Статус в платежном поручении по страховым взносам. Статус плательщика в платежном поручении при оплате по постановлению за работника

Самым распространенным способом безналичных расчетов на территории Российской Федерации являются платежные поручения. Порядок и алгоритм заполнения данных документов формализованы и детально описаны регулирующими органами. Однако следует учесть, что при формировании платежки для оплаты в бюджет лицо, заполняющее бланк документа, должно указывать идентифицирующую информацию. С учетом особенностей правого положения предпринимателя актуальным вопросом является, какой именно выбрать статус плательщика для ИП: 08 или 24.

Платежка

В силу прямого указания ГК РФ платежное поручение является одним из способов безналичных расчетов. К использованию названного формуляра могут прибегать:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • граждане;
  • элементы бюджетной системы Российской Федерации.

Каждый субъект, использующий указанный выше способ расчетов, должен заполнять официальную форму платежного поручения , утвержденную Центральным Банком Российской Федерации в Положении от 19.06.2012 N 383-П.

Помимо использования бланка документа при формировании платежки следует руководствоваться алгоритмом и правилами ее заполнения. Также надо учитывать некоторые особенности, присущие порядку формирования формуляра на перевод денег в бюджетную систему Российской Федерации.

Например, в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П предусмотрено, что для ИП статус плательщика в платежном поручении надо указывать только при перечислении денег в бюджет. Данные сведения отражаются в графе 101 документа.

Как отметило Министерство финансов Российской Федерации в Приложении № 5 к своему Приказу от 12.11.2013 N 107н, заполнение указанного выше раздела платежного поручения обязательно при переводах в пользу бюджетной системы России.

Налоговый статус ИП в платежном поручении

Исчерпывающий перечень кодов плательщиков, подлежащих отражению в платежном поручении, приведен в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н.

Важно помнить, что запрещено:

  • заменять значение, предусмотренное министерством на иное другое;
  • указывать в графе 101 платежного поручения показатель «0».

В целях определения статуса для ИП в платежке лицу, ее формирующему, следует изучить все 26 кодов, разработанных Минфином Российской Федерации в вышеназванном Приказе.

Индивидуальный предприниматель, производящий оплату в бюджет, может указать в графе 101 «платежи» значение «08». Данный код используют предприниматели, предприятия, нотариусы, адвокаты и главы КФХ.

Важно помнить, что в силу положений ГК РФ по своему статусу предприниматели приравнены к юридическим лицам. Соответственно, ИП, производящие отчисления в бюджет, не могут в поле 101 платежного поручения указывать статус «24». Данное значение используется только частными лицами, не состоящими на учете в налоговой инспекции в качестве предпринимателей.

Исходя из всего ранее сказанного, можно утверждать, что предприниматели не должны указывать в платежных поручениях, формируемых для оплаты в бюджетную систему, свой статус в виде значения «24».

Для уплаты взносов в ФСС и в целях осуществления отчислений в ПФР статус плательщика ИП указывается в виде кода «08».

Помимо указанного шифра предприниматели могут отражать в графе 101 платежки следующие показатели:

  • «09» — при уплате налогов;
  • «14» — только в случае, когда ИП выплачивает доход гражданам;
  • «17» — для предпринимателей, принимающих участие в ВЭД;
  • «18» — если производится уплата таможенных сборов и соответствующее лицо не является декларантом.

В Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» о реквизите «статус плательщика» (поле 101) говорится буквально следующее:

101 - Указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России

А уже с учётом этого требования, код налогоплательщика начиная с 2014 года установлен Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. (Приложение № 5 - Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации). И этот Приказ Минфина согласован Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной. Отдельные изменения в приказ № 107н внесены Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н".

Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

Статус (лат. status) - означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.

Статус плательщика - это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.

Статус плательщика (101) - указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)

В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101 . А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов "Статус налогоплательщика":


Код Статус налогоплательщика (плательщика сборов)
01 Юридическое лицо - налогоплательщик (плательщик сборов)
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков.
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков.
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов.
24 Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки - гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Платёжные поручения, в которых поле 101 имеет значение, т.е. заполнено - подлежат обязательному контролю банка на предмет наличия значений реквизитов 102-110. Заполнение полей 101 – 110 относит денежный перевод к бюджетным платежам.

Поля 101 – 110 заполняются в платёжном поручении только при платежах в бюджетную систему РФ.

Статус плательщика (101) - не привязан к банку обслуживания плательщика или каким либо другим реквизитам, отражаемым в платёжном документе.

Где в платежном поручение расположено поле 101?

При оформлении платежей в бюджетную систему РФ реквизит "Статус плательщика" (поле 101) заполняется в следующих платёжных документах: - в платёжных поручениях, инкассовых поручениях и платёжных ордерах. Где в платежном поручении находится поле 101? Поле 101 находится в верхней части платёжного поручения, а именно:

Информационное сопровождение платежного поручения является обязательным. Нужно правильно вносить данные во все поля и ячейки бланка.

От этого зависит направление денежных сумм, их учет и сдача отчетности в контролирующие органы. В отношении пункта о статусе составителя есть ряд требований. Отдельно рассматриваются позиции по юрлицам и индивидуальным предпринимателям.

В каких случаях проставляют статус составителя

Если проведение платежа осуществляется через банк, то необходимо обязательно оставлять платежное поручение.

За счет этого документа унифицированной формы удается указать клиента, который переводит деньги со своего счета на другой.

Установлен формат бланка посредством положения Центробанка №383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств” .

Приказ Минфина №107н “Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (вместе с «Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ” оговаривает позиции по заполнению такой бумаги.

В соответствии с требованиями Центробанка , применять статус составителя нужно в случае, когда совершается перевод денег в бюджет — страны или региона.

К таким операциям причисляются уплаты:

  • налоговых сборов;
  • страховых платежей;
  • взносов в фонды небюджетной направленности;
  • государственных пошлин;
  • штрафов, пеней, процентных выплат.

Правилами использования и внесения данных в бланк выступают такие позиции:

Таблица расшифровки кодов

Для того, чтобы провести оплату правильно, следует быть знакомым с кодами. Их расшифровки позволят понять, какие цифровые значения больше подходят для той или иной ситуации.

Опираться можно на таблицу, составленную на основных позициях:

Какой код применяется Для какой ситуации работает
02 Это значение используют для указания налогового агента — в случае с уплатой подоходного налога (НДФЛ), НДС
08 Если требуется перевод средств в бюджетную организацию. К данному полю относятся те платежи, которые находятся в сфере уплаты страховки на травматизм по линии ФСС . Не относятся к данной области те суммы, которые уплачиваются по налогам, страховке и иным позициям, которые регулируют сотрудники налоговых инстанций
09 К данной категории относятся взносы по таким направлениям:
  • налогоплательщиков;
  • страховых взысканий — по линии ПФР , ФФОМС .

Обычно этот код используют индивидуальные предприниматели. Для нотариусов цифра меняется на 10, для адвокатов — на 11, а руководителей крестьянских хозяйств — 12

15 Если предприниматель выступает в качестве платежного агента. возникнуть может положение, когда составлено поручение на сумму, которая соответствует принятой от физических лиц
17 Для тех предпринимателей, которые являются участниками внешнеэкономической деятельности
18 Если есть обязательно по переводу таможенных платежей, но отсутствует факт декларации товара — то есть лицо-плательщик не является декларантом
20 Если предприниматель берет на себя функции агента и создает распоряжение по денежным переводам для нескольких сумм физлиц
21, 22 Первая цифра относится к ответственному участнику консолидированной группы, а следующая — к простому участнику КГН
24 Вносит тот плательщик, который является физлицом и направляет средства по страховкам, налогам и другим суммам для бюджета России
26 Плательщик выступает в качестве учредителя или участника по должнику. индивидуальный предприниматель играет роль третьего лица. В ходе действия осуществляется погашение всех долговых требований в области обязательных платежей. Относится только к тем суммам, которые внесены в реестр рассмотрения дела по банкротству
28 Выступает в качестве получателя по международным отправлениям (в рамках почтового сообщения) по программе ВЭД

Как выглядит образец заполнения (пример)

Поле с реквизитом 101 отмечено красным. Именно туда вносится информация относительно статуса составителя.

Вместо указанной цифры проставляют необходимую, согласно классификации, формулировку. Заполненный бланк можно рассматривать в качестве помощи к составлению.

В него обязательно нужно включать верно прописанные коды. понадобится информация такого порядка:

  • статус плательщика;
  • ИНН и КПП того, кто совершает проплату;
  • ИНН и КПП получателя, кто выступает получателем;
  • какова очередность платежки;
  • КБК, ОКТМО и основание для проведения суммы;
  • за какой период осуществляется уплата величины;
  • номер бланка и дата его составления;
  • тип и назначение финансовой операции.

Видео: про бизнес

Что делать при совершении ошибки

Важно верно указать и несколько специфических позиций. Из-за длинных кодов нередко случаются проблемы с направлением финансов.

Чаще всего происходят такие ситуации:

Ситуации относительно таких позиций чаще всего происходят в таких полях как:

  • номер счета Федерального казначейства;
  • название банка, который выступает получателем средств.

Остальные варианты опечаток и описок не являются критичными. В любом случае финансы поступят по указанному адресу. Но важно вовремя заметить неверные моменты.

Ведь их нужно исправить, чтобы избежать штрафов. Разные ситуации приводят к тому, что будут существовать сложности с распределением средств.

К примеру, если ошибка произойдет на уровне поля 101, то могут быть высокие суммы по наказанию за нарушение порядка.

Так, если в поле вместо статуса под кодом 02 — налоговый агент, указать 01 — налогоплательщик, то произойдет:

  • переплата у стороны налогоплательщика;
  • недоимка в области налогового агента.

Дело в том, что налоговая инстанция ведет раздельную отчетность по данным двум категориям. Именно в связи с недоимкой показателей и будет начислен штраф.

Для того, чтобы не допустить установления таких санкций, стоит совершить следующие действия:

В кратчайшие сроки подается заявление в ФНС В то отделение, по которому зарегистрирован плательщик, направляют запрос. В нем сообщают о допущенной ошибке
Нужно понимать, где все финансы, уплаченные налогоплательщиком Если они размещены в составе бюджета Казначейства России, то достаточно будет перевести их на нужный счет погашения. На основании заявки ФНС решает о допустимости переноса денег
По факту принятого действия, уведомляется налогоплательщик или агент Выделяется на такую процедуру не более пяти рабочих дней

Для подтверждения всех бюджетных манипуляций, возможна проверка со стороны инспекции. Сравнение проводят в плане расчетов и показателей казны.

При положительном решении налоговиков, все ранее начисленные пени аннулируются. Все положения относительно этого размещены в Налоговом кодексе России — в статье 45.

Оформление платежных поручений — важная часть функционирования предприятия. Для каждого вида уплаты по налогам, сборам предусматривается свой код в поле 101.

Из-за необходимости работы с большим количеством цифр, могут возникать ошибки. И потому важно знать, какие особенности заполнения бланка и выбора отдельных кодов.

Ведь даже в 2019 году есть ряд нововведений в отражении статуса составителя по оплате через банковскую организацию.

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

При формировании платёжных поручений все предприниматели сталкиваются с необходимостью заполнения поля 101, где указывается статус плательщика. В данной статье мы рассмотрим статусы плательщика в платежном поручении и что делать при совершении ошибки в указании статуса.

Статусы плательщика в платежном поручении: что указывать в статусе?

При заполнении поля 101 платёжного поручения необходимо руководствоваться Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н, где указаны все коды статуса плательщика:

Код статуса Пояснение
01 Налогоплательщик – юридическое лицо
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Индивидуальный предприниматель
10 Нотариус, занимающийся частной практикой
11 Адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее – организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов
24 Плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции
26 Физлица, юрлица по погашению требований к должнику

Дело в том, что в случае ошибок может быть зафиксирован факт неперечисления платежа получателю , а в данном случае получателем выступает бюджет. Таким образом, даже если списание денежных средств со счёта плательщика было произведено – на счёт получателя зачисление не происходит. В соответствие с Налоговым Кодексом в данном случае налог считается неуплаченным, что чревато для налогоплательщика определёнными санкциями.

Во избежание недоразумений с ИФНС налогоплательщику необходимо выполнить следующее (ст.45 НК РФ):

  • внимательно проверить платёжное поручение на предмет ошибок;
  • в случае обнаружения ошибки написать заявление в налоговый орган, в котором необходимо уточнить статус плательщика. К заявлению необходимо приложить копию платёжного документа;
  • желательно провести сверку с налоговым органом по уплаченным налогам, по окончании которой составляется акт сверки, подписанный как налогоплательщиком, так и представителем ИФНС.

Как налоговые органы должны поступить в случае обнаружения плательщиком ошибки в статусе?

Налоговый орган после получения от налогоплательщика заявления с просьбой уточнить статус, основываясь на ст.45 НК РФ, предпримет следующие действия:

  • потребует от банка копию платёжного поручения, на основании которого было произведен перевод денежных средств. В данном случае банк не имеет права отказать в предоставлении данного документа в 5-дневный срок;
  • после проведения проверочных мероприятий будет принято решение об уточнении даты платежа;
  • в 5-дневный срок после принятия решения ИФНС оповестит о нём налогоплательщика.

Особенности статуса плательщика для ИП

Необходимо чётко понимать, что в платёжном поручении в разделе 101 указывается статус юридического или физического лица, оформлявшего данный документ. Что касается индивидуальных предпринимателей, то в приказе № 107-Н, которым необходимо руководствоваться при заполнении платёжки, фигурирует 2 кода – 09 и 14.

Например: Индивидуальный предприниматель Бартенев Артём Олегович при уплате страховых взносов формирует 2 платёжных поручения:

  • платёжное поручение с указанием статуса 09 (уплата страховых взносов лично за себя);
  • платёжное поручение с указанием статуса 14 (уплата страховых взносов за сотрудников, работающих на его предприятии).

Статус 01, 08, 09, 14

В 2017 году страховые взносы переданы налоговым органам, которые будут регулировать их исчисления и уплаты. В связи с этим у руководителей и бухгалтеров возник вопрос, касающийся заполнения раздела 101 платёжного поручения. Если до 2017 года при уплате страховых взносов указывался код 08, то при заполнении платёжки с 1 января 2017 года ФНС рекомендует указывать следующие статусы:

Таким образом, в 2017 году при формировании платёжного поручения в разделе 101 код 08 не указывается.

Что со статусом 08

Заполненный образец платёжного поручения со статусом

0401060
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
02
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 18 11.03.2017
Дата Вид платежа
Сумма
прописью
Три тысячи сто рублей 08 копеек
ИНН 663312345 КПП 663301001 Сумма 3100-08
ООО «АБВ»
Сч. № 40702810094000009876
Плательщик
ПАО «УБРиР» БИК 044030002
Сч. №
Банк плательщика
Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург БИК 044030001
Сч. №
Банк получателя
ИНН 7820027250 КПП 782001001 Сч. № 40101810200000010001
УФК по г. Санкт-Петербургу
Вид оп. 01 Срок плат.
Наз.пл. Очер.плат. 5
0
Получатель Код Рез.поле
18210102010011000110 40307000 ТП МС.02.2017 0 0
НДФЛ за февраль 2017 года.
Назначение платежа
Подписи Отметки банка
Иванова
М.П.
Петрова

Распространённые ошибки при определении статуса

Несмотря на достаточно понятное пояснение к заполнению раздела 101 платёжного поручения, всё же ошибки допускаются.

Ошибка Пояснение Как правильно?
При перечислении НДФЛ за сотрудников указывается код 01 В случае уплаты НДФЛ за наёмных работников организация выступает в роли налогового агента Указывается код 02
При уплате страховых взносов за наёмных работников индивидуальный предприниматель указывает код 09 В данном случае предприниматель выступает в качестве лица, выплачивающего доход физическим лицам. Если уплата страховых взносов «на травматизм», то указывается код 08, во всех остальных случаях – 14
Индивидуальные предприниматели через запятую указывают коды 09, 14 Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н Необходимо указывать только один код: 09 или 14. Формируются две платёжки.

Вопросы и ответы

Вопрос №1 . Как можно узнать о том, что в платёжном поручении допущена ошибка?

Ответ: В действительности ошибка обнаруживается несколькими путями:

  • при внимательном изучении платёжки ошибку можно обнаружить самостоятельно;
  • платёжное поручение может вернуться из банка неисполненным;
  • пришло письмо из налогового органа или какого-либо фонда, содержащее в себе требование об уплате.

Вопрос №2 . Какой срок установлен налоговому органу для принятия решения после получения заявления налогоплательщика о допущенной ошибке в платёжном поручении?

Ответ: К сожалению, законодательством такой срок не установлен, но, как правило, для вынесения решения налоговому органу требуется не более 5 дней.

Вопрос №3. Я являюсь индивидуальным предпринимателем, но у меня работают люди. Какой код в разделе 101 платёжки при уплате НДФЛ мне необходимо проставлять?

Ответ: Вы являетесь налогоплательщиком, производящим выплаты физическим лицам (заработную плату), поэтому при формировании платёжного поручения в разделе 101 ставится код 14, но при условии, что Вы формируете платёжное поручение для уплаты НДФЛ для своих сотрудников.

Вопрос №4. Какой статус необходимо указать при оплате земельного налога?

Ответ: Если земельный налог уплачивает организация, то указывается статус 01, если индивидуальный предприниматель, использующий землю для ведения своей предпринимательской деятельности, – 09, если физическое лицо, не использующее земельный участок в качестве средства получения прибыли – 13.