Роль и функции государственных финансов. Государственные финансы, их функции и структура

Роль и функции государственных финансов. Государственные финансы, их функции и структура


Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой системы государства. Через них государство влияет на экономическое и социальное развитие страны в целом, отдельных ее регионов и социальных групп населения.
По своей экономической сущности государственные финансы - это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.
С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является основным объектом финансовых отношений. Субъектами государственных финансов, с одной стороны, является государство, с другой - население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы как основная сфера финансовой системы страны опосредствуют около 80 % всех финансовых ресурсов и охватывают разнообразные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
В состав государственных финансов входят такие звенья: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности; государственный кредит. По уровням государственные финансы подразделяются на: общегосударственные и местные (табл.5.1.).
Общегосударственные финансы формируют финансовую базу деятельности высших органов государственной власти и управления. Они предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы всего государства. Они являются инструментом влияния на социально-экономическое развитие страны. Общегосударственные финансы осуществляют распределение и перераспределение ВВП между отдельными регионами страны и отраслями экономики с целью сбалансированного их развития. Таким образом, общегосударственные финансы способствуют оптимизации территориального и отраслевого развития страны.
Местные финансы - это финансовая база деятельности местных органов власти и управления. Основное назначение местных финансов состоит в обеспечении финансовой независимости местных органов самоуправления. Местные финансы обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и их внутритерриториальное перераспределение.
Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Их необходимость обусловлена тем, что при любом типе экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, с учетом объективных причин. К этим потребностям относятся, в частности, структурное преобразование экономики, защита внешней среды, обороноспособность, правопорядок, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и др.
Исходя из этого, государство строит свою финансовую политику, определяя уровень вмешательства в хозяйственную деятельность производственных структур и социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая часть ВВП должна сосредотачиваться в государственных финансовых институтах.
Таблица 5.1.
Состав государственных финансов
.
Уровни
Звенья
Бюджет
государства,
в т.ч. Внебюджетные
целевые
фонды
в т. ч. Государственный
кредит
в т.ч. Финансы
государств.
сектора
в т.ч.
Общегосу-
дарственные
финансы

Государст-
венный бюджет
Общегосудар-
ственные
фонды
Государствен-
ные
займы Финансы
государств.
предприятий
и организаций
Местные
финансы

Местные
бюджеты
Региональные
фонды
Местные
займы Финансы
коммунальн.
предприятий
и
организаций
Впервые функции государства и государственных финансов в условиях рыночной экономики были сформулированы американским ученым- экономистом Ричардом Масгрейвом в работе (1978г.). Таких функций три:
Предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и услуг, то есть - осуществляется распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокационная функция).
Корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция).
Поддержка высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).
Алокационная фукция. Государство может влиять на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов с помощью таких способов:
обоснование и осуществление права собственности;
прямое предоставление государством определенных благ, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов (например, строительство и эксплуатация дорог и других объектов инфраструктуры, государственные заказы на осуществление научных исследований);
использование налогов и сборов как инструмента управления производством или потреблением (налоговые льготы для инвестиций по охране окружающей природной среды, сборы за очистку воды)
государственные субсидии предприятиям (вместо налоговых льгот), удешевление кредитов за счет бюджетных средств, предоставление общественных благ по ценам ниже себестоимости;
другие.
Дистрибутивная функция. Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при проведении мероприятий относительно предоставления государственной помощи незащищенным слоям населения, при формировании налоговой политики. При этом могут быть использованы следующие элементы:
налоги как инструмент перераспределения (в форме прогрессивного налога на доходы, налоги на имущество);
прямое предоставление общественных благ без участия пользователя в расходах (образование, государственная система здравоохранения);
предоставление различных видов денежной помощи, стипендий студентам, субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг;
административное регулирование минимальной заработной платы, введение обязательного социального страхования;
другие.
Стабилизационная функция. Государство осуществляет мероприятия, направленные на более эффективное использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабилизацию цен. Инструментами обеспечения стабилизационной политики являются:
изменение объемов и структуры государственных расходов;
изменение видов и ставок налогов и сборов, тарифов;
мероприятия в сфере государственного долга, изменение структуры государственного долга и источников его финансирования;
осуществление определенной политики заработной платы и занятости, решение проблем государственного сектора как работодателя;
другие.
Анализ теоретических концепций и практики промышленно развитых стран показывает, что в условиях рыночной экономики государство берет на себя решение тех задач, которые не могут быть решены частным сектором, или решаются им неэффективно. Поэтому государственный сектор является необходимым для того, чтобы общество оставалось жизнеспособным.
Государство корректирует неспособность рынка, предоставляя общественные блага и осуществляя мероприятия против негативных внешних влияний. В условиях некачественной конкуренции государство проводит политику защиты потребителя, организовывая предоставление соответствующей информации или вмешиваясь в процессы формирования цен частными производителями монополистами. Исходя из этого, сам факт существования государства можно рассматривать как.
Функционирование сферы государственных финансов характеризуется такими финансовыми категориями:
государственные доходы;
государственные расходы;
государственный кредит.

Классическим

Финансовый рынок не включает рынок...

товаров и услуг

47. Эмитентом краткосрочных облигаций является…

Министерство финансов РФ

Ценные бумаги, эмитентами которых являются акционерные общества и организации, называются __________ ценными бумагами

Корпоративными

49. На российском рынке ценных бумаг дилером может быть….

Только юридическое лицо

50.Услуги по хранению сертификатов ценных бумаг оказывают…

депозитарии

Ценной бумагой, содержащей письменное распоряжение плательщику уплатить указанную сумму, является

Вексель

52. Выпуск в обращение ценных бумаг называется…

Эмиссией

53. В соответствии с российским законодательством доля _________ акций в уставном капитале акционерного общества не может быть менее 75%

Обыкновенных

54. Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является…

Отсутствие географических границ

На самой облигации напечатана ________ цена, которая служит в качестве базы при дальнейших перерасчетах и при начислении процентов

Номинальная

Могут передаваться с помощью индоссамента __________ чеки

Ордерные

Начальное размещение ценных бумаг среди инвесторов осуществляется на _________ рынке ценных бумаг

Первичном

На рынке ценных бумаг _________ деятельность могут осуществлять и физические, и юридические лица

Брокерскую

Доходность государственных краткосрочных облигаций к погашению в основном зависит от

Размера купонов

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, называются

Дилерами

61. Если рыночная цена в момент эмиссии выше номинала, значит облигация размещается с…

Ажио

62. Облигации, дающие их владельцу право обменить их на акции того же эмитента, называют…

Конвертируемыми

Размещение ценных бумаг без публичного объявления среди заранее известного ограниченного крыга инвесторов предполагает ________ эмиссия

Закрытая

64.Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является то, что на них…

Работают только первоклассные участники сделок

Акция котируется на вторичном рынке ценных бумаг по _______ стоимости

рыночной

Государственные финансы

66. Роль государственных финансов максимальна в...

унитарном государстве.

67. К государственным финансовым ресурсам, мобилизованным на рынке, относится (относятся)...

эмиссия ценных бумаг.

68. На какие две группы Крижанич Ю. делит способы обогащения государства (конкретная формулировка)?

законные и незаконные;

69. За счет государственных финансов обеспечивается...

выполнение функций государства.

70. Эмиссию денег, регулирование наличного и безналичного платежного обращения, изъятие денег из обращения осуществляет...

Центральный банк РФ;

71. К государственным финансовым ресурсам, полученным в порядке перераспределения, относится (относятся)...

государственный кредит;

72. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости - это...

облигация;

73. Внешние займы предоставляются государству в форме...

межправительственных займов;

74. Этот метод управления государственным долгом предусматривает погашение основной задолженности и процентов по ней за счет средств, полученных от размещения новых займов

рефинансирование.

75. Из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде, состоит _________________ государственный долг.

текущий;

76. Государственный кредит не выполняет ___________ функцию.

коммерческую.

77. Государственный кредит является частью...

и финансовых, и кредитных отношений;

78. Международная ликвидность включает...

официальные валютные резервы стран, официальные золотые резервы стран, резервную позицию в Международном валютном фонде;

79. Погашение задолженности за счет средств, полученных от размещения новых займов, называется ______________государственного долга.

рефинансированием;

80. Источником выплаты долга по государственному кредиту является (являются)...

бюджетные средства;

81. Временное приостановление платежей по государственному долгу - это...

дефолт;

82. Субъектами государственного кредита выступают...

только юридические и физические лица.

83. Изменение условий займа с целью уменьшения выплат по государственному долгу или их отсрочки

рефинансирование;

84. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет...

Правительство РФ.

85. Основную задачу реализации - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней – имеет _________функция налогов.

регулирующая.

86. К основным налоговым доходам федерального бюджета относят...

водный налог;

налог на добавленную стоимость.

87. Налоговое планирование - это...

метод законного снижения налоговых выплат;

88. Сумма налога на игорный бизнес зачисляется в...

местный бюджет.

89. Основными задачами современной налоговой политики РФ являются...

совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

оптимизация налоговых льгот и преференций.

90. Позволяет формировать, использовать и распределять доходы различных групп населения _______функция налогов.

регулирующая;

91. Объектом налогообложения при исчислении земельного налога являются...

земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований;

92. К собственным государственным финансовым ресурсам относится (относятся)...

налоги;

93. Территориальные финансы решают вопросы финансирования...

специализированного образования.

94. Источником финансирования дефицита местного бюджета не может быть...

продажа золотовалютных резервов;

95. Контроль за использованием средств территориальных денежных фондов осуществляет...

Министерство финансов региона.

96. В состав территориальных финансов РФ входит...

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ .

Государственные финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов - составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет - форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП , контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;


3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма , позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета - возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно расширено содержание государственных финансов. Еще 5 - К) лет назад государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 - 80 %) и значительно менее существенная доля - на субнациональном уровне.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых - государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень - муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.

Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе. Поэтому каждая страна имеет «свои» государственные финансы, отражающие особенности «своего» государства. Так, в феодальной Франции государственная власть не отделялась от королевской, и финансы государства являлись финансами короля. На свое содержание французский король Генрих IV (1554-1610 гг.) расходовал около половины доходов. А расходы короля Людовика XIV (1643- 1715 гг.) достигли такого уровня, что он запретил о них говорить, сделал их государственной тайной. С развитием общества изменяются функции государства, а отсюда - и его роль в жизни общества. На отдельных этапах развития государство может аккумулировать в своих руках до 50-60 % всех доходов общества, на других - ограничиться 10-15 %. В одних странах государство выполняет не только политические функции, но и является непосредственным организатором экономического развития, в других вмешивается в экономику эпизодически, в исключительных случаях. Поэтому совершенно очевидно, что в первом случае государство должно обладать значительно большими финансами, чем во втором.

В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

II. Функции государственных финансов.

Обычно функции государственных финансов возникают на основе экономических функций государства, к которым традиционно относят следующие:

1) охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов; 2) защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;
3) обеспечение возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
5) сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);
6) производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

5. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Решающее значение имеют следующие функции:

Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).

Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Рис 1. Основные функции государственных финансов.

Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис.2. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

III. Структура государственных финансов.

Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти.Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансового регулирования государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.


Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

    распределительная

    контрольная

    регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

    Федеральный бюджет;

    Бюджеты субъектов Российской Федерации;

    Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)

    Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

23. Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.

24. Бюджетный процесс - это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Этапы бюджетного процессаСоставление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса - бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет , и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год - это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

25. Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Бюджетные отношения включают: 1) отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; 2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

26. Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    формы и методы налогового контроля;

    ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.