Регулирование денежного обращения в россии. Правовое регулирование денежного обращения

Регулирование денежного обращения в россии. Правовое регулирование денежного обращения

  • 7.Закон денежного обращения
  • 8.Скорость обращения денег
  • 9.Эмиссия денег и выпуск денег в хоз.Оборот
  • 10.Наличный денежный оборот
  • 11.Безналичный денежный оборот.
  • 13.Расчеты по инкассо
  • 14.Платежный кризис.
  • 15.Роль безналичных расчетов в коммерческой деятельности
  • 16.Государственное регулирование денежного обращения
  • 17.Сущность и типы денежных систем
  • 18.Основные элементы ден системы Денежная система рф – регулируемая федеральными законами и нормативными актами Банка России организация совокупного денежного оборота.
  • 19.Валютная система: сущность, элементы.
  • 20.Эволюция мировой валютной системы
  • 21.Валютный курс и особенности его формирования.
  • 22.Инфляция: сущность и причины возникновения.
  • 24.Денежные реформы: сущность виды и методы проведения
  • 25.Основные направления антиинфляц.Политики
  • 26.Основные функции и законы кредита
  • 27.Роль кредита в коммерческой деятельности
  • 28.Классификация осн форм кредита.
  • 30.Коммерческий кредит
  • 31.Международный кредит его сущность, осн формы.
  • 32.Сущность ссудного процента и факторы его определяющие
  • 33. Организация кредитного процесса в коммерческом банке (см рисунок)
  • 34. Кредитный договор: его сущность и содержание
  • 35. Основные способы обеспечения возврата кредита.
  • 36.Возникновение банковского дела..
  • 37.Роль банков в коммерческой деятельности
  • 38.Особенности функционирования банковской системы рф
  • 39.Кредитная система России.
  • 40.Структура банковской системы рф
  • 41. Небанковские кредитные орг.
  • 42. Правовое регулирование деятельности кредитных орг.
  • 43. Цели и задачи цб рф
  • 44.Правовой статус цб рф
  • 45.Организационная структура цб рф
  • 46.Функции цб рф
  • 47. Денежно-кредитная политика (дкп) цб рф, ее методы и инструменты.
  • 48. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики
  • 49. Классификация банковских операций.
  • 50. Основные и доп операции коммерч банков
  • 51.Активные операции коммерч банка
  • 52.Пассивные операции коммерч банков
  • 53. Банковская система сша
  • 54.Банковская система Франции и Англии
  • 55.Банковская система Германии и Италии.
  • 56.Банковская система Японии
  • 57. Платежный баланс: понятие и осн статьи
  • 58. Методы регулирования платежного баланса.
  • 59. Международные валютно-кредитные организации.
  • 60.Группа Всемирного банка:основные участники.
  • 16.Государственное регулирование денежного обращения

    Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

    В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

    · прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

    · установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    · определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

    · разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

    Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

    Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

    17.Сущность и типы денежных систем

    Денежные системы – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы различаются по:

    I. виду денежных единиц:

    1. с законодательно фиксированным содержанием металла;

    2. без законодательно фиксированного содержания металла;

    3. с косвенно фиксированным содержанием металла.

    II. масштабам цен:

    1. архаический (восточный), имел разделение 1:60:360;

    2. классический (западноевропейский) - 1:20:240;

    3. десятичный (распространен сейчас во всех странах мира) – 1:10:100;

    III. видам денег:

    1. металлические;

    2. бумажно-денежные системы (неметаллические).

    Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

    Денежная система должна быть:

      Единой на территории всей страны

      Планово-регулируемой

      Централизованной

      Устойчивой (т.е. в системе должны быть механизмы защиты)

      Эластичной, т.е. адаптируемой к меняющимся условиям.

    18.Основные элементы ден системы Денежная система рф – регулируемая федеральными законами и нормативными актами Банка России организация совокупного денежного оборота.

    Элементы денежной системы РФ:

      Наименование национальной валюты (денежная единица), т.е. рубль.

      Масштаб цен. В том смысле, в котором масштаб цен был при полноценных деньгах, сейчас его нет. Однако в настоящее время масштаб цен – способ выражения стоимости товаров в национальной денежной единице страны. Масштаб цен – соотношение цен, которое устанавливается и поддерживается государством.

      Валютный курс. Устанавливается государством или специально уполномоченными органами. По сути это цена валюты, выраженная в национальной валюте.

      Условия денежного оборота, виды денежных знаков в обращении и иных долговых обязательств.

      Эмиссионный механизм. Эмиссионный механизм – порядок выпуска и изъятия денег из оборота (в широком смысле). Наличной денежной эмиссии не может быть без предварительной записи по счетам в кредитной системе, т.е. появлению наличных денег предшествует эмиссия безналичных денег. Должен быть единый центр эмиссии в лице ЦБ РФ. Факторы, влияющие на эмиссию: состояние бюджета, выпуск и изъятие денег из оборота на основе выдач и погашения кредитов, возвратность денег в кассы эмиссионного центра.

      Система регулирования денежного оборота. Документы: федеральный бюджет, единая государственная денежно-кредитная политика, баланс доходов и расходов населения, прогноз кассовых оборотов, баланс Банка России, платежный баланс страны, расчетный баланс страны.

    Метод регулирования – способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей, которые дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

    Прямые методы – непосредственное вмешательство органов государства в процессе денежного обращения.

    Косвенные – финансовые, бюджетные, налоговые, планово-индикативные.

    По мотивации – материальный, моральный, властный (принудительный)

    По содержанию - организационно-распорядительные, в т.ч. административные и судебно-надзорные (построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание административных распоряжений, инструкций), экономические, в т.ч. общие и локальные (лицензирование, регламентация, антимонопольные мероприятия, квотирование, установление пределов налогов, тарифов), социально-психологические способы воздействия на обращение денег (пропаганда реформ, слухи, домыслы, околоэкономические и политические разговоры).

    Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

    1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

    2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

    3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

    4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливаетпроцентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

    5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

    6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

    7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

    8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

    Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск других денежных единиц. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.

    Исключительное право выпуска наличных денег, изъятия из обращения принадлежит Банку России. Видами денег, ющими законную платежную силу, являются: банковые билеты (банкноты) и металлическая монета, которые обмениваются активами Банка России.

    Помимо Банка России эмиссионные операции выполняются Федеральным казначейством, выпускающим мелко купюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).

    Правительство РФ совместно с Банком России разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Планирование денежного обращения осуществляется на основе прогнозных расчетов баланса денежных доходов и расходов населения и прогнозов кассовых оборотов.

    Регулирование денежного обращения в России осуществляет Банк России. Кроме выпуска наличных денег Банк осуществляет:

    • создание резервных фондов банкнот и монет;
    • определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
    • замену и уничтожение денежных знаков;
    • утверждение правил кассовых операций.

    Для регулирования денежного обращения Банк России вправе использовать целый комплекс инструментов и методов денежно-кредитной политики.

    1. Установление процентных ставок по операциям Банка России. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, на основе которых он осуществляет свои операции (ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др.).
    2. Изменение нормативов обязательных резервов, представляющих собой беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Изменяя нормативы обязательных резервов, Банк России изменяет количество денег в обращении. Увеличение нормативов означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении нормативов увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые ими предоставляются в кредит.
    3. Операции на открытом рынке, предполагающие участие Банка России в сделках по покупке или продаже государственных ценных бумаг с целью изменения конъюнктуры рынка денег.
    4. Рефинансирование кредитных организаций, дставляющее собой кредитование Банком России коммерческих организаций, в том числе и переучет векселей.
    5. Валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банкрм России иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег.
    6. Установление ориентиров роста денежной массы, осуществляемое Банком России исходя из основных напревший единой государственной денежной кредитной политики.
    7. Прямые количественные ограничения, связанные с установлением лимитов на рефинансирование банков, проведением кредитными организациями отдельных банковских операций.
    8. Эмиссия облигаций, заключающаяся в том, что Банк России от своего имени может осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

    В связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

    Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

    Сфера денежного обращения включает:

    Особенности наличного и безналичного денежного обращения:
    • У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.
    • У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).
    • Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
    • Безналичные расчеты легче контролировать.

    Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения:

    1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на .

    Таким образом, первый вид включает:

    • денежные расчеты в торговле;
    • платежи, поступающие за услуги коммерческих служб, транспорта и т. д.;
    • расчеты в капитальном строительстве;
    • операции на фондовом рынке.

    2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:

    • выплаты ;
    • выплаты процентов, дивидендов;
    • налоги, сборы, вносимые в ;
    • оборот по банковским операциям;
    • оборот по операциям страховых компаний и т. д.

    Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.

    Модели кругооборота денег

    Оборот денег в экономической системе осуществляется по разным циклам. Наиболее простая схема денежного оборота представлена на рис. 2.

    Рис. 2. Модель простейшего кругооборота денег и товаров в экономической системе:
    1. поток товаров (услуг);
    2. поток денег (расходы населения на покупку товаров и услуг);
    3. поток денег (платежи за потребленные ресурсы);
    4. поток ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг (сырье, и др.).

    Приведенная модель показывает, что в экономической системе циркулируют два оборота .

    Первый оборот представлен потоком ресурсов, необходимых для производства товаров (услуг) (движение по часовой стрелке). В схеме допускается, что ресурсы принадлежат населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары и услуги. Бартер исключает использование денег в качестве посредника при обмене.

    Поэтому появляется посредник, который помогает обеим сторонам произвести торговые операции по сбыту и приобретению товаров. Таким посредником являются деньги, поток движется против часовой стрелки. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, включают в себя материальные ценности, рабочую силу, организаторские способности предпринимателя, . Поток этих ресурсов уравновешивается платежами за потребленные ресурсы. Эти денежные платежи выступают в виде заработной платы, процентного дохода, рентных платежей, арендного дохода и т. д. В конечном итоге два указанных потока составляют самостоятельный оборот, способный уравновесить товарную массу .

    Второй оборот представлен потоком готовых товаров и услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами населению. Этот поток товаров и услуг уравновешивается потоком суммарных платежей и расходов, которые осуществляет население, покупая товары и услуги.

    Из этой схемы оборота видно, что должно быть связано с количеством товаров и услуг. В противном случае их неувязка может привести к обесценению денег и к .

    Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и .

    Рис. 3. Модель кругооборота денег, финансовых активов капитала в экономической системе:
    1. расходы потребителей;
    2. расходы, связанные с вложением капитала;
    3. налоги и сборы;
    4. финансовые активы (облигации государственных внутренних займов, казначейские векселя, золото и др.);
    5. платежи за купленные государственные финансовые активы;
    6. капитал, проходящий через финансовый рынок (покупка акций, облигаций и т. п.);
    7. доход от вложений капитала;
    8. поток ресурсов;
    9. доход от реализации ресурсов.

    Приведенная модель (рис. 3) показывает, что капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение .

    Капитал населения — это деньги, оставшиеся у населения после уплаты и покупки товаров и услуг и пущенные в оборот с целью извлечения прибыли.

    Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

    Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

    • количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
    • уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);
    • скорость обращения денег (связь обратная).

    Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

    Д = Т · Ц/v ,

    • Д — денежная масса;
    • Т — товарная масса;
    • Ц — цена;
    • v — скорость оборота денег.

    Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

    Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

    Количество денег как средство платежа определяется :

    • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
    • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
    • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
    • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

    С учетом кредитных отношений

    Д = А — В + С — М/Е ,

    • Д — денежная масса, необходимая для обращения;
    • А — сумма цен реализованных за данный период времени товаров;
    • В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;
    • С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);
    • М — сумма взаимопогашающихся платежей;
    • Е — среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).

    Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

    М * v = Q * P ,

    • M — масса денег;
    • v — скорость обращения;
    • Q — количество товаров;
    • P — цена.

    Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

    Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

    1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).

    2. Уровень цен . Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.

    В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:

    • степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);
    • развитие безналичных расчетов;
    • частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).

    3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).

    В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.

    Правовое регулирование денежного обращения

    Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

    Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

    Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

    Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

    В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т... е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

    Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

    Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

    Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

    Под денежным обращением принято понимать процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме в качестве средства обращения и средства платежа.

    Денежное обращение исторически определило появление денежной системы, которая представляет собой модель, тип организации денежного обращения, закрепленный законодательно. Структурно она состоит из следующих элементов:

    • - официальная денежная единица;
    • - виды денежных знаков;
    • - порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения;
    • - методы регулирования денежного обращения;
    • - организация денежного обращения.

    Денежная система также может содержать еще два элемента: порядок установления официального валютного курса и масштаб цен.

    Официальная денежная единица - это установленный государством и закрепленный законодательно денежный знак, являющийся законным платежным средством на всей территории страны. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

    Виды денежных знаков выделяются в зависимости от материального носителя (банкноты, монета), их обеспечения, а также субъекта, уполномоченного выпускать денежные знаки в обращение. В настоящее время в Российской Федерации в обращении находятся два вида денежных знаков:

    • а) банкноты номиналом 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей;
    • б) металлическая монета достоинством 1,5,10,50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

    Порядок эмиссии денежных знаков - это установленные законодательно правила выпуска и изъятия денег из обращения. Единственным эмитентом денежных знаков является государство. Непосредственная эмиссия может быть возложена либо на эмиссионный банк, либо на казначейство.

    Порядок установления официального курса представляет собой совокупность правил определения соотношения цены национальной валюты к цене иных иностранных валют.

    Масштаб цен определяет, какое количество валютного металла содержится в денежной единице. В настоящее время официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.

    К основным методам регулирования денежного обращения относятся:

    • - денежная реформа - коренное, качественное преобразование денежной системы, проводимое в целях стабилизации национальной денежной валюты и денежного обращения в целом;
    • - деноминация (от лат. - переименование) - изменение нарицательной стоимости денежных знаков, производимое с обменом старых денег на новые по определенному курсу. Деноминация не предполагает качественного преобразования денежной системы;
    • - эмиссия - выпуск денежных знаков в обращение. В отличие от денежной реформы и деноминации, проводимых единовременно, эмиссия представляет собой направление финансовой деятельности государства, осуществляемое постоянно;
    • - нуллификация (от лат. - уничтожение) -объявление денежных знаков недействительными. Посредством нуллификации происходит изъятие старых денег из обращения с последующим выпуском новых, но уже в меньшем количестве;
    • - девальвация (от лат. - понижение и иметь значение, стоить) - понижение стоимости денежной единицы. Экономическое значение девальвации состоит в том, что государство путем снижения курса собственной валюты снижает тем самым и экспортную цену товаров, создавая благоприятную обстановку для промышленного развития;
    • - ревальвация - процесс, обратный девальвации, заключающийся в повышении стоимости денег;
    • - дефляция - уменьшение денежной массы, проводимое путем изъятия из обращения излишков денежных знаков.

    Денежное обращение включает в себя два основных элемента: наличное и безналичное денежное обращение.

    Налично-денежное обращение, или наличный денежный оборот, представляет собой процесс движения денежных средств в наличной форме. Можно выделить ряд существенных характеристик налично-денежного обращения:

    • 1) он является частью денежного оборота. Выступая в качестве одной из составных частей денежного оборота, наличное денежное обращение тесно связано с безналичным. Это проявляется в том, что, как уже упоминалось, денежные средства, находясь в постоянном движении, переходят из наличной в безналичную форму и наоборот;
    • 2) тесно связан с банковской системой. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" организация денежного обращения возложена па ЦБ РФ. В целях осуществления данной функции ЦБ РФ уполномочен осуществлять эмиссию денежных средств, производить обмен ветхих и поврежденных банкнот, принимать решение о выпуске банкнот и монет нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца, утверждать номиналы и образцы денежных знаков, а также осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законодательством РФ;
    • 3) предполагает неоднократность использования денежных знаков. Это свойство проявляется в том, что в ходе оборота наличных денежных средств банкноты и монеты, выступая в качестве средства обращения и платежа, физически перемещаются "из рук в руки". Следовательно, денежные знаки должны быть долговечными и защищенными от подделок;
    • 4) осуществляется преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения. Это свойство обусловлено стремлением государства минимизировать затраты, связанные с организацией денежного обращения, а также препятствовать сокрытию денежных средств от налогообложения. В связи с этим вводятся ограничения, связанные с оборотом наличных денег, которые распространяются в первую очередь на организации и индивидуальных предпринимателей;
    • 5) подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства.

    К основным принципам организации налично-денежного обращения относятся:

    • 1) принцип обязательного хранения наличных денежных средств юридических лиц в кредитных организациях. Государство обязало все учреждения, организации и предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, хранить свои денежные средства в кредитных организациях. Этот принцип устанавливается в целях осуществления контроля за оборотом денежных средств, противодействия их отмыванию, а также обеспечения сохранности денег;
    • 2) принцип преимущественной безналичности расчетов организаций по своим обязательствам, введение которого обусловливается стремлением государства ограничить расчеты с использованием наличных денежных средств;
    • 3) принцип лимитности кассовых наличных денежных средств. Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов, т.е. определенного количества, необходимого для нормального функционирования организаций;
    • 4) принцип обязательной сдачи в банк всей денежной наличности сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе;
    • 5) принцип срочности сдачи денежной наличности в кредитные учреждения. Такие сроки устанавливаются нормативно и зависят от специфики работы предприятия, а также удаленности кредитных организаций. Конкретные сроки согласуются с учреждениями банков;
    • 6) принцип сверхлимитности кассовых наличных денег, направляемых на оплату труда и иные социальные выплаты. Так, организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка;
    • 7) принцип документированности денежных операций. Согласно этому принципу все денежные средства, поступающие в кассу и выплачиваемые из нее, подлежат обязательной документации. Оформление таких операций обычно производится путем составления приходных и расходных кассовых ордеров, в определенных случаях они могут быть оформлены другими документами;
    • 8) принцип обеспечения сохранности наличных денежных средств, хранящихся в кассе. Каждая организация обязана иметь укрепленное помещение, специально выделяемое для кассы, а также проводить обучение своих работников; неподготовленные сотрудники не допускаются к работе с денежной наличностью;
    • 9) принцип неограниченности расчетов населения. В соответствии со ст. 861 ГК РФ расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в наличной форме без ограничений, что, однако, не означает бесконтрольности таких расчетов.

    Таким образом, правовое регулирование наличного денежного обращения, основанное на всех вышеперечисленных принципах, направлено на ограничение расчетов наличными деньгами. Ограничительная направленность правового регулирования в данной сфере в первую очередь проявляется в установлении мер запретительного характера относительно расчетов наличными деньгами при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40", предусматривает преимущественно безналичный расчет предприятий по своим обязательствам. Согласно п. 1 Порядка ведения кассовых операций все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках.

    Банком России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 тыс. руб.

    Еще одной ограничительной мерой в сфере наличного денежного оборота являются лимиты остатка наличных денег в кассе. Наличность, превышающая лимит, в обязательном порядке сдастся в обслуживающий данное предприятие банк для зачисления на счет. Лимиты устанавливаются банками ежегодно по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут быть пересмотрены.

    Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

    Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В соответствии с а. 29 Порядка ведения кассовых операций на каждом предприятии для кассы должно быть выделено специальное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах или сейфах. Обеспечение сохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и при сдаче в банк возлагается на руководителя организации.

    Безналичное денежное обращение, так же как и налично-денежный оборот, тесно связано с банковской системой, однако не предполагает физического перемещения денег и преимущественно распространено в сфере расчетов организаций, индивидуальных предпринимателей, а также публично-правовых образований;

    Правовое регулирование безналичных расчетов происходит посредством закрепления форм безналичных расчетов, определения сроков осуществления платежей и счетов, используемых для проведения расчетов, закрепления порядка списания денежных средств со счета, а также путем определения порядка осуществления расчетов по конкретным формам.

    Форма расчетов по своей сути представляет собой определенный способ осуществления таких расчетов. В соответствии с п. 1 ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К иным формам можно отнести расчеты плановыми платежами, расчеты, осуществляемые посредством зачета взаимных требований, расчеты простыми и переводными векселями, а также расчеты с использованием платежных карт.

    Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Таким образом, в отношениях по выбору формы расчета реализуется принцип равенства сторон, а следовательно, они являются гражданско-правовыми.

    Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пять операционных дней в пределах территории РФ (ст. 80 Федерального закона "О Центральном байке Российской Федерации (Банке России)").

    В Российской Федерации расчетные операции но перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

    • 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
    • 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
    • 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
    • 4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

    Расчетный документ - это оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

    • - распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
    • - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем)1.

    Основными формами расчетных документов выступают платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.

    Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. По своей сути платежные поручения представляют собой банковский перевод.

    Исполнение платежного поручения должно происходить в срок, предусмотренный законодательством, или же в более короткий срок в случае, если это установлено договором банковского счета или же определено обычаями делового оборота. Принятие платежных поручений происходит независимо от наличия денежных средств на счете плательщика, однако его исполнение становится возможным лишь при наличии достаточного количества денежных средств на соответствующем счете.

    При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк, которым может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк) произвести такие платежи. Таким образом, платеж происходит лишь при предоставлении необходимых документов, в результате чего плательщик- получает гарантию тою, что платеж будет произведен только в случае исполнения его контрагентом по гражданско-правовому договору - получателем средств всех условий такого договора, а получателю, в свою очередь, гарантируется платеж.

    Открытие аккредитива происходит на основании заявления плательщика. Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего.

    Для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При этом исполняющий банк проводит проверку полученных документов по их внешним признакам и в случае их несоответствия может отказать в принятии документов. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.

    Расчеты чеками в большей степени характерны для англосаксонской правовой семьи. Такие расчеты, в частности, популярны в Великобритании и США. В России чеки используются не столь часто.

    Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя байку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Он должен содержать обязательные реквизиты, установленные ст. 878 ГК РФ.

    Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Им признается юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. В свою очередь, чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

    Расчеты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

    Инкассовое поручение оформляется:

    • а) платежными требованиями, оплата которых может производиться:
      • - по распоряжению плательщика (с акцептом);
      • - без его распоряжения (в безакцентном порядке). Такое списание допускается в случаях, установленных законом, а также в случаях, предусмотренных сторонами но основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения;
    • б) инкассовыми поручениями, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

    Платежное требование, применяемое при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором, является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

    Под инкассовым поручением понимается расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

    Инкассовые поручения применяются:

    • 1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
    • 2) для взыскания по исполнительным документам;
    • 3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

    В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено. При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.