Правовое регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений

Капитальные вложения - наиболее урегулированный действующим законодательством вид инвестиций.

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские работы. Главным критерием, отличающим капитальные вложения от других видов инвестиций, является направление вложения - в основной капитал (основные фонды).

Рассмотрим соотношение созвучных категорий: "капитальные вложения" и "капитальное строительство". Капитальные вложения и капитальное строительство взаимосвязаны. Капитальные вложения являются источником для осуществления капитального строительства. Капитальное строительство, являясь одной из основных форм расширенного воспроизводства основных фондов, представляет собой важнейшую сферу капитальных вложений. Однако это понятие значительно уже, чем инвестиции в основной капитал, включающие наряду со строительством и расширением предприятий также реконструкцию, техническое перевооружение основных фондов, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские работы.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, находящиеся в частной, государственной или смешанной собственности. Таким образом, объектом капитальных вложений может быть как движимое, так и недвижимое имущество, в том числе незавершенное строительство. Отдельные виды имущества, например ценные бумаги, имущественные права, исходя из своей правовой природы, не могут быть объектами капитальных вложений.

Перечень субъектов инвестиционной деятельности, приводимый в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, является открытым. К их числу Закон относит инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей объектов капитальных вложений.

Инвестор - главный участник инвестиционных отношений; он определяет направления вложения инвестиций, принимает решение относительно организационных форм инвестирования: проводит торги или на иных началах привлекает заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков; разрабатывает существенные условия предпринимательских договоров, регулирующих процесс строительства. Только инвестор имеет право на распоряжение созданными в результате капитальных вложений объектами. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, а также субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.

Заказчики - уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Заказчики не вправе вмешиваться в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено соответствующими договорами. Заказчиками могут быть сами инвесторы. В случаях, когда заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах тех полномочий, которые указаны в инвестиционном договоре, связывающем заказчика с инвестором.

Обязанности заказчика определяются направлением капитальных вложений и, соответственно, регулирующим их предпринимательским договором. Так, заказчик по договору строительного подряда обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, в том числе своевременно предоставить для строительства земельный участок, необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечить транспортировку грузов в адрес подрядчика, временную подводку инженерных сетей, осуществить иные действия, предусмотренные договором, а также принять результат работ и уплатить обусловленную цену.

Подрядчики - физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками. В договорах строительного подряда весьма часто на стороне исполнителя выступает генеральный подрядчик, который отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном объеме в соответствии с условиями договора, проектом, строительными нормами и правилами. Генеральный подрядчик привлекает к исполнению отдельных видов работ или для строительства отдельных объектов субподрядные строительные, монтажные и иные специализированные организации.

Пользователи объектов капитальных вложений - это те, для которых создаются указанные объекты, в том числе физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, организации и граждане, международные объединения и организации. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть сами инвесторы. Вообще следует отметить, что субъекты инвестиционной деятельности, если иное не установлено договором (государственным контрактом), вправе совмещать функции двух и более субъектов.

Активным субъектом инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является государство в лице органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, возможно в двух формах:

посредством создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности.

Первая из перечисленных форм, заключающаяся в создании благоприятного инвестиционного климата, осуществляется государством, в частности, в результате совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования субъектами предпринимательской деятельности амортизационных отчислений; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству РФ льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами и пр.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится, в частности, в виде:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации;

формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам и их прямое финансирование за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством РФ.

Участие муниципальных образований в инвестиционной деятельности аналогично государственному и отличается характерной для них компетенцией и регионом осуществления инвестиционных программ (ст.19 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).

Рассматривая вопрос о правовых формах реализации инвестиционной деятельности, следует отметить, что несмотря на то что договор строительного подряда (ст.740-757 ГК РФ) при осуществлении капитальных вложений остается основным связующим звеном между заказчиком и подрядчиком, в современной жизни все большее значение приобретают инвестиционные договоры, выводящие на первый план фигуру инвестора. И это понятно, поскольку именно потребность инвестора в создании или модернизации объекта инициирует все последующие действия (поиск заказчика, выбор подрядчика, заключение и исполнение строительного подряда); только инвестор обеспечивает строительство необходимыми ресурсами.

В правовой литературе и предпринимательской практике нет единогласия в понимании сущности инвестиционного договора. Отдельные специалисты выделяют его как одну из форм реализации инвестиционной деятельности наряду с учредительными договорами, договорами на участие в строительстве, соглашениями о разделе продукции*(767) . Другие объединяют этим понятием различные договорные формы, связанные с инвестированием, включая соглашения о разделе продукции, и даже публично-правовые договоры, например межправительственные инвестиционные соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений*(768) .

Следует отметить, что понятие "инвестиционный договор" отсутствует в законодательстве, поэтому и трактуется в литературе в различных значениях, зачастую и в собирательном смысле - как определенная группа договоров, опосредующих инвестиционные вложения. Так, к числу инвестиционных договоров традиционно относят договор инвестирования строительства или договор долевого участия в строительстве, в соответствии с которым инвестор финансирует строительство объекта недвижимости или его части, застройщик осуществляет строительство, а после сдачи объекта в эксплуатацию передает предусмотренный договором объект (часть объекта) инвестору*(769) .

Детализация взаимоотношений участников инвестиционного процесса может достигаться путем заключения инвестиционных договоров на конкурсных условиях (на торгах) при предоставлении объектов недвижимости с целью последующего инвестирования в них. Обширная практика заключения инвестиционных договоров на торгах имеется в крупных промышленно-развитых центрах, например, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Инвестиционным договором признается также предварительный договор, одним из условий которого является обязательство заключить в будущем основной договор - о передаче объекта в собственность инвестора на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Инвестиционный договор может представлять собой комплексный договор, сочетающий черты организационного договора, определяющего основы взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности: инвестора, заказчика, подрядчика, пользователя объекта, и основного договора, содержащего обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта.

Именно в смысле комплексного договора понятие "инвестиционный договор" употребляется в узком значении как "собственно инвестиционный договор", а не собирательное понятие, объединяющее несколько групп договоров.

Отсутствие единой методологии в классификации договоров как инвестиционных, а главное - отсутствие надлежащего (детального и последовательного) правового регулирования в сфере капитальных вложений, способствует правовой незащищенности инвестора, увеличивает риск неполучения желаемого результата инвестирования, что оказывает негативное влияние на привлекательность инвестиций в эту сферу. Понятно, что такая ситуация должна быть как можно скорее преодолена.

Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, опосредующие капитальные вложения, финансируемые за счет средств бюджета Российской Федерации или субъекта Федерации, и предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Особенностью этого договора является субъектный состав: на стороне заказчика здесь выступает государственный заказчик в лице уполномоченного государственного органа (ст.763 ГК РФ).

Капитальные вложения могут оформляться договорами лизинга, а при пользовании недрами - также соглашениями о разделе продукции*(770) .

И здесь возникает интересный вопрос о соотношении понятий "вид" и "форма" инвестиционной деятельности. Очевидным представляется, на наш взгляд, неудачность формулировки названия Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме (курсив мой. - И.Ш.) капитальных вложений". Исходя из Закона , капитальные вложения - это форма инвестиционной деятельности, в то время как по сути они являются видом инвестиционной деятельности, который может осуществляться путем заключения и исполнения различных предпринимательских договоров - инвестиционных, на капитальное строительство, лизинга и др. В то же время Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" определяет лизинговую деятельность как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Налицо нечеткость позиции законодателя в определении важнейших категорий инвестиционных отношений.

Вид деятельности, наиболее урегулированный законодательством. Инвестиционное законодательство имеет место быть в странах третьего мира.

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений – инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое производство, строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, проектно-изыскательские работы.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого и/или модернизируемого имущества, находящегося в государственной, частной, смешанной собственности.

Объектом капитальных вложений может быть движимое и недвижимое имущество, в том числе незавершенное строительство.

Субъект – инвестор, который:

1. Определяет направление вложения инвестиций;

2. Принимает решение относительно организационных форм инвестирования;

3. Проводит торги или на иных началах привлекает заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков;

4. Разрабатывает существенные условия предпринимательских договоров, регулирующих процесс строительства;

5. Распоряжается созданными в результате инвестиционной деятельности объектами.

Инвесторами могут быть физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица и субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.

Субъект – заказчик – уполномоченный инвестором физическое и юридическое лицо, осуществляющее реализацию инвестиционных проектов.

Заказчики не вправе вмешиваться в предпринимательскую и/или иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Заказчиками могут быть сами инвесторы, в случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в тех пределах полномочий, которые указаны в инвестиционном договоре, связывающих заказчика с инвестором.

Обязанности заказчика определяются направлением капитальных вложений и регулирующим их предварительным договором.

Субъект – подрядчик – физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и/или гос. контракту, заключаемому заказчиками.

Генеральный подрядчик, который отвечает перед заказчиком за строительства объекта в полном объеме в соответствии с условиями договора, проектом, строительными нормами. Привлекает к исполнению отдельных видов работ или для строительства отдельных объектов субподрядным строительным, монтажным или иным специализированным организациям.


Субъект – пользователь – те лица, для которых создаются указанные объекты.

Формы участия государства:

1. Посредством создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

2. Путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности в виде:

a. Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ;

b. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

c. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам и финансирование их за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ;

d. Разработка и утверждение стандартов, норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением;

e. Федеральные инвестиционные программы создают перечни инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета;

f. Региональные инвестиционные программы образуют перчни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств субъектов РФ.

Инвестиции в форме капитальных вложений в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете имеют различное толкование. В чем состоят эти различия? Попробуем разобраться в этом далее.

Отличие инвестиций от капитальных вложений

Закон РФ от 25.02.1999 № 39-ФЗ (далее — закон № 39-ФЗ) в преамбуле дает определение инвестиций и капитальных вложений. Согласно определению, понятие «инвестиции» является более широким. Под инвестициями подразумеваются вложения денежных средств или активов, которые приравнены к денежным средствам, включая имущественные права и права, имеющие денежную оценку, в объекты предпринимательства или иной деятельности. Инвестиции совершаются в целях получения прибыли или полезного эффекта (абз. 2 ст. 1 закона № 39-ФЗ).

Капвложения — это один из видов инвестиций. В этом случае вложение денег (или иных активов) производится в основные средства (основной капитал), включая проектно-изыскательские работы (абз. 4 ст. 1 закона № 39-ФЗ).

Таким образом, отличие капвложений от инвестиций состоит в том, что капитальные вложения — это частный случай инвестиций, ограничивающийся вложениями в основные средства.

Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н утверждены ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которые распространяются на подрядные организации. При этом договоры подряда должны иметь срок исполнения более года либо срок исполнения, затрагивающий разные отчетные периоды. В то же время «строительство объектов» (чему посвящены ПБУ 2/2008) напрямую связано с капитальными вложениями. То, что для подрядной организации является «объектом строительства», для заказчика — объект капитальных вложений.

В бухгалтерском учете у заказчиков строительства (до момента введения основных средств в эксплуатацию) необходимо руководствоваться положениями, регулирующими формирование внеоборотных активов (сч. 08).После ввода актива в эксплуатацию руководствуются положениями по учету основных средств (ПБУ 6/01).

Инвестиционная деятельность в форме капвложений

Закон № 39-ФЗ устанавливает, что объектом инвестиций в форме капитальных вложений может быть вновь создаваемое имущество, а также имущество, модернизирующееся и относящееся к любому виду собственности: государственной, муниципальной, частной, общественной.

Субъектами инвестиций в форме капвложений являются:

  • инвесторы (в том числе и иностранные);
  • заказчики;
  • подрядчики,
  • пользователи объектов капвложений.

Закон не запрещает совмещать роли субъектам инвестиционных отношений. Так, предприятие может быть одновременно и инвестором, и заказчиком, и подрядчиком. На практике очень часто встречается совмещение роли инвестора и заказчика. В случае договора генерального подряда генподрядчик выступает в роли заказчика (для подрядчиков, которых он привлекает) и в роли подрядной организации — перед заказчиком и инвестором строительства.

Сегодня государство влияет на инвестиционную деятельность в форме капвложений косвенно, изменяя налоги, вводя льготирование или, наоборот, дополнительное обложение, снижая или повышая уровень технического контроля в отдельных отраслях строительства.

Участники строительного рынка, а именно там осуществляются инвестиции в форме капитальных вложений , выступающие в роли подрядчиков, организовывают самостоятельный контроль качества строительства. Ответственность за возводимые здания, сооружения, за их соответствие техническим требованиям и стандартам сегодня полностью лежит на подрядных организациях, если не доказано, что вина за нарушение технических требований лежит на другой стороне (инвесторе, заказчике).

Капитальные вложения в балансе

При составлении баланса предприятия, как правило, не выделяют в отдельную строку незавершенное строительство, которое в большей мере отражает состояние капвложений в процессе инвестиционного строительства. Но при условии, что незавершенное строительство составляет существенную часть активов, предприятие может показать этот актив отдельной строкой баланса (п. 6 ПБУ 4/99).

Строка 1150 «Основные средства» суммирует данные о земельных участках, объектах природопользования, зданиях, машинах и оборудовании, прочих ОС и о незавершенном строительстве. Состояние капвложений можно рассчитать, сравнив сумму по строке 1150 на начало периода с суммой по этой строке на конец периода.

Итоги

Капитальные вложения — такой вид инвестиций, при котором создаются материальные ценности в форме зданий, сооружений, иных объектов основных средств, включая результаты проектно-изыскательских работ. В бухучете капвложения отражают по сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». В балансе капвложения включаются в строку 1150 в составе основных средств предприятия, а при существенности суммы — выделяются отдельной строкой.

Инвестиция - одно из наиболее часто используемых понятий в экономике, в особенности если она находится в процессе трансформации или испытывает подъем. Термин «инвестиция» (от лат. investio - одеваю) подразумевает долгосрочное вложение капитала в экономику.

Инвестиционная деятельность имеет исключительно важное значение, поскольку создает основы для стабильного развития экономики в целом, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Не случайно поэтому она регулируется на уровне страны (упомянем о Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 «Оо инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») и отдельных субъектов РФ (в частности, в Санкт-Петербурге действуют два закона, принятые Законодательным Собранием, «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» от 8 июля 1998 г. № 185-36 и «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга* от 9 июля 1998 г. № 191-35. Эти законы, в частности, регулируют порядок получения поручительства администрации Санкт-Петербурга в качестве обеспечения обязательств инвестора по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности, определяют формы бюджетной поддержки, виды налоговых льгот и др.).

Известны различные определения ключевых понятий инвестиционного процесса. В частности, согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. №39-Ф3 под инвестицией понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», а инвестиционная деятельность есть «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта!-. На практике нередко термин «инвестиция» понимается в обобщенном смысле как вкладываемые активы и (или) как процесс вложения.

Традиционно различают два вида инвестиций - финансовые и реальные. Первые представляют собой вложение капитала в долгосрочные финансовые активы-паи, акции, облигации; вторые - в развитие материально-технической базы предприятий производственной и непроизводственной сфер. За реальными инвестициями в российском законодательстве закреплен специальный термин «капитальные вложения», пол которым понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты».

Реальные инвестиции, как правило, оформляются в виде так называемого инвестиционного проекта - документа, содержащего: (а) обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденную в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), и (б) описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам), запрещены.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторами, т. е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

В качестве заказчиков по инвестиционному проекту могут выступать как собственно инвесторы, так и уполномоченные ими физические и юридические лица. Непосредственные работы по возведению производственных мощностей в соответствии с требованиями проекта осуществляются подрядчиками, под которыми понимаются физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователями объектов капитальных вложений могут выступать как инвесторы, так к любые физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Субъекту инвестиционной деятельности законом разрешено совмещение функций двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности, самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами инвестиций, а также осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем инвесторы несут ответственность за нарушение законодательства РФ и обязаны в установленном порядке возместить убытки в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Государство не только регулирует инвестиционную деятельность но и, помимо этого, гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: (а) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; (б) гласность в обсуждении инвестиционных проектов; (в) право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; (г) защиту капитальных вложений.

Управленческие решения по поводу целесообразности инвестиций (в особенности реальных), как правило, относятся к решениям стратегического характера. Они требуют тщательного аналитического обоснования в силу целого ряда причин. Во-первых, любая инвестиция требует концентрации крупного объема денежных средств. Во-вторых, инвестиции, как правило, не дают сиюминутной отдачи, и вследствие этого возникает эффект иммобилизации собственного капитала, когда средства «омертвлены» в активах, которые, возможно, начнут приносить прибыль лишь через некоторое время. Поэтому любая инвестиция предполагает наличие у компании определенного «финансового запаса», позволяющего ей безболезненно пережить этап становления нового бизнеса (подразделения, технологической линии и т. п.). В-третьих, в подавляющем большинстве случаев инвестиции делаются с привлечением заемного капитала, а потому предполагаются обоснование структуры источников, оценка стоимости их обслуживания и формулирование аргументов, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов и лендеров.

В блок «Отбор и ранжирование» входят задачи, обусловленные тем обстоятельством, что условия осуществления инвестиционной деятельности могут быть различными. Чаще всего инвестор, например предприятие, имеет несколько инвестиционных возможностей. В этом случае и возникает проблема выбора. Как правило, имеет место одна из двух ситуаций: (1) выбор проекта (возникает в том случае, если доступные к реализации проекты являются альтернативными, т. е. реализация одного из них автоматически означает отказ от реализации других); (2) ранжирование проектов (эта ситуация появляется в том случае, когда проекты не являются альтернативными, но компания не может реализовать их немедленно, например, в силу ограниченности источников финансирования; поэтому по мере появления источника очередной проект может быть принят к реализации. В этом случае с помощью критериев количественной оценки проекты ранжируются по степени их предпочтительности).

В рамках блока «Оптимизация эксплуатации проекта» обычно решается одна из двух задач. Первая задача предполагает однократную реализацию проекта в течение некоторого времени с последующим высвобождением связанных финансовых ресурсов и вложением их в принципиально новый проект. Здесь основным становится вопрос о том, когда следует «свернуть» проект, т. е. прекратить его, ликвидировать производственные мощности, а высвобожденные средства вложить в новый, более привлекательный проект. Вторая задача предполагает долгосрочную эксплуатацию проекта с возможной периодической заменой основных производственных мощностей. В этом случае главный вопрос - в выборе момента замены базовых активов.

Суть задач блока «Формирование инвестиционной программы» определяется, тем обстоятельством, что любое инвестиционное решение сопровождается многими ограничениями и дополнительными эффектами. Например," инвестор ограничен в источниках финансирования, тогда как вариантов инвестирования много, т. е. возможности инвестирования (приложения капитала) превышают совокупные мощности источников финансирования. Возможна и диаметрально противоположная ситуация, когда инвестор имеет свободные финансовые ресурсы, но удовлетворяющих его вариантов приложения капитала нет. Могут возникать и многопериодные задачи с взаимоувязанными проектами, когда принятие некоторого инвестиционного проекта откладывается во времени и он будет доступен к реализации лишь при поступлении средств, генерируемых одним или несколькими ранее принятыми проектами. Если инвестор пытается учесть и увязать в единое целое подобные факторы и обстоятельства, то в этом случае появляется необходимость в разработке инвестиционной программы.

Методы оценки. Критерии, используемые в планировании и анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: (а) основанные на дисконтированных оценках; (б) основанные на учетных оценках. В первом случае во внимание принимается фактор времени, во втором - нет. Наиболее часто используемыми критериями первой группы являются: чистая приведенная стоимость (Net Present Value, NPV); индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI); внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return, IRR). Во вторую группу входят критерии: срок окупаемости инвестиции (Payback Period, РР) и учетная норма прибыли (Accounting Rate of Return, ARR).

Капитальные вложения представляют собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам).

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Их правовой статус не отличается от правового статуса субъектов инвестиционной деятельности в целом.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Капитальные вложения могут иметь общегосударственное значение. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

– в федеральном бюджете – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

– в бюджетах субъектов Российской Федерации – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.