Раб регулирование в европейской энергетике. Допустим, что это нужно. Как они работают? А как облэнерго работают сейчас

Раб регулирование в европейской энергетике. Допустим, что это нужно. Как они работают? А как облэнерго работают сейчас

Ремир Эркинович, расскажите, пожалуйста, об истории метода RAB - как давно он применяется, насколько эффективен?

RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании в несколько раз снизили свои издержки, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Мировая практика показала, что регулирование тарифов на основе метода RAB имеет ряд преимуществ для компаний, поставляющих услуги, и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс». Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем теплоснабжения, водоснабжения и связи.

Насколько закономерен переход к новой методике тарифообразования? Решению каких задач послужит RAB-регулирование?

Переход на RAB-регулирование - это переход на новую инвестиционную стратегию. Применение метода доходности инвестированного капитала направлено на решение важнейших задач тарифного регулирования в теплоэнергетической отрасли - создания благоприятных условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов, повышения уровня надежности и качества реализуемых услуг, а также создания стимулов для сокращения операционных расходов регулируемых организаций. В числе преимуществ метода RAB - стимулирование привлечения инвестиций, повышение капитализации регулируемых организаций, повышение качества стратегического планирования деятельности организаций, экономическая мотивация снижения издержек.

Методика RAB, соответствующая передовому международному опыту в регулировании естественных монополий - это тарифная мотивация к снижению операционных расходов компаний и прозрачный контроль. Переход к системе RAB-метода обеспечит необходимое финансирование мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, в том числе их обновлению и модернизации, а также будет способствовать стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.

Чем вызвана необходимость перехода на RAB-регулирование? Эксперты отмечают, что введение RAB - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, изношенные сети просто развалятся?

Действительно, одним из основных мотивов перехода на RAB-метод является необходимость модернизации сетевого комплекса, износ основных фондов. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг. В данной ситуации переход на RAB-регулирование входит в перечень приоритетных направлений.

Так же важным условием при переходе на долгосрочные методы регулирования является понятность тарифа для потребителя, особенно для инвестора, которому необходимы четкие и понятные ориентиры для прогнозирования доходов. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов.

Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.

В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. Насколько безболезненно для потребителя пройдёт внедрение нового метода? Не придётся ли нам платить “новые” цены за “старое” качество услуг?

В процессе подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа. Утвержденные методические указания позволят устанавливать тарифы методом доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии.

Поскольку Правительством РФ предусмотрен переход организаций сферы теплоснабжения на метод доходности инвестированного капитала в 2010 году, важно учесть все нюансы и особенности новой методики, чтобы обеспечить корректный переход к долгосрочному тарифному регулированию, что особенно важно ввиду большой социальной значимости услуг для населения, а так же более сложной структуры затрат организаций сферы теплоснабжения.

Тариф, принимаемый на долгосрочный промежуток времени, должен зависеть от надежности и качества услуг. С этой целью планируется разработать методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ регулируемых организаций уровню надежности и качества реализуемых услуг. Понижающие коэффициенты будут применяться в случае несоответствия качества предоставляемых услуг уровню установленного тарифа, либо в случае предоставления со стороны компании недостоверных сведений о качестве услуг.

В случае несоответствия качества услуг сетевых компаний нормативам, потребители будут получать компенсацию, либо платить меньшую цену за услуги этих компаний.

Ремир Эркинович, хотелось бы узнать Ваше мнение о преимуществах долгосрочного тарифообразования. Кто, в конечном счёте, останется в выигрыше - потребитель, поставщик, инвестор?

Метод RAB разработан специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры. Первые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии будут установлены в рамках реализации с 2011 г. пилотных проектов по долгосрочному тарифному регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в сфере теплоснабжения.

Преимущества, ожидаемые от введения метода RAB:

Для региона: ввод новых мощностей и строительство сетей обеспечит возможность присоединения новых потребителей, а значит, будет создана база для развития абсолютно всех отраслей и организации новых рабочих мест. Развитая сетевая инфраструктура позволит открывать новые предприятия, расширить производственные мощности, строить комфортное жилье.

Для бизнеса: все финансовые вложения и акционеров компании, и инвесторов будут возмещены. К тому же вкладчик получит гарантированный доход. Процент этого дохода устанавливается органами государственного регулирования цен и тарифов при установлении уровня тарифа по методу RAB.

Для потребителей: при новой методике тарифообразования энергокомпания находит необходимые средства, которые, по согласованию с органами тарифного регулирования, уже сегодня готова вложить в наше комфортное будущее, а мы на протяжении всего времени пользования электрической энергией будем рассчитываться за нее по вполне приемлемой, установленной государством цене. А так же, повышается надежность и качество предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.

Для компаний, предоставляющих услуги: появляется возможность привлечения дополнительных инвестиций. За счет гарантированного государством процента доходности на вложенный капитал у компании появляется источник дополнительных поступлений, которые будут направлены на дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры. С учетом того, что тариф устанавливается на 3-5 лет, компании смогут прогнозировать свои расходы и доходы сразу на несколько лет вперед. Появляется возможность планомерно снижать критичный процент износа оборудования.

Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения потребителей.

RAB-регулирование - термин в российской энергетике относительно новый, но уже эффективно работающий и показывающий положительные результаты.

* RAB (Regulatory Asset Base) или регулируемая база задействованного капитала – величина, которая устанавливается с целью регулирования тарифов и отражает рыночную стоимость активов компании с учетом их физического износа.

Другими словами, RAB-регулирование – система тарифообразования, в основе которой лежит долгосрочное регулирование тарифов для привлечения инвестиций в строительство и модернизацию сетевых инфраструктур с целью повышения эффективности работы сетевых организаций. В данном случае, чтобы реализовать региональные инвестиционные программы, сетевыми компаниями будут привлекаться и собственные и заемные средства. Регулятором тариф компании формируется таким образом, что она будет иметь возможность постепенного возврата инвестиционных средств и процентов на привлеченный капитал. Возврат заемных средств в данной схеме происходит как механизм ипотечного кредита – не за один год, а в течение 20 и более лет. Тариф тут устанавливается сроком от 3-х до 5 лет, что очень выгодно для инвесторов, потому как тем самым обеспечиваются стабильные и предсказуемые правила игры, снижающие их риски, а также стоимость капитала для сетевиков. Каждый год тарифы подвержены корректировке со стороны макроэкономических факторов, таких как инфляция, в случае ее входа за прогнозные показатели.

В первую очередь данная система регулирования нужна для того, чтобы привлечь в распределительные сети масштабные инвестиции и при этом не допустить резкого увеличения тарифов на услуги энергетических компаний. Система RAB-регулирования сделает возможным для компаний привлечение капитала в необходимых объемах, а потребителям даст шанс оплатить его не в один момент (во время текущего года), а в период длительного времени.

Сейчас рассмотрим более подробно, какие плюсы имеет система для всех участников процесса.

Что касается регионального развития, то новые мощности и строительство сетевой инфраструктуры позволит присоединить новых потребителей, соответственно, будет подготовлена база для отраслевого развития, открыты предприятия, созданы рабочие места. Таким образом, увеличится общее благосостояние региона.

Для бизнес - сферы схема RAB-регулирования работает таким образом, что все затраты и вложения акционеров и инвесторов неизменно возвращаются, при этом они получают гарантированный доход. Процент дохода определяется органами госрегулирования цен и тарифов во время установки тарифа по методу RAB.

Потребители в данном случае тоже не останутся в минусе. Мы не можем за счет разового вложения в развитие сетевой инфраструктуры обеспечить себя надежными поставками электроэнергии на всю жизнь. Зато произвести такие выплаты в рассрочку по силам для каждого. По системе нового тарифообразования энергетической компанией находятся средства, которые вкладываются в наше комфортное будущее, а мы в свою очередь на протяжении длительного времени, как при ипотеке, будем производить выплаты за электричество по вполне приемлемым ценам установленным государством.

Так как тариф основан на методе возврата и последующего дохода от вложений, энергетические компании имеют возможность привлекать дополнительные инвестиции за средства кредиторов.

Оценка капиталовложений компаний определяется независимыми экспертами. Она основана на справедливой реальной рыночной цене, которая была затрачена на строительство энергетических объектов. Государством гарантирован процент дохода на вложения, поэтому у энергокомпаний появляются дополнительные средства, которые можно направить на развитие сетей.

В виду того, что тариф стабилен на протяжении 3-5 лет, у сетевиков есть возможность прогнозирования своих расходов и доходов на несколько лет вперед, что способствует планомерному снижению критичного процента в износе оборудования. У организаций появляется стимул для снижения издержек, потому что те средства, которые они сэкономили возможно сохранить у себя, в отличие от прежней системы тарифообразования «Затраты +».

У старой затратной схемы в качестве источника финансирования инвестпрограмм выступал тариф. В нем закладывались инвестиционные составляющие и учитывались расходы, связанные с амортизацией. Например, какая-либо энергокомпания заработала по данным пунктам в течение года один миллион рублей, в таком случае именно столько составят инвестиции в развитие в годовой промежуток.

Механизм RAB определенно сложнее. Источник финансирования в данной системе тоже тариф. Чтобы сформировать инвестиции, в данном случае есть возможность использования всего дохода на инвестированный капитал, а также той части его возврата, которая направлена на покрытие амортизации имущества. Но эти средства не расходуются непосредственно на инвестиции, а направляются в сферу обслуживания заемных средств.

Например, энергетической компанией за год был заработан миллион на инвестиции. Но в ситуации с RAB-регулированием эти средства не идут на реконструкцию сетей, а используются для получения кредита в пять миллионов, в свою очередь заработанный миллион тратится на погашение этого кредита на протяжении года. Пять миллионов дают возможность осуществления масштабного обновления, что снижает издержки и увеличивает доход. Таким образом, в следующем году на инвестцели компания получит не миллион, а полтора, которые может направить на погашение старого кредита или же оформить новый. Размер нвестпрограммы по такой схеме увеличивается с каждым годом.

Большая разница этих систем в сроках установления тарифа. В «Затратах+» он действует 1 год, по новой программе – 3-5 лет. За этот срок компания сокращает издержки, но работа продолжается по утвержденному тарифу. То, что сэкономлено, идет на прибыль. Это является стимулом для снижения операционных расходов.

Но тариф в этой схеме не так постоянен, как хотелось бы, на него могут влиять макроэкономические показатели. Увеличением или урезанием тарифа власти имеют возможность осуществлять наказание или поощрение сетевой компании за выполнение инвестпрограммы, надежную передачу электроэнергии и качество обслуживания.

Описанная схема не является идеальной, но потенциал у нее немаленький. Впервые ее применили в Великобритании в конце 1980-х гг., когда происходили процессы приватизации электросетей и либерализация рынка электроэнергии. В это время государством RAB-регулированием было предложено 14 компаниям, в итоге все они значительно снизили издержки и увеличили инвестиции. Эту схему считают образцом, прежде всего, применимо к электрическим сетям, системам водоснабжения и связи.

В 90-е годы RAB-регулирование распространилось в Канаде, США, Австралии и многих странах Западной Европы. А в 2002 году ЕС обязал страны Восточной Европы распространить у себя данный механизм. На RAB перешли Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария и некоторые другие государства.

В России работа по введению этой модели началась еще в 2003-2005 годах, когда формировался электросетевой комплекс страны. В это время провели необходимые исследования, разработали методические рекомендации, подготовили законодательную базу. Правительством было принято решение о переходе на новую систему тарифообразования. Так, Энергетическая стратегия России до 2030 года основным вектором развития страны ставит создание инновационного и эффективного энергетического сектора, который будет удовлетворять потребности растущей экономики в энергетических ресурсах и соответствовать внешнеэкономической политике страны.

Основной мотив перехода на новую систему тарифообразования – необходимая модернизация сетевого комплекса, износ основного фонда. На то время мощности были изношены до предела и нуждались в кардинальном обновлении. Данные Министерства регионального развития показывали, что котельные износились на 55%, коммунальные сети водопровода – на 65%, канализация и тепловые сети – на 63%, электрические сети – на 58%, водопроводные насосные станции – на 65%. У отдельных муниципальных образований износ инфраструктуры составлял 70-80% и с каждым годом увеличивался. Поэтому, переход на RAB - мера приоритетная и необходимая.

На старте в нашей стране новая модель столкнулась с рядом трудностей. По времени начало внедрения совпало с финансово-экономическим кризисом, одним из последствий которого стал спад в промышленном производстве, что существенно замедлило рост энергопотребления. Крупные потребители отказались от амбициозных программ развития производства, это скорректировало все инвестпланы сетевиков. На практике внедрение RAB оказалось делом не таким уж простым. Новая методика включает доход инвестиций не более 12%, банки же давали кредиты под 15-18%. Брать заем в 18%, имея доход в 12%, не захочет ни одна компания. Метод будет иметь эффективность только в том случае, когда банковская ставка составит меньше 9%.

Но эти проблемы носили временный характер и механизм RAB- регулирования начал активное распространение в России. Так, уже в 2010 году по этой системе стали работать филиалы ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», также ее успешно внедрили «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга).

Первые положительные результаты не заставили себя долго ждать. «Белгородэнерго» с переходом на новую систему обеспечило себе материальный прирост в 29,1% уже на первом году внедрения, тогда как в предыдущем эта цифра составляла 20,6%. Были инвестированы средства в 4 раза больше, по сравнению с прошлым годом.

Еще лучшие результаты показала компания «Тверьэнерго». Здесь инвестиционный капитал увеличился на 65%, а операционный расход только на 19%. А в 2011 году по методу RAB работали уже 58 филиалов Холдинга МРСК из 69. Переход на эту систему осуществляется быстрыми темпами.

Несмотря на определенные трудности внедрения и применения нового метода в России его плюсы, возможности и перспективы очевидны. Прежде всего, они заключаются в формировании инвестпрограмм, учитывая потребности региона и развитие сетевой структуры. RAB – это возможность существенно увеличить инвестиционные программы, несмотря на ограничение роста тарифа ЖКХ. RAB – это стимул для сетевых организаций к повышению надежности и качества в обслуживании потребителей. Предусматривая долгосрочный тариф, RAB дает определенную свободу в планировании ресурсов и правильно распределяет возможности организации и региона. RAB обеспечивает прогрессирование энергетической отрасли. А развитая, мощная энергоструктура – залог развития бизнеса и экономики страны.



Оклей П.И.,
технический директор
ОАО «Холдинг МРСК»

1 января 2009 г. в соответствии со Стратегией развития распределительного сетевого комплекса России осуществлён переход по 9 «пилотным» проектам на систему регулирования тарифов передачи электроэнергии по методу RAB .

Regulatory Asset Base (метод доходности инвестированного капитала) – это новый метод тарифного регулирования, предполагающий формирование тарифов на основе долгосрочного регулирования. Принципиальная новизна метода в том, что он устанавливает возможность для регулируемой компании получения прибыли, адекватной инвестированному в компанию капиталу.

Рассмотрим основы формирования тарифа по методу RAB . Главным параметром метода RAB , определяющим доход компании и регулируемый тариф, является необходимая валовая выручка (НВВ ), рассчитываемая как сумма производственных расходов компании, дохода на инвестированный капитал и возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал при этом подразделяется на «старый» и «новый». «Старый» – инвестированный капитал до перехода на систему регулирования по методу RAB , «новый» – после.

В первом году регулирования сетевая компания получит доход на весь инвестированный капитал, но в последующие годы база для определения дохода на инвестированный капитал ежегодно будет снижаться на величину возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал возвращается в течение нормативно установленного срока.

Таким образом, ежегодный доход сетевой компании, помимо компенсации производственных расходов, формируют две составляющие: фиксированный ежегодный возврат капитала и ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал. Ставка доходности при этом устанавливается нормативно.

На период регулирования для компании может быть согласована инвестиционная программа, предусматривающая новые инвестиции («новый» инвестированный капитал). Капитал для каждой порции инвестиций будет возвращаться равными частями в течение срока возврата, при этом предполагается, что инвестиции относятся на конец года, в котором они произведены, поэтому их возврат начинается со следующего года.

Объём «старого» инвестированного капитала рассчитывается независимым оценщиком как стоимость замещения активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, с учётом физического износа. При этом данная стоимость должна быть скорректирована с учётом уровня загрузки мощностей и учитывать текущий уровень задолженности компании .

Производственные расходы сетевой компании подразделяются на:
- операционные расходы (подконтрольные расходы);
- расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в объёме, определяемом регулирующими органами (неподконтрольные расходы).

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ , устанавливаемой на очередной финансовый год с учётом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от планировавшихся значений параметров расчёта тарифов.

Экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы за прошедший финансовый год выросли на меньшую величину, чем это было предусмотрено регулирующими органами. При достижении экономии операционных расходов НВВ не пересматривается, что обеспечивает сетевой компании получение выгоды от экономии операционных расходов не только до конца долгосрочного периода регулирования, но и на следующий долгосрочный период регулирования.

При расчёте НВВ также используется индекс эффективности операционных расходов, который устанавливается на основе сравнительного анализа расходов в расчёте на единицу реализуемой продукции (удельных расходов) регулируемых организаций.

Регулирование методом RAB также предполагает зависимость платы за услуги сетевых компаний от качества оказываемых услуг, то есть привязку выручки компании к показателям надёжности энергоснабжения и качества обслуживания потребителей.

К настоящему моменту скорректирована нормативная база для реализации тарифного регулирования по методу RAB . Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Внесённые положения обеспечивают возможность применения новой методики формирования тарифа, основанной на доходности инвестированного капитала. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 26.06.2008 № 231-э утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.

Действующая сейчас система тарифообразования основана на принципе «затраты плюс». Тариф устанавливается ежегодно на основе затрат, которые смогла подтвердить регулируемая организация. Сетевые компании при таком регулировании заинтересованы в том, чтобы включить в тариф как можно больше затрат. При этом качество обслуживания потребителей не оценивается и не контролируется.

Как предполагается, внедрение метода доходности инвестированного капитала привнесёт ряд положительных моментов, оказывающих существенное влияние на развитие электросетевого комплекса страны. Вот основные из них:
- снижение субъективности в определении тарифов на услуги сетевых компаний и рост прогнозируемости их деятельности за счёт долгосрочного характера тарифообразования;
- стимулирование инвестиционных процессов;
- стимулирование сетевых компаний к снижению операционных затрат (так как они имеют возможность получать экономию в течение следующего периода тарифного регулирования);
- контроль качества оказываемых сетевой компанией услуг.

На рис. 1 наглядно представлены результаты расчёта НВВ гипотетической сетевой компании со следующими параметрами:
- размер «старого» инвестированного капитала 10 млрд руб.;
- ежегодные текущие контролируемые затраты 2 млрд руб., которые по факту снижаются ежегодно на 0,5%;
- ежегодные текущие неконтролируемые затраты 3 млрд руб., со временем не изменяются;
- ставка доходности на инвестированный капитал 12%;
- период возврата инвестированного капитала 35 лет;
- ежегодная инвестиционная программа составляет 90% свободного денежного потока до инвестиций в первый год, далее она ежегодно снижается на 3 процентных пункта;
- чистый денежный поток – средства, остающиеся в распоряжении предприятия, которые могут быть направлены, например, на выплату дивидендов.

В настоящее время новая система тарифного регулирования, основанная на методе доходности инвестированного капитала, активно обсуждается в печати. Внимание, как правило, сконцентрировано на преимуществах данной системы. Однако метод не прост в применении и характеризуется набором нюансов, связанных с расчётными процедурами, в силу чего опасно недооценивать сложность задачи корректного внедрения нового тарифного регулирования в сфере электроэнергетики. Поэтому в данной статье хочу уделить особое внимание существующим проблемам применения метода RAB на практике.

В первую очередь – проблемы нормативной базы:
1. В Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала присутствует поправочный коэффициент КНК – корректировка необходимой валовой выручки с учётом надёжности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчёту надёжности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг). В Методических указаниях указано только, что «данная величина не может превышать 3% от необходимой валовой выручки, установленной на долгосрочный период регулирования, в абсолютном выражении. Данная корректировка осуществляется после вступления в силу Методических указаний по расчёту и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надёжности и качества реализуемых товаров (услуг)». Предполагалось, что Методические указания по расчёту и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надёжности и качества реализуемых товаров (услуг), появятся к концу 2008 г. , однако пока НВВ сетевых организаций не привязывается к надёжности и качеству реализуемых ими услуг.

2. На сайте консалтингового портала ДФО справедливо замечено, что в Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала присутствуют математические ошибки. Ниже приведены формулы в соответствии с Методическими указаниями и описаны ошибки:
А. Ошибка в записи: «формулы (12)» для расчёта возврата «старого» инвестированного капитала:

Проблема заключается в имеющемся в формуле (12) дополнительном множителе

Применение данной формулы приводит к тому, что в опубликованном

методе RAB нарушается экономический смысл возврата инвестированного капитала.

За 35-летний период должно будет вернуться 1,8 инвестированного капитала, что, очевидно, некорректно.

Б. Неточность содержит и «формула (13)» для расчёта возврата инвестиций:

Расчёт размера имеющегося на начало года i инвестированного капитала должен учитывать только инвестиции, произведённые до года i – 1 включительно, так как предполагается, что инвестиции относятся на конец года, в котором они произведены.

В итоге формула (13) искажает результат расчёта НВВ и ведёт к учёту избыточного размера ежегодного возврата инвестиций.

В. «Формула (10)» содержит две неточности:

Поскольку расчёт возврата капитала по формуле (12) ошибочен, использование в расчёте НВВ корректного показателя ВИК требует замены в формуле (10) на ВИК

Расчёт показателя ВИi по формуле (13) позволяет на самом деле учесть лишь возврат инвестиций в году i . Во-первых, возвращаемые в году i инвестиции вообще не должны присутствовать в формуле (10). Во-вторых, учёт вместо суммы произведённых за период с года i 0 до года i – 1 включительно возвратов по всем инвестициям лишь одного годового возврата означает, что база для расчёта ежегодного дохода на инвестиции, произведённые к году i , для этих инвестиций в последующие годы регулярно восстанавливается, что приводит к завышению рассчитываемого по формуле (10) ежегодного дохода на «новые» инвестиции.

Г. При расчёте НВВ возникает проблема циклического расчёта: для определения налога на прибыль необходимо знать НВВ , которая, в свою очередь, зависит от налога на прибыль. Данная проблема решается преобразованием формул, в результате чего циклический расчёт не требуется.

Сегодня любой корректный расчёт, выполненный с исправлением формул, не является легитимным, ибо не соответствует нормативному документу. С одной стороны, необходимо начинать подготовку компаний к переводу их на метод RAB и использовать корректную методику расчёта, с другой стороны, нет оснований эту методику использовать, так как она противоречит нормативным документам. Поэтому в ближайшее время необходимо внести соответствующие изменения в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Другой тип проблем метода RAB связан с тем, что так или иначе установление тарифа по методу RAB субъективно, поскольку зависит от ряда показателей, определяемых регулирующими органами. Рассмотрим данные параметры, а также риски для сетевых компаний, связанные с некорректным определением параметров.

1. Размер инвестированного капитала при первом применении метода доходности инвестированного капитала устанавливается по результатам независимой оценки активов регулируемой организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности. При определении размера инвестированного капитала возникает следующая проблема: «В тех распредсетевых компаниях, где активов много, а потребителей мало, при формальном следовании методике тариф должен вырасти слишком сильно, да и столько денег компаниям не нужно. Для таких случаев будет предусмотрена процедура «оптимизации» базы, учитывающая загруженность сетей… Те, у кого рост тарифа был бы слишком большой, пока на RAB переходить не будут. И с RAB , и без него тарифы должны соответствовать потребностям сетевых организаций. Поэтому там, где тариф «зажат», его рано или поздно придётся доводить до необходимого значения.

Тариф по методу RAB как раз и является таким ориентиром» . Предварительные расчёты показали, что с целью недопущения значительного роста тарифа коэффициент, отражающий соотношение размера инвестированного капитала и балансовой стоимости активов, имеет сильный разброс значений (от 0,5 до 1,5) между региональными сетевыми компаниями (РСК) – филиалами межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК). Таким образом, МРСК попадают в ситуацию, когда часть филиалов переведена на регулирование по методу RAB , а у части филиалов тариф «зажат». В рамках одного юридического лица неминуемо происходит перекрестное субсидирование филиалов, в результате которого инвестиционный доход «проедается» «зажатыми» филиалами. С другой стороны, быстрый переход на регулирование по методу RAB при одновременном недопущении существенного роста тарифов несёт в себе риски недооценки стоимости активов сетевых компаний.

2. Ставка доходности на инвестированный капитал. Приказом ФСТ России от 15.08.2008 № 152-э/15 утверждены следующие нормы доходности на инвестированный капитал:
- на первый год первого долгосрочного периода регулирования – 6%;
- на второй год первого долгосрочного периода регулирования – 9%;
- на третий год первого долгосрочного периода регулирования – 12%.

Очевидно, что начиная с октября 2008 г. привлечь заёмное финансирование под такие ставки для сетевых компаний не представляется возможным. В случае привлечения заёмного капитала для финансирования инвестиционной программы сетевые компании неминуемо сталкиваются с отрицательным эффектом финансового рычага.

Очевидно, что такая ставка доходности едва ли будет стимулировать инвестиционные процессы в сетевых компаниях. Исключением является добровольный отказ акционеров от части принадлежащей им прибыли в пользу кредиторов.

Другая проблема, связанная с установлением ставки доходности, заключается в следующем: если на момент перехода на регулирование по методу RAB одна РСК уже имеет существенные заимствования, направленные на финансирование инвестиционной программы, а другая РСК собирается их получить, то данные РСК находятся не в равнозначных условиях. Для первой РСК произведённые инвестиции учитываются в «старом» инвестированном капитале, и эта компания получает ежегодно доходность 6, 9 и 12% соответственно в первый, второй и третий год. Другая РСК получает доходность на «новый» инвестированный капитал ежегодно по ставке 12%. Получается, что сетевые компании будут «наказаны» за «досрочное» стремление к развитию сетевой инфраструктуры.

Наконец, неясно, как сетевая компания сможет защититься от валютных рисков в случае валютных заимствований. Методические указания не предполагают возможность пересмотра размера такого инвестированного капитала – ни «старого», ни «нового».

3. Остаётся загадкой, как регулирующие органы определяют некоторые показатели, используемые в Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Пример – индекс эффективности операционных расходов и региональный коэффициент доходности. Известно, что «региональные коэффициенты доходности определяются регулирующими органами с учётом потребностей субъекта Российской Федерации в инвестициях. Региональные коэффициенты доходности применяются единой ставкой в отношении всех организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, и принимают нулевые или положительные значения».

4. Огромное значение имеет определение таких показателей, как базовый уровень операционных расходов, прогноз полезного отпуска и другие показатели. Например, ошибка в прогнозе полезного отпуска легко может обесценить все усилия по внедрению метода RAB и привести к заниженным (или к неоправданно завышенным) значениям прогнозируемых тарифов на транспортировку электроэнергии. Завышение прогнозного полезного отпуска – часто встречающееся явление на текущий момент. Методика позволяет компенсировать вероятные выпадающие доходы лишь через два года. Поэтому принципиально важно повысить качество прогнозирования электропотребления. В противном случае сетевая организация будет испытывать кризис ликвидности в ожидании момента, когда выпадающие доходы будут ей скомпенсированы.

Таким образом, эффективность внедрения регулирования по методу RAB будет во многом зависеть от разумных действий регулирующих органов.

Наконец, ещё ряд проблем, с которыми могут столкнуться сетевые компании при переходе на регулирование по методу RAB .

Одной из ключевых проблем внедрения метода RAB остается жёсткое ограничение роста тарифов – предельные тарифы. Это ограничение, пожалуй, является основной причиной, почему все сетевые компании не могут сразу перейти на регулирование по методу RAB .

Ещё одной проблемой является «согласованность» инвестиционных программ сетевых компаний. Потребности потребителей подвержены существенным изменениям, особенно в нестабильной экономической обстановке. Если в начале тарифного периода можно согласовать с областной администрацией и передать в регулирующие органы инвестиционную программу, то как быть, если со временем потребности изменились. Например, в кризисный период инвесторы отказываются от реализации многих строительных проектов, соответственно, строительство инфраструктуры (сетевых объектов) под них является бессмысленной тратой денег потребителей электроэнергии. Однако кто, как и в какие сроки должен инициировать корректировку инвестиционной программы, кто её должен согласовывать и как регулирующие органы будут её рассматривать и принимать – непонятно. Если данная проблема не будет проработана на законодательном уровне, мы рискуем закапывать деньги в песок. Отмена платы за технологическое присоединение усиливает перекрёстное субсидирование между потребителями сетевой компании, поскольку, например, строящиеся сетевые объекты нужны только некоторым потребителям электроэнергии, но оплачивать их строительство будут все потребители данной сетевой компании в течение 35 лет, так как периодом возврата инвестированного сетевыми компаниями капитала является 35-летний срок. Таким образом, необходимо чётко обозначить ответственность перед потребителями электроэнергии за то, что именно им «отдадут в ипотеку».

Постановление Правительства РФ от 21.04.2009 № 334 обязывает сетевые компании производить технологическое подключение потребителей (до 100 кВт) внезависимости от технологической возможности. Остаётся загадкой, как и кем такие инвестиции могут быть согласованы и приняты регулирующими органами, если учесть, что их невозможно спрогнозировать. Соответственно, вопрос о том, что послужит источником покрытия таких инвестиций, открыт.

Обсуждение в данной статье текущих проблем внедрения RAB -регулирования нисколько не уменьшает значимость и прогрессивность данного метода для энергетики России. Однако, как правило, все публикации в печати представляют регулирование методом RAB как панацею от всех бед энергетики. Например, встречаются такие высказывания: «…когда государство перейдёт на новую систему тарифообразования, то у всех, кто инвестирует средства в энергетическую отрасль, появятся государственные гарантии возврата этих средств через тарифную выручку, причём с определённой прибылью и в чётко определённые сроки. И прибыль тоже будет гарантироваться и контролироваться государством. Новый принцип тарифообразования станет, я считаю, настоящим прорывом» . Необходимо чётко понимать, что регулирование методом RAB не предоставляет никаких государственных гарантий. Не стоит никому впадать в эйфорию относительно метода RAB . Лучше понимать, с какими проблемами может столкнуться сетевая компания.

Как было ранее отмечено, метод RAB характеризуется сложностью расчётных процедур, но это – не самая главная сложность. Принципиально должны измениться принципы формирования финансово-экономической стратегии сетевых компаний.

Если раньше стратегия заключалась в ежегодном отстаивании на порогах регулирующих органов затрат сетевой компании по принципу «проси больше – получишь меньше», то теперь сетевые компании нуждаются в построении долгосрочной финансовой стратегии, инструментами которой являются долгосрочное прогнозирование и моделирование финансово-экономической деятельности предприятия.

Метод RAB – сложный метод тарифного регулирования. Многое зависит от того, как этим инструментом воспользуются сетевые компании. Внедрение регулирования методом RAB требует подготовки. В первую очередь это относится к высшему руководству сетевых компаний, которое должно изменить подходы к управлению предприятием.

Должны повыситься требования к профессионализму как менеджмента компаний, так и специалистов финансово-экономических подразделений, так как ответственность за принятие финансово-экономических решений возрастает, поскольку последствия таких решений будут носить долгосрочный характер. Если сетевая компания стремится стать эффективной и прибыльной, что в конечном счете выражается в её рыночной стоимости, ей нужна новая стратегия формирования производственной и инвестиционной программ, а также взвешенная дивидендная политика и политика привлечения заёмного финансирования.

Особое значение в данной ситуации приобретает внедрение системы контроллинга в каждой МРСК. Реализация блестящей финансово-экономической стратегии МРСК может быть сорвана из-за недостаточной управляемости компанией. В условиях регулирования методом RAB электросетевые компании должны не только сохранять финансовую устойчивость и обеспечивать высокую ликвидность и платёжеспособность, но и повышать эффективность своей деятельности. Это значит, что теперь финансово-экономическое управление компанией должно выйти за рамки формирования и контроля исполнения бюджета МРСК (годового бизнес-плана МРСК). В условиях RAB -регулирования прибыльность МРСК зависит не только от степени выполнения годового бизнес-плана (как в условиях тарифообразования по принципу «затраты плюс»), но и от выполнения ряда специфических технико-экономических показателей.

Внедрение системы контроллинга, таким образом, призвано обеспечить непрерывный мониторинг данных показателей деятельности МРСК для обеспечения выработки своевременных управленческих решений.

Литература
1. Бронников Е. RAB: новые возможности для энергокомпаний // Энергорынок. – 2008. – № 10.
2. Курбатов М. Мы выбрали сетевой комплекс потому, что здесь наблюдается острейшая потребность в инвестициях // Прил. к газете «Коммерсантъ». – 2008. – 15 апр.
3. Макрушин А.В. Переходить на новую систему тарифообразования в сетях – RAB – нужно, несмотря на все её сложности // ИА «Интерфакс». – 2008. – 6 мая.
4. Лукьянов П. Новый принцип тарифообразования по методике RAB станет, я считаю, настоящим прорывом... // Коммерческие вести. Омский деловой еженедельник. – 2009. – 18 февр.
5. Новиков С.Г. Эволюция тарифа // Российская газета. Федер. вып. – 2008. – 28 нояб.
6. Колбина Л. Метод возврата инвестиций найден // Эксперт-Урал. – 2008. – № 25.
7. p-a-g.ru (Консалтинговый портал ДФО).

Аналитика - Электрические сети


В российских сетевых компаниях вводится RAB-регулирование при расчете тарифа на передачу энергии. Придуманный западными сетевиками RAB позволил ощутимо увеличить инвестиции в отрасль. Мы же пока попробуем разобрать RAB «по винтикам» и узнать, как это работает.

Российские сетевые компании переходят на новый метод формирования тарифа - на RAB-регулирование. Цель введения нового метода - привлечь деньги в развитие сетей. Для чего в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств вложенных в сети, а так же, некий процент дохода для инвестора, вложившего эти средства (ну чтобы у него был стимул вкладывать). Источником средств может быть прямой инвестор, например, владелец сетей, либо другой заимодавец, например, банк. В этом случае доходная часть, заложенная в тариф, пойдет на погашения процентов по кредиту. Важно, что RAB-регулирование устроено так, что на один рубль, заложенный в тариф, можно привлечь несколько рублей инвестиций. То есть, при сравнительно небольшом росте тарифа сетевая компания получает возможность привлечь весьма серьезные средства на развитие.
Аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала. Это система долгосрочного регулирования тарифов естественных монополий (в нашем случае - сетевых компаний), идущая на смену прежнего механизма тарифообразования «затраты+» (см. ТАБЛ 1). Механизм RAB-регулирования взят на вооружение в электросетевых комплексах многих стран Европы, где неплохо себя зарекомендовал: в развитие сетей были привлечены инвестиции, при этом тариф сетевиков не вырос, а даже уменьшился (с поправкой на инфляцию). Такое чудо стало возможно благодаря тому, что в RAB-регулирование встроен механизм, стимулирующий снижение издержек сетевых компаний.



В России RAB-регулирование начало вводиться полтора года назад. С сентября 2008 года RAB в пилотном режиме работает в Астраханской области, а сегодня таких продвинутых областей уже 17. У нас пока не получается как в Европе одновременно наращивать инвестиции в сетевое хозяйство и снижать тариф. В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. По этому поводу некоторые эксперты замечают, что RAB не такая уж приятная штука, а его введение - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, сети просто развалятся. И лучше уж RAB, чем небытие.

Из чего RAB формирует тариф

Для начала разберемся, по какой методике формируется тариф в рамках RAB-регулирования. В общих чертах она представлена на СХЕМЕ 1. Основой для расчета служит ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ , он состоит из двух частей:
1. Первоначальная база капитала - стоимость активов сетевой компании на момент введения RAB посчитанная независимым аудитором;
2. Новый инвестированный капитал - стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником (программа согласовывается с регулятором - РЭК или ФСТ).
НЕОБХОДИМАЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА должна быть такой, чтобы акционерам и инвесторам постепенно (в срок до 35 лет) вернулся весь инвестированный капитал (новый и первоначальный). Кроме того, на инвестированный капитал начисляется доход, средства, на выплату которого так же закладываются в необходимую валовую выручку. В первые годы действия RAB-регулирования, на первоначальный капитал начисляется совсем небольшой доход, фактически только покрывающий амортизацию оборудования сетевой компании. Например, для межрегиональных распределительных компаний (МРСК) для «старого» капитала установлена следующая норма доходности: в 2010 году - 6%; в 2011 - 9%; в 2012 - 12%. Для «нового» капитала (для привлеченных инвестиций) норма доходности на период 2010-2012 гг. установлена в размере 12%. В последующие периоды нормы доходности для нового и старого капитала станут одинаковыми. Ну и конечно третья составляющая необходимой валовой выручки - текущие расходы - затраты компании на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и все остальные обязательные затраты.
Таким образом, необходимая валовая выручка включает в себя три компонента: текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала.


Взяв за основу Необходимую валовую выручку, регулятор рассчитывает ТАРИФ на передачу электроэнергии по сетям. Тариф при RAB-регулировании, в отличие от схемы «затраты+», устанавливается не на один год, а на долгосрочный период 3-5 лет . И это принципиальная разница. Компания в течение 1-3 лет снижает свои издержки, но продолжает работать по утвержденному тарифу. Сэкономленные средства остаются в компании и идут ей в прибыль. Это стимулирует компанию снижать операционные расходы. Как заметил генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК» Николай Швец , система RAB предполагает, что операционные расходы должны снижаться на 1-2% ежегодно. При тарифообразовании по схеме «затраты+» такого стимула не существует.
Тем не менее, не следует думать, что при RAB-регулировании на тариф ничего не может повлиять в течение 3-5 лет. Тариф может ежегодно индексироваться с учетом макроэкономических показателей (упрощенно говоря - исходя из уровня инфляции), кроме того, увеличивая или урезая тариф, власти и регулятор могут наказывать или поощрять сетевую компанию за исполнение инвестиционной программы, за надежность передачи электроэнергии и качество обслуживания потребителей.

Как в сети приходят деньги

Одно из наиболее приятных свойств RAB-регулирования - возможность растянуть возврат инвестированных средств на долгое время. Это позволяет уже сегодня вложить в развитие сетей очень много денег, и при этом удержать рост тарифа на приемлемом уровне. Часто такое свойство RAB сравнивают с ипотекой. Мол, можно купить сразу очень дорогую квартиру, а отдавать за нее деньги понемногу.
Особенности инвестиций через RAB можно разглядеть, сопоставив эту систему с механизмом тарифообразования «затраты+». По затратной схеме источником финансирования инвестпрограмм является тариф. В нем специально содержатся инвестиционная составляющая и учитываются затраты на амортизацию. Получила, допустим, сетевая компания по этим двум статьям за год один миллион, именно столько она инвестирует в течение года в свое развитие и обновление.
При RAB-регулировании механизм работает тоньше. Здесь тоже источником финансирования инвестпрограмм служит тариф. Для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал (см. схему 1) и ту часть возврата инвестированного капитала, которая покрывает амортизацию имущества. Но эти деньги, полученные в виде тарифа, не направляются прямо на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Например, сетевая компания получила за год миллион на инвестиционные цели. Она не вкладывает эти деньги в провода-опоры-подстанции, а берет кредит на пять миллионов, и использует свой миллион, чтобы гасить этот кредит в течение года. Кредитные же деньги - пять миллионов - позволяют осуществить сразу очень масштабное обновление оборудование, что, в свою очередь снизит издержки, а значит, увеличит доход компании. То есть в следующем году на инвестиционные цели у сетевой компании будет уже не миллион, а, например, полтора. Это позволит не только гасить ранее взятый кредит, но и взять новый. Теоретически размеры инвестпрограммы могут расти с каждым годом.
Описанная схема, разумеется, не учитывает многих аспектов реальной жизни, к тому же подана с максимально возможной долей оптимизма. Тем не менее, инвестиционный потенциал у RAB-регулирования достаточно велик. Обычно считают, что на каждый рубль инвестиционных средств в тарифе компания может осуществить два рубля инвестиций.

Выше мы рассмотрели два положительных качества RAB-регулирования: стимул для снижения издержек и возможность привлечения крупных инвестиций при умеренном росте тарифа. Но у RAB есть еще несколько многообещающих особенностей. Вот их краткий список :
1. Стимул для снижения издержек.
2. Крупные инвестиции при щадящем тарифе.
3. Возможность долгосрочного планирования программ развития сетевых компаний.
4. Повышение качества услуг сетевых компаний.
5. Предсказуемый тариф на передачу электроэнергии (что важно для потребителей).

Увы, реализация всех этих приятных свойств RAB может быть сопряжена с серьезными трудностями. Возьмем, например, третье свойство - возможность долгосрочного планирования программ развития. Мы уже неоднократно убеждались, что в условиях России экономическая целесообразность часто приносится в жертву определенным интересам. В том числе процедура формирования тарифа на услуги естественных монополий имеет большую степень субъективизма и зависимость от политических решений. Уже имеющийся опыт внедрения RAB показывает, что и в этой схеме тарифообразование не всегда основано на жестких экономических подходах, какие декларирует RAB-методика.
Так же сегодня следует достаточно осторожно говорить о предсказуемых тарифах для потребителя. Кроме сетевой составляющей стоимость электроэнергии включает цену генерации. По мнению начальника отдела энергетики Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Соколова в ближайшие годы рынок не застрахован от возникновения дефицита электроэнергии. А в этом случае цена электроэнергии может начать расти экспоненциально. И хотя тариф на передачу энергии по сетям спрогнозировать можно, но с точки зрения потребителя, в этом мало смысла, так как предсказуемый тариф плюсуется к непредсказуемой цене. Впрочем, есть надежда, что опасения резких ценовых колебаний, благодаря запуску рынка мощности и рынка срочных контрактов на электроэнергию, отойдут в прошлое…
Но продолжим препарировать приятные эффекты от внедрения RAB. Возьмем такой аспект, как повышение качества услуг сетевых компаний. Теоретически RAB-регулирование предусматривает прямую зависимость прибыли компании от надежности энергоснабжения и уровня обслуживания потребителей. Если сетевая компания допустила нарушения и позволяет себе «грубить клиенту», то регулирующий орган вправе наказать ее путем корректировки тарифа. Проблема в том, что механизм повышения качества услуг не является автоматическим. Его работа зависит от объективности и добросовестности регулятора и региональных властей. А при такой схеме существует возможность ошибки, предвзятости и коррупционных действий.
Самые же большие вопросы вызывает такое свойство RAB-регулирования как крупные инвестиции при щадящем тарифе. Слишком уж щадящим тариф пока не получается . Например, при переходе Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС») на RAB-регулирование, ее тариф вырос на 51%. Правда для потребителя это обернется только 2-3 процентным ростом цены за электроэнергию. Терпимо… Ладно, не будем драматизировать, рассуждая о росте тарифов, и посмотрим на рост инвестиций. Здесь вопросов куда больше. Как уже говорилось, в тариф при RAB-регулировании закладывается норма доходности на новый инвестиционный капитал. Для межрегиональных сетевых компаний эта норма составляет 12%. Это позволяет сетевым компаниям брать кредиты под 10% годовых (около двух процентов съедает налог на прибыль). Если ставка по кредиту выше 10%, то сетевая компания может им пользоваться только в убыток себе. Но сегодня на рынке нет кредитов под 10% годовых. Поэтому, как заметил генеральный директор «Пермэнерго»: Олег Жданов : «Сейчас мы не привлекаем дополнительный кредитный ресурс под развитие и ждем, когда банковские ставки войдут в докризисный диапазон».
Во многом проблемы внедрения RAB вызваны тем, что началось оно в не самый благоприятный период. К этому добавим неизбежные детские болезни любой новой технологии. Тем не менее, участники рынка, в большинстве своем воспринимают введение RAB, как положительное явление. Это подтверждается хотя бы тем, что ввод RAB в подразделениях сетевых компаний почти всегда сопровождается ростом спроса на акции МРСК, точно так же участники фондового рынка отреагировали на введение RAB в ОАО «ФСК ЕЭС».
Редакция сайт будет следить за переходом российских сетевых компаний на RAB-регулирование и ставить своих читателей в известность обо всех, связанных с этим событиях и экспертных мнениях.

RAB-РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ

Студентка ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

экономический факультет, 4 курс, специальность «Финансы и кредит»

г. Пермь, ул.

e-mail: *****@***ru

В соответствии с принятой в 2009 г. Энергетической стратегией России на период до 2030 г. одним из основных векторов развития страны является создание инновационного и эффективного энергетического сектора, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам государства . В данной статье рассматривается, каким образом и за счет чего система RAB-регулирования решает поставленную задачу, привлекая инвестиции в электроэнергетику .

RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Как уже было отмечено, для России система RAB относительно новая. Она пришла на смену системе «затраты плюс», которая в условиях естественной монополизации сетевых компаний оказалась малоэффективной по ряду причин:

Монополия не заинтересована в снижении издержек и повышении качества оказываемых услуг;

Существование монополий оправдано в тех отраслях, где дублирование функций неэффективно (инфраструктура) или может повредить качеству услуг;

Источники инвестиций – только амортизация и прибыль текущего года;

Регулятор определяет «справедливый» размер прибыли;

Расходы и цены монополии тяжело контролировать, поскольку регуляторы не обладают достаточной информацией и не имеют необходимых ресурсов.

Новая парадигма регулирования – поставить монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Но чтобы понять, за счет чего RAB решает названный ряд проблем, необходимо разобрать методику расчета тарифа в новой системе (рис. 1).

Государственное регулирование" href="/text/category/gosudarstvennoe_regulirovanie/" rel="bookmark">государственного регулирования тарифов (РЭК) инвестиционная программа , осуществляемая собственником.

База инвестированного капитала (рис.2) в новом периоде регулирования включает в себя:

    инвестиции, фактически осуществленные в течение прошедшего периода в рамках согласованной инвестиционной программы; базу инвестированного капитала, установленную на прошедший период регулирования, за минусом величины возврата (амортизации) капитала.

Рис.2. Формирование НВВ в системе RAB

В соответствии с действующим законодательством РФ период возврата нового инвестированного капитала RAB составляет 35 лет и первоначального - по результатам оценки на основе износа и остаточного периода службы активов.

Доход на капитал – это произведение базы инвестированного капитала на его доходность, т. е. сумма процентов по заемному капиталу и доходов акционеров в виде дивидендов. Норма доходности на инвестированный капитал должна быть обоснована и должна учитывать риски, связанные с финансовой деятельностью компании. Наиболее справедливо указанные факторы отражает метод расчета WACC (средневзвешенная стоимость капитала
), который задается следующим расчетом:

https://pandia.ru/text/78/094/images/image004_134.gif" width="653" height="76 src=">


Рис.3. Результат внедрения методики RAB в Великобритании

В середине 1990-х гг. на RAB перешли Канада, США, Австралия и многие страны Западной Европы, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, после чего RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. Благодаря RAB-регулированию многим странам удалось сформировать тариф таким образом, что большей частью стала инвестиционная (рис.4).


Рис.4. Структура НВВ сетевых компаний за рубежом

15 сентября 2009 г. Правительство Российской Федерации рекомендовало администрациям регионов в 2010 г. перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. В то же время Центра» приняло решение о переходе всех филиалов компании с 1 января 2010 г. к регулированию тарифов на основе методологии RAB. Три филиала Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», «пилотные» проекты первой очереди - перешли на систему тарифообразования на основе RAB с 1 января 2009 г. Кроме филиалов МРСК Центра в 2009 г. на RAB также были переведены «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга) – «пилоты» второй очереди. По данным холдинга МРСК, переход на RAB «Белгородэнерго» позволил обеспечить прирост капитала на 29,1% в первый год внедрения регулирования против 20,6% в предшествующий период при росте тарифа на 24%. В 2009 г. были осуществлены инвестиции в размере 6,5 млрд руб., что почти в четыре раза больше показателя за прошлый год. Более существенный скачок тарифа при использовании RAB произошел в «Тверьэнерго», составив 312 коп./кВт. ч. – 145% от тарифа 2009 г. При этом увеличение тарифа связано с приростом инвестиционного капитала на 65%, в то время как операционные расходы увеличились лишь на 19%. Таким образом, RAB-регулирование действительно позволяет изменять соотношение операционной и инвестиционной частей в тарифе.

На сегодняшний день RAB-регулирование тарифов оценивается как достаточно перспективный и эффективный метод привлечения инвестиций в отрасль. Считаем, что основным недостатком системы является неизбежный рост тарифов сетевых компаний. С точки зрения потребителя, обеспечивать за свои средства инвестирование в отрасль несправедливо, так как получать услугу у другого поставщика с иной ценовой политикой не представляется возможным. Однако необходимо принимать во внимание тот фактор, что основным владельцем сетевых компаний и, соответственно, регулятором тарифа является государство, а источником государственных инвестиций обычно выступают налоги, которые уплачиваются в конечном итоге потребителями. При RAB-регулировании данный принцип сохраняется, т. е. при получении и оплате услуг часть средств напрямую (при регулирующем вмешательстве государства) превращается в инвестиционную составляющую, обеспечивающую прогрессирование отрасли. А развитая энергетическая инфраструктура непосредственно способствует развитию бизнеса и экономики в целом, являясь при этом стратегически важной составляющей жизнедеятельности государства и обеспечения его энергетической безопасности в международном масштабе.

Список литературы

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1715-р//Консультант Плюс. 2010. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000. Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Приказ ФСТ России от 01.01.01 г. . http://www. ***** http://www. *****/ru/rab-regul/ http://www. *****

RAB-REGULATION AS THE FUNDING SOURCE IN

ELECTRIC POWER INDUSTRY

According to Electric strategy of Russia the main line of country’s development is creating innovative and effective electric power industry. It should satisfy the requirements of expanding economy and foreign economic relations. This article covers principles and mechanism of RAB-regulation in case of fund raising.

В данной статье автор рассматривает основные принципы работы RAB-регулирования, выявляет сильные и слабые стороны новой системы, а также анализирует итоги и перспективы дальнейшего применения. Статья рекомендуется к публикации.

Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета, к. э.н.