Уровень локализации производства формула. Проблемы с качеством. Участники процесса локализации

Уровень локализации производства формула. Проблемы с качеством. Участники процесса локализации

Как сообщает газета «Коммерсант», в правительстве изучают возможность создания нового механизма привлечения иностранных инвесторов в российский автопром. Другими словами, готовят автопроизводителям «третью промсборку». Напомним, что «первая» действовала начиная с 2005 года, и по ее условиям автоконцернам необходимо было довести локализацию производства до 30% и выпускать не менее 25 000 машин в год. «Вторая» была введена в 2011 году; она уже в 60%, создание мощностей для изготовления 300 000 автомобилей и инвестиции в научные и опытно-конструкторские разработки.

Пока экономика страны пребывала в счастливом благополучии, обе стороны процесса все устраивало как нельзя лучше. Правительство с оптимизмом рапортовало о ежегодном мощнейшем росте рынка, а производители пользовались ощутимыми таможенными льготами.

Однако обрушившийся на нашу страну кризис кое-что прояснил в как всегда мутноватых схемах реализации соглашений. Неожиданно - для чиновников, конечно - оказалось, что 60-процентная локализация, о которой бодро отчитывались автогиганты, никоим образом не защитила цены на их продукцию от падения курса рубля. Прайсы послушно последовали за ростом евро, сделав покупку даже бюджетной машины неподъемной для большей части населения.

Ведь при ближайшем рассмотрении выяснилось, что солидная доля деталей в якобы по-прежнему зарубежного происхождения. А порой вклад российского производителя, вообще ограничивался лишь переупаковкой стопроцентно китайских деталей в наши коробки.

www.pennlive.com

С другой стороны, государство также откровенно продемонстрировало, чьи проблемы ему ближе всего. Точнее, на чьи проблемы ему наплевать. Конечно же, бедными родственниками оказалось простые люди, столкнувшиеся благодаря действиям чиновников с катастрофическим падением своих доходов. Покупательская способность населения оказалась помноженной на ноль. Тут автопроизводители с удивлением обнаружили, что . Новые заводы, построенные в тучные времена на территории России, недозагружены: при их потенциале в 3,44 млн автомобилей в год, за 2015-й они произвели всего 40% от этого количества.

Кроме того, по словам управляющего партнера EURussia Partner Ивана Бончева, приведенным «Коммерсантом», для иностранных производителей развивать НИОКР нецелесообразно: Россия - страна .

Как собирается руководство страны в очередной раз ужесточать условия промсборки - непонятно. Исходя из печального опыта, можно предположить, что процент локализации поднимут до 75%, а мощности заводов заставят увеличить до 450 тысяч машин в год. На этом все успокоятся, и авторынок пойдет по проторенным путям взаимного обмана.

На заре автомобильного бума в России зарубежные компании активно разворачивали у нас отверточную сборку своих машин, для которых у отечественных поставщиков закупались в лучшем случае салонные коврики. Однако в 2005 году российское правительство ввело , в рамках которого иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства, получив взамен возможность беспошлинно ввозить комплектующие. Соответствующие соглашения с властями подписали многие зарубежные автопроизводители, тем более что последующее повышение пошлин на ввоз готовых кузовов окончательно поставило крест на крупноузловой сборке.

В 2011 году правительство решило продлить промсборку до 2020 года, ужесточив при этом требования для его участников. Тогда желающих воспользоваться льготным режимом было всего четыре - консорциум АВТОВАЗ-Renault-Nissan-«ИжАвто» и КАМАЗ-Mercedes, СП «Ford Sollers», Volkswagen и General Motors. Они обязались расширить производственные мощности до 350 тыс. автомобилей в год и достичь локализации в 60%, в том числе за счет двигателей российского производства.

С русским «сердцем»

По данным Минпромторга на 2014 год, в нашей стране достиг 45%. Конечно, поначалу автопроизводители стали закупать у российских поставщиков такие простейшие комплектующие, как фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки и пластиковые изделия - панели приборов, бамперы. Как отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, автопроизводители традиционно стараются локализовать в первую очередь крупные автокомпоненты, чтобы снизить затраты на их логистику. Однако в дальнейшем перечень локализованных деталей пополнили, к примеру, выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова, что вывело локализацию иномарок в России на новый уровень.

«Основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольшого объема инвестиций, а также небольшого требуемого объема производства для достижения экономической эффективности», - констатирует менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Александр Кардаш.

Между тем дошла очередь и до технически сложных агрегатов, таких как мотор и трансмиссия. АВТОВАЗ, освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с прошлого года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan. А в ближайшее время свои моторные заводы запустят в России и Ford. По словам исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, наибольшую трудность в локализации автокомпонентов представляют технически сложные узлы и агрегаты, такие как двигатели, коробки передач, электронные системы управления и их составляющие, а также изделия, экономическая эффективность производства которых предполагает их массовый выпуск.

Об иномарках - в деталях

Наиболее глубокой локализации на сегодняшний день достиг Renault (68%) в рамках подписанного совместно консорциумом соглашения о промсборке. Больше всего отечественных комплектующих получили Renault Logan, Sandero и , причем высокая степень локализации достигается, прежде всего, за счет широкой номенклатуры штампованных элементов кузова. Уже с момента открытия производства Hyundai обеспечил локализацию Solaris и Kia Rio в 46%, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей. На российских заводах Volkswagen, Ford и Nissan этот показатель составляет 40–45%. Седаны Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan «обрусели» лишь на 35%, Toyota Camry - на 30%, а вседорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport - и вовсе на 20%.

Как отмечают в PwC, автопроизводители отдают предпочтение локализации автомобилей массового сегмента, где целевая аудитория достаточно чувствительна к цене. «В условиях продолжающейся девальвации рубля локализация автокомпонентов является одним из немногих инструментов для производителей иномарок по сдерживанию роста себестоимости автомобиля и, как следствие, цены на конечный продукт, - комментирует Александр Кардаш. - Однако на дальнейшие планы по локализации производства иномарок будут влиять ожидания по динамике автомобильного рынка в России. Если в среднесрочной перспективе авторынок продолжит сокращаться, многие производители могут пересмотреть свои планы (в том числе с точки зрения объемов производства и сроков локализации автокомпонентов) или вообще отказаться от дальнейшей локализации производства».

Все глубже и глубже

Впрочем, в условиях девальвации рубля многие автоконцерны стали только форсировать локализацию производства в России, даже сверх требований по промышленной сборке. И это несмотря на то, что сроки действия соглашений по льготному режиму истекают уже в 2018–2020 годах, после чего промсборщики будут ввозить комплектующие на общих основаниях. Так, перед российским подразделением PSA Peugeot Citroen поставлена задача по увеличению локализации производства до 50% к 2017 году . Как заявили в пресс-службе компании, локализация позволяет снизить зависимость от изменения курсов валют и оптимизировать расходы на логистику, что способствует уменьшению производственных затрат. Повышение уровня локализации увеличивает конкурентные преимущества и позволяет поддерживать бизнес, сохраняя стабильный уровень производства, добавляют в Ford Sollers, где к 2018 году намерены достичь локализации в 60% . «Мы заинтересованы в расширении локализации производства и уделяем особое внимание реализации намеченных планов, в том числе и по производственным мощностям. Для нас это особо важно, поскольку в доле российских продаж Mitsubishi на локально произведенные модели приходится около 55%», - вторит президент и исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи.

Рублевые комплектующие

Вполне очевидно, что при всеобщем повышении цен на авторынке наиболее выигрышно смотрятся иномарки с наибольшей степенью локализации. Так, к примеру, Hyundai Solaris и Kia Rio увеличивают свой отрыв от конкурентов, заняв . «Конечно, здесь сказываются и государственные программы поддержки, но влияние локализации на стоимость машин тоже стоит отметить - на заводе Hyundai локализация достигла почти 50%», - говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Несмотря на достаточно высокий уровень локализации питерского предприятия, доля импортных закупок завода также остается существенной, отмечает, в свою очередь, Мария Мальцева. К тому же, по ее словам, сама по себе локализация не гарантирует снижение цены , ведь рост курсов валют влияет, в том числе, и на уровень цен автокомпонентов, произведенных в России.

Впрочем, невысокий уровень локализации (порядка 20%) стал одной из причин . Как рассказал директор по связям с общественностью GM Россия Сергей Лепнухов, компания работала над дальнейшей локализацией и планировала ее постепенно повышать. Однако сложная экономическая ситуация, резкое падение потребительского спроса и обвал курса национальной валюты, который существенно повысил стоимость ведения бизнеса в стране, стали главными причинами консервации завода и общей реструктуризации бизнеса компании в России.

Напомним, основными моделями на конвейере GM в Петербурге были Chevrolet Cruze и - именно по ним и велась работа по локализации. По мнению Михаила Чаплыгина, главным фактором, не позволившим GM увеличить локализацию, стало отсутствие четких планов развития производства на предприятии. «Поставщики приходят под конкретные планы и под конкретные модели, которые могут в перспективе нескольких лет быть бестселлерами на российском рынке. Этого нельзя было сказать о продукции GM. Модели не обновлялись, и их перспективы становились все более туманными, тем более на падающем рынке. Поэтому без отсутствия каких-либо гарантий по объему производства стимула у поставщиков в работе с GM становилось все меньше», - рассуждает эксперт.

Стоп - машина!

Между тем падение объемов выпуска автомобилей в России заставляет сокращать свою деятельность и поставщиков, у которых себестоимость производства также значительно возросла, а поддержки от государства они, в отличие от автопроизводителей, не получают. Как сообщалось, из-за закрытия завода GM и снижения заказов от Ford американский производитель сидений Johnson Controls , сохранив при этом площадку в Тольятти. По той же причине свернула производство в Ленинградской области и канадская Magna, которая сосредоточит выпуск автокомпонентов на своих мощностях в Калуге. В то же время французская Faurecia провела на своих калужских площадках и заморозила новое предприятие в Татарстане. А японская Unipress приостановила строительство предприятия по штамповке кузовных деталей в парке поставщиков Nissan в Санкт-Петербурге. По словам участников отрасли, количество проектов по выпуску автокомпонентов, которые были заморожены или закрыты, исчисляются десятками.

«Сокращение автомобильного рынка в России негативно сказывается на развитии производства автокомпонентов. Стимулирование производителей автокомпонентов к расширению номенклатуры и объемов выпускаемой ими продукции возможно только при положительной динамике продаж автомобильной техники или расширении программ по экспорту автокомпонентов», - говорит Игорь Коровкин. Прекращение деятельности зарубежных производителей автокомпонентов в России влечет за собой необходимость поиска новых партнеров или заключения соглашений с материнскими компаниями - производителями автокомпонентов, добавляет Александр Кардаш. По его мнению, это может привести к снижению качества и росту стоимости комплектующих, а также усложнит процесс закупки.

Проблемы с качеством

Неудовлетворительное качество продукции и высокая цена всегда были главной претензией зарубежных автоконцернов к отечественным поставщикам. Еще одной проблемой при локализации иномарок стало то, что многие предприятия, «заточенные» в советское время под выпуск деталей для массовых автомобилей, оказались неспособны освоить номенклатуру комплектующих сразу для нескольких моделей различных марок. Как отмечает Игорь Коровкин, при ограниченном объеме потребления автокомпонентов возрастает их себестоимость, поэтому у предприятий поставщиков недостаточно средств для модернизации производства. Однако проблемы поставщиков мало волнуют автопроизводителей, для которых зачастую проще и выгоднее закупать комплектующие за рубежом. «Мы ежегодно выпускаем более 200 тысяч автомобилей, и для нас важно иметь надежных поставщиков автокомпонентов, - подчеркивает Мария Мальцева из „Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус“. - Главными критериями в выборе поставщиков для нас являются соответствующее международным стандартам качество автокомпонентов, конкурентная с точки зрения глобального рынка цена и своевременные поставки в необходимом объеме. К сожалению, на сегодняшний день не все российские поставщики отвечают этим критериям».

Поставщики по соседству

Как показывает практика, при организации локального производства автоконцерны приводят за собой зарубежных поставщиков, с которыми они сотрудничают на глобальном уровне. При этом последние обычно создают совместные предприятия с российскими компаниями, а если речь идет о комплектующих с низкой себестоимостью, то налаживают их производство в непосредственной близости от автозаводов, чтобы снизить затраты на логистику. По мнению Александра Кардаша, развитию автокомпонентной отрасли в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства - например, за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями. Как считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, конкуренция в производстве автокомпонентов в России на сегодняшний день существенно выросла, тем более что спрос на автомобили в нашей стране в значительной мере остается неудовлетворенным. К тому же помимо поставок на конвейеры есть еще и вторичный рынок автодеталей, который по своим размерам даже больше. «Иномарок в стране огромное количество, с каждым годом их становится все больше, и всем им требуются запчасти . А произведенные в России комплектующие будут привлекательнее по цене, чем ввезенные из-за рубежа», - полагает он.

Эксперты Минпромторга засомневались в валидности существующих сегодня методов расчета локализации производства автомобилей

Заместитель министра промышленности РФ Александр Морозов пояснил на заседании Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники при комитете Государственной думы, что формулы, применяемые сейчас для определения уровня локализации производства, не позволяют грамотно оценить реальный уровень присутствия того или иного производителя в стране.

При заключении сделки, в списке обязательств, которые берет на себя компания в рамках соглашения о промышленной сборке, учитывается в первую очередь происхождение комплектующих. Чем меньше компонентов ввозится из-за рубежа, тем выше уровень локализации. Самая первая стратегия предполагает, что инвестор просто сокращает список ввозимых компонентов, который потом может постепенно увеличивать. В модернизированной стратегии промсборки предполагалось наличие формулы расчета, учитывающее цены на комплектующие. Общая стоимость всех ввозимых компонентов сопоставляется с общей стоимостью всех компонентов отечественного производства. В соответствии с поручением премьер-министра РФ эта формула должна претерпеть изменения, так как и она не позволяет оценить реальный уровень локализации производства в полной мере. По словам господина Морозова, формальные отчеты, предоставляемые производителями и инвесторами, скрывают реальную ситуацию. Поэтому эксперты Минпромторга разработали собственную методику оценки, с помощью которой ведомство может оценить динамику процессов, связанных с локализацией на «неформальном уровне».

«Вопрос в том, что задачи, связанные с развитием экспорта, и задачи, связанные с развитием поставщиков автокомпонентов, - к сожалению, в рамках предыдущей стратегии не были поставлены. А сегодня для нас это главный приоритет, и в эту сторону мы будем формулировать соответствующие механизмы и соответствующие цели», - объяснил сложившуюся ситуацию заместитель главы министерства. Предполагается, в будущем новая формула расчета уровня локализации для предприятий автомобильной промышленности будет привязана к курсу российской валюты на момент подписания соглашения.

По данным, приводимым Минпромторгом, на сегодняшний день максимальный уровень локализации производства в России зафиксирован у альянса Renault-Nissan-АВТОВАЗ. Он составляет порядка 55%. На втором месте - Ford-Sollers-УАЗ -с показателем 51%, на третьем - немецкий Volkswagen , уровень локализации которого достигает 45%. У Hyundai-KIA показатель составляет 44%, у General Motors - 35%, у японского автогиганта Toyota - 30%.

Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства - это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

Понятие локализации

В сфере производственной деятельности локализацию следует понимать как перенос или расширение предприятия на территории другой страны. Ключевым определяющим фактором будет адаптация к особенностям региона, в котором планируется организация бизнеса. В этом контексте можно говорить, что локализация производства - это перечень технологических и организационных мер, благодаря которым предприятие встраивается в конкретные экономические, политические и социальные условия работы. Причем степень адаптации может быть разной в зависимости от конкретных условий и возможностей. Например, комплектующие детали для сборки промышленного оборудования могут поставляться из страны, размещающей производство. То есть организуется частичный процесс изготовления продукции неполного цикла.

Участники процесса локализации

Следует различать компанию, размещающую производство, и ее партнеров (нередко в лице федеральной власти принимающей страны). В первом случае речь идет о так называемом экстенсивере, а во втором - о реципиенте. С точки зрения экстенсивера локализация производства - это расширение позиций на мировом рынке за счет упрощения процессов сбыта продукции. Опять же, это достигается благодаря территориальному приближению места изготовления продукции к потребителю и снижению затрат на транспортировку. Расходы в среднем сокращаются на 25%. В свою очередь, реципиент рассматривает локализацию как повышение уровня трудовой занятости и рост инвестиционной привлекательности с увеличением налоговых поступлений.

Наиболее перспективные направления локализации

Теоретически методы локализации можно применять к любому направлению промышленности. Успешность проекта будет зависеть от местных условий для ведения той или иной деятельности, ресурсов и других факторов организации предприятия. На практике же наиболее активное расширение производств можно отнести к автомобильной, фармацевтической, пищевой и IT-индустрии. Как правило, чем технологичнее компания и выше спрос на ее продукцию в развитых странах, тем успешнее поддаются трансграничным перемещениям ее мощности. Так, среди конкретных примеров мировой локализации производства автомобилей можно отметить расширение брендов Volkswagen, Ford, Hyundai и целый ряд китайских бюджетных фирм, которые благодаря дешевым комплектующим отличаются гибкостью при адаптации. Сложнее ситуация обстоит в химической и металлургической сферах промышленности, поскольку они в значительной степени зависят от сырья, которое должно поставляться в больших объемах, проходя несколько этапов переработки.

Разработка проекта локализации предприятия

На этапе проектирования создается полноценная бизнес-модель, а также подготавливается план реализации трансграничного перемещения предприятия. Среди ключевых организационных аспектов, которые должны раскрываться в проекте, можно выделить следующие:

  • Какой будет процедура поиска и оформления земли в собственность компании.
  • Строительство и оборудование производственного объекта.
  • Юридическое оформление деятельности.
  • Создание системы менеджмента.
  • Расчет возможностей для локального расширения производственных мощностей на ресурсах созданной инфраструктуры.

На следующем этапе разработки проекта локализации производства просчитываются логистические задачи, вопросы дистрибуции и сбыта продукции. В бизнес-модели должна быть оценена среднегодовая производственная мощность, а также резервный потенциал. Для более точного выполнения расчетов используются статистические результаты исследовательских центров, предоставляющих информацию об инвестиционном климате, потребительской активности, экономической ситуации на местном рынке и т. д.

Критерии локализации производства

На этапе проектирования также просчитываются достаточные условия для организации производственной деятельности на конкретной территории. Для оценки условий применяются следующие критерии:

  • Достаточность технологических возможностей для переработки материалов, требуемых производством.
  • Наличие технических возможностей для организации производственных процессов.
  • Выполняемость правила адвалорной доли. В сущности, означает потенциальную рентабельность новой площадки относительно мощностей компании-экстенсивера.
  • Возможности для наращивания мощностей и усложнения производства, предполагающие также отказ от простых технологических операций. Например, при локализации автомобильного производства возможен плавный переход от ручной сборки определенных частей к автоматизированной компоновке. Наиболее развитые сборочные линии такого типа реализуют полный цикл с помощью роботизированной техники.

Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

План мероприятий по локализации производства

После утверждения проектного решения составляется дорожная карта или программа его непосредственной реализации. В основе плана находится шкала приоритетов с параметрами, необходимыми для локализации конкретного производства. Типовой сценарий осуществления локализации можно представить так:

  • Оценка рыночного потенциала целевой продукции.
  • Моделирование стратегии организации производства.
  • Составление финансового плана для наиболее перспективного варианта локализации.
  • Оснащение площадки для производства.
  • Подготовка персонала.
  • Организация сборочного производства.
  • Подготовка технической документации.
  • Сертификация продукции.
  • Оптимизация производства.

В каждой отрасли может быть своя специфика данного процесса. Например, локализация производства оборудования промышленного назначения в значительной степени зависит от комплектующих. В этом случае потребуется отдельная программа определения приоритетов для каждой из категорий элементов сборки. Так, комплектующие с одним набором свойств целесообразно будет поставлять от экстенсивера, а с другими характеристиками - полностью изготавливать на собственных мощностях.

Степени локализации

Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной. Например, ее нередко реализуют на 50% или 70%, то есть частично. Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера. Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком. Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов. В итоге они суммируются и сравниваются со 100-процентной производственной площадкой экстенсивера.

Уровни локализации

В данном случае понимается более широкое представление локализации, основанное на общих коэффициентах, которые используются на мировом рынке. Это позволяет сравнивать характеристики локализованных предприятий экстенсивера не только между собой, но и в естественной конкурентной среде. Могут использоваться такие критерии, как наукоемкость и технологическая развитость. То есть уровень локализации производства - это комплекс аспектов деятельности предприятия, которые позволяют выпускать продукцию того или иного качества. Причем уровень также может носить количественное и процентное выражение, если применяется соответствующая методика, которые тоже могут быть разными в зависимости от специфики рынка.

Коэффициенты уровней локализации

К основным коэффициентам, которые дают представление об уровнях локализации различных производств, можно отнести следующие:

  • Коэффициент себестоимости продукции.
  • Коэффициент интеллектуальной составляющей предприятия. К примеру, та же локализация автомобильного производства может оцениваться по степени роботизации и это будет показатель интеллектуальной составляющей. Заводы, где 50-метровые линии сборки обслуживает всего 10 человек, считаются высокотехнологичными.
  • Коэффициент расходов и амортизационных затрат.
  • Коэффициент, в котором рассчитывается наличие сервисных пунктов и центров для обслуживания клиентов.

Современные проблемы локализации

Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий. Кроме того, локализация производства - это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов. К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

Особенности локализации в России

Отечественная промышленность не является исключением на мировом инвестиционном рынке, но имеет свои отличительные черты. С одной стороны, эксперты отмечают отставание в стратегиях применения локализации в России, что обуславливается изъянами предпринимательского климата и менеджмента в целом. Но, в то же время консервативный подход к распределению финансовых ресурсов и точечная поддержка регионов со стороны федеральной власти дают свои плоды. Так, активно развивается локализация производства автомобилей в России, что особенно проявляется в Ульяновской, Калужской и Ленинградской области. Господдержка вкупе с льготным автокредитованием открыли широкие возможности для размещения своих мощностей итальянским производителям. Не так давно свое производство разместил нидерландский автогигант DAF, а также китайская корпорация Dalian.

Преференции при локализации

Государства предоставляют новым инвесторам и экстенсиверам целый ряд преференций, гарантирующих, как минимум, стабильные условия при осуществлении предпринимательской деятельности. В числе наиболее эффективных и распространенных льгот такого типа можно отметить:

  • Понижение ставок по страховым взносам.
  • Облегчение налогового бремени (по крайней мере, на период становления предприятия).
  • Техническая поддержка в процессах модернизации.
  • Стабильность экономических условий на момент действия контракта.
  • Создание особых условий таможенной политики для определенных отраслей, в развитии которых особенно заинтересован хозяйствующий субъект.

Заключение

Концепция локализации крупных предприятий дает положительные эффекты как участникам процесса, так и экономической системе в целом. Надо отметить, что по мере развития технологий методы трансграничного перемещения производств становятся все менее затратными. Расширяется и спектр инструментов, позволяющих точнее управлять локализацией производства. Планы и стратегии по реализации этих процессов также усложняются, требуя все более глубоких расчетов с вовлечением огромных массивов первичной информации. Опыт многих стран показывает, что ключевым фактором успешной локализации все же является политика принимающего государства. Она может влиять и на благоприятную экономическую среду для конкретных проектов, и на предсказуемость инвестиционного климата, что важно для будущего развития предприятия.

Методика оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации

Введение

В настоящей Методике оценки уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации (далее - Методика) изложены основные организационные и методологические рекомендации по оценке степени использования товаров (основных средств, комплектующих, сырья и материалов), трудовых ресурсов, работ и услуг российского происхождения при производстве электротехнической продукции, применяемой для нужд ДЗО ПАО «Россети», с возможностью разбиения по видам производимой продукции и производителям.

Определение уровня локализации производства электротехнической продукции на территории Российской Федерации осуществляется в рамках деятельности ПАО «Россети» по созданию условий для развития импортозамещающих производств в электротехнической промышленности.

Методика является документом, регламентирующим формы предоставления информации, а также порядок проведения расчётов уровня локализации производства электротехнической продукции, используемой для нужд ДЗО ПАО «Россети», в соответствии с перечнем, приведенным в Приложении А.

Методика предназначена для использования структурными подразделениями ПАО «Россети» и ДЗО, а также производителями оборудования для оценки уровня локализации производств электротехнической продукции при проведении аттестации оборудования, а также при принятии управленческих решений по закупке электротехнической продукции.


  1. Термины и определения
Дата оценки - дата, по состоянию на которую осуществляется оценка уровня локализации производства электротехнической продукции.

Импортное изделие – изделие, страной происхождения которого не является Российская Федерация (в соответствии со ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Импортозамещение - тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, отечественными изделиями.

Локализация компетенций - передача резиденту Российской Федерации результатов научно-технической деятельности на основе лицензионных договоров, договоров купли-продажи, договоров о совместных разработках, обучении или обмене персоналом и иных гражданско-правовых договоров для использования в производстве и создания на этой основе собственного научно-производственного потенциала.

Локализация производства - применение Локализованных изделий и осуществление Локализованных работ при производстве продукции и в ходе ее эксплуатации.

Локализованное изделие - изделие, изготовленное резидентом Российской Федерации.

Локализованная работа - работа, связанная с производством продукции и обеспечением ее эксплуатации, выполняемая силами резидентов Российской Федерации на её территории.

Отечественное изделие - изделие, страной происхождения которого является Российская Федерация (в соответствии со ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Отчетный период - период времени, определяемый нормативными документами по бухгалтерскому учёту для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (месяц, квартал, год).

Производитель - предприятие, осуществляющее производство электротехнической продукции на территории Российской Федерации.

Резидент Российской Федерации - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации либо физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации и проживающее на территории Российской Федерации, либо физическое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Результат научно-технической деятельности - новые знания или решения, зафиксированные на любом информационном носителе, в том числе описание разработанных конструкций и технологий; конструкторская документация; протоколы испытаний, отчеты, программные документы, прогнозы, концепции, стратегии, математические модели, нормативно-технические и нормативно-методические документы (стандарты, регламенты, технические условия, инструкции, методики), технологические карты, в том числе результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана.

Составное изделие - изделие, состоящее из двух и более узлов и элементов, представляющих собой как отечественные, так и импортные изделия.

Технология - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, и других результатов научно-технической деятельности, в том числе изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов, подлежащих правовой охране, а также технических данных и информации, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции.

Уровень локализации - количественный показатель, рассчитываемый в соответствии с настоящей Методикой и характеризующий долю использования Локализованных изделий и Локализованных работ в производстве продукции и в ходе ее эксплуатации в процентном выражении.

Электросетевые конструкции - строительные конструкции, входящие в состав действующей электроустановки, на которых располагается электротехническое оборудование.

Электротехническая продукция – устройства, изделия и электросетевые конструкции, предназначенные для выполнения определённой функции в рамках процессов производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии, в соответствии с перечнем, приведенным в Приложении 1.

Электротехническая промышленность - отрасль производства промышленного оборудования, материалов и систем, используемых в процессах производства, передачи, преобразования и потребления электрической энергии.


  1. Общие положения и задачи Методики
Методика позволяет осуществить комплексную оценку уровня локализации по каждому виду электротехнической продукции, производимой предприятием, а также по предприятию в целом.

Оценка уровня локализации производства проводится на основании следующих аспектов деятельности предприятия и характеристик продукции:

Затраты на приобретение Локализованных изделий и Локализованных работ в процессе производства продукции;

Интеллектуальная составляющая производственного процесса (уровень наукоёмкости производства и локализации компетенций);

Наличие на территории Российской Федерации Сервисных центров, обслуживающих продукцию.


  1. Порядок расчёта уровня локализации производства электротехнической продукции.
3.1. Уровень локализации производства рассчитывается по каждому виду продукции, производимой предприятием, на основании данных бухгалтерского учёта, информации о поставщиках и подрядчиках предприятия, предоставляемых по форме, приведенной в Приложении В.

3.2. Уровень локализации () измеряется в процентах (%) и рассчитывается по следующей формуле:

где, определяемый на основе затрат на приобретение Локализованных изделий и Локализованных работ в процессе производства продукции;

Коэффициент, учитывающий уровень Локализации компетенций предприятия;

Коэффициент, учитывающий наличие сервисных центров на территории Российской Федерации.

3.3. Показатель уровня локализации производственного процесса () рассчитывается по формуле:

где -й статье себестоимости производства рассматриваемого вида продукции, представленные на основе данных бухгалтерского учёта за Отчетный период, предшествующий дате оценки, в соответствии со столбцом 3 таблицы в Приложении 2;

Коэффициент, отражающий уровень локализации j-й статьи затрат в составе себестоимости производства продукции, в соответствии со столбцом 4 таблицы в Приложении 2;

- величина себестоимости производства продукции (строка 13 таблицы в Приложении 2).

При расчёте показателя % относительно общей величины себестоимости производства продукции (строка 13 таблицы в Приложении 2), в т.ч.:

Сырьё, материалы и комплектующие, входящие в состав продукции;

Услуги подрядных или контрактных организаций и частных лиц;

Заработная плата работников;

Амортизация объектов основных средств, в т.ч. объектов недвижимого имущества, оборудования, транспортных средств, инструментов, организационной и офисной техники;

Амортизация и расходы на программное обеспечение, лицензионные отчисления, интеллектуальную собственность, включая затраты на конструкторскую и технологическую документацию;

Расходы на аренду зданий и сооружений, помещений, их ремонт и поддержание в технически исправном состоянии.

Статьи себестоимости с удельным весом менее 1% относительно общей величины себестоимости производства продукции принимаются к учёту укрупненно и отражаются, как Прочие расходы в строке 6 или 12 таблицы, приведенной в Приложении 2.

3.4. Порядок определения коэффициента.

3.4.1. Для статей себестоимости, соответствующих комплектующим, являющимся Составными изделиями, цена которых составляет не менее 5% общей величины себестоимости производства продукции, при наличии информации, для определения коэффициента рекомендуется использовать формулу:

где P k - доля k-го элемента в стоимости комплектующего изделия;

(%) – коэффициент, отражающий уровень локализации производства k-го элемента данного комплектующего изделия, и составляющий:

Если элемент является Отечественным изделием;

Если элемент является Импортным изделием.

Разбивку стоимости составного изделия на элементы рекомендуется проводить с детализацией, обеспечивающей выполнение условия

При невозможности получения информации для оценки величин P k , β k расчет коэффициента α j производится в соответствии с п. 4.4.2.

3.4.2. Для статей себестоимости, соответствующих прочим комплектующим, сырью, материалам, услугам подрядных организаций или частных лиц, амортизации материальных и нематериальных активов, коэффициент определяется на основании анализа страны производства (происхождения) соответствующего объекта:

Если объект произведён на территории Российской Федерации;

Если объект произведён за пределами Российской Федерации;

3.4.3. Для статей себестоимости, соответствующих аренде или амортизации зданий, сооружений, помещений, коэффициент определяется на основании анализа местонахождения соответствующего объекта:

Если объект находится на территории Российской Федерации;

Если объект находится за пределами Российской Федерации;

3.4.4 Для статей себестоимости, соответствующих оплате труда работников, коэффициент определяется как:

Если работник является резидентом Российской Федерации;

Если работник не является резидентом Российской Федерации.

3.4.5. Для начислений на оплату труда и страховых взносов принимается.

3.5. Коэффициент (), учитывающий интеллектуальную составляющую производственного процесса (уровень наукоёмкости производства и локализации компетенций), определяется на основе прироста стоимости нематериальных активов предприятия ():

где, - стоимость интеллектуальных активов производителя на конец текущего и предыдущего отчетного периода, соответственно, рассчитываемая как сумма строк 1110 и 1120 бухгалтерского баланса предприятия.

Исходя из значения коэффициент () определяется как:

– если значение > 0, то K наук = 1;

– если значение ≤ 0, то K наук = 0,9.

3.6. Коэффициент, учитывающий наличие на территории Российской ФедерацииСервисных центров, обслуживающих данную продукцию (оборудование) и основные комплектующие, определяется следующим образом:

Если на территории РФ имеются Сервисные центры, обслуживающие данную продукцию (оборудование) и основные комплектующие, то K с = 1;

Если на территории Российской Федерации отсутствуют Сервисные центры, обслуживающие данную продукцию (оборудование) и основные комплектующие, то K с = 0,9.

Приложение А к Методике

Перечень электротехнической продукции, оценка уровня локализации производства которой производится в соответствии с Методикой оценки уровня локализации производства электротехнической продукции и материалов на территории Российской Федерации


  1. Силовые трансформаторы, автотрансформаторы

  2. Шунтирующие реакторы, управляемые шунтирующие реакторы.

  3. Измерительные трансформаторы тока и напряжения

  4. Комплектные распределительные устройства

  5. Силовые выключатели

  6. Разъединители и заземлители

  7. Ограничители перенапряжений

  8. Токоограничивающие реакторы

  9. Опорно-стержневые изоляторы, шинные опоры

  10. Подвесные изоляторы, арматура для ВЛ

  11. Вводы трансформаторов, реакторов, выключателей, линейные вводы

  12. Кабели силовые, муфты для них, комплектные токопроводы

  13. Опоры ВЛ

  14. Провода и грозозащитные тросы

  15. Асинхронизированные компенсаторы

  16. Емкостные устройства компенсации реактивной мощности, фильтро-компенсирующие устройства

  17. Силовые полупроводниковые преобразователи для передач, вставок постоянного тока, пусковых устройств мощных синхронных машин и т.д.

  18. Высоковольтные конденсаторы

  19. Аккумуляторные батареи большой мощности

  20. Дугогосящие реакторы

  21. Релейная защита и противоаварийная автоматика

  22. Автоматизированные системы управления (АСУ ТП, СДТУ)

  23. Системы и оборудование связи

  24. Автоматизированные системы контроля учета и качества электроэнергии

Приложение В к Методике

Информация о структуре себестоимости продукции
Наименование производителя: _____________________________________

Наименование продукции: ________________________________________

Отчетный период: _______________________________________________


п/п


Наименование статьи затрат

Величина затрат,

тыс.руб./ед.


Коэффициент локализации,

%


Производитель/

страна происхождения


1

2

3

4

5

Производственная себестоимость

1.

Материальные затраты:

1.1.

- сырьё 1

1.2.

- сырьё 2





- материал 1

- материал 2



- комплектующее изделие 1

- комплектующее изделие 2



2.

Оплата труда:

2.1.

- резиденты РФ

2.2.

- нерезиденты РФ

3.



3.1.

- резиденты РФ

3.2.

- нерезиденты РФ

4.



4.1.

- МА 1

4.2.

- МА 2



5.



5.1.

- НМА 1

5.2.

- НМА 2





6.

Прочие затраты:

6.1.

- статья 1

6.2.

- статья 2





Общепроизводственные расходы

7.

Материальные затраты:

7.1.

- сырьё 1

7.2.

- сырьё 2





- материал 1

- материал 2



- комплектующее изделие 1

- комплектующее изделие 2



8.

Оплата труда:

8.1.

- резиденты РФ

8.2.

- нерезиденты РФ

9.

Начисления на оплату труда и страховые взносы:

9.1.

- резиденты РФ

9.2.

- нерезиденты РФ

10.

Амортизация материальных активов:

10.1.

- МА 1

10.2.

- МА 2



11.

Амортизация нематериальных активов:

11.1.

- НМА 1

11.2.

- НМА 2





12.

Прочие затраты:

12.1.

- статья 1

12.2.

- статья 2





13.

ИТОГО общая себестоимость: