В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Разберемся, какие санкции ждут юридических лиц за непредоставление справки о подтверждающих документах, паспорта сделки, а также за просрочку оплаты. Мы подготовили для вас таблицу штрафов и изменения в законе.
Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:
Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:
Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.
Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.
Нарушение | Статья законодательства (КоАП РФ) | Штрафные санкции |
Неполучение резидентом оплаты за продажу товара, оказание услуг иностранному партнеру (согласно договору), а также невозврат средств за товары, не ввезенные в Российскую Федерацию. | п. 4-5 | 3/4 — 1 сумма контракта |
Несоблюдение сроков оформления и переоформления паспорта сделки | п. 6 | 40 — 50 тыс. руб. |
Непредоставление в срок справок (корректирующих справок) о валютных операциях, о подтверждающих документах | 5 — 50 тыс. руб. | |
Отказ в предоставлении документов по запросу банка | 40 — 50 тыс. руб. | |
Повторное (в течение года) нарушение процедуры или сроков предоставления документов | 400 — 600 тыс. руб. | |
Непредоставление документов об изменениях, связанных со счетами в иностранных банках | п. 2.1 | 800 тыс. — 1 млн руб. |
Предоставление сведений об открытии, закрытии иностранных счетов позже срока | п. 2 | 50 — 100 тыс. руб. |
Нарушение порядка ведения валютных расчетов | п. 1 | 3/4 — 1 сумма незаконной операции |
Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления , за их неверное хранение или оформление.
Особую роль играет несвоевременное предоставление:
Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.
Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:
Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.
Новости в России в 2017 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2017 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).
Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2017 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.
Что касается изменений суммы штрафов в 2017 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.
К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.
За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.
До 2016 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.
Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.
Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.
Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.
Незаконные валютные операции, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, при их обнаружении приводят к наложению санкций. К нарушителям применяют штрафы или даже лишение свободы. При этом при несоблюдении валютного законодательства юридическими лицами к ответственности привлекают также их должностных лиц.
В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:
Кроме того, к валютным нарушениям относят:
Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ.
Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.
Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1 000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.
За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка.
Какие документы представляют для валютного контроля, читайте .
Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.
Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств превысил 9 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:
Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:
Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:
Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:
Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:
Срок исковой давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2017 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.
Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.
Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.
Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.
О существовании валютного законодательства знает не каждый рядовой житель России. По большей части оно касается юридических лиц, ведущих деятельность с контрагентами из других стран. Чаще всегоответственность у них наступает из-за несвоевременной сдачи отчетности. Таможенным и административным кодексами предусмотрена ответственность за нарушения правил оборота валюты. Чаще всего за нарушение валютного законодательства взыскиваются штрафы. Разберемся, какую ответственность придется нести в разных случаях.
Предприятия, согласно действующим нормам законодательства об обороте иностранных денежных знаков, должны проводить валютные операции только через банки, имеющие соответствующие разрешения и лицензии. Такие финансовые организации должны иметь лицензию от ЦБ РФ. Если предписание органов валютного контроля не выполняются, то в первую очередь страдают банки. За проведение операций, которые запрещены действующими законами, банки, резидентов и нерезидентов могут:
Чаще всего нарушения связаны с сокрытием доходов от продажи или экспорта выручки. По закону, она должна зачисляться на счета российских банков, имеющих лицензию на деятельность на территории страны.
Налоговая служба или инспекция, занимающаяся валютным контролем, за нарушение этой нормы может оштрафовать предприятия на сумму выручки или ее рублевого эквивалента. При этом от необходимости зачисления валютных доходов на счета в банках предприятия не освобождаются.
Административный кодекс предусматривает целый ряд штрафов. Согласно его статьям 15.25, 19.4 и 19.7, караются следующие нарушения:
За неповиновение органам, осуществляющим контроль за исполнением законодательства, граждане могут заплатить от 500 до 1 000 рублей, а должностные лица – 2-4 тысячи. При повторных нарушениях суммы штрафов возрастают в несколько раз, они исчисляются десятками тысяч рублей, а предприятия могут отдать сотни. Заранее нельзя сказать, сколько придется отдать за то или иное нарушение, ведь это зависит от тяжести правонарушения и сопутствующих факторов.
В ближайшем будущем положения валютного законодательства могут измениться. В Госдуме рассматривается пакет поправок в действующие кодексы. Наиболее актуальные из них:
Последний законопроект отправлен на доработку, поэтому в ближайшее время он принят не будет. Хотя его называют одним из самых актуальных на данный момент, ведь большое количество граждан России теперь живет на две страны.
Если ФНС или Росфиннадзор выписал вам штраф, то можно попытаться через суд смягчить выписанное постановление или добиться его отмены. Для этого можно пойти двумя путями:
Критериев малозначительности нарушений нет, поэтому, рассматривая дело о штрафе в индивидуальном порядке, суд может принять ваши аргументы или посчитать их несущественными. Избавиться в судебном порядке легче всего от штрафов, которые назначены за технические ошибки в оформлении подтверждающих документов или справок о валютных операциях. Например, такими недочетами могут быть:
В отношении подобных недочетов можно заявить, что неправильное заполнение справок и отчетов нельзя посчитать за нарушение порядка отчетности. Часто суд соглашается, что действительно тут не за что штрафовать.
В соответствии с Конституцией России валютное регулирование и валютный контроль относятся к полномочиям федеральных властей. Правовую основу для этого создает одноименный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ .
Основные цели валютного регулирования обозначены в 173-м законе . К ним относятся:
Для реализации этих целей государство принимает и реализует комплекс мер, которые могут быть более или менее жесткими в зависимости от экономической обстановки в стране. Так, в новейшей истории России начиная с 90-х годов, когда одним из приоритетов валютной политики было обозначено стремление к конвертируемости российской валюты, государство использует различные методы валютного регулирования. Условно эти методы можно разделить на 2 основные группы:
До принятия нового валютного закона в 2003 году валютное регулирование в РФ осуществлялось с применением большого количества валютных ограничений. В отношении многих валютных операций действовал разрешительный порядок их совершения, когда для того, чтобы осуществить операцию, необходимо было получать разрешение Банка России.
После принятия нового валютного закона меры валютного регулирования значительно изменились. Вместо ранее действовавшего разрешительного порядка осуществления валютных операций появились требования резервирования, осуществления операций с использованием специальных счетов. Таким образом, в целом произошла значительная либерализация валютного режима. В дальнейшем в 2006 году прекратили действовать и эти меры, также было отменено требование об обязательной продаже валютной выручки, а государство перешло преимущественно к экономическим методам валютного регулирования.
Вместе с тем ослабление валютного режима не означает, что оно будет иметь перманентный характер. В зависимости от политической и экономической обстановки, состояния валютного рынка государство может ввести валютные ограничения снова. Однако для этого потребуется внесение изменений в валютный закон. Сами же органы валютного регулирования, к которым относятся Правительство и Банк России, не могут выйти за рамки закона и установить какие-либо не предусмотренные им ограничения.
В 2017 году также продолжают действовать запреты и ограничения по совершению ряда операций. Закон запрещает операции с валютными ценностями между резидентами страны. При этом в законе приводится перечень исключений из этого правила (например, допускаются оплата в валюте в магазинах беспошлинной торговли, выплаты в валюте по внешним ценным бумагам, кредитные и заемные операции, переводы на счета за рубеж и т.д.). Установлены ограничения по суммам переводов в иностранной валюте. Валютно-обменные операции допускаются только через уполномоченные банки. Сохраняется требование репатриации (возврата) валютной выручки.
Реализацию этих и других требований и правил валютного законодательства обеспечивают органы и агенты валютного контроля, которые осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль. В 2017 году к таким органам относятся Банк России, ФТС и ФНС. Росфиннадзор, который также осуществлял полномочия по контролю в валютной сфере, в 2016 году был упразднен, а его полномочия перешли к ФНС и ФТС.
Формулирование «правил игры» при осуществлении финансовых (в т. ч. валютных) взаимоотношений между экономическими субъектами – одна из ключевых функций государства.
Принятие правил оборота валют и контроль их соблюдения называют валютным регулированием, а сами правила – валютным законодательством. Нормы, определяющие валютную политику РФ, прописаны в документе № 173-ФЗ от 10.12.2003. За нарушение закона предусмотрена ответственность.
Мера административного воздействия - штраф за нарушение валютного законодательства в 2018 году – предусматривается в большинстве случаев ст. 15.25 КоАП РФ. Размер наказания зависит от характера нарушения:
Нарушением закона являются не только неправильно произведённые операции с валютой, но и непредставление отчётности органам, осуществляющим валютный контроль.
Наказание за нарушение валютного контроля определяется в большинстве случаев ст. 15.25 КоАП РФ (п. 6):
Важно знать об имеющейся судебной практике отмены или уменьшения размера применяемых санкций на основании малозначительности нарушения или при наличии смягчающих обстоятельств. Помощь квалифицированного и опытного юриста в этом случае трудно переоценить.