Ставки по налогу на игорный бизнес. Порядок заполнения декларации по налогу на игорный бизнес. Как исчисляется платеж

Ставки по налогу на игорный бизнес. Порядок заполнения декларации по налогу на игорный бизнес. Как исчисляется платеж

Налог на игорный бизнес относится к категории региональных. В настоящей статье приводится основная информация об этом налоге: как он исчисляется, уплачивается, какова специфика отчетности.

Общие сведения о налоге на игорный бизнес в 2017-2018 годах

Игорный бизнес — это вид деятельности, направленный на извлечение прибыли от приема ставок на тотализаторах или в букмекерских конторах, а также от проведения азартных игр с использованием игровых автоматов или столов.

Налог на игорный бизнес — региональный налог, уплачиваемый в бюджет субъекта РФ.

Налог на игорный бизнес появился в 2004 году. Последние поправки в законодательство, регулирующее его, были внесены в правовые акты в 2014-м. В 2017 году каких-либо нововведений в части налога на игорный бизнес российские власти не вводили. На 2018 год их также не запланировано.

Основной источник права, регулирующий взимание налога на игорный бизнес, — гл. 29 НК РФ. Сфера экономической деятельности, в отношении которой установлен налог на игорный бизнес, — это учреждение и проведение игр (главным образом азартных), сопровождающиеся извлечением выручки в виде выигрышей либо взиманием платы с участников розыгрышей.

Ставки по налогу на игорный бизнес могут устанавливаться региональными органами власти. Но даже если в тех или иных субъектах Российской Федерации необходимых законов по данной деятельности не принято, налог на игорный бизнес регулируется на уровне федерального источника права — Налогового кодекса РФ. Следует также отметить тот факт, что объект налогообложения по рассматриваемому налогу, его база, периодичность и сроки перечисления в госбюджет могут регулироваться исключительно положениями кодекса.

Налоговый период, законодательно зафиксированный в отношении налога на игорный бизнес в ст. 368 НК РФ, составляет календарный месяц.

Перечисление в бюджет налога на игорный бизнес освобождает фирму от обязательств по уплате налога на прибыль (п. 9 ст. 274 НК РФ) по соответствующим доходам. При этом организации, осуществляющие уплату налога на игорный бизнес, должны вести обособленный учет выручки от игорной деятельности.

Подробнее об основаниях для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на прибыль читайте в статье .

Отметим, что в России игорным бизнесом могут заниматься только организации. ИП не вправе его осуществлять, а потому они не платят в бюджет налог на игорный бизнес.

Ставка налога на игорный бизнес

Ставки, лежащие в основе исчисления налога на игорный бизнес, фиксируются властями субъектов РФ. Вместе с тем они не должны быть больше максимальных величин, зафиксированных в ст. 369 НК РФ. Допустимые значения ставок налога на игорный бизнес установлены в следующем диапазоне:

  • за 1 игровой стол — в интервале 25 000-125 000 рублей;
  • за 1 игровой автомат — в интервале 1 500-7 500 рублей;
  • за 1 процессинговый центр букмекерской конторы или тотализатора — в интервале 25 000-125 000 рублей;
  • за 1 пункт, где принимаются ставки, — в интервале 5 000-7 000 рублей.

ВАЖНО! В рамках данного налога не предусмотрены льготные ставки или иные преференции.

Если регионом не принято конкретное значение по ставкам в отношении налога на игорный бизнес, то оно будет равно нижней границе интервалов, обозначенных выше.

Расчет и уплата налога на игорный бизнес

Каким образом осуществляется расчет налога на игорный бизнес? Очень просто: налоговая база, установленная для каждого объекта (например, игрового стола, автомата, процессингового центра или пункта, где принимаются спортивные ставки), умножается на ставку налога на игорный бизнес, принятую в регионе. То есть налог рассчитывается по формуле:

Н = Ст × Оn,

Н — налог на игорный бизнес;

Ст — ставка, установленная для объекта налогообложения;

Оn — количество объектов налогообложения

ВНИМАНИЕ! Если 1 игровой стол имеет более 1 поля, ставка налога увеличивается на соответствующее количество полей.

Пример

Организация исчисляет налог в отношении 2 игровых столов с 2 полями для игр и 5 игровых автоматов. Сумма налога будет следующей:

Н = 137 500 руб. (2 × 2 × 25 000 + 5 × 7500)

О нюансах расчета налога на игорный бизнес читайте .

Перечисление в бюджет региона налога на игорный бизнес должно осуществляться до 20-го числа месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом.

Предполагает ли уплата государству налога на игорный бизнес предоставление в ФНС соответствующей декларации? Да, такое обязательство есть. Исходя из положений п. 1 ст. 370 НК РФ, фирмы, осуществляющие перечисление в госбюджет налога на игорный бизнес, обязаны до 20-го числа того месяца, который идет за прошедшим отчетным периодом, направлять соответствующую декларацию в территориальный орган ФНС.

В 2017 году применяется декларация по форме КНД1152011, утв. приказом ФНС от 28.12.2011 № ММВ-7-3-985@

Помимо декларации налогоплательщик обязан извещать ФНС об изменении количества объектов налогообложения, каждый раз подавая заявление об их увеличении или уменьшении. При этом ставка налога будет зависеть от даты установки (открытия) нового объекта налогообложения или закрытия (выбытия) старого:

Является ли налог на игорный бизнес обязательным для всех регионов?

Игорный бизнес в некоторых своих разновидностях, таких как, например, организация работы залов с игровыми автоматами или казино, может осуществляться только в 4 специализированных игорных зонах: «Приморье» (Дальний Восток), «Азов-Сити» (неподалеку от Ейска), «Янтарная» (в Калининградской области), а также «Сибирская монета» (располагается в Алтайском крае). Вместе с тем деятельность тотализаторов и букмекерских контор разрешена практически во всех российских регионах. Поэтому организации, осуществляющие подобную деятельность, являются полноценными плательщиками налога на игорный бизнес, вне зависимости от субъекта РФ.

ВНИМАНИЕ! Если объекты налогообложения отсутствуют, нулевую декларацию подавать не нужно.

Итоги

Ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются региональными законодателями в рамках минимальных и максимальных значений, зафиксированных в ст. 369 НК РФ. Срок сдачи отчетности и уплаты налога установлен на 20-е число каждого месяца.

Первое игорное заведение появилось в Москве 15 лет назад. В мае 1989 г. в гостинице «Саввой» открылось одноименное казино, учредителем которого являлась компания «Амхерстинтернейшинл», а учредителем был Пекка Салми из Финляндии. С рублями это казино, конечно же, дело не имело, а целиком и полностью являлось валютным. Валютным было и второе казино «Москва», открытое компанией «Модергейм» в гостинице «Ленинградская» в 1989 г. И только через 2 года, наконец-то, появилось «рублёвое» казино. Открытие этого казино (оно называлось «Клуб №») происходило при участии компании «Ниневия-гранд», и той же компанией чуть позже были привезены в Россию первые игровые автоматы.

В самом начале своего становления налогообложение игорного бизнеса не отличалось от налогообложения других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль была одинакова практически для всех 35%. Первое признание игорного бизнеса, как своеобразного вида предпринимательской деятельности, произошло лишь в конце 1991 года. Тогда, 6 декабря 1991 года Советом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, в соответствии с под п. "о" п. 1 ст. 5 которого:

«Обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах освобождались от налога на добавленную стоимость».

Чуть позже, доходы от игорного бизнеса были выделены в отдельный вид доходов, облагаемых налогами в особом порядке. Согласно положениям п. 9 ст. 2, под п. "в" п. 1 и п. 2 ст. 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций":

«Доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, от игровых автоматов с денежным выигрышем, наряду с доходами видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи облагались налогом на прибыль по ставке 70 процентов. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитались материальные затраты, связанные с получением этого дохода».

В этих законодательных актах впервые за многолетнюю историю существование Российского государства были определены ставки налогообложения игорного бизнеса, а не наказание за организацию азартных игр и участие в них, как практиковалось до этого. Несмотря на то, что перечень видов игорного бизнеса, упомянутый в этих двух законах был крайне небольшой, этот шаг в истории развития игр в России можно смело назвать историческим.

Через 3 месяца, а именно 6 марта 1992 года, вышла Инструкция Госналогслужбы РФ № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», которой было определено, что:

«Облагаемый доход казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса... исчисляется из выручки, полученной от проведения этой деятельности, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 по согласованию с Верховным Советом РФ, кроме расходов по оплате труда».

Законодатели и чиновники Госналогслужбы РФ решили, что чистой прибыли у казино и игорных домов вполне достаточно, а значит и зарплату сотрудников можно платить из чистой прибыли.

Через 5 месяцев в вышеуказанную Инструкцию были внесены дополнения от 27 августа 1992 года № 2 (вводится в действие с 1 июля 1992 г.), где было определено, что:

«Доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются уже по ставке 90 процентов».

Законодательством о налогообложении прибыли не было предусмотрено уменьшение дохода от игорного бизнеса на сумму исчисленных налогов (транспортный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и местные налоги и т. п.), относящиеся к внереализационным расходам.

Естественно, в результате повышения ставки налога на доходы от игорного бизнеса количество собираемых налогов от данного вида предпринимательской деятельности не увеличилось, а только сократилось. Это было связано с тем, что руководители игорных заведений, бухгалтера и юристы, пользуясь несовершенством российского законодательства в области игорного бизнеса, приступили к разработке и реализации ряда способов ухода от такого грабительского налогообложения.

Закона от 16 июля 1992 г. N 3317-1, внес изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации о налогах, было законодательно введено понятие "игорный бизнес", а также изменены правила налогообложения:

в качестве местного налога был введен сбор за открытие игорного бизнеса (согласно введенному под п. "ц" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации");

доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса с 1 июля 1992 г. стали облагаться налогом на прибыль по ставке 90% (новая редакция п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

Потребовалось 5 лет, чтобы Законодатели и Правительство, проанализировав поступления от игорного бизнеса и предложения игорного сообщества, решились на замену налога на прибыль со ставкой 90 % на налог на игорный бизнес, который на сегодняшний день является родителем налога на вмененный доход.

Итак, с принятием и введением в действие Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" в налогообложении организаций игорного бизнеса произошел переход с процентной ставки от дохода на фиксированную ставку налога в размерах, кратных принятому Федеральным законом размеру минимальной месячной оплаты труда с каждого игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.

Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона, имевшему в исходном варианте название "О сборе с игорных заведений", существующая на то время система налогообложения предприятий игорного бизнеса по ставке налога 90% с исчисленного дохода не давала возможности собрать в полной мере налоги с фактически полученных ими доходов ввиду невозможности проконтролировать весь оборот наличных денег, вовлеченных в процесс игры. У владельца казино всегда есть возможность организовать сговор и фиктивный проигрыш подставному лицу, которое затем вернет ему эти деньги. Существует и масса других способов занижения в отчетности дохода и перевода наличных денег из легального в "черный" оборот. В результате при любой ставке налога на доход или прибыль игорных заведений государство будет получать только те суммы в виде налоговых отчислений, которые их владельцы сочтут нужным заплатить для создания видимости соблюдения налогового законодательства.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 8-ФЗ в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" (до налоговых органов доведен письмом МНС России от 5 марта 2001 г. N ВБ-6-26/190) были внесены изменения и дополнения, которые коснулись обобщения объектов налогообложения в части игровых столов, установления налогового периода, уточнения порядка уплаты налога, поправок, связанных с переименованием Госналогслужбы России в МНС России, а также:

установлена ответственность за нарушения порядка регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;

установлен порядок определения налоговой базы;

налоговые ставки установлены в рублях, а не в кратности к минимальному размеру оплаты труда;

не предусмотрено снижение налоговых ставок (налоговых льгот);

изменен срок уплаты налога: не в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета по налогу, а не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Законодательством Российской Федерации разрешено организовывать предпринимательскую деятельность, связанную с азартными играми, тотализаторами, пари и т.п., предусматривающими денежный выигрыш и плату за участие в них. Игорный бизнес, как и другая предпринимательская деятельность, облагается соответствующими налогами. Предпринимателям рекомендуется вовремя и в полной сумме вносить этот обязательный платеж в налоговые органы во избежание штрафных санкций, которые в случае с азартными играми могут быть весьма крупными.

Рассмотрим, что именно является объектом налога игорного бизнеса, каким способом производится учет и контроль, как правильно рассчитать сумму и произвести уплату, а также расскажем о том, какие изменения произошли в этой сфере в 2017 году и чего еще ожидать бизнесменам.

Правовое регулирование игорного бизнеса

Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.

Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).

Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.

ИТАК! Налог на игорный бизнес является прямым региональным платежом, поступающим в бюджет того территориального субъекта РФ, где он введен.

Объекты налога на игорный бизнес в 2017 году

Налоговый платеж на организацию игр взимается при наличии следующих атрибутов организации этого бизнеса:

  • игрового стола – специального оборудования, предусматривающего игровые поля, места для участников и, возможно, крупье;
  • игрового автомата – механического, электрического, электронного или другого аппарата, предусматривающего возможность денежного выигрыша без участия работника заведения (за счет устройства, генерирующего случайные комбинации);
  • процессингового букмекерского центра или тотализатора – отделения игорного учреждения, где учитываются и фиксируются ставки и результаты игр;
  • пункта приема ставок тотализатора или букмекерской конторы – специально выделенного места для заключения пари и фиксации информации о принятых ставках, результатах и суммах выигрышей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базой по данному налогу является суммарное количество каждого типа объектов игорного бизнеса.

Регистрация объектов налогообложения

Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.

ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.

Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.

Ставки и суммы

Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:

  • за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.

Время уплаты

Налоговым периодом по этому виду налога признается календарный месяц. Исключение может быть, если старый объект выбыл до середины этого месяца или новый объект появился уже во второй его половине. В этом случае меняется доля налоговой ставки: когда старый объект снят с регистрации или новый объект зарегистрирован после 15 числа, в этом месяце взимается только половина налога.

Как рассчитать «игровой» налог

Порядок исчисления стандартен: налоговая база умножается на ставку. Нужно сначала определить количество объектов налогообложения по каждому типу отдельно, а затем умножить полученные результаты на ставку, установленную в данном регионе для таких атрибутов азартных игр. Полученные суммы складываются, образуя окончательный размер налогового платежа.

Пример

Предприниматель на территории Алтайского края (в игровой зоне «Сибирская монета») владеет игорным заведением, в котором 3 игровых стола, 10 игровых автоматов и букмекерская контора. Поскольку на территории Алтайского края не установлены специальные ставки игрового налога, расчет будет производиться по минимуму, предусмотренному в НК РФ.

За 3 игровых стола налог составит 25 000 х 3 = 75 000 руб.

За 10 игровых автоматов – 1500 х 10 = 15 000 руб.

За процессинговый центр букмекерской конторы – 25 000 руб.

Итого: 75 000 + 15 000 + 25 000 = 115 000 руб.: эту сумму составит налоговый ежемесячный платеж, если у предпринимателя не произойдет никаких изменений в количестве игровых объектов.

Декларируем «игровой» налог

Отчетность по налогу на игорный бизнес предусматривает включение информации о нем в налоговую декларацию. Порядок уплаты предусматривает ее ежемесячную подачу не позже, чем до 20 числа следующего месяца. В тексте декларации нужно не только обосновать сумму налога, но и указать динамику объектов налогообложении, если она имела место.

ВАЖНО! Если в декларации вы обнаружили ошибки или неточности, нужно в установленном ст. 81 НК РФ порядке подать в налоговый орган уточненный вариант декларации.

Ответственность нерадивых плательщиков

Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:

  • просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
  • задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
  • нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
  • неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.

К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.

Новшества 2017 года

На текущий момент глобальных изменений по данному виду налога нет. Подвергся пересмотру лишь порядок начисления пеней – после 1 октября 2017 года действует правило: чем длительнее просрочка, тем больше пеня (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Существует проект Минфина РФ, предусматривающий гигантское повышение налоговых ставок по игорному бизнесу (почти в 100 раз за онлайн-конторы и вдвое по остальным игровым объектам), однако такое радикальное изменение, могущее сильно повлиять на экономику игровых зон, на сегодня пока не принято.

Налог на игорный бизнес платят организации, которые ведут деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 364 и ст. 365 НК РФ).

Законодательство предъявляет дополнительные требования к организаторам азартных игр. В частности, игорные заведения должны соблюдать следующие условия:

  • стоимость чистых активов в течение всего периода деятельности казино и залах игровых автоматов - не менее 600 млн рублей, в букмекерских конторах и тотализаторах - 1 млрд рублей.
  • минимальный размер уставного капитала букмекерской конторы или тотализатора - не менее 100 млн руб. Оплатить уставный капитал можно только собственными денежными средствами учредителей (акционеров);
  • игорная деятельность в букмекерской конторе или тотализаторе возможна только при наличии исполнения обязательств перед участниками азартных игр. При этом срок действия банковской гарантии должен быть равен сроку действия лицензии на ведение игорного бизнеса, а размер гарантии не может быть менее 500 млн руб. Гарантом может являться только банк, имеющий лицензию ЦБ РФ.

Полный перечень требований к деятельности игорных заведений приведен в статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ.

Регистрация объектов налогообложения игорного бизнеса

Налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты его Регистрируется и любое изменение количества объектов налогообложения: выбытие старых и установка новых, опять же не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта (п. 2 и 3 ст. 366 НК РФ).

Объекты игорного бизнеса, которые облагаются налогом и должны регистрироваться в налоговом органе, перечислены в статье 366 НК РФ:

  • Игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Организатор игорного заведения участвует в игре через своего Игровой стол состоит из одного или нескольких игровых полей.
  • Игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное), установленное организатором игорного заведения, которое используется для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Представители организатора не принимают участия в азартной игре (ст. 4 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).
  • Процессинговые центры тотализаторов и букмекерских контор - часть игорного заведения, в которой организатор учитывает ставки, которые принял от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты, рассчитывает суммы выплат выигрышей и предоставляет информацию о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора или букмекерской конторы.
  • Пункты приема тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Налоговый период по налогу на игорный бизнес

Налоговый период составляет календарный месяц (ст. 368 НК РФ). Законодательством предусмотрены случаи, когда компания может применять 1/2 ставки налога:

  • в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения
  • до 15-го числа (включительно) выбыл старый.

Объект налогообложения считается выбывшим с даты подачи заявления в налоговый орган.

Таблица. Расчет налога при изменении количества объектов налогообложения

Ситуация

Момент выбытия (установки) объекта налогообложения

до 15-го числа месяца включительно

после 15-го числа месяца

Установка нового объекта налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ)

Применяется 1/2 ставки налога

Выбытие старого объекта налогообложения (п. 4 ст. 370 НК РФ)

Применяется 1/2 ставки налога

Применяется обычная ставка налога

Действующие ставки налога на игорный бизнес

Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц (ст. 368 НК РФ), то есть должны исчислять и уплачивать налог ежемесячно. Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ (ст. 369 НК РФ) в пределах:

1) игровой стол - 25 000 - 125 000 рублей;

2) игровой автомат - 1500 - 7500 рублей;

3) процессинговый центр тотализатора, букмекерской конторы - 25 000 - 125 000 рублей;

4) пункт приема ставок тотализатора, букмекерской конторы - 5000 - 7000 рублей.

Если ставки налогов субъектами РФ не установлены, они устанавливаются по минимальной ставке диапазона.

Порядок заполнения декларации по налогу на игорный бизнес

Форма декларации по налогу на игорный бизнес и порядок ее заполнения утверждены приказом от 28 декабря 2011 г. № ММВ-7-3/985.
В нее входят:

  • Титульный лист;
  • Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет";
  • Раздел 2 "Расчет налога на игорный бизнес";
  • Раздел 2.1 "Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам";
  • Раздел 3 "Изменение количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес за налоговый период";
  • Раздел 3.1 "Изменение количества игровых столов за налоговый период".

Остановимся на некоторых пунктах Титульного листа:

ИНН и КПП, который был присвоен организации налоговым органом, в который представляется декларация.

Номер корректировки. Если вы сдаете первичную декларацию, в поле нужно проставить "0--". Для уточненных деклараций используйте номер корректировки ("1--", "2--" и т.д.).

Налоговый период. Коды, определяющие налоговый период, приведены в таблице:

Таблица. Коды, определяющие налоговый период

Наименование

сентябрь

последний налоговый период при реорганизации (ликвидации)
организации

за январь при реорганизации (ликвидации) организации

за февраль при реорганизации (ликвидации) организации

за март при реорганизации (ликвидации) организации

за апрель при реорганизации (ликвидации) организации

за май при реорганизации (ликвидации) организации

за июнь при реорганизации (ликвидации) организации

за июль при реорганизации (ликвидации) организации

за август при реорганизации (ликвидации) организации

за сентябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за октябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за ноябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за декабрь при реорганизации (ликвидации) организации

Заполняем раздел 3.1 «Изменение количества игровых столов за налоговый период».

Удобнее начинать заполнение декларации с этого раздела. По каждому виду игровых столов составляется отдельный лист раздела 3.1. При этом виды игровых столов выделяются по количеству игровых полей.

Сначала заполним раздел 3.1 для игровых столов, имеющих одно игровое поле.

По строке 010 указываем количество игровых полей на игровом столе.

По строке 020 - количество игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе на начало налогового периода.

В строках 030 и 040 указываем изменения, если число столов менялось до 15 числа месяца.

В строках 050 и 060 отражаем количество игровых столов, зарегистрированных и выбывших после 15 числа отчетного месяца.

По строке 070 указываем общее количество игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе на конец налогового периода, то есть 020 + 030 + 050 - 040 - 060.

Если в игорном заведении есть столы, которые имеют несколько полей, для них нужно выполнить те же действия.

Заполняем раздел 2.1 «Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам»

Этот раздел, так же как и раздел 3.1, заполняется по каждому виду игровых столов отдельно. Сначала заполним раздел 2.1 для игровых столов, имеющих одно игровое поле.

По строке 010 указываем количество полей на игровом столе.

В строке 020 указываем ставку налога в соответствии с региональным законодательством. Например, в в 2015 году ставка налога на один игровой стол - 125 000 рублей.

Строка 030 - размер ставки налога, который рассчитывается как произведение количества игровых полей и применяемой ставки. Для игровых столов с одним полем ставка не меняется.

По строке 040 суммируется количество игровых столов, зарегистрированных на начало периода и установленных в течение этого периода. Данные берутся из соответствующего раздела 3.1 (сумма строк 020, 030 и 050).

По строке 050 указываем количество столов, имеющих одно игровое поле. Рассчитываем его так: строка 050 раздела 2.1 = строка 040 раздела 2.1 - (строка 050 раздела 3.1 + строка 060 раздела 3.1)

По строке 060 суммируется количество столов с одним полем, которые облагаются по 1/2 ставки налога (п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ). Результат рассчитывается как сумма значений по строкам 050 и 060 раздела 3.1 декларации.

В строке 070 записываем количество столов, имеющих более одного игрового поля (количество полей указано в строке 010). Они облагаются по ставке, установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ. Рассчитывается оно как разность значений по строкам 040 раздела 2.1 и строк 050 и 060 раздела 3.1.

По строке 080 записываем количество столов, которые облагаются по 1/2 ставки налога (п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ). Заполняется в отношении игровых столов, имеющих более одного игрового поля (из поля 010). Оно рассчитывается как сумма значений по строкам 050 и 060 раздела 3.1 декларации.

По строке 090 - сумма налога на игорный бизнес по всем игровым столам. Значение рассчитывается так:

  • (стр. 050 x стр. 020) + (стр. 060 x 1/2 стр. 020) - для столов с одним игровым полем;
  • (стр. 070 x стр. 030) + (стр. 080 x 1/2 стр. 030) - для столов с количеством полей более одного.

Раздел 2.1 заполняется столько раз, сколько имеется вариантов количества игровых полей на столах. При этом данные по количеству столов, которые имеют одинаковое количество игровых полей, и сумме налога на игорный бизнес по ним указываются в разделе 2.1 на одной странице.

Заполняем раздел 3 «Изменение количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес за налоговый период»

При заполнении строк в графе 3 «Игровые столы, всего» нужно просуммировать данные по установленным игровым столам с различным количеством игровых полей, указанных в разделе 3.1.

В строке 010 указываем количество объектов налогообложения на начало месяца, в строке 020 - установленные и зарегистрированные до 15 числа. Объекты, выбывшие и снятые с регистрации после 15 числа, отражаем по строке 030. Объекты, установленные после 15 числа - по строке 040, а выбывшие до 15-го - в строке 050. По строке 060 отражаем количество установленных игровых автоматов на конец отчетного периода.

В строке 060 записываем количество соответствующих объектов налогообложения, зарегистрированных на конец налогового периода. Расчет будет таким: стр. 010 + стр. 020 - стр. 030 + стр. 040 - стр. 050 по соответствующим объектам налогообложения.

Заполняем раздел 2 «Расчет налога на игорный бизнес»

Итак, действуем по порядку. В строке 020 мы должны указать общее количество соответствующих объектов игорного бизнеса, которые подлежат налогообложению. В графе 3 пишем сумму значений по строке 040 всех заполненных разделов 2.1, а в графах 4-8, которые касаются игровых автоматов, тотализаторов и букмекерских контор, указываем сумму значений по строкам 010, 020 и 040 из раздела 3.

По строке 030 вписываем количество объектов, которые облагаются по ставке, установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ. Графа 3 будет равна сумме значений по строке 050 всех заполненных разделов 2.1 декларации. В графах 4-8 следующий: стр. 030 раздела 2 = стр. 020 раздела 2 - (стр. 040 раздела 3 + стр. 050 раздела 3).

В строке 040 мы должны указать количество объектов игорного бизнеса, для которых применяется 1/2 ставки налога (из п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ). Графа 3 равна сумме строк 060 всех заполненных разделов 2.1, а графы 4-8 рассчитываются как сумма по строкам 040 и 050 раздела 3.

В графе 3 строки 050 нужно указать количество столов, к которым применяется налоговая ставка, установленная в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ. Сюда вписываем сумму значений по строке 070 всех заполненных разделов 2.1 декларации. А в строке 060 - количество столов, которые облагаются по 1/2 ставки, установленной той же нормой. Значение определяется как сумма по строке 080 всех заполненных разделов 2.1.

Графу 3 строк 080-120 заполняем ставками налога на игорный бизнес по соответствующим объектам налогообложения в месяц. Их устанавливают субъекты РФ (п. 1 ст. 369 НК РФ). Если ставки не установлены, указываются минимальные ставки налога (п. 2 ст. 369 НК РФ);

В графе 4 строк 070-120 остается вписать суммы налога на игорный бизнес по соответствующим объектам налогообложения. Данные берутся так:

  • Строка 070 = сумма значений по строке 090 всех заполненных разделов 2.1;
  • Строка 080 = стр. 080 гр. 3 x стр. 030 гр. 4 + 1/2 стр. 080 гр. 3 x стр. 040 гр. 4;
  • Строка 090 = стр. 090 гр. 3 x стр. 030 гр. 5 + 1/2 стр. 090 гр. 3 x стр. 040 гр. 5;
  • Строка 100 = стр. 100 гр. 3 x стр. 030 гр. 6 + 1/2 стр. 100 гр. 3 x стр. 040 гр. 6;
  • Строка 110 = стр. 110 гр. 3 x стр. 030 гр. 7 + 1/2 стр. 110 гр. 3 x стр. 040 гр. 7;
  • Строка 120 = стр. 120 гр. 3 x стр. 030 гр. 8 + 1/2 стр. 120 гр. 3 x стр. 040 гр. 8.

Заполняем раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»

В разделе 1 отражается общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Этот раздел заполняется в последнюю очередь, поскольку предназначен для отражения итоговых показателей.

В строке 010 указываем код бюджетной классификации РФ в соответствии с нормативными правовыми актами о бюджетной классификации - 182 1 06 05000 02 1000 110 (Приказ от 01.07.2013 № 65н).

Строка 020 - код территории муниципального образования (ОКАТО) по месту постановки на учет налогоплательщика налога на игорный бизнес. Если количество символов в коде меньше, чем полей, свободные поля в конце нужно заполнить нулями.

В строку 030 остается вписать сумму налога на игорный бизнес. Она рассчитывается как сумма значений по строкам 070, 080, 090, 100, 110 и 120 раздела 2.

И последнее, на что следует обратить внимание. Сведения, указанные в разделе 1, заверяются в строке «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю». Для этого одно из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений на первой странице декларации, ставит подпись. Это может быть генеральный главный бухгалтер или уполномоченное лицо. После этого проставляется дата подписания декларации.

Налог на игорный бизнес как самостоятельный вид налогового платежа был введен Федеральным законом от 31 июля 1998г. До принятия этого закона полученные от игорного бизнеса доходы также облагались налогом, но на основании Закона РФ от 27 декабря 1991г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» по ставке в размере 90% доходов, полученных от игорного бизнеса.

Однако если организация, осуществляющая деятельность в области игорного бизнеса и уплачивающая с него соответствующий налог, получает прибыль и от других видов деятельности, то она уплачивает с нее и налог на прибыль.

Под игорным бизнесом Закон понимает предпринимательскую деятельность, не являющуюся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанную с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.

Игорным заведением признается предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: т.е. казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).

Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

Объекты, налогообложения. В. Законе дается перечень следующих видов объектов игорного бизнеса, которые подлежат обложению данным налогом:

ü игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как:

а) сторона;

б) организатор и (или) наблюдатель;

ü игровые автоматы;

ü кассы тотализаторов;

ü кассы букмекерских контор.

Перечень этих объектов является исчерпывающим. Общее количество каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в налоговых органах по месту их нахождения до момента установки, о чем выдается свидетельство. Требуется также регистрация в течение пяти дней изменений общего количества объектов налогообложения каждого вида. При установлении незарегистрированных объектов налогообложения на территории игорного заведения или несоблюдении установленного порядка уплаты налога более двух раз в течение календарного года может быть отозвана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.

Ставки налога. Закон устанавливает минимальные ставки налога в твердо фиксированных размерах, кратных минимальной месячной оплате труда, на каждый объект налогообложения в расчете на один год. Так, за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, ставка налога составляет 1200 минимальных размеров оплаты труда, а если как организатор и (или) наблюдатель - то 100 минимальных размеров оплаты труда; за каждый игровой автомат - 45 минимальных размеров оплаты труда; за каждую кассу тотализатора - 1200 минимальных размеров оплаты труда; за каждую кассу букмекерской конторы - 600 минимальных размеров оплаты труда.


Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе установить на своей территории ставки, превышающие указанные минимальные размеры. Если нормативный акт субъекта РФ отсутствует, то действуют ставки, установленные названным федеральным законом. Запрещено вводить ставки налога для отдельных категорий плательщиков.

Суммы налога, подлежащие уплате, определяются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из количества зарегистрированных объектов налогообложения и ставок налога. Уплата производится равными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы налога с учетом изменения количества и видов объектов налогообложения. Сумма налога включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности.

Налог на игорный бизнес отнесен к платежам федерального уровня. Однако часть поступлений по нему может зачисляться в бюджеты субъектов Федерации. Это касается сумм, соответствующих превышению над минимальным размером ставки налога, если законодательством субъектов Федерации предусмотрено такое превышение. Все суммы налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки, установленному федеральным законом, зачисляются в федеральный бюджет.