Свойства социально-экономических и политических процессов. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие

Социально-экономические процессы? это изменения в обществе, которые отражаются на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, а также условиях безопасности. Функционирование данных процессов определяет комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства дополняются политическими свойствами процессов. Великий западный социолог Людвиг Гумплович (1838-1909), который считал, что существует два фундаментальных, противоположных друг другу средства, с помощью которых человек может достичь удовлетворения своих потребностей. Первое это труд, а второе - грабеж (эксплуатация труда других). Первое средство - экономическое, второе - политическое. Несмотря на тот факт, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а конкретно - государства, то внутренняя связь, существующая между сопровождающими формирование этих структур процессами, не вызывает сомнений.

Одной из особенностей социально-экономических процессов является именно их тесная привязка к деятельности предприятий или так называемых хозяйствующих субъектов, крупных национально-государственных систем, регионов. Именно эта «привязка» определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в контексте этих объектов изменений. За основу социально-экономических процессов взят цикл «инновации-инвестиции», который предопределяет логику развертывания этапов экономической конъюнктуры на каждом рассматриваемом уровне. Модель Николая Дмитриевича Кондратьева, которая лежит в основе этого цикла предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов, а именно - роста и упадка. Достигнув максимума, роста производства начинает снижаться. Одновременно снижается и объем инвестиций, что, в следствие неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение активности инновационной отрасли, вызывает уменьшение эффективности производства, а также провоцирует масштабный передел ресурсов. Данный передел ресурсов приводит к резкому скачку цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что в свою очередь вызывает стагнацию, создающую благоприятные условия для инновационного прорыва.

Политические процессы нуждаются во внедрении в общественную жизнь мероприятий, которые составляют так называемую программную установку, какой например, является политическая партия или-общественное движение. На протяжении своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, которые определяют и аккумулируют колебания мнения общественности, а также его поведенческие и моральные стереотипы.

Основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», а политических? оппозиция «вызов-реакция».

Оппозиция «вызов-реакция» содержит целый комплекс проблем, непрерывно возникающих в обществе, которые последовательно разрешаются методом проведения различных политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, и даже вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации несут большой общественный характер. Эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, которые ориентированы на разработку и реализацию мер, которые в свою очередь ведут к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью линии поведения, позволяющей на основе имеющихся правил и норм разработать особые правила взаимодействия различных социальных групп для обеспечения равенства, а также социальной справедливости между всеми активными участниками этого процесса. Если власть не способна осуществлять данную деятельность, то это может привести к ее трансформации или к полной её замене.

Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Микроуровень в исследовании таких процессов, обусловливается числом вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп. А приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами значит переход на макроуровень.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса определяется осознанным значением его результатов для участников, которые в него вовлечены. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, или любую другую огласку в обществе.

Сам процесс, складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, а также политической ориентации и места в системе общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

Участники, субъект процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества, составляют основные элементы социально-экономического процесса. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, интересы которых затрагивают изменения, происходящие в обществе. По числу участников процесса можно судить о характере самого процесса, масштабах и уровне охвата. Субъектом, т.е. инициатором процесса выступает один из его участников, который располагает значительными ресурсами, которые в свою очередь позволяют длительное время поддерживать направленность и динамику социальных изменений. Инициатор процесса может оказывать сильное влияние на ход таких изменений методом воспроизведения благоприятных условий, которые направленны на достижение ожидаемого результата. Влияние, которое оказывает инициатор на процесс, может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения наперекор воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль самого инициатора такого процесса может быть значительно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса может устанавливать свои правила игры для всех его участников, и тем самым задавая желаемую направленность процессу.

Научное сообщество (сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов), является важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов. При помощи данных стандартов, а также норм, инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель может определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

Наблюдатель, являясь формальным или неформальным членом научного сообщества, является и источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процесс приобретает в акте его познания, восприятия, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится познать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает определённую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий.

Наблюдатель является в основном пассивным участником процесса, именно наблюдатель составляет представление о характере процесса, которое придаёт ему определенный смысл и значение.

Совершенно любой процесс можно измерить. Характер измерения процессов не зависит от типа, положения наблюдателя, а так же от способа его структуризации. Главными структурными единицами, которые определяют интенсивность и направление происходящих процессов, являются социальные системы.

Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход трактуется: сторонники считают тождественными понятия - политические и экономические сферы. Таким же образом и политический и экономический процесс в целом. Следующий подход предполагает расстановку акцента на внимание на постоянную изменчивость разнообразных черт и характеристик политических и экономических явлений. Сторонники данного подхода дают такое определение политическому и экономическому процессу:

Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов.

В качестве источников политических и экономических изменений учёные выделяют такие причины:

  • 1. Основные причины политических изменений заключаются в экономике, и экономические процессы напрямую влияют на характер и темпы прогресса политической системы.
  • 2. Циркуляция элит.
  • 3. Деятельность харизматических лидеров.

В последнее время на первый план выходит концепция, рассматривающая в качестве основного источника политических и экономических изменений - конфликт (вариант взаимодействия политических и экономических субъектов между собой для достижения ими определенных значимых целей посредством воздействия на объект взаимодействия, который в свою очередь тоже стремится достичь тех же целей). В результате происходят существенные изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, а, следовательно, придается динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Таким образом, конфликт рассматривается не в качестве «деструктивной силы», а в качестве существенного элемента, вызывающего динамику политических и экономических систем.

Типы и типология экономических и политических изменений

Выделяют следующие типы политических и экономических изменений:

  • 1. Функционирование - в рамках данного типа, институты и структуры изменяются таким образом, что основные их параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей.
  • 2. Развитие - в этом типе, возникает изменение базовых параметров политических и экономических институтов и систем. Считается, что такие изменения должны приводить к положительным последствиям для их систем. Например: рост уровня благосостояния населения, экономический рост, экономические и политические процессы, развитие многопартийности и т.п.
  • 3. Упадок - при таком типе, трансформации подвергаются основные параметры системы, но с негативными последствиями - экономический кризис, распад политического режима.

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию РФ Пензенский Государственный Университет Институт экономики и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Учебное пособие Алехин Эдуард Владимирович ПЕНЗА, 2008 1 Содержание: Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы…………………………………………………………………… 4 1. Понятие экономических и политических процессов………………….. 4 2. Социальный процесс, его основные характеристики…………………. 6 3. Типы экономических и политических изменений……………………. 17 4. Типология экономических и политических процессов……………….. 18 5. Развитие как особая разновидность политических процессов………… 21 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 2. Инструментарий социологического исследования……………. 26 1. Методики сбора первичных данных……………………………………. 26 2. Гипотеза как форма развития. Классификация……………………….. 33 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 3 Методы социального прогнозирования………………………. 51 1. Теоретико-методологические основы методов социально- экономического прогнозирования…………………………………………………. 51 2. Классификация методов прогнозирования…………………………… 52 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 4. Базовые социальные процессы………………………70 1. Социально-экономические процессы………………………………….. 70 2. Собственно социальные процессы…………………………………….. 74 3. Социально-культурные процессы………………………………………. 77 Вопросы для повторения Используемая литература 2 Тестовое задание Тема 5. Специфика структурно-функционального анализа как одного из способов системного анализа. …………………………………………………… 86 1. Области применения структурно-функционального анализа…………….86 2. Функционалистская теория Т. Парсонса…………………………………..88 3. Теория социального действия. …………………………………………… 93 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 6. Стадии социального управления…………………… 101 1. Социальное прогнозирование…………………………………………….. 101 2. Социальное проектирование………………………………………………. 111 3. Социальное планирование…………………………………………………. 121 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 7. Управление развитием социальной сферы общества………. 132 1. Социальные интересы социальных групп как реальные причины их действий………………………………………………………………………………. 132 2. Потребность как внутренний побудитель активности…………………….135 3. Образ жизни как целостная структура.………………………………….... 138 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Итоговый тест Список рекомендованной литературы 3 Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. 1. Понятие экономических и политических процессов. 2. Социальный процесс, его основные характеристики. 3. Типы экономических и политических изменений. 4. Типология экономических и политических процессов. 5. Развитие как особая разновидность политических процессов. 1. Понятие экономических и политических процессов. Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу: Политический и экономический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Термин «процесс» призван здесь раскрыть динамику. Эволюцию политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния как во времени, так и в пространстве. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. 4 Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые – соответственно затрагивают такие характеристики. В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины: 1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам характер и темпы эволюции политической системы; 2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет циркуляцию элит; 3 группа – связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем. С последней точки зрения политические и экономические процессы будут представлять собой совокупность конфликтных взаимодействий между различными субъектами (партиями, предприятиями). При этом не обязательно, что эти взаимодействия будут приводить к существенному ущербу для положения, статуса, ресурсов субъектов этих взаимодействий. Сторонники этого подхода считают, что подавляющее большинство такого рода конфликтов способствует 5 поддержанию субъектов в тонусе, принятию ими необходимых изменений в своей структуре и действиях, и осуществлении нужной для развития систем в целом программы собственной деятельности. 2. Социальный процесс, его основные характеристики. Понятие социального процесса. В научной литературе часто встречаются различные определения слова "процесс". В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты. Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если: а) она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий; б) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления; в) предшествующие явления вызывают однородное положение вещей. Например, социализация - это процесс освоения индивидом общественного опыта. Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемой личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями результате складывается определенное состояние его личности, формируются более или менее устойчивые черты. Воспитание - также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы - социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и 6 т.д. Причем это развитие характеризуется идентичностью, непрерывностью и связано структурно-функциональными зависимостями. На логику развития социального процесса существенно влияет сознание. Во многих социальных процессах (целенаправленных) роль сознания исключительно велика. Однако часть процессов совершается как бы подсознательно. Нередко социальные процессы застают нас врасплох, ошарашивая своей неожиданностью и результатом. Поэтому важен вопрос о границах социального процесса. Поскольку человек - существо не только социальное, но и биологическое, то социальные процессы тесно переплетаются с биологическими. Полная картина социализации личности невозможна без учета возрастных периодов человека и их биологических особенностей (например, акселерации, т.е. ускоренного биологического созревания индивида). С другой стороны, биологические характеристики человека, такие, как, скажем, состояние его здоровья, нельзя понять без учета социальных, экономических, экологических факторов и переменных. Сказанное относится также к соотношению социальных и других смежных (географических, геофизических и т.п.) процессов. Социальный процесс совершается в трех возможных формах: 1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта; 2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта; 3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии. Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную "подгонку" двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой - оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социального менеджмента. 7 Структура социального процесса. Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению структуры социальных процессов. Выделим следующие моменты: 1. Структурная составляющая позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса. Если изменения, происходящие в социальной системе, приводят к исчезновению или обеднению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то такая система теряет свой потенциал, идет к регрессу. Если развитие, происходящее в социальной системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то это развитие является прогрессом. Масштаб социального процесса - это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба выделяются локальные и глобальные процессы. Локальные (ограниченные определенным местом) процессы охватывают часть социального пространства, глобальные - охватывают все социальное пространство. Процесс самовоспитания личности, к примеру, охватывает ее саму и ее ближайшее окружение, процесс социализации - все общество. Одни и те же процессы (сотрудничество, конфликт) могут быть как локальными, так и глобальными. Стремление ограничить социальный процесс определенным местом и не допускать его распространения называется локализацией. Так, субъект управления часто озабочен локализацией социальной напряженности, конфликта. Стремление расширить социальный процесс называется соответственно глобализацией. Расширение сферы сотрудничества между людьми, группами или народами всегда было и остается благородной целью. Точная оценка масштаба социального процесса закономерностей его развития является необходимой предпосылкой принятия правильных решений. Если субъект управления имеет смутное представление о масштабах распространения, скажем, алкоголизма или наркомании, то вряд ли он сумеет успешно с ним бороться. 2. Динамическая составляющая в отличие от структурной учитывает фактор времени, иначе говоря, рассматривает социальный процесс во временном 8 измерении. С этой целью используются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, ритм, обратимость. 3. Факторная составляющая обусловлена тем, что социальный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами. Роль отдельных параметров детерминации социального процесса различна: одни вызывают его, другие обусловливают, третьи влияют на его продолжительность или темп и т.п. Параметры, которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание, составляют источник социального процесса. Если нет источников, то нет и процесса. В основе любого процесса лежат те или иные источники, порождающие его, дающие ему жизнь. Параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать, составляют условия социального процесса. Параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.), относятся к факторам социального процесса. Факторы не вызывают социальный процесс (в отличие от его источников) и не обеспечивают его существования (в отличие от его условий), но тем не менее влияют на него. Причем влияние иногда оказывается настолько сильным, что процесс даже приостанавливается или, наоборот, совершается в ускоренном темпе. Источники социального процесса делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находятся в данном процессе, внешние источники - во взаимодействии этой социальной системы с другими системами. Условия бывают достаточными или недостаточными. При недостаточных условиях социальный процесс или вообще не может совершаться, или совершается в деформированном виде. Факторы социального процесса делятся на: а) положительные или отрицательные: положительные факторы содействуют процессу, отрицательные - препятствуют ему, тормозят его; 9 б) непосредственные и косвенные: непосредственные факторы действуют на сам социальный процесс прямо, непосредственно; косвенные - действуют опосредованно, косвенно, а именно через источники или условия социального процесса. Выявление, анализ и соответствующая оценка источников, условий, факторов имеют принципиально важное значение для направленного воздействия на социальный процесс, его оптимизацию. 4. Типологическая составляющая заключается в классификации всех процессов, возникающих в отношениях между людьми. Определяя общество как многообразие отношений между людьми, все процессы, изменяющие общество, сводятся к двум большим группам: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей. Первые составляют большую группу ассоциативных процессов, среди которых основные - сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения выступают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт. Процесс соперничества, конкуренции, основан на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Кроме того, выделяются процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах. К ним относятся процессы мобильности. Процессы, изменяющие социальную организацию, делятся на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накладывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие систему идеологии, религии, науки, техники. Типологизацию социальных процессов можно проводить и по другим основаниям (критериям): общей направленности (процессы функционирования и процессы развития); 10


политические, военно-стратегические, природно-ресурсиые, экологические и другие дисциплины. Геополитика - наука об отношении земли и политических процессов, зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве, об их структуре. Геополитика имеет цель обеспечить надлежащим средством политическое действие и
  • 12.4. Перестройка и крах социалистической экономики
    политических преобразований. В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые было заявлено о реформе политической системы. В ней, как выяснилось, были сокрыты многие корни лмеханизма торможения преобразований. Однако противоестественная попытка соединить лсоциалистические ценности, включая однопартийное, с некоторыми элементами либеральной доктрины (правовым государством, парламентаризмом
  • Алехин Э.В.. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, 2008
    политический процесс и лэкономический процесс. политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. политических и экономических явлений и исходя из этого
  • 1. Понятие экономических и политических процессов.
    политический процесс и лэкономический процесс. Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого
  • 4.Типология экономических и политических процессов
    политических и экономических процессов: классификация подразделяет процессы на внутренние и международные. Они различаются между собой не только пространственными характеристиками, но и способами взаимодействия субъектов, способами функционирования институтов и закономерностями, которые им присущи. - подразделяет процессы на базовые и периферийные. В качестве такого критерия выступает
  • Вопросы для самоконтроля и дискуссии
    политическому и экономическому процессу. Какой термин применяется для интерпретации понятия процесса. Какими особенностями обладают экономические и политические процессы. Что выступает в качестве источников политических и экономических изменений? Выскажите вашу точку зрения по поводу влияния конфликта на экономические и политические процессы. Какие существуют типы политических и
  • Тестовые задания
    политические процессы: понятия несопоставимые; совокупность всех динамических изменений в поведении, отношениях субъектов в исполнении ими своих функций. 1. Возможно ли отделение экономической сферы от политической? да, так как каждая из них самостоятельна нет Особенностями политических и экономических процессов является: цикличность; данные процессы всегда порождает конфликт;
  • ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
    политические процессы: понятия несопоставимые; совокупность всех динамических изменений в поведении, отношениях субъектов в исполнении ими своих функций. 2. Возможно ли отделение экономической сферы от политической? да, так как каждая из них самостоятельна нет З.Особенностями политических и экономических процессов являются: цикличность; данные процессы всегда порождает конфликт;
  • ВСТУПЛЕНИЕ
    политических особенностей исторического факта, его практических последствий необходимы. Но, с точки зрения самой истории, именно с таким откликом на идею и следует считаться. Если окажется, что идея - это призыв, если его эхо разносится широко и мгновенно, а отклик, который будет услышан, несег в себе чтото близкое каждому и оригинальное, если с его помощью можно обнаружить происходящие
  • 1.1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ДО И ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
    политической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесцене ние вкладов так и в социальном плане. Естественно, мно гие из них были против перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно
  • Социально-экономические процессы -- это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них -- труд, второе -- грабеж или эксплуатация труда других. Первое -- экономическое средство, второе -- политическое. Несмотря на то, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а именно -- государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не вызывает сомнений.

    Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов -- роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

    Непременным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или-общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумулирующих колебания общественного мнения, его моральные и поведенческие стереотипы.

    Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», то политических -- оппозиция «вызов-реакция».

    Оппозиция «вызов-реакция» содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

    Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или к полной замене ее носителя.

    Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

    Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

    Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

    Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

    Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда.

    Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

    Основными элементами социально-экономического процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

    Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов является научное сообщество -- сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель -- определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

    Наблюдатель, будучи формальным или неформальным членом научного сообщества, является источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процессу придается в акте его восприятия, познания, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится распознать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает некую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий. Интерпретируя результаты и ход социальных процессов, наблюдатель делает видимыми источники, масштаб и направленность текущих процессов, используя надёжные и общепринятые методы анализа и обработки информации.

    Наблюдатель является преимущественно пассивным участником процесса, составляющим представление о его характере, придающим ему определенный смысл и значение. С целью измерения исследуемых процессов наблюдатель предлагает систему координат, значимую для всех его участников.

    Всякий процесс может быть измерен. Характер измерения процессов произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.

    Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:

    Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые - не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые - соответственно затрагивают такие характеристики.

    В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:

    3 группа - связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем.

    Понятие "экономический процесс" отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений между людьми, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью на базе существующего разделения труда и отношений распределения материальных благ.

    Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулирование ряда базовых закономерностей и исследовательских принципов позволило обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать их и управлять ими.

    Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

    В основе социально-экономических процессов лежит цикл "инновации - инвестиции", который определяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, рост производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

    Понятие "политический процесс" весьма многогранно и выражает главным образом борьбу различных социальных сил (классов и выступающих от их имени политических партий) за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических, политических и иных интересов. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость.

    Основу политических процессов составляет оппозиция "вызов - реакция". Она содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие "вызов" проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

    "Реакция" в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или полной замене ее носителя.

    Политику можно определить как процесс реализации политической власти и отношений по поводу этой власти. Политика реализуется в рамках политических систем. Исследователи отмечают, что понятие "политической системы" имеет два взаимосвязанных аспекта.

    Во-первых, "политическая система" как научная категория, представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических процессов. В этом случае данная категория служит средством системного анализа политики. С ее помощью можно исследовать любое политическое образование: государство, политическую партию, организацию, профсоюз, то есть те, которые являются большой или малой политической системой.

    Во-вторых, "политическая система" показывает реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий: государство, партии, средства массовой информации, общественно-политические объединения, отношения в политической сфере, политическую культуру.

    Анализ различных подходов к понятию "политическая система" позволяет утверждать, что в структуре политической системы как зарубежными, так и отечественными политологами выделяются следующие подсистемы:

    политические организации (институциональная подсистема);

    политические нормы (нормативно-регулятивная подсистема);

    политические отношения и деятельность (функциональная) и коммуникативная подсистема;

    политическое сознание и культура (культурная подсистема).

    Идеология всегда первична по отношению к политике. Поэтому политика в определённом смысле может быть представлена как специализированная социальная технология, направленная на решение тех задач, которые обоснованы и сформулированы в соответствующей идеологической доктрине.

    Содержание политического процесса может быть различным: разработка какой-либо концепции, формирование определённого общественного мнения, создание новых структур управления и тому подобное. В роли субъектов (активного движущего начала) политического процесса выступают государство (как структура, аппарат управления), отдельные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), властные структуры, органы государственного и местного управления, политические партии, массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные, студенческие, женские, сельскохозяйственные, ветеранские и другие), классы и социальные слои общества, силовые структуры, средства массовой информации, религиозные конфессии, а также отдельные личности и все население вцелом. Объектом политики является социум, общество в целом.

    В политике объект и субъект зачастую совпадают. Например, государственная власть оказывает воздействие на политический процесс с целью добиться необходимых для себя результатов. Но и на государственную власть, в свою очередь, оказывается воздействие других участников политического процесса которые трансформируются из объектов в субъектов с целью каким-либо образом в нужных для себя целях повлиять на государственную власть.

    В результате происходящих рассмотренным образом диалектических взаимодействий между субъектами и объектами политики происходит изменение характеристик политического процесса, раскрывается движение, динамика, эволюция как политической сферы социума в целом, так и отдельных её составляющих.

    Таким образом, социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и прочее. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

    Выделяются следующие типы экономических и политических изменений:

    • 1. Функционирование - в его рамках структуры и институты изменяются так, что их основные параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей. В качестве примеров функционирования как политических процессов можно привести избирательный процесс в рамках Конституции и принятого законодательства, а экономических - использование органов власти для исполнения бюджета. При таких изменениях традиции и преемственность обладают превосходством над любыми новациями.
    • 2. Развитие - в этом случае происходит изменение базовых параметров экономических и политических систем и институтов. Считается, что эти изменения должны вести к положительным последствиям для их систем (экономический рост, рост уровня благосостояния населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).
    • 3. Упадок - при нём подвергаются трансформации основные параметры системы, но при этом с негативными последствиями (распад политического режима, экономический кризис).

    Выделяются следующие особенности экономических и политических процессов:

    • - их ненормативный характер, то есть происходят не только планируемые изменения в соответствии с целерациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии.
    • - каждый тип экономических и политических изменений обладает своей, присущей только ему, ритмикой и цикличностью стадий. Так, избирательный процесс характеризуется повторением стадий в рамках действующего законодательства и циклов страны;
    • - любой экономический и политический процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и политических изменений в ходе их осуществления.

    Исследуя социально-экономические, и политические процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие их свойства.

    • 1. Активность деятельности поведения выражается в том, что как организационная система в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека, могут иметь свои интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; ставить новые и корректировать свои внутренние цели; делать выбор путей и средств достижения целей; прогнозировать поведение других систем, их реакцию на различные воздействия; воздействовать на другие системы доступными им средствами; обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
    • 1. Динамизм является атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающемся последовательным и постепенным накоплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В социально-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствующих тенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития социальной системы.
    • 2. Многомерность - это процессы являются чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы социальных процессов возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни.
    • 3. Многовекторность - этосоциальные процессы по своей сути являются разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося социального процесса. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных.
    • 4. Неравномерность - это динамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.
    • 5. Распределенностьвыражается в том, что задачи, функции, права и обязанности рассредоточиваются по разным элементам и рабочим местам, а также имеет место разбиение деятельности организованной системы на следующие процессы: производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными потоками; управления, связанный с преобразованием информационных потоков.
    • 6. Происходит проявление организационноймногоуровневой структурыоргана управления, реализующего механизмы процессов управления.
    • 7. Целеустремленность означает способность вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели; продолжать преследовать одну и ту же цель при изменении внешних условий, средств и методов.
    • 8. Целостностьсистемы выражается в том, что коллективная деятельность дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы.

    Поэтому системное объединение социальных, экономических и политических процессов в единый управленческий механизм, деятельность которого направлена на достижение устойчивого развития социально-экономического объекта, характеризуется масштабом и направленностью происходящих в обществе социальных процессов.