Предпринимательские ресурсы мира. Научные ресурсы мира. Их показатели, распределение по группам стран

В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

10.1. Научные ресурсы мира

Масштабы НИОКР

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;
    численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.

Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г

доля расхо

дов на НИОКР в ВВП, %

Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *

Сальдо техно

логического баланса, млн. долл.

Доля высокотехнологичных изделий в про

мышленном экспорте стра

США
Япония
Ю. Корея
Швеция
Финляндия
Великобритания
Франция
Германия
Россия

* без технического персонала, занятого в НИОКР

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций.

Предпринимательский ресурс способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов.

Предпринимательские ресурсы включают в себя:

1)Предпринимателя. Лицо осуществляющий деятельность на свой страх и риск

2)Предпринимательскую инфраструктуру (рыночная) такие институты и нормы рыночной экономики, которые обеспечивают предпринимательскую деятельность

3)Этика и культура бизнеса

Предпринимательский ресурс обмен в различных странах в первую очередь в странах Европы и в странах наследницах старой предпринимательской культуры (северная Америка, Израиль, Австралия)

Кроме того предпринимательские ресурсы богаты ряд новых развитых и индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в странах с высокой степенью либерализацией хозяйственной деятельности.

В предпринимательский ресурс входят его носители – предприниматели, его инфраструктура – рыночные институты, его этика и культура.

В современных условиях большое значение приобретает предпринимательский ресурс. Это объясняется следующим:

1) по мере большей доступности экономических ресурсов разных стран в хозяйственной жизни возрастает значение трудовых ресурсов и особенно знаний и предпринимательского ресурса.

2) даже компании не связанные с внешним рынком, испытывают все большее давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке.

У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером экономики. С одной стороны, быстро растет численность и квалификация предпринимателей, расширяется предпринимательская инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества.

Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с госаппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий(«Газпром», «ЕЭС России»). Во-вторых очень высока зависимость даже целиком частных компаний от госаппарата из-за высокой бюрократизации жизни в стране. В- третьих значительная часть предпринимателе являются выходцами из госаппарата.

Ресурсы знаний в мире.

Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.

Научные ресурсы мира

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте

Образовательные ресурсы мира

Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов

Информационные ресурсы мира

Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

Слайд 2

Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы

Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. В состав этого ресурса входят: - предприниматели (владельцы фирм и менеджеры) - предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики) - предпринимательская культура

Слайд 3

Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира

Слайд 4

Воздействие глобализации на предпринимательство

1.Растущая доступностьтаких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного) 2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности

Слайд 5

Понятие теневой экономики, ее виды

Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы: 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность, -неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях

Слайд 6

Понятие теневой экономики, ее формы (окончание)

2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда) 3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.

Слайд 7

Теневая экономика: методы оценки масштабов

Монетарный метод Анализ занятости Метод технологических коэффициентов

Слайд 8

Причины теневой экономики

Традиционный неохват статистикой Размеры налогового бремени Чрезмерное госрегулирование Уровень хозяйственной этики в стране Состояние экономики

Слайд 9

Новый подход

СНС в редакции 2008г. называет эту экономику ненаблюдаемой (non-observed economy) и включат в нее следующие части: -продукция домашних хозяйств для собственного использования (в осн. с/х продукция и стр-во) -неформальная экономика, которая работает на рынок, но не ведет бухгалтерского учета, потому что принадлежит обычным домашним хозяйствам (это часть продукции подсобных хозяйств населения, небольшие фермы и семейные предприятия, работающих и на себя и на рынок -стат. пропуски из-за плохого стат. наблюдения

Слайд 10

Теневая экономика, т.е. разрешенная, но уходящая от налогов, лицензий, административных норм; -незаконная экономика, т.е. производство товаров и услуг, запрещенное законом. Таким образом, во многом совпадает с прежним подходом, но не включает коррупцию, взятки, воровство, т.е. перераспределение доходов и имущества. Как и при прежнем подходе, включает все части в ВВП, кроме незаконной экономики (подробнее см. ВЭ 2009, №8)

Слайд 11

Размах ненаблюдаемой экономики

Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП: Россия (2003)- 24 (в т.ч. неформ. сектор- 40% теневой сектор – 60 %) Белоруссия 11 (99 и 1 %) Болгария 10 Молдавия 32 (80 и 20%) Румыния 17 Армения 29 (30 и 70%) Испания 11 Казахстан 22 (40 и 60%) Бельгия 3-4 Эстония 10 США 1 Мексика 12

Слайд 12

Роль и последствия ненаблюдаемой экономики в различных странах и регионах мира

Позитивная и негативная роль и последствия: -экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета -экономия на издержках - уход от любого госрегулирования -повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования -приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики

Слайд 13

Ресурсы знаний в мире

Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации

Слайд 14

Научные ресурсы мира

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы

Слайд 15

Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте

Слайд 16

Научные ресурсы

  • Слайд 17

    Образовательные ресурсы

    Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов

    Слайд 18

    Слайд 19

    Информационные ресурсы мира

    Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

    Слайд 20

    Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отн-е 20ч. в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

    Посмотреть все слайды

    Знания как экономический ресурс прежде всего вырабатываются в сфере научных исследований и опытно – конструкторских работ (НИОКР) .

    Научные ресурсы характеризуют:

    o объем и качество накопленных знаний

    o способность страны к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций.

    Масштабы НИОКР зависят от:

    ü ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование),

    ü организационной структуры,

    ü государственной политики в сфере НИОКР.

    Масштабы инноваций зависят от:

    Ø инновационного климата,

    Ø спроса экономики на результаты НИОКР.

    Научные ресурсы отдельных стран характеризуются по материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:

    · доля расходов на НИОКР

    · численность занятых в НИОКР по отн-ю к занятым в экономике

    · индекс цитирования (ссылок на работы исследователей страны)

    · число международных премий за научные достижения

    · сальдо технологического баланса

    · доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте.

    Эффективность сферы НИОКР зависит также от инновационной активности частного сектора экономики, поэтому важными характеристиками являются :

    o доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны,

    o баланс торговли лицензиями и патентами,

    o доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий.

    Научно-технические ресурсы мира в основном сосредоточены в США, ЕС, КНР, РФ и Индии.

    1) США – крупнейший в мире научно-технический потенциал. Высокий уровень квалификации и оснащенности научных центров. 60% НИКОР сосредоточено в ВУЗах. Инновационный бизнес быстро развивается, он соединяет науку и предпринимательство. Его центры – технополисы, где идет разработка новых изделий и технологий. Лидеры в выпуске суперкомпьютеров, авиации, лазеров, биотехнологии. Доля в мировом производстве наукоемкой продукции – 40%.

    2) Западная Европа – длительное время отставала по исследованиям в сфере высоких технологий. Расходы на НИОКР ниже, чем в США и Японии. Небольшое число космических и военных исследований. Ориентация на фундаментальные исследования. Строительство АЭС, фармацевтика, связь.

    3) Япония – долгое время отставала, но сейчас развивает собственные исследования вместо использования зарубежных достижений. Приоритет – роботы, медицина, электроника, биотехнологии, оптоволокна. Зависимость от американских технологий.

    Показатели:

    · США лидирует по затратам в сфере НИОКР (285 млрд. $, 2003г)

    · По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (чуть менее 4%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%)

    · В развитых странах частные компании инвестируют в НИОКР: США - на 68%, Япония - на 70%, ЕС - на 56%.

    Характерной чертой развития НИОКР стала глобализация, проявляющаяся в :

    Ø увеличении международного сотрудничества ученых,

    Ø растущей доли зарубежного финансирования НИОКР,

    Ø организации научно-технических альянсов,

    Ø росте объемов торговли интеллектуальной собственностью,

    Ø международном аутсорсинге.

    Увеличилась торговля интеллектуальной собственностью за счет перекрестного лицензирования (США, ЕС, Япония, Юж. Корея).

    Научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами – увеличился в сфере программного обеспечения (Ирландия, Индия, Россия, Украина).


    Образовательные ресурсы мира. Показатели, ведущие центры.

    Образовательные ресурсы – накопленные объем и качество знаний и профессионального опыта, усвоенные населением и воспроизводимые через систему образования.

    Основные тенденции развития образования:

    · Построение непрерывной цепочки этапов образования,

    · фундаментализация

    · профессионализация,

    · междисциплинарность,

    · ускоренное развитие новых дисциплин,

    · диверсификация,

    · демократизация,

    · интернационализация.

    В развитых странах существует система многоступенчатого образования, предполагающая получение диплома.

    Проблемы образования отличаются по странам:

    o развитые страны обеспокоены переходом к всеобщему высшему образованию,

    o развивающиеся – обеспечением среднего образования или ликвидацией безграмотности.

    Образовательные ресурсы по странам характеризуются такими показателями, как:

    ü доля расходов на образование в ВВП;

    ü расходы на образование на душу населения

    ü доля окончивших полную среднюю школу

    ü доля студентов в возрасте 18-29

    ü студентов на 10 тыс. населения

    ü доля лиц с высшим образованием

    ü доля иностранцев в общей численности студентов

    Качество образование оценивается по:

    Ø востребованности,

    Ø современности.

    По охвату населения высшим образованием лидируют США, Канада, Финляндия, Швеция, Ю.Корея, Россия.

    Наблюдается повышение расходов на высшее образование: США-2,5% ВВП, ЕС-1% ВВП.

    Концепции государственного финансирования высшего образования:

    o «дохода от образования» (первенство выгоды частного лица от образования,

    o «социальной пользы» (первенство косвенных выгод общества от образования).

    Государственное финансирование образования превалирует в развитых странах, однако и частное финансирование набирает темпы (Южная Корея - 84%, США - 66%, Великобритания - 29%). Дефицит госбюджета вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования и переходить к платному образованию.

    Ведущими центрами мира по подготовке кадров являются США, ЕС, Япония и Россия.

    1999 г. – «Декларация о европейском пространстве высшего образования» , подписанная 40 странами: начало Болонского процесса. В Азии за последние 20 лет число бакалавров увеличилось в 3 раза.

    В последнее время увеличился поток миграции научно-технических кадров («утечка мозгов») преимущественно в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. Вместе с тем, в Азии число специалистов, получивших образование в национальных университетах, больше, чем тех, кто получил образование за рубежом.


    Общая характеристика развитых стран. Место в мировом производстве товаров и услуг, торговле, движении капитала.

    Типология развитых стран:

    1. Типология МВФ. Развитыми считаются гос-ва: Большая семерка(США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) Австралия, Нов Зеландия, Израиль, Кипр, страны НИС 1-ой волны (Юж Корея, Гонконг, Сингапур).

    2. Типология ООН. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику.

    3. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в НАФТА). После присоединения к ЕС также Венгрия, Чехия, Польша.

    Основные признаки РКС:

    · Высокий уровень экономического развития. ВВП на душу населения по ППС 35 тыс. долларов, что в 3,5 раза выше, чем по миру в целом.

    · Смешанная экономика с преобладанием частной собственностью

    · Распределение товаров и услуг с помощью рыночного механизма

    · Высокий уровень капитализации доходов

    · Высокий уровень механизации труда

    Особенности РКС

    ü Существование Триады – ЕС, НАФТА, развиты страны Азии, прежде всего Япония. В Триаде производится половина ВВП мира (лидер США – 37% ВВП мира, потом Япония – 14%). Конкурируют между собой. 2004 г. доля ЕС в мировом экспорте – 15%, доля НАФТА – 8% без учета внутрирегиональной торговли, доля Японии – 5%. Страны Триады демонстрируют разные социально-экономические модели современного капитализма. Американская соц-эк модель основана на индивидуализме ее участников, и поэтому приближена к канонам либерализма. Западноевропейская модель – корпоративистская модель, т.е. базируется не на индивидуализме своих участников, а на их хозяйственных, профессиональных и других объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Японская модель характеризуется превалированием коллективных интересов над индивидуальными, социальное расслоение невелико.

    ü Разрыв в уровне экономического развития (между бедными и богатыми) в 5-7 раз. Например, в Люксембурге ВВП по тек курск 76тыс долл, ВВП по ППС 64тыс.долл, на Мальте соответственно – 15 тыс и 20 тыс долл.

    Особенности развития РКС на современном этапе:

    · Переход к новому технологическому базису (формирование знаниеемкой постиндустриальной экономики, экономики знаний.) «Наукоемкость ВВП» - расходы на НИОКР в ВВП. 1-ое место по наукоемкости – Израиль (4%), до этого – Скандинавские страны, Япония.

    Страны по степени научно-технического потенциала:

    1. Израиль, Скандинавские страны, Япония, США, Германия, Великобритания

    2. Италия – среднеразвитый потенциал

    3. Португалия, Турция, Кипр, Мальта – слаборазвитый потенциал

    · Феномен торможения темпов роста. Парадокс Солоу (инвестиции в IT НЕ приводят к увеличению прибыли или производительности труда, но зато приводят к еще большим инвестициям в IT. Если по-простому, то, конечно, от IT есть выигрыш, но он меньше, чем стоимость самого IT.). Если в 90-е гг. мир развивался по темпам 2,6 , то здесь – 2,5. В 2009 г мир – 4%, подсистема – 2,9. 2009г мир – 1%, РКС – о, 5%.

    Объяснение торможения темпов роста:

    1. Сокращение эффекта экономии на масштабах производства. Экономия на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.

    2. Структурные изменения в экономике РКС:

    ü Снижение доли с-х в отраслевой структуре ВВП

    ü Деиндустриализация (падение роли промышленного произвлдства в нац-ом доходе страны)

    ü Основа промышленности – машиностроительный комплекс: 30-45% всей промышленности в РКС.

    ü Развитие ТЭК

    ü Превращение третичного сектора в главный сектор экономики

    · Глобализация. Растет экспортная квота РКС, в капиталовложениях увеличивается доля прямых иностранных инвестиций, возрастает доля приехавшей из-за рубежа рабочей силы, растет обмен знаниями. Растет зависимость развитых стран друг от друга и от остальных стран мира.

    · Процесс либерализации (т.е. уменьшение гос-го регулирования хоз-ой жизни)

    Изменения в социальной сфере РКС:

    1. Сокращение отрабатываемых часов за год. США и Япония продолжают лидировать среди крупных развитых стран по количеству официальных рабочих часов в расчете на одного занятого в год.За 1990- 2003гг кол-во часов не изменилось, хотя оно значительно меньше, чем в начале 20 века. США – 1913 г – 2605 часов, 2007 – 1705.

    2. Рост безработицы. Более-менее стабильна на низком уровне в Японии – 3%. Выше всего в Европе – до кризиса 8%.

    3. Сокращение социальной дифференциации. Причина – власти осознают возможность бунтов, активная социальная политика. Индекс Джинни: Япония – 0,25; США – 0,4. Для американской модели хар-на сильная имущественная дифференциация, связанная с высоким уровнем индивидуализма.

    4. Рост расходов на образование, здравоохранение, науку (1910 – 2,4 – 2,8% ВВП, 2006 – 18-19 % ВВП).

    5. Создание внушительного «креативного класса» - более 3, 2 тысяч исследователей на 1 млн. жителей).

    Условия развития экономики (условия воспроизводства РКС):

    · Дефицит гос. бюджета (ЕС – 0,9 – 4, 3 % ВВП, США – 0,7-4,9% ВВП, Япония – 3,8-8,2% ВВП)

    · Рост гос.долга. США – 70% ВВП, ЕС – 50-60% ВВП, Япония – 130-150% ВВП)

    · Рост уровня инфляции (ЕС – 2%, США – 4-5%, Япония – 0%)

    · Безработица. В Европе до кризиса 8 %, тенденция к увеличению из-за невысоких темпов эк-го роста. В США 2005 г – 5% (это 2008 г, 2010 – 9%) , меньше колеблется из-за более высоких темпов эк-го роста. Япония – 3% , безработица меньше из-за коммунализма.

    Место РКС в мировом хоз-ве.

    В разв странах производится больше половины ВВП мира. 80% ВВП по текущим ценам, 52% по ППС. По прогнозам упадет до 42%. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира.

    1. Место в мировом производстве:

    · РКС удерживают позиции в выпуске обработанных товаров и упрочили позиции в производстве средств производства. Доля в мировой обрабатываемой пром-ти – 63,3%.

    · Сильные позиции в пищевой и легкой пром-ти

    · Ведущие производители отдельных видов с-х продукции

    · Обладает развитой инфрастуктурой

    2. РКС являются и объектами и субъектами движения капитала. Доминируют в движении прямых инвестиций: 2005 год – 87%экспорта, 88% импорта)

    3. Место в предоставлении экономической помощи. 11% всего чистого оотка капитала из РКС – это и есть эк-кая помощь. Объем помощи – 0,22-0,33% ВВП. Крупные доноры _ США и Япония. 65% помощи выдается на условии грантов, ¼ часть – связанная помощь (то есть на предоставленные деньги нужно купить товары донора)

    4. Место РКС во внешней торговле. Доля в мировом экспорте и импорте падает. Начало 20 века – 74%, начало 21 века – 65%. За счет Западной Европы, ее доля снизилась с 54 до 33%. Доля США не изменилась – 13 и 12 %). Доля Японии резко выросла (с 2 до 6 %).

    5. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами платежный баланс США с отрицательным сальдо, в рез-те усиливается зависимость США от притока капитала извне. В других центрах триады благодаря превышению экспорта над импортом сальдо положительно, в рез-те образуется избыток капитала, который экспортируется в США.


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    HTML-версии работы пока нет.
    Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

    Подобные документы

      Особенности развития мирового хозяйства. Природные ресурсы в мировой экономике, их основные виды. Роль природных ресурсов в мировой экономике. Ресурсы природных компонентов. Запасы и использование природных ресурсов в Европе и Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 13.07.2014

      Структура национального богатства. Экономические и трудовые ресурсы мира. Понятие, происхождение, категории, виды, причины, роль и последствия миграции населения. Система межгосударственного регулирования миграционных процессов. Защита прав мигрантов.

      презентация , добавлен 07.08.2013

      Понятие и субъекты мировой экономики, история ее формирования и развития. Первичные и вторичные секторы экономии. Признаки постиндустриального общества по Д. Беллу. Инструменты внешнеторгового регулирования. Финансовые ресурсы мира. Внешний долг страны.

      тест , добавлен 28.05.2010

      Связь между мировой экономикой и топливно-энергетическим комплексом. Топливно-энергетические ресурсы мира. Обеспеченность мировой экономики природным газом. Проблемы использования ресурсов. Тенденции в производстве энергоресурсов в различных странах.

      курсовая работа , добавлен 25.04.2013

      Истоки и механизмы глобализации экономики, предпосылки, сущность и основные черты глобализационных процессов. Перспективы глобализации и их последствия: место России в этом процессе. Выгоды, противоречия и негативные последствия глобализации мира.

      курсовая работа , добавлен 23.06.2012

      Понятие и значение трудовых ресурсов, их место и роль в мировой экономике, оценка динамики миграции и международного движения. Этапы и направления глобализации международной трудовой миграции, методы и механизмы управления данным процессом, проблемы.

      курсовая работа , добавлен 01.06.2014

      Возрастная структура населения мира. Уровень образования трудовых ресурсов. Эффективность использования рабочей силы. Теории валютного курса. Финансовые ресурсы и потенциал мирового хозяйства. Мировой рынок капитала. Виды балансов международных расчетов.

      учебное пособие , добавлен 28.04.2014