Водный налог: расчет и ставка. Налоговые ставки водного налога

Водный налог: расчет и ставка. Налоговые ставки водного налога

Водный налог является одним из самых запутанных и сложных для понимания бюджетных обязательств. Он заменил сбор, существовавший до 2005 года, и распространяется на коммерческие структуры и физлица, добывающие воду из недр, действующие по лицензии, полученной до 2007 года. «Подспорье», которое поможет освоить расчет водного налога в 2017 году – пример из практики по формированию бухгалтерских проводок и исчислению суммы фискального обязательства.

Согласно положениям фискального законодательства, водный налог – это прямой федеральный сбор, который уплачивают физлица, компании и частные предприниматели, использующие в деятельности водные ресурсы.

У обязательства есть две категории плательщиков:

  • лица, действующие по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной по сей день;
  • лица, добывающие водные ресурсы из недр.

Для структур, использующих наземные ресурсы, но не имеющих актуальной лицензии, водный налог не предусмотрен. Они заключают договоры аренды с органами власти или получают разрешения и перечисляют арендные платежи.

Формула по расчету суммы обязательства

Особенность водного налога заключается в том, что для него отсутствует единая ставка и база. Их определение зависит от особенностей деятельности коммерческой структуры, места ее расположения, типа используемого водоема и иных факторов.

Существует четыре алгоритма по определению налоговой базы:

  1. Для компаний, занятых забором воды, базой признается 1 тыс. кубометров полученной жидкости. Точный показатель устанавливается на основе данных измерительных приборов организации или, при отсутствии последних, исходя из действующих норм водопотребления.
  2. Для гидроэнергетических организаций базой признается единица произведенной энергии (1 тыс. кВт).
  3. Для компаний, берущих воду из акватории природных объектов, базой считается площадь акватории, указанная в лицензии.
  4. Для организаций, сплавляющих лес по воде, база исчисляется как 1 000 кубометров леса на 100 км сплава.

Определившись с базой, налогоплательщик должен выбрать ставку. Она зависит от следующих объективных факторов:

  • типа водопользования;
  • вида используемого природного объекта;
  • места деятельности налогоплательщика;
  • способа извлечения воды: надземный или подземный.

Полный перечень ставок, используемых при расчете бюджетных обязательств, приведен в ст. 333.12 Налогового Кодекса. Они устанавливаются в рублевом эквиваленте на единицу базы.

Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.

Список используемых коэффициентов определяется законодательно. Например, действующие значения:

  • 5-кратный коэффициент для налогоплательщиков, превысивших годовые или квартальные лимиты по своему виду водопользования;
  • 10-кратный коэффициент для тех, кто забирает воду в целях дальнейшей перепродажи;
  • коэффициент 1,1 для компаний и ИП, не располагающих собственными средствами измерения.

Для каждой ставки существует свой поправочный коэффициент на уровень инфляции. Например, в 2017 году он равен 1,52, в 2018 увеличится до 1,75, к 2025 возрастет до 4,65. Эти значения устанавливаются федеральными органами власти на долгосрочную перспективу.

Расчет водного налога: пример

Компания «Альфа» располагается в Северном экономическом районе и, действуя на основе лицензии, извлекает подземным образом воду из реки Невы.

В течение IV квартала 2016 года организация пользовалась следующими объемами водных ресурсов:

  • октябрь – 13 тыс. кубометров;
  • ноябрь – 10 тыс. кубометров;
  • декабрь – 12 тыс. кубометров.

Данные определены при помощи собственных измерительных приборов «Альфы».

Совокупный объем потребленных водных ресурсов за IV квартал равен:

13 + 10 + 12 = 35 тыс. кубометров.

Для Северного района и реки Невы ставка установлена на уровне 348 рублей, фискальной базой является объем забранной воды – тысяча кубометров. На основании этих данных вычислим налог, подлежащий перечислению в госказну:

Налог = 35* 348 = 12 180 руб.

Образовавшееся число – неокончательная величина. Ее необходимо помножить на поправочный коэффициент 1,15. Получим:

Налог = 12 180* 1,15 = 14 007 руб.

Именно эту сумму необходимо перечислить в бюджет по итогам четвертого квартала.

Расчет был произведен с тем допущением, что компания оставалась в рамках лимитов водопользования. В реальной жизни возможно их нарушение. Тогда вычисления будут выглядеть иначе.

Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.

Формула расчета будет выглядеть так:

Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 1,15 = 18 809,4 руб.

Разница по сравнению с предыдущим примером оказалась весомой – 4 802,4 руб.

Сумму налога, рассчитанную по законодательно установленным правилам, компания должна в государственный бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нашем случае рассчитаться по обязательствам нужно до 20.01.2017 г.

Водный налог: проводки

В бухгалтерском учете для отражения водного налога используется 68 счет. Для удобства аналитики на нем открывается специальный субсчет для конкретного бюджетного обязательства, например, 68.5. Если у компании имеется в пользовании несколько водных объектов, она может отражать фискальные обязательства в разрезе каждого по отдельности. Для этого открываются субсчета третьего порядка: 68.51, 68.52 и т.д.

Затраты, связанные с перечислением фискальных платежей, относят к обычным видам деятельности и отражают по счетам 20, 21,23 или 25 в зависимости от учетной политики на предприятии.

Важно! Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно за установленный период – квартал. Льготы по данному обязательству не предусмотрены законодательством.

Начисление налога отражается на последний день квартала. Бухгалтер делает проводку:

Д 20 (21, 23 и т.д.) – К 68.5.

Если учет ведется в разрезе нескольких объектов, проводки выглядят так:

  • Д 20 – К 68.51 – начисление по объекту «А»;
  • Д 20 – К 68.52 – начисление по объекту «Б».

Подтверждающий документ для операции начисления – бухгалтерская справка-расчет.

Перечисление рассчитанной суммы обязательства в бюджет отражается проводкой:

Д 68 – К 51.

Подтверждающий документ – банковская выписка.

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

1. Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

2. УСН

Специальный налоговый режим не освобождает компанию от обязанности перечислять водный налог. Если коммерческая структура работает по объекту «Доходы», суммы «водных» перечислений в бюджет не влияют на размер «упрощенных» обязательств.

Если компания или ИП выбрала объект «Доходы, уменьшенные на расходы», «водные» перечисления необходимо включить в состав последних. Они уменьшат налоговую базу при расчете «упрощенного» налога.

Примеры отражения операций в бухгалтерском учете

Пример №1

ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.

Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.

Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.

Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.

Пример №2

ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?

Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.

Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.

Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Наличие лицензии на водопользование обязывает отчислять в федеральную казну водный налог. Чтобы вы были в курсе размера платежа, в этом материале мы наглядно представили в форме таблицы ставки водного налога в 2017 году.

Как установлены

Рассматриваемый налог имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Как обычно для водного налога ставки в 2017 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2017 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или коммерсантом водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Что касается налоговой ставки водного налога в 2017 году, то такой коэффициент чуть меньше – 1,52.

Актуальные ставки водного налога

Как было отмечено, размеры налоговых ставок водного налога напрямую зависят от целей использования воды.

Для водоснабжения жилых домов

Так, ставка водного налога для водоснабжения населения:

  • с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляет 107 рублей за 1000 куб. м водных ресурсов;
  • с 01.01.2018 по 31.12.2018 – 122 рубля за 1000 куб. м.

Забор воды

При взятии воды в пределах нормативов из поверхностных и подземных водных объектов налоговая ставка водного налога в 2017 году составляет:

Экономический район Река, озеро Поверхностные воды (руб. за 1 тыс. куб м) Подземные воды (руб. за 1 тыс. куб м)
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Сев. Двина 258 312
Прочие 306 378
Северо-Западный Волга 394 390
Зап. Двина 288 366
Нева 258 342
Прочие 282 372
Центральный Волга 288 360
Днепр 276 342
Дон 294 384
Зап. Двина 306 354
Нева 252 306
Прочие 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Сев. Двина 252 312
Прочие 270 330
Центрально-Черноземный Днепр 258 318
Дон 336 402
Волга 282 354
Прочие 258 318
Поволжский Волга 294 348
Дон 360 420
Прочие 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Кубань 480 570
Самур 480 576
Сулак 456 540
Терек 468 558
Прочие 540 654
Уральский Волга 294 444
Обь 282 456
Урал 354 534
Прочие 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Енисей 246 306
Лена 252 306
Обь 264 348
Байкал и его бассейн 576 678
Прочие 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Лена 288 342
Прочие 252 306
Калининградская область Неман 276 324
Прочие 288 336

Отдельные ставки по водному налогу установлены при заборе морских вод в рамках нормативов:

Море Ставка (руб. за 1000 куб. м)
Балтийское 8.28
Белое 8.4
Баренцево 6.36
Азовское 14.88
Черное 14.88
Каспийское 11.52
Карское 4.8
Лаптевых 4.68
Восточно-Сибирское 4.44
Чукотское 4.32
Берингово 5.28
Тихий океан 5.64
Охотское 7.68
Японское 8.04

Акватория

При использовании определенной надводной акватории ставка водного налога на 2017 г. следующая:

Экономический район
Северный 32.16
Северо-Западный 33.96
Центральный 30.84
Волго-Вятский 29.04
Центрально-Черноземный 30.12
Поволжский 30.48
Северо-Кавказский 34.44
Уральский 32.04
Западно-Сибирский 30.24
Восточно-Сибирский 28.2
Дальневосточный 31.32
Калининградская область 30.84

В случае использования акватории поверхностных морских вод налоговые ставки по водному налогу установлены такие:

Море Ставка (тыс. руб. в год за 1 кв. км)
Балтийское 33.84
Белое 27.72
Баренцево 30.72
Азовское 44.88
Черное 49.8
Каспийское 42.24
Карское 15.72
Лаптевых 15.12
Восточно-Сибирское 15
Чукотское 14.04
Берингово 26.16
Тихий океан 29.28
Охотское 35.28
Японское 38.52

Гидроэнергетика и сплав дерева

Отдельная процентная ставка водного налога установлена для таких специфических отраслей, как:

  • гидроэнергетика (руб. за 1000 кВт/ч);
  • справ дерева (1000 куб. м сплава на каждые 100 км).

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Какие могут быть налоговые ставки водного налога

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщикаиз природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Цели использования заборной воды

Особенность применения налоговых ставок
Лесосплав, гидроэнергетика

Ставки должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности воды к бассейну какого-либо природного объекта.

  • При использовании для лесосплава ставка выражается в руб. за 1 тыс. куб.м. леса на каждые сто км сплава.
  • При использовании в целях гидроэнергетики ставка выражается в руб. за 1 тыс. кВт/ч полученной электроэнергии.

Использование акватория водного объекта (не с целью лесосплава)

Ставки делятся в зависимости от принадлежности к видам водных объектов (морские или поверхностные). Для морских объектов ставка также варьируется в зависимости от конкретного водного объекта. Для поверхностных вод ставка дополнительно подлежит детализации по экономическим районам.

Какие коэффициенты применяются к ставкам по водному налогу

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2018 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента – 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2018 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

Россия является страной, где имеется достаточное обеспечение населения и промышленных организаций водными ресурсами. По этой причине действующее законодательство применяет к этим объектам водный налог. На долю государства приходится почти 22% всех мировых запасов пресной и подземной воды. Но при таких показателях жители используют меньше 4% речных стоков каждый год.

Экономическая сущность водного налога

На территории Российской Федерации придется платить налоги на воду, потому что это ограниченный и уязвимый природный ресурс. Главная задача государства - это полное обеспечение и поддержание оптимального уровня водного обеспечения целой страны. При этом необходимо позаботиться об эффективном распределении водных ресурсов, а также повышении качества применения воды в хозяйственных системах.

Водный налог - это плата, которая способна возместить все затраты на восстановление и постоянную охрану водного объекта. Стоит отметить, что ограниченные показатели водных ресурсов страны смогут предопределить возможное появление рентного дохода в использовании воды.

Благодаря такому налогу его плательщики смогут позаботиться о рациональном и эффективном применении уникальных источников воды. Этот вид налогообложения способен повысить ответственность за сохранность водного объекта, а также постоянно поддерживать экологическое равновесие.

Кто должен платить налог на воду?

Российское законодательство постановило, что все водные налоги уплачиваются физическими лицами и организациями, которые осуществляют забор воды из источника. Закон, который регулирует правовое использование пресной воды, начал действовать 1 января 2005 года. Но действующее законодательство Российской Федерации 1 января 2007 года ввело новый Водный кодекс.

Теперь правило уплаты налогов распространяется только на тех, кто заключил правовые отношения и использует водные объекты. Водный налог НК РФ распространяется на пользователей, которые получили соответствующие лицензии или договора на дальнейшую эксплуатацию природного водного объекта. Они имеют полное право пользоваться поверхностной или подземной водой в соответствии с действующим кодексом Российской Федерации.

Кто платит?

Объекты водного налога - это граждане и организации, которые осуществляют специальное водоиспользование. Иностранные лица также в обязательном порядке должны уплачивать этот налог, если они попадают под все обозначенные условия. Плательщиками налога признаются те субъекты хозяйственной деятельности, которые заключали договора до введения нового Водного кодекса Российской Федерации.

  1. На местном уровне могут принимать решения органы самоуправления и исполнительные комитеты.
  2. На федеральном уровне принятием решений занимается Правительство Российской Федерации.

Использование воды общего назначения, где нет сооружений, устройств и технических средств, не попадает под налогообложение.

Водный налог применяется к таким разновидностям водоиспользования:

  1. Забор воды из водного объекта.
  2. Эксплуатация природного ресурса без сбора воды для гидроэнергетических целей.
  3. Применение акватории водного объекта.
  4. Использование водного объекта для сплавов древесины в плоту или кошеле.

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Порядок расчета и уплаты водного налога

Многие специалисты считают, что расчет налога на воду является проблематичным. Исходя из полученных сумм, предприниматели должны выполнить анализ всех объектов налогообложения, чтобы рассчитать водный налог. Ставка устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и зависит от вида использования водного ресурса. Сегодня в НК РФ содержится подробное и четкое перечисление фиксированных ставок для каждого объекта налогообложения. Сейчас законодательством Российской Федерации не предусматривается наличие льгот по водному налогу для субъектов.

Бухгалтерский учет налогообложения должен осуществляться по аналогичным правилам, что и любые другие налоговые отчисления. Во время составления перечисления необходимо брать во внимание, что расчет водного налога будет проверяться установленными надзорными органами. Все платежи перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с КБК.

Какие перспективы у водного налога?

Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы. Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей. Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.

По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования. С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации. Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.

Использование природных ресурсов: налоговая база

В отношении водных объектов для каждого налогоплательщика определяется водный налог. Объект налогообложения определяется при помощи пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство определяет полный объем воды, которая была взята из источника за отчетный период. Чтобы точно определить объем, необходимо полагаться на показания измерительных приборов для воды. Их необходимо регулярно фиксировать в соответствующем журнале первичного учета использования водных ресурсов.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем использованной воды будет определяться при помощи таких показателей, как общий период работы, а также производительность технических средств. Налоговым периодом считается квартал. Для каждого объекта налогообложения устанавливают твердые и фиксированные налоговые ставки, которые могут дифференцироваться по таким параметрам, как объем озера, моря, экономический район, а также площадь бассейна реки.

Подача декларации по водному налогу

Статья под номером 80 Налогового кодекса Российской Федерации описывает подачу письменного заявления от налогоплательщика, который должен отразить в нем полученные доходы и расходы. В заявлении необходимо указать основные источники дохода, налоговые льготы, исчисленную сумму налога, а также другие важные данные. Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает предоставление в соответствующие налоговые органы по месту учета всех необходимых деклараций. Каждый человек обязан сделать выплаты по требуемым налогам и сборам.

Декларация включает в себя следующие пункты:

  • Титульный лист.
  • Раздел 1. Тут необходимо указать сумму налога, которую нужно заплатить в местные органы управления. Все суммы указываются по точным данным.
  • Раздел 2. В нем отображаются данные расчета налоговой базы, а также суммы по водному налогу. Каждый пункт расчетов должен указывать в дополнительных разделах.

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять в своей декларации титульный лист и разделы № 1 и № 2. Стоит отметить, что раздел № 2 может включать в себя только необходимое для плательщика количество строк.

Требования к заполнению налоговой декларации

Существуют общепринятые требования к оформлению налоговой декларации. Первым делом объекты налогообложения должны позаботиться о заполнении титульного листа. На первых страницах нужно указать вид декларации, которая предоставляется в соответствующие органы (первичная или корректирующая). Также тут должны быть зафиксированы такие данные, как номер квартала, отчетный год, полное название налоговой инспекции, в которую сдается декларация. После этого указываются сведения о налогоплательщике - ОГРН, а также код основной разновидности деятельности. Титульный лист должен подписываться руководителями и главным бухгалтером, которые работают в организации. Подпись может поставить физическое лицо, которое является плательщиком водного налога.

В разделе под номером 1 отображаются все данные по суммам налога, которые подлежат уплате. Раздел под номером 2 заполняется налогоплательщиками, которые осуществляют забор воды из природного водного объекта.

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики