаченных чеков). Все учреждениядержатели счетов обязаны отныне передавать эту информацию в FNCI.

Отсутствие информации о данном чеке в КНЗ не гарантирует обеспеченность чека, но свидетельствует о его законности. Если чек все же оказывается необеспеченным, может установить контакт с чекодателем и договориться с ним полюбовно вместо того, чтобы обращаться в суд, как предусматривалось прежним законодательством. Если через 30 дней и после повторного предъявления чека к оплате, он не будет оплачен, обязан бесплатно выписать чекодержателю свидетельство о неоплате, которое после предъявления его чекодателю судебным исполнителем, должно быть оплачено. Глубокие изменения претерпел и механизм урегулирования платежа со стороны чекодателя. Отныне как только платеж свершен, снимается банковский запрет на платежи чеками. Если же чекодатель не осуществляет платеж, запрет на чеками действует в течение 10 лет. Кроме того, не считая банковских расходов, он должен заплатить штраф в размере 120 франков за каждые 1000 франков чека, начиная со второго необеспеченного чека, выписанного в течение года (на первый необеспеченный чек штрафы не начисляются). Размер штрафа удваивается, если чекодатель трижды упорядочивал свои расчеты чеками в течение 12 предыдущих месяцев. Все эти меры повышают безопасность чеков. В ходе дискуссий по проекту закона проявилась заинтересованность потребителей и торговли в получении более качественной информации о функционировании банковских счетов и предупреждении появления чеков без обеспечения.

Со своей стороны банковские круги взяли на себя обязательство обеспечить более гибкое управление отношениями с клиентами. С этой целью Ассоциация французских банков (АФБ) разработала специальные рекомендации для банков. Эти рекомендации направлены на повышение точности информации, которой обмениваются между собой банк и , а также на усиление предупредительных аспектов закона. В основе рекомендаций лежат два основных принципа: банки имеют полное право самостоятельно решать вопрос о выдаче или невыдаче чековой книжки; клиент не имеет права на получение дополнительных льгот (разрешенный или неразрешенный кредит, личный кредит и т.д.). В тексте рекомендаций отмечается, что банки должны мотивировать отказ в выдаче бланков чеков, но обоснованность этих мотивов не может быть юридически оспорена. В то же время закон не обязывает банки представить причины отказа в выдаче бланков чеков в письменном виде. Однако, если клиент требует письменного отказа, АФБ рекомендует удловлетворять подобные требования.

Клиенту может быть отказано в выдаче чековой книжки при открытии счета или после урегулирования всех случаев неплатежей, о которых было заявлено Банку Франции (БФ). В последнем случае новая чековая книжка может быть выдана, если в прошлом клиент немедленно возвратил неиспользованные блаки чеков и если он не прибегал к повторным или многочисленным урегулированиям платежей.

Чтобы избежать кражи бланков чеков, клиенту рекомендуется лично прийти за чековой книжкой или получить ее заказным письмом. При этом почтовые расходы оплачиваются за счет клиента, если его предварительно уведомили об этом.

Нормальное функционирование системы платежей с помощью чеков требует предельно точного информирования чекодателя о сумме, которой он располагает для платежей с помощью чеков в данный момент. При этом рекомендуется различать две ситуации: нормальное функционирование счета; чрезвычайное превышение счета и превышение его в разумных пределах.

По общему правилу чеки могут выписываться, только если до их выписки на счете имелось достаточное обеспечение. В договоре банковского счета уточняется, что за исключением случаев согласия банка плательщика, сальдо счета всегда должно быть кредитовым.

Однако, если счет функционирует нормально, любая просьба о предоставлении льгот по заимствованию должна быть внимательно изучена. Для облегчения общего функционирования счета договор банковского счета или договор о кредите может предусматривать предоставление банком клиенту кредитной линии. Такое разрешение дается в письменной форме с указанием точной суммы кредита. Если счет функционирует нормально, банк по просьбе клиента может увеличить размер краткосрочной ссуды. В то же время банк должен довести до сведения клиента, что он может отказаться от этого соглашения либо через определенное время, либо сразу же после обнаружения неблаговидного поведения последнего или в случае безнадежно плохого состояния его счета.

Рекомендации напоминают о том, что доверительная практика не разрешенных краткосрочных ссуд имеет для клиентов значительные преимущества. Поэтому не следует стремиться к ее формализации. В целом банки должны постоянно напоминать своим клиентам о полезности предварительного информирования банковских учреждений в случае возникновения каких-либо затруднений, что является необходимым условием взаимного доверия и дает клиентам, счета которых обычно функционируют нормально или показывают приемлемое превышение (например, несколько сот франков), определенную гибкость. Однако клиентов необходимо предупреждать и о последствиях повторяющегося превышения счетов, в частности о санкциях, содержащихся в действующем законодательстве о чеках без покрытия. АФБ подчеркивает, что эффективность данных рекомендаций зависит от качества и надежности информации, предоставленной клиентом как ежедневно, так и в случае необходимости получения дополнительной информации.

Реформа законодательства о чеках существенно усилила роль БФ в осуществлении мер, предупреждающих выдачу необеспеченных чеков, возложив на него не только информирование чекодержателей о законности ценных бумаг, которые они получают в оплату путем консультации в КНЗ, но и внедрение системы систематической информации учреждений плательщиков по чекам о запретах на выдачу чеков их клиентам другими банковскими учреждениями. Эту информацию можно получить через запрос Картотеки банковских счетов, КБС (FICOBA), находящейся в ведении генеральной дирекции налогов.

Для решения этих задач БФ подготовил и внедрил новую информационную систему, позволившую связать центральную Картотеку неплательщиков по чекам, КНЧ (FCC) с картотекой КБС; БФ ежедневно передает в КБС данные о запретах на пользование чековыми книжками и ответы КБС банкам, касающиеся их клиентов, которые только что получили запрет или урегулировали все свои счета. С этой целью 1241 банковское учреждение было обеспечено связью с БФ.

Эта система позволяет также вносить в КНЗ данные о счетах, на которые распространяется запрет, и закрытых счетах, обеспечивая ежедневное автоматическое получение информации, содержащейся в КНЧ, а также обрабатывать растущее количество досье по запретам и аннулировать эти досье после урегулирования.

Новый закон повысил мобильность работы КНЧ, так как срок внесения в него чекодателей зависит от их склонности к урегулированию платежей. В этом плане отмечается, что БФ немедленно обрабатывает заявления о неплатежах по чекам и аннулирования, которые ему передаются. Кроме того, он делает запросы в КБС и КНЧ и передает информацию о неплательщике другим банкам-держателям счетов чекодателя, которому запрещено выписывать чеки, в течение двух дней, следующих за обработкой заявления в КНЧ.

По мнению директора по безналичным средствам расчетов БФ М.Пердрикса, механизм, предусмотренный законом, функционирует удовлетворительно, а банки соблюдают свои обязательства, несмотря на проблемы с подключением к системе отделений некоторых из них. Последовательность работы системы выглядит следующим образом. Заявление о неплатеже поступает от банка плательщика в КНЧ через два дня после отказа от платежа, а об отправлении (в случае нарушения запрета) судебного предписания об оплате - через пять дней. БФ регистрирует это заявление в тот же день, а запрос в картотеку КБС отправляется в течение 9-10 дней. БФ получает ответ на свой запрос самое позднее через 1+2 дня утром после его отправления. БФ передает информацию держателям счетов самое позднее через два дня после получения ответа КБС. На проверку информации и ее регистрацию банком плательщиком уходит самое большее три дня, а заявление банка плательщика поступает в КНЗ через три дня после его регистрации банком. Урегулирование платежей и аннулирование данных о неплатежах осуществляется БФ в течение двух дней, следующих за урегулированием. БФ регистрирует аннулирование данных о неплатежах немедленно в случае автоматизированного аннулирования и в течение дня, если используется "бумажная" технология (34% случаев). Ежедневно в Картотеку банковских счетов направляется 13-14 тыс. запросов, требующих в целом около 25 тыс. ответов.

В ноябре 1992 г. база Картотеки незаконных чеков содержала данные о 6070000 незаконных по разным причинам чеках. В декабре того же года в КНЗ было зарегистрировано 918 тыс. консультаций.

В ходе подготовки закона основная дискуссия развернулась вокруг вопросов, связанных с расходами банков на обеспечение требований нового законодательства.

Для того, чтобы обеспечить платежи по 999 из 1000 чеков, банки вынуждены брать на себя "полицейские" функции, включающие предупредительные меры (выдача чеков только при достаточном основании и вмешательство в случае неудовлетворительного функционирования счета клиента), а также осуществление санкций, состоящее в основном в запрете на использование чеков в дальнейшем. Банки также оказывают помощь другим участникам платежных операций, в частности чекодержателям, предоставляя им телефонные номера банков, указанных в чеках, обращаясь в КНЗ, выдавая свидетельства о неоплате чека. Эти функции требуют вложений в обучение персонала и информационную обработку данных, а следовательно, в технику и программное обеспечение.

Первой превентивной мерой безопасности чеков является обоснованность выдачи чековых книжек, т.е. некоторым клиентам их выдавать нельзя. Поэтому до выдачи первой чековой книжки новому клиенту банк должен запросить Картотеку неплательщиков по чекам. Дополнительные расходы банка состоят в проверке того факта, что клиенты, включенные в Картотеку банковских счетов, действительно имеют счет в данном банке и являются его клиентами. Учитывая неточность этой картотеки, подобная работа проводится вручную. Выяснив число клиентов, на которых распространяется запрет, банк должен сделать все необходимое, чтобы больше не выдавать чековые книжки владельцам этим счетов.

Предоставление информации в Картотеку незаконных чеков, также являющееся превентивной мерой, влечет за собой определенные издержки на программное обеспечение и эксплуатационные расходы. В принципе, эти расходы должны возмещаться БФ, в ведении которого находится эта картотека, из средств, поступающих от чекодержателей, обращающихся в нее за консультациями.

Поскольку финансовые учреждения должны сообщать в БФ о первом же неплатеже по чеку и об оплате чеков, выписанных на тот или иной счет сразу после осуществления платежа, значительно возрастает поток информации, передаваемой в Картотеку неплательщиков по чекам. Отслеживание урегулирования платежа может быть достаточно сложной процедурой, если чекодатели требуют от своих банков выделения специального обеспечения для платежа по каждому неоплаченному по первому предъявлению чека.

Величина указанных расходов зависит от степени автоматизации этих функций в каждом банковском учреждении.

Для наложения предусмотренных законом штрафов для лиц, повторно нарушающих правила выписки чеков, банк для определения размера штрафа, который нарушитель должен заплатить, чтобы вновь получить право выписки чеков, должен проследить историю предшествующих неплатежей. Поскольку правила определения размеров штрафов довольно сложны, банк сталкивается с проблемой разъяснения порядка их начисления клиентам. Кроме того, необходимо проконтролировать прохождение оплаты штрафа и сохранить пошлинные марки, которые клиент купил для его оплаты. Если после второго предъявления чека к оплате, происходящего более чем через месяц после первого, чекодержатель не получает денег по чеку, банк чекодателя выдает ему свидетельство о неплатеже, что также требует определенных расходов.

Последнюю группу расходов банка составляют расходы на заявления о нарушениях запретов на выдачу чеков.

Если выписка чека без обеспечения по новому закону не наказуема, то выписка чека при наличии запрета на использование чеков является правонарушением. И именно банк чекодателя обязан сравнить дату выписки чека с периодом действия запрета, чтобы при обнаружении нарушения сообщить об этом в БФ. Однако по этой группе расходов по сравнению с прежней ситуацией банк получает определенную экономию, поскольку раньше для всех неплатежей банк был обязан отметить на судебном предписании об оплате имя получателя средств по чеку и дату его выписки, а в настоящее время лишь дату выписки чека и только для чеков, выписанных в нарушение запрета, что значительно сокращает число автоматизированных операций.

Что касается доходов банков от введения нового закона, то значительное сокращение количества неоплаченных при первом предъявлении чеков означает сокращение административных расходов банков.

Банк чекодателя может получить определенный доход и за счет отнесения своих расходов по чекам без обеспечения на счет клиента, выписывающего такой чек. Но получение этого вида доходов весьма проблематично.

В целом, однако, новый закон, как считают во французских банковских кругах, приведет к увеличению годовых расходов банков, если количество неплатежей изменится незначительно. Что касается действенности закона для предприятий розничной торговли (главным образом мелких и средних), то здесь, по мнению экспертов, еще рано делать окончательные выводы. Правда, например, в сфере торговли бензином (речь идет о бензозаправках) можно констатировать небольшое уменьшение количества чеков без обеспечения, улучшение ситуации с оплатой чеков по второму предъявлению.

Вместе с тем, как указывают эксперты, не все банковские учреждения точно выполняют обязательства, возлагаемые на них новым законом. В частности, почта до сих пор предлагает клиентам, закрывающим счета, самим уничтожить неиспользованные чеки и карточки, хотя по закону они подлежат возврату в банковское учреждение при закрытии счета. В результате появляются чеки с реквизитами закрытых счетов. Было бы логично, закрывать счета клиентов только после возвращения ими неиспользованных бланков чеков и проверки прохождения платежа по ранее выписанным чекам. В прессе сообщается, например, об открытии шести счетов на сумму в 100 фр. фр. каждый по поддельным документам, получения и последующего использования чековых книжек на сумму в 60 тыс. фр. фр.

Торговцы высказывают недовольство тем, что банки не сообщают им о выделении чекодателем специального обеспечения для оплаты того или иного чека. Такое обеспечение может быть выделено после нескольких предъявлений чека к оплате и зарезервировано для оплаты чека лишь в течение года. Если торговец не знает об обеспечении, он может считать средства потерянными. Поэтому от банков ожидают дополнительных рекомендаций по этому вопросу.

В то же время закон не обязывает банк оповещать чекодержателя, который, как правило, не является его клиентом, о выделении чекодателем специальных средств для оплаты чека. Этот механизм, считают эксперты, предназначен для того, чтобы чекодатель, которому не известны координаты чекодержателя, мог урегулировать платеж и избежать запрета на пользование чеками.

В ходе подготовки закона о чеках проводился его сравнительный анализ с законодательством в этой области других европейских стран, который показал значительные различия в действующем законодательстве о чеках, особенно о чеках без обеспечения. В одних странах выписка чека без обеспечения рассматривается как незначительное нарушение, в других - как тяжкое правонарушение, в третьих преобладает промежуточная позиция.

Из основных европейских стран только в Великобритании чеки играют почти такую же роль в осуществлении безналичных платежей, как и во Франции: в 1990 г. на них приходился 51% операций по безналичному расчету. Однако британское законодательство как и банковская практика в этой области значительно отличаются от французской практики. В Великобритании выписка чека без обеспечения не является специфическим правонарушением. Тем не менее к чекодателю может быть применен закон 1968 г. о воровстве, который объявляет предосудительным поведение человека, мошеннически получающего для себя или третьих лиц денежные льготы (несмотря на то, что разрешение на краткосрочные банковские ссуды тоже можно рассматривать как денежную льготу). Это правонарушение, приравниваемое к мошенничеству, может повлечь за собой наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет. Однако доказать наличие состава правонарушения очень сложно: с одной стороны, необходимо, доказать, что чекодатель действовал с мошеннической целью, а с другой - что чекополучатель был обманут его заявлениями. На практике выписка чеков без обеспечения редко является объектом судебного преследования.

Обычно, если банк вынужден отказаться от оплаты чека из-за недостаточности или отсутствия обеспечения, он посылает чекодателю письмо с сообщением об отказе от оплаты. В письме также сообщается об удержании с клиента заранее установленных расходов, размер которых составляет 20 ф.ст. на чек с физических лиц и 25 ф.ст. - с предприятий. Если чекодатель не является заядлым рецидивистом, репрессивные меры этим и ограничиваются. Английские банки не требуют от клиента возвращения чековой книжки кроме случаев чрезвычайно неблагополучного положения его счета. Английские банки не обязаны делать никаких заявлений контрольным органам.

На практике в Великобритании чеки без покрытия отнюдь не редкость. Каждый банк ежедневно отказывает в оплате по чекам по этой причине, но банки спокойно относятся к этому факту. Кроме того, банки-предъявители сами принимают решение о дальнейшем использовании чека в платежном обороте. Банк направляет письмо чекодержателю, в котором сообщает, что предъявленный им к оплате чек не был оплачен из-за отсутствия обеспечения, но банк вновь предъявляет его к оплате в надежде, что на этот раз он будет принят к оплате. Эта процедура может повторяться два-три раза подряд. Затем, если чек остается неоплаченным, он возвращается чекодержателю для принятия необходимых с его точки зрения мер.

Что касается гарантии платежа, то у английсих банков нет никаких законных обязательств на этот счет. Но основные английские банки являются участниками системы чековых карточек (Check card scheme). В этой системе, платежи по чекам, выписанным на банки-участники, гарантированы до определенного потолка, если чекодержатель представит вместе с чеком гарантийный талон. Потолок гарантии составляет 50 ф.ст. на каждый бланк чека. С недавних пор надежные клиенты могут получить гарантию в 100 ф.ст. Гарантийный талон, так же как и кредит, выдается клиенту только после анализа его положения. Сомнительным клиентам в выдаче талона может быть отказано.

На практике чеки, не обеспеченные гарантийным талоном, либо по причине превышения потолка гарантии, либо из-за того, что чекодателю было в ней отказано, не имеют никакой пользы: торговцы, как правило, их не принимают, хотя члены семьи или близкие друзья могут проявить большее понимание.

В Италии чеки занимают второе, после переводов, место среди безналичных платежных средств. В 1990 г. на них приходилось 44% операций.

По закону чекодатели чеков без обеспечения наказываются штрафом от 2 до 200 тыс.лир, а в наиболее тяжелых случаях тюремным заключением до шести месяцев. Предосудительным считается и умышленный отзыв всего или части обеспечения в течение времени предъявления чека к оплате. Однако чекодатель осуждается только, если будет доказано, что он совершил подлог. Чекодатель может подвергнуться менее серьезному наказанию, если он исправит свою ошибку, передав деньги непосредственно чекодержателю до того, как чек будет предъявлен к оплате. Наказание отменяется, если чекодатель докажет, что в момент выдачи чека у него были основания для уверенности в том, что банк его оплатит. Кроме уголовного преследования, очень редкого на практике, основным риском для чекодателя необеспеченного чека является наложение ареста на его имущество. Если банк отказывает в оплате чека без обеспечения, он обязан заявить протест, т.е. составить официальный акт, констатирующий отсутствие обеспечения. С этим актом чекодержатель может обратиться в суд и потребовать наложения ареста на имущество чекодателя. Если чекодателем является предприятие, чекодержатель может потребовать даже объявления его банкротом. Однако для составления протеста необходимо соблюдение ряда условий: чек должен быть правильно заполнен (сумма, написанная цифрами, должна соответствовать сумме, написанной словами, должны быть указаны дата и место выдачи чека); предъявлен к оплате через 8 или 15 дней после его выдачи в зависимости от места его выдачи.

Во всех случаях виновному запрещается пользоваться чековой книжкой в течение одного года. Он также оплачивает расходы банка по отказу от оплаты чека. Банк "La Monte Paschi", например, взимает комиссию в 13,7 тыс.лир за каждый неоплаченный чек без покрытия, а также расходы на заявление протеста, размер которых колеблется от 22 до 40 тыс. лир в зависимости от размера чека. Наконец, в большинстве случаев, чекодатель оплачивает расходы судебного исполнителя, составляющие в среднем 70 тыс. лир.

Итальянский закон не предусматривает никаких банковских гарантий платежа по чекам. Однако несколько лет назад ряд банков исключили соглашение о выдаче чековых карточек, гарантирующих оплату чеков, размер которых не превышает 100 тыс.лир.

В Бельгии в конце 1990 г. на операции с чеками приходилось 24% всех операций по безналичному расчету. В том же году бельгийские физические лица и предприятия выписали 206 млн.чеков по сравнению с 501 млн.переводов.

Согласно бельгийскому праву, выписка чека без обеспечения является специфическим правонарушением, предусмотренным ст.61 Закона о чеках. Уголовные санкции применяются к тем, кто умышленно выписывает чеки без достаточного предварительного обеспечения (даже в случае, когда нет оснований для подозрения в сознательном мошенничестве, но лицо знало или должно было знать об отсутствии обеспечения). Бельгийский закон считает специфическим правонарушением и умышленный отзыв всего или части обеспечения в течение срока предъявления чека к оплате. Более того, если присутствуют все элементы правонарушения, чекодатель может подвергнуться преследованию за мошенничество.

Большая часть бельгийских банков участвуют в системе "Еврочек", гарантирующей оплату чеков до определенной суммы с момента представления чекодателем вместе с бланком чека гарантийного талона. Банк гарантирует чекодержателю оплату чека при соблюдении им сроков передачи его на инкассо, даже если: 1) на счету чекодателя нет никакого обеспечения; 2) он не является больше клиентом банка или чек и гарантийный талон были украдены, но реквизиты чека и гарантийного талона полностью совпадают. Потолок гарантии в настоящее время составляет 7 тыс.бельг.фр. на один бланк чека. Поэтому, если банк выдает клиенту чековую книжку, содержащую 10 еврочеков, размер его риска составляет 70 тыс. бельг. фр.

По бельгийским законам банки не обязаны предупреждать клиента об отказе от платежа по чекам без обеспечения в какой-либо форме. Банк может послать клиенту письмо (что бывает очень редко) или позвонить по телефону (это случается чаще), но может его и не предупреждать. Банковские учреждения не обязаны делать никаких заявлений административным и контрольным органам или органам опеки. Этим может объясняться тот факт, что бельгийские банки не берут с клиентов комиссии за отказ от платежа по чекам без обеспечения.

Если чекодатель не может урегулировать расчеты после первого отказа от платежа по чеку, банк пытается отобрать у него чековую книжку, хотя это не всегда ему удается. Кроме того, ничто не мешает клиенту попытаться открыть счет в другом банке, поскольку в Бельгии нет официального органа, аккумулирующего данные о неоплаченных чеках. В Германии чеки не получили такого распространения как в других европейских странах. В конце 1990 г. на них приходилось лишь 10% расчетов по счетам. Это объясняется предпочтением, отдаваемым руководством сберегательных касс и почты такой форме расчета как переводы, а также отсутствием до 1950 г. многосторонней системы инкассо. Кроме того, по мере развития автоматизации предприятия постепенно отказывались от чеков, ориентируясь на переводы и особенно на регулярные платежи, на которые в настоящее время приходится 37% операций по безналичному расчету.

В отличие от Франции, где обязательство платежа со стороны чекодателя является безотзывным, в Германии у него всегда сохраняется возможность опротестовать чек по любому поводу. При этом банк не проверяет обоснованность протеста, играя роль простого посредника, выполняющего распоряжения своего клиента. Конфликт между чекодателем и чекодержателем решается в рамках гражданского права. Этот принцип дает большие преимущества чекодателю, но не защищает получателя денег по чеку. Решение этой проблемы банки нашли в активном участии в системе еврочеков, которая предоставляет гарантию платежа банка плательщика в 400 нем. марок на чек.

Закон предписывает банку-плательщику известить об отсутствии обеспечения или гарантии по чеку как чекодателя, так и учреждение, передавшее ему чек (этим учреждением не обязательно является банк, которому чек был передан на инкассо, поскольку в Германии практикуется свободный индоссамент чеков), в течение 4 рабочих дней. Кроме того, в соответствии с договором между кредитными учреждениями, если размер чека без обеспечения равен или превышает 2 тыс. нем. марок, банк-плательщик должен срочно, самое позднее до 14 час.30 мин. следующего дня, известить о таком чеке банк, которому впервые был предъявлен чек. В большинство случаев данные о неплатеже направляются и в агентство, аккумулирующее информацию о функционировании банковских счетов (Scufa). Банк взыскивает с клиента расходы, связанные с отказом от платежа, размер которых колеблется в зависимости от банка и конкретной ситуации (первый или повторный отказ, чек, выданный резиденту или иностранцу и т.д.). В то же время чекодателю не запрещается выписывать новые чеки, хотя у него могут появиться сложности с получением новой чековой книжки, если его счет числится в картотеке Scufa. Он также сталкивается с риском преследования со стороны чекодержателя, который может обратиться в суд, если были соблюдены сроки предъявления чека к оплате (8 дней, считая с даты выписки чека на территории Германии, 20 дней в Европе и средиземноморских странах, 70 дней в других странах) и отказ от оплаты должным образом зафиксирован (опротестование чека судебным исполнителем, пометка банкаплательщика и т.д.). Чекодатель и все индоссанты чека несут солидарную ответственность по отношению к последнему чекодержателю. Если чекодержатель не пропустил срок исковой давности (6 месяцев начиная с даты предъявления чека к оплате), дело рассматривается в суде, который может принять решение о наложении ареста на движимое имущество чекодателя для продажи его с торгов. В Нидерландах чеки также не получили распространения: на них приходится 15% операций по безналичным расчетам против 62%, приходящихся на переводы. Это объясняется тем, что действующая в стране система переводов обеспечивает высокий уровень надежности и безопасности платежей. Тем не менее гарантированный чек используется в расчетах с конца 60-х годов в двух формах: гарантированный банковский чек (его потолок фиксирован на уровне 100 гульденов) и гарантированный переводной почтовый чек (200 гульденов). Еврочек имеет хождение с 1973 г. Все эти виды чеков могут использоваться только вместе с гарантийным талоном. В Испании выписка чеков без обеспечения по разному трактуется уголовным и банковским законодательством. С одной стороны, закон наказывает любого, кто, независимо от намерений, выписывает чек, если к этому моменту на его счете не было достаточного обеспечения, или если он отзывает полностью или частично обеспечение, что препятствует оплате чека. Виновный может быть приговорен к тюремному заключению сроком от одного до шести месяцев или штрафу от 30 до 300 тыс. песет. Кроме того, при наличии мошенничества, применяются специальные положения, касающиеся этого вида правонарушений. С другой стороны, банковское законодательство по чекам практически отсутствует, и банки не применяют никаких санкций по отношению к чекодателям необеспеченных чеков. Банк, отказывающийся платить по чеку, не обязан ни делать каких-либо заявлений органам опеки, ни предупреждать своего клиента. В силу этих причин чек почти не применяется в Испании в качестве платежного средства. Исключение представляет банковский чек, который используется предприятиями и частными лицами для оплаты значительных сумм.