Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка. Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в его функционировании

Экономическая наука рассматривает два полярных друг другу способа координации деятельности людей в повседневной хозяйственной жизни.

Первый - иерархический , его функционирование находится в основании командно-административной системы хозяйства, по которому работает и фирма (предприятие).

Второй - спонтанный (стихийный). Он реализован в рыночной системе хозяйства. Информация, необходимая производителям и потребителям, передастся в ней путем ценовых сигналов. Кроме данного обстоятельства, к основным чертам рыночной системы хозяйства относятся:

  • многообразие и равноправие форм собственности на средства производства, включая частную;
  • максимальная экономическая самостоятельность субъектов хозяйствования, которая законодательно гарантированна и реально осуществима;
  • полная экономическая ответственность субъектов хозяйствования за результаты своей деятельности. На рынке действуют собственники, которые рискуют своим имуществом, стремятся к приумножению собственности и одновременно приумножают богатство общества;
  • добровольность рыночных сделок, установления рыночных отношений. Все сделки заключаются на взаимовыгодной основе. За счет добровольных сделок выигрывают обе стороны, извлекая при этом свои прибыль и полезность, руководствуясь собственным интересом;
  • конкуренция участников рынка как главный двигатель экономического и научно-технического развития;
  • свобода ценообразования в соответствии с требованиями закона стоимости и спросом-предложеннем;
  • открытость экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей.

Ядром рыночной системы является рыночный механизм, взаимодействие элементов которого было рассмотрено выше. Существует масса свидетельств тому, что это самый эффективный на сегодняшний день способ регулирования экономических процессов.

Преимущества

К преимуществам рыночного механизма относятся:

  • более эффективное распределение ограниченных ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, необходимых обществу;
  • возможность функционирования при наличии весьма ограниченной информации — данных о цене и об издержках производства;
  • гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
  • оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, поскольку стремление к получению высокой прибыли заставляет предпринимателей (товаропроизводителей) идти на риск, предметно заниматься вопросами внедрения технических новшеств в производство;
  • способность давать потребителям и производителям свободу выбора и действий в принятии решения;
  • возможность обеспечивать удовлетворение самых разнообразных потребностей населения товарами и услугами самого высокого качества.

Недостатки

При всех своих достоинствах рыночный механизм имеет и серьезные недостатки. Он не способен автоматически, самостоятельно решать крупные социально-экономические проблемы. Среди них:

  • обеспечение права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния;
  • то обстоятельство, что экономика, регулируемая рыночным механизмом, подвержена нестабильному развитию, в ней присутствуют рецессионные и инфляционные процессы:
  • невозможность осуществления стратегических прорывов в области фундаментальной науки;
  • отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, решения экологических проблем;
  • тот факт, что обеспечение надежной и эффективной обороноспособности страны превращается в сложную проблему.

Эти обстоятельства обусловливают особую роль государства в рамках рыночной системы хозяйства. Следует заметить, что в процессе эволюции рыночной системы хозяйства менялись и взгляды представителей экономической мысли на роль государства в экономике. В разные исторические этапы по этому поводу доминировали две основные концепции.

Первая — классическая модель, которая была разработана еше представителями английской . Модель исходит из условий рынка . Предполагает автоматическое регулирование экономики с помощью механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения. Все кризисные проблемы разрешаются в итоге действием механизма цен. Поэтому роль государства в экономике должна быть минимальной. Она сводится к физической защите граждан, охране собственности, организации денежного обращения. Такая роль государства получила образное определение: «Государство — ночной сторож». Лозунг классиков: «Пусть все идет так. как идет» оставался основным в мировой экономической теории и практике до начала XX в.

Вторая модель - кеинсианская. Она носит имя английского экономиста Дж. М. Кейнса, который разработал ее в первой трети XX в. Данная модель исходит из условий рынка несовершенной конкуренции и отсутствия автоматического механизма выхода экономики из положения, при котором наблюдаются высокая безработица и кризис перепроизводства. Вследствие этого активное вмешательство государства в работу рыночного механизма признается жизненной необходимостью. Считается, что государство призвано регулировать объемы наиионатьного производства и уровень занятости в стране.

Практическая деятельность государства, основанная на применении теории Кейнса, получила название политики активизма, а сама концепция стала именоваться кейнсианством. Она доминировала в рыночной теории и практике до начала 80-х гг. XX в.

Несовершенства рынка

Делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих . К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создаст их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям . В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционные заболевания. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство бесплатных благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов , так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии , нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию . Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

  • 24 Кредитная и банковская система в рыночной экономике.
  • 25. Сущность налогов и принципы налогообложения
  • 27 Социальное страхование, обеспечение и зашита в рыночной экономике.
  • 28. Занятость и безработица. Нарушение равновесия спроса и предложения труда и его последствия.
  • 29 Факторы производства и их рынки. Особенности спроса и предложения на факторы производства.
  • 30. Основные формы доходов (факторные доходы) от собственности на факторы производства.
  • 31. Труд как фактор производства и его рынок. Спрос на труд и предложение.
  • 32 Рынок ценных бумаг и денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги.
  • 33. Потребительские товары и их рынки. Спрос на потребительские товары и их предложение.
  • 34. Предпринимательство. Прибыль, как факторный доход от предпринимательства. Развитие предпринимательства в рб.
  • 35. Капитал, как фактор производства. Процент, как доход на капитал.
  • 36. Фирма и её роль в национальной экономике. Бизнес-план – основа создания и деятельности фирмы.
  • 37. Издержки производства, их сущность и структура. Закон «Затрата-выпуск».
  • 38 Трудовые отношения на предприятии. Современные формы мотивации труда работника.
  • 39. Доход, его основные формы и использование в рыночной экономике. Неравенство в доходах семьи и бедность. Инфляция в России: её причины и последствия.
  • 40. Торговая выручка и прибыль фирмы. Современные мотивации и деятельности фирмы.
  • 41. Земля как фактор производства. Рынки земельных ресурсов и земельная рента. Арендная плата.
  • Системы оплаты труда
  • 43. Собственность организационные формы предпринимательства. Малые, средние и крупные предприятия. Предпринимательство.
  • 44. Предмет микроэкономической теории. Формирование микроэкономического равновесия.
  • 46. Современное всемирное хозяйство, его основные черты и тенденции развития.
  • 47. Экономический рост, его современные типы и новое качество.
  • 48. Экономические кризисы, их основные причины и формы проявления.
  • 49. Циклические (регулярные) кризисы и их фазы, структурные (нерегулярные) кризисы. Меры государства по выводу экономики из кризиса.
  • 50. Глобальные проблемы современной цивилизации.
  • 1. Экономика, ее предмет, теоретическое и практическое направление. В наиболее общем виде экономика представляет наблюдение, исследование опыта производства материальных благ на протяжении всей истории общества, систему идей, знаний о хозяйственной практике, научные обобщения, закономерности развития производства. В практике и науке экономика используется в следующих значениях: 1.Совокупность отношений между многообразными собственниками, между различными производителями материальных благ или предприятиями и фирмами по поводу производства, распространения, обмена и потребления материальных благ. 2. Практическая жизнь общества, страны, региона, включающая имеющиеся отрасли, виды производства или его части. К ним относятся: промышленность, транспорт, связь. 3. Составной частью экономики являются различные виды непроизводственной деятельности людей, включающая образование, здравоохранение, управление жизнью общества.

    В теоретическом значении экономика это специальная наука под названием экономическая теория. Она логически обобщает опыт производственной практики, хозяйственной жизни и научно объясняет закономерности развития производства. В свою очередь исследованием закономерностей развития в каждой отрасли занимаются соответствующие науки. Они подразделяются на следующие виды и направления: 1. Отраслевое, которое включает экономику промышленности, транспорта, строительства. 2. Функциональное: прогнозирование развития, финансы, кредит, менеджмент, маркетинг. 3. Межотраслевые: экономическая география, демография, статистика и др.

    Практическое направление предмета экономики в том, что она изучает производство разнообразных материальных благ в промышленном сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и применение положений экономической теории в хозяйственной жизни. Для выражения единства теоретических и практических направлений экономики в современных условиях применяется в России понятие экономики, а на западе экономикс. Такая экономика является предметом изучения определения предмета экономики в равной мере применимо как для макроэкономики так и для микроэкономики, на которые подразделяется экономика при исследовании хозяйственной жизни и производства.

    2. Экономическая практика как предпосылка возникновения экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в несколько этапов: научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др); этап меркантевизма (богатство общества определяется объемами внешней торговли); этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство); классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо, Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко): утверждали, что основой богатства общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, прибыль, заработная плата и др; этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия): утверждали, что классовое общество - это вечное общество и частная собственность - это вечная собственность; марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин): в том, чтобы показать историю возникновения и развития капиталистического способа производства, а так же место и роль пролетариата в этом обществе; Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ: a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм; б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк). Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага; в) кембриджская (Альберт Маршалл). Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности; г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе; д) школа экономического роста (Ростоу). Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста от единого индустриального до пост индустриального общества.

    3. Экономические противоречия, формы и направления их решения. Противоречия, объективно присущие материи, выступают источником, движущей силой ее развития. Ведущими в сфере социальных противоречий по роли и воздействию на динамику общественного развития являются экономические противоречия. Среди исследователей весьма распространенным является утверждение о том, что совокупность экономических противоречий образует определенную систему. Противоречия экономических отношений могут рассматриваться в трех аспектах, то есть трех «подуровнях». Первый аспект – противоречия внутри каждого экономического отношения как взаимодействие его сторон. Второй – противоречия между различными экономическими отношениями и группами отношений, образующими диалектическое единство. Можно выделить и третий подуровень, хотя в некоторой степени он представляет собой частный случай второго, - это противоречия между отдельными экономическими отношениями и их системой в целом. В то же время эта классификация не раскрывает всего многообразия противоречий экономических отношений и связей между ними. Для этого необходимо исследовать содержание уровней всей системы экономических отношений в целом и указать на противоречивость ее элементов. При этом здесь мы можем выделить три блока. Во-первых, производство, распределение, обмен и потребление составляют в своей целостности единый процесс воспроизводства. Во-вторых, по функциональному содержанию экономические отношения разделяются на социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические. В-третьих, по уровню структурной организации экономические отношения разделяются на отношения на уровне общества как совокупного производителя, между производственными звеньями и обществом, внутри производственных звеньев, между личностью и обществом и между членами общества.

    4. Превращение производства в товарное и возникновение обмена. Товар и продукт, их общие свойства и различия. Товарное производство – это такая форма организации общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями не для собственного потребления, а для обмена. Причем каждый производитель специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке. Возникнув в период разложения первобытно-общинного строя товарное производство, хотя и получило дальнейшее распространение в рабовладельческом строе, развивалось и усложнялось при феодализме, но не играло определяющей роли в увязке производства с потребностями. Это положение занимало натуральное хозяйство. С возникновением в средневековых городах ремесленников и в результате дальнейшего развития общественного разделения труда, простой обмен товаров сменяется товарным обращением. Купля начинает совершаться ради продажи и торговля приобретает самостоятельное значение и превращается в деятельность, суть которой заключалась в получения дохода – прибыли. Зародилось купечество, появились деньги, формировались основные элементы рыночного механизма и возникла совокупность социально-рыночных отношений в сфере обмена. Товарные отношения превратились в товарно-денежные. Стихийные рыночные экономические процессы, стимулируя прогресс в общественном разделении и кооперации труда, внося дифференциацию в обществе и освобождение непосредственных производителей от средств производства, не только формировали условия перехода от феодализма к капитализму, но и резко расширили возможности самого рыночного хозяйства.

    Товар как исходная категория товарного производства является продуктом труда, производимым для обмена, продажи. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и способностью обмениваться на другие товары. Первое свойство – быть полезным – делает его потребительной стоимостью, второе – быть обмениваемым на другую вещь – называется меновой стоимостью или стоимостью. Чтобы стать товаром, продут труда должен обладать общественной потребительной стоимостью и поступать в потребление через обмен. Потребительная стоимость – вечное и естественное свойство вещей – удовлетворять потребности не самого создателя, а других людей. Способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары доказывает, что в товарах должно быть что-то общее, если они обмениваются. Основанием для такого соизмерения разнородных товаров есть только одно общее свойство – они являются продуктами труда.

    5. Сущность и происхождение денег. Денежная форма обмена товаров и торговля. Стоимость товара выражается в форме меновой стоимости. В условиях развития товарного производства средством выражения стоимости всех товаров становятся деньги. Деньги – это особый товар, всеобщий эквивалент. В этом и заключается зародыш денег. Деньги являются товаром прежде всего по своему происхождению: они стихийно выделились из всей суммы товаров в результате развития обмена. И после того как деньги выделились из всей массы товаром, они сохраняют свою товарную природу. Как всякий товар они обладают стоимостью, следовательно, могут служить общим эквивалентом. Денежный товар (золото, серебро) обладает и потребительной стоимостью. Однако у денежного товара есть специфическая потребительная стоимость – способность обмениваться на все товары и таким путем удовлетворять любые потребности их владельцев. С появлением денег весь товарный мир распадается на товар и деньги. Каждый рядовой товар непосредственно выступает только как потребительная стоимость, а деньги выступают как всеобщее воплощение стоимости, то есть являются воплощением общественного труда. Следовательно, кто имеет деньги, тот непосредственно получает право на соответствующую часть общественного труда в той натуральной форме, которую он пожелает, или кто распоряжается деньгами, тот непосредственно распоряжается силой общественного труда. Посредством денег происходит и стихийный учет и регулирование общественного труда товаропроизводителей. Деньги являются, также и средством присвоения чужого труда, орудием эксплуатации человека человеком, то есть в определенных условиях могут выступать как могучая сила, наделенная властью над людьми. На потребительском рынке торговля выступает как агент товарно-денежных отношений, между первичным собственником товара (продающим его) и вторичным собственником товара (покупающим его). Торговля как рыночная категория характеризует экономические отношения возникшие в процессе обмена денег на товары. Торговля выступает как специфическая общественно полезная деятельность, она заключается в организации и осуществлении эквивалентно-возмездного обмена денег на товар. Торговля выступает и как отрасль экономики, при этом она представляет собой совокупность различных торговых предприятий (магазины, склады, рестораны...). Миссия торговли (предназначение): 1. В организации рынка и достижения на нем оптимального соглашения между спросом и предложением. 2. Удовлетворение разнообразных потребительских запросов на рынке. 3. Формирование и совершенствование торгового предложения. 4. Организация рыночного ценообразования. 5. Осуществление хозяйственных связей между производителями и потребителями товаров.

    6. Функция денег Денежное обращение. Деньги как мера стоимости. Выполнять эту функцию деньги могут потому, что они сами обладают стоимостью. Стоимость товара, выраженная в деньгах называется ценой. Для сравнения цен различных товаров необходимо выражать их в одинаковых единицах, то есть свести к одному масштабу. Деньги как средство обращения. Деньги служат посредником в обмене товаров Т-Д-Т. Если мерой стоимости служат идеальные деньги, то средством обращения – реальные деньги. Чтобы выполнить эту функцию, деньги должны находиться у товаропроизводителей на руках. В процессе обращения деньги находятся в непрерывном движении. Деньги как средство образования сокровища (накопления стоимости). Для выполнения этой функции деньги должны быть одновременно полноценными и реальными. Деньги как средство платежа. В силу определенных причин возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, то есть с рассрочкой уплаты денег. В этом случае средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства – векселя. В этом случае деньги выполняют функцию средства платежа. Мировые деньги. Международные экономические отношения, внешнеторговые связи, международные займы и т. п. Вызывают функционирование денег на мировом рынке. Если в пределах государственных границ могут обращаться не только полноценные, но и неполноценные монеты, то при выходе на мировую арену знаки стоимости теряют свою цену.

    Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии денежное обращение прошло три исторических этапа: золотомонетный тип, бумажный тип, банковский тип. На первом этапе денежная единица любой страны имела золотое содержание или обеспечение; золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары. Банковский тип денежного обращения характеризуется тем, что бумажные деньги, никак не связаны с золотом. Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек. Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. Сколько денег нужно для обращения: К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота денежной единицы. При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год. Зависит от цен и количества товаров. Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О, где Кд - количество денег для обращения и платежа; СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг; ПК - продажа в кредит; ВП - взаимопогашающие платежи; ВК - возврат кредита; О - число оборотов денежной единицы. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания

    7. Денежные системы и инфляции. Стабилизация денежной системы. Важнейшим направлением гос. регулирования макроэкономических процессов является разработка и осуществление мер, направленных на обеспечение устойчивости денег и выполнение ими своих функций. Среди этих мер важное место занимает формирование в стране устойчивой денежной системы и обеспечение нормального обращения денег. Денежная система - форма устройства денежного обращения, установленная государством в законодат. порядке, денежных едениц. Она включает: 1)монетное или обращение металлических денег.

    2) банкнотное обращение.

    3) бумажно-денежное обращение.

    Основой денежной системы является валютный металл, выполняющий функцию всеобщего эквивалента, поэтому устройство денежной системы предусматривает:

      Накопление определенного количества валют.металла(золота) для обращения в виде слитков или монет.

      Установление денежной единицы в виде долларов, франков, рублей и т.д. с фиксированным золотым содержанием.

      Виды денежных знаков 1,2,5,10-100$ и т.д.

      Порядок чеканки разменных монет.

      Имиссию ден. знаков (выпуск денег)

    Обращение металла в качестве денег имело место до Первой мировой войны и известно под названием золото-монетного стандарта. Далее формами устройства ден. обращения стали банкнотное и бумажно-денежное обращения.

    Банкнота-это ценная бумага, выпускаемая имиссионным банком, а не отдельным торговцем, в виде векселя, подлежащая оплате в любой момент этим же банком. Оплата в любой момент предала банкнотам особое качество, состоящее из всеобщей обращаемости (ликвидности). Бумажные деньги – это ден. знаки представители полноценных денег. В современных условиях система бумажно-денежного обращения делится на 2 типа:1) денежные системы с законодательным установлением золотого содержания валюты, например, $ в США содержал 1,5 гр. чистого золота.

    2)денежные системы без законодательного установления золотого содержания валюты. В этом случае золотое содержание валюты устанавливается косвенно по отношению к валюте, имеющей золотое содержание. На практике это устанавливается через соотношение к курсу $.

    Инфляция представляет процесс обесценения денег, снижение их покупательной способности, проявляющейся в общем росте цен, и является сложным социально-экономическим процессом, оказывающим влияние на все стороны жизни общества.

    Выделяются 2 типа инфляции:

      инфляция спроса

      инфляция предложения

    Инфляция спроса - это обесценение денег из-за опережающего роста доходов фирм, предприятий, населения, чем рост производства реальных товаров и услуг, что ведет к росту цен. Этот тип инфляции развивается при полной занятости населения, нормальном функционировании экономики и провоцируется 1) государством, из-за увеличения своих расходов, связанных с решением социальных задач, укреплением обороны страны и т.д. 2) предпринимателями, которые повышают спрос на товары.

    Инфляция предложения – это обесценение денег из-за роста цен вследствие роста издержек производства, который вызывается недоиспользованием ресурса производства, производственных мощностей, фирм, и т.д. Следствием роста издержек на единицу продукции или общего объема производства является уменьшение прибыльности производства, что ведет к росту цен.

    Независимо от типа, инфляция проявляется в многообразных формах:

      усиление неравномерности, непропорциональности развития различных отраслей экономики.

      Отвлечение средств из сферы производства в сферу обращения. Это объяснятся тем, что в условиях инфляции большие прибыли дает торговля, в которой средства обращаются быстро и растут цены.

      Опережение роста цен на предметы потребления роста зарплаты. Это ведет к сокращению платежеспособности спроса на предметы потребления, затрудняет раелизацию товаров и приводит к кризису и упадку производства.

      Усиление спекуляции в торговле. Это вызывается тем, что рост цен побуждает скупать товары по более низкой цене, накапливать товарные запасы, а затем продавать их по искусственно завышенным ценам.

      Деформация потребительского спроса. Она проявляется в том, что во время острой инфляции происходит “бегство” от денег к любым товарам.

    Типы инфляции отличаются друг от друга по темпам:

      При умеренной инфляции - рост общего уровня цен <10% в год.

      При галопирующей – 20-200% в год.

      При гиперинфляции – 50% в неделю.

    Следовательно задача государства в области инфляции-предотвращать перерастание умеренной в галопирующую, а галопирующую - в гиперинфляцию.

    Темп инфляции=(индекс цен в этом году – индекс цен в прошлом году)/ индекс цен в прошлом году

    Основной причиной инфляции на современном этапе являтся усиление роли государства в регулировании соц.-эк. процессов.

    Важное место занимает преодоление инфляции и стабилизация валюты. Меры, принимаемые для выполнения этих задач:

      Изъятие из обращения части избыточной массы денег, выпущенной в период инфляции - дефляция. Она направлена на уменьшение инфляции и ликвидацию дефицита бюджета.

      Официальное снижение курса бумажных денег по отношению в металлу и уменьшение металла, содержащегося в денежной единице - девольвация.

      Сокращение бюджетных расходов государства.

      Увеличение учетных ставок, что сокращает спрос на кредит.

    8. Подходы и методы решения основных экономических проблем в различных экономических системах.

    Экономическая система это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

    1.Рыночная экономика свободной конкуренции. В данной системе основные экономические проблемы и задачи решаются прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность людей.

    Предприниматели стремятся получить все больший доход, предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные способности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

    2.Современная рыночная экономика. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые проблемы и задачи экономики получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей.

    Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования.

    Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложения в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, совершенствование медобслуживания, на социальные нужды.

    3.Традиционная экономическая система. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освещенными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин, предписаний вождя или феодалов.

    4.Административно-командная система. В соответствии с идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами.

    Централизованное распределение материальных благ, и ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Распределение созданной продукции также жестко регламентировалось центральными органами управления. Таким образом, мы видим, что все основные проблемы и задачи решаются центральными органами.

    9. Собственность, ее сущность и исторические формы. В условиях разделения труда многочисленные производители, производящие разнообразную продукцию, вступают друг с другом в отношения и связи по поводу производства, обмена и потребительских средств и результатов производства по назначению. Одни используют продукцию для возмещения потребляемых в прошлом средств производства, другие – для расширения производства. По поводу присвоения необходимого продукта между производителями возникают, всегда существуют и развиваются определённые отношения.

    Эти отношения выражаются при помощи категории собственность.

    Собственность – это исторически меняющееся отношение между производителями, по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.

    Из определения понятия собственность выделяют 3 момента:

      Собственность всегда имеет как-то вещественное содержание (машины, сырьё…).

      Собственность всегда выступает в виде отношений между людьми по поводу вещи.

    Развитие общества представляет расширение объектов (вещей собственности), смены одной формы собственности другой, сосуществование различных форм собственности.

    Наиболее известны следующие формы собственности:

      Индивидуальная частная собственность.

      Коллективная ЧС, т.е. группа людей объединяется для совместнй деятельности в кооперативы, товарищества, акционерные общества и т.д.

      Государственная собственность.

    Собственность общественных организаций.

    10. Сущность рынка и рыночных отношений. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений НТП, интенсификация производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

    Можно дать несколько определений рынка:

    Рынок -это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

    Рынок -это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

    Рынок -это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

    Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.

    Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности:1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.

    Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

    Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

    Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда. Во многом зависит эффективность производственного процесса.

    Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

    Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнит, что возникновение и становление рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длинного исторического развития.

    11. Структура и основные критерии классификации и регулирования рынка. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков,элементов «БОЛЬШОГО»рынка.Структура рынка : 1.Рынок рабочей силы.2.Финансовый рынок(рынок ссудных капиталов)3.Рынок средств производства.3.Потребительский рынок.4.Рынок услуг.5.Рынок технологий.6.Рынок духовных благ.Функции рынка: 1.Информационная.2.Посредническая.3.Ценообразующая 4.Регулирующая.5.Санирующая(конкуренция). Функция регулирующая – самая важная.Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики,и прежде всего на производство.Рынок даёт ответ на вопросы: что производить?для кого?как производить?Рынок немыслим без конкуренции.Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда,технический прогресс,повышение качества продукции.Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения,сущесвенно влияющее на цены.Растёт цена- это сигнал к расширению производства,падает цена –сигнал к его сокращению.В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.Регулирующая роль рынка продолжает сохраняться,во многом определяя сболансированность народного хозяйства. Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков товаров, денег, доходов, перемещающихся с целью взаимного обмена. Непрерывность и масштабность обмена зависит от денежных доходов, сформировавшихся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. В целом это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособленный рынок. Рынок - это совокупность сделок купли-продажи товаров. Основные виды рынков: 1. Рынки товаров и услуг: а) товаров потребления (продукция); б) услуг (быт, транспорт, коммунальные); в) жилья и зданий произвольного назначения. 2. Рынки фактического производства: а) недвижимость; б) орудий труда; в) сырья и материалов; г) энергетических ресурсов; д) полезных ископаемых. 3. Финансовые рынки: а) капиталов (инвестиций); б) кредиты; в) ценных бумаг; г) валютно-денежные. 4. Рынки интеллектуального продукта: а) инновации, изобретения, информационные услуги и т. д. 5. Рынки рабочей силы. 6. Региональные рынки: а) международные; б) региональные

    Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

    Поиск материалов

    Рыночная система: решение основных экономических проблем

    Экономика

    1. Рыночная система: решение основных экономических проблем.

    а) Рыночное хозяйство и условия его существования.

    б) Почему и как рыночная система хозяйствования помогает решать экономические проблемы?

    Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой - функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

    Рыночное хозяйство - общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

    Рынок - это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Современное рыночное хозяйство сложилось под воздействием факторов, взаимосвязь которых показана на схеме.

    Современное рыночное хозяйство

    В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

    Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

    Субъекты рыночного хозяйства:

    Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

    а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

    б) самостоятельно принимает решения;

    в) является собственником какого-либо фактора производства;

    г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

    Предприятие - экономическая единица, которая:

    а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

    б) стремится к максимизации прибыли;

    в) самостоятельно принимает решения.

    Государство - представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

    Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

    Объекты рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

    Деньги - это выражение стоимости всех товаров и услуг.

    Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

    Рынок предполагает наличие следующих признаков:

    Неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители (продавцы) выбирают любой вид деятельности. В свою очередь потребители (покупатели) могут купить все, что угодно. Следовательно, производители и потребители, продавцы и покупатели имеют равные права. Так регулируется экономическая свобода - свобода экономического поведения, когда один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принима6емые другими участниками;

    Мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т. д.;

    Наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т. д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

    Отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

    В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

    Конкуренция - это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты внедряются технические новшества.

    Технологический выбор производителя, альтернативы кривой производственных возможностей конкретизируются в реализации триады основных экономических проблем: что, как и для кого производить? Особенностью рыночной системы является их автоматическое решение, независимо от того, ставятся ли эти вопросы сознательно или нет. Решение осуществляется конкурентного рыночного механизма, который выступает как способ самоорганизации экономической жизнедеятельности. Этот механизм выполняет три взаимосвязанные основные функции: регулятора распределения экономических ресурсов между различными сферами и отраслями экономики, стимулятора научно-технического и общественного прогресса и основы социальной дифференциации хозяйственных субъектов. Рассмотрим эти функции в отдельности:

    1. Функция регулятора распределения экономических ресурсов. Для каждого общества характерна соответствующая система потребностей, для удовлетворения которых вкладываются определенные количества ресурсов. (рисунок 1)

    Предположим, что существуют только две потребности в продуктах А и В. Поскольку в рыночной экономике никто заранее не знает, какое количество продукта надо производить, то путь на производство продукта затрачено больше ресурсов, чем это необходимо для удовлетворения соответствующей потребности, а на производство продукта В наоборот, - меньше (рис. 2). Возникшая диспропорция в распределении ресурсов между двумя отраслями выражается в излишках продукта А и дефиците продукта В.

    1. излишки продукта А вызовут снижение цены на него и, соответственно, прибыли производителей, которые будут перемещать ресурсы в более выгодную отрасль - производства продукта В;

    2. дефицит продукта вызовет повышение в эту отрасль будут поступать ресурсы из отрасли А. Таким образом, будет осуществляться оптимизация распределения экономических ресурсов.

    Однако с достижением оптимума процесс перемещения ресурсов не останавливается, и возникает ситуация, которая характеризуется противоположной диспропорцией: излишками продукта В и дефицитом продукта А, и ресурсы будут перемещаться обратно из отрасли В в отрасль А. На этом процессе не заканчивается, а напоминает движение маятника. Равновесие, характеризующееся оптимальным распределением ресурсов, устанавливается лишь как момент в движении диспропорций, и для стабильной экономики важно, чтобы отклонения «маятника» от линии равновесия не были бы значительными. Ответ на вопрос «что производить» и сколько на это затрачивать ресурсов дают покупатели, «голосуя своими кошельками» за тот или иной товар и характеризуя таким образом общественные потребности населения страны.

    2. Функция стимулятора научно-технического и общественного прогресса. Допустим, три производителя производят один и тот же продукт с разными удельными индивидуальными издержками при рыночной цене, равной 20 усл. ед. (таблица 1)

    Прибыль, полученная первым производителем, является результатом и стимулом применения более эффективных технологий и других новаций, т. е. способ производства определяется конкуренцией различных способов, где предпочтение будет отдано наиболее эффективному (экономичному), что и является ответом на вопрос - как производить?

    Удельные издержки и прибыль (уловные данные)

    Производители

    Удельные издержки

    3. Функция социальной дифференциации хозяйственных субъектов. Пример, приводимый в табл. 1, показывает, что не все из них преуспевают в конкурентной борьбе. В ней всегда есть как выигравшие, так и проигравшие. Действие рыночного механизма приводит к постоянной социальной дифференциации населения и хозяйственных субъектов на богатых и бедных. Вопрос о том, для кого производить? - решается совершенно однозначно: для тех, кто способен платить.

    Итак, при рыночной системе ответы на основополагающие вопросы дает механизм свободного образования цен, которые формируются на соответствующих рынках под влиянием спроса и предложения. Для уяснения природы рынков и процессов формирования цен на них рассмотрим простейшую модель движения реальных экономических благ, сопровождающегося встречными потоками доходов и расходов.

    Оценка роли рыночной системы:

    Аргументами в пользу рыночной экономики являются:

    эффективность в распределении экономических ресурсов;

    гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;

    организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;

    экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

    К аргументам против рыночной экономики относятся:

    ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;

    экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;

    социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;

    естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции.

    Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики - органическое продолжение ее преимуществ, т. е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией - это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем «товар с нагрузкой», что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность и способствует общественному прогрессу.

    Функция спроса на данный товар: Fd = 4 - P. Функция предложения Fs = 5 + P, где Р - цена на товар. Нарисовать линии спроса и предложения. Определить равновесный объем продаж.

    Контрольная работа № 2

    1. Макроэкономическое равновесие и фискальная политика государства.

    а) Недискреционная фискальная политика государства. Автоматические и встроенные стабилизаторы.

    б) Какие налоговые стимулы используются для поощрения рискового предпринимательства?

    Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие - это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

    Ресурсами и их использованием;

    Факторами производства и результатами их использования;

    Совокупным производством и совокупным потреблением;

    Совокупным предложением и совокупным спросом;

    Материально-вещественными и финансовыми потоками.

    Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

    Такое равновесие - это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

    В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:

    Ф. Кенэ - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

    К. Маркс - схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

    В. Ленин - схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

    Л. Вальрас - модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

    В. Леонтьев - модель «затраты - выпуск»;

    Дж. Кейнс - модель краткосрочного экономического равновесия.

    При изучении названой темы решаются две главные задачи: во-первых, дополнение от модели анализом государственного сектора, т. е. переход от модели чистой рыночной экономики к модели смешанной экономики, во-вторых, поскольку государство встроено в модель, проведение анализа его фискальной политики. Для их решения сделаем ряд допущений:

    1. I, G и Xn рассматриваются как автономные, независимые от изменений дохода.

    2. С, I и Xn являются автономными по отношению к G.

    3. Доходы госбюджета полностью формируются за счет индивидуальных налогов, которые одновременно рассматриваются как чистые и паушальные, т. е. такие, которые постоянны при любой величине доходов.

    4. Остается в силе абстракция, в соответствии с которой ВНП = ЧНП = НД = ЛД. Однако за счет введения налогового элемента обозначилась разница между личным доходом домохозяйств (ЛД) и располагаемым доходом (Д). Таким образом, ВНП со стороны расходов выступает как АЕ = С + I + G + Xn, а со стороны доходов - как AV = T + C + S.

    5. Уровень цен постоянен, что означает нахождение экономики на кейнсианском участке кривой AS, т. е. в состоянии неполной занятости.

    6. Фискальная политика воздействует только на AD и АЕ, но не влияет на AS, что характерно именно для кейнсианской экономической доктрины.

    Государственные расходы. Как и инвестиции, равносильны инъекциям в экономику. Их увеличение (снижение) приводит к увеличению (уменьшению) АЕ, вызывающему рост (падение) равновесного объема производства, т. е. ?G - ?АЕ - ?V. Причем фундаментальной рекомендацией Кейнса является то, что эффективное стимулирующее воздействие основано на их дефицитном финансировании, имеющем особое значение для преодоления депрессии, спада и безработицы. Поэтому предположим, что первоначально Т = 0.

    При депрессии возрастают утечки в виде сбережений и импорта, что уменьшает АЕ. В результате образуется рецессионный разрыв, который может быть покрыт инъекциями в виде инвестиций, экспорта и государственных расходов. Тогда равновесный объем производства устанавливается при S + M + I + X + G. Увеличение G вызовет сдвиг кривой АЕ вверх (рис. 1).

    Причем государственные расходы подвержены действию мультипликатора, что существенно повысит равновесный объем производства. Сокращение государственных расходов, наоборот, вызовет его снижение.

    Введение в модель налогового фактора интерпретируется следующим образом:

    1. Введение или увеличение налогов вызывает уменьшения величины располагаемого дохода.

    2. Это уменьшение приведет к снижению потребительских расходов и сбережений, т. е. ? Т? ? Д? ? С (S).

    3. Величина их снижения определяется предельными склонностями к потреблению и сбережению: ?С=?Т*МРС и?S=?Т*МРS.

    4. Величина потребительских расходов и сбережений после уплаты налогов определяется как Са = С - ?С и Sa = S - ?S. Так, например, если?Т = 20, то?Д = -20. При МРС = 0, 75 и МРS = 0, 25 ?С = -20 * 0, 75 = -15, а?S = -20 * 0, 25 = -5.

    5. Налоги, как и сбережения и импорт, есть утечки из потока доходов-расходов. Эти утечки должны быть компенсированы инъекциями, т. е. Sa + М + Т = I + X + G.

    Из анализа рис. 2 следует, что увеличение налогов ведет к снижению равновесного объема производства, что отражается в смещении прямой АЕ относительно биссектрисы. Введение налогов имеет двойственный эффект:

    уменьшение располагаемого дохода и сбережений или S ? Sa;

    увеличение утечек или (Sa + М) ? (Sa + М + Т). Снижение налогов, соответственно, дает противоположный результат.

    При одновременном изменении государственных расходов и налогов особенный интерес представляет ответ на вопрос: что происходит при одновременном их увеличении на одну и ту же величину, т. е. при?G = ?Т?

    С формальной стороны, поскольку G - инъекции, а Т - утечки, то изменения в равновесном объеме производства быть не должно. Однако фактически он увеличивается. Изменение государственных расходов оказывает более сильное влияние на АЕ, нежели изменение налогов. Это объясняется тем, что первые непосредственно воздействуют на них, а вторые - опосредствовано, когда противоположное изменение сбережений по отношению к изменению самих налогов в значительной степени снижает эффект их воздействия. В результате рост государственных расходов не только компенсирует, но и перекрывает последствия роста налоговых поступлений. ?G = 20, ?АЕ = 20, а при?Т = 20 ?АЕ = -15. В результате?АЕ = 20 - 15 = 5. Если k = 1/МРS = 1/ 0, 25 = 4, то?V = k * ?АЕ = 4 * 5 = 20. Таким образом, увеличение объема производства равно размеру первоначального прироста государственных расходов, соответствующему приросту налогов, или?V = ?G = ?T, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

    Фискальная политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

    Фискальная политика включает:

    дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

    недискреционную политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

    Выделяют два вида дискреционную политики: стимулирующую и рестриктивную.

    Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. Так, например, если Vо = 1500, Vе = 1800 и МРС = 0, 75, то задача решается двумя способами:

    1. За счет повышения государственных расходов при неизменных налогах. Рассчитывается величина необходимого для достижения полной занятости приращения объема производства или?V = 1800 - 1500 = 300. Затем определяется величина необходимого приращения государственных расходов, исходя из формулы?V = k * ?G, где?G = ?V / k = 300 / 4 = 75.

    2. За счет снижения налогов при неизменных государственных расходах. Величина необходимого уменьшения налогов определяется по формуле: ?V = k * ?С = k * ?Т * МРС, где?Т = ?V / (k * МРС) = 300 / (4*0, 75) = 100. В данном случае цель достигается за счет большей величины дефицита бюджета, равной 100.

    Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

    Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

    Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

    финансирование дефицитов;

    ликвидацию бюджетных излишков.

    Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.

    При заимствованиях государство мвыходит на финансовый рынок и, конкурируя с бизнесом, размещает свои ценные бумаги. Спрос на деньги повышается, что приводит к повышению ставки процента, вызывающему сокращение инвестиций и потребительских расходов, т. е. ?Dm - ?i - ?I (c) - ?AE. В итоге уменьшается эффект проводимой стимулирующей политики.

    Эмиссия денег позволяет избежать вытеснения расходов и повысить стимулирующее воздействие на экономику, т. е. ?Sm - ?i - ?I (c) - ?AE.

    Для ликвидации бюджетных излишков так же применяются два основных метода: погашение государственного долга и изъятие денег из обращения. Для погашения долга государство, выкупая у населения свои ценные бумаги, увеличивает денежное предложение. В результате снижается ставка процента, вызывая повышение потребительских и инвестиционных расходов, что ослабляет рестриктивный эффект. Поэтому более эффектным методом является изъятие денег из обращения.

    Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. До сих пор в процессе анализа использовалось допущение, что государственные расходы и налоги автономны, не зависимы от изменений в доходах. Но в конкретной действительности это не так. При спаде (буме) доходы снижаются (повышаются), что вызывает автоматическое снижение (увеличение) налогов и увеличение (снижение) трансфертных платежей. В результате увеличивается (уменьшается) совокупный спрос, что ведет к уменьшению спада (бума). Происходит сглаживание циклических колебаний.

    В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

    Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

    Вместе с тем, необходимо учитывать, что встроенная стабильность лишь ограничивает размах и глубину колебаний, но не предотвращает их. По некоторым данным она в состоянии уменьшить колебания национального дохода примерно на 1/3. Для более решительных мер требуется переход к дискреционной политике.

    Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. К основным проблемам относятся следующие:

    1. Временной лаг. Это период, обусловленный реализацией фискальной политики, включающий этапы: осознания явления (спада или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоления инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта). Проблема в том. Что в течение этого времени экономическая ситуация может принципиально изменится, и принятые меры окажутся неадекватными.

    2. Приоритеты и баланс целей государственной политики:

    а) У государства, как известно, много целей, и фискальная политика лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу. Так, например, задача сбалансирования госбюджета часто находится в конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей порождает непредвиденные результаты. Поэтому необходимо соотносить между собой приоритеты целей и их баланс.

    б) Необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление фискальной политики в зависимость от чисто внешних политических устремлений. Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные - после.

    в) Фискальная политика, в отличие от кредитно-денежной, наиболее подвержена воздействию коррупции и лоббизма.

    3. Эффект вытеснения расходов. Он обусловлен тем, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика в тенденции подрывает свою собственную эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и, соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению кейнсиансев, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что 1) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; 2) можно увеличить денежное предложение, и эффект вытеснения будет полностью компенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента.

    4. Эффект инфляции. Он состоит в том, что рост цен существенно ослабляет эффективность стимулирующей политики. При стимулировании совокупного спроса экономика перемещается на промежуточный участок кривой AS. Начавшаяся промежуточная инфляция через механизм эффектов богатства, процентной ставки, импортных закупок приводит к сокращению АЕ, что уменьшает эффективность стимулирования. Экономика не попадает в точку полной занятости Qe. Рост цен привод к отклонению кривой AS влево вверх, и равновесный объем производства устанавливается на уровне Q2.

    5. Эффект чистого экспорта. Он обусловлен тем, что воздействия мировой конъюнктуры могут снизить и обесценить эффективность фискальной политики. Так при осуществлении стимулирующей политики государство в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта и АЕ. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс.

    6. Односторонность мер кейнсеанской фискальной политики. Кейнсеанцы предлагают воздействовать на экономику через AD и AE. Однако сторонники неоклассической экономической доктрины выступают за проведение политики, ориентированной именно на AS.

    7. При проведении общей фискальной политики важно учитывать соотношение между дискреционной и недискреционной политикой, конкретный вклад каждой из них в макроэкономическую стабилизацию. Неучет этого ведет к нежелательным, нередко противоположным результатам, нежели те, которые предполагались в качестве первоначальных целей.

    В условиях полного отсутствия налогов ЧНП и потребление характеризуется данными, приведенными в таблице.

    ЧНП (млрд. долл.)

    Потребление (млрд. долл.)

    а) постройте график потребления и отмерьте размер предельной склонности к потреблению;

    б) при введении пропорциональной налоговой системы с 15-ти процентной ставкой налога постройте новый график потребления, рассчитайте и отмерьте величину предельной склонности к потреблению.

    Описание предмета: «Экономика»

    К теоретическим истокам рыночной экономики прежде всего следует отнести региональный аспект экономической теории (политэкономии) . Только рассматривая экономику региона под углом зрения воспроизводственного процесса в целом, можно дать достоверные и экономические оправданные трактовки и объяснения различным процессам развития.

    Изучение экономики невозможно без знания закономерностей воспроизводственного процесса в масштабах страны и присущих ему противоречий. Основное противоречие - противоречие между общественными потребностями и предпосылками их удовлетворения. Суть этого противоречия и суть других противоречий регионального воспроизводственного процесса сегодня - в условиях рыночных отношений.

    Экономика затрагивает области и других наук: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии и т.д.

    В целом место экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях.

    В структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого ядра научных знаний.

    Экономики, попробуем разобраться с определением ее понятия и основных функций. состоит из множества участников, которые принимают самостоятельные хозяйственные решения. Если бы эти решения не были связаны никак между собой, система представляла бы собой хаос. Каким же образом осуществляется связь между отдельными субъектами?

    Связь осуществляет рынок - основа экономики. На идеальном рынке за одинаковый продукт устанавливается одинаковая цена в определенный промежуток времени.

    Этому способствуют:
    . неограниченный постоянный спрос;
    . увеличение количества субъектов хозяйственной деятельности;
    . максимально возможная информированность этих субъектов;
    . свобода конкуренции, как среди покупателей, так и среди продавцов;
    . мобильность производственных факторов.

    Элементы рынка как главного звена рыночной системы

    Рыночной экономики определяются также основными элементами рынка и многообразием (частная, кооперативная, акционерная, государственная и т.д.) для обеспечения его высокой конкурентности.

    Основные элементы рыночной инфраструктуры:
    . рынок финансов;
    . рынок производственных факторов;
    . рынок товаров и потребительских услуг.
    Все эти элементы взаимосвязаны, и если нормально уравновешены, то и экономика функционирует без сбоев.

    Какие проблемы решает экономическая система?

    Прежде чем отвечать на вопрос, какие достоинства и недостатки рыночной экономики являются определяющими, важно знать, для чего она вообще нужна, какую основную проблему решает. Собственно, любая экономика призвана решить глобальное противоречие между безграничными материальными потребностями общества и ограниченными, или даже редкими, экономическими ресурсами.

    Это противоречие можно выразить в пяти более простых вопросах:
    . какую продукцию нужно производить;
    . какое количество;
    . каким образом;
    . кто будет ее потреблять;
    . как быстро приспосабливается система к изменениям потребительского спроса.

    В зависимости от качества ответов на эти вопросы и определяются достоинства и недостатки рыночной экономики. Это основные вопросы, на которые должна отвечать экономическая система.

    Достоинства и недостатки рыночной системы

    Достоинства
    . Эффективность распределения ресурсов.
    . Наличие у потребителей и у предпринимателей.
    . Возможность удовлетворять разнообразные потребности, улучшать качество товаров и услуг.
    . Способность быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка.
    . Инициирование внедрения достижений развивающегося научно-технического прогресса.
    . Возможность функционирования в некомфортных условиях ограниченной информации.

    Недостатки
    . Угасающая конкуренция.
    . Неравномерно распределяющийся доход.
    . Нестабильность развития и не всегда эффективное производство.
    . Инфляция и безработица.
    . Тенденция к монополизации.
    . Невозможность обеспечить фундаментальные научные исследования.

    Тенденции развития

    Система никогда не стоит на месте - это ее главное достоинство, и недостатки рыночной экономики нивелируются тенденциями к их исправлению. Большую роль тут играет государственное регулирование и меняющиеся формы всех деятельности. Возникают новые формы трудовых отношений, когда наемные работники принимают участие в управлении деятельностью предприятия или фирмы. Государство имеет возможность влиять на сужение или расширение конкуренции. Увеличивается доля малого бизнеса, более мобильного к меняющимся условиям. Хотя на первом месте по-прежнему стоит прибыль, предприятия заинтересованы в поддержании своей конкурентоспособности и предпринимают для этого целенаправленные действия. И, самое главное, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение потребительского спроса.

    Рыночная экономика - это такой тип хозяйства, где связь производителей и потребителей осуществляется посредством купли-продажи. В настоящее время существует несколько разновидностей рыночной экономики. Это социально - рыночное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика. Важнейшими критериями их разграничения являются: целевая направленность государственных программ, принципы регулирования экономики, доля государственного сектора в народном хозяйстве. О возможности формирования рыночной экономики есть и у России, что связано с появлением разных форм собственности и хозяйствования, наличием традиций регулирования и социальной направленности развития экономики, развитием рыночных отношений.

    В рыночной экономике основные экономические проблемы решаются с помощью собственного механизма (спрос, предложение, цена, конкуренция). Однако, даже в условиях рынка свободной (совершенной) конкуренции не все проблемы разрешимы. А, следовательно, в экономические процессы должен вмешиваться еще какой-то механизм, кроме рыночного - государство.

    Какие же проблемы не может решить рынок?

    1. Обеспечивание экономики необходимым количеством денег. В любой момент в каждой стране в обращении должно быть строго определенное количество денег. Различают операционный спрос на деньги , связанный с затратами на товары и услуги, который зависит от цен на эти блага, их количество и скорости оборота денежных единиц; спекулятивный спрос , который зависит от средней нормы прибыли. банковского процента, курса акций, т.е. этот спрос на деньги связан с более выгодным их применением. И только государство,обладающее правом эммиссии денег, в состоянии обеспечить операционный спрос на деньги. Если Центральный банк не подчинен правительству, то он может обеспечить два вида спроса на деньги путем манипуляции банковским процентам.

    2. Деятельность производителей и потребителей порождает внешние эффекты , которые влияют на всех граждан страны. Например, загрязнение окружающей Среды наносит вред всем людям, и без участия государства здесь не обойтись. Первым анализ внешних эффектов начал англ. экономист А. Пигу в Кембриджском университете, отсюда и пошло название “ налог Пигу”, “ эффект Пигу”.

    3. Обеспечение населения “ общественными товарами” , которые предназначены для коллективного пользования и нужны всем без исключения: государственное управление, национальная оборона, охрана общественного порядка и др. Затраты на эти товары осуществляются из центрального (государственного) и местных бюджетов. Но государство должно установить такую плату (налоги) за них, чтобы они оказывали одинаковое влияние на материльное благосостояние всех граждан независимо от их доходов. К.Виксель (1851-1926) - один из видных экономистов шведской школы предложил устанавливать более высокие налоги для богатых и низкие - для бедных. Это вошло в мировую экономическую теорию и практику под названием “Критерий К.Викселя”. Речь шла о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения, которая бы позволяла, во-первых, обеспечить поступление достаточных средств в госбюджет и, во-вторых, способствовала бы более справедливому распределению доходов населения.

    Названные три функции государства типичны для свободного, совершенного рынка. А поскольку сегодня практически во всех странах мира преобладает рынок несовершенной конкуренции, то регулирующая роль государства значительно возрастает. Оно должно обеспечивать условия для эффективного развития производства; перераспределять доходы хозяйствующих субъектов и населения в целом; оказывать поддержку малообеспеченным; регулировать рынок рабочей силы; смягчать цикличность развития экономики; проводить антиинфляционную и антикризисную политику; способствовать развитию конкуренции, т.е. проводить антимонопольную политику; стимулировать развитие фундаментальных научных исследований и многое другое.

    Регулирование экономики государство осуществляет посредством правовых, административных и экономических инструментов. Среди последних важное

    6. Сущность, функции и типы рынка. Характеристика современного российского рынка.

    Причины возникновения рынка таковы: общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, их самостоятельность. А кроме того, появлению рынка способствовала ограниченность всех ресурсов производства, что побуждает каждого искать пути повышения его эффективности.

    С появлением денег рынок стали определять как форму товарного обмена, товарно-денежного обращения.

    По субъектам рыночных отношений рынок можно определить как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу купли-продажи товаров.

    Теперь понятие рынка расширяется, до представления его элементом воспроизводства совокупного общественного продукта. И рынок определяется как совокупность экономических отношений в сфере обращения продукта в товарно-денежной форме.

    Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений между покупателями и продавцами, а также посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

    Через рыночные отношения реализуются экономические отношения субъектов рынка: продавцов и покупателей (производителей и потребителей). Первые стремятся при продаже товаров не только покрыть затраты на их производство и реализацию, но и получить прибыль; а вторые - удовлетворить платёжеспособный спрос, т.е. с наименьшими затратами более полно удовлетворить свои потребности.

    Рынок выполняет множество функций , но наиболее важными являютсяследующие:

    Информационная : рынок даёт информацию о состоянии экономики данного региона или страны в целом, в зависимости от вида рынка.

    Ценообразующая: рынок как бы нивелирует индивидуальные затраты товаропроизводителей и признаёт лишь общественно необходимые затраты труда, обслуживающие рыночные цены.

    Посредническая: рынок сводит производителей и потребителей и помогает каждому выбрать нужного партнёра.

    Стимулирующая: рынок заставляет производителей постоянно совершенствовать производство, сокращать индивидуальные затраты до общественно необходимых, производить то, что нужно покупателю. Покупателей рынок заставляет заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретаемые товары.

    Регулирующая: в ходе конкуренции рынок формирует соответствующую структуру экономики, т.е. даёт ответы на вопросы: что производить, как производить, для кого производить.

    Созидательно-разрушительная: рынок не только поддерживает сбалансированность экономики, но и даёт сигнал о необходимости структурной перестройки хозяйства.

    Санирующая: рынок как бы очищает экономику от неконкурентоспособных производителей и неплатёжеспособных покупателей и даёт дорогу жизнеспособным отраслям, предприятиям и платёжеспособным покупателям, потребителям.