экономика, 10, баз.ур.
Урок № 3-4
ТЕМА 2. Типы экономических систем
Урок №3. ТРАДИЦИОННАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . Урок № 4.
Д.З.: § 2, словарь, таблица
Ред. А.И. Колмаков
Цели урока
Универсальные учебные действия
Понятия, термины
Изучение нового материала
Понятие «Экономическая система»
Исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
Функции экономической системы.
Экономические системы-
формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:
способу ведения хозяйства
способам распределения ограниченных ресурсов
формам собственности
способам регулирования экономики
Типы экономических систем
Командная система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом.
Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.
Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Главные вопросы экономики
Задачи хозяйственной жизнедеятельности
Что производить?
Как производить?
Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться.)
(какие товары и услуги, в каком количестве.)
(с использованием каких технологий и какими ресурсами.)
Главная задача экономики – выбор наилучшего решения среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.
Что производить?
2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;
3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.
Как производить?
3) рыночная: определяют сами производители.
Для кого производить?
1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;
2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;
3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.
Смешанная экономическая система
Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Традиционная система
Недостатки:
Преимущества
1.Стабильность общества.
2.Высокое качество производимых благ.
Командно-административная система управления – система управления национальным хозяйством, основывающаяся на внеэкономическом принуждении – директивном (приказном) руководстве из государственного центра всеми предприятиями и другими звеньями хозяйства. Это особый тип управления, при котором воздействие на работающих оказывается преимущественно с помощью директив, приказов, распоряжений и других внеэкономических методов.
Командная система означает:
Преимущества:
Недостатки:
1. Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.
2. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.
3. Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.
4. Глубокий застой.
Особенности:
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.
Рыночная система
Недостатки:
Смешанная экономика
1-й плюс смешанной экономики 2-й плюс: 3-й плюс: 1-й минус: 2-й минус:
Экономическая система
Примеры стран
Традиционная экономическая система
Индия
Рыночная система
Алжир, Бразилия, Ангола
Командная система
Куба, Северная Корея
Смешанная система
США, Япония, Франция, Германия, Великобритания
Определите место России в данной таблице. Аргументируйте свою версию.
? Для самоконтроля
1. Назовите основные виды экономических систем.
2.Выделите достоинства каждой из них. Аргументируйте примерами.
3. Определите недостатки каждой экономической системы. Подтвердите примерами свои заключения.
подходит.
10.Что характерно для командной экономики?
11.Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики?
12. Исторически ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак:
13.Установите соответствие:
А. экономическая 1.рыночная
свобода
производителей
Б.государство 2.традиционная
централизованно
распределяет блага
В.производство 3. плановая
регулируется
традициями
14.Что характеризует рыночную экономику?
рефлексия
Рефлексия
«Подготовка к ГИА по обществознанию» - Суждения о косвенных налогах. Практикум. Виды бюджета. Таможенная пошлина. Вклады в банк. Суждения о государственном долге. Налог. Налог на имущество. Финансирование государственных расходов. Подоходный налог. Местные налоги. Статьи дохода. Функции налогов. Признаки налогов. Сдельная форма заработной платы труда.
«Познавательная деятельность на обществознании» - Ряд шагов для создания кейса. Виды учебно-познавательной деятельности. Правда. Представление. Орган службы занятости. Парадокс познания. Кластер в начале урока. Современные технологии. Работа с кейсом. Функции денег. Ощущение. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. Урок «Политический статус личности».
«Вопросы по обществознанию» - Понятия. Прожиточный минимум. Дочь. Черты, присущие сословиям. Слова. Социальный статус. Приличествующий уровень жизни. Бедность. Неполные семьи. Практика. Черты сходства. Проверка домашнего задания. Богатые и бедные. Черты, присущие всем социальным группам. Стратификация. Общество. Престиж. Суждения о социальной группе.
«Олимпиада школьников по обществознанию» - Задания базового уровня. Активизация познавательных и творческих способностей. Количество участников. Назовите общее понятие. Социальные условия. Виды заданий. Продавец. Критерии оценивания эссе. Направления работы. Основные этапы подготовки к олимпиаде. Система подготовки учащихся к олимпиаде по обществознанию.
«Программа по обществознанию» - Примерная программа основного общего образования. Место учебного предмета «Обществознание». Характеристика содержания основного общего образования. Единый государственный экзамен – 2011. Разделы. Метапредметные результаты изучения обществознания. Преподавание предметной области «обществознание». Структура примерной программы по обществознанию.
««ГИА по обществознанию» 9 класс» - Задание А5. Экономические системы и собственность. Задание А1. Ограниченность ресурсов. Задание А3. Рыночное равновесие. Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ. Предложение – это желание или намерение продавца. Разделение труда – разделение процесса производства. Система хозяйствования.
Всего в теме 21 презентация
§ 1 Что такое экономическая система?
Экономика решает очень важные вопросы в жизни общества. Что производить - какие потребности считать необходимыми и как распределить ограниченные ресурсы для их удовлетворения. Как производить - какой способ производства выбрать. И для кого производить - это проблема распределения и обмена произведенных товаров и услуг. Решение вопросов Что? Как? Для кого? зависит от типа экономической системы.
Прежде нужно выяснить, что такое экономическая система. Для нормальной работы экономики любой страны необходима организация и согласование хозяйственной деятельности людей.
Совокупность способов организации экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики называется экономической системой.
Способы организации и координации экономической жизни в обществе зависят от трех позиций:
Какие формы собственности преобладают в обществе;
Как принимаются экономические решения об организации производства и распределении благ;
Как привлекаются люди к хозяйственной деятельности, через принуждение, материальную заинтересованность или интерес.
§ 2 Типы экономических систем и их особенности
В истории человечества ученые выделяют несколько типов экономических систем. Это традиционная, рыночная, командно - административная и смешанная. В чистом виде они практически нигде не существуют, и деление достаточно условное. Рассмотрим преобладающие черты каждой из экономических систем.
Главная особенность традиционной экономической системы заключена в самом названии: основой ее являются обычаи и традиции, и именно с их помощью решаются основные экономические вопросы.
Перечислим основные черты этой системы:
Сельское хозяйство является основой экономики, земля и капитал находятся во владении общины;
Применяются примитивные ручные орудия труда; на протяжении столетий в сельском хозяйстве и производстве вырабатывается одна и та же продукция;
Существует замкнутое натуральное хозяйство и уравнительное распределение продукта, неразвитость обмена.
Распределение в таком обществе также происходит согласно традициям и обычаям. Элементы традиционной экономической системы можно встретить в основном в слаборазвитых и развивающихся странах.
Рыночная система основана на нескольких принципах:
Многообразие форм собственности, главной из которых является частная;
Свобода предпринимательства;
Конкуренция и свободное ценообразование.
В данной экономической системе вопросы что, как и для кого производить, решаются в процессе общения продавцов и покупателей на рынке. Здесь возможна путаница - иногда мы употребляем термин рынок в значении базар, место для торговли. В нашем случае, рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг. Рынок создает условия, благодаря которым продавцы и покупатели встречаются и совершают сделки. В условиях рыночной экономики большая часть ресурсов производства находятся в частной собственности. Каждый предприниматель сам принимает решение, что, как и для кого, он будет производить, и сам отвечает за последствия своего решения. Это может быть прибыль, или же в случае неудачи - разорение. Потребитель в условиях рынка самостоятельно принимает решение, покупать или нет данный товар или услугу, надеясь получить большую пользу. В условиях свободной рыночной экономики спрос рождает предложение. Производятся те товары, и по той технологии, в результате применения которых возможно получить максимальную прибыль. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. То есть, рыночная экономика, в отличие от традиционной, благоприятствует техническому прогрессу. Роль государства заключается в том, что оно создает законодательную базу и поддерживает конкуренцию среди производителей. Рыночная экономика приводит к значительному социальному расслоению: одни имеют большие возможности и материальные ресурсы, чтобы пользоваться товарами и услугами лучшего качества, чем другие, менее обеспеченные. В чистом виде рыночная экономика не существует.
Командная экономика, также ее называют административная, плановая, централизованная - это такая экономическая система, где основные решения принимаются государством. Основные черты такой экономической системы:
Государственная собственность на средства производства, на экономические и природные ресурсы;
Хозяйство ведется строго по плану;
Нет свободы экономической деятельности и нет конкуренции;
Цены устанавливает государство;
На большую часть товаров существует дефицит;
Технический прогресс ограничен;
Малая заинтересованность в результатах труда у работников, т.к. способ оплаты преимущественно уравнительный.
При этом типе экономики не существует безработицы, устанавливаются низкие цены на товары повседневного спроса, гарантирована заработная плата. В годы Великой отечественной войны именно то, что экономика нашей страны была командно-административной, позволило очень быстро перестроить ее на военный лад.
В большинстве стран мира экономическая модель сейчас смешанная. В ее основе лежит рыночная система, но государство при этом использует различные формы регулирования экономики, в основном правовые и через налоговое законодательство. Виды собственности частная и государственная взаимодействуют друг с другом. В разных странах соотношение отличается - где-то частный сектор имеет преимущество, где-то государственный.
§ 3 Краткие итоги по теме урока
Итак, задачей экономической системы является эффективно использовать имеющиеся ограниченные экономические и природные ресурсы. Любая экономическая система решает доступными ей способами главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.
Список использованной литературы:
Использованные изображения:
Обществознание.
Тема урока: Экономические системы
Учитель: Морозов А.В.
Цель урока:
уметь характеризовать типы экономических систем;
формирование умений решать экономические задачи;
отработка навыков выполнения заданий ЕГЭ
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент (постановка целей и задач на урок) – 3 мин.
Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание составить не менее 10 открытых тестов по теме; «Экономика как наука?» - 10 мин.
Тесты учащиеся распечатываю, и на уроке происходит обмен тестами с целью их выполнения и дальнейшей проверки.
Также учащиеся пишут небольшую рецензию на тест своего одноклассника по форме:
Наличие чёткой формулировки;
Вопросы, по которым возникли затруднения, с указанием причин.
Тема урока – отработка заданий ЕГЭ.
Применение «ПОПС-формулы» (у учащихся есть памятки)
П - позиция.
О - объяснение (или обоснование).
П - пример.
С - следствие (или суждение).
- «Я считаю, что...»;
- «Потому что...»;
- «Я могу доказать это на примере...»;
-
При работе с текстом можно также использовать приёмы из технологии критического мышления. Например, «Инсерт» , что в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления
Приём осуществляется в несколько этапов:
1 этап. Учащимся предлагается система маркировки текста с тем, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:
2 этап.
3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (таблица 1 ):
4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования приёма: учебные тексты с большим количеством фактов
Предметная область использования приёма: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений.
Он способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы «Инсерта» соответствуют трём стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
А.Пороховский.
Задание С1- С4
(ПОПС формула)
Отработка заданий С8
« Дебаты».
у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:
как форма урока;
как элемент урока.
Раздел учащихся на 2 группы:
Дебаты по ПОПС – формуле.
По 3 мин каждая группа представляет свою позицию, 2 минут взаимные вопросы и ответы. В ходе этих дебатов должны быть показаны сильные и слабые стороны экономических систем.
По итогам этих дебатов учащиеся составляют план:
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные типы экономических систем». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
пишут эссе:
(У. Черчилль).
Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание составить не менее 10 открытых тестов по теме; «Экономика как наука?» - 10 мин.
Тесты учащиеся распечатываю, и на уроке происходит обмен тестами с целью их выполнения и дальнейшей проверки.
рецензию на тест своего одноклассника по форме:
Соответствие (или не соответствие) вопросов теме;
Наличие чёткой формулировки;
Вопросы, по которым возникли затруднения, с указанием причин.
Применение «ПОПС-формулы» (у учащихся есть памятки)
П - позиция.
О - объяснение (или обоснование).
П - пример.
С - следствие (или суждение).
Технологичность приёма заключается в следующем:
первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
- «Я считаю, что...»;
второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
- «Потому что...»;
третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
- «Я могу доказать это на примере...»;
и, наконец, четвёртое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
- «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».
Государство провело национализацию ряда отраслей тяжёлой и топливно-энергетической промышленности. Какие последствия вызовет данная политика государства? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любую одну возможную причину, которая повлекла частичную национализацию.
При работе с текстом можно также использовать приёмы из технологии критического мышления.
подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что им уже известно;
Знаком «минус» - то, что противоречит их представлению;
Знаком «плюс» - то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу
Прочитайте текст и заполните к нему таблицу.
Государство в условиях рыночной экономики.
Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
А.Пороховский.
После заполнения таблицы и её обсуждения работа по вопросам текста. Задание С1- С4
1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. (ПОПС формула) Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Отработка заданий С8
« Дебаты». Для формирования умений части «С» на современных уроках истории желательно использовать технологию «Дебаты». Это не просто увлекательная игра, но и эффективное средство развития учащихся, формирования
у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:
Раздел учащихся на 2 группы:
Государственная экономика является одним из самых оптимальных вариантов ведения рациональной хозяйственной деятельности.
Рыночная экономическая система отвечает рационально на все вопросы экономики.
Дебаты по ПОПС – формуле.
По 3 мин каждая группа представляет свою позицию, 2 минут взаимные вопросы и ответы. В ходе этих дебатов должны быть показаны сильные и слабые стороны экономических систем.
По итогам этих дебатов учащиеся составляют план:
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные типы экономических систем». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
пишут эссе:
« Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).
Составление опорного конспекта по теме . План урока . Экономическая и политическая обстановка в... задания. “Нэп – система экономических мероприятий, сменившая политику “военного... и обратные последствия получатся при налоговой системе … Беднота. – 1921. – 9 ...
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности... Попытки проведения экономических реформ в конце 1960 - х годов. 1 Урок актуализации знаний... военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в...