Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .
Фонды социального страхования носят государственный характер.
Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.
Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.
Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.
Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.
Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.
Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.
Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.
Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.
Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.
Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.
Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.
Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.
Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.
Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.
Наименование |
|||
Доходы |
|||
Переходящий остаток на 1.01.2002 г. |
|||
Единый социальный налог |
|||
Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
|||
Мобилизация просроченной задолженности |
|||
Прочие поступления |
|||
Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством |
|||
Итого доходов |
|||
Расходы |
|||
Выплата пособий В том числе пособия по временной нетрудоспособности |
|||
Оплата путевок на санаторнокурортное лечение |
|||
Оздоровление детей |
|||
Ежемесячные страховые выплаты |
|||
Прочие расходы |
|||
Административные расходы |
|||
Итого расходов |
При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.
В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.
Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.
В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.
В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.
В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.
В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.
Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).
Расчет пособия по беременности и родам100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,
где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Расчет пособия при рождении ребенка
(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.
Расчет социального пособия на погребение
(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеваниемгде 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.
Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.
Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.
Отечественный Фонд соцстраха осуществляет выплаты застрахованным лицам. Данные отчисления производятся, в т.ч., при открытии работниками больничных листков или в связи с рождением ребенка. При этом работодатели обязаны регулярно уплачивать страховые взносы в ФСС в размерах и порядке, определяемом нормами отечественного законодательства. Далее пойдет речь об отчислениях в 2017 году.
Основным актом нормотворчества, регулирующим отношения в сфере социального страхования в России, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ .
Также система регулирования соцстраха на территории российского государства включает в себя следующие нормативные предписания:
Законодатель прямо указал, что социальное страхование является составной частью государственного механизма по защите и минимизации потерь населения в случае изменения их статуса или состояния здоровья.
Как следует из буквального толкования предписаний законодателя России, страховые взносы в ФСС являются обязательными и перечисляются в счет обеспечения гарантий застрахованных лиц.
Однако начиная с 1 января 2017 года указанный выше нормативный акт утрачивает свою силу и больше на территории Российской Федерации применяться не будет.
Вместо названного Федерального закона в часть 2 НК РФ включена глава 34 , аккумулирующая в себе правовое регулирование взносов ФСС в 2017 году (и в дальнейшем).
Несмотря на существенные изменения актов нормотворчества России в области социального страхования, на 2017 год был также установлен предельный размер базы для определения взносов. Он установлен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255 .
Начиная с 01.01.2017 базой для расчета размера отчислений в фонд социального страхования следует принимать утвержденные величины, умноженные на повышающие коэффициенты. Вычисление искомых значений осуществляется нарастающим итогом.
В пределах максимального дохода работника, составляющего 755000 рублей, страхователь в 2017 году будет производить отчисления в размере 2,9%. Как только доход сотрудника превышает вышеназванную сумму, налог в ФСС не рассчитывается и не уплачивается. Указанный тариф применяется к случаям нахождения сотрудников на больничном, а также материнству и родам.
Важно отметить, что после 01.01.2017 отчисления на соцстрах в отношении иностранных работников будут рассчитываться из показателя, составляющего 1,8%.
При расчете размера взноса, подлежащего уплате в соцстрах, также следует принимать во внимание наличие понижающих коэффициентов и оснований для освобождения от уплаты, введенных в обиход предписаниями отечественного законодательства.
Ниже приведена таблица отчислений в ФСС в 2017 году.
Плательщики взносов | Тариф | Максимальная база |
---|---|---|
Выплаты предприятиями, гражданами и предпринимателями российским сотрудникам | 2,9% | 755000 рублей |
Доходы, выплачиваемые компаниями, физическими лицами и ИП в пользу иностранцев | 1,8% | 755000 рублей |
Суммы пособий и компенсаций, предусмотренных статьей 422 Налогового кодекса России | Не установлен | Не установлена |
Отчисления в ФСС с сумм оплаты, превышающей базу | Не установлен | Не устанволена |
Предприятия, внедряющие плоды интеллектуального труда | 2% | 755000 рублей |
Технико-внедренческая деятельность в особых экономических зонах | 2% | 755000 рублей |
Предпринимательство в сфере ИТ-технологий | 2% | 755000 рублей |
Заработная плата экипажей судов | 0% | 755000 рублей |
Налогоплательщики, применяющие УСН, по ОКВЭД, перечисленным в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ | 0% | 755000 рублей |
Аптеки и ИП-фармацевты, применяющие ЕНВД | 0% | 755000 рублей |
Некоммерческие организации | 0% | 755000 рублей |
Благотворительные организации | 0% | 755000 рублей |
ИП, применяющие патент | 0% | 755000 рублей |
Организации — участники «Сколково» | 0% | 755000 рублей |
Участники свободных экономических зон | 1,5% | 755000 рублей |
Субъекты территорий опережающего развития | 1,5% | 755000 рублей |
Резиденты порта «Владивосток» | 1,5% | 755000 рублей |
Плательщики, не выплачивающие вознаграждение физическим лицам | Не установлен | Отсутствует |
Оплата труда летных экипажей | 14% | 755000 рублей |
Заработная плата отдельных работников горнодобывающей промышленности | 6,7% | 755000 рублей |
В бухгалтерском учете отечественных компаний отражать операции по уплате взносов в пользу ФСС надо в следующем порядке:
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про начисление налоговых взносов на временную нетрудоспособность.
Сегодня вы узнаете:
Каждый бухгалтер, занимающийся начислением заработной платы должен знать все законы начисления налогов.
К налогам на заработную плату относят страховые отчисления:
Перед тем как производить перечисление денежных сумм в органы, бухгалтеру важно правильно начислить взносы.
Налоговые платежи осуществляются для того чтобы обеспечить работника в будущем льготами, например, пенсией или пособием по болезни, беременности и родам и в случаях травмирования.
Все юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые в своем подчинении имеют наемных рабочих и начисляют им заработную плату, должны платить налоги. Также налоги по страхованию должны платить физические лица, которые не пользуются услугами наемной рабочей силы, но платят за себя, это юристы, адвокаты.
В случае когда ИП сам получает доход и имеет штат сотрудников, то он обязан платить налоги по двум основаниям, то есть за себя и за работников.
Основанием для начисления страховых взносов служит налогооблагаемая база. Это фактически начисленный доход работника, за выполненную им работу, в которую входят выплаты, установленные .
К ним относятся:
Кроме облагаемого налогами зарплатного фонда, есть выплаты, на которые страховые взносы не распространяются, будь то пенсионные, медицинские взносы или взносы на травматизм и в связи с заболеваниями и материнством.
Перечислим их:
Для начисления налогов в соцстрах важно правильно определить налоговую базу. Для ее расчета берется заработная плата с начала года и суммируется нарастающим итогом, складывая каждый месяц до конца года. Рассчитывается по каждому сотруднику.
При расчете базы для начисления налоговых взносов, нужно учитывать установленные пределы, облагаемой налогами базы, которые каждый год индексируются Правительственными органами России.
Например, для органов ФСС в 2018 году такой лимит составит 815 тыс. руб., то есть если работник получил доход в сумме, превышающей эту цифру, то разница между доходом и лимитом будет освобождена от налогообложения.
Для налоговых взносов медицинского страхования и по травматизму этот предел не действует, тарифы и взносы остаются прежними.
Чтобы получить правильную сумму налога, нужно облагаемый фонд заработка умножить на соответствующий тариф, соответствующий определенному налогу.
Вид взносов | Тариф |
Размер зарплаты |
В пенсионный фонд |
22% |
До предельного лимита облагаемой базы (1 021 тыс.) |
В пенсионный фонд | 10% |
Свыше предельного лимита |
В фонд медицинского страхования |
5,1% |
На любую сумму заработка |
В фонд социального страхования |
2,9% |
До предельного лимита, установленного Правительством РФ (815 тыс.) |
В фонд социального страхования |
Свыше предельного лимита |
Для некоторых юридических лиц предусмотрены другие проценты отчислений в соцстрах: сельхозтоваропроизводители, которые работают по , платят в размере 1,9% от базы; IT-компании, занимающиеся внедренческими разработками – 2%.
Многие работники в течение какого-либо периода болеют или получают пособия по декретному отпуску или уходу за детьми. Данная сумма расходов может уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в налоговые органы. Но если сумма расходов превышает налоговый взнос, то специалисты социального страхования должны возместить ее предприятию. Величину превышения страховых расходов над взносами можно зачесть в счет уплаты будущих платежей.
Налоги по травматизму установлены для каждой организации по-разному, кто-то имеет скидки, а кому-то повышают процент уплаты взносов. Основной тариф составляет – 0,2% от начисленного фонда.
Для перечисления страховых взносов необходимо:
Перечисление взносов должно быть произведено не позднее 15-го числа следующим за месяцем начисления и не позднее 31-го декабря, если плательщик платит отчисления за себя.
В случае несвоевременной уплаты денежных сумм в ФСС, для работодателей предусмотрены штрафные санкции от 100 рублей до 30% от суммы подлежащей уплате.
Чтобы проверить достоверность начисления и перечисления взносов в ИФНС подается ежеквартальная отчетность .
Под временной нетрудоспособностью понимают период отсутствия работника на своем рабочем месте по причине получения травмы, болезни, или в связи с наступлением беременности и родов. Каждый бухгалтер, занимающийся начислением заработной платы и налоговых взносов, должен знать облагается ли больничный страховыми взносами?
Финансовая помощь по временной нетрудоспособности обязательными страховыми взносами не облагается. Причем не облагается часть пособия, уплаченная за счет работодателя, и остальную часть, которую оплачивает фонд.
Все пособия, сумму которых возмещает фонд социального страхования, не облагаются взносами.
В случае когда работник получил больничный лист по болезни, полученной травме или по уходу за больным членом семьи, он сдает его в бухгалтерию по месту работы. Бухгалтер производит его начисление.
Согласно ФЗ 212 от 29 сентября 2009 г. единовременное родовое пособие, декретный отпуск в размере 140 или 194, 156 дней, отпуск для воспитания малышей, не подвергаются начислению и удержанию НДФЛ, и других страховых взносов, в том числе взносами по травматизму.
Многие довольно обеспеченные директора своим наемным работникам доплачивают пособие по больничному листу, чтобы он был соразмерным с заработной платой. Это так называемая доплата больничного листа до 100% средней заработной платы. Соответственно эта доплата не является государственной выплатой и подвергается начислению на нее взносов.
Из перечисленных фактов и опираясь на законы РФ 212, 125 и 255, а также согласно налоговому кодексу, можно утверждать, что страховые взносы на пособия по временной нетрудоспособности не рассчитываются.
Работник при наступлении травмы или болезни должен обратиться в медицинское учреждение. Оно, в свою очередь, подтверждает факт отсутствия сотрудника на рабочем месте, выдает больному лист по нетрудоспособности.
В течение шести месяцев после закрытия больничного периода работник должен представить документ в организацию для его обработки. Бухгалтер проводит начисление пособия по данному документу. Оплатить это пособие следует в течение десяти дней, со дня обращения в бухгалтерию.
В Фонд страхования подается заявление на возмещение расходов по больничному листу вместе с приложениями: справкой-расчетом и расшифровкой расходов. Промежуточная отчетность 4-ФСС не составляется. После поступления денежных средств от ФСС в счет возмещения расходов, они отражаются в квартальном отчете по строчке «Возмещено ФСС расходы».
Специалисты рассматривают правильность начисления всех пособий и возмещают денежные средства на расчетные счета организации. Затем сообщают в налоговую о зачтенных расходах с целью проверки налоговиками предоставляемых отчета 4-ФСС.
Работодатель выплачивает сумму пособия выздоровевшему человеку в ближайшую выплату зарплаты.
При налоговых проверках работниками ФСС, часть расходов организации на случай временной нетрудоспособности и в связи с родами и послеродовым уходом за малышом, специалисты могут не принять к рассмотрению в следующих случаях:
В таких случаях ревизоры составляют акт об отказе в возмещении средств на социальное страхование. Организация должна возместить излишне перечисленные суммы пособий. Неправильные суммы пособий в таких случаях облагаются налогами и должны быть уплачены вместе со штрафными санкциями, которые определит ревизор.
Существующие законы и кодексы, согласно которым происходит начисление заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности, регулируют правильность расчета и оплаты. Согласно им же, обложение налогами данных пособий является грубым нарушением.
Единственным налогом, который можно начислить и удержать пособие, является подоходный налог с физических лиц, что не касается пособий за декрет и за роды.
Но при этом стоит руководствоваться законодательством, чтобы не допускать ошибок и исполнять свои обязательства вовремя. Каков же порядок произведения платежей?
Как функционирует такая инстанция, как ФСС, что собой представляет и какие нормативные акты являются основными для плательщиков страховых взносов? Проанализируем действующую законную базу.
Одним из основных внебюджетных фондов является ФСС (Фонд социального страхования). Его работа имеет два направления. Это:
Суммы, что направлены на обязательное социальное страхование при временной нетрудоспособности, могут быть сформированы за счет:
Средства на осуществление обязательного соцстрахования при нетрудоспособности временного характера и в связи с материнством формируются за счет:
Те суммы, что перечисляются по страхованию от несчастного случая и профзаболеваний, формируют за счет:
Основная задача Фонда – обеспечить защиту работников компаний не тот случай, когда он определенный период не могут исполнять свои трудовые обязательства.
Перечислим функции ФСС:
Представители откажут в оплате больничного:
То есть, ФСС не компенсирует ущерб, что нанесен не на рабочих местах, а в быту.
Плательщикам страховых взносов в Фонд по социальному страхованию стоит опираться на такие нормативные документы, в которых содержатся правила исчисления и уплаты сумм:
Срок предоставления отчетности и уплаты сумм в бюджет может отличаться. Влияющий фактор – категория плательщика взносов. Расчеты подаются по .
Плательщик должен уплатить страховые взносы по истечению каждого отчетного периода. Допускается:
На страхование от травм взносы перечисляются каждый месяц в сроки, установленные для получения в банковском учреждении зарплат за прошедший месяц.
Страхователь платит страховые суммы в соответствии с в сроки, что устанавливались страховщиками (закон № 125-ФЗ ст. 22).
При перечислении нельзя допускать ошибок в КБК, названии компании или банковского учреждения, иначе обязательство по уплате страховых взносов не будет считаться исполненным (ст. 18 документа № 212-ФЗ).
Если последний день, в который еще можно произвести уплату, пришелся на выходной, то он переносится на ближайший рабочий день. Но это касается не всех взносов.
Например, при уплате взносов на травматизм стоит опираться на правила закона № 125-ФЗ, где сказано, что уплачивать нужно в рабочий день, что предшествует последнему, если это выходной.
За плательщиками остается обязанность обеспечить ведение учета начислений и взносов. Учет осуществляется в отношении каждого лица в индивидуальном порядке.
Плательщики делятся на 4 группы в соответствии с общими и пониженными тарифами:
Условие | Пояснение |
Лица, которые не должны платить страховые взносы в ФСС | Это касается участников проекта «Сколково», а также, если ИП за себя |
Лица, что перечисляют 1,9% | Это фирмы, что работают на ЕСХН, являются сельскохозяйственными производителями. Правило распространяется и на общественную организацию граждан с ограниченными возможностями |
Лица, что платят 2% | Это касается IT-компаний, резидентов технической внедренческой особой экономической зоны, обществ, что создавались после 13.08.09 года бюджетным учреждением |
Лица, что платят 2,9% | Это организации на ОСНО, УСН, ЕНВД |
База для начисления сумм взносов – перечисления, что осуществляются физическим лицам. В 2015 году лимит установлен в размере 670 тыс. рублей ().
То есть, страховые взносы будут уплачиваться в структуры до тех пор, пока сумма выплат работнику не будет превышать норматив. Регулирование сумм осуществляется п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ.
Начисления не должны превысить лимит базы. Расчеты сумм страховых взносов базы осуществляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.
При уплате страховых сумм стоит учитывать такие моменты:
Иногда возникает недовольство у лиц по такому поводу: региональным отделением Фонда осуществляется излишнее взыскание сумм по страховым взносам с предприятий.
Причиной может быть, например, сбой в программах. При этом не всегда компания получает требование о перечислении недоимки. Как быть в подобных ситуациях? Возможно ли возмещение страховых взносов?
Суммы, что излишне взыскиваются, плательщики вправе вернуть, причем с процентами, рассчитанными по такой формуле:
За пользование чужими средствами дополнительные суммы с уполномоченного органа взыскать не удастся, так как не применяется в сфере социального страхования.
Для получения причитающейся суммы назад стоит подать (). На это у вас есть 1 месяц с того момента, когда вы выяснили о списанной сумме в излишках.
Обычно плательщики узнают об этом при получении по расчетным счетам. Если такие сроки будут пропущены, то вопрос придется решать в судебном порядке.
Для подачи отводится период в 3 года. При составлении заявления учтите, что нужно отражать не только сумму переплаты, но и процентов, которые должен вернуть ФСС.
Региональным представительством будет возвращено указанную в заявлении сумму процентов. Но так как вы не знаете, когда именно произойдет возврат на момент обращения, сумма может отличаться от отраженной в документе.
Остаток процентов исчисляется представителями Фонда в течение 3 дней с момента получения плательщиком уведомления. Сроки возврата излишне перечисленных сумм может затянуться, так как органами может проводиться сверка всех расчетов.
Сумму процентов в налоговом учете отражать не нужно. В бухучете стоит использовать такие проводки:
Может быть использована и одна прямая проводка: Дт 51 Кт 91-1.
Даже при исполнении своих обязательств в полной мере, вы не можете предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности.
А значит, помимо основ уплаты средств в фонд следует разобраться и в нюансах: возможных штрафах, недоимках и т. д.
При несвоевременном представлении расчетных ведомостей в фонд по соцстрахованию, плательщик должен будет заплатить штраф в размере 5% от суммы, которая подлежит уплате в каждом месяце.
Минимальная сумма – 100 рублей, максимальная – 30%. Если лицо опоздает с уплатой больше чем на 180 дней, то штрафные санкции будут такими:
30% | Штраф |
10% | За каждый месяц, когда не внесено средства |
Минимальный размер – 1000 рублей. Дополнительно понесет ответственность и руководство организации. Штраф руководителя – 300 – 500 рублей.
Если несвоевременно подано отчетность по рассчитанным страховым платежам, то плательщика также ожидает штраф. О санкциях говорится в ст. 46 закона № 212-Фз и ст. 19 закона № 125-ФЗ.
Когда расчет по страховым взносам предоставлен с нарушением законодательства в отношении электронного формата подачи, сумма штрафа – 200 рублей.
Если не полностью уплачено сумму в связи с неправильных проведение расчетов, то предусмотрен штраф, размер которого составит 20%.
При умышленной неуплате лицо заплатит 40%. При не предоставлении документа – 200 рублей за одну справку.
Начисления на обязательный вид страхования влияют на размер базы налога на прибыль. Они должны включаться в составе остальных затрат и уменьшать налогооблагаемый доход в том периоде, когда средства были начислены или уплачены в ФСС.
Уточнения могут быть трех видов:
Лицо может не знать об образовавшихся задолженностях по страховым взносам. В одних случаях основной причиной является пропуск крайних сроков уплаты, в других – неправильное исчисление платежей.
Чтобы не понести ответственность за нарушения, стоит контролировать отчисления во внебюджетные структуры, и потребовать в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов.
Для проверки информации вам стоит обратиться в региональное отделение ФСС с письменным запросом, составленным в произвольной форме. С собой необходимо будет взять документ, который подтвердит вашу личность.
Можно также подождать письменное уведомление-квитанцию на оплату страховых взносов от уполномоченного органа, хотя оно не во всех случаях доходит до адресата.
Работник может также проконтролировать, платит ли за него в ФСС работодатель или нет, попросив предъявить , в которой отражены реальные доходы физического лица.
К примеру, работодатель изъявил желание покрыть работнику фирмы расходы на проведения операции. Является ли такая сумма облагаемой взносами? На размер компенсации затрат на лечение администрация должна начислять страховые взносы в ФСС.
Но если сумма матпомощи не превысила лимита 4 тыс. рублей, то начисления можно не осуществлять. Основанием для этого является п. 11 ч. 1 ст. 9 документа № 212-ФЗ.
Разберемся, какие проблемы являются актуальными и как они решаются.
Мировой опыт показывает, что самый надежный – метод трехканального финансирования, при котором:
Государственные средства направляются на осуществление всеобщих выплат и на обеспечение минимальных пособий по страхования, если указанных выше сумм не достаточно. Таким образом, ответственность за риски несут 3 субъекта.
Страховой и накопительный принцип дают понятие о том, что безвозмездной социальной помощи быть не может, что необходимо инвестировать суммы в развитие компаний. ФСС получает определенные проценты, что устанавливаются правительственными органами.
Чтобы обеспечить координацию работы всей системы по социальному страхованию, а также провести республиканских мероприятий, выполнять программы, в фонд федерального уровня также направляется определенная часть полученных средств.
Суммы страховых взносов, что отчуждаются на законных основаниях, являются собственностью застрахованного лица и не могут быть изъяты.
Они не используются за пределами страховой системы, не являются налогооблагаемыми другими платежами и с них не нужно производить отчисления. Средствами может управлять такой субъект – фонд или страховая касса, который финансирует все мероприятия.
Для того чтобы система рыночных отношений была более устойчива, фонд и касса имеет коммерческие права на управление суммами соцстрахования, если большая ее часть направлена в систему соцстрахования. Актуален вопрос о том, как участвуют средства государственного бюджета в такой системе.
При отказе от госфинансирования части затрат в сфере социального обеспечения может увеличиться доля взносов страхователя, или невозможность возместить застрахованному лицу 100% перечисленной зарплаты.
Но факт того, что средства государственного бюджета участвуют, создает прецеденты вмешательства правительства в финансовый вид деятельности системы соцстрахования.
Финансирование осуществляется в фонды по остаточным принципам, а существующие бюджетные дефициты не могут удовлетворить потребности всех граждан.
Поэтому создатели модели финансирования соцстраха предлагают 2 варианта, которые являются альтернативными:
Потерянную зарплату возмещать в размере 80% от средней прибыли застрахованных лиц | Из них 73% — из прибыли организации, 7% — из сумм, что накоплены. Остаток (20%) может быть возмещена с участием государственного бюджета или структур соцстрахвоания, что накоплены за счет коммерческого вида управления. При нехватке средств на первых этапах будет осуществляться возмещение установленного минимума |
Сумма страховых возмещений составит 75% — это минимум | В том числе из денег организации платится 55№ от указанной суммы и 25% — за счет средств государственного бюджета. Остаток может распределяться между фирмой (75 процентов) и застрахованным лицом (25%). Минимальное возмещение утраченных средств заработной платы взят как определенный средний размер от выплаченных раньше возмещений, когда величина зависела от стажа сотрудника |
Те средства, что не были израсходованы в текущем бюджетном периоде, могут поступить в распоряжение страхователя, что направляют деньги с целью обеспечить потребности застрахованного лица.
Видео: ФСС, пример заполнения расчета 4-ФСС и НС без больничных и декретных
Так может обеспечиваться принцип возвратности сумм, что не израсходованы. Фонд получит прибыль за счет управления коммерческого и контрольно-ревизионного характера, а также за средства штрафов, пеней и иных мероприятий регрессивного типа.
Современная система страхования является усовершенствованной в сравнении с той, что действовала ранее. Но на пути стоит еще много проблем, которые предстоит решить правительственным органам.
Разобравшись в особенностях уплаты страховых взносов в ФСС, вы сможете вовремя их перечислять в соответствии с установленными тарифами и сроками.
Что такое отчет 4-ФСС, как выглядит бланк в 2019 году и какие правила заполнения документа действительны в текущем году? В этом поможет разобраться инструкция формирования бланка. Ежегодно предприниматели и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью предоставить в структуры Фонда социального страхования отчетность по форме...
Недавние реформы законодательства сделали возможным отправку отчетов и документов иного типа в Фонд социального страхования при помощи специального телекоммуникационного канала – через шлюз. Файлы должны быть в обязательном порядке зашифрованы специальным образом, как это требует законодательство. Данный процесс...
Относительно недавно была осуществлена реформа действующего законодательства, касающаяся выплаты компенсации по больничным листам. Это привело к необходимости формирования специальной структуры – Фонда социального страхования. Следствием этого является дополнительная отчетность, строго обязательная для выплачивающих...
Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
Тарифы страховых взносов на 2017 год
Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.
Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.
Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.
Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.
Категория страхователя | Коды ОКВЭД видов деятельности* | Тариф для расчета взносов | ||
---|---|---|---|---|
в ПФР | в ФСС на ВНиМ | в ФФОМС | ||
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 13, 14, 15, 16 и др. | 20 | 0 | 0 |
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) | 46.18.1, 46.46.1, 47.73 | 20 | 0 | 0 |
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. | 20 | 0 | 0 |
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 37, 86, 87, 88, 93 и др. | 20 | 0 | 0 |
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 64.9, 88.10 | 20 | 0 | 0 |
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 62, 63 | 8 | 2 | 4 |
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 72 | 8 | 2 | 4 |
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. | 8 | 2 | 4 |
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 50 | 0 | 0 | 0 |
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) | 14 | 0 | 0 |
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) | 6 | 1,5 | 0,1 |
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития ( |