Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)
Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)
Обществознание
На первый взгляд ничего не поменялось – в этом году ученики увидят такую же формулировку задания №28, что и прежде. Однако изменились критерии оценки – они стали конкретнее и строже. Количество максимальных баллов теперь 4 (раньше было 3), а вместо вычитания балла за ошибки будет практиковаться начисление баллов за отсутствие ошибок. Критерии изменились следующим образом:
Работая над этим заданием, важно учесть одно противоречие в системе оценки. В рекомендациях ФИПИ указано не засчитывать пункты плана, имеющие абстрактно-формальный характер. При этом в образце плана ФИПИ использована абстрактная формулировка «Понятие политической партии». Как бы то ни было, для получения высокого балла лучше избегать формулировок, которые не отражают специфику темы.
Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ по обществознанию. Ко всем заданиям приводятся ответы.
Составление плана – это метапредметное умение, которым нужно владеть для успешной сдачи ЕГЭ. Опытные авторы корпорации «Российский учебник» в своих учебных программах помогают сформировать нужные навыки по следующим этапам:
Читайте и смотрите также:
По статистике, в ЕГЭ по обществознанию задание №28 является одним из самых сложных для учеников. Набрать максимальное количество баллов позволят понимание требований и продуманная последовательная подготовка.
Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.
Гусарова Людмила Чеславовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ «СОШ №12»
В структуру экзаменационной работы с 2010 года включено задание - составить план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами.
Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Как составить план ответа по заданной теме?
Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания. Элементы содержания обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые докладчик раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.
Существуют две разновидности задания 28.
Первая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае составление плана целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.
Например, задание 28: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «экологический кризис» и «глобальные проблемы», так как экологический кризис - лишь одна из глобальных проблем. Следовательно, именно с понятия «глобальные проблемы» нужно начинать раскрытие обозначенной в задании темы.
Назывная форма плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о глобальных проблемах.
2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
б) потребительское отношение к природе;
4) Проявления и последствия экологического кризиса.
5). Пути преодоления экологического кризиса:
б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;
Вопросная форма плана раскрытия данной темы:
1) Что такое глобальные проблемы?
2) В чём заключается сущность экологического кризиса? Какова его связь с другими глобальными проблемами?
3) Каковы причины экологического кризиса?
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.
4) Каковы проявления и последствия экологического кризиса?
5) Каковы пути преодоления экологического кризиса?
а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Тезисная форма плана раскрытия данной темы:
1) Глобальные проблемы - совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации.
2) Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу. Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:
а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;
б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);
в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.
3) Причины экологического кризиса:
а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;
б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.
4) Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:
а) преодоление потребительского отношения к природе;
б) создание безотходных производств;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут).
Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме. Пример: «Деятельность как способ существования людей»:
1. Понятие деятельности.
2. Отличия деятельности человека от поведения животных.
3. Структура деятельности:
а) цель
б) средства
в) действия
г) результат
4. Основные виды деятельности:
а) практическая
б) духовная
5. Роль деятельности в жизни общества и человека.
Есть ли модель для составления плана?
Главное - мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:
Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.
Алгоритм составления плана по теме:
1. Понятие, сущность …
2. Характерные черты (признаки):
а)
б)
в)
3. Важнейшие задачи, основные функции:
а)
б)
в)
4. Формы, типы, виды классификации:
а)
б)
в)
5. Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
6. Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.
Своим учащимся я в конце урока после изучения темы даю обычно задание 28 - используя учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Сначала составляем вместе, затем разбираем составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года: переработана система оценивания задания 28; максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Задание 28 (демоверсия КИМ ЕГЭ - 2018): Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Как видим, формулировка задания осталась прежней. Выпускник, как и раньше должен выполнить следующие действия:
Система оценивания задания 28, как и КИМ ЕГЭ 2015-2017 гг., состоит из двух частей.
Первая часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень обязательных пунктов.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается:
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.
4. Классификация политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах (Мне кажется, оптимальный вариант ответа - составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме).
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Как видно, из приведённой первой части критериев изменения коснулись формулировки позиций о наличии пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу. Предложена более простая формулировка - через «наличие пунктов», а не через их «отсутствие», как было в предыдущей редакции.
В новой редакции сохранилось указание на то, что упомянутые в примерном ответе пункты плана могут быть представлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Вторая часть включает в себя универсальные критерии оценивания задания.
Формальные изменения коснулись, прежде всего, структуры (отказ от сложносоставной системы оценивания, основанной на взаимосвязи трёх аспектов в пользу оценивания задания по трём самостоятельным критериям) (по таким критериям оценивается задание 29).
Итак, составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2; 28.3).
Критерий 28.1 - раскрытие темы - связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Этот критерий 2-балльный. Максимальный балл выставляется в ситуации, если план содержит два таких пункта и один из них детализирован в подпунктах. Если план содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу, и этот пункт детализирован в подпунктах, то выпускник получает 1 балл. Все иные ситуации оцениваются 0 баллов.
Критерий 28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.
Критерий 28.2 - количество пунктов плана - связан с требованием задания о том, что план должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Соответствие этому требованию оценивается 1 баллом, все иные ситуации - 0 баллов.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Чтобы более точно дифференцировать выпускников, введён критерий 28.3 - корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, - в соответствии с которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.
Тренинг:
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательная система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятие избирательной системы.
2. Компоненты избирательной системы:
а) избирательное право;
б) избирательный процесс.
3. Основные принципы демократического избирательного права:
а) равенство;
б) всеобщность;
в) тайное голосование;
г) непосредственность;
д) состязательность;
е) свобода выборов.
4. Стадии (этапы) избирательного процесса:
а) назначение даты выборов;
б) образование избирательных округов и участков;
в) формирование избирательных комиссий;
г) составление списков избирателей;
д) выдвижение и регистрация кандидатов;
е) предвыборная агитация;
ж) голосование и установление результатов;
з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.
5. Типы избирательных систем:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).
6. Особенности избирательной системы Российской Федерации.
Литература:
Итак, Вы проработали очередную тему и хотите проверить себя? Нет ничего лучше, чем попытаться построить сложный план — сделать задание 35. Мы на то, что работа с заданием 35 — самый эффективный способ повторения материала. Берите формулировку кодификатора, и стройте свой план! Например «Социализация индивида».
Вот Вам пример плана:
35. «Социализация индивида» .
1. Понятие «индивид»
2. Признаки личности:
— мировоззрение
— сознание
— статусы и роли
3. Институты социализации:
— церковь
4. Агенты социализации:
— родители
— священники
— учителя
Итак, смотрим в план.
1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как , советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.
2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — . Все наши пункты раскрывают это понятие.
3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с , а закончили (итогом социализации индивида).
4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.
5. Показываем понимание конкретики: , школа, родители.
6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, соответствуют : семья — родители, церковь — священники.
7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.
Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) человека 2) (вид по ) 3) Их реализация.
В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!
Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:
1. Понятие «потребность»
2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:
а) физиологические
б) экзистенциальные
в) социальные
г) престижные
д) духовные
3. Престижные потребности:
а) власть
б) богатство
в) карьера
4. Способы реализации престижных потребностей:
а) вступление в политическую партию
б) занятие предпринимательской деятельностью
в) прохождение курсов повышения квалификации
Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!
И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.
А теперь задание для самостоятельной тренировки:
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе
Обществознание очень популярный предмет среди тех, что школьники выбирают для сдачи на ЕГЭ. Поэтому количество людей, которым будет интересна тема подготовки к данному предмету, довольно большое. В данной статье, вам будет предложен примерный план подготовки к ЕГЭ по обществознанию .
Если вы начнете готовиться к ЕГЭ заранее и подойдете к этому процессу серьезно, то результат точно будет. В этом экзамене нет ничего страшного, особенно если вы будете уверены в своих знаниях.
Редакция "сайт"
Вы все еще не прорешали выложенные ФИПИ тексты досрочного ЕГЭ по обществознанию 2014? Сделайте это поскорее, так как есть очень высокая вероятность, что именно эти варианты или часть заданий из них будет в КИМах на реальном ЕГЭ. Это задания из закрытого сегмента ФИПИ!
В нашей группе
мы уже начали разбирать эти задания. Примеры наших разборов реальных вариантов ЕГЭ 2013 . Напомним, что в своей работе мы прежде всего применяем «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ» , опубликованные ФИПИ для экспертов ЕГЭ.
Для Вас эксперт ЕГЭ проверит:
Примеры и качество наших разборов Вы можете оценить на стене нашей группе
, а также и и
Также мы готовы помочь Вам с разбором вариантов ЕГЭ по истории. Мы готовы предложить Вам разбор:
Примеры и качество наших разборов по истории Вы можете оценить: и
Мы можем разобрать для Вас как тот вариант, ответы на который пришлете Вы, так и выслать Вам произвольный вариант для решения. Мы рекомендуем Вам при этом решать тесты, которые Вы присылаете для разбора максимально самостоятельно. Прежде всего - для объективной оценки Ваших знаний по предмету.
Обратимся к одному из самых сложных по мнению выпускников и э заданий части С — сложному плану 28. В от пользователя группе
Savdat Mamaeva http://vk.com/sudatka мы просили Вас попробовать построить сложный план на тему «Содержание и формы
(виды) духовной деятельности»
. Предлагаю посмотреть на ответ выпускницы и оценить его с помощью рекомендаций ФИПИ. Также попробуем построить наиболее оптимальную схему этого плана, вспомнив основные правила выполнения этого задания.
Напомним, как полностью звучит задание:
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Содержание и формы (виды) духовной деятельности» . Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Если Вы сразу столкнулись со сложностями при обдумывании задания, обратитесь к нашему видео-уроку
Вот ответ выпускника:
1) определение понятия «духовная деятельность»
2) классификация духовной деятельности по содержанию:
а) религия
б) наука
в) культура
3) виды духовной деятельности:
а) народная
б) массовая
в) элитарная
Сразу отметим фактические ошибки: 1. Понятия «духовная деятельность» и в) культура равноценны. 2. Народная культура, массовая и — не виды духовной деятельности, конечно. Это ее
В принципе, эти ошибки сразу перечеркивают работу, эксперт выставляет 0. Выпускник не понимает основных теоретических аспектов предложенной темы.
То есть, единственное, что можно выделить в данном плане, это следование выпускником требуемой структуре. 3 пункта, 2 из них раскрыты, но, увы и ах, содержательно наполнены не верно!
Посмотрим на еще один план подписчика нашей группы на эту тему:
Вот здесь претензий не будет. Мелкая помарка в пункте 3 (еще раз понятие) не существенна. Это описка, не искажает смысл пункта. В этом ответе мы видим не только требующиеся элементы, составляющие первые три пункта:
Кроме того, 4м пунктом закрепляется, что очень важно, их взаимосвязь. Ведь проявляется для нас духовная культура именно в своих институтах (областях, как выразился автор плана).
Таким образом, данный план, безусловно, соответствует всем критериям и рекомендациям для оценивания ФИПИ, что позволяет оценить его на максимальный балл — 3.
Давайте приведем взгляд ФИПИ на это задание. Как оно видится, как говорится, со стороны проверяющих?
План — четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
С помощью данного задания проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.
Несколько примеров работы экспертов над заданиями С8, выполненными на ЕГЭ 2013 года. Тема плана «Научное познание».
Перед нами самая распространенная схема ПЛОХОГО плана. Это сборная солянка, выпускник кидает в топку ЕГЭ все свои хаотичные знания по данной теме. Мы видим смешение форм и видов познания. Все теоретические ошибки сочетаются с «абстрактными пунктами», не содержащими никакой конкретной информации об объекте плана: 4. Характеристика научного познания. Оценка , как видим 0.
А какой план будет оценен высоким (максимальным) баллом? Должен ли он быть большим по объему или нет? Оказывается, главное соблюдать критерии. Впрочем, как и при решении любых заданий ЕГЭ. Давайте посмотрим на планы на ту же тему, оцененные максимальным баллом.
Вот пример максимально развернутого плана. А вот — минимально требуемого:
И оба заслужили от экспертов высший балл.
1. Максимально соблюдайте требуемую структуру задания: «не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах».
2. Не допускаем «абстрактных формулировок» пунктов (характеристика) без конкретизации.
3. Не допускаем грубых теоретических ошибок, ведь это, прежде всего, теоретическое задание.
4. При решении составных планов (дается несколько взаимосвязанных явлений) Ваша план должен завершаться именно их связью, влиянием между собой, друг на друга.
5. Пользуйтесь проверкой своих заданий от эксперта ЕГЭ.