Страховая требует деньги после дтп. Страховая просит возместить ущерб по осаго исковая давность. Попытаться уменьшить сумму требований

Страховая требует деньги после дтп. Страховая просит возместить ущерб по осаго исковая давность. Попытаться уменьшить сумму требований

Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так - страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.

Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.

Пример из жизни

Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.

Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.

Как мыслит страховая компания

Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.

Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.

Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.

Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.

Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.

Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.

Ситуация с КАСКО

Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.

Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.

С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.

Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда . Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Разъяснение законодательства

Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.

Как это работало раньше

Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:

  • Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
  • Деньги зачисляются на счет автосервиса.

Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.

Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.

Порой были и «подставы» - люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.

Как сейчас

В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.

Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:

  • Владельцы легковых транспортных средств;
  • Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.

Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.

Когда придется доплатить за ремонт

Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:

  • Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
  • Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
  • Признается обоюдная вина в аварии.

Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:

  • 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
  • 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
  • 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.

Гарантия на ремонт

Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:

  • В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
  • В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.

Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.

Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.

Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.

Чем поможет экспертиза

Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.

Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:

  • Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
  • Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
  • Договориться об осмотре автомобиля.
  • Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
  • Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
  • Если эксперт выявит какие-либо нарушения - не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.

Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.

Стоимость услуги - 5 000 рублей.

Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.


  • Виновнику ДТП страховая компания может выдвинуть требование возместить средства, которые она потратила на возмещение ущерба потерпевшим лицам. В каких именно случаях такое требование возможно и что нужно делать - об этом подробно говорится в данной статье. Поскольку никто из автолюбителей не застрахован от чрезвычайных происшествий на дороге, представленная здесь информация будет полезна всем, а не только водителям, которым уже пришло требование на возмещение денежных средств от страховой компании.

    Прежде чем переходить к инструкции, которая будет прямым ответом на вопрос «что делать?», необходимо разобраться в косвенных вопросах.

    1. В каких случая СК имеет право требовать от виновника ДТП возместить убытки?
    2. Может ли страховая организация мошенничать, выдвигая требование?
    3. Чем отличается суброгация от регрессии?

    Также необходимо детально подойти к феномену - требование страховой компанией с виновника ДТП возмещения средств - привести несколько примеров для наглядности и дать исчерпывающие сведения, касательно обозначенной проблемы. Мы исключим в статье употребление юридических терминов, также пренебрежем приведением отсылок на постановления, акты и прочую юридическую документацию, а простыми и понятными словами постараемся разрыть корень проблемы и указать на всевозможные пути ее решения.

    Когда может прийти извещение о требовании выплатить деньги?

    Требование может быть направлено виновнику в ДТП как спустя короткое время, после аварии, так и через приличный отрезок времени, например, через 2, 5 года. Сразу нужно сказать, что, чтобы избежать каких-либо неприятностей, нужно сохранять документы о ДТП, в которых вы были виновником, не меньше 3-х лет (это срок истечения возможности подачи искового заявления). Сумма, которую может требовать страховая компания, говоря без преувеличения, может повергнуть в шок. Но не стоит паниковать, отчаиваться и планировать продавать свое имущество или залезать в долги. К проблеме нужно подходить спокойно, рекомендуется получить консультацию у профессионального юриста, чтобы тот оценил ваши шансы на успех в деле оспаривания требования в судебной инстанции. И, нужно заранее понимать, что, если вы не согласны с выдвигаемым страховой компанией требованием, без судебного разбирательства обойтись не получится.

    На каких основаниях СК требует возместить ущерб

    Любая страховая организация заинтересована в получении прибыли и ищет любую зацепку для пополнения своего капитала. Логично, что СК желает получить средства, которые она потратила, согласно договору со страховщиком (пострадавшим лицом), на возмещение ущерба имущества своего клиента. И требовать, естественно, деньги она может только с виновника ДТП. Но всегда ли такое требование возможно и является законным? Нет. Есть два случая, в каких СК потерпевшего лица может потребовать с виновника дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадало имущество ее клиента, возмещение ущерба: первый - регресс (взыскание по полису ОСАГО) и второй - суброгация (при наличии у пострадавшего лица КАСКО). Теперь разберемся с этими двумя терминами.

    Суброгация являет собой право СК пострадавшего лица требовать от виновника ДТП средств, которые она возместила своему клиенту по страховому случаю на ремонт авто. Это право переходит страховой организации уже после того, как она произвела выплаты. Значит, пострадавший водитель не имеет претензий к виновнику чрезвычайной ситуации на дороге и он, можно сказать, передает свое право требовать с виновника средства на восстановление своего автомобиля своей СК. Такая ситуация наступает исключительно в случае, когда автомобиль потерпевшего имеет полис страхования КАСКО и ущерб автомобилю возмещается именно по этому полису.

    Регресс (или регрессия) представляет из себя своего рода наказание виновника ДТП за свершенное преступление на дороге. Наступить регрессия может в случаях, если виновник:

    • пользовался транспортным средством без доверенности;
    • вообще не вписан в полис обязательного страхования;
    • умышленно учинил ситуацию ДТП и причинил ущерб третьим лицам;
    • не имел с собой водительского удостоверения;
    • находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • скрылся с места происшествия.

    В страховом договоре можно найти пункты, когда страховые риски не наступают, в этих пунктах как раз содержатся перечисленные выше случаи. То есть выходит так, что лицо, автогражданская ответственность которого застрахована, не соблюдает условия договора, в связи с чем страховая организация снимает с себя ответственность за возмещение ущерба, причиненного ее клиентом пострадавшим и, само собой разумеется, этот ущерб будет возмещаться из кармана виновника ДТП.

    Пример ситуации с возникновением требования возместить ущерб

    Два года назад автолюбитель, имеющий полис ОСАГО, стал виновником ДТП, в котором пострадало имущество третьего лица. СК пострадавшего по договору КАСКО возместила клиенту ущерб. После этого страховая компания пострадавшего вправе требовать от виновника ДТП средства, которые потратила на возмещение ущерба имуществу своего клиента.

    Поскольку виновник ДТП имел полис ОСАГО на момент происшествия, то по договору его СК обязана возместить пострадавшему лицу до 400 тысяч рублей. Если сумма ущерба, причиненного имуществу пострадавшего превышает эту сумму, то СК покроет только 400 тысяч, остальное будет выплачивать виновник происшествия из своего кармана.

    Казалось бы, все просто и понятно, однако подобная ситуация может усложниться, когда виновных в ДТП несколько, когда виновник не установлен, когда у аварии всего два участника и не один из них не виноват (например, ДТП по причине гололеда). Тогда каждая из СК начинает действовать в интересах своего клиента и своих собственных, а платить, известно, никто не хочет. Дело передается в суд для установления настоящего виновника аварии (если он не выявлен или ситуация спорная). Автоюристы, ведущие много лет практику, хорошо знакомы с невообразимо запутанными делами, в ходе которых результат исхода был далеко не самоочевидным. Поэтому, лучший совет, который только может получить человек, попавший в ситуацию, когда СК требует у него возместить ущерб - передать свое дело юристу незамедлительно и довериться ему в дальнейшем разбирательстве. Только профессионал способен по-настоящему разобраться в конкретной ситуации и дать верные пути к решению проблемы.

    Редакция настоящего блога хотела бы помочь многим автомобилистам решить их проблемы и ответить конкретно на вопросы, но это невозможно, и, более того, попытка сделать это - может навредить, а это не в наших интересах.

    На виновника ДТП СК подала в суд - какие последствия?

    Последствия могут быть следующими, виновник:

    • отдает запрашиваемую сумму денег полностью,
    • отдает меньше запрашиваемых средств,
    • вообще не отдает денег СК.

    Последние два случая самые интересные и желаемые, их добиться можно только посредством своей защиты в суде с привлечением профессионального юриста. Не стоит жалеть денег на консультацию у адвоката, не стоит поддаваться предрассудкам и думать, что обращение в юридическую контору не даст лучших результатов.

    Юристы хорошо знают тонкости работы СК, им известны хитрые манипуляции, на которые такие организации идут с целью получения от виновника ДТП больших средств, чем он должен по закону, если вообще что-то должен.

    Некоторые страховщики ведут себя как настоящие мошенники, они могут идти на следующие меры для получения прибыли:

    • указывание в документах ложных данных,
    • подделка сведений,
    • запугивание выплатой судебных издержек.

    Уловок со стороны страховщиков уйма и они известны опытным автоюристам, и последние находят меры по восстановлению справедливости. Привлечение специалиста для выяснения своих шансов на уклонение от выплаты требуемой суммы подразумевает, что юрист подробно ознакомится с деталями дела, проверит подлинность представленных данных, изучит с привлечением независимого эксперта результаты оценочной экспертизы, проведенной СК и так далее. Словом, в большинстве случаев юридическая помощь обеспечивает если не отказ в удовлетворении иска СК, то его частичное удовлетворение, что будет для вас выгодно.

    Чего не нужно делать при получении требования возместить ущерб

    Самое главное, чего не нужно делать, так это пускать дело на самотек. Будьте уверены, если вы не собираетесь защищать свои интересы, никто ни коим образом не позаботится о вас, даже если вы вовсе не обязаны выплачивать средства. Получение письменного извещения о требовании возмещения ущерба должно быть сигналом к действию.

    Неявка вашего лица в суд легко может стать причиной для удовлетворения иска страховой компании. Допустим, вы уверены, что ничего не обязаны платить, видите требование совершенно абсурдным и уверены, что в страховой компании что-то путают и когда дело дойдет до суда, то там во всем разберутся, поэтому решаете проигнорировать уведомление, не присутствуете на суде. В таком случае будьте уверены, что суд удовлетворит иск. И, чтобы после проведения судебного заседания оспорить решение суда, вам придется потратить куда больше сил, времени и денег.

    Поэтому, как только получите уведомление о том, что СК требует с вас возмещение ущерба, немедленно начинайте готовиться к защите своих интересов и первым делом свяжитесь с юристом.

    Что делать, если вы стали виновником ДТП недавно?

    Вы стали виновником ДТП, потерпевший которого имеет полис КАСКО, он получил компенсацию и, казалось бы, все довольны. Не обольщайтесь, потому что у страховой компании потерпевшего есть целых три года, чтобы составить на вас исковое заявление. Чтобы обезопасить себя от проблем в дальнейшем, рекомендуется: присутствовать на осмотре авто пострадавшего лица (желательно со своим независимым экспертом), ознакомиться с результатами проводимых страховой компанией потерпевшего расчетов. Страховщик может нарочито завысить стоимость ущерба авто потерпевшего, отремонтировать его транспортное средство «по дешевке» в партнерской СТО, а затем вам выставить счет, от которого глаза на лоб полезут. Поэтому присутствие на всех этапах расчета страховой компенсации очень важно.

Указывает, что к страховщику, осуществившему возмещение потерпевшему по страховому договору, переходит право истребования затраченной суммы у виновника ДТП. То есть, после того как потерпевшему страховая компания оплатила ремонт автомобиля либо выплатила денежную компенсацию, она может потребовать от виновника возместить ей ущерб и выплатить данную сумму.

Право обратного требования (регресса) лицом, возместившим вред, к лицу его причинившему сформулировано в ст. 1081 Гражданского кодекса РФ .

Регрессное требование от страховщика – ситуация неприятная. По каким же основаниям страховщик может обратиться с таким требованием?

В каких случаях бывает?

В ст.14 Закона «Об ОСАГО» приведён обширный перечень оснований, по которым может быть выставлено требование о возмещении убытков. Это умышленное совершение ДТП, состояние опьянения виновного водителя в момент аварии, истекший на момент ДТП срок действия диагностической карты ТС и т.д.

Так как мы говорим конкретно о Европротоколе, то нас интересуют главным образом пункт «з». В нем говорится о ситуации, когда виновник приступил к ремонту или утилизации своего авто, не дождавшись, пока пройдут положенные 15 дней, и/или не предоставил свой автомобиль к осмотру и экспертизе по требованию страховщика.

Более детально о том, что должен делать виновник ДТП после составления Европротокола, а также о последствиях его неправильных действий, узнайте в .

Из видео узнаете в каких случаях у страховой компании есть право регрессного требования к виновнику ДТП:

Сколько страховая компания может взыскать с виновника ДТП?

Страховщик может потребовать с причинителя вреда сумму, непосредственно затраченную на возмещение ущерба потерпевшему, плюс те суммы, которые были затрачены дополнительно (на проведение независимой технической экспертизы, ведение страхового дела и т.д.).

То есть, придётся возместить фактически внесённую страховой компанией за ремонт сумму плюс ещё несколько тысяч за дополнительные расходы страховщика.

Как избежать и можно ли не платить?

Как не платить регресс страховщику ОСАГО – очень актуальный и частый вопрос среди автолюбителей. Многие получают претензии от страховой с требованием выплаты по прошествии достаточно немалого времени после аварии , когда они уже и забыли о случившемся. Автолюбители напирают на то, что информации о пункте «ж», который и является основой для большинства таких требований, очень мало, что не все знают законы.

Что ж, действительно, требование регресса может быть неожиданным и даже шокирующим. Однако сложившаяся судебная практика говорит о том, что опротестовать такое требование не получится. Оно законно. Если у вас нет на руках подтверждения, что вы вовремя сдали Европротокол в страховую, то платить придётся. Именно поэтому Банк России в своем просит СК доводить эту информацию до владельцев ТС.

Подавать в суд, если регрессное требование обосновано, не стоит: придётся ко всему прочему оплатить ещё и судебные издержки. Лучше всего урегулировать дело в досудебном порядке.

Как избежать регресса по ОСАГО и не тратить лишние деньги (ведь, возможно, они понадобятся на ремонт собственной машины, если она тоже пострадала в ДТП)? Единственный способ – быть внимательны и строго выполнять требования Закона «Об ОСАГО» . То бишь, своевременно отправить в страховую свой экземпляр извещения о ДТП и не приступать к ремонту своей машины до истечения 15 календарных дней.

Что будет, если страховая требует возместить ущерб, а у виновника нет денег?

В досудебном порядке можно попробовать договориться со страховой о рассрочке . Нередко страховщик идёт навстречу и сумму по регрессному требованию можно выплачивать не сразу, а за несколько месяцев частями.

Что делать, если не согласны с затребованной суммой? Страховщик должен предоставить вам все документы (акт осмотра, акт технической экспертизы, фотографии автомобиля, пострадавшего в ДТП, виноваты в котором вы). Если вам их не предоставили вместе с претензией – отправляйте ценное письмо страховщику и требуйте предоставить всё необходимое.

Затем с этими документами можете отправиться к независимому эксперту и попросить его проверить, насколько реальные цифры вам назвали. Если они завышены – обращайтесь в страховую и требуйте снижения суммы на основании полученного заключения.

Если же сумма реальная, тогда лучше оплатить. Если же не платить по регрессу, тогда страховая обратится в суд , который обяжет выплачивать сумму по иску. При неисполнении требования в дело вступают судебные приставы.

Подводя итоги, можно сказать, что в случае аварии и определённый риск требования регресса по ОСАГО существует. Если на основании ст. 14 Закона «Об ОСАГО» вам уже выслали претензию из страховой компании о возмещении убытков, то оптимальное решение – это выплатить ущерб, а в дальнейшем помнить о требованиях законодательства и выполнять их.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В современной практике очень часто случается, что страховая компания пытается взыскать с виновного в дорожно-транспортном происшествии деньги, в счет возмещения убытков, которые она понесла при выплате страховки потерпевшему.Такая процедура называется регресс.

Однако не каждый автолюбитель знает, что делать, в случаях, когда этот механизм права применяется к ним самим.

Имеет ли право страховщик требовать денежные средства с лица, виновного в дорожно-транспортном происшествии по ОСАГО?

Исчерпывающий список случаев, когда страховщик имеет право предъявлять водителю, виновнику автоаварии, регрессные требования представлен в статье 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года» в редакции ФЗ-N 223 от 21.07.2014 года. Требования страховой компании о возмещении ущерба в любых других ситуациях будут не законными.

Давайте разберемся детально во всех этих случаях:

  • Если виновник дорожно-транспортного происшествия причинил вред здоровью или жизни человека намеренно. Например, из личных неприязненных отношений сбил человека или «протаранил» другую машину;
  • Если виновный водитель в момент совершения аварии находился в состоянии наркотического, алкогольного опьянения либо же под воздействием психотропных препаратов. Необходимо учитывать, что если состояние опьянения не подтверждено документально или же обжаловано виновным в суде, то в этом случае страховая компания не может требовать возмещения в порядке регресса;
  • Виновный автовладелец покинул место аварии до оформления;
  • Водитель, причинивший вред людям или имуществу, не имел водительского удостоверения, не был включен в страховой полис автогражданки, оформленный на определенный круг лиц либо у него вовсе не было полиса ОСАГО.

Помимо вышеописанных случаев, процедура регресса возможна, если ДТП произошло в месте, на которое действие полиса ОСАГО не распространяется.

Регресс страховая компания может применить к лицам, которые перевозят пассажиров (например, такси, микроавтобусы) и стали виновниками дорожно-транспортного происшествия, не имея действующего талона техосмотра.

К слову сказать, для автотранспортных средств, служащих для пассажирских перевозок, диагностическая карта действительна только в течении полугода. В любых других ситуациях автостраховщик не должен применять регресс к виновнику. Если автолюбитель уснул за рулем и стал виновником дорожно-транспортного происшествия, то процедура регресса не может быть применена.

Претензия страховой компании к виновнику ДТП

Разбирательство в досудебном порядке производится, обычно, при суброгации по КАСКО. Страховщик, как правило, не сразу обращается в суд с исковым заявлением к виновнику, а направляет ему письменную претензию, в которой требует выплатить компенсацию за причиненный ущерб добровольно.

Необходимо уточнить, что виновный в ДТП может обнаружить, что претензия направлена ему лишь по истечении двух лет после самого факта аварии. Но, тут необходимо понять, обоснована ли заявленная в претензии сумма возмещения и имеет ли смысл вести борьбу за свои права либо проще согласится с требованиями страховой компании и обговорить условия рассрочки. Обычно, в таких вопросах страховщики рассрочку разрешают.

Как должна быть оформлена претензия?

Достаточно часто случается, что претензия, направленная страховщиком виновнику аварии, является письмом, где вкратце описывается факт аварии, называются нормативно-правовые акты и предъявляется сумма к оплате.

Такая претензия не может быть признана обоснованной, потому что к этому документу должны быть приложены обязательные документы, вот какие :

  • Документы, в которых подтверждаются суммы причиненного ущерба: акт осмотра ТС, возможно с участием специалиста, с точным описанием и локализацией повреждений. При наличии заключение независимого эксперта. Еще должны быть приложены фотографии, подтверждающие повреждения и затраты на ремонт;
  • Документы, подтверждающие виновность в совершении дорожно-транспортного происшествия – справка об аварии из ГИБДД, постановление об административном нарушении или же решение суда;
  • Документы, подтверждающие право на процедуру регресса – копию свидетельства о регистрации транспортного средства, копию полиса ОСАГО, копию решения о выплате страховки потерпевшему и документы, подтверждающие эту выплату;
  • Иные документы, имеющие значение для дела.

Право на инициирование процедуры регресса страховщик получает только тогда, когда он выплачивает страховую сумму потерпевшему. А значит, размер денежных средств, которые страховая компания может потребовать от виновного, должен не превышать сумму, которая была выплачена пострадавшему.

Важно! Если лицо спровоцировало дорожно-транспортное происшествие, повлекшие причинение ущерба имуществу или третьим лицам, находилось в момент аварии при исполнении служебных обязанностей, то, объектом регресса становится его работодатель.

Порядок действий при предъявлении регрессного иска

Квалифицированные юристы, советует помнить, что юридические права есть как у пострадавших водителей, так и у виновных в аварии. Бывают случаи, когда требования возмещения ущерба, предъявляемые страховщиком в порядке регресса, не соответствуют законодательству.

Поэтому, не следует опасаться отстаивать свои права в судебном порядке. Давайте разберемся, какие рекомендации дают практикующие юристы.

Попытаться уменьшить сумму требований

Законодатель предусматривает, что даже если страховщик уже произвел выплату компенсации за ущерб, причиненный в аварии потерпевшему автомобилисту, виновный в ДТП может оспорить сумму такой компенсации. Это право гарантируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Страховая компания же имеет право предъявлять требования в порядке регресса, размер которых не превышает действительно выплаченной потерпевшему компенсации.

Для того, чтобы оспорить сумму, требуемую страховой компанией, нужно провести очень тщательный анализ каждого из документов, на которые ссылается страховщик. В первую очередь нужно изучить акт осмотра автомобиля и расчет цены ремонта.

Необходимо помнить, что с 1 декабря 2014 года абсолютно все эксперты, участвующие в системе автогражданки, приняли единый обязательный стандарт, по которому проводятся расчеты суммы ремонта автомобилей, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии.

Специалист при выполнении расчетов стоимости ремонта автомашины обязан использовать единые справочники о стоимости запчастей, материалов и стоимости работ по ремонту. Эти справочники установлены Российским союзом автостраховщиков.

Так же при установлении суммы ущерба необходимо учитывать степень износа деталей и механизмов. Поэтому перепроверив все эти документы, можно значительно уменьшить запрашиваемую сумму.

Оспорить законность выплаченной страховой суммы

Обязательно проведение квалифицированной юридической экспертизы всего пакета документов, на основании которых страховщик выплатил денежные средства в счет возмещения вреда потерпевшему при дорожно-транспортном происшествии автолюбителю.

Лучше всего для решения этой задачи обратиться к грамотному юристу, который не только посоветует, что делать в этой ситуации, но и возьмет на себя оформление всех необходимых документов. Стоимость таких услуг автоюриста намного ниже, чем сумма компенсации, требуемая в порядке регресса страховой компанией.

Хороший юрист может и вовсе доказать, что выплаты страховой были выполнены не в соответствии с законодательством и, следовательно, сделать процедуру регресса в отношении виновника аварии невозможной.

Оспорить вину

Юристы, практикующие в сфере страхового права,не редко используют такую тактику. И стоит признать, что она достаточно эффективна, потому что в огромном числе дорожно-транспортных- происшествий была вина автолюбителей все же обоюдная. Часто, в ходе экспертизы устанавливается, что водитель, который был признан виновным в аварии, в действительности не виноват.

То есть, когда страховщик направляет претензию, в которой содержатся сведения, что автовладелец виновен в ДТП и дает отсылку к протоколу об административном правонарушении и к справке об аварии, составленные сотрудниками ГИБДД, то автоюрист будет оспаривать в судебном порядке его виновность.

Из вышесказанного следует, что при получении письменного требования страховщика о выплате в его пользу денежных средств в счет возмещенного потерпевшему ущерба, не стоит сразу же платить. По статистике в 90 % случаев опытные автоюристы вполне могут уменьшить сумму регресса.

Суд со страховой

Во-первых , необходимо защищать свои права, не стоит выпускать ситуацию из-под своего контроля. Обязательно нужно присутствовать на каждом судебном заседании, ведь в противном случае, решение судья может принять без вашего участия и удовлетворить требования страховщика, даже если у вас есть данные, что они не имеют под собой никаких оснований. Не забывайте об этом.

Во-вторых , необходимо хорошо ориентироваться в законодательстве, которое регулирует отношения по вашему вопросу. Для этого чаще всего требуется консультация квалифицированного практикующего юриста. Практика показывает, что участие в деле опытного специалиста помогает не только снизить сумму выплаты, а даже в некоторых случаях оспорить ее в полном объеме.

Как избежать регресса по ОСАГО

Любой автомобилист обязан знать, что доскональное соблюдение Правил дорожного движения и действующего законодательства поможет не допустить ситуаций, в которых страховщик добьется от него выплат в порядке регресса за возмещение ущерба потерпевшей стороне.

Обязательно, стоит внимательно относится к своим документам. Ответственность за их наличие и соответствие законодательству лежит только на автолюбителе.

Каждому водителю нужно помнить:

  • Систематически перепроверять срок действия водительского удостоверения. Ведь просроченный документ приравнивается к отсутствию такого документа;
  • Самостоятельно отслеживать срок действия полиса автогражданки;
  • Не управлять автомашиной, если срок действия полиса закончен или же вы не вписаны в полис ОСАГО.

Необходимо помнить, что нельзя садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. И не стоит недооценивать влияние даже небольшого количества алкоголя на состояние человека.

Некоторые автовладельцы теряются. В их понимании оформление автогражданки исключает любую ответственность, но это ошибка. В определенных случаях приходится вернуть денежные средства. С подобными ситуациями стоит познакомиться, чтобы знать, как поступить и соблюсти все установленные требования законодательства.

Действия страховщиков правомерны, но это не значит, что нужно сразу соглашаться на неимоверные суммы. Намного проще воспользоваться услугами опытного юриста. Его номер телефона можно найти выше, чтобы получить необходимую помощь в сложных случаях. Знания и практичные навыки позволят быстро изучить документы, а потом принять лучшее решение для уменьшения выплаты или отказа от нее.

В каких случаях страховая требует возмещения ущерба?

Когда страховая прислала претензию, водителю стоит разобраться в причинах этого. Они достаточно весомы, чтобы убедиться в правильности оформления документов. Не следует удиться, что кто-то с меня деньги хочет получить, существуют причины, когда вторая сторона в соответствии с условиями договора имеет право поступать подобным образом.

  • Большая сумма выплаты;
  • Чужая страховая компания.

Страховая компания требует с меня возвращения денег. Причины этого следует рассмотреть подробно, претензия может оказаться неправомерной. Из-за чего лучше связаться с юристом, который уточнить детали и подскажет, как поступить и не нарушить закон.

Большая сумма выплаты

Чаще всего страховая требует возместить ущерб за ДТП при превышении максимального предела выплаты. В соответствии с законодательством РФ могут достигать 120 тысяч рублей, а если число участников аварии больше 2, составляет 160 тысяч рублей. Когда после расчетов окончательная сумма оказывается огромной, вторая сторона имеет право потребовать разницу.

Страховая прислала претензию, поэтому придется обратиться в компанию, чтобы уточнить причины требования. Обычно это связано с превышением стоимости ремонта машин потерпевших, так что перевод осуществить все равно придется. Такое действие остается правомерным, и просто забывать о нем нельзя.

Чужая страховая компания

Необязательно собственная страховая требует возместить ущерб. Водитель может получить претензию от сторонней компании, что также прописано в законодательстве РФ. Присланный документ должен указывать причины этого. Обычно ими является КАСКО, гарантирующее переводы независимо от подробностей происшествия.

После ДТП страховая компания требует возместить ущерб в счет средств, перечисленных третьему лицу. Обычно подобные происшествия организации решают между собой, но не всегда это удается сделать. В результате автовладельцу приходится посещать судебное разбирательство, став его обязательным участником. В ином случае обязательно придется возмещать урон, нанесенный другой машине.

Важно! Обычно обращение чужого страховщика происходит по причине закрытия организации, в которой в свое время был застрахован автомобиль.

Когда страховая требует возместить ущерб по КАСКО, суммы станут значительными. Водителям не захочется сталкиваться с такими расходами, поэтому им понадобится юрист, который подскажет, каким образом переоценить урон. В ином случае возмещенный вред придется оплачивать.

Как же поступить в подобной ситуации?

  • Заказать независимую экспертизу;
  • Потребовать перерасчет затрат;
  • Проверить полисы у потерпевших.

Если страховая компания требует возврат денег по с виновника, срок давности проверять необязательно. Он составляет 3 года, поэтому данное условие наверняка не нарушено. Хотя нелишним будет заказать экспертизу, а потом потребовать перерасчет сумм. Такое действие предусмотрено законодательством, так что юрист быстро подготовит необходимые документы.

Интересными станут полисы потерпевших. В крупных авариях часто на обман идут страховщики КАСКО, когда востребуют с виновника деньги при отсутствии весомых оснований для этого. Из-за чего юристы обычно начинают с этого этапа, чтобы не допускать ошибок.

Законность выплаты проверяется сразу после получения претензии. Страховая требует возместить ущерб за ДТП, суброгации остаются разрешенными, но это встречается и обман.

Как отказаться от перевода средств?

  • Срок давности;
  • Судебное разбирательство;
  • Оформление претензии.

Большой срок давности обычно подтверждает сложно опровержения, но во время судебного разбирательства человек вправе представлять собственные доказательства. На основании них водитель обретает возможность указания незаконности претензии, а вместе с ней и требований истца. Подобные случаи встречаются редко, поэтому надеяться на чудо не следует.

Оформление претензии

Оформление претензии нужно обсуждать отдельно. После ДТП страховая компания требует возместить ущерб, но это не значит, что она полностью правильно подготовила пакет документов. Ложь – распространенная практика, поэтому опытные юристы обязательно занимаются проверкой.

Что в него должно входить?

  • Акт независимой экспертизы;
  • Подтверждение виновности в ДТП;
  • Подтверждение закономерности суброгации.

Росгосстрах выплаты по ДТП осуществляет быстро, но после них часто начинаются тяжбы. Следует тщательно проверять пакет документов, так как без него в суде можно не пробовать опровергнуть их. На практике это сделать непросто, поэтому выгоднее довериться юристу.

Оспаривание вины

Водители говорят, страховая компания требует с меня деньги, но я был потерпевшим. Налицо неправомерность действий организации, поэтому придется воспользоваться услугами юриста, чтобы доказать собственную невиновность. Не стоит говорить о подлоге документов или специальном изменении места происшествия. Обычно причиной бывает неправильная трактовка запротоколированных данных.

Как добиться справедливости?

  • Провести экспертизу места происшествия;
  • Найти свидетелей ДТП.

Будучи невиновным, выплачивать деньги не придется, но этот факт придется подтвердить несколькими различными способами. Во время судебного разбирательства авария досконально разбирается, поэтому любая ошибка выявляется без особых затруднений. Защищать свои интересы лучше с обязательным участием , в противном случае есть шансы потерять свои деньги и оказаться виновным в аварии.

Провести экспертизу места происшествия

Если возникла неоднозначная ситуация, придется обратиться к экспертам для повторной оценки роли каждого водителя. Неважно, сколько лет прошло, на основании специалисты быстро сделают выводы. Они будут полностью соответствовать истине, поэтому оспаривать их никто не возьмется.

Независимая экспертиза после ДТП проводится в обязательном порядке, но также автовладелец может заказать ее без решения суда. В отдельных случаях только она подтверждает невиновность человека, ведь в любой протокол может закрасться ошибка. Она способна повлиять на решение и последующие денежные переводы. Юристы неслучайно предпочитают дополнительные проверки, берясь за сложное дело.

Важно! В Москве разные агентства предлагают подобные услуги, но их наличие нужно уточнять отдельно.

Найти свидетелей ДТП

Найти свидетелей дорожно-транспортного происшествия обычно тяжело. Люди не любят посещать судебные разбирательства, поэтому привлечь их в зал почти невозможно. Без свидетелей не обойтись, ведь именно их слова – лучшее подтверждение правоты потерпевшего, особенно когда рассмотрение происходит через несколько лет.

Продолжительный срок становится главной проблемой. Людям приходится вспоминать происходящие события, в которых они не участвовали. После получения официальных показаний можно быть уверенным в положительном решении. Человек подтвердит свою невиновность, и ему не придется отдавать денежные средства.

Если страховая требует возврат денег по ОСАГО с виновника, срок давности оказывается значительным для пересылки претензии. После получения документов следует обратиться к четкому порядку действий, который избавит от лишних неприятностей.

Как же лучше поступить?

  1. Проверить представленные бумаги.
  2. Уточнить правильность расчетов при помощи независимого эксперта.
  3. Проверить переданные квитанции, чтобы убедиться в расходах страховщика.
  4. Обратиться к профессиональному юристу.

Последний пункт водители не считают обязательным и сильно ошибаются. Без помощи специалистов не справиться с проблемой. Только они обладают знаниями, чтобы поэтапно проводить проверку, исключая обман и неверные данные. Самостоятельные действия приводят к многочисленным упущениям, которые выливаются в обязательную выплату.

Суброгация для страховой компании

Суброгация впервые появилась в 2011 году. Тогда она была принята в качестве поддержки страховых компаний, которые в некоторых случаях несут денежные потери. Причины могут быть различными, но в любом случае им удается восстановить собственный капитал за счет автовладельцев.

Суброгация является правомерной формой востребования денежных средств для возмещения собственных убытков. Это может происходить в качестве пополнения денег, ушедших на проведение экспертиз, или на выплаты потерпевшим. Это может показаться странным, но вынесенное законодательное решение связано с вескими обстоятельствами.

В свое время суброгация была создана исключительно из-за частых случаев обмана со стороны водителей. Они предписывали «лишние» повреждения и пытались выдавать ложь за действительность. Теперь уже ситуация изменилась, но все-таки прямые растраты сохранились. Повсюду компании закрываются из-за своего банкротства, поэтому регулярно проводятся дополнительные проверки и судебные разбирательства.

Всегда ли нужно соглашаться на суброгацию?

От суброгации можно отказываться, но делать это нужно исключительно на основании законодательства РФ. Не стоит соглашаться на неправомерные действия, так как некоторые незначительные фирмы стараются обмануть своих клиентов.

Какая же ложь получила широкое распространение?

  • Ошибочные расчеты;
  • Ложные результаты обследования;
  • Подделка данных;
  • Запугивание клиентов.

Неправомерные действия остаются распространенной проблемой. Отдельные компании стараются за счет своих клиентов восстанавливать финансовый баланс посредством не самых приятных действий. Причем случайные ошибки в расчетах встречаются редко, поэтому чаще приходится говорить о задуманном обмане.

Ложные результаты экспертиз и простая подделка предоставляемой информации – грубые действия, рассчитанные на запуганных автовладельцев. Они не пытаются разобраться, предпочитая просто перевести разумную сумму в соответствии с претензией. В результате люди отдают собственные деньги, соглашаясь с ложью.

Запугивание клиентов – грубый шаг, используемый новичками. Существуют проверенные действия, основанные на судебных разбирательствах, поэтому переводы следует производить после получения официального решения. Если этого не произошло, не стоит платить даже за просроченный полис ОСАГО.

Важно! Суброгация для страховой компании предусмотрена законодательством РФ, но ее можно оспаривать в судебном порядке.

Защита виновника ДТП возможна

Защита виновника ДТП кажется бессмысленной. Страховая компания требует возместить ущерб за ДТП, поэтому приходится неукоснительно соглашаться на выплату. Подобные действия остаются распространенной ошибкой, ведь у каждого участника аварии есть свои права. Ими следует пользоваться, добиваясь справедливости.

Защита виновника всегда основывается на результатах независимых экспертиз и свидетельских показаниях. Она ориентирована на согласование всех сумм со второй стороной, что позволяет ощутимо снизить размеры переводов. Только стоит обратиться к юристу, без его поддержки не справиться с тяжелой ситуацией.

В течение 3-х лет после дорожно-транспортного происшествия каждая страховая компания имеет право выдвинуть претензию к автовладельцу. Он может не быть ее клиентов, но после аварии каждый раз появляются неожиданные нюансы. Их уточнение в ходе судебного разбирательства позволяет получить официальное решение, подсказывающее, насколько правомерно выдвинутое требование.

Видео: страховая подала на вас в суд по ДТП, что делать?