Причины безработицы населения. Основные пути и способы сокращения безработицы

Причины безработицы населения. Основные пути и способы сокращения безработицы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Экономическая теория

Безработица в России и основные пути ее сокращения

Выполнила

Власова О.

План

Введение

I . Безработица и ее сущность

II . Уровень и продолжительность безработицы

1. Кривая Филлипса

III . Виды безработицы и формы их проявления

1. Естественная безработица

2. Вынужденная безработица

IV . Закон Оукена

V . Социально-экономические проблемы безработицы

VI . Статистические данные по безработице в России

VII . Факторы, способствующие безработице в России

VIII . Причины возникновения безработицы

IX . Методы борьбы с безработицей в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест. Как своеобразное явление общественного развития, безработица возникла в недрах капиталистической экономики, существовала в разнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX в. стала хроническим, неотъемлемым и возрастающим по своим масштабам атрибутом современной рыночной экономики. Тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Объектом нашего исследования являются последствия безработицы и методы её преодоления. Целью работы является рассмотрение причин и тенденций, связанных с безработицей и разработка мероприятий по обеспечению занятости населения. В начале рассмотрим понятие безработицы, ее типы, закономерности развития, а также сущность безработицы. Рассмотрим такие важные понятия, как фрикционная, естественная, циклическая и сезонная безработица, а также и другие виды безработицы. Раскроем основные причины возникновения безработицы, ее характерные черты.

Затем исследуем социально-экономические последствия безработицы: снижение уровня жизни, возрастание преступности, потенциальные потери производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы, а также другие экономические и социальные издержки. Однако, не все последствия безработицы выступают как негативные, существуют и положительные аспекты, которые способствуют росту экономического потенциала страны и снижению социальной напряженности. Замечу, что определенного единого метода борьбы с безработицей не существует – каждая экономическая школа предлагает свой «идеальный» метод, но, как правило, у каждого метода имеется множество негативных сторон.


I . Безработица и ее сущность

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Безработица – это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена повышением количества желающих найти работу по сравнению с количеством рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными в России считаются трудоспособные граждане, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

Не имели работы (доходного занятия);

Занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

Были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую.

Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:

Потерявшие работу в результате увольнения;

Добровольно оставившие работу;

Пришедшие на рынок труда после перерыва;

Впервые пришедшие на рынок труда.

Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.


II . Уровень и продолжительность безработицы

Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы.

Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы от своего труда. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельном населении, не учитывает фактор времени, то есть продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким показателем, если в первом случае сроки продолжительности безработицы окажутся значительно короче по отношению к продолжительности безработицы во втором случае. Незначительные сроки продолжительности безработицы свидетельствуют о мобильности рабочей силы, интенсивных миграционных потоках трудовых ресурсов, наличии информационной системы, развитой инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации под воздействием как рыночных механизмов, так и структурных сдвигов в народном хозяйстве.

1. Кривая Филипса

Особое место в понимании проблемы безработицы занимает обратная зависимость между динамикой заработной платы и безработицей. Данная зависимость, выраженная графически, вошла в историю экономической мысли под названием кривой Филлипса (см. рис.1). Из нее следует, что требования повышения заработной платы ограничивают возможности найма рабочей силы, так как на одну и ту же величину капитала, предназначенного для затрат на рабочую силу, может приходиться большее или меньшее число занятых в зависимости от цены труда каждого работника.

В дальнейшем отношение между заработной платой и безработицей трансформировали в отношение между динамикой цен и безработицей путем вычитания из показателей темпов изменения номинальной заработной платы или менее устойчивого тренда, характеризующего темп роста производительности труда. На графике это выразилось смещением исходной кривой вниз. Однако выяснилось, что она пересекает горизонтальную линию, характеризующую нулевую инфляцию при определенной норме безработицы. Это поставило под вопрос экономическую политику достижения полной занятости без инфляции. Поэтому если на оси ординат отложить среднегодовые темпы прироста цен, а на оси абсцисс – уровень безработицы, то получим кривую Филлипса, отражающую соотношение между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса довольно полно отражала обратную связь между инфляцией и безработицей до конца 60-х гг., до возникшей стагфляции , то есть такого положения экономики, при котором спад производства стал сопровождаться не снижением темпов прироста цен, как это было всегда, а их повышением. Рост инфляции не сопровождался сокращением безработицы. В начале 70-х гг. инфляция и безработица получили однонаправленное развитие, которое назвали "слампфляция". Движение вдоль кривой перестало отражать действительное соотношение между инфляцией и безработицей. Надо заметить, что кривая Филлипса широко использовалась в кейсианской модели экономического регулирования национальной экономики: политика дешевых денег и фискальная политика, провоцируя инфляцию, содействовали развитию производства и росту занятости. Появление стагфляционных процессов вызвало сомнение в явной обратной связи между безработицей и инфляцией. Однако, как объясняют кейнсианцы, стагфляционный эффект вызывается шоком предложения или ценовыми шоками, которые предшествовали появлению стагфляционных процессов. Речь идет о том, что инфляция, подталкиваемая ростом издержек, ведет к сокращению совокупного предложения, которое и обусловливает пропорциональное изменение уровня безработицы и уровня цен. Графически такая ситуация находит отражение в кривой Филлипса вверх и вправо как результат смещения влево совокупного предложения, указывающего на его сокращение. Смещающиеся кривые отражают ситуацию в рамках краткосрочных периодов, а в долгосрочном плане устойчивой кривой Филлипса либо просто не существует, либо она принимает вертикальное положение.

Понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Для исчисления безработицы используют различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является . Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Однако даже в такой ситуации существует некоторая безработица, называемая фрикционной .

Причины фрикционной безработицы

Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда.

Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.

Структурная безработица

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).

Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу . Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.

На рисунке уменьшившийся спрос представлен линией . В этом случае, при условии, что заработная плата не изменится мгновенно, отрезок представляет собой величину структурной безработицы: при ставке зарплаты существуют люди, которые готовы, но не могут работать. С течением времени равновесная заработная плата понизится до уровня , при котором вновь будет существовать лишь фрикционная безработица.

Многие экономисты не проводят четкого разграничения между фрикционной и структурной безработицей, так как в случае структурной безработицы уволенные работники начинают искать новое место работы.

Важно, что оба вида безработицы постоянно существуют в экономике. Полностью уничтожить их или свести до нуля невозможно. Люди будут искать другую работу, стремять улучшить свое благосостояние, а фирмы — более квалифицированных работников, стремясь к максимизации прибыли. То есть в рыночной экономике постоянно происходят колебания спроса и предложения на рынке труда.

Так как существование фрикционной и структурной безработицы неизбежно, то экономисты называют их сумму естественной безработицей .

Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.

Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.

На рисунке представлена ситуация жесткости заработной платы. Предложение представлено вертикальной линией для простоты изложения.

Если реальная заработная плата находится выше уровня, соотвествующего точке равновесия , предложение труда на рынке превышает спрос на него. Фирмам необходимо меньше работников, чем число желающих трудиться при данном уровне заработной платы. С другой стороны, фирмы не могут или не хотят снизить заработную плату вследствие ряда причин.

Причины негибкости (жесткости) заработной платы:

Закон о минимальной заработной плате

Согласно данному закону заработная плата не может быть установлена ниже определенного порогового значения. Для большинства занятых этот минимум не имеет практического значения, однако существуют некоторые группы работников (неквалифицированные и неопытные работники, подростки), для которых установленный минимум поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на подобный труд и увеличивает безработицу.

Несмотря на то, что в профсоюзы объединена лишь некоторая часть рабочей силы в стране, они предпочитают увольнение работников, а не снижение заработной платы. Причина заключается в следующем. Временное снижение заработной платы сокращает заработки всех рабочих, тогда как увольнения затрагивают в большинстве случаев только совсем недавно нанятых работников, которые составляют лишь малую часть членов профсоюза. Тем самым, профсоюзы добиваются высокой заработной платы, жертвуя занятостью небольшого количества работников — членов профсоюза. Коллективный договор, заключаемый между фирмой и профсоюзом, также может стать причиной безработицы. Как правило, он заключается на длительный срок, и если оговоренный уровень заработной платы превышает равновесный, то фирма предпочтет нанимать по высокой цене меньше работников.

Эффективная заработная плата

Теории эффективной заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность работников и снижает текучесть кадров на фирме. Данная политика позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов, повысить качество труда и заинтересованность работников. Снижение заработной платы уменьшает мотивацию к труду и побуждает наиболее способных работников искать другое место работы.

Психологический аспект

Очевидно, что на рынке не существует единой ставки заработной платы для всех фирм. В крупных фирмах оплата труда, как правило, выше. Однако работники крупных фирм иногда предпочитают оставаться безработными, чем перейти на низкооплачиваемую работу. По мнению некоторых экономистов, такое поведение вызвано чувством собственного достоинства работников, их стремлением к определенному положению в обществе.

Институциональная безработица

Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.

Уровень пособия по безработице также оказывает влияние на рынок труда создавая ситуацию, когда индивид, имеющий возможность получать низкооплачиваемую работу, предпочитает сидеть на пособии по безработице.

Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.

Как и на других рынках здесь существует ограниченность информации . Люди могут просто не знать о существующих вакансиях или фирмы могут не знать о желании работника занять предлагаемую должность. Другим институциональным фактором является уровень пособия по безработице . Если уровень пособия достаточно высок, то возникает ситуация, называемая ловушкой безработицы. Ее суть заключается в том, что индивид, имеющий возможность получить низкооплачиваемую работу, предпочтет получать пособие и не работать вовсе. В результате безработица увеличивается, а общество несет потери не только из-за того, что производится на уровне ниже потенциального, но и из-за необходимости выплачивать завышенные пособия по безработице.

Показатели безработицы

К показателям безработицы относят и ее продолжительность.

Продолжительность безработицы

Определяется как число месяцев, которые человек провел не имея работы.

Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них представляется краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна.

С другой стороны, есть люди, которые месяцами не могут найти работу. Их называют долговременными безработными. Такие люди наиболее остро ощущают на себе бремя безработицы и часто, отчаявшись найти работу, покидают группу

Основные категории населения

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL): POP = L + NL.

К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:

  • занятые (employed - E) - т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается заня-тым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды;
  • безработные (unemployed - U) - т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рис.1.). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах: u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%.

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах:

уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения

Причины и виды безработицы

Выделяют три основные причины безработицы:

  1. потеря работы (увольнение);
  2. добровольный уход с работы;
  3. первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

К фрикционным безработным относятся:

  1. уволенные с работы по приказу администрации;
  2. уволившиеся по собственному желанию;
  3. ожидающие восстановления на прежней работе;
  4. нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
  5. сезонные рабочие (не в сезон);
  6. люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы: u фрикц = U фрикц /L*100%.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.

Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах: u структ = U структ /L*100%.

Поскольку и фрикционная, и структурная безработица связаны с поисками работы, то эти типы безработицы относятся к категории «search unemployment».

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Последствия безработицы

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

GDP gap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

Где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, ??- коэффициент Оукена (??> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Yt – фактический ВВП данного года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный:

а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

3.1. Государственная политика борьбы с безработицей

Борьба с безработицей представляет собой комплекс мер, которые приводят к снижению уровня безработицы. Власти каждой страны определяют методы борьбы с безработицей. Для того, чтобы эффективно применить эти методы требуется определить нужные факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Только факторно-ориентированная политика влияния на рынок труда может принести определенные результаты. Снижение безработицы - это очень сложная задача, по причине того, что существует множество её типов. Поэтому очень сложно и часто совсем невозможно разработать единый способ борьбы с безработицей и государству приходится использовать разные методы для того, чтобы решить эту проблему.

Рассмотренные ниже меры применяются к рыночной экономике, но некоторые из них могут применяться и к командной экономике.

Для снижения безработицы государство применяет разные методы, которые связанны с разработкой способов переподготовки безработных, их социальной поддержки, поддержки в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Эти методы можно поделить на активные и пассивные.

1) активные методы

Эти методы направлены на создание новых рабочих мест, организацию системы образования, производственного и технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; создание рабочих мест для молодежи, регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

2) пассивные методы

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования включает выплаты пособий по безработице с учетом прежних заработков; материальную помощь, направленную на обеспечение безработному прожиточного минимума.

При рассмотрении вопроса государственного регулирования безработицы, следует определить виды политики, которые прямо воздействуют на уровень безработицы в стране. На основании данного критерия определим такие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая политика и политика в сфере занятости населения. (Рис.3.1.)

Рис.3.1. Виды государственной политики в области безработицы.

Такие виды политики государства тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют то влияние, которое они осуществляют на уровень занятости населения.

Обращаясь к методам снижения безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к классификации, указанной выше.

Макроэкономическая политика:

Создание условий для роста спроса на товары.

Занятость на рынке возрастет, а безработица снизится в том случае, когда товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников, так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации, что сложилась на рынках товаров и услуг. К способам увеличения спроса можно отнести следующие:

1) стимулирование роста экспорта;

2) льготное налогообложение;

3) поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий;

4) льготное кредитование и т.п.

Социальная политика:

Выплата пособия по безработице;

Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях;

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста.

Политика в сфере занятости населения:

Применение гибких форм занятости в не-государственном секторах экономики;

Реализация программ поддержки молодых работников;

Развитие самозанятости населения.

Самозанятость населения можно определить как специфическую форму экономической деятельности. Сущность ее заключается в следующем: гражданин находит сам для себя источник доходов, который обеспечивает его достойное существование;

Предоставление рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, а связанны с работой в интересах общества;

Организация подготовки и переподготовки кадров;

Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости;

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;

Предоставление информационной помощи безработным;

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда.

Далее рассмотрим более подробно возможность снижения безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время, в основном, государственные биржи труда выполняют функции бирж труда. Это так называемые государственные службы занятости населения, которые подчиненные министерствам труда. К задачам государственных служб занятости можно отнести следующие:

Предоставление посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, которые желают переменить работу;

Изучение спроса и предложения рабочей силы;

Предоставление информации о профессиях, которые требуются;

Профориентация молодежи.

Государственные биржи труда ведут учет всех безработных и осуществляют выплату пособий по безработице. При отказе от работы, предложенной биржей труда, безработному такие пособия не предоставляются.

В Российской Федерации создана Государственная служба занятости для реализации государственной политики в области занятости населения и для обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.

В законодательстве предусматривается обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из принципов, который определяет правила поведения гражданина и государства на рынке труда, а именно: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству. В Государственной службе занятости человека регистрируют как лицо, которое ищет работу. С этого момента у государства возникает обязанность на протяжении 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если после окончания периода предложений о работе нет, то человек приобретает статус безработного и начинает получать пособие со стороны государства.

Государственная служба занятости - это структура специальных государственных органов. Они призваны обеспечить координацию, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, решение вопросов занятости населения, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги, которые предоставляются службой занятости - бесплатные.

К функциям службы занятости относятся следующие:

Прогнозирование и анализ спроса и предложения на рабочую силу, информирование о состоянии рынка труда население и работодателей;

Учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются с вопросами о трудоустройстве;

Комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью;

Предоставление консультаций лицам, которые обращаются в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы, требованиях, которые предъявляются к профессиям и работникам;

Помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, что потеряли работу и заработок, подходящей будет та работа, которая соответствует их профессиональной подготовке, учитывает возраст, трудовой стаж и опыт работы, транспортную доступность нового рабочего места;

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях;

Повышение уровня профессиональной подготовки занятого населения, который на сегодня достаточно низок. При значительном количестве уволенных работников с предприятий требуется организовать курсы ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе;

Предоставление услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. По этой причине нужно разработать новую концепцию развития системы профориентации. Предоставление профориентационных услуг должно осуществляться не только для учащейся молодежи, но и для работающих граждан, которые хотят сменить профессию;

Регистрация безработных, а также оказание им помощи в пределах своей компетенции;

На сегодня в законодательстве определен статус безработного. Он является незанятым человеком вынуждено, по отношению к нему государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть со стороны государства ему не была предоставлена работа. Но при этом не всякий незанятый человек, что желает работать, получает статус безработного и может рассчитывать на предоставление ему социальной помощи или поддержки со стороны государства. Для этого нужно соблюдать два следующие условия:

1) гражданин должен быть трудоспособного возраста и иметь способность к систематической работе по определенной профессии. Если нет профессии, то в таком случае он должен принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке;

2) нужна готовность гражданина трудиться (желание и обязанность принять предложение о подходящей работе);

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых нуждается в получении новой профессии;

Выдача гражданам пособия по безработице и приостановление выплат этих пособий;

Разработка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, которые привлекаются в России на основе межправительственных соглашений и лицензий;

Разработка региональных и республиканских программ занятости, включая при этом финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции, которые выполняет Государственная служба занятости, значительно расширились по сравнению с функциями, что действовали ранее в системе трудоустройства населения.


Похожая информация.


Часть незанятого населения, активно ищущего работу, но не имеющего ее, получило названиебезработицы. Так, доля безработных составила в 1995 году: 11,1 % - в Италии, 8,3 % - в России, 3,2 % - в Японии. В Орловской области уровень безработицы колебался в 1992 – 2000 гг. от 0,9 до 8,5 %.

Безработица - сложное явление. Она существует в разных видах, в зависимости от причин, ее порождающих, и характера динамики.

Фрикционная безработица возникает при переходе работника на новое место работы, на другое предприятие или при переезде в другую местность. Время поиска новой работы от двух недель до трех месяцев составляет текучую, или переменную, безработицу. Причинами перемещений людей являются технический прогресс и изменение квалификационной структуры занятости. Работники одной квалификации увольняются, другие принимаются. Люди увольняются по собственному желанию в поисках более подходящей работы. Фрикционная безработица возникает вместе с появлением машинного производства и динамичностью технологических нововведений. Текучесть кадров по этим причинам составляет до 5 процентов, занятых и этот уровень называют естественной нормой безработицы.

Структурная безработица вызывается более глубинными сдвигами в отраслевой и региональной структуре занятости. Под воздействием научно-технического прогресса и конкуренции некоторые отрасли бизнеса устаревают, им на смену приходят прогрессивно развивающиеся отрасли. В последние десятилетия уменьшалась занятость в материальном производстве, в т.ч. в промышленности и сельском хозяйстве. Зато быстро нарастает занятость в сфере услуг и информатики. Не все люди могут переквалифицироваться и освоить новые профессии и виды работ. Возникают устаревающие или неперспективные профессии. Структурная безработица отличается от фрикционной большей длительностью - свыше шести месяцев - и более тяжелыми последствиями для работников. Экономические реформы в России вызвали резкие изменения занятости. Более чем вдвое снизилась занятость в промышленности и строительстве, значительно меньше спрос на труд в других отраслях материального производства. Одновременно в десятки раз выросла занятость в малом бизнесе, в сфере индивидуального предпринимательства, а так же занятость в банковском деле, в торговле, в сфере социальных услуг.

Сезонная безработица связана со значительными колебаниями трудовых нагрузок по объективным причинам. В сельском хозяйстве, в строительстве, в туризме, на транспорте объемы производства и спрос на труд зависят от времени года. Пиковые нагрузки в определенные промежутки года сменяются частичной занятостью и уменьшением спроса на труд. Характерен пример сельского хозяйства, где посевные и уборочные работы до сих пор требуют привлечения весной и осенью дополнительных работников.


Циклическая безработица возникает во время экономических кризисов и депрессий. Резкий спад производства или его депрессивное состояние уменьшают спрос на труд. Банкротства предприятий, отсутствие заказов и недогрузка производственных мощностей выталкивают на улицу массы безработных. Так, в годы «великой депрессии» США (1929 - 1933 гг.) уровень безработицы достигал 37 % трудоспособного населения. Возникают зоны социального бедствия, как, например, в Ивановской области или на Северном Кавказе, где не имеют работы каждый 4-5 трудоспособный человек и треть молодежи. С оживлением деловой активности, тем более в периоды экономического бума, спрос на рабочую силу может превысить ее предложение, и цена труда повышается.

Действительная и фиктивная безработица различается по отношению человека к поиску работы и его желанию работать. Фиктивная безработица выражается в нежелании людей поступать на вакантные виды работ, если они не подходят по квалификации, статусу, заработной плате. Действительно, безработный не может найти работу из-за отсутствия соответствующих вакансий. Действительная безработица определяется законодательством и регулируется государственными службами занятости.

По Закону о занятости (статья 3) в России безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Не могут быть признаны безработными подростки до 16 лет и пенсионеры, получающие пенсию. Не признаются безработными или лишаются статуса безработного лица отказавшиеся дважды в течение 10 дней от подходящей работы. Но через две недели они могут вновь встать на учет в службу занятости.

Соответствующая профессиональной пригодности работника по квалификации, опыту работы и состоянию здоровья;

Транспортная доступность работы по времени поездки на работу и обратно согласно решениям местных органов власти. Например, в Москве и Санкт-Петербурге не более 45 минут в один конец;

Предлагаемый заработок не должен быть ниже среднего заработка за два последних месяца работы до увольнения или ниже средней зарплаты в данном субъекте Федерации.

Уровень безработицы оценивается по методике МОТ как отношение ищущих работу к трудовым ресурсам. Минтруд России занижает уровень реальной безработицы, определяя ее соотношением официально зарегистрированных безработных к экономически активному населению. Так, по методике МОТ уровень безработицы в Орловской области в 2000 г. оценивался в 8,5 %, а по методике Минтруда РФ - в 1,2 %.

Безработица наносит обществу экономический и социальный ущерб.

Экономические издержки безработицы связаны с неполной занятостью и потерями BHП. По исследованиям А. Оукена увеличение безработицы на 1 % выше естественной нормы в 5 % ведет к потере ВНП на 2,5 %. Например, естественная норма безработицы равна 5 %, фактический уровень – 8 %, региональный валовой продукт – 10 млрд. рублей. Значит, недобор продукции по закону Оукена составляет 7,5 % (3*2,5), или 750 млн. рублей, что для Орловской области составляет значительную сумму.

Социальный ущерб безработицы связан с неравномерным распределением ее тягот по разным социальным группам. Так, больше страдают от безработицы молодежь, женщины, рабочие (синие воротнички) из-за трудностей переквалификации, некоренное население. В этой связи особенно угрожающее положение русских в бывших республиках СССР, где они подвергаются дискриминации при конкурсах на вакантные рабочие места.

Снижение безработицы возможно прежде всего через содействие росту занятости. Все меры и программы повышения занятости есть одновременно пути снижения безработицы. В то же время во всех программах содействия занятости должны разрабатываться целевые разделы снижения конкретных видов безработицы.

Стратегическое значение для России имеют программы финансовой стабилизации и оживления деловой активности предприятий как основа для уменьшения циклической безработицы. Снижение уровня безработицы выступает одной из целей экономической стабилизации и одновременно показателем (индикатором) эффективности действий власти, предпринимателей, профсоюзов.

Опыт развитых стран показывает, что до 50-60 % фрикционной и структурной безработицы можно устранить через развитие малого и семейного бизнеса. Этот путь снижения безработицы активно используется в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах, где численность занятых в малом бизнесе за несколько лет выросла в восемь - десять раз. Политика поддержки малого бизнеса, развитие финансовой и социальной инфраструктуры предпринимательства, обеспечение доступности инвестиций и кредитов, снятие искусственных барьеров и препон становятся одновременно основной формой самозанятости. Следует отметить, что стоимость рабочего места в малом бизнесе во много раз ниже, чем на крупных предприятиях. Значит, инвестиции в развитие малого бизнеса при его нормальной организации дают более быструю отдачу.

Для уменьшения фрикционной безработицы большое значение имеет поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, в том числе для социально уязвимых и малоконкурентоспособных групп населения - молодежи, инвалидов, одиноких женщин, бедных. Льготные и, налоговые кредиты на создание новых рабочих мест и переквалификацию кадров дают значительный эффект.

Особую проблему составляет финансирование расширения занятости в регионах повышенной напряженности на рынке труда, когда на одну вакансию приходится более пяти-восьми безработных. Для таких регионов как Ивановская и Псковская области, Ингушетия, Дальний Восток, необходимы федеральные программы содействия занятости, включая перераспределение капиталов и межрегиональное стимулирование перемещения семей в трудонедостаточные районы.

Проблемами безработицы занимаются службы занятости на всех уровнях. Основные направления работы службы занятости России заключаются:

ð в содействии в трудоустройстве;

ð профессиональном обучении;

ð формировании банка вакансий;

ð консультировании клиентов;

ð организации общественных работ;

ð содействии самозанятости и предпринимательству безработных;

ð содействии организации дополнительных рабочих мест;

ð поддержке доходов безработных граждан;

ð оформлении выхода безработных на досрочную пенсию.

По этим вопросам может обращаться в службу занятости и каждый гражданин, у кого возникли трудности с работой или желание найти более подходящую работу.

Контрольные вопросы

1. Какими показателями можно оценить уровень конкурентоспособности национальной экономики?

2. К каким выводам пришли американские аналитики, сравнивая конкурентные преимущества Японии и США?

3. Что понимается под национальным человеческим капиталом?

4. Назовите основные цифры совокупных инвестиций в человеческий капитал в России, США и Японии по доле расходов в ВВП на здравоохранение, образование и науку.

5. Напишите формулу Т. Шульца для оценки эффективности инвестиций в образование.

6. Какова роль науки в формировании национального интеллектуального капитала?

7. Расскажите об основных трудовых правах граждан, закрепленных в Конституции РФ.

8. Как определяется занятость в Законе РФ «О занятости населения в РФ»?

9. Какие группы работающих относят к занятым по Закону РФ «О занятости населения в РФ»?

10. Раскройте содержание контрактной теории занятости.

11.Каковы основы и особенности концепции гибкой занятости?

12. Что нового привносит в концепции занятости теория

человеческого капитала?

13.Что понимается под полной занятостью работника и населения страны?

14. Постройте диаграмму количественных соотношений степени занятости, отраженной в показателях трудовые ресурсы, экономически активное население, работающие по найму, незанятое население и безработные.

15. Какими основными мотивами руководствуется человек при выборе профессии, отрасли занятости и рабочего места?

16. Как оценивается профсоюзами и работником продуктивность занятости?

17. Как влияют производственные инвестиции на увеличение занятости?

18. Назовите основные формы самозанятости населения и их эффект по сравнению с социальным иждивенчеством?

19. Кого по закону можно признать безработным?

20. Дайте сравнительную характеристику видов безработицы: фрикционной, структурной, сезонной, циклической.

21. В чем отличия действительной и фиктивной безработицы?

22. Какая работа по закону признается подходящей?

23. Как оценивается уровень безработицы по методике MОТ и методики Минтруда РФ?

24.0характеризуйте основные пути снижения безработицы.