Ревизия отличается от аудиторской проверки тем что. Отличие аудита от государственного финансового контроля

Аудит представляет собой некий вид экономического контроля, но в отличие, например от ревизии его понятие намного шире, ведь он обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности.

Основным и, пожалуй, самым важным отличием аудита от других видов контроля является то, что помимо проверок, аудиторская деятельность включает в себя ведение и восстановление бухгалтерского учета, обучение, консультации по вопросам ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

Для того чтобы наглядно показать различия аудита и других видов экономического контроля, рассмотрим их на примере аудита и ревизии. Хотя эти два вида контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия имеют много общего, так же имеются и различительные особенности.

Отличия аудита от ревизии:

1. Аудит отличается от ревизии по целям. Основной целью аудита является выражение мнения по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказание консультационных услуг, а целью ревизии является выявление недостатков, их устранение и наказание виновных лиц.

2. Аудит отличается от ревизии по характеру своей деятельности. Аудит является предпринимательской деятельностью, а ревизия исполнительской, которая выполняется по распоряжению свыше.

3. Аудиторская проверка осуществляется добровольно на основании заключаемых договоров, а ревизия является принудительной.

4. При аудиторской проверке оплату производит экономический субъект, а при ревизии оплату производить вышестоящее звено или же государственный орган.

5. Основной задачей аудита является улучшение финансового положения аудируемго лица, привлечение кредиторов и инвесторов, а задачей ревизии является сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

6. Недобросовестное проведение аудита грозит аудитору существенными материальными санкциями, а ревизор, недобросовестно проводящий проверку, несет определенную законом ответственность.

7. По итогам проведения аудиторской проверки выдается аудиторское заключение подписанное аудитором и руководителем аудиторской фирмы. Отчет передается руководителю аудируемого предприятия, а третьим заинтересованным лицам передается лишь итоговая часть заключения. При ревизии акт подписывают обе стороны и, являясь односторонним, он передается вышестоящей организации.

Исходя из всего вышеперечисленно, становится понятно, что аудит намного демократичнее ревизии, хотя от него как и от ревизии не всегда можно уклониться. Но, несмотря на это аудитора всегда можно выбрать по своему усмотрению и при необходимости заменить.

Если вы решили провести аудиторскую проверку на своем предприятии, то предлагаем вам обратиться в компанию ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит». Специалисты нашей компании, имеющие квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты), вот уже на протяжении более 20 лет предоставляют широкий комплекс услуг необходимый для качественного проведения всех видов аудиторских проверок.

Мы не только проведем качественную аудиторскую проверку вашего предприятия, но и в строго оговоренные сроки представим отчет о результатах ее проведения и дадим все необходимые рекомендации, которые будут направлены на устранение выявленных недостатков, что позволит вам повысить эффективность ведения бизнеса!

Правило определ аудит деят-ть как предприни.деят-ть аудиторов (аудит фирм) по осущ-ию независимого вневедомственн.проверок бух отчет-ти, первичн докум-ии, налогов деклараций и др док-тов, а также по оказанию аудиторск услуг (постановка и восстан-е бух учета, составление фин отчет-ти и налогов деклараций, трансформ-я отчетности в иные стандарты, учет и анализ фин-хоз деят-ти, оценка активов и т.д.)

Осн.целью аудита явл установление достоверности бух.отчетности экон.субъектов и соотв-е с соверш-ых ими фин-хоз операцияй нормативн документам.

От гос.ревизии аудит принципиально отличается свободой выбора форм и методов проверки исходя из требований закон-ва и условий договора с провер-мым субъектом.

Аудитор проводит проверки с целью получения прибыли, но при этом он может принимать на себя риски иимущественн ответ-ть за результаты проверки.

Разница между аудитом и ревизией

Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;

Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;

Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.

    Этапы проведения проверок.

Процесс организации ревизионн работы предусматр.след этапы:

1. подготовка ревизий

2. орг-ция и непосредств проведение ревизий на объекте

2.1. прибытие на объект и предъявление полномочий на проведение проверки в виде удостоверения и предписания на проведение проверки,

2.2. личное ознакомление с объектом,

2.3. проведение инвентаризации МЦ и ден ср-в,

2.4. непосред-я документарн проверка хоз операций

3. систематизация мат-лов ревизии и оформление результатов,

4. реализация мат-лов ревизий на подконтрольн объекте и информирование органов, назнач-х ревизию. При необход-ти напр-е мат-лов ревизий в следственн органы.

5. орг-я контроля за выполнением решений, принятых по рез-там ревизии. При наличии нарушений на проверяемом предприятии издается указ об устранении нарушений и наказании виновных лиц.

Подготовка к ревизии начинается с приказа рук-ля, назнач-го ревизию. В приказе указ-ся проверяемое подразделение, проверяемый период, сроки проведения ревизии, рук-ли ревизии и состав ревизионн группы. Для кажд из членов ревизионн группы м указ-ся конкр объекты и сроки проверки.

До начала проверки, указ в приказе, идет подготовка ревизионн группы, кот должна:

Изучить все имеющ-ся док-ты, относ-ся к орг-ии: бух док-ты, акты предыд проверок и т.д.

На этом этапе необход выявить имеющ-ся недостатки с целью их уточнения в ходе ревизии. После этого рук-ль составл программу ревизии, где указ-ся заранее для каждого участника: провер-ый участок, вопросы, сроки проверки и т.д.

В день начала ревизии согл приказу ревизионн бригады д приступить к ревизии.

По прибытии провер-й бригады на предприятие рук-ль предост приказ на проведение ревизии рук-лю провер-мой орг-ии, кот обязан провести совещание с рук-ми отделов и служб, на кот известить о начале ревизии, ее целях, сроках и т.д. и представить членов ревиз бригады. После этого бригада начинает проверку в соот-ии с устан-ми для каждого заданиями.

К примеру, в1-ю очередь проводится ревизиякассы. После чего провер-ся сохранность мат ценностей и ср-в. После инвентаризации проводится документарная ревизия.

Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансового контроля, осуществляемого государственными контролирующими органами. Можно выделить следующие отличительные признаки аудита от государственного контроля.

Целевой признак. Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных хозяйственных операций законодательству. Аудитор разрабатывает рекомендации по исправлению допущенных ошибок и предупреждение фактов нарушения законодательства в будущем.

Ревизии, осуществляемые государственными органами, проводятся с целью обеспечения мобилизации и рационального и эффективного использования финансовых ресурсов страны в производственных и непроизводственных сферах.

  • - Информационный признак. Аудиторская деятельность, как правило, гарантирует конфиденциальность информации сохранность коммерческой тайны. Ревизии, проводимые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций.
  • - Организационный признак. Аудит носит инициативный или обязательный характер. Проверка проводится по инициативе руководства организации и оформляется договором на проведение аудита. Обязательный аудит проводится ежегодно. Ревизии проводятся на основании приказа ревизионного органа и взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер.
  • - Аудит является платной услугой, государственный контроль проводится на бесплатной основе.
  • - Документально-результативный признак. По результатам аудита оформляется аудиторское заключение, а по результатам ревизионной проверки, проводимой органами государственного контроля, составляется акт ревизии деятельности организации.

Аудит отличается от государственного финансового контроля.

Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом:

направленность деятельности в аудите - оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения. аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия - административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства. В аудите управленческие связи горизонтальные добровольные, а при ревизии - вертикальные в порядке назначения.

Задачи аудита - способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

Результаты аудиторской проверки: аудиторское заключение и рекомендации для клиента.

Результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов.

Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета.

Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Эксперт самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Законодательство РБ не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал такие слова как аудит или ревизия. Большинство людей считает, что эти понятия идентичны, а потому они преследуют одинаковые цели. Однако профессионалы финансовой сферы знают основные отличия, которые существенным образом разделяют эти два понятия. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе более подробно.

Определение

Аудит представляет собой оценку деятельности компании с разных сторон, таких как финансовая, производственная, техническая, проектная, энергетическая, ресурсная. Таким образом, существует несколько направлений аудита, каждое из которых сосредоточено на оценке определенной сферы деятельности предприятия. Аудиторскую деятельность проводят внешние специализированные аудиторские фирмы и контролирующие органы, сотрудники которых обязаны иметь профессиональное образование и соответствующий опыт работы. По итогам проведения анализа составляется аудиторское заключение по установленному образцу.

Ревизия является частью финансового аудита, основная цель которой — проверить законность проводимых финансовых операций в компании и их правильное отражение на счетах бухгалтерского учета. Ревизию проводят как независимые контролирующие органы, так и сотрудники, входящие в штат компании. Анализу подвергаются первичные бухгалтерские документы, денежные средства, имущество, ценные бумаги, разнообразные формы отчетности. Ревизия, проводимая собственными силами компании, позволяет выявить и устранить в будущем недостатки, которые возникают в ходе осуществления сотрудниками своей работы. Эта деятельность способна повысить эффективность внутреннего контроля на предприятии.

Сравнение

Таким образом, можно сказать, что аудит является более широким понятием, нежели ревизия. Он затрагивает все сферы компании, а его результаты отражают общую картину деятельности фирмы. В итоге они могут повлиять на стратегические решения, принимаемые руководством, например, на изменение политики компании, внедрение современных технологий энергосбережения, привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, разработку новых проектов. Ревизия обладает узконаправленным действием, изучая лишь финансовую сторону. Ее результаты могут быть использованы при принятии решений об имуществе и обязательствах компании, разработке финансовой политики, устранении ошибок, возникших при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.

Выводы сайт

  1. Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;
  2. Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;
  3. Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.

Классификация ревизий

По принципу организации ревизии классифицируются на пла­новые и внеплановые. Плановыми называются ревизии, выполняе­мые в сроки, установленные планом контрольно-ревизионной ра­боты на текущий год. Ревизии, не предусмотренные планом, назна­чаемые в исключительных обстоятельствах, называются внепла­новыми.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности структур­ных звеньев промышленности ревизии подразделяются на ком­плексные, некомплексные, тематические и сквозные.

Комплексной называется ревизия, при которой группа специа­листов вышестоящего органа управления и заинтересованных ор­ганов надведомственного контроля за установленный период времени и в соответствии с программой всесторонне проверяет экономическую, производственную и социальную деятельность предприя­тия. Такая ревизия дает возможность объективно, полно и пра­вильно оценить работу проверяемой системы.

С целью сокращения множественности проверок и дублирова­ния проверок одних и тех же участков экономической деятельности предприятий, а также повышения авторитетности, качества и действенности ревизий к их проведению ревизующие органы привлекают представителей местных органов надведомст­венного управления (финансовых, статистических, банковских и др.), т. е. прово­дят ревизию комплексно в одно время.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизо­ром (обычно специалистом по бухгалтерскому учету и финансам), при которой в основном проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. В промышленности такие ревизии проводятся на не­больших предприятиях с простой технологией производства, в до­школьных детских учреждениях и др.

Тематическими называются ревизии, назначенные для проверки состояния отдельных разделов (частей, участков) экономиче­ской деятельности подведомственных предприятий. Такие ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономиче­ской и социальной деятельности подведомственных предприятий, а также по требованию правоохранительных органов. Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия правильности образования и использования фондов поощрения», «Ревизия правильности ис­пользования фондов заработной платы и расчетов с рабочими и служащими» и др.

Сквозными называются ревизии, при которых проверяется дея­тельность управления организации и входящих в ее состав структурных производственных подразделений. Цель сквозной ре­визии - наряду с проверкой экономической дея­тельности производственных подразделений организации устано­вить качество управления их деятельностью.

Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исклю­чительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подведомственных структур­ных единиц со стороны вышестоящего органа управления.



Изучение существующей практики ревизии показало, что основными ее задачами являются:

1) осуществление контроля за выполнением требования документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;

2) совершенствование организации бухгалтерского учета и повышение его роли в рациональном и экономном использовании материальны, трудовых и финансовых ресурсов;

3) всестороннее изучение постановки учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью собственности организации;

4) установление полноты, своевременности отражения хозяйственных и финансовых операций в первичных документах, учетных регистрах и отчетности;

5) контроль за осуществлением мероприятий прогрессивных форм и методов учета;

6) оптимизация и автоматизация учетных работ.

Нормативная база по ревизию на сегодняшний момент очень устарело. Во многом этот момент определяется тем, что ревизия уступает место внутреннему аудиту. Порядок проведения ревизии регламентирует Письмо Минфина СССР от 14.09.1978 г. № 85 «О типовой инструкции «О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств». Отдельные отрасли регламентируют работу ревизионных аппаратов самостоятельными распорядительными актами. К таким документам относятся:

Приказ Минфина РФ от 14.04.2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ»;

Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».

Ревизия и аудит – два подхода к организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов.

Ревизия и аудит являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Между ними имеется много общего в организационных подходах к их проведению, а также используется общая база для контроля – проверяемая документация.

Однако между ними имеются и существенные различия. В основном это касается причин, на основании которых проводится проверка.

Ревизия – составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Основными задачами ревизии являются осуществление контроля за:

Ø соблюдением государственной дисциплины;

Ø экономным использованием государственных средств;

Ø сохранностью материальных и денежных ресурсов;

Ø правильностью постановки бухгалтерского учета;

Ø пресечением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписки.

Аудит – независимая проверка финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации экономического субъекта с целью получения выводов о финансовых результатах деятельности и имущественном положении проверяемого экономического субъекта.

Основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры (коммерческие банки, страховые организации, биржи, фонды и т.д.), а объектом – собственность акционеров и инвесторов.

Необходимо отличать понятия ревизия и аудит, используемые на сегодняшний момент.

Цель проверки внутреннего аудита близка к цели внешнего аудита и связана с оценкой достоверности отчетности. Но в отличии от внешнего аудита, где высказывается мнение аудитора по этому поводу, при внутреннем аудите необходимо подтверждение достоверности отчетности.

Следовательно, внутренний аудитор берет на себя ответственность за последствия в иной форме, чем внешний. Ошибки внутреннего аудитора, если они существенны, могут привести к отстранению его от работы или к другим административным решениям. Аналогичные ошибки внешнего аудитора могут вообще оставаться без последствий. И только при нанесении серьезного ущерба клиенту могут иметь место этико-экономические последствия в форме утраты его репутации или в форме соответствующих финансовых санкций по решению арбитражного суда.

Различаются и объекты проверки. Внутренний аудит выявляет все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение организации. Ревизия выявляет все, что нарушает действующее законодательство.